Научная статья на тему 'Состояние и проблемы освоения зарубежных рынков мяса птицы'

Состояние и проблемы освоения зарубежных рынков мяса птицы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
35
Поделиться

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галеев Марат Мирсаяфович, Кибанова Ольга Сергеевна

В статье рассматривается вопрос о том, что препятствует внешнеторговой деятельности российских производителей мяса птицы. Маркетинговый анализ международных торговых отношений рассматривается как неотъемлемый инструмент повышения доходности и преодоления барьеров, мешающих экспорту продукции российского птицеводства. Определены основные тенденции развития, участники и сегменты мирового рынка птичьего мяса. Выявлены перспективные направления деятельности и экспортных операций предприятий отрасли.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галеев Марат Мирсаяфович, Кибанова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы освоения зарубежных рынков мяса птицы»

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

М.М. Галеев, О. С. Кибанова

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКОВ МЯСА ПТИЦЫ

В статье рассматривается вопрос о том, что препятствует внешнеторговой деятельности российских производителей мяса птицы. Маркетинговый анализ международных торговых отношений рассматривается как неотъемлемый инструмент повышения доходности и преодоления барьеров, мешающих экспорту продукции российского птицеводства. Определены основные тенденции развития, участники и сегменты мирового рынка птичьего мяса. Выявлены перспективные направления деятельности и экспортных операций предприятий отрасли.

Развитие мясного птицеводства в РФ является одной из стратегических задач, направленных на обеспечение продовольственной безопасности страны. Вместе с тем в связи со вступлением России в ВТО немаловажное значение приобретает вопрос об увеличении числа российских товаропроизводителей, поставляющих свою продукцию на мировой рынок с целью получения дополнительных доходов. В любых сферах предпринимательской деятельности, в том числе и в птицеводстве, состав товаропроизводителей является неоднородным по ряду признаков, что существенно влияет на возможности их выхода на дополнительные рынки. Так, компании-экспортеры обладают более крупным капиталом, имеют больше активов (в среднем - на 68%), больший оборот (на 21%), больший объем инвестиций (на 95%) и более высокую производительность (на 21%), рассчитанную как количество продаж на одного занятого в отрасли [1].

Освоению зарубежных рынков препятствуют не только недостаточный уровень «экономического благополучия» производителя, но и отсутствие продуманной политики управления качеством производимой продукции. Необходимо признать, что предъявляемые зарубежными потребителями жесткие требования к параметрам качества являются одним из основных барьеров, тормозящих проникновение продукции российского птицеводства на рынки других стран. Именно эта причина в течение нескольких лет выдвигалась в качестве основной в переговорах РФ со странами Евросоюза (ЕС). Только 7 декабря 2012 г. был принят имплементирующий регламент Комиссии Евросоюза № 1162/2012, разрешающий России официальный ввоз мяса птицы и продуктов из мяса птицы в страны-члены ЕС. При этом определено, что организацией, обладающей правом включать товаропроизводителей в список поставщиков, выступать гарантом качества вывозимой продукции и нести полную ответственность за ее безопасность будет Россельхознадзор.

На наш взгляд, одним из наиболее эффективных путей решения проблем качества и увеличения доли продаж российских компаний в мировой торговле является следование требованиям и рекомендациям международных и отечественных стандартов качества, в том числе и стандарту ISO 9001, ключевым требованием которого является применение процессного подхода к управлению как базы современного менеджмента качества. Кроме того, требуемое качество продукции может быть достоверно определено и в полной мере обеспечено лишь тогда, когда с необходимой точностью выявлены текущие и будущие потребности в данной продукции посредством маркетинговых исследований. Такое качество должно обеспечиваться

еще в процессе изучения рынка, т.е. до создания продукции, а также на всех последующих стадиях ее жизненного цикла.

Компании, нацеленные на международный рынок и долгосрочную прибыльность, должны быть заинтересованы в масштабных маркетинговых исследованиях, имеющих системный характер. Чтобы выяснить, какие преграды стоят на пути российского экспорта, Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР РЭШ) провел в 2011-2012 гг. опрос среди российских экспортеров в обрабатывающей промышленности, который показал, что помимо факторов, связанных с качеством продукции, есть два существенных барьера, препятствующих развитию внешнеторговой деятельности компаний - таможенное администрирование и недостаток информации о зарубежных рынках.

Мировой рынок представляет собой совокупность более 200 национальных рынков. Поэтому экспортеру очень важно рассматривать их с точки зрения структурных критериев и сегментации. Рынок мяса птицы можно разделить по географическому признаку, уровню среднедушевого потребления и видам продукции.

Представление о географии межстранового производства и поставках на мировой рынок основного вида мяса птицы - бройлерного мяса в определенной мере дает анализ пятилетней динамики расчетных данных, полученных с использованием материалов министерства сельского хозяйства США (табл. 1). Он показывает, что мировое производство продукции мясного птицеводства имеет зримую тенденцию к увеличению: так, в 2013 г. прогнозируется 15-процентный рост в сравнении с 2009 г. Лидерами являются США, Китай, Бразилия и страны Евросоюза, которые суммарно выращивают 63,2% мирового производства бройлерного мяса.

Вместе с тем темпы ежегодного прироста продукции в этих странах неоднозначны, показатели 2013 г. варьируются от 2,55 до 0,42%. Безусловным ограничивающим фактором в данной ситуации выступают конъюнктурные подходы товаропроизводителей как ответ на внешние рыночные раздражители. В целом мировой темп прироста производства мяса птицы в 2013 г. (2,2%) оказался наиболее низким в сравнении с данными предыдущих периодов.

В США в 2013 г. производство мяса бройлеров достигло 17 млн. т. Это обусловлено увеличением спроса на данный вид мяса в Мексике и на Кубе, улучшением условий его поставок в Россию в результате отмены льготных тарифов для Бразилии, выступавшей в качестве основного конкурента США на российском рынке, что привело к росту американского экспорта в 2012-2013 гг. до 3,3 млн. т. Бразилия также увеличила экспортные поставки благодаря увеличению спроса на мясо птицы в странах Ближнего Востока и Восточной Азии. В 2013 г. ее экспорт составил 3,6 млн. т, что на 11,9 % больше в сравнении с 2009 г.

Для Китая в последние три года характерно снижение темпов ежегодного прироста производственных показателей: с 5,1% в 2011 г. до 2,5% в 2013 г. По оценкам экспертов, причиной этого стало падение рентабельности производства из-за роста издержек и снижения цен на продукцию мяса бройлеров. Размеры экспортных поставок КНР в сравнении с лидерами отрасли имеют значительно меньшие показатели, однако стабильный вывоз мяса птицы в пределах 400 тыс. т обеспечивается более конкурентными ценами поставок, чем Бразилией и США.

Объемы производства и экспорта в странах Евросоюза стабильны и остаются на уровне 9,5 и 1,1 млн. т соответственно. Однако внутри ЕС происходит замещение падения производства в Великобритании и Франции из-за сокращения числа производителей и банкротства крупнейшего французского производителя Doux укреплением позиций мясного птицеводства в Германии и Польше.

Таблица 1

Динамика мирового производства и экспорта мяса бройлеров, тыс. т

Страна 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. (прогноз)

Производство Экспорт Производство Экспорт Производство Экспорт Производство Экспорт Производство Экспорт

Аргентина Бразилия 1 500,0 178,0 1 680,0 214,0 1 770,0 224,0 1 936,0 281,0 2 022,0 315,0

11 023,0 3 222,0 12 312,0 3 272,0 12 863,0 3 443,0 12 645,0 3 508,0 12 835,0 3 607,0

Европейский Союз (ЕС) 8 756,0 765,0 9 202,0 929,0 9 320,0 1 037,0 9 510,0 1 090,0 9 550,0 1 060,0

Индия 2 550,0 1,0 2 650,0 2,0 2 900,0 8,0 3 160,0 9,0 3 420,0 9,0

Индонезия 1 409,0 н/д 1 465,0 н/д 1 515,0 н/д 1 540,0 н/д 1 550,0 н/д

Китай 12 100,0 291,0 12 550,0 379,0 13 200,0 423,0 13 700,0 411,0 14 050,0 400,0

Мексика 2 781,0 9,0 2 822,0 7,0 2 906,0 12,0 2 958,0 5,0 2 975,0 8,0

Россия 2 060,0 7,0 2 310,0 9,0 2 575,0 25,0 2 830,0 69,0 2 950,0 80,0

США 15 935,0 3 093,0 16 563,0 3 069,0 16 694,0 3 162,0 16 621,0 3 303,0 17 012,0 3 266,0

Таиланд 1 200,0 379,0 1 280,0 432,0 1 350,0 467,0 1 550,0 538,0 1 560,0 600,0

Турция Прочие Итого 1 250,0 86,0 1 430,0 110,0 1 614,0 206,0 1 687,0 285,0 1 700,0 330,0

13 048,0 146,0 13 629,0 173,0 14 104,0 220,0 14 637,0 259,0 14 986,0 265,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

73 612,0 8 433,0 77 893,0 8 874,0 80 811,0 9 532,0 82 774,0 10 088,0 84 610,0 10 314,0

Темп прироста, % - 5,8 5,2 3,7 7,4 2,4 5,8 2,2 2,2

Источник: [2].

Россия на рынке мяса птицы выступает с более скромными результатами. Однако благодаря усилению государственной поддержки и увеличению внутреннего спроса на мясо птицы (в том числе из-за значительного роста цен на мясо других видов животных) показатель производства данного вида продукции достиг порядка 3 млн. т, что на 43,2% больше результата 2009 г.

Объем экспорта увеличился с 69 тыс. т в 2012 г. до 80 тыс. т в 2013 г., что стало возможным благодаря льготным условиям торговли на рынке Казахстана в рамках Таможенного союза.

Рост российского производства отразился на объемах импорта мяса птицы на внутренний рынок. С 2009 по 2013 г. он снизился с 929 до 580 тыс. т, или на 37,6%. В настоящее время по данному показателю Россию опережает Япония (860 тыс. т), Саудовская Аравия (807 тыс. т), страны ЕС (720 тыс. т), Мексика (640 тыс. т) и Ирак (624 тыс. т). Наименьший объем импорта в 2013 г. был отмечен в США - 51 тыс. т.

Изучение статистического материала по отдельным показателям, таким как собственное производство товара, его ввоз и вывоз, показывает, что они не всегда отражают истинные объемы его приобретения и потребления в расчете на душу населения. Необходимо принимать во внимание такие факторы, как рост народонаселения в отдельно взятой стране, размер среднедушевых доходов, культурные и религиозные традиции.

С конца 1980-х и до 2012 г. среднемировое потребление мяса птицы на душу населения увеличилось более чем в два раза и достигло 12,5 кг. Лидирующие позиции занимают страны с традиционно высоким уровнем потребления данного продукта: ОАЭ, Саудовская Аравия, США и Бразилия и др. (табл. 2). В этих странах разрыв между среднемировым и внутренним потреблением достигает от 3,8 (Бразилия) до 5,5 (ОАЭ) раз. Следует отметить, что рынок стран Ближнего Востока и Северной Африки является достаточно перспективным с точки зрения экспортных позиций, поскольку в них более 50% составляет население в возрасте 25 лет, а религиозные и обрядовые традиции не являются барьером в потреблении мяса птицы.

Таблица 2

Сравнение уровней среднедушевого потребления мяса птицы в странах мира в 2012 г., кг

Страна Уровень среднедушевого потребления в 2012 г. Отклонение от среднемирового уровня среднедушевого потребления (12,5)

Австралия 32 +19,5

Бразилия 48 +35,5

Европейский Союз 18 +5,5

Китай 10 -2,5

ОАЭ 69,4 +56,9

Россия 25 +12,5

Саудовская Аравия 53 +40,5

США 49 +36,5

Турция 18 +5,5

Япония 17 +4,5

Источник: [3].

В группу стран с уровнем среднедушевого потребления менее 20 кг входят Европейский Союз, Турция и Япония. При значительных объемах производства мяса птицы Китай с его почти полуторамиллиардным населением (1,365 млрд. чел.) имеет существенное отставание по данному показателю - 10 кг, что в свою очередь в 2,5 раза ниже, чем в России.

Турция за последние три года имеет стабильные объемы производства бройлерного мяса на уровне 1,6-1,7 млн. т. Растущий спрос со стороны Ирака и других ближневосточных стран позволил увеличить экспортные поставки в данном направлении на 60%.

В Японии ожидать значительного увеличения рынка мяса птицы в ближайшей перспективе не стоит, поскольку жители этого островного государства в своем кулинарном рационе традиционно отдают предпочтение морепродуктам.

Для стран ЕС замкнутость рынка привела к удорожанию мяса птицы, которое, вдобавок, утрачивает свои позиции как источника доступного животного белка из-за снижения покупательной способности населения, вызванного ослаблением экономики еврозоны. Кроме того, в наиболее благополучных странах ЕС (в частности, в Германии) наблюдаются тенденции флекситарианства*, отход от чрезмерного потребления мяса ради заботы о собственном здоровье и окружающей среде [3].

Ориентируясь на экспортные операции, производителю важно иметь в виду, что рынки различных стран по-разному реагируют на вид поставляемой продукции птицеводческой отрасли. Продукцию мясного птицеводства можно разделить на две категории - свежие цельные и разделанные тушки и полуфабрикаты. Расширению потребления мяса птицы в мире способствует использование такого важнейшего маркетингового инструмента, как производство полуфабрикатов и готовых к употреблению продуктов, отвечающих требованиям конечного потребителя. Так, в Северной Америке удельный вес тушек в общем объеме реализации мяса птицы значительно ниже, чем в других регионах мира и составляет всего 20%, в то время как на полуфабрикаты приходится немногим более 50%, а на птицу глубокой переработки - 30%. В странах Евросоюза 55% мяса птицы реализуется в качестве тушек, около 25% всего реализуемого объема приходится на продукты глубокой переработки, а пятую часть составляют полуфабрикаты. В странах Южной Америки три четверти мяса птицы продаются в тушках, а на полностью переработанную птицу приходится менее 5%, тогда как в Японии 30% тушек перерабатываются в домашних хозяйствах, 61% идет в систему общественного питания и 9% - на промышленную переработку в консервы, колбасы и другие продукты [4].

Вместе с тем отрасль мясного птицеводства не ограничена только выращиванием бройлеров, на долю которых в структуре мирового производства приходится 62,5%. Доля мяса индейки, утки и гуся на международном рынке составляет 7,5, 4,2 и 2,8% соответственно. Оставшиеся 23% - это мясо кур, перепелов, цесарок и фазанов. Крупнейшим на протяжении длительного периода времени производителем мяса индеек остается США. В 2013 г. там было получено 2,6 млн. т мяса этого вида птицы. В Китае за тот же период произведено 1,9 млн. т утиного и 1,8 млн. т гусиного мяса.

В целом масштабы мирового производства диетического мяса индейки мизерны и находятся на уровне 5,4 млн. т, что составляет 2% производимого в мире мяса всех видов скота и птицы [5]. Сложившаяся ситуация может и должна послужить сигналом к расширению масштабов выращивания индеек, уток и гусей с использованием современных промышленных технологий. В 2012 и 2013 г. в России было произведено только 105 тыс. т мяса индейки, что в 5 раз меньше, чем в Бразилии и в 19,3 раза меньше, чем в Евросоюзе. Маркетологи считают перспективными рынки мяса индейки в странах мусульманского мира и в Китае с его растущим благосостоянием населения и практически полным отсутствием производства этого продукта (6 тыс. т в 2013 г.).

* Флекситарианство - преимущественно растительная диета, которая допускает случайные приемы пищи в виде мяса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, в жизни современного общества наступает период смены потребительских предпочтений. Данное положение относится и к рынку продовольственных товаров. Так, если из 308 млн. т произведенного в 2013 г. во всем мире мяса 40% приходится на свинину, 30% - на мясо птицы, 25% - на говядину и 5% - на прочие виды (баранина, конина, оленина и пр.), то к 2020 г., по мнению экспертов мясного рынка, мясо птицы с объемом производства в 120 млн. т выйдет на первое место среди общего объема потребления этого вида пищевого рациона человека.

Литература

1. Волчкова Н. Проблемы российских экспортеров. http://ecpol.ru/index.php/2012-04-05-13-42-46/2012-04-05-13-43-05/632-problemy-rossijskikh-eksporterov (дата обращения 14.10.2013).

2. Livestock and Poultry: WorldMarkets and Trade. United States Department of Agriculture. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://usda01.library.cornell.edu/usda/current/livestock-poultry-ma/livestock-poultry-ma-04-17-2013.pdf (дата обращения 16.08.2013).

3. Дальнов А. Потребление мяса в мире //Мясной ряд http://www.meat-milk.ru/meat/articles/1/view/181.html (дата обращения 14.10.2013).

4. Смольникова Е.В. Обзор современного состояния мирового рынка мяса птицы // Научный журнал Кубанского государственного университета URL:http://ej.kubagro.ru/2004/06/09/p09.asp

5. Леонов В. Догнал Америку, первый в Европе //Аргументы недели, 19 сентября 2013.