7/)П11 ВЕСТНИК
_Z/2°ll_мгсу
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ БЫТОВОЙ ГАЗОВОЙ АППАРАТУРЫ - ГАЗОВЫХ ПЛИТ
THE CONDITION AND PROBLEMS OF GAS-STOVE OPERATION OF THE DOMESTIC GAS-FITTING
A.H. Зуев, В.И. Тарасенко A. Zuev, V. Tarasenko
Служба домовых сетей треста «Муромгоргаз», Владимирксий ГУ
Проведен анализ состояния внутридомового газового оборудования, выявлены проблемы в законодательной и технической базе, предложены пути решения.
The domestic gas equipment condition analysis is made, the problems in legal and technical bases are determined, the ways of problems solving are suggested.
Современную жизнь невозможно представить без использования газообразного топлива. Однако, газ и газоиспользующее оборудование являются источниками повышенной опасности и требуют особого внимания. В настоящее время вопрос безопасной эксплуатации газового оборудования стоит очень остро, в связи с возрастанием количества аварий и несчастных случаев в разных городах страны, связанных с ненадлежащей эксплуатацией внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО).
Необходимо обратить внимание на причины возрастания аварийных ситуаций, а именно: устранение контроля за ВДГО со стороны Гостехнадзора с 1990 г., несанкционированное подключение к газораспределительной сети, незаконный монтаж, демонтаж газового оборудования, его некачественный ремонт, большой процент устаревшего газового оборудования, несогласованные перепланировки помещений с нарушением вентиляционных каналов, элементарное пренебрежение Правилами пользования газом в быту.
I. Развитие законодательства, регламентирующего эксплуатацию газового оборудования. Нормативно-правовые проблемы регулирования техобслуживания
газового оборудования
В советское время содержанием газового оборудования в целом занимались газораспределительные организации.
В 1993 г. в соответствии с Распоряжением Госкомимущества России от 30.04.1993 N 765р "О приватизации предприятий газового хозяйства РФ" началось акционирование газовых хозяйств. При этом, приватизации подлежали только распределительные газопроводы, а ВДГО никому не было передано на баланс, то есть, фактически оказалось бесхозным. Тем не менее, газораспределительные организации продолжили следить за техническим состоянием ВДГО, поскольку в тариф на газ для населения были включены затраты на его обслуживание. В условиях тяжелой экономической ситуации 90-х годов не могло быть и речи о плановой замене изношенных внутридомовых газовых сетей и газового оборудования.
В дальнейшем был принят Федеральный закон Ш16-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", согласно которого, газовое оборудование жилых зданий не было включено в перечень опасных производственных объектов.[1] Кроме того, в 2003 г. были введены в действие ПБ 12-529-03, в п. 1.1.5 которых указано, что их действие не распространяется на газовое оборудование жилых зданий[3]. Таким образом, в законодательстве образовался пробел в отношении безопасной эксплуатации ВДГО.
В соответствии с п. 5.5.6 «Правил и нормам технической эксплуатации жилищного фонда», утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, организации -балансодержатели жилого фонда обязаны заключать договоры технического обслуживания ВДГО со специализированными организациями. Тем не менее, большинство муниципалитетов отказывались заключать данные договоры, ссылаясь на дефицит бюджетных средств.
С введением в действие с 01.03.05 г. Жилищного кодекса РФ функции обеспечения конечных потребителей газом были переданы ТСЖ и управляющим компаниям, которые нередко из экономии средств нанимали для обслуживания ВДГО фирмы, не располагающие ни опытом, ни компетентным персоналом, ни необходимым оборудованием
Согласно Постановления Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г. «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме...» обязанность по заключению договоров на ТО сетей газоснабжения многоквартирных жилых домов, входящих в состав общего имущества дома, лежит на управляющих компаниях и ТСЖ. Расходы на оплату услуг должны быть включены в плату за содержание жилья, которая предусматривает, в том числе, установку, замену и восстановление работоспособности газового оборудования и систем газоснабжения, входящего в состав общего имущества дома. Таким образом, требования надлежащего содержания сетей газоснабжения, являющихся общим имуществом многоквартирного жилого дома, законодательно стали закреплены.
Но существует еще и газоиспользующее оборудование, которое находится непосредственно внутри квартир (ВДГО). Обязанность по содержанию его внутри жилого помещения (внутриквартирная разводка от стояков и газоиспользующее оборудование, которое не входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома) лежит на потребителе газа (п.93 Правил предоставления коммунальных услуг). Однако, указанные Правила не предусматривали, каким образом потребитель газа должен был содержать ВДГО в исправном состоянии, не было закреплено обязательное заключение абонентом договора на ТО ВДГО.
Указанные пробелы в законодательстве привели к принятию еще одного нормативно-правового акта. 21.07.2008 г. Правительством РФ было принято Постановление № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан». В соответствии с п.3 указанных Правил ВДГО - это газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа [2].
Правила поставки газа исключают возможность заключения договора поставки газа при отсутствии договора технического обслуживания ВДГО (пп .е п. 45 Правил Поставки газа, пп. б п. 97 Правил предоставления коммунальных услуг).
Ключевую роль играет повышенная опасность ВДГО. Отсутствие договоров о содержании и ремонте газового оборудования создает угрозу безопасности жизненно
7/)п11 ВЕСТНИК _^/2отт_мгсу
важным интересам личности, общества и государства, так как возникновение аварийной ситуации в системе ВДГО может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери.
По данным, опубликованным в Справке Ростехнадзора о состоянии аварийности и травматизме, связанных с использованием газа в быту, за первый квартал 2008 г. случаи взрыва газовоздушной смеси в жилых домах произошли в Воронежской области, Республике Татарстан, Самарской области, Ставропольском крае и др. В результате взрывов в жилых домах погибли 15 человек, десятки семей остались без жилья [7].
В настоящее время действует Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации (далее — Порядок), разработанный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", утв. Приказом Минрегиона России №239 от 26.06.2009 г., согласно которого содержание внутридомового газового оборудования много-квартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию [5].
Выполнение работ по техобслуживанию ВДГО закреплены также и в отраслевом стандарте ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем», утв. приказом Министерства энергетики РФ от 27.06.2003 № 259 [4].
Согласно указанного Порядка и ОСТа техническое обслуживание ВДГО (п. 10.3.1. ОСТ) состоит из обслуживания наружных газопроводов и обслуживания газоисполь-зующего оборудования (не реже одного раза в три года). Внутридомовое газовое оборудование по истечении установленного изготовителем срока службы (в период до его замены) должно обслуживаться не реже одного раза в год. При техническом обслуживании (п. 10.3.7. ОСТ) осуществляется осмотр, выявление и устранение утечек газа, проверка тяги в вентиляционных и дымовых каналах, проверка работоспособности оборудования и герметичности соединений, смазка кранов на вводах [4].
Порядком содержания и ремонта ВДГО определены первоочередные работы, которые должна осуществлять специализированная организация по содержанию внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном состоянии [5].
При выполнении работ по ТО ВДГО могут быть своевременно выявлено аварийное газовое оборудование, создающее угрозу жизни и здоровья граждан. Отключение такого ВДГО производится немедленно (п.47 Правил поставки газа) по представлению органов контроля за безопасностью использования газа [2]. Именно ГРО в России, в конечном итоге, призваны навести порядок в системе обслуживания ВДГО. Безаварийная эксплуатация газового оборудования без участия специализированной организации (ГРО), как показывает печальная статистика взрывов бытового газа, - невозможна. Участившиеся случаи взрывов бытового газа по всей стране заставляют специалистов ГХ регулярно, через средства массовой информации, обращаться к жителям, с разъяснениями о необходимости соблюдения Правила пользования газом в быту и об обязательном заключении договора на техническое обслуживание ВДГО. Объясняя при этом, что сэкономив на ТО ВДГО потребители газа рискуют потерять гораздо большие суммы денег, чем стоимость договора, а также подвергают опасности свою жизнь и здоровье, и тех, кто живет с ними рядом [11].
Профессиональное и своевременное техническое обслуживание ВДГО - это гарантия безопасности.
II. Технические проблемы обслуживания газового оборудования
Одними нормативно-правовыми актами не обойтись, т.к. чтобы выявить проблему с газовым оборудованием и устранить ее, требуются специалисты.
Таким образом, еще одним моментом в пользу ГРО выступает наличие высоко квалифицированных специалистов. На подготовку специалиста необходимо несколько лет, кроме того, ввиду постоянного совершенствования газового оборудования существует необходимость постоянного повышения квалификации.
В связи с разнообразием газовых плит и их износом существует проблема запасных частей, т.к. многие из них уже сняты с производства (н-р плиты заводов Ленинградский, Московский и др.), ряд производств ликвидированы, обанкротились. Большинство продавцов обеспечивает, только гарантийный срок эксплуатации г/плит. По итогам инвентаризации ВДГО, проведенной в 2010 году трестом «Муромгоргаз», в городе Муроме и районе насчитывается более ста модификаций газовых плит.
В результате проведенного анализа ремонтных заявок выявлены проблемные места газовой плиты: краны; кронштейны дверки духового шкафа; электророзжиг.
От профессионального технического обслуживания ВДГО зависит безопасность. Необходимо разработать и внедрить методику диагностики газовых плит и принятия решений об их списании. Тут же встает вопрос о социальных гарантиях владельцам таких плит, ведь, скорее всего, значительная часть некондиционного оборудования принадлежит как раз малообеспеченным гражданам, в основном, пенсионерам. Важно исключить формальный подход к вопросу о списании техники. Скажем, ту же амортизацию сегодня рассматривают с чисто бухгалтерских позиций: как только газовая плита отработала свой срок — пора сдавать в утиль (срок амортизации 17 лет). А ведь здесь все зависит от качества конкретной единицы оборудования и условий ее эксплуатации. У добросовестного хозяина одна плита при правильной эксплуатации и надлежащем уходе может проработать двадцать лет и более и быть в достаточно хорошем состоянии, а другую, возможно, надо списывать уже через пять. Грамотные решения требуют квалифицированных специалистов и проработанный порядок выведения оборудования из эксплуатации, который позволит исключить возможность злоупотреблений. На сегодня практические возможности сотрудников ГХ по проведению проверок ограничены — нередко их просто не пускают в квартиры или газифицированные частные дома, причем, именно в тех случаях, когда владелец газового оборудования осознает, что принадлежит к группе риска (например, из-за устаревшего или самовольно установленного оборудования и т.п.). Но даже когда проверка уже проведена и выявлены неполадки, у ГРО, по существу, нет возможности повлиять на нарушителя, например, отключив газ. Следует предусмотреть возможность разрывать договор о поставке газа в одностороннем порядке, что на сегодняшний день крайне затруднительно. Это происходит ввиду отсутствия четкой и согласованной работы между газоторгующей и эксплуатирующей организациями, т.к. в данный момент это абсолютно независимые друг от друга предприятия, со своими руководителями. Зачастую квартиросъемщик, который регулярно производит оплату за газ в независимости от состояния газового оборудования для газоторгующей организации является положительным клиентом, а следовательно приносит прибыль и отключать его невыгодно. Проблема актуальна и решать ее нужно немедленно.
III. Необходимость замены устаревшего газового оборудования
Широкое распространение газового оборудования в быту, доступность широкому кругу граждан сделали его привычным атрибутом повседневной жизни. Это создало предпо-
7/2011 ВЕСТНИК _7/2011_мгсу
сылки того, что многие наши сограждане утратил чувство опасности при обращении с бытовыми газовыми приборами, работающими от природного или баллонного газа.
По данным ОАО «Росгазификация», ежегодно в жилом секторе (быту) происходят более 230 различных инцидентов (ЧП), связанных с использованием газа. При этом в среднем погибают 130 человек (80 % в результате отравления оксидом углерода, 20 % в результате взрывов газовоздушной смеси и пожаров) [7]. Количество пожаров, причиной которых явилось неправильное пользование бытовыми газовыми приборами, тоже является довольно значительным. Ситуация с пожарами и взрывами бытового газа резко обострилась в последнее время.
В условиях зимних холодов проблемы с теплоснабжением приводят к использованию газа не по назначению. В ряде случаев несанкционированно, без соблюдения мер безопасности, устанавливаются дополнительные приборы газопотребления. Ситуация усугубляется тем, что объемы воспроизводства основных фондов отстают от объемов естественного износа и морального старения газового оборудования. По данным эксплуатирующих организаций, в настоящее время требуют замены около 15 млн. газовых плит [7] (в городе Муроме и районе около 30 тыс).
Кроме оборудования, подлежащего замене, по причине невозможности дальнейшей эксплуатации, существует также большая группа газовых плит, которые морально и технически устарели - они не имеют системы автоматического отключения газа (система «газ-контроль») при его утечке. Современная плита снабжена еще системой автоматического зажигания газа. Системой «газ-контроль» оборудована и духовка. В новейших моделях газовые плиты имеют защиту от детей, которая позволяет отключить плиту на время отсутствия дома взрослых.
К сожалению, нет юридической основы для массовой замены технически устаревших плит на современные, оснащенные системой «газ-контроль». Население никто не информирует о необходимости приобретения современного газового оборудования, а также контроля исправности газового оборудования.
Еще одной актуальной проблемой, в последнее время, становится возгорание жилых помещений, в которых установлены газовые приборы (кухни) ввиду пробоя гибких газовых подводок. Это происходит по следующим причинам:
• отсутствует контроль за сроками эксплуатации газовых подводок;
• газовые подводки не соответствующего качества (необходимо применять только сильфонные подводки);
• отсутствие заземления в большинстве квартир;
• в связи с ростом цен на электроэнергию участились случаи воровства электроэнергии и незаконного подключения электро розеток с нарушением требований безопасности.
Трестом «Муромгоргаз» и кафедрой ТГВиГ ВЛГУ проводится совместная работа по совершенствованию эксплуатации ВДГО.
IV. Состояние и проблемы эксплуатации парка бытовой газовой аппаратуры
по городу Мурому
На сегодняшний день проживающих в городе Муроме — 118000 человек и в районе — 24000 человек.
Процент газификации природным газом составляет:
- для города Мурома — 96,22 %;
- для района — 26,43 %.
Процент газификации СУГ составляет:
- для города Мурома — 3 %; - для района — 68 %.
Степень износа газового оборудования:
- для города Мурома — 60 %;
- для района — 80 %.
Из приведенных в таблице 1 данных о количестве аварийных заявок мы видим, что за период с 2006 по 2009 гг. количество аварийных заявок неизменно росло, а в 2010 г. - резко снизилось. Это произошло ввиду того, что принятые нормативно-законодательные акты, а именно, Порядок содержания и ремонта ВДГО позволили ГРО более целенаправленно и четко провести работу по заключению договоров на ТО ВДГО в 2009-2010 гг. Трестом «Муромгоргаз» с управляющими компаниями и ТСЖ города Мурома были заключены договора на ТО ВДГО на 90 % жилищного фонда г. Мурома. В результате качественного выполнения работ по ТО ВДГО в 2010 го. число аварийных заявок уменьшилось почти в 2 раза относительно 2009 г.
Таблица 1
Анализ аварийных заявок за период 2006-2010 года для г/плит
Год/мес ■Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг Geni- Окт Нояб f|E за год
2010 34 16 15 15 4 2 Ц i's' 13 jP 20 Ш
Sj 21 <$к 26 15 8 32 3S 30 39 40 16 336
2008 26 31 35 42 16 24 |Р 25 27 26 24 37 328
200? щ 1? •Ц 22 10 11 12 в§ Ж; 31 27 222
20Ж 11 12 23; 11 Ц § 23 21 9 16 i7 17 205
400
350 300
¡^
8 250 к го со
О 200
СП
н
Ф 150 s
| 100 50 0
2006 2007 2008 2009 2010 ГОД
Рис. 1 Анализ аварийных заявок 2006-2010 ВЫВОДЫ
1. В новых домах прекратить установку газовых плит, не оснащенных системой «газ-контроль».
2. Постепенно произвести замену старых газовых плит на плиты оснащенных системой «газ-контроль» (в Москве в Восточном округе в 2010 г. была заменена 21000 газовых плит с данной системой).
7/2011 ВЕСТНИК _7/2011_мгсу
3. Информировать население о недостатках конструкции старых газовых плит.
4. Решить вопрос о материальной помощи в приобретении взрывобезопасных плит тем жителям, которые относят к категории повышенного риска по взрывоопасно-сти (одинокие пожилые люди, инвалиды и др.). В СПб с 2005 г. бесплатно устанавливают участникам ВОВ и малоимущим новое газовое оборудование. (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.10.2004 № 1644).
5. Проводить разъяснительную работу и обучать население правилам безопасного обращения с газовыми приборами.
6. Своевременно выявлять тех жителей, которые не могут в силу разных причин безопасно использовать газовое оборудование.
7. Установить в квартирах дымодатчики и газодатчики.
8. Установка изолирующих муфт в квартире непосредственно перед газовым прибором
Литература:
1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (принят ГД ФС РФ 20.06.1997).
2. Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (вместе с «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан») // «Собрание законодательства РФ», №30 (ч.2), ст.3635.
3. Постановление Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9 «Об утверждении правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» (вместе с Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления).
4. ОСТ 153-39.3-051-2003 "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуар-ные и баллонные установки». (утв. Приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 N 259).
5. Приказ Министерства регионального развития РФ № 239 от 26.06.2009 г. «Об утверждении порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации».
6. Приказ Ростехнадзора от 02.12.2009 № 1001 "Об утверждении Методических рекомендаций по контролю за техническим обслуживанием и состоянием внутридомового газового оборудования".
7. Распоряжение Ростехнадзора от 23.01.2008 № 7-рп "О мерах по предупреждению аварий при использовании внутридомового газового оборудования" // "Законодательные и нормативные документы в ЖКХ", № 6, 2008.
8. Письмо Минрегиона РФ от 18.06.2009 № 18629-СК/14 «О разъяснении по вопросу ответственности за обслуживание внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме». // "Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ", № 6, 2010 (часть II).
9. Шарикова Г.Ю. Статья: Обслуживание внутридомового газового оборудования. // Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство:бухгалтерский учет и налогообложение»,2009, № 9.
10. Официальный сайт ОАО «Челябинскгазком» www.gazcom74.ru .
11. Официальный сайт ОАО «Владимироблгаз» www.vladoblgaz.ru.
Bibliography:
1. The Federal law from 21.07.1997 № 116-FZ (edit. From 27.07.10) "Industrial safety of production facility" (adopted by the State Duma FS RF 20.06.1997).
2. The RF government regulation from 21.07.2008 № 549 "The distribution order of gas for domestic citizens needs")//"Collections of RF laws", №30(part 2), page 3635.
3. The State technical inspection from 18.03.2003 № 9"The adoption of the gas distribution and gas consumption safety regulations).
4. TISAS 153-39.3-051-2003 "Service of gas distribution system. Fundamentals. Gas distribution network and gas equipment of housing. Pouch and cylinder-stored fitting" (confirmed by the Department of Energy RF order from 27.06.2003 № 259).
5. The RF Ministry of Regional Development № 239 from 26.06.2009 "Confirmation of domestic gas equipment maintenance practices in Russian Federation".
6. The State technical inspection order from 02.12.2009 № 1001 "The guideline confirmation for control of domestic gas equipment in RF".
7. The State technical inspection instruction from 23.01.2008 № 7-pr "Emergency protection measures during the usage of domestic gas equipment"// "Housing and public utilities legislative and regulative documents", №6,2008.
8. The RF Ministry of Regional Development letter from 18.06.2009 № 18629-SK/14 "The interpretation of responsibilities for the domestic gas equipment service in an apartment house"// "The chief and chief account's register of Housing and public utilities", №6,2010 (part 2).
9. Sharikova G.U. Article: Service of the domestic gas equipment.// Magazine "Housing and communal services: accounting and taxation", 2009, № 9.
10. Official website JSC "Chelyabinskgascom" www.gazcom74.ru.
11. Official website JSC "Vladimiroblgaz" www.vadobgaz.ru.
Ключевые слова: газовое оборудование, газовая плита, техническое обслуживание газового оборудования
The key words: gas equipment, a gas-stove, gas equipment maintenance
e-mail: Murom-urist@vladoblgaz.ru