Научная статья на тему 'Состояние и современные тенденции развития рынка консультационных услуг'

Состояние и современные тенденции развития рынка консультационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИТ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЫНКЕ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ / MARKET OF CONSULTING SERVICES / STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF CONSULTING SERVICES / USE OF IT TECHNOLOGIES IN THE MARKET OF CONSULTING SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротковская Елена Викторовна

Консультационные услуги различной востребованности, предоставляемые предприятиям в реальном секторе экономики, позволяют им эффективно управлять финансами, производством и персоналом. Применение креативных решений с элементами инноваций, а так же внедрение ИТ технологий при оказании услуг позволяет заказчикам значительно опережать конкурентов по бизнесу, увеличивая объемы продаж, сокращая издержки и повышая производительность труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consulting services of different demand, provided to enterprises in the real sector of the economy, allow them to effectively manage finances, production and personnel. The use of creative solutions with elements of innovation, as well as the introduction of it technologies in the provision of services allows customers to significantly outpace competitors in the business, increasing sales, reducing costs and increasing productivity.

Текст научной работы на тему «Состояние и современные тенденции развития рынка консультационных услуг»

к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года; увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза в отличии от уровня 2011 года [3].

С 1930 по 1990 гг. в СССР все экономические отношения внутри страны имели государственный характер и, исходя из этого, можно сделать вывод, что государственный бюджет пополнялся главным образом из денежных отчислений данных предприятий. Они включали в себя налог с общего оборота и выплату из прибыли. В 1980-е годы была попытка изменить и улучшить сложившуюся ситуацию. С этой целью были введены обязательные платежи за использование жилищных, производственных фондов, трудовых ресурсов и др. Однако этим нововведением невозможно было решить проблему поступления средств в бюджет от отдельных предприятий.

В период перехода к рыночной экономике возрастает значение налогов. В этот момент Россия перешла на привычную для развитых стран систему налогообложения. Налоги по своему назначению, помимо бюджетообразующей, выполняют ряд иных, не менее важных функций. В первую очередь, налоги являются мощнейшим рычагом контроля различных сфер предпринимательства, обеспечивают поддержку отстающих отраслей рынка и, наоборот, позволяют уменьшить негативные для рынка явления. Таким образом, налоговая система - сильнейший рычаг влияния на экономическую систему. Главная задача государства в этой сфере заключается в рациональном, грамотном, экономически выверенном ведении политики налогообложения.

Налоговая система выполняет важную роль в установлении взаимодействия между органами государства и организациями, осуществляющими коммерческую деятельность. Эта система имеет всеобъемлющий характер и регулирует взаимосвязь с любыми направлениями предпринимательства, вне зависимости от организационно-правовой формой деятельности, форм собственности, реализуемых целей. Для предприятий и предпринимателей налоги способствуют ведению внешнеэкономической деятельности, с их учетом формируется и распределяется конечная прибыль. Для государства налоги служат фундаментом для выполнения своих общественно-социальных функций, способствуют привлечению иностранных капиталовложений. Полученные с помощью налогов средства распределяются с учетом государственных обязательств и интересов.

Список литературы

1. Воронцов С.А., Белоусов В.Т. «О возможности реализации мобилизационного типа развития России в XXI в.» Власть. 2015. №5. С. 23-28.

2.Газизуллин Н. Ф., Гарипова Ф. Г. - Проблемы интеграции Крыма в Российское экономическое пространство в контексте его модернизации

3. Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 года № 596

4. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» //Российская газета Федеральный выпуск N 5374 от 29 декабря 2010 г.

СОСТОЯНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ.

Коротковская Елена Викторовна

к.э.н., доцент кафедры ЭТиНЭ Саратовского национально исследовательского государственного

университета им Н.Г. Чернышевского, г. Саратов.

АННОТАЦИЯ: Консультационные услуги различной востребованности, предоставляемые предприятиям в реальном секторе экономики, позволяют им эффективно управлять финансами, производством и персоналом. Применение креативных решений с элементами инноваций, а так же внедрение ИТ технологий при оказании услуг - позволяет заказчикам значительно опережать конкурентов по бизнесу, увеличивая объемы продаж, сокращая издержки и повышая производительность труда.

ABSTRACT: Consulting services of different demand, provided to enterprises in the real sector of the economy, allow them to effectively manage finances, production and personnel. The use of creative solutions with elements of innovation, as well as the introduction of it technologies in the provision of services - allows customers to significantly outpace competitors in the business, increasing sales, reducing costs and increasing productivity.

Ключевые слова: рынок консультационных услуг, стратегия развития рынка консультационных услуг, использование ИТ технологий на рынке консультационных услуг.

Keywords: market of consulting services, strategy of development of the market of consulting services, use of it technologies in the market of consulting services.

Анализ рынка консультационных услуг показал, что из крупных компаний с иностранным капиталом на рынке присутствуют ЛАНИТ, PwC, КРОК, Ай-Теко. Стоимость предоставления услуг крупными компаниями в разы превышает стоимость малого консультационного бизнеса. Однако услуги консультантов представителей малого и

среднего бизнеса несут в себе стратегическую важность для развития отраслей малого и среднего бизнеса по всем направлениям предпринимательской деятельности.

Для реализации потенциальных преимуществ и создания продукта, обладающего высоким каче-

ством с большим объемом аналитической информации, малому консалтинговому предприятию необходимо дополнить собственные компетенции и знания сторонними. Это позволит предоставлять более широкий спектр специализированных консалтинговых услуг при взаимодействии с другими узконаправленными центрами соответствующих компетенций.

Необходимо указать на ряд ключевых факторов, с которыми приходится сталкиваться при осуществлении деятельности на рынке консультационных услуг:

1) отсутствие единой школы управления малыми консалтинговыми компаниями создает определенные трудности при оказании расширенных услуг при разработке стратегии развития компании заказчика;

2) малый консультационный бизнес наиболее креативный и инновационный по отношению к крупному, что подтверждается его высокой активностью в поиске новых возможностей своего развития при взаимодействии с современной наукой в области инноваций;

3) крупный бизнес создает свои консалтинговые подразделения, а также создает условия для формирования малых и средних компаний, тем самым реализуя стратегию оптимизации издержек и уменьшения налогооблагаемой базы при этом дополнительные доходы использует для расширения компетенций специалистов;

4) крупный бизнес осуществляет партнерские схемы с малыми предприятиями для оптимизации развития востребованных направлений, например, ИТ технологии и для реализации предлагаемых ими инновационных разработок;

5) малый и средний бизнес во многих отраслях заинтересованы в услугах малых консультационных фирм как наиболее доступного финансово и качественного инструмента решения ряда проблем, с которыми сталкивается менеджмент компаний заказчиков при отсутствии собственных компетенций и непонимания дальнейшей стратегии развития компании.

Так же необходимо отметить, что рынок консультационных услуг выступает «пылесосом для интеллекта» [6], так как консультационные компании, сотрудничая с высшими учебными заведениями, технопарками и бизнес-инкубаторами, приглашают на работу перспективных специалистов предлагая более высокую зарплату и возможность собственного развития, тем самым лишая различные сектора экономики компетентных отраслевых специалистов. Поэтому, руководители предприятий вынуждены обращаться к консультантам как к носителям обобщенной и ценной информации, в которой компания испытывает дефицит. Например, всегда возникают проблемы с реальной оценкой объемов потребительского рынка.

Поэтому по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», малые консультационные компании уступают по объему выручки с крупными компаниями, однако если проводить анализ производительности труда, то выручка на одного специалиста практически сопоставима. Суммарный объем выручки крупнейших российских консалтинговых групп и компаний достиг по итогам 2017 года 97,1 млрд рублей, увеличившись за год по сопоставимым данным на рекордные 10%. Сектор консалтинговых услуг уверенно вышел в зону устойчивого развития по итогам последних трех лет. Стоит отметить, что общее число специалистов-консультантов за год тоже возросло, но лишь на 6% (до 22 709 человек), что свидетельствует о повышении производительности труда и востребованности специалистов в секторе консультационных услуг так же за счет высоких зарплат по сравнению с другими секторами экономики.

Наиболее динамичное развитие за прошлый год малые и средние консалтинговые предприятия показали в области управления персоналом и в области управления финансами. Суммарная выручка в этом сегменте увеличилась в 2017 году на 53% и достигла 1,651 млрд рублей из них доля крупных консалтинговых предприятий составляет 64% [5].

Рисунок 1 - Динамика роста доходов в малых консультационных компаниях за период с 2012 по 2017

(прогноз) годы, в% [1].

Из рисунка видно, что системный кризис 2014 года в экономике не повлиял на рост доходов в предпринимательстве консультационных услуг. Так же можно указать, что рост доходов в малых

консультационных компаниях превышает рост доходов в крупных компаниях. Данная ситуация указывает, что компании реального сектора экономики вынуждены пользоваться услугами консультантов

малых предприятии, где стоимость исследования в 2-3 ниже по сравнению с крупными компаниями.

По данным саИта «РБК» в 2016 году, на рынке консультационных услуг в РФ осуществляют свою деятельность более 3000 компании, однако конфиденциальность в отчетах не позволяет посчитать точный оборот данных компании. По вышеуказанным причинам в разделе основная деятельность. многие компании из смежных отраслеи могут назвать себя консультационными и с точки зрения

национального законодательства и ведения коммерческой деятельности будут иметь такое право.

Несмотря на активное изменение стратегий развития на рынке КУ в частности направленность на развитие ИТ технологий, лидирующее положение по структуре выручки занимает консультирование в области маркетинговой стратегии с результатом в 35% при активном использовании ИТ технологий.

Рисунок 2

Темпы роста выручки консультационных компаний по видам оказания услуг за 2017 год, в % [5].

Данные рисунка указывают, что спрос на услуги по управлению персоналом в 2017 году значительно вырос, этому способствовали процессы сокращения персонала в реальном секторе экономики с 2014 года.

Консалтинговые организации особое внимание уделяют изучению новых технологий и методологий анализа данных: среди них большее распространение получила практика создания инновационных центров сбора и обработки аналитических данных (55 % в сравнении с 43 %), а также практика

использования центров сбора идей в области сбора и обработки данных (27 % в сравнении с 19 %). Кроме того, консалтинговые организации планируют в ближайшие три года тратить больше средств на технологии прямой и косвенной реальности сбора данных (32 % в сравнении с 24 %) - инструменты, которые позволят за короткий промежуток времени предоставлять клиенту достоверную информацию, максимально приближенную к реальной ситуации на рынке, это будут способствовать укреплению связи клиент-исполнитель [4].

ИТ-консалтинг

Консалтинг в области финансового управления Налоговый и юридический консалтинг Оценочная деятельность ф Консалтинг в области управления персоналом

Консалтинг в области стратегического планирования,маркетинга и Р1* 9 онсалтинг в области производства услуги товаров* Рисунок 3 - Прямые финансовые выгоды от внедрения ИТ технологий в консалтинговом предпринимательстве по сравнению с другими направлениями по итогам 2017 года, в % [5].

Из рисунка видно, что внедрение ИТ технологий в отрасль консультационных услуг дает максимальную финансовую отдачу. Думается, что ИТ технологии будут все более эффективно затрагивать и другие направления деятельности. Поэтому как утверждают специалисты, маркетинговый консалтинговый анализ с применением ИТ технологий не ограничивается стандартными методами и дает потребителю широкий инструментарий для удовлетворения их потребностей на потребительском рынке товаров и услуг. Сейчас актуальны исследования в комплексе с формированием товарной, сбытовой, ценовой политикой, финансовой стратегией и стратегией управления производством и персоналом. Так же консультационные компании позиционировать свои услуги как комплексные, переходя к комплексному подходу реализации стратегии развития предприятия с внедрением программного обеспечения управления системой развития предприятия в рамках ограниченной нацеленной на широкую потребительскую экосистему.

Анализируя данные о ценах на консультационные услуги, которые размещены на некоторых официальных сайтах консультационных компаний, следует сделать вывод о средней стоимости консультационных услуг. В среднем норма час консалтинговой компании в г. Москве составляет от 5000 до 40000 руб., а в регионах от 1000 до 10000 руб., однако подавляющее большинство компаний не раскрывают стоимость услуг. В данном виде предпринимательской деятельности нет понятных критериев оценки стоимости консультационной услуги. Можно, например, одну и туже консультационную услугу продать нескольким компаниям при этом первая компания заплатит полный пакет расходов, при этом при оказании услуги второй компании заказчика норма прибыли для консультационной компании может составлять от 300 до 1000%.

Исходя из вышеуказанных данных, необходимо сделать вывод о стратегически важном положении малых предприятий на рынке консультационных услуг, так как большинство предприятий, предоставляющих консультационные услуги - это малые компании, насчитывающие, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» в 2017 году, уже более 4000 консультационных компаний, при этом крупных компаний на 2017 год насчитывается более 170 расположенных в основном в Москва и крупнейших городах России.

Несмотря на рост выручки консультационных компаний, компании заказчика выделяют ряд причин, которые могут препятствовать росту рынка консультационных услуг в будущем:

1) необоснованное завышенные цены на услуги консультантов на 45- 50% из-за отсутствия сметных норм и расценок;

2) отсутствие информации о компетенции консультантов так как отсутствует единая база аккредитации специалистов консультантов;

3) отсутствие необходимости в услугах консультантов по определенным направлениям, например, инженерно-техническим;

4) опасность раскрытия коммерческой информации консультационными компаниями, предприятиям конкурентам по отрасли;

5) отсутствие единой оценочной рейтинговой базы малых и средних консалтинговых компаний;

6) опасение в работе с непрофессионалами консультантами и «однодневными» консалтинговыми компаниями - до 50% компаний уходят с рынка в первые два года после создания. При этом профессиональные маркетинговые шаги при создании консалтинговых компаний не позволяют своевременно выявить компании «однодневки».

Вышеперечисленные проблемы, сопровождающие малые, средние и крупные в меньшей степени консультационные компании на российском рынке, делают рынок консультационных услуг подверженным высоким рискам.

Так же думается, что дефицит высококвалифицированных специалистов и современных технологий является главным препятствием для развития консультационного бизнеса.

На основании проведенного исследования можно утверждать, что рынок консалтинговых услуг сохраняет положительную динамику роста, однако существует ряд проблем на рынке консультационных услуг, которые требуют особого внимания:

1) отсутствие нормативного регулирования консультационной деятельности в виде программ, аккредитаций законодательных актов и компетенций;

2) дефицит профессионалов особенно в ИТ сфере, готовых работать по перспективным направлениям;

3) недостаточное развитие контактов между научными учреждениями и специалистами консультантами в реализации консультационных проектов, генерации нового знания и технологий сбора и обобщения информации;

4) отсутствие интеграции российского рынка консультационных услуг на европейский и азиатские рынки.

Список литературы:

1. Всемирное исследование Digital IQ® за 2017 год. Официальный сайт https://www.pwc.ru

2. Интернет журнал «Деловой квартал»: официальный сайт www dk.ru

3. Лесников, Г.М., Карпова, С.В. Применение стратегий инновационного маркетинга в консалтинговом бизнесе / Г.М. Лесников, С.В. Карпова // Инновации и инвестиции. 2015. № 2. С. 11-13.

4. Москалев, Ю.А. Некоторые проблемы позиционирования услуг на консультационном рынке / Ю.А. Москалев // В сборнике: Актуальные проблемы менеджмента и экономики в России и за рубежом Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 46-50.

5. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Официальный сайт https://raexpert.ru/

6. Рожковский, В.А. Система государственной поддержки малого бизнеса / В.А. Рожковский // Вестник Алтайского государственного аграрного

университета. 2016. № 2 (136). С. 171-176.

7. Тенденции развития рынка консультационных услуг в России и за рубежом Гуреев А.В. Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 41-1. С. 30-34.

8. Шагимарданов, Д.С. Ключевые показатели

эффективности управленческого консультирования и методы их оценки / Д.С. Шагимарданов // В сборнике: вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России международный сборник научных статей. Москва, 2017. С. 443-450.

АППАРАТ ТЕОРИИ НЕЧЁТКИХ МНОЖЕСТВ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА МАЛОЭФФЕКТИВНЫХ ЗОЛОТОНОСНЫХ

РОССЫПЕЙ

Латышева М.А.

THE APPARATUS OF THE THEORY OF FUZZY SETS AS A TOOL FOR EVALUATING THE POTENTIAL OF INEFFICIENT GOLD-BEARING PLACERS

Latysheva M.A.

Статья посвящена актуальной проблеме освоения минерально-сырьевых ресурсов. Приведены основные причины, по которым возникает сложность осваивать сырьевые ресурсы. Представлены некоторые текущие данные в области золотодобычи России, которые показывают о потенциале страны. В качестве инструмента оценки освоения малоэффективных россыпей предлагается использовать теорию нечётких множеств, которая в последнее время становится популярна. Приведено кратко применение данной теории при освоении малоэффективных россыпей.

The article is devoted to the actual problem of the development of mineral resources. The main reasons for the difficulty of mastering raw materials are given. Presented are some current data in the field of gold mining in Russia, which show the potential of the country. As a tool to assess the development of inefficient placers proposed to use the theory of fuzzy sets, which has recently become popular. The application of this theory to the development of inefficient placers is briefly presented.

Ключевые слова: золото, ресурсы, россыпь, минерально -сырьевая база, теория, нечёткие множества, факторы, риски.

Keywords: gold, placer, mineral and raw materials base, theory, fuzzy sets, factors, risks.

В настоящее время на мировом рынке более конкурентоспособной остается продукция добывающих отраслей, что предопределяет повышенное внимание к проблемам функционирования данных производств и выяснению условий их наиболее устойчивого развития. [1]

Особый интерес для добывающей отрасли представляют не только нефте-газоносные месторождения, но и золото. Одним из главных преимуществ золотодобывающей отрасли является огромный охват территорий, что может положительно влиять на развитие отдаленных регионов, за частую с суровыми климатическими условиями.

Россия обладает значительными геолого-промышленными запасами золота и занимает одно из ведущих мест в мире по его добыче и производству. Месторождения золота на территории России известны в различных комплексах и формациях вмещающих пород от Балтийского щита на западе до складчатых структур Восточной Чукотки и Коря-кии. В нашей стране представлены все три типа встречающихся месторождений золота: золотые коренные (рудные), золотосодержащие коренные, преимущественно цветных металлов (комплексные) и золотоносные россыпи.

В настоящее время в России разведано более 200 коренных и 114 комплексных месторождений золота, расположенных в 28 субъектах Федерации.

При этом четвертая часть коренных месторождений является достаточно мелкими объектами. Сырьевые ресурсы золота в РФ остаются значительными, но из-за резкого уменьшения объемов геолого-разведочных работ наметилось снижение прироста запасов россыпного золота, и в настоящее время его добыча компенсируется только на 75%. Следует отметить, что добыча россыпного золота, является наиболее простой по технологическому принципу, поэтому представляет большой интерес для многих, как предприятий так и обычных граждан страны.

По мнению многих инвесторов, золото считается наилучшим капиталовложением, так как за последние 40 лет его цена выросла в 35 раз. [4] Но тем временем наблюдается рост производственных издержек, по причине роста цен на энергию и топливо.

Переход экономики России на рыночные отношения существенно изменил состояние минерально-сырьевого комплекса страны, механизма его использования. Крупный ресурсный потенциал, созданный к началу 90-х годов, оказался в настоящее время в тяжелых условиях. Ухудшилось качество минерально-сырьевой базы (МСБ) вследствие ускоряющегося истощения наиболее крупных месторождений. Сократились разведанные запасы полезных ископаемых, что связано как с резким сокращением объемов геологоразведочных работ, так

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.