Научная статья на тему 'Состояние и тенденции развития рынка маркетинговых исследований костромской области'

Состояние и тенденции развития рынка маркетинговых исследований костромской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РЫНОК МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / МАРКЕТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА / MARKETING RESEARCH / MARKET RESEARCH / MARKETING AGENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуляева Мария Константиновна, Виноградова Анастасия Анатольевна

В статье проанализирована ситуация на российском рынке маркетинговых исследований, рост которого замедлился. Осуществлено исследование востребованности услуг по проведению маркетинговых исследований на костромском рынке, выявлены основные «рыночные игроки». Установлено, что костромской рынок маркетинговых исследований недостаточно развит в силу невысокой платежеспособности потенциальных заказчиков и отсутствия понимания важности проведения маркетинговых исследований у руководителей костромских предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции развития рынка маркетинговых исследований костромской области»

предприятие, если он сложился на основе ценностей, связанных с решением задач, стоящих перед коллективом.

В предупреждении и предотвращении текучести кадров немаловажную роль играет применение морально-психологических стимулов. При этом следует учесть, что стимулы должны быть личностно и ситуативно ориентированными. Также необходимо иметь в виду, что действенность стимула будет заметна только в том случае, если он будет соответствовать мотивам деятельности работника. При расхождении мотива и стимула последний окажется безразличным. Наблюдения показывают, что действие стимула связано также с ситуацией, непосредственно сложившейся в личной жизни работника или в коллективе предприятия.

Применяемые морально-психологические стимулы должны быть разнообразными, рассчитанными на любую ценностную ориентацию, если она не вступает в противоречие с нормами совместного общежития, сложившихся на предприятии. Необходимо также иметь в виду, что ценность, действенность стимулов во многом зависят от конкретной ситуации, сложившейся в коллективе предприятия.

Список литературы /References

1. Алиев Т.Г., Алиева Ш.Т. Некоторые проблемы трудоустройства в Азербайджанской Республике. // Проблемы современной науки и образования. [Электронный ресурс], 2018. № 1 (121). С. 20-24. Режим доступа: https://ipi1.ru/images/PDF/2018/121/PMSE-1-121.pdf/ (дата обращения: 28.10.2018). DOI:10.20861/2304-2338-2018-121-002.

2. Кулиев Т.А. Управление человеческими ресурсами (во имя человека). Баку «Нагил еви», 2013. 828 с. (на азербайджанском языке).

3. Мурадов Ш. Человеческий потенциал: основные тенденции, реалии, проблемы (монография). Баку «Элм», 2004. 660 с. (на азербайджанском языке).

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА

МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОСТРОМСКОЙ

ОБЛАСТИ 1 2 Гуляева М.К. , Виноградова А.А.

Email: Gulyaeva17133@scientifictext.ru

1Гуляева Мария Константиновна - кандидат экономических наук, доцент; 2Виноградова Анастасия Анатольевна - магистрант, кафедра менеджмента и маркетинга, Костромской государственный университет, г. Кострома

Аннотация: в статье проанализирована ситуация на российском рынке маркетинговых исследований, рост которого замедлился. Осуществлено исследование востребованности услуг по проведению маркетинговых исследований на костромском рынке, выявлены основные «рыночные игроки». Установлено, что костромской рынок маркетинговых исследований недостаточно развит в силу невысокой платежеспособности потенциальных заказчиков и отсутствия понимания важности проведения маркетинговых исследований у руководителей костромских предприятий.

Ключевые слова: маркетинговые исследования, рынок маркетинговых исследований, маркетинговые агентства.

STATUS AND TRENDS OF THE MARKET DEVELOPMENT

OF THE MARKETING RESEARCH OF THE KOSTROMA REGION

1 2 Gulyaeva M.K. , Vinogradova A.A.

1Gulyaeva Maria Konstantinovna - PhD in Economics, Associate Professor;

2Vinogradova Anastasiya Anatolievna - Undergraduate, DEPARTMENT OF MANAGEMENT AND MARKETING, KOSTROMA STATE UNIVERSITY, KOSTROMA

Abstract: the article analyzes the situation in the Russian market of marketing research, the growth of which has slowed. The study of the demand for services for marketing research in the Kostroma market, identified the main «market players». It is established that the Kostroma market of marketing researches is poorly developed owing to low solvency of potential customers and lack of understanding of importance of carrying out marketing researches at heads of the Kostroma enterprises. Keywords: marketing research, market research, marketing agencies.

УДК 338.12.017

В современных условиях ни одно предприятие не может обойтись без проведения маркетинговых исследований, которые позволяют собрать необходимую информацию о потребителях, конкурентах, рыночной конъюнктуре для стратегического планирования и оперативной деятельности. Маркетинговые исследования можно проводить собственными силами сотрудников организации без привлечения сторонних специалистов (в этом случае исследования могут быть рассмотрены исключительно как внутренняя функция компании, а не как объект экономического взаимодействия на рынке) или обратиться в специализированные исследовательские агентства. Последнее означает, что на разных уровнях (локальном, национальном и мировом) сформировался и развивается рынок услуг по проведению маркетинговых исследований, который и является объектом анализа в данной статье.

Основными заказчиками на мировом рынке являются производители товаров краткосрочного пользования, представители средств массовой информации, а также производители фармацевтических товаров и средств личной гигиены. Для российского рынка характерно привлечение сторонних специалистов для проведения маркетинговых исследований крупными компаниями, которые производят товары как долгосрочного, так и краткосрочного использования.

На протяжении ряда лет российский рынок маркетинговых исследований демонстрировал стабильный рост, но по разным причинам не достиг ожидаемого масштаба, сопоставимого с размером этого отраслевого рынка в развитых странах. Так, объем рынка маркетинговых исследований в России в 2016-м году достиг 375 млн. долл. США против 350 млн. долл. в 2009 г. И как отмечают эксперты, вероятно, это последний год роста рынка маркетинговых исследований. Рынок маркетинговых исследований вступил в более турбулентную фазу развития [1].

Кризис последних лет оказывает существенное влияние на российский рынок маркетинговых исследований, участники которого вынуждены реагировать на изменяющиеся условия. В связи с чем на отечественном рынке наблюдаются следующие тенденции развития:

- активный переход из оффлайна в онлайн, все реже проводятся телефонные и уличные опросы и всё чаще онлайн-опросы. Преимущество онлайн-опроса - простота и дешевизна применения.

- сжатый срок проведения исследований. Быстротечность рынка, смена брендов, реакция конкурентов обязывает реализовывать исследования в укоренном режиме.

- использование технологии Big Data. Неструктурированность полученных данных в силу отсутствия поставленной исследовательской задачи при сбое информации будет увеличивать значение качественных исследований.

- индивидуальный подход. Всё чаще для решения конкретной задачи разрабатывается свой индивидуальный инструментарий.

- активное включение пассивных методов исследования (сбор данных о поведении потребителей в интернете, их активностей в блогах, форумах и онлайн-сообществах). Данные методы, связанные с построением предиктивных моделей, по мнению экспертов, ощутимо потеснят традиционные опросные технологии количественных маркетинговых исследований [2].

На развитость рынка маркетинговых услуг регионального уровня серьезное влияние оказывает социально-экономического положение самого региона. Костромская область - провинциальный регион с большой долей бюджетного сектора и предприятий малого бизнеса (около 70%), работающих в сфере торговли и услуг. Как следствие не во всех организациях созданы службы маркетинга, но невысокие доходы малых предприятий сдерживают развитие рынка маркетинговых исследований.

На Костромском рынке присутствует шесть основных игроков: ЗАО «Матвеев и партнеры», центр развития организаций и управления изменениями «Грани», Костромской центр региональных исследований (ММЦ «Кострома»), агентство маркетинговых исследований «BrandCare», ЗАО «Профи-Консалт», ООО «Бренд Агентство Звезда». Анализируя их деятельность, прослеживается основная тенденция - они позиционируют себя как компании, предоставляющие широкий спектр консалтинговых и маркетинговых бизнес-услуг. То есть проведение маркетинговых исследований не является основным и, тем более, единственным видом деятельности.

Для оценки востребованности услуг по проведению маркетинговых исследований на костромском рынке был проведен опрос потенциальных заказчиков услуг (руководителей предприятий и отделов маркетинга, маркетологов и др.). В опросе приняло участие 198 представителей костромских компаний. По результатам исследования были получены следующие данные:

В основном в компаниях маркетингом и маркетинговыми исследованиями занимается отдельный сотрудник, это чаще всего маркетолог или аналитик (49%). Только в 32% компаний есть служба маркетинга. Прежде всего, это зависит от сферы и масштабов деятельности организации.

Отдел маркетинга, состоящий из двух специалистов, самый распространенный вариант, обычно в штате это аналитик и специалист по продвижению. Реже встречается, когда в отделе маркетинга работает от двух до пяти специалистов. В основном силами своих сотрудников проводятся исследования:

- конкурентов и их коммуникационной политики;

- рынка для определения емкости и доли рынка компании и конкурентов;

- спроса на продукцию предприятия;

- потребителей.

Ответ на вопрос анкеты «Какая сумма в месяц выделяется на маркетинговые исследования?» вызвал у большинства респондентов затруднение, так как чаще всего в компаниях не выделяется отдельно бюджет на проведение маркетинговых исследований - это общий бюджет на реализацию всей маркетинговой деятельности, включающей и программы продвижения. Как отметили специалисты, маркетинговый бюджет в компаниях обычно плавающий и зависит от объема продаж. Как правило, на маркетинговую деятельность выделяется до 5% от общего объема продаж, а далее общий бюджет распределяется согласно утвержденному маркетинговому плану. Бюджет на маркетинговые исследования обсуждается индивидуально в зависимости от целей и задач самого исследования, объема информации, срочности.

Немногим более половины (58%) опрошенных представителей костромских предприятий привлекают сторонние агентства для проведения маркетинговых исследований. Среди основных причин отказа респонденты выделили:

- ограниченность бюджета, экономия средств. Эта причина отказа особенно характерна для предприятий малого бизнеса, стартапов, где понимается необходимость в изучении целевой аудитории, рынка, но проводится это все собственными силами, экономя бюджет;

- отсутствие понимания важности проведения маркетинговых исследований у руководителей предприятий;

- собственный отдел маркетинга, в котором есть штат специалистов, обладающих достаточными компетенциями для организации и проведения маркетинговых исследований. Это характерно для предприятий крупного бизнеса, которые на рынке присутствуют достаточно долго и располагают постоянным маркетинговым бюджетом. Специалисты отдела маркетинга могут привлекать сторонние организации только для организации сбора информации - наем интервьюеров;

- нет необходимости. Это свойственно компаниям, которые работают на узкоспециализированном рынке, где конкуренция незначительна, а потребители хорошо известны.

По результатам опроса был составлен рейтинг агентств, к услугам которых обращаются костромские предприятия при проведении маркетинговых исследований. Среди них представлены не только местные маркетинговые агентства, но и национальные:

1. Infoline,

2. Консалтинговый центр «Грани»,

3. Ремарк,

4. PiArt.

5. MegaResearch,

6. BrandCare,

7. Bcgroup,

8. Костромской центр региональных исследований.

9. Comcon,

10. Roistat.

Окончательное решение о выборе сотрудничества с маркетинговым агентством принимает руководитель компании на основании представленных коммерческих предложений в ответ на запрос согласно техническому заданию.

Основными критериями выбора маркетингового агентства для сотрудничества, по мнению опрошенных, выступают: стоимость услуг (17%), качество услуг (15%), сроки исполнения (12%), надежность (11,4), успешный опыт (10,2%).

Большинство респондентов (45%) отметили, что услугами маркетинговых агентств пользуются один раз в год, обычно это связано со стратегическим планированием или планированием показателей на предстоящий год. И только 4% - ежемесячно.

Таким образом, костромской рынок маркетинговых исследований недостаточно развит в силу невысокой платежеспособности потенциальных заказчиков и отсутствия понимания важности проведения маркетинговых исследований у руководителей костромских предприятий (низкой маркетинговой культуры). Не способствует его развитию и кризисные явления в российской экономике. Для изменения ситуации в части востребованности услуг по проведению маркетинговых исследований на костромском рынке, на наш взгляд, агентствам стоит активнее принимать участие в региональных выставках, бизнес-мероприятиях, например, таких как Костромской экономический форум, инициировать проведение специальных событий, позволяющих рассказать представителям бизнес-сообщества о новых приемах и методах проведения исследований, возможностях и выгодах от использования их результатов, быть более активными в интернет-пространстве.

Список литературы /References

1. Пратусевич В.Р. Российский рынок маркетинговых исследований в 2016 году // Маркетинг в России, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.marketologi.ru/upload/information_system_16/3/7/3/item_3732/informatio n_items_property_10681.pdf/ (дата обращения: 25.06.2018).

2. Пратусевич В.Р. Обзор российского рынка маркетинговых исследований // Маркетинг в России,2016. Справочник НП Гильдия маркетологов. М.: ООО «Школьная Пресса», 2016. С. 19-24.

ПУТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ ИНФРАСТРУКТУР

В УЗБЕКИСТАНЕ Умарова М.Б. Email: Panyushkin17133@scientifictext.ru

Умарова Малика Бахтияровна - младший научный сотрудник, Научно-исследовательский центр Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: третьим направлением «Стратегии действий» является развитие и либерализация экономики страны, активизация реформы банковской системы и ее устойчивости, повышение уровня капитализации и депозитной базы банков, укрепление финансовой стабильности и надежности, перспективные инвестиционные проекты и дальнейшее кредитование малого бизнеса и частного предпринимательства. В данной статье проанализировано состояние развития банковской инфраструктуры, текущее состояние реформ, проводимых государством в банковской системе, а также даны предложения и рекомендации по развитию банковских инфраструктур.

Ключевые слова: банковско-финансовая система, банковская инфраструктура, кредит, банкоматы, депозиты, пластиковые карты.

WAYS OF DEVELOPMENT OF BANKING INFRASTRUCTURES

IN UZBEKISTAN Umarova M-В.

Umarova Malika Bahtiyarovna - Junior Researcher, SCIENTIFIC RESEARCH CENTER SCIENTIFIC BASES AND ISSUES OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF UZBEKISTAN, TASHKENT STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the third direction of the Strategy of Action is the economic development and liberalization of the country, intensifying the reforms of the banking system and its stability, increasing the level of capitalization and deposit base of banks, strengthening financial stability and reliability, promising investment projects and further lending to small businesses and private entrepreneurship.This article analyzes the state of development of banking infrastructure, the current state of reforms carried out by the state in the banking system, And also includes offers and recommendations for the development of banking infrastructures.

Keywords: banking and financial system, banking infrastructure, credit, ATMs, deposits, plastic cards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.