Научная статья на тему 'Состояние и совершенствование службы скорой медицинской помощи в Казахстане'

Состояние и совершенствование службы скорой медицинской помощи в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
904
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ЖЕДЕЛ МЕДИЦИНАЛЫқ КөМЕК / ДЕНСАУЛЫқ САқТАУ / АЛғАШқЫ МЕДИЦИНАЛЫқ-САНИТАРЛЫқ КөМЕК / FIRST AID / HEALTH CARE / PRIMARY HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Турланов К.М., Мусаев А.Т.

Проведенный анализ показал, что скорая медицинская помощь как важнейшая составная часть первичной медико-санитарной помощи населению, находящаяся на линии непосредственного соприкосновения с потребителем медицинских услуг, представляет собой часть того наиболее значительного и не приходящего, что осталось нам наследство советской системы здравоохранения. Улучшена преемственность с поликлиниками города, расширены возможности работы с веб-приложением «Көмек 103». Вместе с тем, необходимо более тесное взаимодействие руководства подстанций с поликлиническими организациями по передаче тяжёлых и часто вызывающих скорую медицинскую помощь больных, что может ещё больше снизить уровень обращаемости населения в станцию скорой медицинской помощи. Относительно улучшилась укомплектованность физическими лицами врачебных и санитарно-медсестринских медработников, но недостаточна укомплектованность врачебными кадрами на всех подстанциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Турланов К.М., Мусаев А.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATEMENT AND IMPROVEMENT OF EMERGENCY SERVICES IN KAZAKHSTAN

The analysis showed that emergency medical care as the most important part of primary health care for the population, located on the line of direct contact with the consumer of medical services, is part of that most significant and not coming that we have the legacy of the Soviet health care system. Improved continuity with the city's polyclinics, expanded the possibilities of working with the web application "Kemek 103". At the same time, there is a need for closer interaction between the leadership of substations and polyclinic organizations in the transfer of severe and often ambulant patients, which can further reduce the level of people's access to the ambulance station. Relatively improved the staffing of physical and medical personnel of medical workers, but insufficient staffing of medical personnel in all substations.

Текст научной работы на тему «Состояние и совершенствование службы скорой медицинской помощи в Казахстане»

УДК: 616.86.53.1

К.М. Турланов, А.Т. Мусаев

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д,Асфендиярова, г.Алматы, Казахстан

СОСТОЯНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В КАЗАХСТАНЕ

Проведенный анализ показал, что скорая медицинская помощь как важнейшая составная часть первичной медико-санитарной помощи населению, находящаяся на линии непосредственного соприкосновения с потребителем медицинских услуг, представляет собой часть того наиболее значительного и не приходящего, что осталось нам наследство советской системы здравоохранения. Улучшена преемственность с поликлиниками города, расширены возможности работы с веб-приложением «Квмек 103». Вместе с тем, необходимо более тесное взаимодействие руководства подстанций с поликлиническими организациями по передаче тяжёлых и часто вызывающих скорую медицинскую помощь больных, что может ещё больше снизить уровень обращаемости населения в станцию скорой медицинской помощи.

Относительно улучшилась укомплектованность физическими лицами врачебных и санитарно-медсестринских медработников, но недостаточна укомплектованность врачебными кадрами на всех подстанциях.

Ключевые слова: скорая медицинская помощь, здравоохранение, первичная медико-санитарная помощь

Актуальность проблемы. Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение - одна из ведущих отраслей социальной сферы. Скорая медицинская помощь (СМП) как важнейшая составная часть первичной медико-санитарной помощи населению, находящаяся на линии непосредственного соприкосновения с потребителем медицинских услуг, представляет собой часть того наиболее значительного и неприходящего, что осталось нам наследство советской системы здравоохранения. Уровень ее организации непосредственно воияет на снижение потерь общества от острых заболеваний, травм, отравлений и других состояний угрожающих жизни и здоровью населения. В последнее время существенно повысилось значение СМП, как одного из факторов национальной безопасности. Увеличение доли экстренной помощи отрицательно сказывается на экономическом состоянии отрасли здравоохранения. Основное направление деятельности и работа СМП направлена на выполнение задач, поставленных Стратегическим планом здравоохранения г.Алматы. В соответствии с Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаульщ» на 2016 - 2020 годы, продолжены мероприятия по совершенствованию системы управления качеством медицинских услуг.

Цель исследования. Изучить состояние и совершенствование службы скорой медицинской помощи в Казахстане.

Материалы и методы. Структура бригад в сравнении с аналогичным периодом прошлых лет изменилась, приказом по предприятию утверждено 177 бригад. В связи с производственной необходимостью, и в соответствии с объемом выполняемых работ, с 15.12.2016г. утверждена следующее количество бригад СМП на подстанциях по профилям: 10 реанимационных, 22 БИТ, 25 педиатрических, 68 врачебных линейных, 52 фельдшерских. Результаты и обсуждения. На 01.01.2017г. на станции работает 2144 сотрудника (в 2015г. - 2081, 2014г. -1852). Число физических лиц по всем категориям: врачи уменьшились на 12, СМР увеличились на 34. Общий процент укомплектованности у врачей отмечается увеличение на 4%, процент укомплектованности СМР составил 104% (в 2015г. - 103% 2014г. - 92%), относительно на том же уровне, по младшему м/п отмечено увеличение с 71% до 107%, т.е. на 36%, по прочему персоналу с 82% до 96% - на 9% больше. Укомплектованность к физическим лицам: по врачебным кадрам отмечается увеличение, и составила 92% (в 2015г. - 87%, 2014г. - 79%); отмечается увеличение укомплектованности к физическим лицам по СМР и ММП. Около 10,3% врачей и 12,8% СМР находятся в декретных отпусках, (врачей -57, СМП - 148, ММП - 11, прочие - 11).

В 2015 году в ГКП на ПХВ «ССМП» была проведена оптимизация, в связи с чем было изменено штатное расписание. Количество ставок среднего медицинского персонала уменьшилось на 122 ставки (с врачебных бригад убрали по 2 должности СМР). В связи с проведенной оптимизацией врачам, работавшим без сопровождения

среднего медперсонала, производилась доплата (сентябрь -декабрь 2015 года). В 2016 году количество врачебных бригад в связи с реструктуризацией уменьшилось, также была проведена оптимизация. Количество ставок врачебного персонала уменьшилось на 68 единиц (с врачебных бригад убрали по 1 должности Врача СиНМП). Согласно нормативам, указанным в приказе Министра здравоохранения Республики Казахстан от 7 апреля 2010 года № 238, количество бригад ССМП рассчитывается из расчета: 1 бригада на 10 тысяч населения (в том числе 25 % должны составлять специализированные бригады). На основании стандартов организации оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи в форме санитарной авиации в Республики Казахстан (утвержден приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 26 июня 2013 года №365) соотношение врачебных и фельдшерских бригад в составе ССМП должно составлять 60/40. Основная часть сотрудников ССМП работает более чем на 1,0 ставку из-за материальной заинтересованности. В связи с этим фактическая укомплектованность достаточно высокая. Но вышестоящие органы (УЗ, МЗ) оперируют абсолютными числами, причем в соотношении к физическим лицам. На фоне других медицинских организаций абсолютные числа выглядят увеличенными, так как не учитывается большой штат ССМП и не берется в расчет, что в процентном соотношении дефицит составляет не более 12-15% от общего количества штатных единиц. Также за счет вакантных ставок производится поощрение сотрудников в виде дифдоплаты, премии и выплата надбавок за работу на специализированных бригадах (реанимационные, интенсивной терапии), которые являются рычагами воздействия и стимулирующей мотивацией для улучшения качества оказываемых услуг, а также оплата больничных листов. Показатели движения кадров за текущий период с относительно отрицательной динамикой по врачам и положительной по СМР в разрезе принятых к уволенным, за 2016г. принято 117 врача, уволено 125 (в 2015г. - 189 врачей, уволено 88, в 2014г.-129/124). По СМР принято 168 СМР, уволено 128 (в 2015г. - 251, уволено 133, в 2014г. - 139/200). За 2016 год по врачам динамика отрицательная, по СМР положительная. Врачи после окончания резидентуры направляются по своим основным специальностям. За 2016г. квалификационную категорию имеют 155 врача, что составляет 28,8% от числа физических лиц (2015г. - 177/63%). Аттестовано на квалификационную категорию 367 СМР, что составляет 32,1% (в 2015г. - 400/58%). Со стажем работы свыше 3-х лет, 257 врача подлежат аттестации по стажу работы. При плане 106, аттестованность врачей составляет 60,3%. Со стажем работы свыше 3-х лет, 724 СМР подлежат аттестации по стажу работы. При плане 205, аттестованность СМР составляет 50,7%. Показатели аттестованности врачей и среднего медицинского персонала с положительной динамикой. Несмотря на значительные положительные сдвиги, аттестованность врачей не достигла нормативных требований. Обращений населения за отчётный период зарегистрировано 822, из них благодарностей на работу станции поступило 771, жалобы - 51. Общее количество жалоб 51, из них 8 -

156

Вестник КазНМУ №3-2017

15,7% обоснованные (обращения в 2015г. - 819, из них благодарностей 778, жалоб 41/16; 2014г. - 677, благодарностей 630, жалобы - 47/15. В динамике показатели относительно положительные. Отмечается относительное увеличение общего количества жалоб, в то же время количества обоснованных жалоб относительно уменьшены. Работа по недопущению жалоб проводятся. Жалоб зарегистрированных в прокуратуре нет. Большинство жалоб от населения связано с неправильной тактикой, не оказанием помощи и некачественным оказанием помощи, плохим осмотром. Нарушение этических норм поведения медработника остается актуальной проблемой.

Значение индикатора обоснованные жалобы на качество оказания МП должно снижаться на 10% по сравнению с предыдущим периодом, у нас число обоснованных жалоб в 2016г. составляет 15,7% (в 2015г. - 39%; в 2014г. - 31,9%.

Уменьшение на 23,3%, а по сравнению с 2014г. на 16,2%. 59-выговора, 23-строгих выговора (2015г. - 205, из них: 89 замечаний, 80 выговора, 36 строгий выговора; 2014г. -273. Из них: 46 замечаний, 162 выговора, 64 строгих выговора, 1 уволен). Всё это является свидетельством о недостаточной работе руководства подразделений с сотрудниками по соблюдению трудовой и исполнительской дисциплины. Число бригад составляет с 15.12.2016г. 177 (в 2015г. - 165, в 2014г. - 150), а среднесуточный выход машин составил 165,6 (в 2015г. - 162,8; 2014г. - 150,02). Отмечается увеличение среднесуточной нагрузки на 1 бригаду с 13,5 до 14,8 (2015г. - 13,5; 2014г. - 13,4). Это связано с расширением границ города Алматы и количества прикреплпнного и неприкрепленного населения. Количество обращений населения на станцию составило 930031 (в 2015г. - 828503, в 2014г. - 778534)(рисунок 1).

Рисунок 1 - Обращаемость населения Казахстана

Количество выполненных вызовов 898078 (в 2015г. -801725, в 2014г. - 736250). Отмечается увеличение как обращений, так и количество выполненных вызовов. Безрезультатные вызова составили 38834-4,3% (в 2015г. -3,2 %; 2014г. - 3,7%). Направлено на госпитализацию 27,6%, из них 60,9% госпитализировано (в 2015г. - 21,3%, из них госпитализировано - 84,3%; в 2014г. - 30,3%/63,0%). Индикатор оценки качества МП - значение показателя соотношения направленных и госпитализированных составил 60,9%, по меморандуму пороговое значение равно 50,0%. Выполнено вызовов врачами 57,9%. Динамика показателя уровня врачебного обслуживания по сравнению с отчетом аналогичного периода прошлого года относительно улучшены на 1,7% (в 2015г. - 56,2%, в 2014г. - 53,3%). Обслужено спец.бригадами 13,4% (в 2015г. -15,2%; в 2014г. - 16,7%), педиатрами 45,9% ( в 2015г. -54,8%; в 2014г. - 57,6%). Структура вызовов изменилась мало, в сторону уменьшения относительного показателя роды и патологии беременных на 0,2%, несчастных случаев на 0,9% меньше. Показатели перевозок на 0,1% меньше, внезапные заболевания на 1,2% больше и составило 79,2%. Повторные вызова на том же уровне, число повторных вызовов составил 4,5% (в 2015г. - 4,5%; в 2014г. - 4,6%). С августа 2015 года внедрена программа АСУ «Кемек 103» (100%) - единая медицинская информационно-справочная система для оперативного управления бригадами ССМП, анализа работ по оказанию скорой и неотложной помощи населению. Обеспечивает полный цикл управления, станцией скорой медицинской помощи, начиная от приема вызова с записью разговоров на компьютер, включая оперативное управления бригадами скорой помощи, на основе оптимизационных моделей прогнозирования ситуаций и поддержки принятия решений, экспертизы качества оказания экстренной помощи, анализа деятельности станции СМП и ее подразделений за любой промежуток времени, ответы на запросы учреждений и населения по поводу оказания скорой помощи. Налажена преемственность работы с поликлиниками города. Количество вызовов, переданные активы просматриваются в режиме реального времени в программе веб-приложения «Кемек 103» для поликлиник. ИАО оптимизировал передачу

вызовов для активного посещения врачом поликлиники через веб-приложения «Кемек 103» для поликлиник. В программном обеспечении АСУ «Кемек 103» отображен телефонный номера вызывающего и № карты вызова с целью контроля обращения населения в ССМП. Неотложные вызова, поступающих в часы работы поликлиник зависит не только от оперативного отдела, но и от медицинской активности населения, так как некоторых вызывающих работа «неотложки» или ПМСП не устраивает и мотив вызова формулируют на «скорую» помощь. Из-за неэффективности в конце 2011г. «неотложку» в ПМСП отменили. Сравнительный анализ оперативности работы бригад по опозданиям составляет 0,1% (в 2015г. -

0.3., 2014г. - 0,3%) в 2016г. Время обслуживания как по станции так и по бригадам уменьшены до 57,5 (в 2015г. -59,1, в 2014г. 60,4) в 2016г.. Временные затраты бригад с 44,2 2015г. уменьшены до 43,1 2016г. В связи с увеличением количества вызовов сезонной вспышки по ОРВИ и гриппу доезды за 15 минут составили 78,8% (в 2015г. 81,7%; в 2014г. 83,2%). По меморандуму показатель составляет 80%. Своевременный выезд бригад на вызов зависит как от оперативности работы диспетчеров эвакуаторов, так и выездных бригад, контроля своевременного выезда со стороны диспетчеров и администрации подстанции. В данное время выезда и передвижения автотарнспорта контролируются через GPRS-навигации.

С 1 февраля 2013 года внедрен пилотный проект по оптимизации службы скорой медицинской помощи в г.Алматы на базе ГКП на ПХВ «Станция скорой медицинской помощи». Выводы.

1. Относительно улучшилась укомплектованность физическими лицами врачебных и СМР медработников, но недостаточна укомплектованность врачебными кадрами на всех подстанциях.

2. Движение медицинских кадров имеет относительно отрицательную по врачам и положительную динамику по СМП, уволенных врачей больше, чем принятые.

3. Отмечено увеличение уровня выполнения вызовов врачебными бригадами, обслуживание педиатрическими бригадами и спецбригадами относительно уменьшены.

4. Улучшена преемственность с поликлиниками города, расширены возможности работы с веб-приложением «Кемек 103». Вместе с тем, необходимо более тесное взаимодействие руководства подстанций с поликлиническими организациями по передаче тяжёлых и часто вызывающих СМП больных, что может ещё больше снизить уровень обращаемости населения в ССМП.

5. Число повторных вызовов на том же уровне. Необходимо более тщательно проводить разборы повторных вызовов на одного и того же больного, особенно связанных с недоработкой бригад на вызовах, проводить

систематически обсуждение выявленных недостатков с выездными бригадами.

6. Отмечается положительная динамика оперативности работы бригад. В тоже время, необходимо сотрудникам ИОДО более оперативно работать по вызовам с задержками, правильным формированием мотива вызова и направления профильных бригад.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Багненко С.Ф., Мирошниченко А.Г., Архипов В.В., Основные проблемы организации экстренной медицинской помощи на современном этапе// Скорая помощь. 2012. - Т3. - №3. - С-8-10

2 Боев В.А. Оптимизация организации оказания скорой медицинской помощи городскому населению: автореф. ... дис. ... канд. мед. наук. - 2010. - 22 с.

3 Калининская А.А., Научное обоснование потребности в объемах скорой и неотложной медицинской помощи// Проблемы соц. Гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013 - №4. - С.20-24.

4 Кривонос О.В. Состояние и перспективы совершенствования скорой медицинской помощи// Скорая мед. помощь - 2010 . - Т.11. - №3. - С.4-8.

5 Шестаков Г.С. Скорая медицинская помощь:состояние,проблемы, пути решения - М.: 2011. - 87 с.

К. М. Турланов, А. Т. Мусаев

Цазац ¥лттъщ медицина университетi С. Д Асфендияров, ц Алматы, Цазацстан

КАЗАЦСТАНДМЫ ЖЕДЕЛ ЖЭРДЕМ МЕДИЦИНА КЫЗМЕТ1НЩ ЖАFДАЙЫ ЖЭНЕ ЖЕТ1ЛД1РУ1

tywh: Журпзшген талдау керсеткендей, жедел медицинальщ жэрдем мацызды курамдас белМ болып саналады, ce6e6i, тургындарга бастапкы медициналыщ-санитарлык; кемек керсетуде тшелей жанасу керсетшетш медициналы; ;ызметтердщ тутынушысы болып табылатын белМ ушш негурлым елеулi мура болып 6i3re кецестш денсаулы; са;тау жуйесшен ;алады. Жа;сартылган саба;тастыгын ;аланыц, кецейтiлген MYMкiндiктерi веб-;осымшасы "Кемек 103". Сонымен бiрге, тыгыз езара к-;имылды басшылыщтыц к;осалк;ы емханалы; уйымдармен беру бойынша ауыр жэне жш тудыратын жедел медициналы; кемек нау;астарды, одан да темендетуi MYMкiн ;аралу децгейi халык;тыц медициналы; жедел жэрдем стансасында.

Бiршама жина;талуы жеке тулгалардыц дэрiгерлiк жэне санитарлы-мейiрбикелiк медицина к;ызметкерлер1 арасында жа;сарды, бiрак; жеткiлiксiз дэр^ерлш кадрлармен барлы; ;осалк;ы станциялар ;амтылуда.

ТYЙiндi свздер: жедел медициналы; кемек, денсаулы; са;тау, алгаш;ы медициналы;-санитарлы; кемек

K.M. Turlanov, A.T. Musaev

S.D. Asfendiyarov Kazakh National Medical University, Almaty, Kazakhstan

STATEMENT AND IMPROVEMENT OF EMERGENCY SERVICES IN KAZAKHSTAN

Resume: The analysis showed that emergency medical care as the most important part of primary health care for the population, located on the line of direct contact with the consumer of medical services, is part of that most significant and not coming that we have the legacy of the Soviet health care system. Improved continuity with the city's polyclinics, expanded the possibilities of working with the web application "Kemek 103". At the same time, there is a need for closer interaction between the leadership of substations and polyclinic organizations in the transfer of severe and often ambulant patients, which can further reduce the level of people's access to the ambulance station. Relatively improved the staffing of physical and medical personnel of medical workers, but insufficient staffing of medical personnel in all substations. Keywords: First aid, health care, primary health care

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.