Научная статья на тему 'Состояние и проблемы развития скорой и неотложной медицинской помощи в Южно-Казахстанской области'

Состояние и проблемы развития скорой и неотложной медицинской помощи в Южно-Казахстанской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

First aid is the most expensive one among all types of medical service for population, that is why it is necessary to organize this work in such a way when the appeal of patients would be maximal determined. In order to achieve this the actual National program of administrative basis of the first aid service development is needed

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATION AND PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF THE FIRST AID IN SOUTH-KAZAKHSTAN REGION

Жедел медициналық жәрдем өте қымбат медициналық көмек түрі болып табылады. Жедел медициналық жәрдем негізді түрде шақырылуы қажет. Ол үшін жедел жәрдем қызметін ұйымдастырудың негізін құрайтын Мемлекет тарапынан нақтылы бағдарлама керектігі айқындалды

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы развития скорой и неотложной медицинской помощи в Южно-Казахстанской области»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

С. А. Калкабаева

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Курс скорой и неотложной медицинской помощи Южно-Казахстанской государственной медицинской академии (Шымкент)

В период реформирования системы здравоохранения очень важными являются вопросы организации и развития службы скорой и неотложной медицинской помощи (СНМП). В Государственной программе реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан указано, что развитие этой службы будет осуществляться путем расширения диапазона деятельности и доступности первичного уровня. В отрасли выделен ряд негативных тенденций, требующих принятия управленческих решений. Во-первых, нарушается важнейший принцип системы здравоохранения - этапность оказания медицинской помощи. Во-вторых, наблюдается неравенство между территориями в пределах области по объему и качеству оказания медицинской помощи, показателям здравоохранения в целом. В-третьих, недостаточно сформированы обязательные компоненты системы управления - мониторинг и оценка деятельности организаций и системы здравоохранения в целом. На основании требований Государственной программы реформирования и развития здравоохранения необходим четкий и ясный подход к управлению службы скорой медицинской помощи области.

В связи с этим целью исследования явилось определение состояния и проблем развития службы скорой и неотложной медицинской помощи Южно-Казахстанской области (ЮКО).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось путем анализа данных Ведомственной статистической отчетности (форма №40, годовой отчет станций (отделений) скорой медицинской помощи), показателей деятельности службы скорой медицинской помощи ЮКО за последние 10 лет и результатов ежеквартального мониторирования показателей деятель-

ности служб скорой медицинской помощи области.

В настоящее время в области развернуто 8 самостоятельных станций и 12 отделений СНМП при центральных и городских больницах, их число с 1997 до 2006 г. фактически не изменилиось. В 2006 г. служба СНМП выполнила 464 688 выездов и оказала медицинскую помощь 510 607 пациентам.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В 2006 г. в области на СНМП работали 202,5 врачей, 605,5 средних медицинских работников и 631,0 младшего и прочего персонала. Укомплектованность врачами составила 86,8%, средним медицинским персоналом - 102,1%, младшим медицинским персоналом - 19,1%, прочими - 100,3%. Соотношение врачи-средний медицинский персонал по штатным должностям составило 1:2,97, по занятым - 1:2,99.

СНМП является самой дорогостоящей из всех видов помощи населению. Стоимость 1 вызова в 2006 г. составила более 1 900 тенге. Частота обращаемости населения за СНМП в последние 10 лет (с 1997 по 2006 г.) возросла с 184,7 до 217,9 на 1 000 населения. При этом частота вызовов городскому населению ЮКО была в 2,7 раза больше, чем сельскому населению.

Анализ выполненных выездов по разным поводам показал, что в последние 10 лет (с 1997 по 2006 г.) показатели резко возросли с 180,2 до 208,1 на 1 000 населения. Анализ частоты вызовов СНМП в 2006 г. по разным поводам показал, что 174,5 вызова на 1 000 населения были связаны с внезапными заболеваниями (83,9%), велика частота перевозок (7,2%), вызовы на несчастные случаи составили 5,0%, по поводу родов и патологии беременности - 3,9%.

С 1997 по 2006 г. число лиц, которым была оказана медицинская помощь при выездах, увеличилось с 361 025 до 472 873 т.е. на 1,2% (табл. 1).

В 2006 г. показатель на 1 000 населения был равен 211,7. Для городского населения показатель составил 345,7, для сельских жителей -127,5 на 1 000 сельского населения.

Организация работы СНМП в области имеет много недостатков и нерешенных проблем. Велики непроизводительные затраты времени

Таблица 1.

Показатели оказания населению ЮКО скорой медицинской помощи при выездах в 1997 - 2006 гг.

(на 1 000 населения)

Показатель Год

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Все населения 183,3 183,7 187,8 198,7 202,1 208,4 210,9 215,4 211,0 211,7

Городское население 242,2 248,1 261,8 275,1 269,6 287,2 313,2 333,2 311,9 345,7

Сельское население 148,5 145,6 144,1 153,1 159,2 157,3 145,2 140,3 147,0 127,5

Организация и экономика здраво охранення

врачей СНМП. Слабо организована преемственность в работе службы и амбулаторно-поликлинического звена, что приводит к необоснованному увеличению нагрузки на СНМП. В территориальные амбулаторно-поликлинические учреждения пассивно передаются активные вызовы. Велика частота вызовов на дом по оказанию медицинской помощи больным хроническими заболеваниями, не обоснованы затраты времени СНМП на транспортировку больных, при этом выезды к больным, нуждающимся в экстренной помощи, выполняются несвоевременно. Неэффективно используются специализированные врачебные бригады. В области в настоящее время организовано всего 9 специализированных бригад по трем профилям: интенсивной терапии, психиатрии и реанимации. С 2002 г. в области перестала фукционировать кардиологическая бригада. В силу нерационального использования специализированных и врачебных общепрофильных бригад составление графиков работы выездных бригад без учета потребности населения приводит к низкой оперативности работы службы. Обеспеченность населения врачебными бригадами СНМП за последние 10 лет увеличено с 26 до 29 (табл. 2).

Следует отметить, что в 2005 г. количество врачебных бригад увеличилось до 42 за счет сокращения фельдшерских бригад и в связи с пополнением санитарных автомашин. Количество фельдшерских бригад за 10 лет снизилось с 55 до 49.

Основными принципами деятельности СНМП в соответствии приказом Министерства здравоохранения РК №756 являются полная доступность для населения, оперативность в работе и своевременность помощи, полнота обьема и высокая квалификация, обеспечение беспрепятственной госпитализации в соответствующие медицинские организации. В приказе декларируется мысль о том, что эта работа должна осуществляться в основном врачебными бригадами и следовательно, соотношение бригад СНМП

должно постепенно увеличиваться в сторону преобладания врачебных.

В области остается низким процент обслуживания вызовов врачами. Отмечается преобладание фельдшерских бригад. При этом упускается из вида то, что при оказании экстренной помощи лечебно-диагностические мероприятия, кроме коррекции имеющихся расстройств, должны быть направлены и на предупреждение возникновения нарушения жизненно важных функций организма. В предыдущие десятилетия наше здравоохранение ориентировалось в основном на формирование врачебных бригад, несмотря на материальные затраты. Если судить по фонду заработной платы и стоимости одного вызова, то фельдшерские бригады действительно являются более дешевой формой оказания СНМП. Вместе с тем, если учесть затраты, связанные с оказанием экстренной медицинской помощи фельдшерами не в полном обьеме, с диагностическими и тактическими ошибками, необоснованной и непрофильной госпитализацией, то такая модель может оказаться значительно дороже врачебных бригад.

Мониторинг показателей работы врачебных и фельдшерских бригад показал, что число диагностических и тактических ошибок у фельдшеров СНМП в 1,6 раза больше, чем у врачей. При этом число повторных вызовов по вине медицинских работников, количество больных, необоснованно направленных на госпитализацию фельдшерскими бригадами также в 1,3 раза больше.

В условиях не совсем достаточного финансирования стационары в большом объеме осуществляют экстренную госпитализацию и не всегда имеют возможность госпитализации плановых больных, нет адекватной готовности к увеличению приема больных, нуждающихся в экстренной помощи. В целом доля экстренно госпитализированных больных по ЮКО составляет 23,5% от общего числа госпитализированных.

Несмотря на то, что в Республике Казах-

Таблица 2.

Показатели обеспеченности населения ЮКО бригадами СНМП за 1997 - 2006 гг.

Наименование бригад Год

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Общепрофильная 26 26 25 26 28 30 29 29 42 29

Специализированная 7 7 7 7 7 7 8 9 9 9

Кардиологическая 2 2 2 2 2

БИТ 2 2 3 3 3 5 6 7 7 7

Психиатрическая 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Реанимационная 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1

Фельдшерская 55 55 51 53 48 49 46 47 39 49

Итого: 88 88 83 86 83 86 83 85 90 87

Медицина и экология, 2007, 3

Организация и экономика здравоохранения

стан функционирует система общеврачебной практики, оказание неотложной круглосуточной помощи больным при внезапном ухудшении здоровья осуществляется только службой скорой помощи. В приказах, регламентирующих работу врачей общей практики, есть только декларативные указания на обязанность оказания ими неотложной помощи населению, но нет механизма ее осуществления. В результате, этот вид работы врачами не осуществляется. В сложившейся ситуации необходимо организовать работу скорой помощи таким образом, чтобы обращаемость населения за помощью была максимально обоснована. Своевременность оказания качественной, квалифицированной медицинской помощи на догоспитальном этапе часто определяет тя-

жесть течения заболевания, его прогноз. В связи с серьезным ростом заболеваемости населения и снижением качества медицинской помощи требуется кардинальное решение проблемы совершенствования организации службы скорой и неотложной медицинской помощи. Для этого необходима государственная поддержка и конкретная программа организационных основ построения службы скорой медицинской помощи. При обосновании этой программы следует сохранить возможность дифференцированного подхода к выбору модели, ее организации на местах с учетом особенностей региона, имеющегося опыта, количества и структуры вызовов, состояния учреждений здравоохранения.

Поступила 04.07.07

S. A. Kalkabaeva

SITUATION AND PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF THE FIRST AID IN SOUTH-KAZAKHSTAN REGION

First aid is the most expensive one among all types of medical service for population, that is why it is necessary to organize this work in such a way when the appeal of patients would be maximal determined. In order to achieve this the actual National program of administrative basis of the first aid service development is needed.

С. А. Калцабаева

ОЦТУСТЖ КАЗАХСТАН ОБЛЫСЫНДА ЖЕДЕЛ МЕДИЦИНАЛЬЩ Ж8РДЕМНЩ ДАМУ ЖАРДАЙЫ МЕН ПРОБЛЕМАСЫ

Жедел медициналык жэрдем ете кымбат медициналык кемек Typi болып табылады. Жедел медициналык жэрдем негiздi тYPде шакырылуы кажет. Ол Yшiн жедел жэрдем кызметiн уйымдастырудыч Heri3iH курайтын Мемлекет тарапынан нактылы бардарлама кеpектiгi айкындалды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.