ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 347.78
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ
© Г. Н. ТУГУСКИНА Пензенский государственный университет, кафедра менеджмента e-mail: [email protected]
Тугускина Г. Н. - Состояние и тенденции развития человеческого капитала в России // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 465-468. - В статье рассматривается состояние и тенденции развития национального человеческого капитала, анализируется человеческий капитал предприятий. Приведены основные показатели, используемые для исследования человеческого капитала.
Ключевыеслова:человеческийкапитал,характеристикичеловеческогокапитала,показателиоценкичеловеческо-го капитала.
Tuguskina G. N. - Status and trends of development of human capital of Russia // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.
im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 465-468. - The article examines the state and trends of development of national human capital, analyzes the human capital of enterprises. The main indicators used for the study of human capital are introduced.
Key words: human capital, human capital characteristics, indicators of human capital.
На сегодняшний день вопросы роста интеллектуального потенциала общества напрямую влияют как на развитие национального человеческого капитала, так и человеческого капитала предприятий.
Совокупный человеческий капитал имеет определенные качественные и количественные характеристики, наиболее важными из них являются следующие.
Во-первых, это численность населения России. Как показывает статистика, данный показатель неуклонно сокращается. По оценке Федеральной службы государственной статистики, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 ноября 2010г. составила 141,8 млн.человек и с начала года уменьшилась на 82,4 тыс.человек, или на 0,06% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось увеличение численности населения на 12,0 тыс.человек, или на 0,008%) [1].
Одной из самых серьезных медико-демографических проблем социального развития современной России остается высокий уровень смертности населения, напрямую зависящий от социальноэкономического развития страны, благосостояния населения, развития системы здравоохранения, доступности медицинской помощи и т. д.
Россия в отношении неблагополучной динамики смертности ее населения значительно отличается от большинства развитых стран, где продолжительность жизни практически всех возрастных групп на-
селения увеличивалась в течение всего ХХ века и особенно интенсивно - в его последней трети.
В январе-октябре 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 41 субъекте Российской Федерации) и числа умерших (в 60 субъектах). В целом же по стране превышение числа умерших над числом родившихся осталось на том же уровне, что и в январе-октябре 2009г. - 1,1 раза, в 23 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5—2,1 раза [2].
Наиболее опасным, по мнению ученых, является процесс падения рождаемости, т.е. популяционный кризис. Более точно данный процесс определяется как кризис жизнеспособности нации, характеризующийся коэффициентом жизнеспособности, рассчитываемым как соотношения уровней рождаемости и смертности. Российский этнос вцеломуже15 летнежизнеспособен.
Важнейшими характеристиками совокупного человеческого капитала являются численность трудовых ресурсов и их распределение по сферам занятости, а также профессионально-квалификационная структура рабочей силы. Численность экономически активного населения в возрасте 15—72 лет в ноябре 2010 г. составила 75,3 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 70,2 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,0 млн. человек — как безработные с
применением критериев МОТ (т. е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) [3].
По сравнению с ноябрем 2009 г. численность занятого населения увеличилась на 881 тыс. человек, или на 1,3%, численность безработных сократилась на 1148 тыс. человек, или на 18,6%. Численность безработных снизилась с 5,1 млн. человек в октябре 2010г. до 5,0 млн. человек в ноябре 2010г.; уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения — с 6,8% до 6,7% [4].
В настоящий момент ощущается нехватка квалифицированных кадров по отдельным профессиям и специальностям. Одной из причин этого является не-соответствиеструктурыпрофессиональногообразова-ния актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и по профессиональной структуре. Анализ состояния трудовых ресурсов на региональных рынках труда, показал сле-дующее.Наблюдаемыйдефицитквалифицированных специалистов и рост их стоимости на рынке труда — один из ключевых факторов, сдерживающих развитие бизнеса.
Кроме того, как показало проведенное исследование, наблюдается наличие структурного дисба-лансапрофессиональныхкачествперсоналанарынке труда и спросовых характеристик, которые предъявляет бизнес.
В последнее время повышению качества жизни граждан России уделяется существенное внимание со стороны государства. Сделаны конкретные первоочередные шаги в сфере здравоохранения, образования, жилищной политики, поскольку именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют человеческий капитал. Тем не менее, в 2010 году наблюдается сокращение консолидированных бюджетных расходов на образование (они составили 1,66 трлн. рублей). Расходы на образование федерального бюджета по сравнению с 2009 годом сократились на 14 млрд. рублей и составили 398,6 млрд. рублей [5].
В тоже время Владимир Путин в своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» в феврале 2008 заявил, что переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека — это и основная цель, и необходимое условие прогрессасовременногообщества.БудущееРоссииза-висит от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Это насущная необходимость развития страны. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России. Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей [6].
Состояниечеловеческогокапиталапредприятий напрямую зависит от качества национального челове-ческогокапитала.Формированиечеловеческогокапи-тала предприятия осуществляется на основе личных качеств и характеристик сотрудников. Основными показателями, используемыми для исследования человеческого капитала являются: квалификационный состав сотрудников, средний уровень образования, возрастной состав персонала, средний стаж работы по специальности, затраты на персонал (за основу берутся показатели оценки человеческого капитала, представленные в табл. 1).
Состояние человеческого капитала проанализируем на примере ряда предприятий г. Пензы различных форм собственности, занимающихся как производством, так и реализацией продукции и оказанием услуг.
оценка профессионального уровня показала следующие результаты: средний стаж работы по специальности составляет: на промышленных предприятиях 16 лет, на предприятиях торговли и сферы услуг -12 лет. Анализ возрастного состава работников исследуемых предприятий показал, что средний возраст работников промышленных предприятий составляет 44 года, предприятий торговли и сферы услуг значительно меньше - 32 года.
В процессе исследования образовательного уровня персонала получены следующие результаты: высшее профессиональное образование на промышленных предприятиях имеют 21% работников, среднее специальное образование - 24%и общее среднее образование - 55% персонала. На предприятиях торговли и сферы услуг ситуация более благополучная: 43% сотрудников имеют высшее профессиональное образование, 34% - среднее специальное и лишь 23% работников имеют общее среднее образование.
Данные, полученные при анализе затрат на обучение персонала свидетельствуют о том, что затраты на обучение, повышение квалификации и переподготовку персонала на промышленных предприятиях значительно превышают аналогичные затраты на предприятиях торговли и сферы услуг. Такая ситуация объясняется тем, что на промышленных предприятиях работа по повышению квалификации персонала проводится на постоянной основе. действуют собственные учебные центры, что дает возможность рабочим и специалистам проходить обучение без отрыва от производства.
Анализируя текучесть персонала, следует отметить, что на промышленных предприятиях она составляет в среднем порядка 10% в год, то на предприятиях торговли и сферы услуг - свыше 20%.
в качестве основных показателей для оценки затрат на персонал были выбраны: годовой фонд заработной платы, затраты на удержание специалистов, выплаты, не связанные с производством продукции, затраты на обучение, переподготовку и повышение квалификации,затратынамедицинскоеобследование, оплата медицинских и других социальных услуг за работника предприятия, добровольное медицинское
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
таблица 1
Показатели оценки человеческого капитала
Количественные и качественные характеристики персонала
Среднесписочная численность работников предприятия, чел.
Возрастная структура персонала Количество сотрудников
чел. °/ %
До 20 лет
21-40 лет
41-55 лет
Свыше 55 лет
Уровень образования
Ученая степень
Степень МВА
Высшее профессиональное образование
Неоконченное высшее
Среднее специальное образование
Общее среднее образование
до 1 года 1-5 лет 5-10 лет Свыше 10 лет
Средний стаж работы по специальности, лет
Среднее число лет, проработанных на предприятии
Текучесть персонала, %
Вложения в человеческий капитал
1. Основные вложения в человеческий капитал
Годовой фонд зарплаты, тыс. руб.
Среднемесячный фонд зарплаты, тыс. руб.
Зарплата на 1-го работающего, руб.
Затраты на удержание специалистов, тыс. руб.
Выплаты, не связанные с производством продукции, тыс. руб.
2. Затраты на обучение персонала
Затраты на переподготовку и повышение квалификации, тыс. руб.
Затраты на обучение кадров, тыс. руб.
Прирост выручки (прибыли) в результате производственной подготовки и переподготовки, тыс. руб.
3. Затраты на научные разработки
Затраты на НИОКР, тыс. руб.
Затраты на подготовку (привлечение) ученых (консультации), тыс. руб.
Фонд стимулирования изобретательской, инновационной деятельности, тыс. руб.
4. Затраты на здравоохранение
Затраты на медицинское обследование, тыс. руб.
Затраты на мероприятия по охране труда и техники безопасности, тыс. руб.
Затраты по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований, тыс. руб.
Расходы на оплату больничных листов, покупку страховых полисов для сотрудников, тыс. руб.
Оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы, тыс. руб.
Добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой, тыс. руб.
Затраты на оздоровительные и спортивные мероприятия, тыс. руб.
Расходы на доплаты сотрудникам за здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек и систематическое занятие физкультурой (спортом), тыс. руб.
5. Дополнительные затраты на персонал
Затраты на привлечение персонала (наем, отбор, увольнение)
Оплата транспортных расходов, тыс. руб.
Оплата жилищно-коммунальных услуг, тыс. руб.
Оплата спецодежды, тыс. руб.
Оплата за питание, тыс. руб.
страхование, оплаченное предприятием, затраты на мероприятия по охране груда и техники безопасности, затраты по обеспечению выполнения санитарногигиенических требований, затраты на оздоровительные и спортивные мероприятия, оплата за питание, оплата спецодежды, оплата транспортных расходов. Средние затраты на одного работающего представлены на промышленных предприятиях значительно превышают аналогичные показатели на предприятиях торговли и сферы услуг.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Для большинства исследуемых предприятий характерным является низкий уровень оплаты труда (по сравнению со среднемесячной заработной платой, как по Пензенской области, так и в целом по России). Данное обстоятельство негативно отражается на качестве человеческого капитала, в частности на его воспроизводстве. Практически все предприятия помимо основных расходов на заработную плату персонала несут дополнительные расходы, связанные с персоналом, однако доля средств, вкладываемых в обучение сотрудников, остается низкой, что приводит к сдерживанию роста стоимости человеческого каптала. Отдельные предприятия (в основном торговые) практически не занимаются повышением образовательного и профессионального уровня своих сотрудников. Как следствие—образовательный уровеньперсоналаниже среднеотраслевых показателей, наблюдается падение
производительности труда. Лишь на одном из исследуемых предприятий (ОАО «Пензтяжпромармату-ра») сохранился и стабильно работает свой учебный центр, позволяющий готовить квалифицированные кадры с учетом специфики данного предприятия, а стабильные инвестиции в развитие персонала обеспечивают рост производительности труда. Причем, на предприятиях, где уделяется должное внимание вложениям в человеческий капитал, наблюдается низкая текучесть кадров.
Таким образом, в сегодняшних условиях, чтобы окончательно преодолеть кризис и добиться устойчивого роста, предприятиям в первую очередь нужны высокопрофессиональные кадры. А для этого необходима грамотная кадровая политика и инвестиции в развитие человеческого капитала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://www.gks .ru/bgd/free/b10_00/IssWWW.exe/ Stg/d11/8-0.htm
2. http://www.gks.ru/bgd/free/b10_00/IssWWW.exe/ Stg/d11/8-0.htm
3. http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/ Stg/d05/265.htm
4. http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/ Stg/d05/265.htm
5. http://www.er-duma.ru/press/39014
6. http://nacproject.viperson.ra/wmd.php?ГО=424865