СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАНЯТОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
А.Е. Ильин, Д.В. Зюкин
Аннотация. На фоне мирового кризиса проблема сельской занятости стала еще более острой. В то время как сельскохозяйственная отрасль все время считалась приоритетной и играла ведущую роль в продовольственной безопасности страны, производители сельскохозяйственной продукции находятся в крайне тяжелом экономическом состоянии. Вследствие чего возникает серьезная угроза высвобождения трудовых ресурсов. Особенно проблематично этот процесс выглядит в сельской местности.
Ключевые слова: труд, рынок труда, занятость, безработица, сельское хозяйство.
Сокращение работников сельскохозяйственных организаций за годы реформ приобрело острый характер, что наряду с монопсонией на рынке труда сельскохозяйственных территорий усугубляет проблему занятости населения. Данные проблемы обусловлены сложными процессами, происходящими на рынке труда сельскохозяйственных территорий, к основным из многих относятся: отсутствие рабочих мест, низкий уровень заработной платы, отсутствие социально - культурных условий.
Так, с 2002 по 2008 год в Курской области произошло снижение сельского трудоспособного населения на 3,91%. Данный показатель может характеризоваться тем, что трудоспособное население ищет работу за пределами своего села, так как зарплата в сельскохозяйственных организациях очень низкая.
Катастрофической остается демографическая ситуация на селе. По данным на 2008 год смертность в сельской местности составила 10347 человек. Данный показатель не значительно уступает смертности в городе, который составляет 10893 чел. Однако плотность населения города гораздо выше, чем в сельской местности. При этом если рождаемость в городской местности находится на уровне 8644 чел., то в селе это показатель равен 3791 чел. То есть, сегодня и за последнее десятилетие регион столкнулся с настоящим демографическим кризисом, особенно остро это проявляется в сельской местности, где естественная убыль населения составляет 6556 человек. В городе естественная убыль на 2008 год равняется 2249 человек. Следовательно, смертность в сельской местности превышает городскую на 191,51%. Однако за период исследования наблюдаются положительные сдвиги, об этом свидетельствуют следующие факты. Рождаемость в сельской местности выросла на 10,65%, а смертность сократилась на 14,76%. И все же в городской местности темп рождаемости гораздо выше и он равен 22,38%. Темп снижения смертности составил за период исследования 7,20%.
Следует обратить внимание, что наряду со снижением численности трудового населения в сельской местности за анализируемый период произошел рост числа безработных в сельскохозяйственной местности в 2 раза.
14000
12000
ІОООО
8000
6000
4000
2000
О
“ Родившихся в селе «Умерших в селе Рйдившихс» в городе 'Умерших 11 городе
2002 .1003 2004 2.00;
2006 200~
Рисунок 1- Соотношение рождаемости и смертности в городской и сельской местности Курской области Таблица 1 - Структура безработного населения Курской области, тыс. чел.
2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. Динамика, в %
Общая численность безработных 43,80 49,60 44,20 43,00 43,20 29,40 38,10 86,99
Лица, проживающие в сельской местности 5,20 9,30 13,70 8,20 13,90 9,60 10,20 196,15
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости 10,10 10,00 10,90 9,20 8,20 7,50 7,80 77,23
Из них: Лица, проживающие в сельской местности 2,20 2,30 2,90 2,80 2,90 2,70 2,80 127,27
60,00
-Общая
численность
безработных
Л и ца, л р ож и ва ю
щие в сельской местности
2002 г. 2003г. 2004-Г,
200Бг.
2006г.
2007г.
2008Г
Рисунок 2 - Отношение безработных, проживающих в сельской местности, к общей численности
безработных, тыс. чел.
Здравоохранение Образование Го с у д а рст ее н н ое у и р а в л он и е Операции с недвижимым имуществом Финансовая доя гея ьность Транспорт и связь Гостиницы и рестораны Оптовая и розничная торговля Строительство
О б ра 6а т-ь I еа ю щ и е п р ои з во детва Добыча полезных ископаемых Рыболовство Сельское хозя йство
;Ц_Н—
~~! !
5000
10000
15000
20000
25000
Рисунок 3- Среднемесячная начисленная заработная в Курской области по видам экономической
деятельности в 2008 г., руб.
При этом численность безработных в регионе за исследуемый период снизилась на 13,01%. В целом по области наблюдается снижение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, на 22,77%. В то время как количество безработных, зарегистрированных в службе занятости и проживающих в сельской местности, выросло на 27,27%. Значительное расхождение показателей обусловлено скрытой безработицей на селе.
Интерпретируя графически вышесказанное с применением линии тренда, можно увидеть следующую тенденцию.
Стоит отметить, что линия тренда указывает на общее снижение численности безработных за исследуемый период. Однако по показателю числа безработных, проживающих в сельской местности, линия тренда имеет восходящий характер, что в свою очередь характеризуется ростом удельного веса количе-
ства безработных в общей численности. Помимо этого трендовый анализ дает возможность рассмотреть общую картину происходящего, а в частности категория безработных, проживающих в сельской местности, характеризуется тенденцией роста.
Отметим, что основным источником доходов жителей сельской местности всегда являлось сельское хозяйство, однако за исследуемый период уровень заработной платы в сельском хозяйстве находился ниже уровня средней зарплаты по области.
Диаграмма показывает, что зарплата в сельском хозяйстве Курской области остается одной из самых низких, в 2008 году она составила 7682 руб. Однако еще более печально выглядит картина в рыболовстве и рыбоводстве, где зарплата в том же году составила 5445 руб. Напомним, что средняя зарплата по области равняется 11437 руб. Таким образом, доход работников сельскохозяйственной отрасли составляет
67% от средней по области. Такая же ситуация наблюдается за весь период исследования.
Характерно для такой ситуации оценить зарплату Курской области в разрезе других регионах Цен-трально-Черноземного района. Самая высокая зарплата приходится на Белгородскую область и составляет 11008 руб. Далее следует Липецкая область с показателем 10270 руб. Воронежская область значительно отстает от первых областей с 7972 руб. Четвертое место по данному показателю остается за Тамбовской областью - 7710 руб. И замыкает пятерку представителей Центрально-Черноземного района Курская область, в которой заработная плата в сельском хозяйстве составляет, как мы отмечали выше, 7682 руб.
Однако не только уровень заработной платы может влиять на привлечение трудовых ресурсов в отрасль. В большинстве случаев труд сельских жителей остается слабо механизированным. Помимо этого доступность финансовых ресурсов на приобретение сельскохозяйственной техники для сельских жителей становится невозможной. Полученные кредиты до кризиса фермерскими хозяйствами в расчете, что цены на сельхозпродукцию будут расти в будущем, не увенчались успехом. В частности так произошло с производством зерна. Когда из-за большого объема производства цены не то чтобы остались на прежнем уровне, а откатились к показателям пятилетней давности. Такая проблема в рамках области в первую очередь возникает из-за ограниченности сбыта продукции. Так складывается ситуация, что у мелких производителей сельскохозяйственной продукции отсутствует возможность напрямую сотрудничать с крупными организациями-потреблителями, вследствие чего владельцы ЛПХ вынуждены прибегать к услугам посредников, которые производят закупки не всегда по рыночным ценам. Отсюда возникает существенная брешь в разнице производства и реализации продукции. В действительности существует ряд мер по поддержке крестьянского и фермерского хозяйства, однако в условиях кризиса эти меры оборачиваются неподъемной ношей для сельского населения.
Государственная служба занятости по Курской области обозначила ряд направлений в отношении развития сельской занятости, которые, по сути, должны способствовать снижению безработицы. На наш взгляд, предложенные направления имеют ряд недостатков, среди которых:
— организация профессионального обучения безработных граждан по профессиям, специальностям, ориентированным на занятость в сельскохозяйственном производстве, сфере бытового обслуживания, а также в народных промыслах. В рамках данного тезиса возникает вопрос о доступности сельского населения к курсам обучения. Профессиональное обучение безработных проводится за счет средств федерального и регионального бюджета. Однако такие курсы проводятся в районных центрах и транспортные издержки для селян становятся серьезным ударом по семейному бюджету. Вследствие чего характерно было бы проводить занятия по обучению в сельской местности на базе школ;
— организация общественных работ в сельской местности в целях обеспечения потребности территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер. Данное предложение является также спорным. Так как с весны по осень большинство населения трудится на собственных участках и занимаются личным хозяйством. Ес-
ли в городе общественные работы рассматриваются как благоустройство территории, чистка дорог и т.д., то сельская местность, а именно 39%, на сегодняшний день не имеет твердого покрытия сетью путей общего сообщения. Следовательно, характерно было бы направить безработную часть населения на строительство этих самых дорог. Благоустройство территории в сельской местности также желает оставлять лучшего. В большинстве сельских муниципальных образованиях территории кладбищ находятся в далеко запущенном состоянии. Передача денежных средств из федеральных и региональных программ на сельский уровень способствовало бы решению ряда проблем, а именно создание бригад по благоустройству территорий.
Таким образом, для снижения уровня безработицы, недостаточно обозначать направления развития, современное село нуждается в конкретных предложениях, экономически выгодных и социально важных для сельскохозяйственных территорий.
Снизить напряженность и повысить занятость сельского населения позволят следующие меры:
1. В целях повышения информативности населения и для снижения безработицы предлагается размещение электронных терминалов, которые могут размещаться в зданиях сельской администрации и будут соединены через интернет с базой вакансий государственной службы занятости по Курской области. Такой проект позволит повысить информативность сельского населения, а также регулярное обновление базы будет способствовать повышению занятости не только в определенной территории, но и по области в целом. Также это может повысить мобильность населения, что приведет к внутрирегиональной миграции и укрупнению сел.
2. Зачастую получается что, в сельской местности отсутствуют специализированные магазины, то есть магазины бытовой химии, одежды, и что немаловажно хозяйственного инвентаря. Актуальным является вопрос для села приобретение свежих хлебобулочных изделий. Обычно данную продукцию предлагают хлебозаводы, расположенные в районных центрах, и предприниматели, занимающиеся торговлей на сельских территориях. В связи с этим можно порекомендовать открытие минихлебопекарней. В таком случае продукция станет более доступной и дешевой. Во многих районах Курской области существует ряд проблем, связанных с автотранспортным парком, вследствие чего сокращается количество транспорта, задействованного в пригородном сообщении. Опять же объединение субсидий позволит, в определенной степени наладить транспортное сообщение между селом и районным центром.
3. Стоит отметить, что ряд предлагаемых проектов сложно осуществить на обозначенную сумму в размере 58 800 руб. Вследствие чего программа требует корректировки и разрешение кооперации денежных средств более двух человек и преобразования таких объединений в общество с ограниченной ответственностью. Также очень важным является момент старта бизнеса, где государство должно создавать стимулирующие условия. Ими могут являться налоговые льготы или полное отсутствие налогов в течение трех лет для социально важных направлений.
4. Еще одной проблемой остается привлечение специалистов в село. Наиболее действенны, на наш взгляд, следующие меры. Предоставление жилья или софинансирование строительства, но в таком случае большую часть расходов должен взять на себя ре-
гиональный бюджет, так как молодым специалистам такая ноша окажется неподъемной. Также зарплаты в сельской местности далеки от средней по области, в связи с чем характерно было бы уровень оплаты выравнивать, ориентируясь на среднюю по области. Этого можно добиться путем компенсаций из средств программы или бюджета регионального или районного уровня. Еще одним существенным дополнением в рамках этого направления можно рассматривать расширенный социальный пакет.
5. Помимо этого ухудшение демографической ситуации ведет к стремительному снижению численности занятого населения в сельском хозяйстве, так как дети, выросшие в сельской местности, значительно лучше приучены к сельскохозяйственному труду. Следовательно, в рамках данной проблемы стоит ввести понятие сельский материнский капитал, который должен предусматривать повышенные выплаты за первого ребенка.
Список использованных источников
1 Сводный статежегодник Курской области 2009: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - Курск, 2009. - 471 с.
2 http://kurskstat.gks.ru/ default, aspx
3 www.gks.ru
Информация об авторах
Ильин Алексей Евгеньевич, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой налоги, налогообложение и финансового менеджмента ФГОУ ВПО «Курская ГСХА».
Зюкин Дмитрий Викторович, аспирант кафедры менеджмента Курского института менеджмента, экономики и бизнеса. [email protected]. ru тел. 89045206285.