Состояние и перспективы развития внутренних водных путей России
В. А. Олерский,
к.т.н., заместитель министра транспорта, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта
Внутренние водные пути - важнейшая составная часть транспортной системы России. Их эксплуатируемая сеть составляет 101,5 тыс. км. Большая часть водных путей характеризуется развитой инфраструктурой по организации и обслуживанию судоходства. Внутренний водный транспорт обслуживает 61 регион.
В тех регионах РФ, где имеются эксплуатируемые внутренние водные пути (ВВП), создается около 90 % валового внутреннего продукта и проживает 80 % населения страны. Вследствие недостаточного развития автомобильных и железных дорог ВВП имеют особое значение при завозе социально значимых грузов для населения, проживающего на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом ВВП большей частью (78 %) не имеют альтернативы для доставки грузов и пассажиров.
Обслуживание ВВП и судоходных гидротехнических сооружений в 2017 г. осуществляется в соответствии с установленными категориями средств навигационного оборудования и сроками их работы, гарантированными габаритами судовых ходов, а также со сроками работы судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными распоряжением Росморречфлота № ВО-311-р от 22.12.2016 г.
Протяженность ВВП в навигацию 2017 г. составляет 101 484,8 км, из них по категориям средств навигационного оборудования:
1) с гарантированными габаритами судовых ходов 49 872,6 км, в том числе:
• с освещаемой обстановкой 26 533,6 км;
• со светоотражающей обстановкой
11 317,7 км;
• с неосвещаемой обстановкой
12 021,3 км.
2) без гарантированных габаритов судовых ходов 51 611,7 км, в том числе:
• с освещаемой обстановкой 434 км;
• со светоотражающей обстановкой 0 км;
• с неосвещаемой обстановкой 2738 км;
• без навигационной обстановки 48 440,2 км.
В навигацию 2017 г. протяженность
ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов увеличилась на 805,2 км по сравнению с 2016 г.
Категории содержания ВВП повышены на 1060,2 км, протяженность ВВП с навигационной обстановкой увеличена на 825,2 км, с круглосуточным движением судов — на 837,2 км.
Сроки работы средств навигационного оборудования на ВВП общей протяженностью 1480,4 км увеличены от 3 до 20 суток.
Показатели развития внутренних водных путей
В 2016 г. внутренним водным транспортом России было перевезено 117,9 млн т грузов, что почти на 3 % меньше, чем в предыдущем году (рис. 1). При этом в заграничном сообщении значение показателя составило 30,3 млн т (+12,5 %), а во внутреннем - 87,4 млн т (-7,9 %). Снижение значения обусловлено, прежде всего, уменьшением объема перевозок строительных и нефтеналивных грузов.
Следует подчеркнуть, что грузооборот - наиболее показательный индикатор работытранспорта- составил в 2016 г. 67,2 млрд т-км, что на 5,6 % больше, чем годом ранее (табл. 1).
Основная доля перевозок приходилась на Волжский бассейн - 27,6%, Московский - 12,9%, Камский - 9,6%, Азо-во-Донской - 9,2%, Волго-Балтийский -5,9%, Обь-Иртышский - 5,4%.
В заграничном сообщении объем перевозки грузов в 2016 г. составил 30,5 млн т. Рост значений показателя по отношению к 2015 г. произошел в основном за счет предприятий Азово-Дон-ского бассейна (на 12,9 %), Волжского (на 12,5 %), Волго-Балтийского (на 3,5 %).
В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности организациями отрасли предъявленные к пере-
143,1
137,3
121,4
2011
2012
2013
2014
2015
2016
Рис. 1. Динамика объемов перевозок грузов (млн т) внутренним водным транспортом в 2011-2016 гг.
134,5 129,4
всего внутренние
2015 2016
внешнеторговые
Рис. 2. Объем перевалки грузов (млн т) в речных портах России в 2015-2016 гг.
возке грузы были доставлены в полном объеме. Всего в 2016 г. было отправлено 18,5 млн т грузов (табл. 2), что на 9 % больше, чем в предыдущем году. Объем сухих грузов составил 15 млн т (+11,3 %), наливных - 1,6 млн т (-9,4 %), лесных грузов в плотах - 1,9 млн т (+8,9 %). Из общего объема завоз жизненно важных грузов по госзаказу составил 1642,74 тыс. т, в том числе 619,23 тыс. т угля, 664,04 тыс. т нефтепродуктов.
Основной объем грузов был доставлен в Красноярский край - 6013,5 тыс. т; Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) - 4123,7, Ямало-Ненецкий автономный округ - 1280,7, Республику Саха (Якутия) - 3295,9, Иркутскую область -1616,5 тыс. т.
Средняя дальность перевозок во внутреннем сообщении составила 331,9 км, а в заграничном - 1252,8 км.
На конец навигации 2016 г. было перевезено 13,5 млн пассажиров (в 2015 г. 13,6 млн пассажиров). Основной объем пассажирских перевозок приходится на 15 судоходных компаний, каждая из них в 2016 г. перевезла более 200 тыс. человек. На долю этих компаний приходится 61 % общего пассажиропотока ВВП России.
Пассажирооборот предприятий речного транспорта России за 2016 г. составил 551,7 млн. пасс.-км, что на 11,2 % больше, чем в предыдущем году (в 2015 г. 496 млн пасс.-км).
Речные порты, представляющие собой узловые объекты внутреннего водного, железнодорожного и автомобильного видов транспорта, играют важную роль в обеспечении перевозок грузов и пассажиров, внутреннего грузо-и пассажирооборота страны, внешней торговли. На реках России насчитывается более 130 портов, имеющих соответствующие подъездные пути и оснащенных перегрузочной техникой (более 1000 единиц). Объем перевалки грузов в речных портах за 2016 г. составил 138,7 млн т, или 96,6 % к значению 2015 г. (143,6 млн т), в том числе объем перевалки сухогрузов - 131,9 млн т, наливных грузов - 6,8 млн т (табл. 3).
Из общего объема перевалки грузов внутренние грузы составляют 129,4 млн т, внешнеторговые грузы - 9,3 млн т (рис. 2), т. е. на долю внешнеторговых грузов приходится 6,7 %. В данном направлении имеется перспектива роста, поскольку распоряжением правительства РФ от 05.05.2012 г. № 734-р [1] 40 речных портов открыты для захода судов под флагами иностранных государств.
Таблица 1. Объем перевозок грузов внутренним водным транспортом России в 2015-2016 гг.
Показатель Единица измерения 2015 г. 2016 г. Темп роста, %
Перевозка грузов: млн т 121,4 117,9 97
Внутреннее сообщение 94,3 87,4 92,1
Заграничное сообщение 27,1 30,5 112,5
Грузооборот: млрд т-км 63,6 67,2 105,6
Внутреннее сообщение 29,3 29,0 99
Заграничное сообщение 34,3 38,2 111,4
Таблица 2. Объем перевозки грузов (млн. т) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в 2015-2016 гг.
Показатель 2015 г. 2016 г. Темп роста, %
Объем перевозки: 16,98 18,52 109,1
Сухогрузы 13,48 15,0 111,3
Нефть и нефтепродукты 1,71 1,55 90,6
Лесные грузы в плотах 1,79 1,95 108,9
4 | «Транспорт Российской Федерации»
№4 (71) 2017
Таблица 3. Погрузочно-разгрузочная деятельность (млн т) в речных портах в 2015-2016 гг.
Показатель 2015 г. 2016 г. Темп роста, %
Объем перевалки: 143,60 138,7 96,6
Сухогрузы: 136,04 131,9 97,0
Уголь каменный, кокс 1,83 1,91 104,4
Строительные грузы 111,95 108,55 97,0
Черные металлы 5,59 6,15 110,0
Зерно и продукты перемола 0,75 0,71 94,7
Химические и минеральные удобрения 0,3 0,52 173,3
Лесные грузы 1,97 2,33 118,3
Прочие грузы 13,67 11,7 85,6
Наливные грузы 7,55 6,8 90,1
Основные направления развития внутренних водных путей и ключевые проекты по реконструкции гидротехнических сооружений
В 2016 г. распоряжением правительства РФ от 29.02.2016 г. № 327-р утверждена Стратегия развития внутреннего водного транспорта РФ до 2030 года [2]. Документ предусматривает целый комплекс мер, основные из них направлены на создание благоприятных условий для развития судоходства и переключения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт. Необходимо выделить следующие меры:
• улучшение качественных параметров ВВП;
• строительство новых гидротехнических сооружений для ликвидации узких мест на ВВП единой глубоководной системы Европейской части РФ;
• переход на финансирование содержания ВВП и судоходных гидротехнических сооружений по нормативам, утвержденным правительством РФ;
• государственная поддержка судостроения.
Развитию ВВП должен способствовать принятый в 2016 г. Федеральный закон № 367-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», которым создана новая модель классификации ВВП по признакам федеральных и региональных участков. Создание водных путей регионального значения позволит расширить географию перевозок на водных объектах (на отдельных участках рек, каналов, озер и водох-
ранилищ), сейчас не включенных в Перечень внутренних водных путей федерального значения (распоряжение правительства РФ от 19.12.2002 г. № 1800-р) [3].
Указанные вопросы рассматривались на заседании Президиума Государственного совета РФ 15.08.2016 г. [4]. По итогам заседания президент РФ В. В. Путин дал поручения, касающиеся, в частности:
• ликвидации лимитирующих участков на ВВП единой глубоководной системы Европейской части РФ;
• обеспечения поэтапного перехода на нормативное содержание ВВП и судоходных гидротехнических сооружений;
• обеспечения долгосрочной государственной поддержки строительства в РФ гражданских судов.
Для качественного улучшения судоходных условий необходимо ликвидировать лимитирующие участки на всем протяжении единой глубоководной системы Европейской части России. И первоочередная задача - это строительство Нижегородского и Бага-евского гидроузлов. В 2016 г. закончено проектирование первого этапа Нижегородского низконапорного гидроузла на р. Волге. Сейчас Росморреч-флот заключил контракт на проведение основного этапа проектных работ. До конца 2017 г. будет завершено проектирование Багаевского низконапорного гидроузла, также включенного в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Багаевский и Нижегородский гидроузлы нужны для обеспечения сквозного судоходства между Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями, что будет способствовать развитию судо-
ходства, в частности круизного. У судоходных компаний появится стимул строить новый современный флот.
Перспективы работ по дноуглублению на реках россии
В соответствии с поручениями президента России Росморречфлот получил дополнительное бюджетное финансирование на текущее содержание водных путей. Тем самым был дан мощный импульс проведению дноуглубительных работ. Если в 2015 г. объем дноуглубительных работ составлял 20 млн т, в 2016 г. - 18 млн т, то в 2017 г. значение этого показателя составило 35 млн т -почти в два раза больше, чем в предыдущем году.
В 2017 г. улучшены параметры ВВП на протяжении 1,5 тыс. км. По сути, состоялся их перевод в более высокую категорию. При этом работы ведутся не ради достижения некоей средней планки, а именно на тех участках ВВП, где ожидаются новые грузы и пассажиры.
О ходе выполнения поручений президента россии по итогам заседания президиума Госсовета
Как уже упоминалось, в соответствии с поручениями президента России ведется проектирование Багаевского и Нижегородского низконапорного гидроузлов. Предполагаемая стоимость реализации мероприятий составляет 65,5 млрд руб.: для Багаевского гидроузла — 22, для Нижегородского — 43,5 млрд руб.
С учетом решений, принятых на заседании президиума Госсовета о поэтапном переходе на нормативное финансирование содержания ВВП, в 2017 г. дополнительно выделено 4,5 млрд руб. с общим объемом финансирования
17,9 млрд руб. Это позволило в навигацию 2017 г. обеспечить качественное улучшение параметров ВВП и принять меры для повышения надежности и безопасности судоходных гидротехнических сооружений. Наглядным примером стало почти двукратное увеличение значения такого показателя, как объем дноуглубительных работ.
Увеличение протяженности ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов по сравнению с 2016 г. составило 805 км, протяженность ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов достигла 49 873 км, в том числе с освещаемой и светоотражающей обстановкой - 37 851 и 1060 км, протяженность ВВП с навигационной обстановкой увеличена на 825 км, с круглосуточным движением судов - на 837 км.
Кроме того, сроки работы средств навигационного оборудования будут увеличены от 3 до 20 суток на ВВП протяженностью 1 480 км.
За счет дополнительного финансирования для улучшения технического состояния и повышения уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) в 2017 г. запланировано проведение строительно-монтажных работ на 30 объектах капитального ремонта СГТС, по 12 объектам разрабатывается проектно-сметная документация.
Для дальнейшего поддержания в надлежащем состоянии судоходных путей и гидротехнических сооружений и обеспечения роста грузоперевозок необходимо ежегодное выделять средства с учетом установленных нормативов. Сейчас Росморречфлот совместно с Минфином России ведет соответствующую работу.
С учетом эффективности перевозок внутренним водным транспортом и необходимости переключения грузопотоков с других видов транспорта был проработан вопрос о возможности повышения в период навигации стоимости перевозок навалочных и тяжеловесных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом на тех направлениях, где перевозка может осуществляться по воде. В настоящее время внутренний водный транспорт находится в неравных конкурентных условиях с другими видами транспорта даже в отношении таких грузов, которые традиционно считались тяготеющими к перевозке по рекам (массовые регулярные от-
правки крупных партий тяжеловесных грузов с низкой добавленной стоимостью).
Это обусловлено существующими инфраструктурными ограничениями, а также применением понижающих коэффициентов к существующему тарифу на перевозку железнодорожным транспортом. На автомобильном транспорте также действует понижающий коэффициент к плате в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования.
В условиях интенсивного обновления флота и восстановления параметров судовых ходов достаточно не применять понижающие коэффициенты — это обеспечит конкурентоспособность внутреннего водного транспорта. Наиболее полное использование потенциала ВВП, прежде всего, единой глубоководной системы Европейской части РФ, может стать существенным фактором снижения расходов на инфраструктуру, уменьшения транспортной составляющей в цене товара, снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду.
Для максимального использования преимущества каждого вида транспорта необходимо сбалансированное распределение грузопотоков, что позволит устранить диспропорции темпов и масштабов развития различных видов транспорта и добиться гармонизации транспортно-экономических балансов тех регионов РФ, на территории которых имеются ВВП.
В части принятия мер по обеспечению государственной поддержки строительства гражданских судов Росморреч-флот совместно с Российской палатой судоходства и Минтрансом принял активное участие в подготовке Минпро-мторгом Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию. В апреле текущего года указанные Правила были утверждены правительством [5].
Кроме того, предоставляются субсидии российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку гражданских судов, а также лизинговых платежей по договорам лизинга с рос-
сийскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов в отношении договоров, заключенных в период 2008-2016 гг. С помощью этой эффективной меры государственной поддержки построено и строится 109 судов.
В перечне поручений президента выделен вопрос обеспечения совместно с правительством Москвы софинанси-рования с 2017 г. объектов канала им. Москвы, используемых для водоснабжения столицы. По итогам совместной работы московское правительство подготовило проект постановления о начале выделения в 2017 г. 500 млн руб. на софинансирование первоочередных мероприятий по приведению насосных станций канала им. Москвы в надлежащее состояние.
Реализация решений президиума Госсовета РФ уже сейчас дала ощутимые результаты в деятельности внутреннего водного транспорта. Наша задача — обеспечить их безусловное исполнение, что станет мощным стимулом для дальнейшего развития отрасли. □
Литература
1. Перечень портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств (утв. распоряжением правительства РФ от 05.05.2012 г. № 734-р). URL: http://legalacts.ru/ doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-05052012-n-734-r.
2. Об утверждении Стратегии развития внутреннего водного транспорта до 2030 года (распоряжение от 29.02.2016 г. № 327-р). URL: http:// docs.cntd.ru/document/420339372.
3. Об утверждении Перечня внутренних водных путей Российской Федерации (распоряжение правительства от 19.12.2002 г. № 1800-р). URL: http:// docs.cntd.ru/document/901836096.
4. Перечень поручений по итогам заседания президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/5 2871.
5. Постановление правительства Российской Федерации от 27.04.2017 г. № 502 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию». URL: http:// government.ru/docs/all/111348.
6
№4 (71) 2017