Научная статья на тему 'Состояние и потенциал рынка одежды в России'

Состояние и потенциал рынка одежды в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2388
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и потенциал рынка одежды в России»

ТАО ЛИ

Состояние и потенциал рынка одежды в России

Российский рынок одежды

Российский рынок одежды находится на стадии развития, высокие показатели роста которого сохранятся еще в ближайшие несколько лет. Несмотря на то что на российском рынке одежды представлена уже половина западных брэндов, международные компании продолжают приходить в Россию. На сегодняшний день зарубежным производителям одежды принадлежит около 80 % рынка. Иностранные марки одежды, основными потребителями которых до сих пор были москвичи и петербуржцы, все активнее продвигаются в российские регионы. Причинами выбора иностранных марок одежды являются высокое качеств, широкий ассортимент продукции, следование модным тенденциям, известность и «раскрученность» марок. По оценкам участников рынка, российские производители одежды преуспевают в основном в средней и низкой ценовой категориях и занимают около 20 % рынка. Одна из причин низкой популярности российской одежды состоит в том, что компании пока недостаточно внимания уделяют ассортименту и не умеют развивать несколько направлений одежды сразу. По мнению экспертов, рынка, доля российских брэндов на рынке одежды в последнее время увеличивается и в обозримом будущем отечественные производители могут рассчитывать на то, чтобы занять до 30 %. А для того чтобы на равных конкурировать с международными брэндами, им необходимы «раскрученные» марки, очень широкий ассортимент, оперативное реагирование на изменения моды, более частая смена коллекций.

Несколько лет назад многие российские швейные фабрики начали создавать собственные розничные сети. Лидерами в этом сегменте являются торговые сети «Sela» (21 магазин в Москве и 500 в регионах), «Твое» (29 в Москве и 121 в регионах) и «Finn Flare» (15 в Москве и 120 в регионах). Большинство из них уже пошли по европейскому пути: сохраняют за собой интеллектуальную составляющую (дизайн, маркетинг и т. д.), а производство размещают в Китае, Индии или Турции.

ТАО ЛИ — ведущий научный сотрудник Института России Академии общественных наук пров. Цзилинь (г. Чанчунь).

20

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(44)/2008

Основными игроками на рынке одежды выступают западные компании, активно расширяющие свое присутствие на российском рынке одежды. Всего на рынке присутствуют около 120 недорогих западных сетей. При этом эксперты сходятся на том, что до насыщения рынка еще далеко. Поэтому производители, стремясь захватить рынок, активно используют франчайзинговые схемы.

Особое место на российском рынке одежды занимают изделия из кожи. Одежда из кожи, с одной стороны, - продукция, часто относящаяся к товарам класса «люкс» (предметам роскоши), а с другой стороны, для России с ее суровым климатом кожаная одежда является жизненно необходимой.

На данный момент в стране функционируют 25 заводов. Около 95 % ассортимента этих предприятий составляет хром - разной степени готовности кожа, предназначенная для производства верха обуви, галантерейных изделий, мебели. Сегодня среди лидеров кожевенной отрасли называют рязанский завод «Русская кожа», ярославский «Хром», «Кожи-М» из Липецкой области, «Раском» из г. Рассказово Тамбовской области, Осташковский завод. Бесспорный лидер по объему производства продукции - «Русская кожа». Более 70 % выпускаемой на этом заводе продукции отправляется на экспорт, что обеспечивает компании стабильный сбыт.

Компании предпочитают закупать кожу за рубежом, где производители предлагают выгодные финансовые условия (рассрочки платежа, кредитование и т. д.). Несколько крупнейших поставщиков, к примеру из Италии, которые поставляют кожу ведущим фирмам мира в области производства готовой одежды, признаны гарантами качества и в России.

Мода России вписалась в ряды потребителей эксклюзивного рынка итальянской кожи, оценивших по достоинству качество сырья, позволяющего создавать модели любого стиля. Модную и высококачественную одежду из кожи сегодня предлагают не только известные зарубежные фирмы. В витринах магазинов в России можно увидеть замечательные изделия отечественных фирм-производителей, причем качество кожи этих изделий ни в чем не уступает импортным образцам. А практичность и комфорт, свойственные одежде из кожи, создают для участников рынка поистине безграничные возможности.

Европейские дизайнеры все больше ориентируются на российский рынок, где кожу по-прежнему носят с удовольствием. И в последнее время одежда из кожи становится очень модной: теперь это уже не только верхняя одежда, а еще и легкая, праздничная.

Тенденции и перспективы рынка одежды в России

На российском рынке одежды начинают проявляться тенденции, характерные для развитых западных рынков. В первую очередь, это ускорение производственного цикла и расширение объемов производства с одновременным снижением издержек, увеличение числа стоковых магазинов. Поскольку не вся

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

21

продукция реализуется в срок, по данным компаний, от коллекций остается не менее 15 % всего завезенного товара, остатки товаров перенаправляется в стоковый магазин.

Самым главным форматом на рынке одежды в столице остаются вещевые рынки. На них приходится около 40 % продаж одежды в Москве и до 80 % в регионах. C ростом уровня жизни населения и постепенным уменьшением объема продаж на вещевых ярмарках потребитель все чаще предпочитает совершать покупки в магазинах. Кроме того, росту объема магазинной торговли способствует открытие все новых и новых торговых центров: стоимость обустройства торговых площадей в них существенно ниже, чем при открытии магазина в отдельно стоящем здании. В настоящее время растет ориентированность потребителя на конкретные брэнды. Однако для того чтобы активно продаваться, мало быть просто брэндом, нужно создать собственную разветвленную сеть магазинов, где будет продаваться только одежда определенной марки.

Сегодня в Европе на fast fashion приходится 15% всего рынка одежды, и эта доля постоянно растет. Быстрая модель продаж означает, что наиболее популярные товары могут появиться и исчезнуть в течение недели, создавая у покупателей ощущение дефицита, что побуждает их сделать покупку. Если раньше покупатели выбирались в магазины одежды один раз в месяц-два, то сейчас они вынуждены заходить еженедельно, зная о том, что на полках могут быть новинки, которые долго не пролежат. Практика показывает, что компании, работающие в сегменте fast fashion, развиваются быстро, открывая десятки новых магазинов под своими брэндами. В Европе это компании «Inditex», «Zara», «Massimo Dutti и Bershka», «H&M», «Mango», «Top Shop». В России также ожидается расширение данного сегмента: испанская розничная сеть одежды «Zara» активно наращивает свое присутствие в Москве: уже сейчас в столице пять магазинов «Zara» и ожидается открытие новых.

Аналитики прогнозируют также рост интереса западных производителей к российскому сегменту «масс-маркет», т. е. к продажам в первую очередь не дорогих эксклюзивных образцов одежды, а вполне доступных по цене и модных вещей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.