Научная статья на тему 'Состояние и тенденции развития гостиничного сектора Санкт-Петербурга'

Состояние и тенденции развития гостиничного сектора Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1376
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ СЕКТОР / ИНДУСТРИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ / ОТЕЛЬ / ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ СПРОС / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СЕГМЕНТ / ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / УРОВЕНЬ ЗАГРУЗКИ / СРЕДНЯЯ ДОХОДНОСТЬ НОМЕРА / HOTEL INDUSTRY / ACCOMMODATION INDUSTRY / HOTEL / CUSTOMER DEMAND / CUSTOMER SEGMENT / POPULATION INCOMES / LEVEL OF LOADING / THE AVERAGE YIELD NUMBERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терентьева Ю.Г.

В современных экономических условиях развитие гостиничного сектора регионов строится с учетом специфики отраслевым услуг. В данном аспекте необходимо рассматривать все типы гостиничного сектора, характеризующие общую ситуацию на рынке. В статье приведен подробный анализ функционирования гостиничного сектора Санкт-Петербурга за 2015 год в разрезе отдельных его сегментов, освещены тенденции развития отдельных компонентов гостиничного рынка города. Эффективный анализ деятельности гостиничного сектора невозможен без учета состояния покупательной способности потенциальным пользователей предприятий индустрии гостеприимства. Тенденции последних двух лет свидетельствуют об изменении структуры въездного туризма в Санкт-Петербурге, сокращении доли туристов из европейских стран, увеличении гостей из Китая, а также росте внутреннего туризма. В связи с переориентацией российских туристов с зарубежных направлений отдыха на внутренние в статье представлена характеристика финансового состояния жителей нашей страны. Проведенный в статье анализ гостиничного сектора и основных тенденций его развития направлен на формулирование магистральных направлений повышения эффективности деятельности индустрии размещения в современных экономических условиях, способствующих росту ее конкурентоспособности как в диапазоне текущего планирования, так и с позиции привлечения финансовым источников в перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND DEVELOPMENT TENDENCIES OF ST. PETERSBURG’S HOTEL SECTOR

In the modern economic conditions the development of regions’ hotel sector is based according to branch services’ specificity. In the aspect it is necessary to review all the types of hotel sector which characterize the general situation at the market. The article contains a detailed analysis of St. Petersburg’s hotel sector’s functioning for 2015 in the form of separated segments; this article also exposes tendencies of the city’s hotel components’ development. An efficient analysis of the hotel sector’s activity is impossible without taking into account potential users’ purchasing power’s state in the sphere of hospitality. The tendencies of the latest two years have shown a change in St. Petersburg entrance tourism’s structure, decline of European tourists’ share, growth of tourists’ flow from China and internal tourism. Due to refocusing of Russian tourists from foreign tourism to Russian ones, the article provides the characteristic of Russian citizens’ financial state. The conducted analysis of hotel sector and basic tendencies of its development is aimed at formation of mainstream ways of hotel activity’s efficiency rise in the modern economic conditions which promote the growth of competitiveness, in the scale of present planning and from the position of financial sources’ attraction in perspective.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции развития гостиничного сектора Санкт-Петербурга»

Ю.Г. Терентьева, канд. экон. наук, доцент, кафедра менеджмента и маркетинга, Балтийская академия туризма и предпринимательства, г. Санкт-Петербург, Россия, luckyterenteva@yandex.ru

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО СЕКТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В современных экономических условиях развитие гостиничного сектора регионов строится с учетом специфики отраслевым услуг. В данном аспекте необходимо рассматривать все типы гостиничного сектора, характеризующие общую ситуацию на рынке. В статье приведен подробный анализ функционирования гостиничного сектора Санкт-Петербурга за 2015 год в разрезе отдельных его сегментов, освещены тенденции развития отдельных компонентов гостиничного рынка города. Эффективный анализ деятельности гостиничного сектора невозможен без учета состояния покупательной способности потенциальным пользователей предприятий индустрии гостеприимства. Тенденции последних двух лет свидетельствуют об изменении структуры въездного туризма в Санкт-Петербурге, сокращении доли туристов из европейских стран, увеличении гостей из Китая, а также росте внутреннего туризма. В связи с переориентацией российских туристов с зарубежных направлений отдыха на внутренние в статье представлена характеристика финансового состояния жителей нашей страны. Проведенный в статье анализ гостиничного сектора и основных тенденций его развития направлен на формулирование магистральных направлений повышения эффективности деятельности индустрии размещения в современных экономических условиях, способствующих росту ее конкурентоспособности как в диапазоне текущего планирования, так и с позиции привлечения финансовым источников в перспективе.

Ключевые слова: гостиничный сектор, индустрия размещения, отель, покупательский спрос, потребительский сегмент, денежные доходы населения, уровень загрузки, средняя доходность номера.

Санкт-Петербург является вторым по объему туристических потоков городом России. Ежегодно его посещает более 6 млн человек. Основная часть отдыхающих размещается в гостиничном секторе, который представлен малыми, средними отелями, а также отелями люксового сегмента. Основными показателями эффективности функционирования предприятий размещения являются «occupancy» (загрузка) и «average daily rate/ADR» (доходность на номер). Загрузка отелей в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросла до 73,26% (прирост

на 9,29%). В частности, в отелях категорий 3 и 4 звезды (средний сегмент) наблюдался рост на 9,63 и 9,21% соответственно. Итоговая загрузка по всем сегментам гостиничного сектора показала позитивную динамику в первом полугодии 2015 года. В силу макроэкономических причин из года в год стоимость проживания в предприятиях размещения Санкт-Петербурга устойчиво возрастает. Так, по итогам первого полугодия 2015 года показатель доходности на номер увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 18% - до 3 тыс. руб. Наибо-

лее значительный рост доходности на номер зафиксирован в высоких сегментах рынка -от верхнего до люксового, в каждом из которых по итогам полугодия этот показатель достиг самого большого значения за последние четыре года. Так, в люксовом сегменте в первом полугодии 2015 года средний тариф вырос на 10% к аналогичному периоду 2014 года одновременно с ростом загрузки на 20% и увеличением доходности на номер на 30%. Аналогичная динамика наблюдалась и в верхней части верхнего сегмента.

Рассмотрим характеристики различных сегментов гостиничного сектора Санкт-Петербурга за четыре года более подробно и проанализируем динамику основных показателей эффективности функционирования отелей в период 2014-2015 годов. В качестве дополнительного оценочного показателя будем рассматривать показатель общей выручки номерного фонда, отнесенной к общему числу доступных комнат (revenue per available room/RevPAR)», рассчитываемый как произведение средней доходности номера (ADR) и загрузки отеля

(occupancy). Доходность на номер люксовых гостиниц по сравнению с 2014 годом выросла на 30% за первое полугодие - до 7,5 тыс. руб., что стало следствием увеличения тарифов на 11% и роста заполняемости на 19% (рис. 1). При этом загрузка на уровне 51% превышает не только аналогичные данные по этому показателю в 2014 году, но и показатели 2012 года (на 13%, или 6,1 п.п.)1.

Доходность на номер в верхнем пределе верхнего сегмента выросла на 19% (до 4,2 тыс. руб.) (рис. 2) преимущественно за счет увеличения загрузки (на 16%, или 8,1 п.п.), тогда как тариф на данный момент составляет только половину от показателя люксового сегмента.

Благодаря увеличению загрузки в верхнем сегменте на 28% (13 п.п.) показатель доходности на номер вырос на 28% - до 3,3 тыс. руб. Заполняемость гостиниц верхнего сегмента достигла рекордного значения -66%, в то же время средний тариф остался на уровне 2014 года (рис. 3). Вероятно, возможности для наращивания тарифа в данном сегменте появятся только после возвра-

16,000 12,000

=> 8.000

4,000

L L L L

60% 55%

50% 45%

40% 35%

30% 25%

20%

2012

2013 ■ ADR

IRevPAR

2014

■ Occupancy

2015

Рис. 1. Динамика показателей деятельности гостиниц люксового сегмента в Санкт-Петербурге

в 2012 году - первом полугодии 2015 года

Рис. 2. Динамика показателей деятельности гостиниц верхнего предела верхнего сегмента в Санкт-Петербурге в 2012 году - первом полугодии 2015 года

6,000 -I 70%

ши

о---I-^-!---,---зок

2012

2013

iRe-PAR

2014

2015

Рис. 3. Динамика показателей деятельности гостиниц верхнего сегмента в Санкт-Петербурге

в 2012 году - первом полугодии 2015 года

6,000

4.000

2.000

-Г 75%

- 70%

rrni

---1--1-^-1----40%

2012

2013 .ADR

2014

2015

■ Rev РАК

Рис. 4. Динамика показателей деятельности гостиниц верхнего предела среднего сегмента в Санкт-Петербурге в 2012 году - первом полугодии 2015 года

Рис. 5. Динамика показателей деятельности гостиниц среднего сегмента в Санкт-Петербурге в 2012 году - первом полугодии 2015 года

щения туристов из Западной Европы и приближения загрузки отелей к 70% в среднем по году.

В верхнем пределе среднего сегмента зафиксированы более низкие темпы роста в связи с большой зависимостью этого сегмента от спроса, чувствительного к цене, и переориентацией зарубежных гостей в пользу более высоких сегментов (рис. 4). Показатель ADR вырос на 6% (до 2,6 тыс.

руб.) в равной степени как за счет роста тарифа, так и за счет увеличения загрузки, что в целом является положительной динамикой .

Гостиницы среднего сегмента не демонстрируют значительной динамики показателей. Их характеристики остаются примерно на уровне 2014 года, с небольшим увеличением загрузки и снижением тарифа (рис. 5). В данном сегменте не наблюдается

увеличения спроса: гости, чувствительные к цене, не могут себе позволить останавливаться в Санкт-Петербурге в отелях среднего сегмента, тогда как те, кто имеют такую возможность, предпочитают останавливаться в отелях более высоких категорий.

Одной из причин представленной характеристики гостиничного сектора Санкт-Петербурга является изменение в структуре туристов, посещающих город. Так, в 2015 году количество иностранных гостей, посещающих Санкт-Петербург, увеличилось незначительно - с 2013 года по 2015 год увеличение иностранного туристического потока составило всего 4%. На фоне сокращения числа туристов из Европы и Северной Америки наблюдается рост числа гостей из азиатских и арабских стран. По данным Федерального агентства по туризму, рост количества гостей из Китая в Россию за первые девять месяцев 2015 года составил 35%2. Основной прирост в структуре туристов приходится на российских туристов, число которых в течение последних четырех лет ежегодно увеличивается на 18%, при этом максимальный прирост зафиксирован в 2014-2015 годах (30%).

Приобретение туристических продуктов, включающих услуги размещения, не является объектом первоочередной потребности. В соответствии с механизмом потре-

бительского поведения решение о покупке принимается клиентом после оценки уровня своей платежеспособности. Наряду с психологическими и политическими факторами размер свободных денежных средств определяет выбор направления отдыха, страны/ населенного пункта, его длительность и характеристики. В течение последних четырех лет, особенно в 2014-2015 годах, сформировалась тенденция к снижению платежеспособного спроса и размера реальных денежных доходов населения. Последний показатель в ноябре 2015 года сократился на 5,4% по сравнению с ноябрем 2014 года. В октябре 2015 года реальные располагаемые денежные доходы сократились на 5,6%, в сентябре - на 4,3%, в августе - на 5,3%. В целом, за январь-ноябрь 2015 года доходы населения в реальном выражении сократились на 3,5%. В то же время в реальном выражении средняя зарплата в 2015 году снизилась на 9,2%3. По данным Росстата, количество бедных людей в 2015 году увеличилось на 3 млн. Численность экономически активного населения России составила 77,4 млн человек4, к осени 2015 года в России официально насчитывалось 4,1 млн безработных граждан (более 5% от общей численности экономически активного населения). Следовательно, 73,3 млн граждан России экономически заняты, при этом около 22 млн

человек живут на заработную плату, которая ниже, чем официально установленный прожиточной минимум. Кроме того, по данным Росстата, около 30% трудоспособных российских граждан формально трудоустроены, но их доходы не превышают «порог бедности»5. Данная ситуация вкупе со значительным снижением стоимости российской валюты по отношению к основным европейским, на наш взгляд, является одним из основных факторов, способствующих увеличению объемов внутреннего туризма. В этом направлении Санкт-Петербург как один из важнейших культурных и архитектурных центров нашей страны находится в тройке лидеров по посещаемости после Краснодарского края. По итогам 2015 года Санкт-Петербург по ко -личеству посетивших его туристов опережает даже столицу страны - Москву6.

Изменение структуры туристических потоков влияет на положительную динамику деятельности в секторе хостелов и малых отелей Санкт-Петербурга. По данным Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга, на конец 2015 года в городе задействовано около 1250-1270 малых средств размещения, в том числе около 270 хостелов. В начале 2015 года российские туристы на проживание в малых отелях тратили в сутки 100-130 евро, иностранные - 130-1707. Мини-отели Санкт-Петербурга представлены как вариантами эконом-класса, так и бутик-отелями, в которых предлагаются сервис не ниже, чем в отеле класса 4 звезды, а также индивидуальное внимание к каждому гостю. Суммарный оборот малых отелей Санкт-Петербурга в 2014-2015 годах составлял 3,6 млрд рублей в год, из них объем рынка хостелов - 880 млн. Для сегмента мини-отелей среднегодовая загрузка составляет 57%, в высокий сезон - 84%8 - этот показатель является самым высоким среди всех сегментов гостиничного сектора Санкт-Петербурга. Доходность номеров в малых гостиницах, хостелах и мини-отелях за 2012 год - первое полугодие 2015

года существенно выросла. Так, если в 2012 году показатель ADR составлял, в среднем, 35 евро (в пересчете на курс европейской валюты на конец 2015 года), то в первом полугодии 2015 года -130 евро, прирост ADR составил, в среднем, 270%. В перспективе, по оценкам экспертов, к 2018 году число хосте-лов в Санкт-Петербурге может вырасти на 20%9, что приведет к повышению уровня обслуживания в отелях малого размещения и росту показателя доходности на номер. В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации рассматривается Законопроект № 876688-6 «О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (в части запрета использования жилых помещений в качестве гостиницы, иного средства временного размещения, а также предоставления в них гостиничных услуг)», однако, на наш взгляд, вопросы организации средств размещения целесообразнее решать на уровне Законодательного Собрания Санкт-Петербурга с учетом региональной специфики.

Анализ тенденций развития гостиничного сектора Санкт-Петербурга свидетельствует о положительной динамике. Так, выявлено постоянное увеличение уровня загрузки отелей во всех сегментах, в первую очередь, в верхнем сегменте - на 66% по сравнению с базовым (2012) годом и секторе малых отелей - на 215%. В рамках дальнейшего повышения эффективности функционирования представляется целесообразным совершенствование принципов ценообразования и продвижения предоставляемых услуг.

Отели средней и высшей категории имеют возможность наряду с предоставлением услуг по размещению выступать в качестве базы для различных культурных и деловых мероприятий, привлекая для данных целей также и ресторанный сектор. Получение дополнительных доходов способствует перераспределению средств на оплату по-

Приобретение туристических продуктов, включающих услуги размещения, не является объектом первоочередной потребности, В соответствии с механизмом потребительского поведения решение о покупке принимается клиентом после оценки уровня своей платежеспособности.

стоянных издержек (что нивелирует различие в уровне доходов гостиницы в высокий и низкий сезон) и развитию материально-технической базы. Для малых отелей мероприятия по оптимизации ценовой политики находятся в рамках инструментария аутсорсинга и использования мер по государственной поддержки бизнеса, в первую очередь, в области нормализации размера ставок на аренду помещений и коммунальных платежей.

Вторым направлением повышения финансовой эффективности гостиничного сектора является развитие инструментов продвижения предоставляемых услуг. С учетом развитости и невысокой стоимости интернет-технологий современной характеристикой маркетинговой деятельности гостиничного сектора является использование новых информационных технологий - например, системы онлайн-бронирования. Сотрудничество с сервисами онлайн-бронирования способствует увеличению количества гостей в год в среднем на 15-20%, росту прибыли на 8%, показателя рентабельности продаж -на 24%10. Важным трендом является также развитие системы онлайн-оплаты гостиничных услуг. Отелям средней и высшей категорий необходимо более активно использовать возможности Интернета для продвижения и ведения финансовой деятельности в сфере дополнительных, сопутствующих услуг: фитнес-центров, конференц-залов, ресторанов и пр. В малых средствах размещения в настоящее время наблюдаются проблемы с оплатой картами международных платежных систем. Решение данной задачи необходимо проводить совместно с комитетом по туризму Санкт-Петербурга и рядом смежных региональных правительственных комиссий и комитетов.

Таким образом, проведенный анализ гостиничного сектора Санкт-Петербурга выявил следующие тенденции развития. Наиболее значительный рост за период 2012 года - первое полугодие 2015 года показателя ADR зафиксирован в высоких сегментах рынка. В сегменте «luxury» в первом

полугодии 2015 года увеличение доходности на номер составило 30%, средний тариф вырос на 10% к аналогичному периоду 2014 года. Показатель «occupancy» в размере 51% превышает не только аналогичные данные по этому показателю за 2014 год, но и показатели 2012 года (на 13%). С учетом высоких стандартов предоставляемых услуг в этом сегменте, активного использования инструмента эквайринга и информационных технологий тенденция постоянного увеличения уровня доходности в верхнем сегменте гостиничного сектора в перспективе будет сохраняться. Гостиницы среднего сегмента не демонстрируют значительной динамики показателей, их характеристики снизились в 2013 году и остаются примерно на уровне 2014 года, с небольшим увеличением загрузки в первом полугодии 2015 года (9%). Показатель доходности незначительно (6%) увеличился только в верхнем пределе среднего сегмента. С учетом значительной эластичности спроса по цене в сегменте средних отелей положительная динамика будет незначительной и может улучшиться за счет предоставления дополнительных услуг, не связанных напрямую с размещением. Сегмент малых отелей продемонстрировал наилучшие показатели положительной динамики в 2012 году - первом полугодии 2015 года, наибольший рост зафиксирован в 2014-2015 годах (30%). Для сегмента малых гостиниц, хостелов и мини-отелей среднегодовая загрузка составляет 57%, доходность номеров в 2012 году -первом полугодии 2015 года увеличилась в среднем на 57%. Выявленная тенденция обусловлена во многом изменением в структуре туристических потоков. Так, в течение периода 2012-2015 годов количество российских туристов, посетивших Санкт-Петербург, ежегодно увеличивалось на 18%, максимальный прирост зафиксирован в 2014-2015 годах (30%). В современных экономических условиях оптимальное соотношение «цена - качество» в малых средствах размещения, расширение возможностей онлайн-бронирования стимулируют дальнейший рост показателей

Изменение структуры туристических потоков влияет на положительную динамику деятельности в секторе хостелов и малых отелей Санкт-Петербурга.

загрузки и доходности на номер в среднесрочной перспективе, -'(jj

Литература

1. Дженкинс Д. Гостиничный рынок Санкт-Петербурга достиг рекордного показателя доходности. Не радуют только отели среднего сегмента [Электронный ресурс] // Hotelier.pro: журнал о гостиничном рынке. URL: http://hotelier.pro/ news/item/389-jll-spb/389-jll-spb (дата обращения: 10.07.2016).

2. Обзор гостиничного рынка. Итоги 2015 [Электронный ресурс]: отчет консалтинговой компании «Colliers International». URL: http://www.col-liers.eom/-/media/files/emea/russia/st-petersburg/ reports/2015/2015q4/rus/spb_hotel_market_2015_ rus.pdf?la=ru-RU (дата обращения: 10.07.2016).

3. Королева А. Доходы продолжают падать [Электронный ресурс] // Эксперт. 2015. № 52 (970). URL: http://expert.ru/2015/12/18/dohodyi-prodolzhayut-padat/ (дата обращения: 10.07.2016).

4.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ wages/ (дата обращения: 10.07.2016).

5. Там же.

6. Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://russia-rating.ru/info/9857.html (дата обращения: 11.07.2016).

7. Белова А. Санкт-Петербург станет столицей хостелов [Электронный ресурс] // Эксперт. 2015. № 10 (978). URL: http://expert.ru/northwest/2015/ 11/sankt-peterburg-stanet-stolitsej-hostelov/ (дата обращения: 10.07.2016).

8. Там же.

9. Там же.

10. Технологии обслуживания в гостиницах [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 2013. № 1447. URL: http://www.kp.ru/guide/ obsluzhivanie-v-gostinitsakh.html (дата обращения: 30.07.2016).

THE STATE AND DEVELOPMENT TENDENCIES OF ST. PETERSBURG'S HOTEL SECTOR

J.G. Terentyeva, Candidate of Economics, Docent,

The department of management and marketing, Baltic Academy of Tourism and Entrepreneurship, St. Petersburg, Russia, luckyterenteva@yandex.ru

In the modern economic conditions the development of regions' hotel sector is based according to branch services' specificity. In the aspect it is necessary to review all the types of hotel sector which characterize the general situation at the market. The article contains a detailed analysis of St. Petersburg's hotel sector s functioning for 2015 in the form of separated segments; this article also exposes tendencies of the city s hotel components' development. An efficient analysis of the hotel sector's activity is impossible without taking into account potential users' purchasing power's state in the sphere of hospitality. The tendencies of the latest two years have shown a change in St. Petersburg entrance tourism's structure, decline of European tourists' share, growth of tourists 'flow from China and internal tourism. Due to refocusing of Russian tourists from foreign tourism to Russian ones, the article provides the characteristic of Russian citizens' financial state. The conducted analysis of hotel sector and basic tendencies of its development is aimed at formation of mainstream ways of hotel activity's efficiency rise in the modern economic conditions which promote the growth of competitiveness, in the scale of present planning and from the position of financial sources' attraction in perspective.

Key words: hotel industry, accommodation industry, hotel, customer demand, customer segment, population incomes, the level of loading, the average yield numbers.

References

1. Dzhenkins D. Gostinichnyi rynok Sankt-Peterburga dostig rekordnogo pokazatelia dokhod-nosti. Ne raduiut tol'ko oteli srednego segmenta [The hotel market of St. Petersburg reached a record

level of profitability. Not only delight the mids-cale hotel segment]. Zhurnal o gostinichnom rynke «Hotelier.pro» - Journal on hospitality industry «Hotelier.pro». Available at: http://hotelier.pro/

news/item/389-jll-spb/389-jll-spb (accessed 10.07.2016)

2. Overview of the hotel market. The end of 2015. Report of consulting company Colliers International (in Russian). Available at: http://www.colliers.com/-/media/files/emea/russia/st-petersburg/reports/2015/ 2015-q4/rus/spb_hotel_market_2015_rus.pdf?la=ru-RU (accessed 10.07.2016)

3. Koroleva A. Dokhody prodolzhaiut padat' [Revenues continue to fall]. Ekspert. Elektronnaia versiia - Expert-online, 2015, no. 52(970). Available at: http://expert.ru/2015/12/18/dohodyi-prodolzhayut-padat/ (accessed 10.07.2016)

4. Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal state statistics service]. Available at: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/wages/ (accessed 10.07.2016)

5. Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal state statistics service]. Available at: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/wages/ (accessed 10.07.2016)

6. Tsentr informatsionnykh kommunikatsii «Reiting» [The center for information communications "Rating"]. Available at: http://russia-rating.ru/ info/9857.html (accessed 11.07.2016)

7. Belova A. Sankt-Peterburg stanet stolitsei khostelov [Saint Petersburg will become the capital of hostels]. Ekspert. Elektronnaia versiia - Expertonline,, 2015, no. 10(978). Available at: http:// expert.ru/northwest/2015/11/sankt-peterburg-stanet-stolitsej-hostelov/ (accesssed 10.07.2016)

8. Belova A. Sankt-Peterburg stanet stolitsei khostelov [Saint Petersburg will become the capital of hostels]. Ekspert. Elektronnaia versiia - Expertonline,, 2015, no. 10(978). Available at: http:// expert.ru/northwest/2015/11/sankt-peterburg-stanet-stolitsej-hostelov/ (accesssed 10.07.2016)

9. Belova A. Sankt-Peterburg stanet stolitsei khostelov [Saint Petersburg will become the capital of hostels]. Ekspert. Elektronnaia versiia -Expert-online, 2015, no. 10(978). Available at: http://expert.ru/northwest/2015/! 1/sankt-peterburg-stanet-stolitsej-hostelov/ (accesssed 10.07.2016)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Tekhnologii obsluzhivaniia v gostinitsakh [Technology services in hotels]. Komsomol'skaia Pravda - Komsomolskaya Pravda, 2013, no. 1447. Available at: http://www.kp.ru/guide/ obsluzhivanie-v-gostinitsakh.html (accessed 30.07.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.