УДК 553.9 А.Г. Коржубаев
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН,
Новосибирск
Л.В. Эдер, И.В. Филимонова ИНГГ СО РАН, Новосибирск
СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ РЫНКОВ НЕФТИ, ГАЗА, ПРОДУКТОВ НЕФТЕХИМИИ И ГЕЛИЯ В АТР И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Развитие НГК и роль России на мировых рынках нефти и газа
Россия крупнейший в мире производитель и экспортер нефти и газа. В 2005 г. добыча нефти в России составила 470 млн. т, переработка нефти - 207 млн. т, экспорт нефти и нефтепродуктов - 317 млн. т, нефти - 222 млн. т, нефтепродуктов - 95 млн. т; в 2006 г. добыча превысит 480 млн. т, переработка
- 210 млн. т, экспорт - около 325 млн. т. В 2005 г. добыча газа в России
3 3
составила 541 млрд. м , в 2006 г. достигнет 550 млрд. м . Экспорт газа
33
составил в 2005 г. 171 млрд. м , в 2006 г. - ожидается на уровне 175 млрд. м . Доля России в мировой добыче нефти составляет около 12 %, газа - 22 %.
В условиях манипулирования объемами поставок нефти странами ОПЕК политика России направлена на постоянное наращивание добычи энергоносителей и увеличение предложения на мировом, прежде всего, европейском рынке. Начиная с 2000 г. добыча нефти в России увеличилась в годовом выражении на 175 млн. т или 3,5 млн. барр. в сутки, что превышает суммарное потребление в Германии и Нидерландах. Вместе с тем, уровень добычи нефти в России пока не достиг исторического максимума 1988 гг. -569 млн. т в год или 11,4 млн. барр./сут. Добыча нефти в СССР составляла в 1987-1988 гг. 625-623 млн. т в год или 12,5 барр./сут., что превышало 20 % всей мировой добычи. Годовая добыча газа в России за период 2001-2006 гг. увеличилась почти на 70 млрд. м3, превысив исторический максимум 1991 года.
Стабилизирующая роль России в мировой, прежде всего, евразийской системе обеспечения энергетическими ресурсами заключается в организации надежных, крупномасштабных и постоянно возрастающих поставок энергоносителей на мировой рынок. Для того, чтобы наиболее эффективно удовлетворять спрос на внутреннем и международных рынках необходимо учитывать современные устойчивые тенденции и закономерности энергообеспечения. В процессе исследовании ИНГГ СО РАН были установлены устойчивые тенденции и закономерности изменения энергоемкости валового внутреннего продукта для различных стран в зависимости от набора макроэкономических и природно-ресурсных факторов, а именно уровня ВВП и динамики потребления всех основных видов энергетических ресурсов на душу населения, плотности населения, относительной производительности труда по отраслям, структуры отраслей, обеспеченности природными энергетическими ресурсами и ряда других. Анализ всей совокупности этих факторов на основе динамических данных
более чем 100 стран, указывает на то, что наиболее значимыми параметрами для типизации по модели энергообеспечения являются уровень экономического развития, обеспеченность собственными природными энергетическими ресурсами, климат.
При устойчивом повышении стоимости конкретных энергоносителей в структуре относительных цен происходит их вытеснение из коммерчески наименее эффективных технологических схем. В рамках этой закономерности в 1970-е гг. произошло сокращение использования нефти в виде котельного топлива в электроэнергетике в результате роста цен на нее, что привело к общему снижению спроса на нефть и последующему падению цен. К началу второго десятилетия XXI в. в развитых странах подобные процессы ожидаются и в сегменте моторного топлива. В странах - импортерах нефти, особенно в Японии, Корее, США, странах Европейского Союза, активизировались НИОКР и производственные проекты по сокращению потребления нефти в качестве моторного топлива, развитию альтернативных видов топлива для автомобильного транспорта: газомоторное топливо, диметилэфир и др. Однако даже при условии успешной реализации этих программ массовое распространение альтернативных нефти видов моторного топлива может произойти не ранее 2020 г.
Прогнозируется, что высокая конъюнктура (50-70 долларов за баррель по маркерному сорту Brent) сохранится примерно до 2010-2011 гг., хотя тенденция к снижению цен обозначилась уже в 2006 гг. Это связано с инерционностью технологических систем нефтепотребления, которые сейчас используются в развитых странах и продолжают массово внедряться в развивающихся странах. Вместе с тем, сейчас в мире происходит повторение ситуации 1973-1981 гг., когда за восемь-девять лет нефть была в основном вытеснена газом, углем и атомной энергией из коммерчески наименее эффективного сегмента ее использования - электроэнергетики. В начале второго десятилетия в развивающихся странах произойдет технологическое насыщение традиционным моторным транспортом, поэтому глобальный рост спроса на нефть замедлится. В развитых странах продолжится вытеснение мазута и средних дистиллятов из систем отопления домашних хозяйств. Все это приведет к замедлению темпов роста спроса и снижению цен на нефть до уровня 40-45 долларов за баррель, что с учетом инфляции доллара соответствует современным 35-40 долларам.
Согласно прогнозу развития ИНГГ СО РАН глобальное потребление первичных энергетических ресурсов в составит в 2010 г. 12,8 млрд. т н.э, в 2015 г. - 13,6 млрд. т у. т., в 2020 г. - 15 млрд. т н.э., в 2025 г. - около
16,4 млрд. т н.э., в 2030 г. 17,1 млрд. т у. т. Среднегодовой темп прироста энергопотребления в мире составит за период 2006-2025 гг. около 2 %. В региональном плане наиболее быстро использование энергии будет расти в странах АТР - в среднем на 3 % в год. Наиболее медленно спрос на первичную энергию будет расти в Западной Европе и Японии (0,5 % в год). Ожидается, что к 2030 г. в глобальной структуре первичного топливноэнергетического баланса по видам энергии доля газа сохранится на
современном уровне 23 %. Абсолютное потребление газа в мире составит 4,6 млрд. м3. Развитие газовой промышленности и возможности увеличения предложения газа на мировые рынки, в том числе в страны АТР, будет зависеть от реализации инвестиционных проектов по освоению полуострова Ямал, западной части арктического шельфа России (Штокмановское месторождение и др.), Восточной Сибири (включая Республику Саха), шельфе Охотского моря, а также от возможности стабилизации политической ситуации на Ближнем Востоке и организации добычи и крупномасштабных поставок сетевого и сжиженного газа из этого региона. При росте потребления нефти к концу рассматриваемого периода до 6 млрд. т ее доля в ТЭБ несколько снизится и составит 35 %. Доля угля к 2030 г. возрастет до 30 %. Роль других энергоносителей (гидроэнергия, биомасса, ветровая, солнечная и др.) в структуре энергопотребления принципиально не изменится.
Глобальное потребление нефти будет возрастать в основном за счет увеличения ее использования в странах АТР. Практически не увеличится потребление нефти в Западной Европе. Рост спроса на нефть в Европейском Союзе будет происходить за счет стран Восточной Европы, где показатели душевого потребления будут выравниваться со странами Западной Европы. В России предполагается, что увеличение использования нефти будет составлять в среднем с темпом 1,4 % в год и достигнет к 2025 г. 175 млн. т. Использование газа в ближайшие десятилетия, также как и нефти, наиболее быстро будет расти в странах АТР (в среднем на 3,6 % в год). Предполагается,
-5
что спрос на газ в России составит в 2030 г. 580 млрд. м (среднегодовой прирост 1,3 %).
Годовая добыча нефти в стране может быть доведена в 2010 г. до 500 млн. т, в 2020 г. - до 550 млн. т, в 2030 г. - до 600 млн. т. Важную роль в обеспечении поставок на экспорт в страны АТР и тихоокеанское побережье США будет играть освоение месторождений Западной и Восточной Сибири, шельфа Охотского моря. Важнейшее условие наращивание добычи нефти в России - расширение инвестиций в проведение геологоразведочных работ и развитие систем транспорта. Произойдет увеличение добычи нефти российскими компаниями за рубежом, прежде всего, в странах Каспийского региона - Казахстане, Туркменистане, Узбекистане, Азербайджане. Из этих стран также возможны поставки нефти российскими операторами в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, в Китай. Здесь лидерами будут выступать «ЛУКОЙЛ», «Газпром» (включая «Газпром нефть»), «Роснефть», а также западные компании - ChevronTexaco, BP, Agip, Total и др.
Доля России в глобальной добыче нефти будет находиться на уровне 1012 %, а доля СНГ в целом - не менее 15 %, что достаточно для удовлетворения внутренних потребностей, обеспечения энергетической безопасности Евразии, поддержания стабильности на глобальном нефтяном рынке.
Состояние и перспективы увеличения разведанных запасов газа при наличии соответствующих инвестиций и благоприятной ситуации на внутреннем и внешнем рынках газа позволяют довести добычу газа в 2010
33
году до 681 млрд. м , в 2020 году - до 890 млрд. м , в 2030 году - до 910 млрд.
3
м в год.
Доля России в мировой добыче газа будет составлять 20-21 %, а СНГ в целом - не менее 25 %. Это позволяет удовлетворить внутренние потребности, обеспечить увеличение поставок на традиционные рынки (в Европу), и организовать крупномасштабные поставки на рынки АТР и Северной Америки.
Маркетинговые исследования рынка продуктов переработки и химии нефти и газа позволяют сделать следующие выводы о современной и перспективной конъюнктуре спроса и цен. Спрос на различные товарные позиции как в России, так за рубежом имеет неоднозначные тенденции. Это обусловлено объемом и структурой производственных мощностей, направлениями развития технологического прогресса, степенью насыщения рынка по конкретным товарным позициям.
Параметры комплексной системы глубокой переработки углеводородов, в том числе использование конкретных технологических процессов в значительной мере будут обусловлены состоянием и перспективами развития внутреннего и внешнего рынка химической и нефтехимической продукции. Анализ всех значимых маркетинговых факторов позволяет сделать следующие выводы об устойчивых процессах на рынках и целесообразности расширения и создания тех или иных производств.
Из продукции химической промышленности России наиболее быстро растет выпуск синтетических смол и пластмасс. Это обусловлено (1) наличием свободных мощностей по ряду позиций, (2) улучшением конъюнктуры некоторых сегментов внутреннего рынка, (3) возможностью расширения поставок на внешние рынки.
В последние годы наиболее динамично происходил рост производства и потребления полистирола, полиэтилена, полипропилена и продуктов, улучающих свойство этих полимеров - пластификаторов. Соответственно, возрастал спрос на продукты основного органического синтеза, участвующие в их производстве.
На внутреннем рынкев перспективе ожидается, что наиболее благоприятная конъюнктура будет по следующим товарным позициям:
- Полистирол (соответственно бензол и его аналоги).
- Полиэтилен (соответственно, этилен).
- Полипропилен (соответственно, пропилен).
На внешнем рынке прогнозируется, что в перспективе будет иметь место следующая конъюнктура по основным товарным продуктам:
- Полистирол. Спрос будет возрастать до 2008 г., затем будет происходить усиление конкуренции со стороны стран АТР.
- Полиэтилен. Продолжится тенденция снижения удельного веса полиэтилена низкой плотности при росте доли линейного полиэтилена низкой плотности, стабилизации спроса полиэтилена высокой плотности.
- Полипропилен. Рост спроса будет происходить наиболее высокими темпами из всех пластмасс.
- Пластификаторы. Будет происходить увеличение спроса при увеличении номенклатуры продукции и числа технологических процессов с применением пластификаторов.
- Полимерная продукция конечного назначения (трубы, упаковочная тара и др.). Ожидается замедление роста спроса в Европе и Северной Америке при усилении конкуренции со стороны стран АТР и ужесточении требований к качеству.
Учитывая динамику спроса и предложения на российском рынке химической и нефтегазохимической продукции, планы существующих производителей, емкость рынка для полиэтилена, произведенного на КГКМ может составить около 350-550 тыс. т, изобутана - 100-150 тыс. т, изобутилена - 50-100 тыс. т, н-бутилена - 150-200 тыс. т, дивинила - 40-60 тыс. т, полистирола - 100-150 тыс. т, бензола - 250-300 тыс. т, этилбензола -30-50 тыс. т, о-ксилола - 150-200 тыс. т, n-ксилола - 150-200 тыс. т, полипропилена - 400-500 тыс. т, полистирола - 100-150 тыс. т.
Целевые рынки гелия. В настоящее время потребления гелия в России находится на уровне менее 1 млн. м в год. В связи с преодолением кризиса в ряде отраслей народного хозяйства наметилась положительная тенденция в динамике потребления гелия. С учетом перспективами роста внутреннего рынка гелия поставки на внутренний рынок с месторождений Восточной
3 3
Сибири могут составить в 2010 г. - 0,2 млн. м , в 2020 г. - 1 млн. м с последующей стабилизацией этого показателя.
Анализ структуры мирового рынка указывает, что основным рынком сбыта для гелия месторождений Восточной Сибири являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, Восточной Азии (Китай, Япония, Южная Корея, Тайвань). С учетом прогноза спроса на гелий в АТР и его поставок из США и Катара к 2009 г. возможный объем импорта из
-5
Восточной Сибири может составить около 4-5 млн. м3 с постепенным
33
увеличением к 2015 г.до 20 млн. м , к 2020 г. - до 35 млн. м , к 2030 г. - до 8090 млн. м .
Поставки гелия из Восточной Сибири будут осуществляться с Ковыктинского Чаяндинского, Собинского, Среднеботуобинского и др. месторождений. Объем поставок с из России на рынок АТР в 2010 г. может
-5 -5 -5
составить 9 млн. м , в 2020 г. - 34 млн. м , в 2030 - 88 млн. м с последующей стабилизацией этого показателя.
© А.Г. Коржубаев,Л.В. Эдер, И.В. Филимонова, 2007