Научная статья на тему 'Состояние и проблемы преподавания анатомии, физиологии, патологии мозга и ВНД студентам дефектологических профилей педагогического вуза'

Состояние и проблемы преподавания анатомии, физиологии, патологии мозга и ВНД студентам дефектологических профилей педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меерзон Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы преподавания анатомии, физиологии, патологии мозга и ВНД студентам дефектологических профилей педагогического вуза»

ГосВУЗа «НГУ» совместно с кафедрой физического воспитания и спорта.

Условия получения зачета отображены в Положении о балльно-рейтинговой системе оценке успеваемости студентов ГосВУЗа «НГУ» по дисциплине «Физическое воспитание». Балльно-рейтинговая система направлена на:

- повышение эффективности управления учебным процессом;

- обеспечение объективности процедуры оценки уровня знаний, умений и навыков студентов;

- формирование у студентов мотивации к регулярному и систематическому посещению практических занятий и к самостоятельной работе;

- повышение мотивации студентов принимать активное участие в спортивно-массовых мероприятиях;

- снижение роли случайности при сдаче зачета.

К сдаче контрольных и зачетных нормативов по дисциплине «Физическое воспитание» допускаются студенты, посетившие не менее 75% практических занятий за семестр. Требования систематического посещения практических занятий обоснованы необходимостью получать студентам оптимального объема двигательной активности.

Контрольные нормативы оценки общей физической подготовленности одинаковы для всех основных учебных отделений. В каждом семестре предусмотрено 5 нормативов. Например, в первом семестре девушки выполняют: 1) бег на 100 м; 2) бег на 2000 м; 3) прыжок в длину с места; 4) вис на согнутых руках; 5) наклон туловища вперед из положения сидя.

Контрольные нормативы оценки технической и специальной подготовленности в избранном виде спорта разные и разработаны для каждой специализации. В 20132014 учебном году коллективом кафедры физического воспитания и спорта подготовлены видео-методические материалы о сдаче контрольных нормативов по дисциплине «Физическое воспитание» для студентов 1-11 курсов основной медицинской группы, которые занимаются разными видами спорта.

Зачетные требования для студентов специального учебного отделения разработаны с учетом медицинских показателей и противопоказаний.

Студенты, которые входят в состав сборных команд ГосВУЗа «НГУ» по видам спорта сдают контрольные и зачетные нормативы по дисциплине «Физическое воспитание» тренеру (куратору) сборной команды в сроки, определенные учебно-тренировочными планами и календарями.

Студенты, освобожденные от практических занятий по дисциплине «Физическое воспитание», получают зачет при условии выполнения требований теоретической и методической подготовки для студентов специально-медицинской группы, предусмотренные учебной программой.

Кафедрой физического воспитания и спорта организованы самостоятельные занятия во внеучебное время, в том числе и в коммерческих физкультурно-оздоровительных группах. Для всех желающих физически самосовершенствоваться, повысить уровень физического состояния и физической подготовленности активно функционируют группы по различным видам спорта (двигательной активности): атлетизм, настольный теннис, оздоровительная аэробика, Пилатес, йога, каратэ, восточные единоборства, футбол, большой теннис, бокс.

В 2014 году кафедре физического и спорта ГосВУЗа «НГУ» исполняется 85 лет со дня создания. В настоящее время кафедрой заведует Вилянский Владимир Николаевич - Доцент, Заслуженный тренер Украины, Заслуженный преподаватель ГосВУЗа «НГУ», специализация - каратэ, восточные единоборства, 5 Дан Каратэ (WSKF), судья международной категории.

Непосредственная подготовка и проведение учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию возложена на 21 преподавателя коллектива кафедры. Осуществлением учебной, спортивно-массовой и научно-исследовательской работ занимаются 3 доцента, 14 старших преподавателей, 4 преподавателя. 6 тренеров сборных команд по видам спорта являются мастерами спорта и один мастером спорта международного класса. Список литературы:

1. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: [учеб. для студ. вузов физ. воспитания и спорта: в 2-х т.]. К., 2003. - T.II. - 392 с.

2. URL: http://www.kfv.nmu.org.ua - Кафедра физического воспитания и спорта Государственного ВУЗа «Национальный горный университет».

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ, ПАТОЛОГИИ МОЗГА И ВНД СТУДЕНТАМ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Меерзон Татьяна Ивановна

Оренбургский государственный университет, Кафедра Специальной психологии, г. Оренбург

Необходимость совершенствования обучения студентов дефектологического направления педагогических вузов обусловлена современными тенденциями российского общего и специального образования. Происходящие изменениями в структуре существующих специальных учреждений, образование учреждений нового типа, распространение реабилитационных центров, интеграция детей с проблемами ОВЗ в массовые учреждения, расширение контингента лиц, нуждающихся в специаль-

ных образовательных услугах, предполагают деятельность учителя-дефектолога на стыке психологии, педагогики и медицины.

Особенности квалификационных требований к педагогу специального образования на современном этапе существенно изменили подходы к преподаванию дисциплин медико-биологического блока студентам психологического факультета. Обучение будущего учителя-дефек-толога заключается не только в освоении педагогических

компетенций, но и в свободном владении медико-психологическими знаниями, позволяющими активно сотрудничать с врачами, разбираться в поставленных ученикам диагнозах и проводить педагогическую коррекцию имеющегося у ребенка дефекта. Поэтому в подготовке специалиста дефектологических профилей важно не только преподавание психологических, педагогических и медицинских дисциплин, но и создание их преемственности, чтобы изучение медицинских дисциплин, изучаемых на младших курсах, становились опорой усвоения психолого-педагогических знаний, получаемых на старших курсах.

Объединяющим для дисциплин медико-биологического блока являются взаимодействие клинических дисциплин с психолого-педагогическим блоком, интеграция и генезис медицинских, психологических и педагогических понятий и терминов. Определяющим в разработке содержания и методики преподавания дисциплин медико-биологического блока является современное видение проблемы дизонтогенеза.

В учебных планах подготовки педагогов дефекто-логов в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования блока Медико-биологические основы дефектологии обозначены новые дисциплины, в том числе предмет «Анатомия, физиология и патология мозга и ВНД».

Дисциплина изучается студентами первого курса на протяжении двух семестров. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов, из них аудиторные занятия составляют 96 часов, на самостоятельную работу отводится 93 часа, контроль освоения дисциплины - экзамен.

Усвоение дисциплины «Анатомия, физиология и патология мозга и ВНД» опирается на знания, умения и навыки (компетенции) анатомии и физиологии человека, изучаемых в курсе школьной программы. Практика показывает, что знания студентов первокурсников по анатомии и физиологии человека недостаточны и носят общеорганный характер, что является одним из основных аспектов снижения знаний студентов по дисциплине. В свою очередь анатомия, физиология и патология мозга и ВНД является базой для изучения таких дисциплин, как основы медицинской генетики, психопатология, анатомия, физиология и патология органов речи, слуха и зрения.

Наличие большого количества лекционных часов способствует широкому освещению изучаемых проблем и, соответственно, лучшему формированию знаний по дисциплине. С другой стороны, для студентов младших курсов характерно недооценка значения лекций и недобросовестное посещение лекционных занятий, что явно неблагоприятно сказывается на знаниях студента и академической успеваемости [2].

В основе освоения дисциплины «Анатомия, физиология и патология мозга и ВНД» лежит идея поэтапного формирования представлений у студентов-психологов о строении и механизмах функционирования мозга человека, соотношения развития мозга и поведения человека, значения последствия генетических и приобретенных отклонений в работе мозга человека для его психики, наличия биологической основы психологических различий между людьми, взаимовлиянии психической деятельности человека и морфофункциональной организации

мозга. Онтогенетический подход изучения нервной системы позволяет проанализировать процесс дизонтоге-неза с точки зрения мозговой организации психических процессов, выявить пути медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ [3].

Практические занятия по простым методам обследования проводятся на студентах группы под обязательным контролем преподавателя. Полученные знания подкрепляются решением ситуационных задач по патологии мозга. Существенным недостатком является невозможность наблюдения клинических больных. Закрепить и углубить знания по ключевым вопросам лекционного курса, позволяет активное изучение студентами конкретного материала на муляжах, таблицах, мультимедийном материале.

В соответствии с новыми требованиями к содержанию дисциплин блока медико-биологических основ дефектологии, установления междисциплинарного взаимодействия в процессе обучения и системно-интегративным уровнем обучения предполагается использование специальной терминологии. Учитывая межпредметность курса преподавателям, с одной стороны, необходимо избегать дублирования учебной информации, а с другой - устанавливать и указывать междисциплинарные связи, позволяющие создать целостное представление о предмете изучения [1].

Для совершенствования процесса усвоения основных понятий по мере изучения предмета, студенты составляют глоссарий основных понятий дисциплины, таких как «системогенез», «дизонтогенез», «механизм высших психических функций», «принципы деятельности нервной системы», «компенсаторные механизмы в нервной системе», «патогенез неврологических нарушений», «нарушение регуляторных механизмов нервной системы», «синдромы нарушений высших корковых функций», что позволяет студентам преодолеть затруднения, связанные с многообразием трактовок клинической и психолого-педагогической терминологии.

Ряд вопросов курса разрабатывается студентами самостоятельно, последовательно, по темам программы. Используются следующие формы организации самостоятельной работы: изучение специальной литературы, муляжей, учебных альбомов, знакомство с медицинской документацией, решение ситуационных задач, составление таблиц, овладение некоторыми методиками изучения патологии нервной системы, написание рефератов, оформление протоколов обследования. По расписанию, согласно часам, выделенным на самостоятельную работу, преподаватели консультируют студентов по темам реферативных сообщений.

С медицинских позиций изучение анатомии и особенно патологии предполагает использование наглядного метод обучения, который предполагает использование в процессе обучения анатомических атласов и учебников, с цветной иллюстрацией. Анализ образовательной ситуации в преподавании дисциплины «Анатомия, физиология и патология мозга и ВНД», проведенный с целью выявления основы для выбора методов обучения показал, что одной из серьезных проблем является отсутствие учебника и учебных пособий, отвечающих современным требованиям. Наличие учебной литературы в библиотечном фонде не соответствует как по количеству, так и по характеру. Для подготовки по разделам дисциплины студенты вынуждены использовать отдельные учебники по

анатомии, физиологии, по нейрофизиологии, по патологии мозга и ВНД, по невропатологии, что существенно затрудняет полноценное освоение дисциплины.

Учитывая, что современное состояние системы подготовки специалистов-дефектологов должно ориентироваться на совершенствование методов и приемов преподавания дисциплин медико-биологического блока, нами были сделаны выводы, что для оптимизации преподавания дисциплины «Анатомия, физиология и патология мозга и ВНД», следует:

• в процессе обучения необходимо включать лекции проблемно-содержательного характера с видеосопровождением;

• систематизировать учебный материал, выделив основные понятия и составить словарь терминов;

• составить и издать учебное пособие по анатомии, физиологии и патологии мозга и ВНД, содержащего цветные иллюстрации и соответствующего запросам преподавания дисциплины для студентов психологического факультета ОГПУ.

Список использованной литературы

1. Алмазова А.А. Проектирование примерных образовательных программ бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»/ А.А. Алмазова, Ю.А. Костенкова.//Вестник МГОУ.- 2011. № 3. - С. 20-25.

2. Белова, О.А. Особенности преподавания «Возрастной физиологии, анатомии» и «Нейрофизиологии с основами ВНД» для студентов дефектологических специальностей / О.А. Белова // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. -№ 7. - С. 70-71.

3. Меерзон Т.И. Проблемы интеграции медицинских и педагогических дисциплин в специальном психолого-педагогическом образовании /Т. И. Меерзон // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал, 2013, №2(6). - С 174-180. URL: http://vestospu.ru/.

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ УЧЕБНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Михайлов Виталий Тимраевич

Канд. пед. наук, доцент кафедры марийского языка и литературы Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ода

В основу современных теоретических и методологических разработок по созданию учебников нового поколения положено развитие в 70-80-е гг. XX в. педагогической науки в целом и теории учебника в частности. Это отразилось в трудах дидактов И.Я. Лернера, Д.Д. Зуева, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина, В.С. Леднева, Ю.К. Ба-банского, В.А. Сластенина, И.Д. Зверева, В.П. Беспалько, психологов А.А. Леонтьева, Г.Г. Граник и др.

В отечественной педагогической науке существуют различные подходы к определению сущности учебника. В частности, в Педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим-Бада учебник определяется как книга, в которой «систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры», как «основной и ведущий вид учебной литературы» [10].

По Д.Д. Зуеву, «современный школьный учебник -это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей» [2, с. 12].

В.П. Беспалько учебник рассматривает как информационную модель педагогической системы, в которой осуществляется вся педагогическая деятельность и обучающих и обучаемых [1, с.15].

Учебник как основу социального опыта (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений личности к реальной действительности) определяют И.Я. Лернер, И.Д. Зверев, В.В. Краевский. К примеру, учебник по И.Я. Лернеру - это «прежде всего, материализованный хранитель основ социального опыта или его части на уровне учебного материала, подлежащего усвоению новым поколением» [7].

Несмотря на некоторые расхождения в определениях учебника, их авторы едины в следующем: 1) в учебнике заключается определенное содержание образования

(содержательный аспект) и 2) в нем закладываются виды деятельности по усвоению этого содержания (деятель-ностный аспект). То есть, учебник является основным средством организации процесса усвоения содержания образования, формирует способность учащихся накапливать личный социальный опыт, оценивать явления и события окружающей действительности, определять свое место в обществе.

Современный подход к разработке учебников предполагает кардинального изменения содержания учебного материала и технологии его подачи, ибо незначительные, половинчатые новации не приводят к учебникам нового поколения. Но в то же время становится ясно, что только содержание, даже в сочетании с хорошей учебно-лабораторной базой, не может обеспечить качественного результата без современных, адекватных педагогических технологий. Отсюда возникает необходимость в более детальном рассмотрении разработанности проблемы содержания образования и технологии его подачи в современной педагогической науке.

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что имеются расхождения в определении понятия «содержание образования», а на уровне педагогической практики отсутствует глубокое понимание его сущности. Такое состояние приводит к существенным недостаткам в организации и построении учебно-воспитательного процесса, ошибкам при составлении учебных программ, учебников, пособий и методических материалов, перегрузке учащихся.

Все же разнообразные трактовки данного понятия можно объединить вокруг двух точек зрения. Одну из них отражает традиционная педагогика, для которой характерно представление содержания образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учащимися. При таком подходе содержание образования определяется как «совокупность системати-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.