Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития взаимосвязей финансовых систем России и Беларуси'

Состояние и перспективы развития взаимосвязей финансовых систем России и Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / FINANCIAL INTEGRATION / БАНКОВСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РОССИЙСКИЕ БАНКИ В БЕЛАРУСИ / RUSSIAN BANKS IN BELARUS / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / BANK INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головнин М. Ю.

В статье на фоне формальных инициатив в области валютно-финансового взаимодействия России и Беларуси, в рамках различных интеграционных объединений на постсоветском пространстве, показаны основные направления реального взаимодействия в банковской сфере и на рынке ценных бумаг. Дочерние российские банки, прежде всего крупнейших банков с государственным участием, занимают значимые позиции в банковском секторе Беларуси. При этом опыт прохождения через ряд кризисных периодов свидетельствует о готовности материнских банков развивать дочерние структуры в Беларуси и о доверии к последним вкладчиков страны. Взаимодействие на рынке ценных бумаг отстает от взаимодействия в банковском секторе, оно представлено в основном деятельностью российских дочерних банков как эмитентов собственных облигаций и в существенно меньшей степени как организаторов выпусков ценных бумаг других эмитентов и участников торгов. Перспективы развития финансового взаимодействия связываются с усилением позиций российских банков в Беларуси после преодоления национального экономического кризиса, их более активным выходом на рынок ценных бумаг Республики и привлечением облигаций белорусских эмитентов на российский рынок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state and the prospects of financial systems of Russia and Belarus interrelations development

The article shows the main trends of real interaction in the banking sector and the securities market between Russia and Belarus on the background of formal initiatives in the field of monetary and financial cooperation within the framework of various integration associations in the post-Soviet space. Russian banks, especially the largest banks with state participation, occupy important positions in the banking sector of Belarus. At the same time the experience of passing through a number of crisis periods shows the willingness of parent banks to develop the subsidiaries in Belarus and the credibility of Belarusian depositors to Russian banks. Interaction in the securities market lags behind the cooperation in the banking sector, it is represented mainly by the activity of the Russian subsidiary banks as issuers of bonds and to a much lesser extent as the organizers of securities issues and market participants. Prospects for the development of financial cooperation are linked with strengthening of positions of Russian banks in Belarus after overcoming the national economic crisis, their more active access to the securities market of the Republic of Belarus and the organization of Belarusian issues on the Russian bond market

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития взаимосвязей финансовых систем России и Беларуси»

Вестник Института экономики Российской академии наук

6/2016

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

М.Ю. ГОЛОВЫМИ

доктор экономических наук, член-корреспондент РАИ, первый заместитель директора Института экономики Российской академии наук

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ РОССИИ И БЕЛАРУСИ1

В статье на фоне формальных инициатив в области валютно-финансового взаимодействия России и Беларуси, в рамках различных интеграционных объединений на постсоветском пространстве, показаны основные направления реального взаимодействия в банковской сфере и на рынке ценных бумаг. Дочерние российские банки, прежде всего крупнейших банков с государственным участием, занимают значимые позиции в банковском секторе Беларуси. При этом опыт прохождения через ряд кризисных периодов свидетельствует о готовности материнских банков развивать дочерние структуры в Беларуси и о доверии к последним вкладчиков страны. Взаимодействие на рынке ценных бумаг отстает от взаимодействия в банковском секторе, оно представлено в основном деятельностью российских дочерних банков как эмитентов собственных облигаций и в существенно меньшей степени как организаторов выпусков ценных бумаг других эмитентов и участников торгов. Перспективы развития финансового взаимодействия связываются с усилением позиций российских банков в Беларуси после преодоления национального экономического кризиса, их более активным выходом на рынок ценных бумаг Республики и привлечением облигаций белорусских эмитентов на российский рынок.

Ключевые слова: финансовая интеграция, банковское взаимодействие, российские банки в Беларуси, Евразийский экономический союз.

Проекты валютно-финансовой интеграции с участием России и Беларуси

В период после распада СССР Беларусь была одной из постсоветских стран, которая проявляла устойчивый интерес к интеграционным проектам с участием России. Во многом подобная позиция была обу-

1 Статья подготовлена в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда «Реструктуризация денежно-кредитной системы России и Беларуси в условиях глобальной финансово-экономической нестабильности» (проект № 15-22-01010).

1БЬ: Б36.

словлена тесной взаимосвязанностью производственных комплексов двух стран и высоким уровнем торгового взаимодействия (доля России во внешнеторговом обороте Беларуси, по данным официальной белорусской статистики, составляла 49,2% в 2015 г.2). Основными площадками для взаимодействия России и Беларуси в рассматриваемый период были Содружество Независимых Государств (СНГ), Союзное государство России и Беларуси, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана, Единое экономическое пространство (ЕЭП), Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

До мирового экономического и финансового кризиса 2008-2009 гг. инициативы в области формальной валютно-финансовой интеграции носили ограниченный характер. Тем не менее можно выделить ряд подписанных документов: в рамках СНГ - Конвенция о координации деятельности государств - участников Содружества Независимых Государств на рынке ценных бумаг (1998 г.); в рамках ЕврАзЭС - Соглашение о сотрудничестве государств - членов Евразийского экономического сообщества на рынке ценных бумаг (2004 г.), Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка (2006 г.). Межпарламентской ассамблеей (МПА) СНГ были приняты модельные законы «О рынке ценных бумаг», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О банкротстве банков» и «О банковской тайне»; рекомендации по гармонизации законодательства в сфере финансовых рынков стран Содружества; Модельные законодательные положения для государств - участников СНГ о защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг. МПА ЕврАзЭС и ее предшествен-ники3 приняли модельные законы «О единых принципах валютного регулирования и валютного контроля», «Основы банковской деятельности», Рекомендации по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС о биржах и биржевой деятельности [1, с. 100, 194-195]. Однако принимаемые межпарламентскими ассамблеями документы носят рекомендательный характер, поэтому в лучшем случае они могут быть использованы национальными законодательными органами власти при создании законодательной базы на национальном уровне.

2 www.belstat.gov.by.

3 Предшественниками Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС были Межпарламентский комитет Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации и Межпарламентский комитет Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Были сформированы площадки для взаимодействия руководителей центральных банков и органов по регулированию рынков ценных бумаг в рамках интеграционных объединений: Совет руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств - участников Содружества Независимых Государств, Совет руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, Совет руководителей центральных (национальных) банков государств - участников Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества.

Отдельно следует отметить инициативы по созданию единой валюты двух стран в рамках Союзного государства России и Беларуси. В 2000 г. было подписано Соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства. Впоследствии был разработан и принят План совместных действий Правительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации по введению единой денежной единицы Союзного государства на период 2001-2005 гг. Однако многочисленные заседания и переговоры, проводившиеся в этот период между двумя странами, не привели к практическим результатам из-за противоречий относительно организации эмиссионного центра, а именно из-за стремления Беларуси сохранить контроль за эмиссией денег на своей территории [2].

Интеграционные инициативы, в том числе в валютно-финансо-вой сфере, активизировались во время глобального экономического и финансового кризиса. В ноябре 2008 г. в Кишиневе была принята Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г., в которой были выделены меры, направленные на взаимодействие стран-участниц на фондовых рынках. В рамках ЕврАзЭС в декабре 2008 г. было подписано «Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах - членах Евразийского экономического сообщества».

Наконец, в 2009 г. был подписан пакет документов по формированию Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, а в январе 2010 г. вступил в силу единый таможенный тариф трех стран. Хотя создание таможенного союза не предполагает целей в области валютно-финансовой интеграции, оно дало старт инициативам по более глубокой интеграции трех стран.

Уже с 1 января 2012 г. были введены в действие соглашения, призванные сформировать Единое экономическое пространство трех стран. В их числе Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства, Соглашение о согласованных принципах валютной политики, Согла-

шение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала. Одной из основных целей нового этапа развития интеграционного объединения стало достижение свободы движения капитала между странами-членами.

Переход на новую стадию интеграции был заложен с вступлением в силу с 1 января 2015 г. Договора о Евразийском экономическом союзе. В числе целей Союза (ст. 4) указывается «стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза». Среди отдельных положений Договора к валютно-финансо-вому взаимодействию прямое отношение имеют торговля услугами, учреждение, деятельность и осуществление инвестиций (раздел XV) и регулирование финансовых рынков (раздел XVI). В основу раздела XV заложен принцип постепенной либерализации взаимных инвестиций государств-членов (ст. 67). Целью финансовой интеграции ставится построение общего финансового рынка при проведении согласованного регулирования финансовых рынков (ст. 70 раздела XVI) [3].

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время перед валютно-финансовым взаимодействием России и Беларуси ставятся далеко идущие цели, однако возникает вопрос, насколько им соответствуют реальные процессы взаимодействия финансовых систем двух стран.

Банковское взаимодействие России и Беларуси

Наиболее значимым направлением финансового взаимодействия России и Беларуси является взаимодействие в банковской сфере, основной формой которого является присутствие российских банков в банковской системе Беларуси. На 1 января 2016 г. банки, находящиеся в собственности российского капитала, контролировали 27,5% активов и 24,2% капитала банковской системы Беларуси [4]. В основном на банковском рынке Беларуси представлены дочерние организации крупнейших коммерческих банков России, находящихся в государственной собственности (БПС-Сбербанк, Банк ВТБ (Беларусь), Белгазпромбанк, отдельно следует упомянуть Белвнешэкономбанк4). Из крупных российских коммерческих банков, находящихся в частной собственности, в Беларуси представлен лишь Альфа-банк.

На начальном этапе переходного периода Беларусь ограничивала проникновение иностранного капитала в свою банковскую систему. Активное продвижение российских банков на рынок страны началось непосредственно перед глобальным экономическим и финансовым

4 Российский Внешэкономбанк не является коммерческим банком, а представляет собой банк развития.

кризисом 2007 г. [5, с. 58], когда российские ВЭБ и ВТБ приобрели дочерние структуры в Беларуси, далее оно расширилось во время кризиса: в 2009 г. Сбербанк приобрел банк «БПС-Сбербанк», а Внешэкономбанк расширил свое присутствие в капитале банка БелВЭБ.

Таким образом, дальнейшее функционирование российских банков в банковской системе и экономике Беларуси было сопряжено с ее прохождением через серию кризисов: глобального экономического и финансового кризиса (2007-2009 гг.); национального экономического кризиса 2011 г., который представлял собой кризис платежного баланса и сопровождался резким обесценением национальной валюты, и воздействием российского экономического кризиса (с 2014 г. по настоящее время).

Следует отметить, что в подобной сложной ситуации российские банки проявили заинтересованность в развитии своих белорусских дочерних организаций и оказывали им помощь. Об этом свидетельствует увеличение их уставных капиталов, особенно во время глобального экономического и финансового кризиса, когда действия белорусских властей были направлены на поддержку в первую очередь собственных государственных банков. Так, Банк ВТБ (Беларусь) существенно увеличил свой уставный капитал в 2008 г., Белвнешэкономбанк и Белгазпромбанк - в 2008 и 2009 гг., Альфа-банк (Беларусь) - в 2009 г. При этом показательно, что уже в 2011 г. ни один из банков (кроме Белвнешэкономбанка) в 2011 г. не увеличивал свой уставный капитал [5, с. 60]. Кроме того, в 2010 г. Министерство финансов Беларуси получило кредит в 6 млрд российских руб. для поддержки банковской системы страны от четырех российских банков: Сбербанка, ВЭБа, Газпромбанка и Альфа-банка (заметим, что все они имели на тот момент дочерние банки на территории Республики).

При этом во время кризиса 2011 г. поддержка материнскими российскими банками своих дочерних белорусских структур (выразившаяся в росте доли средств, привлеченных от нерезидентов в структуре пассивов белорусских банков) привела к росту их доли на банковском рынке страны. Кроме того, следует отметить, что в условиях повышения уровня рисков, в том числе у государственных банков в связи с осуществлением кредитования государственных программ, вкладчики стали перемещать средства в подконтрольные российскому капиталу банки [6, с. 43-44].

Российский кризис, начавшийся в 2014 г., нанес удар по белорусскому банковскому сектору, вызвав спад в белорусской экономике и обесценение национальной валюты, вследствие чего сократился спрос на кредиты и ухудшилось их качество [7, р. 54]. В отличие от предыдущего кризиса возможности материнских российских банков по поддержке своих дочерних банков в Беларуси оказались ограничены из-за проблем в национальной экономике и введенных в отношении мно-

гих из них экономических санкций со стороны развитых стран. Тем не менее российские банки даже несколько усилили свои позиции в банковском секторе Беларуси на фоне сокращения возможностей государственной поддержки для коммерческих банков с национальным государственным капиталом.

Взаимодействие на фондовом рынке

Фондовый рынок Беларуси существенно отстает по уровню развития от российского фондового рынка (см. табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели развития рынков ценных бумаг России и Беларуси (в % от ВВП)

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Капитализация рынка акций

Московская биржа 38,0 38,1 34,8 20,1

БВФБ 1,8 0,6 5,1 0,8

Объем торгов акциями

Московская биржа 83,47 17,16 11,96 12,97

БВФБ 0,08 0,14 0,08 0,06

Объем торгов облигациями

Московская биржа - - 9,34 6,04

БВФБ - - 2,74 3,15

Источники: Бюллетень биржевой статистики. Международная ассоциация бирж стран СНГ. М.: 2011-2014 гг. http://mab.micex.ru/papers; данные по ВВП в долларах США взяты из World Economic Outlook Database. http://www.imf.org/external/pubs/ft/ weo/2016/02/weodata/index.aspx.

Примечание: БВФБ - Белорусская валютно-фондовая биржа.

В первую очередь отставание Беларуси проявляется на рынке акций, что неудивительно в условиях выбранной в Республике модели экономического развития и преобладающей формы собственности и организации государственной собственности. Однако, как мы видим, по показателям развития рынка облигаций разрыв между двумя странами не столь значителен. Следует отметить, что Беларусь предпринимала специальные шаги по развитию рынка корпоративных облигаций: так, с 2008 г. действуют льготы по налогообложению получаемых от них доходов. Срок действия этого режима истек, но он был продлен указом Президента страны на 2016-2017 гг.5

5 http://sputnik.by/economy/20160229/1020493630.html.

В связи с тем, что в финансовой системе Беларуси преобладают банки, в том числе являющиеся и активными игроками на рынке ценных бумаг6, было бы логичным предположить наличие значимых позиций российских банков на рынке ценных бумаг Беларуси, в том числе в силу имеющегося у них значительного опыта инвестиционной банковской деятельности (по сравнению с белорусскими банками).

И, действительно, мы обнаруживаем, что банки с российским капиталом достаточно активно привлекают средства путем размещения облигаций, главным образом в иностранной валюте (долларах США и евро), что неудивительно в условиях действия санкций, однако объемы этих размещений относительно невелики (особенно с точки зрения материнских банков). Так, у БПС-Сбербанка находятся в обращении выпуски облигаций объемом 92 млн долл. США, 58 млн евро, 1 млрд российских руб., 25 млн белорусских руб., у Белгазпром-банка - 70 млн долл. США и 23 млн евро, Альфа-банка (Беларусь) -32 млн долл. США, 10 млн евро, 350 млн российских руб., 20 млн белорусских руб., ВТБ (Беларусь) - 20 млн долл., 20 млн евро, 15 млн белорусских руб., Белвнешэкономбанка — 30 млн белорусских руб. При этом банки с российским капиталом, помимо того, что выступают организатором торгов по собственным облигациям, проводят размещение облигаций и других белорусских эмитентов, хотя и в незначительных объемах. Так, например, Белвнешэкономбанк выступил организатором по размещению облигаций Цептер банка на общую сумму 6 млн долл., 2 млн евро и 18 млн белорусских руб., Туровского молочного комбината на 5 млн долл., РедМоторс на 4 млн евро и ряда других; Альфа-банк (Беларусь) и ВТБ (БЕларусь) — тех же выпусков облигаций Цептер банка; БПС-Сбербанк - Паритетбанка на сумму 5 млн долл. и ТВК на сумму 2,5 млн белорусских руб.; Белгазпромбанк - Белагро на сумму 100 млн российских руб.7

Отдельно следует отметить имеющийся пример достаточно масштабного привлечения средств белорусским государством на российском рынке через выпуск и размещение облигаций. В декабре 2010 г. на российском рынке были размещены белорусские государственные облигации на сумму 7 млрд российских рублей, организаторами выпуска выступили Сбербанк, Газпромбанк и Альфа-банк.

Таким образом, можно констатировать, что банки с российским капиталом достаточно активно привлекают средства на рынке долговых обязательств, но при этом их деятельность как организаторов торгов для ценных бумаг белорусских эмитентов еще весьма ограничена.

6 По оценкам, в 2013 г. на банки приходилось около 90% сделок с профучастниками на рынке ценных бумаг. См. [8, с. 53-54].

7 По данным CBonds.ru.

В качестве участников торгов на фондовом рынке Белорусской валютно-фондовой биржи (БВФБ) российские банки также не проявляют активности, соответствующей своим позициям в рамках банковской системы (см. табл. 2). При этом следует отметить, что в целом с 2013 г. позиции российских банков как участников фондового рынка Беларуси ухудшаются, лишь у Белгазпромбанка в 2015-2016 гг. они стали соответствовать его месту в банковской системе страны8. Тем самым можно говорить о том, что стратегия развития российских банков в Беларуси по крайней мере пока не подразумевает их активного участия на рынке ценных бумаг страны, в отличие от Украины, где в период с 2005 по 2012 гг. инвестиционные компании и инвестиционные подразделения банков из России были весьма активны в данном сегменте финансового сектора9.

Таблица 2

Места банков с российским капиталом среди участников торгов на фондовом рынке БВФБ (по объему торгов) и по объему активов в банковской системе Беларуси

2013 г. 2014 г. 2015 г. 9 мес. 2016 г. По объему активов (на 01.01.2016 г.)

БПС-Сбербанк 6 8 11 17 3

БелВЭБ 12 14 - 14 4

Белгазпромбанк 16 10 7 7 6

ВТБ (Беларусь) 15 12 - - 8

Альфа-банк (Беларусь) 13 - 17 15 9

Источник: рейтинги участников торгов Белорусской валютно-фондовой биржи. http:// www.bcse.by/ru/ratingparticipants/participants.

Примечание: отсутствие информации означает, что банк не попал в первую двадцатку лидеров по объему торгов.

Отражением взаимодействия на рынках ценных бумаг двух стран являются взаимные потоки портфельных инвестиций. Их можно оценить благодаря наличию отдельного платежного баланса для России и Беларуси. Значительного приобретения активов в 2008-2015 гг. в рамках портфельных инвестиций белорусскими резидентами в России не наблюдалось. Более того, в 2008, 2014-2015 гг. происходил некоторый отток средств, ранее вложенных в Россию (суммарно за три года - на 34 млн долл. на чистой основе). Российские портфельные инвестиции

8 Здесь необходимо принимать во внимание, что в рейтинге участников торгов БВФБ учитываются такие крупные игроки, как Национальный банк Республики Беларусь, Министерство финансов, Банк развития. Но и с их учетом позиции российских банков все равно выглядят относительно слабыми.

9 См., например, [9].

в долговые ценные бумаги Беларуси осуществлялись в 2010-2011 гг. (на общую сумму 529 млн долл.), но уже в следующие два года из этих же инструментов были выведены средства в размере 542,3 млн долл. В 2014-2015 гг. из-за кризиса в российской экономике, как и следовало ожидать, значительного движения портфельных инвестиций между двумя странами не наблюдалось10.

Во многом отсутствие значительного интереса российских банков к белорусскому рынку ценных бумаг объясняется его пока еще относительно низким уровнем развития и высокой степенью зарегулиро-ванности. Однако следует иметь в виду, что у этого рынка сохраняется значительный потенциал роста и перспективы более раннего выхода на него дадут возможности последующего получения конкурентных преимуществ.

Перспективы финансового взаимодействия двух стран

Особенности построения финансовых систем России и Беларуси во многом определяют специфику их финансового взаимодействия на настоящем этапе: оно осуществляется главным образом в форме банковского взаимодействия, точнее говоря - присутствия дочерних организаций российских банков (прежде всего, находящихся в преобладающей собственности государства).

Участие обеих стран в Евразийском экономическом союзе задает дальнейшую повестку дня финансовой интеграции исходя из логики развития данного интеграционного объединения. Конечной целью финансовой интеграции заявлено построение общего финансового рынка. Оно потребует, с одной стороны, снятия барьеров для размещения финансовых инструментов и выхода инвесторов на различные рынки стран объединения, а с другой стороны, в силу общей нестабильности финансовых рынков требуется разработка общих принципов и направлений регулирования национальных финансовых систем. Общая логика интеграции выглядит следующим образом: сначала гармонизируются национальные законодательства и снимаются барьеры на пути взаимного участия на финансовых рынках, затем разрабатывается общая нормативная база и механизмы регулирования и, наконец, создается единый регулирующий орган [10, с. 14-15]. Однако при этом крайне важно, чтобы интегрирующиеся системы строились по схожим принципам. В этом смысле страны ЕАЭС близки друг другу тем, что во всех из них преобладает финансовая система, основанная на банках. Вместе с тем основные институциональные характеристики этих систем отлича-

10 Выводы сделаны на основе анализа статистических данных платежного баланса России и Беларуси (http://www.nbrb.by/statistics/BalPayBelRus/).

ются в отдельных случаях весьма значительно. Так, например, в России и Беларуси в банковских системах значительную роль играет государственный капитал, тогда как в Армении преобладает иностранный капитал, а в Казахстане - национальный капитал. В Беларуси продолжается практика директивного кредитования (хотя она постепенно сокращается). Эти институциональные характеристики также меняются со временем.

Каждая страна выстраивает свои собственные целевые ориентиры по формированию модели финансовой системы на перспективу. В настоящее время действуют программы развития национальных банковских систем и рынков ценных бумаг, которые принимались независимо и не учитывали интеграционных перспектив [11]. Тем не менее в «Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов» (документа, носящего по сути краткосрочный характер) говорится о том, что Центральный банк России (как мегарегулятор) «будет участвовать в разработке и согласовании государствами - членами ЕАЭС планов гармонизации национальных законодательств в финансовой сфере, поэтапном взаимном устранении барьеров и ограничений по доступу на рынок, предусмотренных перечнями специфических обязательств, прилагаемыми к Договору о ЕАЭС», а также участвовать в информационном обмене с регуляторами других стран ЕАЭС [12, с. 51].

Что касается непосредственно взаимодействия России и Беларуси, то, на наш взгляд, основными направлениями его развития могут стать следующие:

1. Постепенное усиление присутствия российских банков на рынке Беларуси. По мере выхода российской экономики из кризиса и снятия (или ослабления) санкций возможности для внешней экспансии российских банков усилятся.

2. Уже вышедшие на белорусский рынок российские банки могут сыграть важную роль в развитии рынка ценных бумаг страны. Однако перспективы подобного взаимодействия зависят от мер, которые будут предпринимать власти Беларуси в части развития национального фондового рынка. Наиболее перспективным сегментом здесь, на наш взгляд, являются рынки государственных и корпоративных облигаций. В более отдаленной перспективе (в зависимости от глубины кризиса этот срок может и сократиться) проведение приватизации в Беларуси может дать стимул для развития рынка акций, однако реализация этой возможности будет зависеть от метода приватизации.

3. Российские банки могут способствовать выходу ценных бумаг белорусских эмитентов на рынки стран ЕАЭС, прежде всего, на российский рынок, который является наиболее глубоким и ликвидным.

4. Наконец, перспективы согласования регулирования финансовых систем двух стран пока неопределенны в связи с различными моделями регулирования. Если в России Центральный банк выполняет функции мегарегулятора, то в Беларуси регулирующие функции разделены между Национальным банком, который отвечает за банковскую систему, и Министерством финансов, отвечающим за регулирование рынка ценных бумаг. Наиболее вероятным сценарием нам представляется выстраивание в Беларуси (и других странах ЕАЭС) модели мегарегулятора на национальном уровне. Тогда в перспективе решение вопроса о выработке согласованной модели регулирования может осуществляться проще.

Особое значение, с нашей точки зрения, имеет выстраивание механизмов совместной защиты национальных финансовых рынков стран ЕАЭС от внешних шоков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Взаимодействие финансовых систем стран СНГ / Под ред. М.Ю. Го-ловнина. С.-Пб.: Алетейя, 2010.

2. Ушкалова Д.И. Эволюция и перспективы взаимодействия России и Беларуси в валютно-финансовой сфере / Институциональные механизмы и факторы устойчивости денежно-кредитной системы: национальный и международный уровни / Под ред. В.К. Бурлач-кова, М.Ю. Головнина. М.: Институт экономики РАН, 2012.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (с изменениями и дополнениями). http://base.garaat.ru/70670880.

4. Никитина С.А. Российские банки в банковской системе Беларуси // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2016. № 6.

5. Абалкина А.А. Российские банки в Беларуси: расширение присутствия // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 9-10.

6. Обзор банковского сектора в странах ВЕ и СНГ. М.: Центр макроэкономических исследований, Сбербанк, 2012.

7. CEE Banking Sector Report. June 2016. Raiffeisen Research, 2016.

8. Раков А., Куропатенков В. Рынок корпоративных ценных бумаг и перспективы его развития в Беларуси // Банкауск весшк (Беларусь). 2014. № 9.

9. Головнин М.Ю. Взаимосвязь фондовых рынков России и Украины: новые тенденции // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2013. № 3.

10. Финансовая политика в рамках евразийской интеграции / Под ред. Б.В. Хулхачиева. М.: Евразийская экономическая комиссия, 2015. http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_finpolit_ 150629_2.pdf.

11. Интервью Министра по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Сулейменова журналу LS: «Пока рано говорить о создании наднационального регулятора - министр ЕЭК». http:// www.eurasiaacommission.org/ru/nae/news/Pages/21-04-2015-1.aspx. 20 апреля 2015.

12. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов. М.: Центральный банк Российской Федерации, 2016.

M.YU. GOLOVNIN

Doctor of Sciences in Economics, Corresponding member of the Russian Academy of Sciences, Deputy director of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE STATE AND THE PROSPECTS OF FINANCIAL SYSTEMS OF RUSSIA AND BELARUS INTERRELATIONS DEVELOPMENT

The article shows the main trends of real interaction in the banking sector and the securities market between Russia and Belarus on the background of formal initiatives in the field of monetary and financial cooperation within the framework of various integration associations in the post-Soviet space. Russian banks, especially the largest banks with state participation, occupy important positions in the banking sector of Belarus. At the same time the experience of passing through a number of crisis periods shows the willingness of parent banks to develop the subsidiaries in Belarus and the credibility of Belarusian depositors to Russian banks. Interaction in the securities market lags behind the cooperation in the banking sector, it is represented mainly by the activity of the Russian subsidiary banks as issuers of bonds and to a much lesser extent as the organizers of securities issues and market participants. Prospects for the development of financial cooperation are linked with strengthening of positions of Russian banks in Belarus after overcoming the national economic crisis, their more active access to the securities market of the Republic of Belarus and the organization of Belarusian issues on the Russian bond market. Keywords: financial integration, bank interaction, Russian banks in Belarus, Eurasian Economic Union.

JEL: F36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.