Научная статья на тему 'Состояние и развитие образовательной деятельности школ искусств в сельской местности'

Состояние и развитие образовательной деятельности школ искусств в сельской местности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елагина Анна Сергеевна

В работе отмечена значительная роль детских школ искусств в современном обществе, поскольку подрастающее поколение является потенциалом любого общества, а высокий уровень культуры и духовного развития детей и подростков способствует потенциальной защищенности общества от возможности насаждения псевдокультурных ценностей. При этом, предпрофессиональные программы, предусмотренные в области искусств, охватывают все области искусств, включая народное творчество, к которому относятся такие программы, как народные инструменты, музыкальный фольклор и декоративноприкладное творчество. Показано, что рост числа детей в сельской местности происходит на фоне снижения количества детских школ искусств и их работников, что является негативной тенденцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и развитие образовательной деятельности школ искусств в сельской местности»

Состояние и развитие образовательной деятельности школ искусств в сельской местности

Елагина Анна Сергеевна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономических дисциплин, Международный еврейский институт экономики, финансов и права, yelagina.anna@gmail.com

В работе отмечена значительная роль детских школ искусств в современном обществе, поскольку подрастающее поколение является потенциалом любого общества, а высокий уровень культуры и духовного развития детей и подростков способствует потенциальной защищенности общества от возможности насаждения псевдокультурных ценностей. При этом, предпро-фессиональные программы, предусмотренные в области искусств, охватывают все области искусств, включая народное творчество, к которому относятся такие программы, как народные инструменты, музыкальный фольклор и декоративно-прикладное творчество. Показано, что рост числа детей в сельской местности происходит на фоне снижения количества детских школ искусств и их работников, что является негативной тенденцией.

Ключевые слова: детские школы искусств, декоративно-прикладное творчество, сельская местность, школьное образование, народное творчество.

о с

N

СЧ

01

Школы искусств в нашей стране относятся к дополнительному образованию. В соответствии со статьей 75 ФЗ «Об образовании»[1], основными целями дополнительного образования в нашей стране является:

формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых;

удовлетворение потребностей населения в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;

формирование у населения культуры здорового и безопасного образа жизни;

организация свободного времени детей и взрослых.

Помимо этого, в соответствии с названной выше статьей «Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.» [1, ст. 75, ч. 1]. Таким образом, дополнительное образование детей направлено на повышение уровня жизни подрастающего поколения в целом, а также, на возможности реализации таланта отдельных детей, в той или иной области. При этом следует подчеркнуть, что оба этих направления очень важны.

Говоря о профессиональной ориентации детей, необходимо заметить, что детские школы искусств реализуют дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, целями реализации которых является «выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретение ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществ-

1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с

изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2 01647&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9707599906477522#0

ления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.» [1, ст. 83, ч. 3]. В 2013 году Министерством культуры России был утверждён перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств [2], в который включены следующие программы: Музыкальное искусство: Фортепиано; Струнные инструменты; Духовые и ударные инструменты; Народные инструменты; Инструменты эстрадного оркестра; Хоровое пение; Музыкальный фольклор. Изобразительное искусство: Живопись;

Акварельная живопись; Декоративно-прикладное творчество; Дизайн.

Хореографическое искусство: Хореографическое творчество; Искусство балета. Театральное искусство: Искусство театра. Цирковое искусство: Искусство цирка. Архитектурное искусство: Архитектура.

Необходимо отметить значительную роль детских школ искусств в современном обществе, поскольку подрастающее поколение является потенциалом любого общества, а высокий уровень культуры и духовного развития детей и подростков способствует потенциальной защищенности общества от возможности насаждения псевдокультурных ценностей. При этом, предпрофессиональные программы, предусмотренные в области искусств, охватывают все области искусств, включая народное творчество, к которому относятся такие программы, как народные инструменты, музыкальный фольклор и декоративно-прикладное творчество.

Говоря о наличии детских школ искусств на территории нашей страны, необходимо подчеркнуть наличие норматива, в соответствии с которым, в каждом населенном пункте, с численностью населения от трех до десяти тысяч человек должна быть одна детская школа искусств, а в населенных пунктах с населением более 10 тысяч человек, школы

2 Приказ Минкультуры России от 16.07.2013 N 998 (ред. от 25.11.2015) "Об утверждении перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2013 N 29242) URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW& n = 191079&rnd = 259927.6409490&dst=100010&fld = 134#0

искусств должны охватывать 12% учащихся 1-ых-8-ых классов общеобразовательных школ

[3]. При этом, в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года

[4] определено в краткосрочной перспективе (до 2018 года) довести охват детского населения школами искусств до 15%, а к 2030 году - до 18%.

Детские школы искусств, расположенные в сельской местности, имеют особое значение. Это связано со значительными ограничениями, которые испытывают жители сельской местности в доступе к культурным ценностям, в связи с объективными обстоятельствами, такими как отсутствие на селе крупных объектов культуры (театров, концертных залов, музеев, объектов архитектуры). При этом, количество детских школ искусств и их обособленных подразделений (филиалов) в целом по Российской Федерации сокращается (рис. 1).

520 110

470

420 Д

570 л Л

г «о у / 270 У^

220 V г-П

17и I ги

120 ш Ш Ш

ЦФО СЗФО ЮФО СКФО 11ФО УФО СФО ДФО

□2014- шд СИ20151Щ —Темп роста

Рис. 1. Динамика количества детских школ искусств и их обособленных подразделений (филиалов), расположенных в сельской местности в 2014-2015 годах в разрезе федеральных округов I5]

Так, в 2015 году количество детских школ искусств сократилось почти на 2,5% и составило 2357 единиц. В Северо-Западном, Северо-Кавказском, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах сокращение детских школ искусств происходит ещё быстрее. К счастью, такая тенденция характерна не для всех федеральных округов нашей страты. В Южном и Сибирском федеральных округах количество детских школ искусств, расположенных в сельской местности выросло более

3 Распоряжение Правительства РФ от 03.07.1996 N 1063-р (ред. от 23.06.2014) <О Социальных нормативах и нормах>. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92726/

4 Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р <Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года>. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 94820/

5 Данные Росстата по сельским территориям URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/region_stat/sel-terr/sel-terr.html

0

сч

N

01

чем на 4%, в Центральном федеральном округе рост превысил один процент.

Динамика числа детей, приходящихся на одну школу искусств, расположенную в сельской местности, подтверждает рассмотренную выше ситуацию и даже усугубляет ее (рис. 2).

4 00(1 3 500 3 00(1 2 500 2 000 1 500

НИ

ш

V

/

120 115 110 105 100 95 90

$

1^2014 ии 2015 ни -Темцросга

Рис. 2. Динамика числа детей, приходящихся на одну школу искусств, расположенную в сельской местности в 2014-2015 годах в разрезе федеральных округов [5]

Так, только в Южном и Сибирском федеральных округах число детей, приходящихся на одну школу искусств снижается. Во всех остальных округах, этот показатель растет. Следует отметить, что по Российской Федерации в целом, рост числа детей, приходящихся на одну школу искусств происходит большими темпами, чем снижение количества детских школ искусств, эта тенденция носит негативный характер. При этом, по РФ в целом на одну школу искусств, расположенную в сельской местности, приходится более 2,8 тыс. детей, а в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, этот показатель составляет более 3,7 тыс. детей. Только в Дальневосточном федеральном округе немногим менее 2 тыс. детей приходится на одну школу искусств, но этот показатель растет, причем, быстрее, чем в среднем по России.

Поскольку наличие детской школы искусств, не гарантирует наличие в ней необходимого количества преподавателей искусств, далее необходимо рассмотреть численность детей, приходящихся на одного работника детской школы искусств (рис. 3)

320 300 2 КО п 260 т 240 220 200 Ш

/ \ —

V

-1 \ рг-Ч /

_ л

ПО

105

100

/////

□2014 год в2015 ни

,0 •Г С

Г

-Тенирога

Рис. 3. Динамика числа детей, приходящихся на одного работника школы искусств, расположенной в сельской местности в 2014-2015 годах в разрезе федеральных округов [5]

Данные рисунка 3 свидетельствуют о том, что число детей, приходящисхя на одного работника детской школы искусств растет и в Российской Федерации в целом, и во всех федеральных округах, за исключением Приволжского и Сибирского. Абсолютные значения рассматриваемого показателя имеют значительный разброс в разрезе федеральных округов. Так если в Южном или в Дальневосточном федеральных округах, на одного работника школы искусств приходится менее 200 человек, то в Северо-Кавказском -более 300 человек, а в Центральном - почти 300 детей. При этом, сравнивая число детей, приходящихся на одну школу искусств, и число детей, приходящихся на одного работника школы искусств, необходимо отметить сопоставимые параметры роста. Это свидетельствует о росте числа детей в сельской местности, что, в свою очередь, свидетельствует о необходимости расширения как количества школ искусств, так и их сотрудников.

В число работников детских школ искусств входят не только преподаватели, но и управленческий и обслуживающий персонал. Следовательно, для прояснении полной картины, необходимо рассмотреть численность детей, приходящихся на одного преподавателя детской школы искусств, находящейся в сельской местности (рис. 4).

Рис. 4. Динамика числа детей, приходящихся на одного преподавателя детских школ искусств, расположенных в сельской местности в 2014-2015 годах в разрезе федеральных округов [5]

По данным рисунка 4 можно сказать, что в среднем по России на одного преподавателя в сельской детской школе искусств приходится более 350 детей. Говоря о федеральных округах, необходимо особо отметить два федеральных округа: СевероКавказский, в котором на одного преподавателя приходится почти 500 детей в 2015 году, и Дальневосточный, в котором на одного преподавателя приходится менее 270 четей в этом же году. Таким образом, число детей приходящихся на одного преподавателя может разниться почти в разы в разных федеральных округах. Говоря об изменениях в 2015 году по сравнению с 2014 годом, следует отметить Уральский и Центральный федеральные округа, как носители наиболее негативной тенденции (рост числа детей, приходящихся на одного преподавателя в этих федеральных округах соответсвенно составил 10% и 8%); и Дальневосточный федеральный округ, в котором число детей, приходящихся на одного преподавателя снизилось более чем на 11%.

В заключении, необходимо подчеркнуть что рост числа детей в сельской местности происходит на фоне снижения количества детских школ искусств и их работников, что является негативной тенденцией.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=LAW&n=201647&fld=134&dst=10000 00001,0&rnd=0.9707599906477522#0

2. Приказ Минкультуры России от 16.07.2013 N 998 (ред. от 25.11.2015) "Об утверждении перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2013 N 29242) URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=LAW&n=191079&rnd=259927.64094 90&dst=100010&fld=134#0

3. Распоряжение Правительства РФ от 03.07.1996 N 1063-р (ред. от 23.06.2014) <О Социальных нормативах и нормах>. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W 92726/

4. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р <Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года>. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_194820/

5. Данные Росстата по сельским территориям URL: http://www.g ks.ru/free_doc/new_site/region_stat/ sel-terr/sel-terr.html

Status and development of educational activities of schools of

arts in rural areas Yelagina A.S.

International Jewish institute of economy, finance and right In operation the significant role of children's schools of arts in the modern society as the younger generation is the capacity of any society is marked, and the high level of culture and spiritual development of children and teenagers promotes potential security of society from a possibility of planting of pseudo-cultural values. At the same time, the preprofessional programs provided in the fields of arts envelop all fields of arts, including folk art to which such programs as national tools, musical folklore and arts and crafts creativity belong. It is shown that growth of number of children in rural areas happens against the background of lowering of number of children's schools of arts and their workers that is a negative tendency. Keywords: children's schools of arts, arts and crafts creativity, rural

areas, school education, folk art. References

1. The federal law from 12/29/2012 N 273-FZ (an edition from

7/3/2016, with amendment from 12/19/2016) "About education in the Russian Federation" (with amendment and additional, вступ. in force with 1/1/2017). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LA W&n=201647&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9707599906 477522#0

2. The order of the Ministry of Culture of the Russian Federation

from 7/16/2013 N 998 (an edition from 11/25/2015) "About the approval of the list of additional preprofessional programs in the field of arts" (It is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 8/2/2013 N 29242) URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LA W&n=191079&rnd=259927.6409490&dst=100010&fld=134#0

3. The order of the Government of the Russian Federation from

7/3/1996 of N 1063-p (an edition from 6/23/2014) <about social="" standards="" and="" norms="">. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92726/

4. The order of the Government of the Russian Federation from

2/29/2016 of N 326-p <about the="" adoption="" of="" strategy="" state="" cultural="" policy="" until="" 2030="">. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/

5. Data of Rosstat on rural territories of URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/region_stat/sel-terr/sel-terr.html</about></about>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.