УДК 338.24:338.431
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ СТРАНЫ
ШАТОХИН М.В.,
доктор экономических наук, профессор, профессор департамента политологии, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», [email protected].
НОВОСЕЛЬСКИЙ СО.,
кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций, НАНО ВО «Институт Мировых Цивилизаций», [email protected].
АНТРОПОВА Т.Г.,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и управления ресурсами, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева — КАИ», [email protected].
ПОНОМАРЕВА Л.Ф.,
кандидат биологических наук, доцент, Башкирский институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», г.Мелеуз, e-mail: [email protected].
Реферат. В статье рассмотрены ключевые показатели текущего состояния и основные тенденции реализации политики импортозамещения в агропромышленном комплексе страны. Решение задач в области импортозамещения носит стратегический характер и направлено в первую очередь на обеспечение необходимого уровня национальной безопасности. Санкционная политика недружественных государств сконцентрирована в первую очередь на ослаблении производственного потенциала России и снижении темпов ее экономического развития. В этой связи реализация мероприятий по минимизации зависимости отечественного хозяйственно-экономического комплекса от большинства импортных товаров выступит важнейшим шагом в сторону финансово-экономической самостоятельности. Стержневыми ориентирами продвижения инструментов импортозамещения служат рост конкурентоспособности российской продукции и минимизация зависимости национального производства от входящих потоков в рамках международной торговли. Максимизация самодостаточности функционирования национальной экономической системы должна находить свое эмпирическое выражение в снижении удельного веса импортных составляющих в тех или иных секторах экономики. Фундаментальное место в политике импортозамещения государства принадлежит агропромышленному комплексу, поступательная траектория развития которого сфокусирована на достижении продовольственной безопасности по ключевым направлениям. В работе обосновывается актуальность реализации политики импортозамещения в условиях текущей геополитической напряженности и перспектив развития мирового хозяйства, выполняется диагностика ключевых показателей функционирования агропромышленного комплекса страны, описываются основные тенденции реализации политики импортозамещения при существующей конъюнктуре развития агропромышленного комплекса. В публикации рассмотрены динамика объема импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в России, динамика производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в РФ, а также удельный вес импорта в структуре продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в России.
Ключевые слова: сельское хозяйство, импортозамещение, агропромышленный комплекс, планирование, регион, управление.
STATE AND TRENDS OF THE POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE COUNTRY
SHATOKHIN M.V.,
Doctor of Economics, Professor, Department of Political Science, Financial University under the Government of the Russian Federation, [email protected].
NOVOSELSKY SO.,
Candidate of Economics, Associate Professor, Leading Researcher of the Scientific Center for the Study of the History and Development of World Civilizations, NANO VO «Institute of World Civilizations», [email protected].
ANTROPOVA T.G.,
Doctor of Economics, Professor of the Department of Economic Theory and Resource Management, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev - KAI", [email protected].
PONOMAREVA L.F.,
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Bashkir Institute of Technology and Management (branch) K.G. Razumovsky (PKU), Meleuz, e-mail: [email protected].
Essay. The article considers the key indicators of the current state and the main trends in the implementation of the import substitution policy in the agro-industrial complex of the country. Solving problems in the field of import substitution is of a strategic nature and is aimed primarily at ensuring the necessary level of national security. The sanctions policy of unfriendly states is primarily focused on weakening Russia's production potential and slowing down the pace of its economic development. In this regard, the implementation of measures to minimize the dependence of the domestic economic complex on most imported goods will be an important step towards financial and economic independence. The main guidelines for promoting import substitution tools are the growth of the competitiveness of Russian products and the minimization of the dependence of national production on incoming flows in the framework of international trade. Maximizing the self-sufficiency of the functioning of the national economic system should find its empirical expression in reducing the share of imported components in certain sectors of the economy. A fundamental place in the import substitution policy of the state belongs to the agro-industrial complex, the progressive development trajectory of which is focused on achieving food security in key areas. The author substantiates the relevance of the implementation of the import substitution policy in the context of the current geopolitical tensions and prospects for the development of the world economy, performs diagnostics of key indicators of the functioning of the agro-industrial complex of the country, describes the main trends in the implementation of the import substitution policy in the current conjuncture of the development of the agro-industrial complex. The materials of the publication consider the dynamics of the volume of imports of food products and agricultural raw materials in Russia, the dynamics of the production of the main types of import-substituting food products in the Russian Federation, as well as the share of imports in the structure of food products and agricultural raw materials in Russia.
Keywords: agriculture, import substitution, agro-industrial complex, planning, region, management.
Введение. Текущие конъюнктурные условия функционирования экономики Российской Федерации в очередной раз доказали актуальность реализации политики импортозамещения. Активированные санкции недружественными странами показали необходимость решения задач по обеспечению максимальной самостоятельности хозяйственно-экономического комплекса страны. Общие закономерности существования мирового хозяйства характеризуются в первую очередь присутствием глобальным макроэкономических и транснациональных связей, которые направлена на доминирование открытости суверенных экономик стран для ведения бизнеса, торговли и инвестиционных потоков.
Использование санкционного инструмента уничтожает фундаментальные основы существования глобального мирового хозяйства и требует от правительств государств адаптации мероприятий, направленных на снижение зависимости от мирового рынка. Очевидным является тот факт, что российская экономика станет первопроходцем в векторе достижения финансово-экономического суверенитета. При этом не стоит забывать, что полностью обеспечить вакуум внешнеэкономических связей невозможно, да и не целесообразно, так как полная закрытость национальной экономики снижает ее потенциал и уменьшает комплекс драйверов для экономического роста. В этой связи решение задач в об-
ласти экономической безопасности государства должно носить продуманный, программно-целевой и секторальный характер. Ключевое место в экономической системе Российской Федерации принадлежит агропромышленному комплексу, что связано со спецификой природно-климатических условий, а также площадью потенциальных сельскохозяйственных угодий и исторической ретроспективой специализации национального хозяйства. В контексте сказанного определенный научный и практический интерес представляет диагностика текущих результатов осуществления политики импортоза-мещения в агропромышленном комплексе. Актуальность обозначенного фокуса научной работы усиливается текущей геополитической напряженностью и повышением градуса санкци-онного давления.
Цель работы заключается в диагностике текущего состояния и выделении тенденций политики импортозамещения в агропромышленном комплексе страны. Достижение указанной цели становится результатом решения следующего перечня задач:
- обосновать актуальность реализации политики импортозамещения в условиях текущей геополитической напряженности и перспектив развития мирового хозяйства;
- выполнить диагностику ключевых показателей функционирования агропромышленного комплекса страны;
- охарактеризовать основные тенденции реализации политики импортозамещения при существующей конъюнктуре развития агропромышленного комплекса.
Материалы и методы исследования. В процессе выполнения работы был использован широкий спектр методов исследования, основными из которых стали методы обобщения и синтеза, научной абстракции, аналитической диагностики, нормативно-правовой и статистический. Применение нормативно-правового метода позволило выявить основные элементы правового поля строительства политики импор-тозамещения в Российской Федерации. Статистический метод способствовал формированию достоверной информационной базы для проведения аналитических расчетов. Метод обобщения и синтеза создал возможность аккумулировать весь спектр полученных научных результатов в единый концепт, отражающий актуальность, направления, цели, задачи и особенности реализации политики импортозамещения. Методы динамического анализа и относительных коэффициентов позволили провести исследование широкого спектра критериев, характеризующих текущие результаты реализации поли-
тики импортозамещения в ретроспективном разрезе.
Основные результаты исследования. Исследование сущности понятия импортозамеще-ния привело к выводу о том, что однозначного определения указанной категории в научной среде не существует. В наиболее общем виде содержательная сущность импортозамещения может быть охарактеризована следующими категориями:
- естественный процесс экономического роста, направленный на повышение объемов производства собственной продукции;
- совокупность качественных преобразований в хозяйственно-экономическом комплексе государства, обеспечивающих производство собственных аналогов импортной продукции с целью их замещения в отечественной экономической системе;
- механизм постепенного вытеснения импортной продукции и сырья с отечественного рынка за счет роста интенсивности функционирования собственного производственного комплекса [5. - С.65].
В процессе рассмотрения данной проблематики нельзя не согласится с мнениями М.Н. Ду-дина и З.К. Омаровой [7. - С.11], которые отмечают, что при существующей конъюнктуре мировой экономики и степени агрессивности внешнеэкономической политики недружественных стран решение задач в области импор-тозамещения служит важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности. Снижение зависимости отечественного хозяйственно-экономического комплекса от импортируемых товаров и сырья создаст условия для расширения финансово-экономического суверенитета. Кроме того, высвободившиеся ниши на рынке должны быть замещены в большинстве случаев российскими производителями, что создаст условия для внутреннего экономического роста.
Разработка инструментов реализации политики импортозамещения является стратегическим направлением деятельности Правительства РФ. Решение задач в данной области государственного управления имеет под собой широкую нормативно-правовую базу [1, 2], которая постоянно совершенствуется и развивается тождественно изменению макроэкономической конъюнктуры и градусу санкционного давления. В контексте рассматриваемой проблемы нельзя не согласится с позицией Ю.А. Бредихиной [3. - С.28], которая делает вывод о том, что реализации политики импортозамещения имеет стратегическую значимость для «выживания» отечественного агропромышленного комплекса.
Несмотря на колоссальный природно-ресурсный потенциал Российская Федерация выступала активным импортером продовольствия с мировых рынков. Присутствие данной динамики оказывало значительное негативное влияние на отечественных производителей и снижало стимулы для роста конкурентоспособности их продукции. Введение Правительством РФ точечного эмбарго сформировало благоприятную почву для интенсификации отечественного производства продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Использование при этом грамотного механизма государственного субсидирования и льготного кредитования обеспечило положительные темпы роста в большинстве направлений функционирования агропромышленного комплекса. Важным фактором достижения успеха при реализации политики импортозамещения в агропромышленном комплексе, по мнению С.О. Новосельского и Д.И. Жилякова [10. - С.57], является использование планового механизма. Последовательность адаптируемых плановых решений становится фундаментом для выстраивания четкого алгоритма снижения зависимости отечественного агропромышленного комплекса от импортных потоков.
При реализации стратегии импортозамеще-ния важным аспектом выступает проведение глубокой дифференциации продукции агропромышленного комплекса с целью выявления уровня зависимости от импорта [4. - С.3]. По каждому направлению производственно-экономической деятельности в АПК должны быть четко выяснены два основных критерия:
- степень стратегической значимости того или иного вида продукции для продовольственной безопасности государства, а также его доля в совокупном потребляемом рационе населения;
- удельный вес импорта по каждому виду продукции, а также развитие данного показателя в динамике за несколько лет.
На основе сопоставления данных двух указанных критериев должны быть выработаны стратегические ориентиры и тактические инструменты политики импортозамещения по каждому виду продукции.
Актуальным фактором стимулирования реализации политики импортозамещения в агропромышленном комплексе является наличие благоприятного природно-климатического потенциала территории. Стоит отметить, что Российская Федерация в полной мере обладает указанным фактором, который формирует фундаментальные основы для интенсификации сельскохозяйственных процессов и выстраивания растущей траектории развития отрасли [6. -С.45]. Развитие сельскохозяйственного производства в стране должно происходить с учетом региональной специфики, а также отражать производственную специализацию той или иной территории. В этой связи важное место отводится механизмам государственной поддержки, которые необходимо сфокусировать на наиболее болевых точках функционирования агропромышленного комплекса [9. - С.70].
Для диагностики основных результатов реализации политики импортозамещения на рисунке 1 рассмотрим динамику объема импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в России [11].
39
о
2014год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
■ Объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в России, мрд долларов
Рисунок 1 - Динамика объема импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в России
На основе данных рисунка 1 можно сделать вывод о том, что в России происходит снижение объема импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Присутствие выявленной тенденции выступает положительным результатом реализации политики импортоза-мещения. В 2021 г. по сравнению с 2014 г. отмечается сокращение объема импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 51,39%. Основное снижение данного показателя выявлено в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 33,25%, а в 2021 г. по сравнению с 2020 г. происходит уменьшение объема импорта по данному направлению на 6,76%. Далее в таблице 1 рассмотрим динамику производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в РФ [11].
С учетом данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации за рассматриваемый временной интервал происходит увеличение объемов производства большинства видов импортозамещающих пищевых продуктов. Дости-
жение отмеченных положительных результатов стало итогом продуманной государственной политики в области развития агропромышленного комплекса. Кроме того, введенное продуктовое эмбарго для ряда стран-импортеров создало относительно свободные рыночные ниши в коммерческом обороте, которые были заняты отечественными производителями. Анализ статистических данных позволяет отметить, что в 2021 го. по сравнению с 2017 г. в России отмечается рост производства мяса крупного рогатого скота парного на 39,51% и замороженного на 51,32%, свинины парной на 29,76% и замороженной на 60,09%, колбасных изделий на 6,6%. Положительная динамика за 2017-2021 гг. присутствует также по большинству молочных видов продукции, в контексте которой можно говорить о расширении производства молока на 4,88%, творога на 1,03%, сыров на 29,74%. На рисунке 2 представим показатели удельного веса импорта в структуре продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в России [11].
Таблица 1 - Динамика производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в РФ________
Вид продукции (тыс. т) 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в % к 2017 г. 2021 г. в % к 2020 г.
Мясо крупного рогатого скота (парное) 205 227 242 255 286 139,51 112,16
Мясо крупного рогатого скота (замороженное) 56,7 71,4 67 84,3 85,8 151,32 101,78
Свинина(парная) 2171 2415 2496 2827 2817 129,76 99,65
Свинина (замороженная) 233 254 323 359 373 160,09 103,90
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы 4839 4877 4847 4808 4772 98,62 99,25
Изделия колбасные 2259 2282 2282 2355 2408 106,60 102,25
Рыба морская 112 154 127 163 162 144,64 99,39
Рыба морская свежая или охлажденная, не являющаяся продукцией рыбоводства 855 847 827 884 761 89,01 86,09
Овощи и грибы 62,6 55,9 83,7 108 128 204,47 118,52
Овощи и грибы, консервированные для кратковременного хранения 33,5 37,1 32,6 33 35,1 104,78 106,36
Фрукты, ягоды и орехи 15,6 16,8 22,2 28,2 39,8 255,13 141,13
Молоко 5390 5457 5378 5626 5653 104,88 100,48
Сливки 133 150 163 195 235 176,69 120,51
Творог 486 501 468 487 491 101,03 100,82
Масло сливочное 270 267 269 277 273 101,11 98,56
Сыры 464 467 540 572 602 129,74 105,24
Продукты кисломолочные 2896 2819 2792 2745 2728 94,20 99,38
363
о
2014год 2015 год 2016 год 2017 год 2018год 2019 год 2020 год 2021 год
■ Удельный вес импорта в структуре продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в России. %
Рисунок 2 - Удельный вес импорта в структуре продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в России
Рисунок 3 - Дерево решений осуществления политики импортозамещения в авторской интерпретации
Диагностика представленных аналитических показателей позволяет сделать вывод о том, что в экономической системе Российской Федерации происходит уменьшение удельного веса импорта в структуре продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Наличие данной тенденции служит важным положительным результатом использования инструментов политики импортозамещения. В 2021 г. по сравнению с 2014 г. доля импорта в структуре продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в России сократилась на 19%, а за период 2020-2021 гг. в снижение данного показателя составило 0,5%.
Обобщая совокупность рассмотренного материала на рисунке 3 представим дерево решений осуществления политики импорто-замещения в авторской интерпретации.
Осуществление политики импортозамеще-ния в агропромышленном комплексе включает в себя два основных стратегических механизма:
- экономический механизм, который направлен на целевое финансирование ключевых направлений функционирования АПК страны, в том числе за счет субсидирования, льготного кредитования, проектного финансирования, государственно-частного партнерства;
- организационный механизм, который включает в себя организационно-техническое, технологическое и информационное обеспечение функционирования различных секторов агропромышленного комплекса. Среди инструментов данного механизма стоит выделить консультационную поддержку, разработку новых технологий ведения сельскохозяйственного производства, расширение потенциала сельскохозяйственной кооперации, государственные закупки, внедрение технических инноваций в АПК [8. - С195].
Основные выводы. Обобщение результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что реализация политики
импортозамещения является важнейшим приоритетом обеспечения национальной безопасности государства. Текущие результаты функционирования хозяйственно-экономического механизма страны в данном направлении свидетельствуют о формировании широкого спектра положительных сдвигов, которые в эмпирическом выражении проявляются прежде всего в росте объемов производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в РФ, а также в уменьшении удельного веса импорта в структуре продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. По итогам написания работы сфокусированы четыре узловых аспекта достижения стратегических целей политики импортоза-мещения, сущностная составляющая которых состоит в следующем:
- рост инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса, который может быть достигнут за счет гарантированной системной государственной поддержки, использования механизмов государственно-частного партнерства, льготного субсидирования и кредитования;
- сбалансированность межотраслевой интеграции внутреннего рынка, которая формируется на основе создания региональная производственно-сбытовых кластеров, агрохол-дингов, а также генерирования новых и модернизации действующих логистических цепочек;
- модернизация производственного потенциала достигается на основе активной адаптации механизмов ускоренной амортизации, а также за счет формирования новых интегра-ций в сфере поставки сельскохозяйственной техники, оборудования и запасных частей;
- развитие сельских территорий, которое становится возможным за счет расширения потенциала сельскохозяйственного образования, а также при условии создания емкой социальной инфраструктуры села.
Список использованных источников
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года №1936-р «О плане содействия по импортозамещению в промышленности». - [электронный ресурс]. - URL: https://minprom.gov39.ru/deyatelnost/regionalnaya-promyshlennaya-politika/ importozameshchenie/
2. Приказ Минпромторга России от 02.08.2021 N 2915 "Об утверждении Плана мероприятий по импортозамещению в социально значимых отраслях промышленности Российской Федерации на период до 2024 года. - [электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_392628/198e10aa5097706c7395eaf0d48ec2a89d27887f/
3. Бредихина Ю.А. Основные результаты импортозамещения в АПК России // Закономерности развития региональных агропродовольственных систем. - 2018. - №1. - С.27-33.
4. Воротников И.Л., Муравьева М.В., Петров К.А. Выявление экономической потребности в импортозамещении в АПК // Агрофорсайт. - 2019. - №1 (19). - С.2-5.
5. Горшкова Н.В., Шкарупа Е.А., Елтонцев А.В. Импортозамещение в АПК: механизм реализации и перспективы развития // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2021. - Т.23. - №3. - С.63-73.
6. Оптимизация импортных потоков в рамках стратегии импортозамещения в АПК / Г. Гусаков, Н. Карпович, Я. Бречко и др. // Наука и инновации. - 2021. - №1 (215). - С.42-48.
7. Дудин М.Н., Омарова З.К. Импортозамещение в АПК как стратегическое направление обеспечения национальной безопасности // ЦИТИСЭ. - 2019. - №2 (19). - С.10-15.
8. Кочетков И.М. Результаты проводимой политики импортозамещения на примере производства продукции в АПК // Аллея науки. - 2021. - Т.2. - №6 (57). - С.193-198.
9. Новосельский С.О., Петрачкова Ю.Л., Шатохин М.В. Оценка развития сельского хозяйства Курской области в условиях международных санкций // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. - №5. - С.69-72.
10. Новосельский С.О., Жиляков Д.И. Совершенствование системы планирования и прогнозирования развития сельскохозяйственных организаций и регионов. - Курск, 2010. - 217 с.
11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. - [электронный ресурс]. - режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11188
Spisok ispoFzovanny'x istochnikov
1. Rasporyazhenie PraviteFstva Rossijskoj Federacii ot 30 sentyabrya 2014 goda №1936-r «O plane sodejstviya po importozameshheniyu v promy'shlennosti». - - [e'lektronny'j resurs]. - URL: https://minprom.gov39.ru/deyatelnost/regionalnaya-promyshlennaya-politika/importozameshchenie/
2. Prikaz Minpromtorga Rossii ot 02.08.2021 N 2915 "Ob utverzhdenii Plana meropriyatij po importozameshheniyu v social'no znachimy'x otraslyax promy'shlennosti Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. - [e'lektronny'j resurs]. - URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_392628/198e10aa5097706c7395eaf0d48ec2a89d27887f/
3. Bredixina Yu.A. Osnovny'e rezul'taty' importozameshheniya v APK Rossii // Zakonomernosti razvitiya regional'ny'x agroprodovol'stvenny'x sistem. - 2018. - №1. - S.27-33.
4. Vorotnikov I.L., Murav'eva M.V., Petrov K.A. Vy'yavlenie e'konomicheskoj potrebnosti v importozameshhenii v APK // Agroforsajt. - 2019. - №1 (19). - S.2-5.
5. Gorshkova N.V., Shkarupa E.A., Eltoncev A.V. Importozameshhenie v APK: mexanizm realizacii i perspektivy' razvitiya // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. E'konomika. - 2021. - T.23. - №3. - S.63-73.
6. Optimizaciya importny'x potokov v ramkax strategii importoza-meshheniya v APK / G. Gusakov, N. Karpovich, Ya. Brechko i dr. // Nauka i innovacii. - 2021. - №1 (215). - S.42-48.
7. Dudin M.N., Omarova Z.K. Importozameshhenie v APK kak strategicheskoe napravlenie obespecheniya nacional'noj bezopasnosti // CITISE'. - 2019. - №2 (19). - S.10-15.
8. Kochetkov I.M. Rezul'taty' provodimoj politiki importozameshheniya na primere proizvodstva produkcii v APK // Alleya nauki. - 2021. - T.2. - №6 (57). - S.193-198.
9. Novosel'skij S.O., Petrachkova Yu.L., Shatoxin M.V. Ocenka razvitiya sel'skogo xozyajstva Kurskoj oblasti v usloviyax mezhdunarodny'x sankcij // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'-skoxozyajstvennoj akademii. - 2017. - №5. - S.69-72.
10. Novosel'skij S.O., Zhilyakov D.I. Sovershenstvovanie sistemy' planirovaniya i prognozirovaniya razvitiya sel'skoxozyajstvenny'x organizacij i regionov. - Kursk, 2010. - 217 s.
11. Oficial'ny'j sajt Federal'noj sluzhby' gosudarstvennoj stati-stiki RF. - [e'lektronny'j resurs]. -rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/folder/11188