Научная статья на тему 'Состояние и развитие взглядов на молодежь как социальный феномен'

Состояние и развитие взглядов на молодежь как социальный феномен Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1309
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ / ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА / МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА / СТУДЕНЧЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фомченкова Галина Алексеевна

В статье речь идет о воззрениях философов и ученых различных эпох на становление личности молодого человека в общественной жизни. В статье выделяется целостный подход к изучению проблем формирования молодежи, который предполагает выявление связей молодежи с обществом во всем многообразии их форм и проявлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и развитие взглядов на молодежь как социальный феномен»

УДК 316.25 Фомченкова Галина Алексеевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Смоленского государственного университета galalfom@yandex.ru

СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Fomchenkova Galina Alexeevna

PhD in Sociology, associate professor of the chair of sociology, Smolensk State University galalfom@yandex.ru

STATE AND DEVELOPMENT OF VIEWS OVER YOUTH AS SOCIAL PHENOMENON

Аннотация:

В статье речь идет о воззрениях философов и ученых различных эпох на становление личности молодого человека в общественной жизни. В статье выделяется целостный подход к изучению проблем формирования молодежи, который предполагает выявление связей молодежи с обществом во всем многообразии их форм и проявлений.

Ключевые слова:

молодежь, проблемы молодежи, проблемы формирования молодого человека, молодежь как социально-возрастная группа, студенчество, молодежь как социально-демографическая группа.

The summary:

The article concerns the views of philosophers and scientists of various epochs on the formation of the personality of young man in social life. In the article the holistic approach of studying the social phenomenon of youth is marked out, which assumes identifying the relationships of young people with society in all the variety of of their forms and expressions.

Keywords:

youth, problems of youth, problem of forming young person, youth as social age group, students, youth as social-and-demographic group.

Конкретно-исторические представления и взгляды на молодежь начали складываться еще в античную эпоху. Анализ сохранившихся источников и трудов мыслителей прошлого свидетельствует о том, что к молодежи как социальному феномену и ее проблемам обращались многие философы того периода, среди которых особое место занимают взгляды и подходы Сократа, Платона, Аристотеля. В частности, Аристотель в ряде своих работ («Поэтика», «Риторика», «О душе») [1, с. 46, с. 284, с. 286] обращает внимание на осмысление процесса становления личности подростка, обоснование роли юноши и молодого человека в общественной жизни.

В античной философии сформулированы едва ли не все возможные подходы к формированию, развитию и совершенствованию личности молодого человека: эвдемонизм, стремление к счастью (Демокрит, Аристотель); гедонизм, эстетический культ чувственных наслаждений (Аристипп, Эпикур); волюнтаризм, своеволие «сильной» личности (младшие софисты); морализирующий интеллектуализм, отождествление добродетелей и знания (Сократ); созерцательнодуховная деятельность (Платон); внутренняя невозмутимость (скептицизм - Пиррон, Карнеад, Секет Эмпирик).

Более того, необходимо особо обратить внимание на то обстоятельство, что все теории античных философов были пронизаны гуманизмом и способствовали развитию взглядов на молодежь, которой принадлежит будущее. К этой мысли в будущем обратиться и И. Ильинский: «Молодежь - это будущее, с которым мы можем общаться, влияя на образ будущего» [2, с. 24]

Эпоха Средневековья сопровождается «переоценкой ценностей» молодого человека. Христианский философ и теолог А. Августин в форме «Исповеди» изложил психологический самоанализ и внутреннее развитие личности от младенчества до окончательного утверждения, сумев показать метания души, противоречивость и становление личности молодого человека [3].

Эпоха Возрождения качественно по-новому смотрит на молодежь как на социальный феномен. Философы этой эпохи были уверены в возможности бесконечного развития личности. Молодой человек в философии эпохи Возрождения - это самоценное и самодеятельное существо, способное к бесконечному и беспредельному развитию, творчески деятельное, способное к героической любви, это микрокосмос в макрокосмосе [4]. М. Монтень в работе «Опыты» утверждает, что молодой человек - существо вечно меняющееся, приспосабливающееся ко всем режимам, условиям существования [5].

В эпоху Просвещения проблема воспитания и образования молодежи, становление личности молодого человека, его участие и роль в общественных делах поднимаются в романе-трактате Ж. Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». Привлекает концепция Руссо о естественном воспитании молодого человека: «Если мы извратим порядок естественного воспитания, то по- 56 -

лучим скороспелые плоды, в которых нет ни зрелости, ни вкуса, и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети» [6, т. 1, с. 76-78].

Касались проблем молодежи и такие классики философии как И. Кант («Лекции по этике»). По Канту, молодой человек должен возлагать надежду не только на себя, но и на социальные институты, на юридические законы: «Если воспитание будет направлено на развитие талантов, на формирование морального характера человека, то такое воспитание распространилось бы до престола...» [7, с. 322]. По мнению Г. Гегеля, время молодости начинается тогда, когда молодые люди, став взрослыми в семье под родительским оком, «...начинают существовать для себя, но предназначены, чтобы основать новую же действительную семью» [8, т. 3, с. 231]. Ни работа, ни казарма, ни школа для Гегеля не имеют первостепенного значения. Важна семья и подготовка молодого человека для создания своей семьи. При анализе молодости Гегель исходит из потребностей гражданского общества. «Молодость - это юношество, в котором осуществляется переход из семьи в гражданское общество», - пишет Гегель [9, т. 3, с. 231]. То есть это время, переходное для человека, а всякий переход из одного состояния в другое не может совершаться при полном обособлении от предшествующего этапа существования.

Огромное внимание в своих трудах уделяли молодежи как активной социальной силе К. Маркс и Ф. Энгельс. Общее решение проблемы смысла жизни Маркс связывает с необходимостью участия отдельного человека в общественной жизни. По его мнению, сущность формируемой личности состоит в совокупности всех общественных отношений. Он призывает молодого человека к действию, к освобождению и саморазвитию через социально-культурное творчество.

Философская мысль XX в. характеризуется новым поворотом в изучении личности молодого человека, где особое место занимают психоаналитическая школа (З. Фрейд и его последователи), структурно-функциональная школа (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.) и культурологическая школа (П. Бергер, А. Шюц, Т. Лукман и др.). В частности, представители структурно-функциональной школы стремились системно анализировать сознание и поведение молодого поколения в тесной взаимосвязи с окружающей социальной действительностью, а представители культурологической школы изучали различные проявления сознания и поведения молодежи под углом зрения феноменологии человеческой культуры. Западные ученые стремились исследовать мир молодежи непосредственно в органической связи с бытием индивидов, соотнося его с конкретными идеями, мотивами поведения «реально действующих» молодых людей. В рамках этой научной школы широкое распространение нашли работы, посвященные проблеме формирования молодежной субкультуры [10].

Теоретические взгляды на молодежь продолжил Э. Шпрангер в своей работе «Психология юношеского возраста», в которой было объяснено формирование самосознания и проанализировано поведение молодых людей того времени (20-60-е гг.). Эта работа оказала немалое воздействие на воспитание молодежи и на политику в отношении нее [11]. К. Манхейм (социально-философское сочинение «Диагноз нашего времени») также уделяет большое внимание национальной молодежной политике, объясняя ее значение тем, что в прогрессивно-реформированном обществе молодежи принадлежит необычайно важная роль, так как реализацию реформ будет осуществлять именно она [12].

Качественно иную концепцию молодежи представляет Г. Шельский в работе «Скептическое поколение». По его мнению, именно молодежь является основной фигурой, определяющей лицо общества; молодые люди рассматриваются с позиции теории поколений, то есть их проблемы и конфликты - это преходящие трудности переходящего возраста [13].

Итак, мы можем проследить, что усложнение и углубление социального представления о молодости вело не только к признанию за молодым поколением собственных интересов, но и к постепенной дифференциации возрастной группы как объекта исследования, к пониманию био-логически-социального неравенства между отдельными подгруппами внутри одного поколения.

Говоря об отечественных исследованиях, первые попытки определения молодежи как общественной группы, изучения ее проблем (труд и быт) и ценностных ориентаций были предприняты во второй половине 20-х гг. XX в. (В. Смирнов, А. Залкинд, М. Рубинштейн, В. Игнатьев, Н. Рыбников). В центре внимания ученых 50-х - 60-х гг. было изучение роли и места молодежи в современном мире, анализ интересов и потребностей, ценностных ориентации и социальных ожиданий различных ее категории в сферах труда, учебы и досуга.

Однако, обратим внимание и на то факт, что до 80-х гг. ХХ в. в отечественной научной литературе не существовало четкого понятия молодежи (впервые понятие было упомянуто в XIX в.), хотя попытки уже были предприняты, например одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных истори-

ческих условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [14, с. 36]. Развивая эту мысль, И.С. Кон дает расширенное определение: «молодежь - социальнодемографическая группа, выделяемая на основе совокупных возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленная теми или другими социально-психологическими свойствами» [15, с. 75]. В словаре «Российская цивилизация» указано: «Молодежь - термин, определяющий социально-возрастной слой общества (юношей и девушек) от 14 до 30 лет, через который воспроизводится вся совокупность общественных отношений. От степени восприятия молодежью тех или иных исторических ценностей (духовных, нравственных, материальных), от творческого развития молодежи зависит будущее Российского государства» [16, с. 287].

Таким образом, нетрудно заметить, что исследование молодежи представляет научный интерес, не только для понимания проблем этой социальной группы, но и для объяснения перспектив развития общества в целом. Проследить на основе научного анализа изменения, сопровождающие процесс смены поколений, означает проникнуть в механизм общественного воспроизводства, понять закономерности происходящих событий, осуществить их обоснованный прогноз. Для этого необходим целостный подход к молодежи, направленный на выявление ее связей с обществом во всем многообразии их форм и проявлений. Именно этот подход отличает ряд научных работ, вышедших в 1990-е гг. В них молодежь рассматривается как социальнодемографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обусловливаются уровнем социальноэкономического, культурного развития, особенностями социализации и интеграции в обществе. Такой взгляд способствует более полному и глубокому осмыслению молодежи как социальному феномену, дифференцированному подходу к ней как внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе.

И здесь, интересным в рамках статьи, будет понятие «студенчество», данное в книге ростовских социологов Б. Рубина и Ю. Колесникова «Студент глазами социолога»: «Это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве» [17, с. 37-38]. Главная мысль авторов сводится к тому, что студенчество следует рассматривать как социальную группу, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции.

Итак, резюмируя вышесказанное , сделаем вывод : с одной стороны , концепция молодежи как социально-возрастной группы изменялась в зависимости от функций, которыми она наделялась в конкретный исторический период, учитывая социально-политическую ситуацию того или иного общества. С другой стороны, структура саморазвития молодежи как социального феномена «в сжатом виде» отражает основные идеи и взгляды мыслителей прошлого на проблемы молодежи и характеризуется современными философами, социологами, психологами и педагогами как взаимодействие блоков самоорганизации и самоопределения, работающих в режиме постоянного обеспечения всех форм саморазвития человека и сохранения его целостности. И именно целостный подход к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей развития молодежи как органического субъекта развития общества приобретает все большую актуальность.

Ссылки:

1. Аристотель. Поэтика. Риторика. О душе. М., 2008.

2. Ильинский И. Молодежь как будущее России в

категориях войны // Альма Матер («Вестник высшей школы»). 2005. № 8.

3. Августин А. Исповедь / пер. с лат. М.Е. Сергеенко. М., 2000.

4. Бруно Д. О героическом энтузиазме. М., 1953.

5. Монтень М. Опыты. М., 1991.

6. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения. В 2 т. М.,

1982.

7. Кант И. Из лекций по этике (1780-1782) // Этическая мысль. М., 1990.

8. Энциклопедия философских наук. М., 1977.

9. Там же.

10. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт

комплексного междисциплинарного исследования / Колл. монография / под ред. Е.Г. Слуцкого. СПб., 2004.

11. Spranger E. Psychologic des Jugendalters. Halle, 1924.

References (transliterated):

1. Aristotel'. Poetika. Ritorika. O dushe. M., 2008.

2. Il'inskiy I. Molodezh' kak budushchee Rossii v katego-riyah voyny // Al'ma Mater («Vestnik vysshey shko-ly»). 2005. No. 8.

3. Avgustin A. Ispoved' / transl. from Latin by M.E. Ser-geenko. M., 2000.

4. Bruno D. O geroicheskom entuziazme. M., 1953.

5. Monten' M. Opyty. M., 1991.

6. Russo ZH.ZH. Pedagogicheskie sochineniya. In 2 vol. M., 1982.

7. Kant I. Iz lektsiy po etike (1780-1782) // Eticheskaya mysl'. M., 1990.

8. Entsiklopediya filosofskih nauk. M., 1977.

9. Ibid.

10. Yuvenologiya i yuvenal'naya politika v XXI veke: opyt kompleksnogo mezhdistsiplinarnogo issledovaniya / Koll. monografiya / ed. by E.G. Slutskiy. SPb., 2004.

11. Spranger E. Psychologic des Jugendalters. Halle, 1924.

- 5S -

12. Манхейм К. Диагноз нашего времени / пер. с нем. 12. Manheym K. Diagnoz nashego vremeni / transl. from

М., 1994. German. M., 1994.

13. Шельский Г. Скептическое поколение. М.,1976. 13. Shel'skiy G. Skepticheskoe pokolenie. M.,1976.

14. Лисовский В.Т. О молодежи и молодежной политике. В 14. Lisovskiy V.T. O molodezhi i molodezhnoy politike. In

2 т. / под общей редакцией А.А. Козлова. СПб., 2005. 2 vol. / ed. by A.A. Kozlov. SPb., 2005.

15. Кон И.С. НТР и проблема социализации молоде- 15. Kon I.S. NTR i problema sotsializatsii molodezhi. M.,

жи. М., 1988. 1988.

16. Российская цивилизация: этнокультурные и ду- 16. Rossiyskaya tsivilizatsiya: etnokul'turne i duhovne

ховные аспекты: Словарь. М., 2001. aspekty: Slovar'. M., 2001.

17. Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социо- 17. Rubin B., Kolesnikov Y. Student glazami sotsiologa.

лога. Ростов, 1998. Rostov, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.