Научная статья на тему 'Состояние и тенденции развития туризма в Испании в современных условиях'

Состояние и тенденции развития туризма в Испании в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6412
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Испания / международный туризм / экономика туристского рынка / российско-испанские отношения / экономическое сотрудничество / Spain / international tourism / tourism market economy / Russian-Spanish relations / economic cooperation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. Гулиева

В данной статье представлен анализ тенденций развития туристского рынка Испании и роли туризма в экономике страны, также представлены статистические показатели рынка международного туризма в контексте сотрудничества Испании и России. Испания – один из крупнейших центров международного туризма. По количеству туристов и доходов от туризма страна занимает лидирующие позиции. В рамках туризма осуществляется межкультурная коммуникация, обмен ценностями, изучение культуры других стран. Все это дает возможность воздействовать на международные процессы. Несмотря на определенные политические сложности в отношениях между Российской Федерацией и странами Европы, вопросы их социально-экономического сотрудничества не потеряли своей актуальности, и туризм представляет собой значимый и актуальный фактор эффективного развития межгосударственного диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF TOURISM IN SPAIN IN THE CURRENT CONTEXT

Article reviews the development trends of the tourism market in Spain and the role of tourism in the country's economy, also the statistics of the international tourism market in the context of cooperation between Spain and Russia are presented. Spain is one of the largest centers of international tourism. By the number of tourists and tourism income, the country occupies a leading position. Intercultural communication, the exchange of values, and the study of the culture of other countries are carried out within the tourism industry. It allows to influence international processes. Despite certain political difficulties in relations between the Russian Federation and European countries, the issues of their socio-economic cooperation have not lost their relevance, and tourism is a significant and relevant factor in the effective development of interstate dialogue.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции развития туризма в Испании в современных условиях»

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ИСПАНИИ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

С. Гулиева, магистрант

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской (Россия, г. Москва)

DOI:10.24411/2411-0450-2020-10022

Аннотация. В данной статье представлен анализ тенденций развития туристского рынка Испании и роли туризма в экономике страны, также представлены статистические показатели рынка международного туризма в контексте сотрудничества Испании и России. Испания - один из крупнейших центров международного туризма. По количеству туристов и доходов от туризма страна занимает лидирующие позиции. В рамках туризма осуществляется межкультурная коммуникация, обмен ценностями, изучение культуры других стран. Все это дает возможность воздействовать на международные процессы. Несмотря на определенные политические сложности в отношениях между Российской Федерацией и странами Европы, вопросы их социально-экономического сотрудничества не потеряли своей актуальности, и туризм представляет собой значимый и актуальный фактор эффективного развития межгосударственного диалога.

Ключевые слова: Испания; международный туризм; экономика туристского рынка; российско-испанские отношения; экономическое сотрудничество.

Туризм остается одной из наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Для большинства развитых стран туризм -лидирующая статья в экспорте. Международный туризм отличается относительной устойчивостью сектора в условиях современных международных экономических реалий, характеризующихся процессом глобализации и нестабильной геополитической обстановкой. Так, снижение международного туристского потока в 2009 г. составило 4%, а уже в 2010 г. он вернулся к росту, продемонстрировав 42% увеличения по итогам 2017 г. относительно докризисного уровня 2008 г. [1].

Наибольшая доля мирового валового внутреннего продукта в части туризма в 2017 г. пришлась на Азиатско-Тихоокеанский регион, Европа же заняла второе место и показала рост в 9%.

Испания представляет одну из ключевых стран Европы и мира с богатым историческим и культурным наследием. По объему ВВП Испания является пятой страной Европейского союза. После восстановления демократии экономика страны росла устойчивыми темпами и к 2008 году приближалась к ведущим странам Европейского союза. Средний темп роста экономики страны в 1990-2007 годах со-

ставлял 3,2% в год и сопровождался увеличением объема строительства и созданием более 7 млн. рабочих мест.

Мировой финансовый кризис повлиял на экономику Испании тяжелее, чем на многие другие страны: темп роста ВВП страны в 2008 году составил 1,1%, а в 2009 году стал отрицательным (-3,6%), и падение шло до 2013 года включительно. Пятилетняя рецессия 2009-2013 годов в Испании оказалась очень тяжелой, особенно в части роста безработицы, а также трехкратного увеличения относительных размеров государственного долга (к ВВП).

Только в 2014 году после пяти лет снижения экономика страны вернулась к росту (исключением был 2010 год, когда темп роста составил всего +0,02%). В 2014 году во многом благодаря общей благоприятной конъюнктуре экономики ЕС в Испании началось оживление экономики: среднегодовой темп прироста ВВП составлял +2,6%.

Несмотря на возврат к росту, докризисный уровень экономики страны по-прежнему не был достигнут. В 2016 году ВВП Испании составил 98,4% ВВП 2008 года. На рисунке 1 представлены данные по ВВП Испании за 2006-2017 годы [2].

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 О

42,

_ 16 77 _ _

65 14 Ы, ЗУ 'J14 34, „14 7613 62 TRI: 79 ,1 13, 12 46 8

12 61 11 98, 39" 37 77

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 1. ВВП Испании за 2006-2018 годы, млн долл. США

Как видно из представленных данных, самый высокий уровень ВВП наблюдался в 2008 году (1642,77 млн долл. США), затем он стал снижаться под влиянием экономического кризиса. Самый низкий уровень ВВП отмечается в 2015 году (1198,39 млн долл. США), что даже ниже уровня 2006 года (1265,61 млн долл. США). За 2017 год величина ВВП составила 1313,95 млн долл. США, что на 6,16% выше уровня 2016 года. В 2018 году ВВП вырос на 2,5%.

В Испании развитый туристический рынок: страна занимает четвертое место в Европейском союзе по числу мест для размещения (отели, хостелы и гостевые дома) после Франции, Италии и Великобритании. Испания пользуется такой большой популярностью среди иностранных туристов благодаря теплому климату, живописным пляжам и изысканной гастрономии. Испания - третья страна в мире

с наибольшим количеством объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО, а по числу биосферных заповедников страна занимает первое место в мире.

На город Мадрид с самым высоким в стране ВВП на душу приходится 14% населения, но лишь 7% промышленного выпуска и 8% туристов. Каталония с 16% населения страны дает 23% промышленного выпуска страны. Основная масса туристов также направляется в Каталонию (24%), на острова и в менее развитую Андалусию.

По данным Института исследований рынка (1ЕВ), туристический бум стал главным двигателем испанской экономики в 2016 г. По заявлениям министра энергетики, туризма и цифровых технологий, А.Надаля, на конец 2016 г. число посещений иностранных туристов составило 75,3 млн. (увеличение на 10,5% относительно 2015 г. и увеличение дохода за счет туристов на 7,2%) (рис. 2) [3].

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 2. Доходы от туризма в Испании, млрд евро

Российскую Федерацию и Королевство Испания связывают десятилетия развитых экономических отношений. Можно говорить о непосредственном влиянии экономики на внешнюю политику обоих государств. Инвестиционное сотрудничество

двух стран способствует развитию не только политических, но и культурных и туристических связей. Свыше 1,2 млн российских туристов побывали в Испании в 2018 году, на 6,3% больше, чем годом ранее. Общее число иностранных гостей

составило 82,77 млн, на 1,1% больше, чем годом ранее. Чаще всего туристы приезжали из Великобритании (18,5 млн), Германии (11,4 млн) и Франции (11,3 млн). Точное число туристов из России -1222426 [4].

Испания заинтересована во въезде российских граждан, т.к. международный туризм - одна из главных статей бюджета страны, а потому привлечение заинтересованного российского туриста было одним из приоритетных направлений сотрудничества по линии Россия - Испания [5].

В 2006 г. было подписано «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о сотрудничестве в сфере туризма», а в 2007 г. «Соглашение об упрощении визового режима между Российской Федерацией и Европейским Союзом», не отменявшем как таковой визовый режим, но взаимно упрощавшем получение виз гражданами обеих сторон [6].

Развитию сотрудничества России и Испании в сфере туризма способствует международная туристская выставка «ФИ-ТУР». Также 12 марта 2019 года в Москве, открылась крупнейшая тематическая выставка, посвящённая путешествиям и туризму - «MITT 2019». Среди самых значительных экспонентов - Институт Туризма Испании. На выставке работали представители гостиниц, туристических агентств и туристических администраций Автономных Сообществ Испании. Испания -постоянный участник «MITT», в 2017 году была объявлена Страной-партнёром выставки, а на протяжении нескольких лет участия в выставке Туристическая марка Испании была удостоена таких наград, как: «Лучшее направление в Европе» в 2015 году и «Лучший стенд» в 2016 году [7].

Задача стратегии «Turespana» на российском рынке состоит в привлечении туриста, который задает тенденцию интереса к разнообразным видам туристического продукта в Испании. Для осуществления основных составляющих данной стратегии в течение 2019 года было запланировано проведение мероприятий, направленных на: усиление узнаваемости Испании как

туристического направления среди конечного потребителя и профессионалов; на взаимодействие с игроками российского туристического сектора в Москве, Санкт-Петербурге и в других городах России, со СМИ и авиакомпаниями; на сотрудничество с испанским туристическим сектором в семинарах и воркшопах, направленных на клиентов с высокой покупательской способностью.

По количеству туристов и доходов от туризма Испания занимает лидирующие позиции. Согласно данным Национального Института Статистики Испании «FRONTUR», в 2018 году страну посетило рекордное количество иностранных туристов, 82,773 млн человек, что на 1,1% больше по сравнению с показателями 2017 года. Испанию в январе-июле 2019 года посетили 758,2 тыс. российских туристов, что на 11,2% превышает показатель за аналогичный период годом ранее,

Испания закрыла 2018 год с ростом въездного турпотока, достигнув показателя 82,8 млн. иностранных туристов, что на 1,1% больше, чем было зафиксировано в

2017 году. Скромный рост объясним в значительной мере спадом прибытий с двух основных въездных рынков этой страны - Великобритании (падение турпотока на 1,6%, 18,5 млн. туристов) и Германии (падение турпотока на 4,1%, 11,3 млн. туристов).

По данным Национального института статистики Испании (INE), в ТОП-3 рынков, которые выросли в объемах турпотока в 2018 году больше всего, вошли США (+11,8%, почти 3 млн. человек), Португалия (+9,8%, 2,3 млн. туристов) и Россия (+6,3%, 1,2 млн. туристов). Испанию в

2018 году посетило более 1,2 млн. граждан РФ. Только в декабре 2018 года в Испании побывало 60,5 тыс. гостей из России, что на 17,3% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Традиционно порядка двух третей российских туристов, приезжающих в Испанию, выбирают основным местом своего отдыха Каталонию. Несмотря на колебания курса валют, турпо-ток из России в августе 2018 года вырос на 0,8%, достигнув 173,2 тыс. человек. Теплый климат, развитая туристическая ин-

фраструктура, нацеленность на туриста сыграли огромную роль в привлечении российских туристов.

По оценке российских туроператоров, Испания благодаря разнообразию предложения пользуется стабильным спросом на российском рынке. Так, по данным туроператора «Библио-Глобус», спрос на туры в Испанию в 2018 году превышает на 27% показатели за весь осенний период 2017 года [8].

Каталония, согласно статистике «РКОЭТиЯ», оказалась и наиболее посещаемым туристическим направлением Испании в 2018 году в целом (19,1 млн. туристов или 23,1% от общего иностранного въездного потока в Испанию). В топе спроса туристов - курорты побережья Коста-Дорада, Коста-Брава, Коста-дель-Маресме. На втором месте по популярности у иностранных туристов в Испании -Балеарские острова (13,9 млн. человек), на третьем - Канарский архипелаг (13,8 млн. человек), далее идет Андалусия (11,7 млн.), Валенсия (9,2 млн.) и регион Мадрида (7,1 млн.).

Каждый пятый турист (21% от всего турпотока) приехал в Испанию в рамках пакетного тура. Организованные иностранные туристы потратили в стране почти 19 млрд.евро (+4,2% к уровню 2017 года). Доля пакетного туризма в российском турпотоке в Испанию, согласно экспертным оценкам, составляет не менее 30%.

Общее число туристов, приехавших в Испанию за 7 месяцев 2019 года, составило 48,061 млн иностранных туристов, что на 1,9% больше, чем в январе-июле 2018 года. Традиционно больше всего путешественников прибыло в Испанию из Великобритании (1,691 млн, +1,7%), Германии (1,065 млн, +2,6%) и Франции (1,008 млн, -2,5%). В 2019 году больше всего туристов для отдыха в Испании выбрали Канарские острова (2,338 млн), автономные сообщества Каталония (1,941 млн) и Андалусия

(1,2 млн). Мадрид посетили 1,084 млн туристов (+6%).

В сентябре 2019 г. туристическая фирма Thomas Cook объявила о прекращении работы. Наибольший ущерб от банкротства британского туроператора понесет Испания. В 2018 г. Thomas Cook привез в Испанию 2,38 млн. пакетных туристов. Больше всех от банкротства туроператора пострадали Канарские и Балеарские острова, для которых британский рынок был основным. Правительство страны уже подготовило план для борьбы с экономическими последствиями, который обойдётся Испании в €300 млн. Меры предполагают отсрочку уплаты взносов и налогов для компаний, которые помогают с вывозом пострадавших от банкротства туристов. А туристический спрос на Канарских и Балеарских островах планируется восстанавливать с помощью глобальных рекламных кампаний.

Таким образом, из страны, предлагавшей по большей части бюджетные туры, Испания превратилась в мирового лидера, способного удовлетворить требования клиентов с различным уровнем дохода, но при неизменно высоком качестве предлагаемых услуг. Испанский опыт использования иностранного туризма в создании положительного образа за рубежом весьма полезен многим странам, в том числе и России. Испанию в 2018 году посетило более 1,2 млн. граждан РФ. Только в декабре 2018 года в Испании побывало 60,5 тыс. гостей из России, что на 17,3% больше, чем за аналогичный период 2017 года. В феврале 2019 года турпоток из России вырос на 5,1% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, составив 50,4 тыс. человек. Общее число иностранных туристов в феврале увеличилось на 3,8%, до 4,380 млн. Все данные показатели говорят о том, что туризм является одним из приоритетных направлений сотрудничества России и Испании.

Библиографический список

1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года от 20.09.2019 // СПС Консультант Плюс.

2. ВВП (в текущих долларах США). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD7locations = ES&view =сЬаЛ (дата обращения: 20.12.2019).

3. Spain - International tourism receipts // Knoema. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knoema.com/atlas/Spain/Tourism-receipts (дата обращения: 20.12.2019).

4. Число российских туристов, посетивших Испанию в 2018 году, выросло на 6,3%. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finmarket.ru/news/4934316 (дата обращения: 09.12.2019).

5. Kovalevskaya, N.V. Linguistic Dimension of World Politics: Hispanophony. - Berlin: Golden Mile GmbH, 2015. - 180 p.

6. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза от 25.05.2006 // СПС Консультант Плюс.

7. 27-яМосковская международная туристическая выставка. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.mitt.ru (дата обращения: 09.12.2019).

8. Спрос на туры в Испанию в 2018 году превышает на 27%. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.bgoperator.ru (дата обращения: 09.12.2019).

STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF TOURISM IN SPAIN IN THE CURRENT

CONTEXT

S. Gulieva, Graduate Student

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, Moscow)

Abstract. Article reviews the development trends of the tourism market in Spain and the role of tourism in the country's economy, also the statistics of the international tourism market in the context of cooperation between Spain and Russia are presented. Spain is one of the largest centers of international tourism. By the number of tourists and tourism income, the country occupies a leading position. Intercultural communication, the exchange of values, and the study of the culture of other countries are carried out within the tourism industry. It allows to influence international processes. Despite certain political difficulties in relations between the Russian Federation and European countries, the issues of their socio-economic cooperation have not lost their relevance, and tourism is a significant and relevant factor in the effective development of interstate dialogue.

Keywords: Spain, international tourism, tourism market economy, Russian-Spanish relations, economic cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.