Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / Россия / внутренний туризм / выездной туризм / въездной туризм / государственная политика в сфере туризма / tourism / Russia / domestic tourism / outbound tourism / inbound tourism / state tourist policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Сергей Николаевич

Новая геополитическая ситуация, сложившаяся в результате Специальной военной операции, затронула все без исключения виды экономической деятельности в России. Не стал исключением и туризм. Санкционная политика со стороны ведущих западных держав обусловила фактическое закрытие многих зарубежных туристических направлений, которые традиционно на протяжении более 30 лет были востребованы россиянами. Вместе с тем в этих условиях улучшились перспективы внутреннего туризма в стране. Официальные статистические данные подтверждают, что, несмотря на имеющиеся сложности, туризм в России в 2022–2023 гг. продолжал развиваться, прежде всего, за счет роста внутреннего туристского потока. При этом определенные возможности имеются и для развития въездного туризма. Однако во всех случаях многое зависит от взвешенной и обоснованной государственной политики в сфере туризма и гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism and prospects of its development in the Russian Federation

The new geopolitical situation that has developed as a result of a Special military operation has affected all types of economic activity in Russia without exception. Tourism was no exception. The sanctions policy of the leading Western powers has led to the actual closure of many foreign tourist destinations, which have traditionally been in demand by Russians for more than 30 years. At the same time the prospects for domestic tourism in the country have improved. Official statistics confirm that, despite the existing difficulties, tourism in Russia in 2022–2023 continued to develop, primarily due to the growth of domestic tourist flow. At the same time, there are certain opportunities for the development of inbound tourism. However, in all cases, much depends on a balanced and well-founded state policy in the field of tourism and hospitality.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Проблемы стран и регионов

УДК 338.48

DOI: 10.31249^рг/2023/04.04

С.Н. Смирнов*

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Новая геополитическая ситуация, сложившаяся в результате Специальной военной операции, затронула все без исключения виды экономической деятельности в России. Не стал исключением и туризм. Санкционная политика со стороны ведущих западных держав обусловила фактическое закрытие многих зарубежных туристических направлений, которые традиционно на протяжении более 30 лет были востребованы россиянами. Вместе с тем в этих условиях улучшились перспективы внутреннего туризма в стране. Официальные статистические данные подтверждают, что, несмотря на имеющиеся сложности, туризм в России в 2022-2023 гг. продолжал развиваться, прежде всего, за счет роста внутреннего туристского потока. При этом определенные возможности имеются и для развития въездного туризма. Однако во всех случаях многое зависит от взвешенной и обоснованной государственной политики в сфере туризма и гостеприимства.

Ключевые слова: туризм; Россия; внутренний туризм; выездной туризм; въездной туризм; государственная политика в сфере туризма.

Для цитирования: Смирнов С.Н. Состояние и перспективы развития туризма в Российской Федерации // Экономические и социальные проблемы России. - 2023. - № 4. - С. 48-65.

* Смирнов Сергей Николаевич, д-р экон. наук, ведущий научный сотрудник Отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН (Москва, Россия). E-mail: sernsmirnov@mail.ru.

Smirnov Sergey, DSn (Econ. Sci.), Leading Researcher of the Department of Economics, Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia). E-mail: sernsmirnov@mail.ru.

48

S.N. Smirnov Tourism and prospects of its development in the Russian Federation

Abstract. The new geopolitical situation that has developed as a result of a Special military operation has affected all types of economic activity in Russia without exception. Tourism was no exception. The sanctions policy of the leading Western powers has led to the actual closure of many foreign tourist destinations, which have traditionally been in demand by Russians for more than 30 years. At the same time the prospects for domestic tourism in the country have improved. Official statistics confirm that, despite the existing difficulties, tourism in Russia in 2022-2023 continued to develop, primarily due to the growth of domestic tourist flow. At the same time, there are certain opportunities for the development of inbound tourism. However, in all cases, much depends on a balanced and well-founded state policy in the field of tourism and hospitality.

Keywords: tourism; Russia; domestic tourism; outbound tourism; inbound tourism; state tourist policy.

For citation: Smirnov S.N. Tourism and prospects of its development in the Russian Federation // Economic and Social Problems of Russia. - 2023. - N 4. - P. 48-65.

Введение: выездной vs внутренний туризм в России

События 2022 г., санкции в отношении России после начала Специальной военной операции (СВО) не могли не сказаться на туристской сфере страны, прежде всего на направлениях туристических потоков, а также соотношении между внутренними и выездными туристами. Сузившиеся возможности отдыха россиян в большинстве зарубежных стран теоретически должны повысить спрос на услуги внутреннего туризма. Некоторыми исследователями процесс переориентации туристских потоков определяется как «русификация туризма» [Кабанова, 2023, с. 51]. В ковидном 2020 г. такая переориентация действительно происходила, но это было форс-мажорным явлением, обусловленным действием объективных факторов. И если в 2020 г. число выездных туристских поездок российских граждан составило 12,4 млн, снизившись по сравнению с 2019 г. (45,3 млн) более, чем в 3,5 раза, то в 2021 г. выездной турпоток стал постепенно восстанавливаться. Общее число выездных туристских поездок достигло 19,2 млн [Число выездных туристских поездок граждан Российской Федерации за рубеж. Единая межведомственная ... , 2023].

На первый взгляд, процесс восстановления выездного турпотока россиян продолжился и в 2022 г., когда общее число выездных туристских поездок достигло 22,5 млн, увеличившись по сравнению с 2019 г. на 3,3 млн. Однако значительную часть прироста составил аномально увеличившийся выезд по туристским визам в страны постоянного либо временного размещения релокантов после начала СВО и частичной мобилизации. Например, число туристских поездок в Монголию увеличилось в 77,2 раза

49

(с 1,8 до 138,3 тыс.), в Грузию - в 7 раз (со 119,4 до 830,5 тыс.), в Казахстан - в 5 раз (с 494,2 до 2443,7 тыс.), в Финляндию - в 3,3 раза (с 232,9 до 769 тыс.), в Эстонию - в 3 раза (с 206,7 до 620,9 тыс.), в Узбекистан -в 2,3 раза (со 153 до 357,6 тыс.), в Израиль - в 2,2 раза (с 44,1 до 94,6 тыс.), в Армению - в 1,8 раза (с 432,4 до 789,1 тыс.) и т.д.1 [1.25.2. Въездные и выездные туристские поездки. Единая межведомственная ... , 2023]. Понятно, что подобного рода увеличение числа выездов в перечисленные страны в 2022 г. фактически не относится к собственно туризму. Такие выезды следует рассматривать как элемент логистики лиц, которые приняли решение о релокации. Большинство выехавших таким образом не могут рассматриваться, во всяком случае в ближайшее время, в качестве потенциальных внутренних туристов в России.

Гораздо больший интерес в контексте возможностей развития внутреннего туризма теоретически могли бы представлять те российские туристы, которые после начала СВО в силу тех или иных причин (ужесточение визового режима, усложнение транспортной логистики, увеличение цены поездки и т.п.) вынуждены были отказаться от отдыха в странах дальнего зарубежья (табл. 1).

Таблица 1

Страны с наибольшим сокращением посещений российскими туристами

Число выездов российских Отношение данных

Страна туристов, ед. за 2022 г. к данным

2021 г. 2022 г. за 2021 г.

1 2 3 4

Кипр 536 013 17 611 0,03

Греция 223 737 15 137 0,07

Тунис 87 382 6 676 0,08

США 134 882 14 417 0,11

Республика Молдова 144 947 17 153 0,12

Италия 123 012 19 968 0,16

Германия 262 675 48 198 0,19

Нидерланды 89 942 17 113 0,19

'«В начале октября 2022 г. глава МВД Казахстана Марат Ахметжанов сообщил, что с 21 сентября в страну въехали почти 200 тыс. россиян, выехали за этот же период 147 тыс. МВД Грузии сообщило, что за неделю после объявления частичной мобилизации в страну приехали 53 тыс. россиян. За эту же неделю в Евросоюз въехали 66 тыс. россиян, в основном через границы Финляндии и Эстонии. Основной поток россиян хлынул в близлежащие страны СНГ - Грузию, Казахстан, Узбекистан, Армению. Далее идут такие государства, как ОАЭ и Турция, которые также стали временным пристанищем для десятков тысяч россиян» [Валек, 2022].

50

Продолжение таб. 1

1 2 3 4

Австрия 56 410 10 801 0,19

Хорватия 45 546 8 777 0,19

Болгария 85 547 16 540 0,19

Соединенное Королевство 51 622 10 372 0,20

Чехия 30 229 6 307 0,21

Франция 74 170 15 559 0,21

Испания 83 302 18 879 0,23

Швейцария 60 915 14 787 0,24

Куба 135 495 45 656 0,34

Венгрия 70 988 34 995 0,49

Доминиканская Республика 165 791 88 032 0,53

Мальдивы 161 182 114 029 0,71

*Включены страны с количеством посещений российскими туристами в 2021 г. не менее 25 тыс. человек. Данные по Украине не рассматривались. Источник: [1.25.2. Въездные и выездные туристские поездки. Единая межведомственная ... , 2023].

Общий выездной поток российских туристов во включенные в таблицу страны сократился в 2022 г. по сравнению с 2021 г. на 2083 тыс. (с 2624 до 541 тыс.), или почти в 5 раз. При сохранении текущей ситуации это сокращение может условно рассматриваться в качестве минимальной количественной оценки возможного прироста спроса на внутреннем туристском рынке России.

С одной стороны, эта величина не столь значима, что видно из результатов ее сопоставления с другими показателями, которые характеризуют развитие туризма в стране. Например, отношение данной величины к общему числу российских граждан - постояльцев коллективных средств размещения (КСР) в стране в 2022 г. составило всего 0,03. Однако переключение спроса части российских туристов с выездного туризма на туризм внутренний уменьшает импорт туристских услуг Россией и улучшает платежный баланс страны по статье «поездки». Это действительно важно, поскольку отрицательное сальдо по этой статье в 2022 г. при экспорте 5,5 млрд долл. и импорте 20,3 млрд долл. составило 14,8 млрд долл., увеличившись по сравнению с 2021 г. почти в 2 раза. Причиной такого резкого увеличения служит (как уже отмечалось), прежде всего, выезд россиян по туристическим визам в поездки, которые на самом деле не являлись туристическими, а были связаны с релокацией части граждан РФ после начала СВО и объявления частичной мобилизации. Это подтверждается также и тем, что при росте экспорта по статье «поездки» в 2022 г. в 1,4 раза (с 4 до 5,5 млрд долл.) импорт по этой статье увеличился в 1,8 раза (с 11,4 до 20,3 млрд долл.) [Платежный баланс ... , 2023]. Традиционно выездной туристский поток из РФ существенно уступает въездному.

51

В 2022 г. доля въездных туристских поездок в общей величине въездного и выездного турпотока составила 26,8%, а выездных - 73,2% [Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию. Единая межведомственная ... , 2023].

Скорее всего, россияне, привыкшие выезжать в туристские поездки из России в зарубежные страны, далеко не во всех случаях переключатся на отдых в пределах страны. Например, несмотря на рост цен и санкцион-ные ограничения в банковской сфере, российские граждане весной 2023 г. по-прежнему массово выезжали на отдых в Турцию, используя различные обходные финансовые технологии [Егоров, 2023]. Одномоментной реакцией на принятое решение об отмене визового режима и возобновлении авиасообщений с Грузией в мае 2023 г. стал рост спроса на перелеты в эту страну в 7 раз [Бодряшкин, 2023].

О высоких адаптационных способностях россиян к изменившимся условиям в сфере выездного туризма свидетельствует и тот факт, что уже в I квартале 2023 г. число выездных туристских поездок из страны составило (по данным пограничной службы ФСБ России) 1720 тыс., на 47% превысив их количество за тот же период 2022 г. При этом более 3/4 таких поездок были совершены всего в четыре страны - Турцию, ОАЭ, Таиланд и Египет [Тюрина, 2023].

От сформировавшихся стереотипов посещения зарубежных стран (в том числе и в целях отдыха) большинство тех граждан России, которые могут себе позволить такие выезды и в новых условиях, вряд ли откажутся. Это подтверждается, например, статистикой выдачи шенгенских виз. Так, в 2022 г. Испания выдала гражданам России 154,5 тыс. шенгенских виз (при этом количество краткосрочных виз по сравнению с 2021 г. увеличилось почти в 3 раза), Финляндия - 105 тыс., Италия - 103,1 тыс., Греция - 61,8 тыс. и т.д. В целом консульства и визовые центры Шенгенской зоны в России из 687,2 тыс. поданных заявлений одобрили 604 тыс., или почти 90% [Испания побила рекорды ... , 2023].

Еще одним фактором, который может сдерживать переориентацию выездных российских туристов на внутренний туризм - это сохранение возможностей посещать традиционные места массового зарубежного отдыха в странах, которые не относятся к недружественным, в сочетании с различной динамикой цен на отдых в них. Например, если в марте 2023 г. поездка на отдых в Египет по сравнению с мартом 2022 г. подорожала на 18%, то аналогичная поездка в ОАЭ осталась практически на том же уровне, подешевев на 1,6%. С другой стороны, отдых в России обходится дешевле по сравнению с отдыхом в зарубежных государствах. Так, поездка на отдых на Черноморское побережье России и в Крым в марте 2023 г. обходилась в среднем в 43 тыс. руб., что составляло 53,7% цены аналогичной поездки в ОАЭ, 53,3% - в Египет и 3,7% - в отдельные страны Юго-Восточной Азии [Средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги. Единая межведомственная ... , 2023].

52

Все перечисленное свидетельствует в пользу того, что сокращение выездных туристских поездок россиян не может рассматриваться в качестве основного фактора увеличения спроса на внутреннем туристском рынке России. Показателем, характеризующим увеличение внутреннего туристского потока, является, прежде всего, рост числа туристских поездок по стране в расчете на постоянного жителя РФ. Последнее, в свою очередь, во многом зависит от динамики денежных доходов и расходов населения. С этой точки зрения итоги 2022 г. были неоднозначными. В структуре расходов домохозяйств в IV квартале 2022 г. доля расходов на услуги по организации отдыха составили 0,8%, увеличившись на 0,2 п. п. по сравнению с тем же периодом 2021 г. В то же время доля расходов на услуги гостиниц и других мест размещения сократилась в 3 раза - до 0,2% [Доходы, расходы и потребление ... , 2022]. При этом число размещенных лиц в коллективных средствах размещения (КСР) России в 2022 г. увеличилось.

В начале 2023 г. тенденция развития внутреннего рынка туристических услуг в России сохранилась. В январе - марте 2023 г. туристский поток в пределах страны, рассчитываемый как сумма внутренних и въездных туристских поездок, составил 28,1 млн, что превысило соответствующий показатель 2022 г. на 4,6 млн, или на 19,4% [Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию. Единая межведомственная ... , 2023]. Уже в середине мая 2022 г., согласно данным Российского союза туриндустрии, семейные отели черноморских курортов страны на первую половину лета были забронированы почти на 100% (годом ранее - на 85-90%). То же относится и к Дагестану. В то же время в силу объективно высоких рисков отдыха в Крыму КСР на полуострове были забронированы на 20-30% по сравнению с 40% на тот же период 2022 г. [Турбизнес предупредил ... , 2023].

Коллективные средства размещения как индикатор развития туризма

В состав размещаемых в КСР лиц входят как граждане, прибывавшие на отдых (в том числе с лечебными целями), так и другие категории постояльцев (деловые туристы, прибывающие в учебных целях, паломники и пр.). В общей численности размещаемых доля тех, кто не является туристом, а прибыл в целях трудоустройства или получения доходов, невелика, и при проведении расчетов ей можно пренебречь.

Общие результаты деятельности КСР в России в 2022 г. в целом могут быть оценены как положительные. Количество размещенных в них постояльцев составило 73,1 млн человек, увеличившись по сравнению с 2021 г. на 6,6 млн человек, или почти на 10%. В основном это были российские граждане, доля которых в общем числе размещенных составила 96,2% (в 2021 г. - 95,6%), в то время как доля иностранных граждан -

53

всего 3,8% (соответственно 4,4%) [Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения. Единая межведомственная ... , 2023; Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения. Единая межведомственная ... , 2023].

Снижение доли иностранных туристов, размещенных в КСР, равно как и их общего числа (с 2,9 млн в 2021 г. до 2,8 млн в 2022 г.) при увеличении общей величины въездных туристских поездок с 7,1 до 8,2 млн объясняется, во-первых, тем, что значительная часть их традиционно приходилась на страны, граждане которых, въезжая в Россию по туристическим визам, далеко не всегда останавливаются в КСР. Речь идет о таких государствах, как Казахстан, Таджикистан, Узбекистан (а до 2022 г. - Украина), ранее входивших в состав СССР, и некоторых других, граждане которых останавливаются преимущественно в индивидуальных средствах размещения и у родственников. Кроме того, часть их, въезжая по туристским визам, фактически занимаются в России трудовой деятельностью. Во-вторых, въезд туристов из европейских стран, традиционно останавливавшихся в КСР при поездках в Россию, в 2022 г. сократился. Это было обусловлено снижением видов въездных туристских поездок, включая поездки деловых туристов (последнее было обусловлено уходом из страны многих зарубежных фирм). В результате, например, число въездных туристских поездок граждан Швейцарии в Россию сократилось на 72% (с 10,3 до 2,9 тыс.), Соединенного Королевства и США - на 51% (соответственно с 12,8 до 6,3 тыс. и с 24,3 до 12 тыс.), Франции - на 44% (с 22 до 12,4 тыс.), Италии - на 39% (с 22 до 13,4 тыс.), Германии - на 34% (с 91,8 до 60,5 тыс.) [Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию. Единая межведомственная ... , 2023].

При этом общее количество ночевок постояльцев КСР в 2022 г. составило 318,5 млн, увеличившись по сравнению с 2021 г. на 42,9 млн, или на 15,6% [Число ночевок в коллективных средствах размещения. Единая межведомственная ... , 2023]. Соответственно несколько увеличилась средняя продолжительность пребывания постояльца в КСР - с 4,33 до 4,53 ночей, т.е. на 4,6%.

Благоприятная динамика как числа размещенных в КСР лиц, так и среднего числа ночевок в расчете на одного постояльца положительно сказалась на величине доходов, которые были получены при предоставлении услуг КСР. Если в 2021 г. доходы КСР (без НДС, акцизов и аналогичных платежей) составили 599,3 млрд руб., то в 2022 г. они увеличились на 19,2% и достигли 714,3 млрд руб. [Доходы коллективного средства размещения от предоставляемых услуг. Единая межведомственная ... , 2023]. В расчете на одного постояльца доходы КСР в текущих ценах возросли с 9416 руб. в 2021 г. до 10 158 руб. в 2022 г., а в расчете на одну ночевку -соответственно с 2175 руб. до 2243 руб.

54

Нужно отметить, что сфера отечественного гостиничного хозяйства реагирует на рост спроса на оказываемые ею услуги. Площадь номерного фонда КСР, составлявшая в 2021 г. 23,5 млн кв. м, в 2022 г. увеличилась на 2,8% и достигла 24,2 млн кв. м. В еще большей мере, а именно, на 4,8% (с 2634 до 2760 тыс.) увеличилось число мест в КСР [Площадь номерного фонда коллективных средств размещения. Единая межведомственная . , 2023].

Хотя в новых условиях туристская сфера в России в целом не претерпела кардинальных изменений, нельзя не обратить внимание, что изменение тех или иных ее показателей варьировало между отдельными ее регионами. Это видно, в частности, на примере КСР.

Так, при уже упомянутом увеличении числа лиц, размещенных в КСР в стране в целом на 10%, наибольшим это увеличение оказалось в Республике Дагестан, где число постояльцев КСР возросло на 74%. С другой стороны, в 13 субъектах РФ количество постояльцев КСР сократилось (в том числе в Чукотском АО на 30%, Республике Крым на 25%, в г. Севастополь на 16%). Однако при этом разрыв между десятью регионами-лидерами и 10 регионами-аутсайдерами по числу граждан, размещенных в КСР, сохранился, составив 5,68. Это стало следствием того, что доля первых повысилась на 2,8 п. п. (с 55,1% в 2021 г. до 57,9% в 2022 г.), в то время как доля вторых - на 0,05 п. п. (соответственно с 0,97% до 1,02%) [Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения. Единая межведомственная ... , 2023].

Как уже отмечалось, в структуре размещенных лиц доминируют внутренние туристы (граждане России). Поэтому изменения их численности во многом соответствуют тому, что произошли с территориальной структурой размещений постояльцев КСР в целом (рис. 1). Так, численность размещенных в КСР российских граждан увеличилось на 11% при максимальном значении этого показателя в той же Республике Дагестан, где он составил 73%. Численность российских граждан - постояльцев КСР сократилась также в 13 регионах, в том числе в Чукотском АО на 31%, Республике Крым на 26%, в г. Севастополь на 19% [Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения. Единая межведомственная ... , 2023].

Несколько иная картина сложилась с изменениями в территориальной структуре размещений въездных (иностранных) туристов (рис. 1). При упомянутом общем сокращении количества иностранных граждан, размещенных в КСР, на 4%, этот показатель уменьшился в 24 субъектах РФ, в том числе в таких туристских центрах страны, как Москва (на 18%) и Санкт-Петербург (на 13%). В то же время, например, в Орловской области он возрос более чем в 7 раз. Впрочем, такое увеличение может быть связано с особенностями статистического учета или с его ошибками, во всяком случае объективные причины такого увеличения (с 2,3 тыс. до 16 тыс. человек)

55

неочевидны [Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения. Единая межведомственная ... , 2023].

oo.il.iiic2 От 1 гцр 2 <)i (),?> до J Менее ЗПЗЗг.к Z021 г

ВРазмещенные вKCFПГр^жцш РФ□ Иностранныегроэдане

Рис. 1. Отношение числа размещенных в КСР в 2022 г. к числу размещенных в КСР в 2021 г. в регионах Российской Федерации

Рассчитано автором по: [1.23.1. Деятельность коллективных средств размещения.

Единая межведомственная ... , 2023]

Потребление характерных туристских продуктов в России

Продукты и услуги, которые потребляются туристами во время поездки и в процессе ее подготовки разделяются на характерные и прочие [Tourism Satellite Account ... , 2010]. К первым, помимо услуг по размещению в рассмотренных выше КСР, относятся услуги предприятий общественного питания, туристских агентств, различных видов пассажирского транспорта и сдача в аренду транспортных средств, услуги в сфере культуры и спорта. Понятно, что все эти услуги (за исключением услуг тура-генств) потребляются не только туристами, однако вклад последних в формирование спроса достаточно велик. В частности, для КСР, равно как и для авиационного и морского пассажирского транспорта, он превышает 90% [Tourism Satellite Account ... , 2010].

Оборот отечественных предприятий общественного питания в 2022 г. составил 2350,1 млрд руб., что превысило этот показатель предыдущего года более чем на 1/5. Данный показатель рассчитывается в теку-

56

щих ценах, и столь значительный его рост (напомним, что количество размещенных в КСР лиц в 2022 г. увеличилось на 10%) был частично связан с повышением цен. Например, в расчете на одного человека обед в столовой, кафе или закусочной в декабре 2021 г. по сравнению с декабрем 2022 г. подорожал на 15,5% (с 359 до 415 руб.), а в ресторане - на 12,7%. При этом, правда, ужин в ресторане подешевел на 1,9%, снизившись с 3186 до 3127 руб. [Средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги. Единая межведомственная . , 2023]. Таким образом, средневзвешенное подорожание составило 2,6%. Это означает, что пересчитанный в реальные цены оборот предприятий общественного питания в России увеличился на 18,6% - существенно выше, чем количество размещенных в КСР лиц. Таким образом, правомерен вывод, что этот рост произошел не только за счет роста туризма в стране, но и в результате восстановления после падения в период пандемии.

Влияние сокращения выездного туризма на потребление характерных туристских продуктов в России наиболее наглядно подтверждается статистикой пассажирских авиаперевозок. Если в 2022 г. регулярными коммерческими и некоммерческими рейсами в стране было перевезено 111 млн авиапассажиров, то в 2021 г. - 94,7 млн, или на 14,7% меньше. В наибольшей степени сократились масштабы международных авиаперевозок, количество пассажиров которых уменьшилось на 27% (с 23,5 до 17,4 млн). В результате доля авиапассажиров международных рейсов в общем числе авиапассажиров снизилась на 4,2 п. п. - с 26,9% в 2021 г. до 22,5% в 2022 г. Однако ситуация заметно изменилась в начале 2023 г. При росте перевозок пассажиров авиатранспортом в январе - апреле всего на 0,8% по сравнению с тем же периодом 2022 г. (с 24,2 до 24,4 млн) количество пассажиров международных авиарейсов возросло практически на 27,5% (с 5 до 6,3 млн) [Количество перевезенных пассажиров. Единая межведомственная ... , 2023]. Это могло быть связано как с постепенной адаптацией россиян, привыкших проводить свой отпуск за пределами России, к ограниченным возможностям выбора стран для отдыха, так и с увеличением числа не туристических поездок (о которых говорилось выше).

Неоднозначная, хотя и вполне объяснимая ситуация сложилась на отечественном водном транспорте. Во-первых, значительно - с 4513 до 3415 тыс. человек, или почти на 25% сократилось в 2022 г. по сравнению с 2021 г. количество пассажиров каботажных рейсов, которые стали менее безопасными в акватории Черного моря. Во-вторых, заметно увеличилось количество пассажиров, совершивших экскурсионно-прогулочные и туристские поездки по внутренним водным путям. Число первых в 2021 г. составило 1281 тыс. человек, а в 2022 г. - 1768 тыс. (на 38% больше), а вторых - соответственно 236 и 358 тыс. человек (или на 51,5% больше) [Количество пассажиров, перевезенных на внутреннем водном транспорте. Единая межведомственная ... , 2023; Количество пассажиров, перевезенных на морском транспорте. Единая межведомственная ... , 2023]. Приведенные

57

данные свидетельствуют, что имела место определенная переориентация спроса россиян с международного на внутренний круизный туризм.

В 2022 г. в стране увеличился спрос на услуги учреждений культуры. Число индивидуальных и групповых посещений музеев различной подчиненности (как государственных, так и негосударственных) составило 121,4 млн, что превысило соответствующий показатель 2021 г. на 26 млн, или на 27,3%. Фактически в 2022 г. общее число посещений музеев приблизилось к показателям доковидного 2019 г., когда было зафиксировано 128,7 млн посещений музеев [АИС «Статистика». ГИВЦ Минкуль-туры РФ, 2023].

Финансовые результаты деятельности организаций, которые поставляют товары и услуги, потребляемые туристами и экскурсантами, в 2022 г. оказались неоднозначными. Наиболее существенно по сравнению с 2021 г. увеличилась выручка от продажи у турагенств (на 82,5%) и туроператоров (на 36,6%), составив соответственно 105,4 и 7,6 млрд руб.1 В меньшей степени (на 12,4%) повысилась выручка музеев, достигшая 847,1 млн руб., предприятий общественного питания (на 10,4% до 695,8 млрд руб.), гостиниц и прочих мест временного проживания (на 6,9% до 153,7 млрд руб.). С другой стороны, в деятельности по перевозке пассажиров по внутренним водным путям выручка сократилась на 6,9%, или до 3,8 млрд руб., воздушным транспортом - на 8,2%, или до 1154,6 млрд руб. Доходы от перевозки пассажиров морскими судами каботажного плавания по объективным причинам (указанным выше) практически сошли на нет: выручка в 2022 г. составила всего 148,5 млн руб., или 3,5% ее величины в 2021 г. [Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) с 2017 г. Единая межведомственная ... , 2023].

Государственная поддержка туристической отрасли России

В настоящее время в РФ реализуются несколько федеральных проектов, направленных на поддержку туризма и стимулирование его развития в стране. Эти проекты относятся как к туризму в целом, так и к отдельным его направлениям.

К федеральным проектам (ФП), носящим общий характер, относятся ФП «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических продуктов» и «Совершенствование управления в сфере туризма». Все эти ФП входят в состав национального проекта (НП) «Туризм и индустрия гостеприимства», реализуемого в 2021-2024 гг. [Паспорт национального ... , 2021]. Руководителями ФП являются представители профильных министерств и ведомств.

'Здесь и ниже за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей.

58

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вполне логично, что руководство ФП «Развитие туристической инфраструктуры» закреплено за Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Показатели ФП выглядят вполне оптимистично. Например, количество номеров в классифицированных КСР 2024 г. должно составить 783,9 тыс., в том числе в классифицированных КСР 3 и выше - 418,1 тыс., увеличившись по сравнению с 2021 г. соответственно на 53,8 тыс. (или на 7,4%) и на 28,6 тыс. (или на 7,3%У [Паспорт федерального проекта «Развитие.» , 2023].

Данным ФП предусматривается бюджетное софинансирование строительства и реконструкции объектов обеспечивающей инфраструктуры, которые имеют длительные сроки окупаемости. Этот механизм был апробирован ранее в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», для реализации которой, наряду с частными, использовались средства федерального бюджета (в виде межбюджетных субсидий), а также региональных и местных бюджетов [Постановление Правительства ... , 2011]. Количество проектов, которые предполагается поддержать софи-нансированием из бюджетных средств, составившее в 2020 г. 26 условных единиц, в 2024 г. должно составить 183 условных единицы, т.е. увеличиться в 7 раз2. Бюджетные средства направляются также на грантовую поддержку предпринимательских инициатив, нацеленных на развитие туризма: так, в 2024 г. должно быть поддержано 2765 таких инициатив по сравнению с 385 в 2021 г. Еще одним направлением бюджетного финансирования является поддержка общественных инициатив в форме межбюджетных трансфертов на создание модульных некапитальных средств размещения, к которым относятся кемпинги и автокемпинги. Предполагается, что в 2024 г. расходы федерального бюджета на эти цели составят 700 млн руб., бюджетов субъектов РФ - 828,4 млн руб. при величине внебюджетных источников - 1740 млн руб. [Паспорт федерального проекта «Развитие ...», 2023].

Наконец, важно отметить, что данный ФП имеет выраженную региональную направленность. В нем предусматриваются инвестиции на туристические проекты, предназначенные для реализации на территориях опережающего развития (ТОР), Свободного порта Владивосток (СПВ) и Арктической зоны (АЗ) РФ. В 2024 г. такие инвестиции на данных территориях предполагаются в размере 1,5 млрд руб. [Паспорт федерального проекта «Развитие ...» , 2023].

*На наш взгляд, этот показатель имеет смысл дополнить показателями площади номерного фонда либо числа мест для приема постояльцев КСР, которые лучше характеризуют качество номерного фонда.

2Условные единицы означают, что в состав одного инвестиционного проекта может входить несколько объектов, которые должны быть построены или реконструированы.

59

Руководство ФП «Повышение доступности туристических продуктов» было изначально закреплено за ныне упраздненным Федеральным агентством по туризму (Ростуризм). В настоящее время соответствующие функции возложены на Департамент развития туризма и Департамент реализации проектов в сфере туризма, которые были созданы в Министерстве экономического развития РФ в декабре 2022 г. [В Минэкономразвития создали ... , 2022]. В рамках данного ФП предусмотрено достижение трех основных показателей, а именно: а) обеспечение доступности поездок по стране в условиях комфортной и безопасной туристической среды для граждан с целью отдыха и поддержания здоровья; б) создание и внедрение цифровых решений, обеспечивающих гражданам доступ к информации о возможностях отдыха внутри страны, а также к туристическим цифровым сервисам; в) создание сквозной системы финансовой и нефинансовой поддержки, направленной на развитие экспорта туристских услуг.

В рамках ФП и в целом НП «Туризм и индустрия гостеприимства» запланирован быстрый рост результирующих показателей. Так, число туристских поездок должно увеличиться с 52,2 млн в 2021 г. до 75,5 млн в 2024 г., или почти на 45%. Еще более оптимистичной выглядит динамика въездных туристских поездок, число которых, как предполагается, должно возрасти за тот же период почти в 6,5 раза (с 3,8 млн до 24,5 млн) [Паспорт федерального проекта «Повышение доступности ...», 2023]. Фактически в 2022 г., согласно данным Росстата, в страну въехали 8,2 млн иностранных туристов [1.25.2. Въездные и выездные туристские поездки. Единая межведомственная ... , 2023]. Поэтому прогноз троекратного роста турпотока до 2024 г. представляется завышенным, равно как и рост экспорта туристских услуг (с 2 млрд долл. в 2022 г. до 10,2 млрд долл. в 2024 г.).

Руководство ФП «Совершенствование управления в сфере туризма» также перешло от упраздненного Ростуризма к Министерству экономического развития РФ. Данный проект предусматривает увеличение числа рабочих мест и повышение кадрового потенциала туристической отрасли в стране, реализацию мероприятий по цифровизации государственного управления в сфере туризма, а также усовершенствование системы государственного управления в сфере туризма [Паспорт федерального проекта «Совершенствование управления.» , 2023].

Частным, но тем не менее важным проектом в сфере туризма является ФП «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», который реализуется в рамках НП «Экология», руководство которым логично было возложено на Министерство природных ресурсов и экологии РФ. В части развития туризма на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) ФП предполагает рост количества посещающих их не менее чем на 4 млн человек за счет реализации таких мероприятий, как развитие инфраструктуры экологического туризма, продвижение туристских продуктов, которые предлагаются ООПТ и др.

60

[Паспорт федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия.», 2023].

В конкретных туристских дестинациях все большую роль играют туристские информационные центры (ТИЦ) и визит-центры, предлагающие широкий спектр услуг даже в небольших городах. Как правило, на сайтах ТИЦ и визит-центров в формате 3-0 размещены экскурсии по соответствующим городам. Примером может служить ТИЦ в Гороховце (Владимирская область) - историческом поселении федерального значения с численностью жителей около 12,5 тыс. человек. Посетителям города -как индивидуальным туристам, так и их группам, включая детские, -предлагается четыре тематических экскурсии, четыре туристических программы и 10 мастер-классов [ТИЦ. Информация, 2023].

Таким образом, сфера российского туризма относится к числу современных приоритетов государственной экономической политики. Благодаря этому внутренний туристский рынок получает дополнительный стимул для развития.

Заключение

В настоящее время туризм в России претерпевает определенные изменения, которые обусловлены действием двух основных факторов. Во-первых, усложнившиеся условия выезда в страны (особенно в те, которые признаны недружественными) теоретически создают предпосылки для увеличения внутреннего турпотока1. Однако проведенные автором расчеты показывают, что в результате такой переориентации прирост внутреннего турпотока может составить (при сохранении неизменной частоты туристских поездок) не более 3-5%. Во-вторых, сократился въездной туристский поток из стран, отнесенных к числу недружественных. В ближайшей перспективе его восстановление и выход на прежние допанде-мийные показатели не представляется возможным. Купирование негативного влияния этих двух факторов или, как минимум, его смягчение может происходить следующим образом.

Во-первых, путем увеличения масштабов внутреннего туризма в стране. Повысить привлекательность внутреннего туризма при прочих равных условиях можно за счет благоприятной для туристов динамики текущих цен на отдых. Известно, что средняя стоимость выездной туристской поездки в большинство зарубежных стран (за исключением Беларуси, а также стран Закавказья), как правило, существенно выше стоимости внутренней туристской поездки. Например, в мае 2023 г. пляжный отдых

1Заметим, что Росстат с 2022 г. не ведет наблюдения за ценами на такие услуги, как экскурсионные поездки во Францию и Германию, на отдых в Испанию и Таиланд, поездки в Китай и Грецию, а также экскурсионные поездки - в Финляндию и автобусную - по городам Европы.

61

в России на Черноморском побережье был дешевле такового в Египте почти на 3/4, в Египте и Турции - более чем на 40%, в ОАЭ - на 22% (рис. 2).

В этих условиях важным направлением увеличения спроса на туристском рынке страны является стимулирование роста туристической подвижности населения, оцениваемое числом туристских поездок в расчете на одного жителя, семью или домохозяйство. Данная информация может быть получена по результатам проводимого Росстатом обследования бюджетов домашних хозяйств. Опросный лист данного обследования включает раздел «Расходы в поездках» и предусматривает получение данных о числе поездок с однодневным и многодневным пребыванием как по зарубежным странам, так и по регионам России [Приказ Росстата от ... , 2022].

Рис. 2. Стоимость выездных туристских поездок из России в мае 2023 г., тыс. руб./поездка Источник: [Средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги. Единая межведомственная ... , 2023].

62

Во-вторых, сокращение количества туристских посещений России гражданами стран, отнесенных к недружественным, может быть частично компенсировано увеличением турпотока из других государств. Например, в результате постепенного восстановления количества туристов из Китая, которое и в 2022 г. еще не достигло показателя 2019 г.

Представляется, что именно эти направления являются наиболее перспективными с точки зрения развития отечественного туристического рынка.

Список литературы

1. АИС «Статистика». ГИВЦ Минкультуры РФ. - 2023. - URL: https://stat.mkrf.ru/ indicators/ (музеи) (дата обращения 10.06.2023).

2. Бодряшкин Я. Спрос россиян на перелеты в Грузию подскочил в семь раз на фоне возобновления авиасообщения // Газета. ru. - 2023. - 10.05. - URL: https://www.gazeta.ru/ business/news/2023/05/10/20402306.shtml (дата обращения 11.05.2023).

3. В Минэкономразвития создали два департамента по туризму // РИА Новости. - 2022. -07.12. - URL: https://ria.ru/20221207/minekonomrazvitiya-1836855479.html (дата обращения 07.06.2023).

4. Валек И. Релокация-2022: куда и по каким программам переезжают россияне // РБК. -2022. - 24.11. - URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/24/11/2022/637f207b9a794742c7e7d88d (дата обращения 02.05.2023).

5. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) с 2017 г. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). -2023 г. - URL: https://www.fedstat.ru/indicator/58018 (дата обращения 05.06.2023).

6. Доходы коллективного средства размещения от предоставляемых услуг. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). - 2023 г. - URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31003 (дата обращения 01.06.2023).

7. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств. IV квартал 2022 г. // Федеральная служба государственной статистики. - 2022. - URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/ document/13271 (дата обращения 04.05.2023).

8. Егоров Г. «Потрясающе»: чем российские туристы в 2023 году удивили бизнесмена из Турции // Экономика сегодня. - 2023. - 25.04. - URL: https://smart-smi.ru/single/ 2059518?evt=center (дата обращения 27.06.2023).

9. Испания побила рекорды по выдаче виз россиянам // MEDIA-MIG. - 2023. - 19.06. -URL: https://media-mig.ru/indicators/ispaniya-pobila-rekordy-po-vydache-viz-rossiyanam/ (дата обращения 21.06.2023).

10. Кабанова Е. Е. Влияние экономических санкций на развитие туризма // Экономическое развитие России. - 2023. - Т. 30, № 2. - С. 51-59.

11. Количество пассажиров, перевезенных на внутреннем водном транспорте. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). - 2023 г. - URL: https://www.fedstat.ru/indicator/57667 (дата обращения 01.06.2023).

63

12. Количество пассажиров, перевезенных на морском транспорте. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). - 2023. - URL: https://www. fedstat.ru/indicator/57666 (дата обращения 01.06.2023).

13. Количество перевезенных пассажиров. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). - 2023. - URL: https://www.fedstat.ru/indicator/37022 (дата обращения 01.06.2023).

14. Паспорт национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» (утв. Ростуриз-мом в редакции от 10.11.2021) // Гарант. - 2021. - 10.11. - URL: https://base.garant.ru/ 403085286/ (дата обращения 13.05.2023).

15. Паспорт федерального проекта «Повышение доступности туристических продуктов» (утв. Ростуризмом) // Консультант Плюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_340560/ (дата обращения 14.05.2023).

16. Паспорт федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры» (утв. Ростуризмом) // Консультант Плюс. - 2023. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_340054/ (дата обращения 07.06.2023).

17. Паспорт федерального проекта «Совершенствование управления в сфере туризма» // Гарант. - URL: https://base.garant.ru/403085288/ (дата обращения 14.06.2023).

18. Паспорт федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» // Майский указ. рф. - 2018. - 21.12. - URL: https://xn--80aavcebfcm6cza.xn--p 1ai/wp-content/uploads/2019/02/%D0%91 %D0%B8%D0%BE%D1% 80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7 %D0%B8%D0%B5.pdf (дата обращения 14.06.2023).

19. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации в 2022 году // Банк России. - URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/ svs/p_balance/ (дата обращения 03.05.2023).

20. Площадь номерного фонда коллективных средств размещения. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). - 2023. - URL: https://www. fedstat.ru/indicator/44041 (дата обращения 01.06.2023).

21. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 годы)» // Гарант. - 2011. - 02.08. - URL: https://base.garant.ru/55171986/#friends (дата обращения 06.05.2023).

22. Приказ Росстата от 29.07.2022 № 537 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за уровнем жизни и обследованиями домашних хозяйств» // Консультант Плюс. - 2022. -29.07. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_426575/bac17febc44c9c 68c6d8659f05a49c99862e9bec/ (дата обращения 06.05.2023).

23. Средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). - 2023. - URL: https://www. fedstat.ru/indicator/31448 (дата обращения 11.06.2023).

24. ТИЦ. Информация // Гороховец. Туристический портал. - 2023. - URL: http://gorokhovets. ru/tic/informatsiya.html (дата обращения 21.06.2023).

64

25. Турбизнес предупредил о заканчивающихся местах в отелях на Черноморском побережье // Forbes. - 2023. - 18.05. - URL: https://news.mail.ru/economics/56259539/?frommail= 1&utm_partner_id=735 (дата обращения 01.06.2023).

26. Тюрина И. Статистика выездного турпотока: направлений меньше - туристов больше // RTN. Rata News. - 2023. - 04.05. - URL: https://ratanews.ru/news/general/statistika-vyezdnogo-turpotoka-napravlenii-mense-turistov-bolse?ysclid=lidbra4lrx885891295 (дата обращения 01.06.2023).

27. Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). - 2023. - URL: https://www.fedstat.ru/indicator/44040 (дата обращения 01.06.2023).

28. Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). -2023 г. - URL: https://www.fedstat.ru/indicator/44042 (дата обращения 01.06.2023).

29. Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). - 2023. - URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31560 (дата обращения 01.06.2023).

30. Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). - 2023. -URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59466 (дата обращения 11.06.2023).

31. Число выездных туристских поездок граждан Российской Федерации за рубеж. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). - 2023. - URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59467 (дата обращения 11.06.2023).

32. Число ночевок в коллективных средствах размещения. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). - 2023. - URL: https://www.fedstat.ru/ indicator/31587 (дата обращения 11.06.2023).

33. Tourism Satellite Account: Recommended Methodological Framework 2008 / UNWTO, Commission of the European Communities, Organisation for Economic Co-operation and Development. - Luxembourg ; Madrid ; New York ; Paris, 2010. - 110 p. - URL: https://unstats.un.org/ unsd/publication/Seriesf/SeriesF_80rev1e.pdf (дата обращения 17.05.2023).

Статья получена: 26.06.2023 Одобрена к публикации: 03.07.2023

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.