К.Е. БЫСТРОВА
Ксения Евгеньевна БЫСТРОВА — аспирантка кафедры страхования СПбГУЭФ.
В 2009 г. окончила СПбГУЭФ.
Автор 5 публикаций.
Область научной специализации — теория и практика страхования, социальное страхование, обязательное и добровольное медицинское страхование.
Ъ Ъ Ъ
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ*
Обязательное медицинское страхование (ОМС) является институтом социальной защиты населения, затрагивающим интересы всех граждан Российской Федерации. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества и государства. В настоящее время функционирование системы обязательного медицинского страхования находится в зоне повышенного внимания органов государственного управления и общественности. Население должно быть уверено в том, что при реализации социальных рисков уровень медицинского обеспечения по ОМС будет достаточным для поддержания достойного уровня жизни. Проблема формирования адекватной и реально работающей системы обязательного медицинского страхования, таким образом, является залогом национальной экономической безопасности страны [1]. Для выстраивания эффективного организационно-финансового механизма ОМС необходимо проанализировать современное состояние системы и исследовать основные методологические подходы к формированию источников его финансирования.
В системе ОМС застрахованные граждане подразделяются на работающее и неработающее население. В соответствии с данной классификацией определены страхователи работающего населения — хозяйствующие субъекты, и страхователи неработающего населения — органы исполнительной вла-
Тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающих граждан устанавливается в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ (в ред. от 03.12.2011 г.) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В 2012 г. тариф установлен в размере 5,1 %. В соответствии с п. 1 ст. 7 объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц. Таким образом, страховой взнос за одного застрахованного зависит от величины его заработной платы. При рассмотрении средних заработных плат по отраслям автором выявлены следующие особенности:
• в 2010 г. предельный порог заработных плат, свыше которого не уплачиваются страховые взносы, составил 415 000 руб.;
ГРНТИ 06.73.65 © К.Е. Быстрова, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук проф. С.Ю. Яновои.
• по данным Государственной службы статистики, в трех отраслях экономической деятельности уровень заработных плат оказался выше предельного порога зарплат, свыше которого страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования не уплачиваются;
• превышение предельного порога отмечено в следующих видах экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (424 356 руб.), добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (555 252 руб.), производство кокса и нефтепродуктов (498 756 руб.), финансовая деятельность (601 440 руб.) [2].
Для оценки недофинансирования системы ОМС проанализируем объем страховых взносов за работающее население, не поступающих в фонд обязательного медицинского страхования (см. табл. 1).
Таблица 1
Финансовые средства, не поступившие в ФОМС в 2010 г.
Наименование экономической деятельности Средняя з/пл в год Сумма, превышающая 415 000 руб. Число работников в отрасли, тыс. человек Денежные средства, не поступившие в ФОМС, млрд руб.
Добыча полезных ископаемых 424 356 9356 1293 0,375
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 555 252 140 252 X X
Производство кокса и нефтепродуктов 498756 83 756 X X
Финансовая деятельность 601 440 186 440 1265 7,311
Ист:. [2].
В результате проведенного анализа средних заработных плат по отраслям нами выявлено, что система обязательного медицинского страхования недополучает 7,686 млрд руб. При этом необходимо отметить, что сумма, рассчитанная автором, это лишь часть взносов, не поступающих в ФОМС. По причине отсутствия данных о численности занятых в производстве кокса и нефтепродуктов и добыче топливно-энергетических полезных ископаемых общий объем недофинансирования оценить невозможно.
В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 354-ФЭ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения», каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определяет размер ставок страховых взносов за неработающее население. Тариф страхового взноса на ОМС неработающего населения учитывает финансовое обеспечение медицинской помощи, виды и условия оказания которой установлены базовой программой обязательного медицинского страхования.
Для оценки достаточности поступления страховых взносов в системе ОМС за неработающее население необходимо провести структурный анализ общих поступлений в системе ОМС (см. табл. 2).
Таблица 2
Страховые взносы за работающее и неработающее население, относительные показатели, в %
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Количество застрахованных 100 100 100 100
Работающее население 42,2 42,8 41 39,2
Неработающее население 57,8 57,2 59 60,8
Страховые взносы, из них: 100 100 100 100
за работающее население 46,1 55,2 54,9 58,37
за неработающее население 53,9 44,8 45,1 41,63
Составлено по данным ФФОМС.
Анализ поступающих средств демонстрирует дисбаланс между собранными премиями за работающее и неработающее население. Как видно из табл. 2, неработающее население составляет большую часть всех застрахованных. Причем в 2008-2009 гг. на их долю приходилось 57,8 и 57,2 %, а в 2010-2011 гг. численность неработающих лиц увеличилась и составила 59 и 60,8 % соответственно. При
явной тенденции увеличения числа неработающих граждан происходит снижение поступлений страховых взносов за них в общем объеме поступлений: в 2008 г. — 53,9 %, в 2011 г. — 41,63 %. Таким образом, взносы за работающее население растут более быстрыми темпами по сравнению с собранными премиями за неработающее население. Так, с 2010 по 2011 г. прирост взносов за работающее население составил 23,2 %, а за неработающее — 7 %.
Несмотря на преобладание численности неработающего населения (см. рис.), взносы за работающее население преобладают в общих страховых взносах (см. табл. 2), тем самым, реализуется принцип страховой солидарности, когда «богатый платит за бедного».
| ПВсего застраховано ННеработающие граждане И Работающие граждане |
Рис.
С учетом вышеизложенного, отметим, что система ОМС недополучает финансовые средства от страхователей неработающего населения. Так, неработающее население в 2011 г. насчитывало 60,8 % от всех застрахованных, а страховые взносы за неработающих граждан составили всего 41,63 % от всех страховых взносов. Такая же диспропорция наблюдается ив 2010 г. — доля неработающих была 59 %, а доля страховых взносов — 45,1 %.
В России на протяжении нескольких лет проводится реформа обязательного медицинского страхования, цели и направления которой неоднократно коренным образом менялись. В результате, до сих пор так и не создана сбалансированная система обязательного медицинского страхования, т. е. остались нерешенными проблемы создания эффективной системы финансового обеспечения, стратегии управления и развития данной сферы. Сегодня можно констатировать, что система ОМС не в состоянии в полной мере обеспечить государственные социальные обязательства за счет собственных источников. Слабое использование страховых принципов требует разработки инновационных подходов к финансированию системы и управлению ее финансовыми ресурсами [1].
Одним из таких подходов, по нашему мнению, может быть изменение принципов оплаты страховых взносов за неработающее население. Целесообразно расширить круг страхователей, уплачивающих страховые взносы за страхование неработающего населения. Новые страхователи могут осуществлять как полное страхование определенных категорий граждан, так и осуществлять соплатежи страхового взноса наряду с поступлениями из бюджета. Основными группами неработающих граждан являются пенсионеры по старости и инвалидности, дети, безработные лица. Для каждой из этих групп населения может быть найден свой страхователь: для пенсионеров — Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ), для безработных граждан — Федеральная служба по труду и занятости (ФСТЗ). Взносы за страхование детей могут уплачиваться предприятиями, в которых работают их родители.
Разработка и постепенное внедрение методов софинансирования медицинской помощи за счет дифференциации групп неработающих граждан по указанным категориям и подключения в связи с этим других институтов социальной защиты (ПФ РФ, ФСТЗ, работодателей) и их финансовых ресурсов представляются весьма важными по двум причинам. Во-первых, в связи с ограниченностью общественных ресурсов для финансирования здравоохранения в объеме, гарантирующем предостав-
ление качественной медицинской помощи всем гражданам страны. Во-вторых, в целях обеспечения материальной заинтересованности граждан в сохранении своего здоровья, а также в пользовании медицинскими услугами только в необходимых случаях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова О.Ю., Габуева Л.А. О концептуальных вопросах развития обязательного медицинского страхования // Экономика здравоохранения. 2010. № 3. С. 17-29.
2. Сплетухов Ю.А. Направления совершенствования медицинского страхования в стране // Финансы. 2011. № 1. С. 45-49.
3. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ra/wps/wcm/connect/rosstat /rosstatsite/main/