УАК 553.982.2.04(470+571)
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ НЕФТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕТЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ
А.И.Варламов (ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт»)
В статье приведены основные показатели сырьевой базы нефти, играющие важнейшую роль в экономике нашей страны: объемы добычи, уровни прироста рентабельных запасов, объемы геолого-разведочных работ на нефть и газ.
Проанализированы данные по объему проводимых геолого-разведочных работ. Рассмотрены проблемы лицензирования недр. На основании краткого анализа состояния сырьевой базы нефти и процессов, обеспечивающих ее развитие, сделан вывод о недостаточной компенсации добываемой нефти приростом рентабельных запасов.
Обосновывается вывод о необходимости серьезных изменений существующей системы нефтегазопоисковых работ и уси ления роли государственных структур в этом процессе для обеспечение сырьевой безопасности страны.
Ключевые слова: УВ-сырье; нефтегазопоисковые работы; добыча нефти; геолого-разведочные работы; рентабельные запасы; лицензирование недр.
Важнейшую роль для экономики нашей страны играет нефть, а точнее, ее цена и объемы добычи. На первый взгляд, с объемами добычи все благополучно -согласно данным статистической отчетности 1-ЛС, в последнее 10-летие они медленно, но растут. В 2013 г. объем добычи нефти впервые превысил порог в 500 млн т, а к концу 2015 г. составил 502,4 млн т (рис. 1).
С ценой на нефть в последние годы дела обстоят гораздо хуже. Для нашей страны это весьма тревожное обстоятельство, так как наполненные в периоды высо-
Рис. 1. ПЛАНОВЫЕ (I) И ФАКТИЧЕСКИЕ (2) ОБЪЕМЫ ДОБЫЧИ НЕФТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2008-2015 гг.
540-г
520-
500
4Н0
460
535,3
530,7 520,4
А1£Д
508,4
4/М 477,
2008 ' 2009 ' «МО ' ЗОН ' 3013 3013 ^
Годы
1
кого стояния цены на нефть (80-100 дол/баррель и выше) наши национальные фонды накопления и развития сильно «похудели» и, при сохранении цены на уровне 30-40 дол/баррель, могут полностью иссякнуть в ближайшие 1-2 года.
Маловероятно, что цена на нефть останется столь низкой надолго. Предполагаю, что к концу 2016 г. она вновь превысит порог в 50 дол/баррель, а скорее всего, поднимется до 55-60 дол/баррель. Вообще, причин, влияющих на цену нефти, довольно много, но их рассмотрение не входит в планы данной статьи. Напомню только, что резкие взлеты и падения цены на нефть отмечались на протяжении всей истории нефтедобычи. Первый кризис «перепроизводства» в США произошел всего через 4 года после начала добычи нефти из скважин — в 1861 г. [1]. Тогда цена на нефть упала с 10 дол. до 50 центов за 1 баррель, т.е. в 20 раз. Следующий кризис наступил ровно через 5 лет, в 1866 г., когда она снизилась с 13,75 до 2,40 дол/баррель.
Эти цифры доказывают, что частые колебания цены на нефть являются лишь «декорациями» важнейших тенденций — непрерывного роста цены на нефть и увеличения объемов ее потребления, расширения областей применения и усиле-
502,4
2014
2015
Таблица 1
Состояние минерально-сырьевой базы извлекаемых запасов и ресурсов нефти, газа и конденсата
Российской Федерации на 01.01.2016 г.
Сравнение уровней запасов и ресурсов 1993-2016 гг. Запасы Ресурсы
А + В + С, с2 Перспективные (С3)* Прогнозные Mi + Да)
Нес] 1ТЬ
01.01.2016 г., млрд т 19,0 11,1 12,6 68,7
01.01.2015 г., млрд т 18,3 11,1 12,6 69,4
01.01.1993 г., млрд т 21,0 8,5 12,3 56,1
Изменение за период, млрд т -2,0 2,6 0,3 12,6
Доля распределенного фонда, % 93 89 48 31
Конденсат
01.01.2016 г., млрд т 2,3 1,3 1,8 12,4
01.01.2015 г., млрд т 2,2 1,3 1,8 12,5
01.01.1993 г., млрд т 1,9 0,8 2,1 8,4
Изменение за период, млрд т 0,4 0,5 -0,3 4,0
Доля распределенного фонда, % 91 100 56 19
Свободный газ
01.01.2016 г., трлнм3 51,3 20,1 31,2 184,9
01.01.2015 г., трлнм3 50,2 20,1 31,2 186,0
01.01.1993 г., трлн м3 49,1 11,8 27,2 140,4
Изменение за период,трлн м3 2,2 8,3 4,0 44,5
Доля распределенного фонда, % 93 88 56 11
* Перспективные ресурсы категории Сз приведены по данным Госбаланса на 01.01.2015 г.
ния влияния роли нефти и нефтепродуктов на мировую экономику.
Отсюда следует однозначный вывод: какими бы ни были сегодня цены на нефть, государственная политика по развитию сырьевой базы нефти должна быть направлена на устойчивое обеспечение необходимых для экономики страны объемов добычи. Учитывая определяющую роль нефти и газа в формировании государственного бюджета, одной из важнейших стратегических задач Правительства России считаю обеспечение развития сырьевой базы УВ как основы сырьевой безопасности страны [2, 3].
Рассмотрим существующее на сегодня состояние запасов и ресурсов нефти. Запасы категорий А + В + С, составляют 19,0 млрд т, категории С2 - еще 11,1 млрд т (табл. 1). Учитывая, что при разведке месторождений запасы категории С2 обычно уменьшаются, все же можно утверждать, что суммарно категории запасов А + В + С1 составят не менее 25 млрд т. При этом перспективные ресурсы категории С3 оцениваются в объеме 12,6 млрд т, а прогнозные (Дт + Д2) составляют еще 68,7 млрд т.
Количественные показатели состояния сырьевой базы выглядят вроде бы неплохо. При ежегодной добыче нефти в 500 млн т запасов должно хватить почти на 50 лет. Однако существует много тревожных моментов, указывающих на то, что дела обстоят отнюдь не столь благополучно.
Во-первых, качественные характеристики сырьевой базы нефти сильно ухудшаются, что выражается в существенном исчерпании запасов гигантских и крупных месторождений с высокодебитными коллекторами традиционного типа и соответственно в возрастании роли месторождений с низкодебитными коллекторами и трудноизвлекаемыми запасами. На это указывали многие геологи-нефтяники - А.Э.Конторович, П.В.Са-довник, Ю.В.Подольский, А.И.Варламов, В.Н.Макаре-вич и другие ученые [4-8]. Особенно в этой связи тревожны оценки, приведенные И.В.Шпуровым и др. [6], наглядно показывающие, что доля трудноизвлекаемых запасов нефти на сегодняшний день составляет более половины всех запасов - 53,7 %. Еще более высокий процент (66,0 %) приводится в работе В.Н.Макаревича и др. [7].
Рис. 2. ЧИСЛО ОТКРЫТЫХ НА НОВЫХ ПЛОЩАДЯХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2010-2015 гг. И ПРИРОСТ ЗАПАСОВ КАТЕГОРИЙ А + В + С1 + Сг
1 - число месторождений; запасы категорий, млн т: 2- А + В + С), 3-Сг, 4 - А + В + + С1 + С2
Во-вторых, степень разведанности ресурсного потенциала (14,4 млн т категории С3 и 58,6 млн т категорий Д, + Д2) чрезвычайно низка. В последние годы ее темпы значительно упали и процент разведанности начальных суммарных ресурсов (НСР) России закрепился на уровне порядка 50 %. Причина кроется в устаревшей государственной политике («Основы государственной политики в области минерального сырья и недропользования»), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. [9], которая, как видно из названия, посвящена вопросам «использования МСБ», а не ее «наращивания».
Рис. 3. ОБЪЕМ РЕНТАБЕЛЬНЫХ ЗАПАСОВ НЕФТИ ПО КАТЕГОРИЯМ А + В + Сх В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ И КУРСА ДОЛЛАРА
г{ а
А
1
10,2 10,4 _„_
■ В.7 - 1
6.2 6<?_
гги _
Очопка Ммчмярго
Цм И оол/баррол», «урс Ю р/аод
¿О
и«пз Цапа Цеэа Цена
50 дйл/бьррвдк 50 дол/барраль, 20 аол/барроль, 'Ь дол/баррель, «урс в 1.5 р/лол курс М р/дол «урс <в р/дп< курс « р/дал
мэняарэ
Дело в том, что на данный момент к компетенции государства относится лишь стадия регионального геологического изучения, а стадии поиска, разведки и добычи относятся к компетенции недропользователей. Это же, на мой взгляд, стратегически ошибочное положение прописано и во втором основополагающем документе - «Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 г.», утвержденной Правительством РФ от 21 июля 2010 г. [10]. Далее я постараюсь показать, что без серьезного участия государства именно в поисковых работах обеспечить развитие сырьевой базы нефти не удастся.
В-третьих, анализ приращиваемых запасов нефти показывает, что более 85 % из них составляют запасы, поставленные на баланс по данным разведочных работ на старых месторождениях, а число и средние запасы вновь открываемых месторождений ежегодно уменьшаются. Так, в 2010 г. было открыто 66 месторождений с общими запасами почти 400 млн т (категории А + В + ^ + + С2), в 2012 г. — 51 месторождение с общими запасами 255 млн т, а в 2015 г. - всего 16 месторождений с запасами 32,6 млн т (рис. 2).
В-четвертых, анализ рентабельности всех запасов нефти, как по оценкам внешних экспертов, так и данным отечественных специалистов, позволяет говорить о том, что в периоды стабильной цены на нефть объем рентабельных запасов колеблется около 50 %.
К сожалению, контроль рентабельности, а также геолого-эконо-мическая оценка запасов нефти и газа России длительное время не проводились, что с тревогой отмечали многие геологи. Например, Ю.В.Подольский, оценивая объем рентабельных запасов на уровне 80 % текущих промышленных запасов, сетовал, что «корректной экономической оценки текущих промышленных запасов нефти в целом по России нет» [5].
В последние 3 года, по заданию Роснедр, ВНИГНИ совместно с ВНИГРИ, СНИИГГиМСом, Зап-СибНИГНИ, НВНИИГГ, НАЦ РН им. В.И.Шпильмана, СибНАЦ и ИГЭП РАЕН выполнили оценку ре-
Рис. 4. ПРИРОСТ ЗАПАСОВ НЕФТИ (А) И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИРОСТА РЕНТАБЕЛЬНЫХ ЗАПАСОВ ПО РЕГИОНАМ (Б) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2014-2015 гг. ПРИ ЦЕНЕ НА НЕФТЬ 50 дол/баррель (без учета прироста по шельфу Российской Федерации)
• По 2015 г riptfûjwp* п*Рвиьге дии-ичм*.
Федеральные округа: 1 - Уральский, 2- Сибирский, 3-Северо-Западный, 4-Приволжский, 5- Южный + Северо-Кавказский,
6 - Дальневосточный
сурсной базы УВ России. Далее приведу несколько результатов, полученных как в процессе исполнения государственного контракта, так и в более поздний аналитический период.
Учитывая нестабильную и весьма низкую цену на нефть в последние 2 года, мы проработали несколько вариантов прогноза, варьируя главными показателями — ценой на нефть и соотношением рубля и доллара (рис. 3). Показательно, что при цене нефти 30 дол/баррель и курсе 80 р/дол. рентабельными оказались не более 45 % всех запасов (категории А + В + С1 + С2), а ведь такие цены и соотношение рубля и доллара были еще в начале 2016 г.
При цене 50 дол/баррель и курсе 61,5 р/дол. объем рентабельных запасов достигает 60 % и более. Тем не менее даже эти 12 млрд т рентабельных запасов не дают нам оснований говорить о том, что проблема «углеводородной безопасности» в нашей стране решена. Тем более что при этом добыча оказывается рентабельной только на 45 % от числа всех разрабатываемых месторождений, а это огромная угроза развитию всего процесса нефтедобычи в России.
Для прогнозирования объемов добычи нефти на среднесрочную и долгосрочную перспективы очень важно понимать степень компенсации запасов, погашенных при добыче, приростами. Здесь также наметились не очень радостные тенденции. Из приращенных в 2014 г. 710 млн т нефти объем нерентабельных запасов составил 435 млн т, рентабельных — 106 млн т и низкорентабельных - 169 млн т (рис. 4). Иными словами, за 1 год прирост рентабельных запасов составил
275,0 млн т при добыче 501,1 млн т. Приблизительно такая же картина наблюдалась и в 2015 г. — при добыче 502,4 млн т прирост рентабельных запасов составил менее половины.
Как результат, мы видим значительный рост числа трудноизвлекаемых запасов вовлеченных в разработку месторождений и опасность потери конкурентоспособности всей сырьевой базы нефти России.
Между тем существует огромный невостребованный ресурсный потенциал, реализация которого позволит открыть огромное число месторождений УВ, в том числе и крупных, с хорошими фильтрационно-ем-костными свойствами, что может резко улучшить качественные характеристики имеющихся запасов нефти. По прогнозам наших специалистов, при опоисковании перспективных территорий могут быть открыты десятки тысяч мелких месторождений нефти с общими запасами 9-10 млрд т (рис. 5, А, Б). В то же время прогнозируется открытие более 30 тыс. мелких, более 1 тыс. средних и более 100 крупных и гигантских месторождений газа.
Рассмотрим, как складывается ситуация в нашей стране с поисковыми работами. Поскольку государственные структуры нефтегазопоисковыми работами не занимаются, развитие сырьевой базы УВ полностью зависит от компаний-недропользователей. В последние годы на все геолого-разведочные работы компаниями тратится в среднем от 250 до 300 млрд р. Из-за существенного роста цен на различные виды геоло-го-разведочных работ их общие объемы заметно снижаются.
Рис. 5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГНОЗНЫХ ОТКРЫТИЙ МЕСТОРОЖДЕНИЙ И ЗАЛЕЖЕЙ НЕФТИ (А) И ГАЗА (Б) ПО КРУПНОСТИ
160001
14000-
12000'
45333
50000 45000 •10000 •35000
30000 |
I I
25000 " О
5
20000 3
15000 10000 5000 О
30 100 100 500 млн I
25000
20000
117595
-1вооо
16000
-14000
1« зо
зо 1оо юо 5оо
-(ООО
>500 млн 1
•20000
1=Ь
10
11 О 12
1 - число прогнозируемых залежей нефти и газа; 2- самостоятельные нефтегазо-
носные области и районы; нефтегазоносные провинции: 3- Охотская, 4 - Прити-хоокеанская, 5-Тимано-Печорская, 6- Лено-Вилюйская, 7- Лено-Тунгусская, 8-Западно-Сибирская, 9- Северо-Кавказская, 10- Прикаспийская, 11 - Волго-Ураль-ская, 12 - Япономорская
Плановые показатели поисковой сейсморазведки (20) с 2008 по 2015 г. снизились в 3,0, а фактические — в 2,5 раза (с 143,4 до 56,3 тыс. км) (рис. 6).
С поисковым бурением — основным видом геолого-разведочных работ, определяющим успешность открытия новых месторождений, сложилась аналогичная ситуация. Фактическое число пробуренных за этот же период времени скважин уменьшилось в 2,15 раза — с 422 до 196 (рис. 7).
С разведочными видами геолого-разведочных работ дело обстоит более благополучно. Объемы сейсморазведки ЗЭ за последние 7 лет выросли в 1,5 раза — с 28,6 до 43,9 тыс. км2 (рис. 8).
Разведочное бурение за этот период претерпело сначала существенное сокращение скважин — с 230 в 2008 г. до 160 в 2009 г., а затем — увеличение до 278 в 2014 г. (рис. 9).
Пробуренные в 2015 г. 212 скважин демонстрируют тенденцию стабилизации среднего числа пробуренных разведочных скважин в диапазоне 200-280 в год. Безусловно, такого объема геолого-разведочных работ для опоискования нескольких миллионов квадратных километров высокоперспективных территорий совершенно недостаточно.
Ставка на более интенсивное лицензирование недр, упрощение доступа к поисковым участкам, на мой взгляд, ситуацию не изменит, так как обладающие значительными финансовыми возможностями вертикально интегрированные компании и сейчас легко могут получать участки недр на поисковые работы. Однако, имея свои утвержденные программы геолого-разведочных работ, они не спешат увеличивать свои расходы на поисковые работы. Учитывая, что при опоиско-вании на нефть и газ одного участка затраты обычно составляют не менее 1-2 млрд р., рассчитывать на компании-юниоры не приходится.
Рис. 6. ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЪЕМОВ СЕЙСМОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ 2D ЗА 2008-2015 гг. ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кроме того, облегченный доступ к участкам недр может создать широкие возможности для различных спекуляций и будет способствовать стагнации всего поискового процесса.
Теперь рассмотрим, существуют ли реальные возможности для более интенсивного ввода участков недр в недропользование в условиях существующей нормативно-пра-вовой базы. Анализ динамики числа проведенных и состоявшихся аукционов за последние 15 лет свидетельствует о том, что большая часть хорошо изученных участков недр с реальными запасами и обоснованными ресурсами была роздана в 2005-2007 гг., когда в среднем распределялось более 150 участков в год (табл. 2).
В последние 8 лет число состоявшихся аукционов стабилизировалось в диапазоне 60-80 участков, независимо от числа проведенных аукционов. Это доказывает, что в Федеральном агентстве по недропользованию Российской Федерации и сейчас система лицензирования работает весьма эффективно, а число состоявшихся аукционов определяется планами компаний-недропользователей и их финансовыми возможностями.
Следует признать, что в перераспределенном фонде недр практически не осталось привлекательных объектов, что, в свою очередь, подтверждается существенным снижением запасов нефти категорий Cj и С2, ежегодно передаваемых недропользователям (рис. 10).
Если с 2008 по 2010 г. компаниям ежегодно передавалось по 140-230 млн т запасов нефти, то в 2013-2015 гг. передаваемые запасы составляли 58-133 млн т. Особняком стоит 2012 г., когда было передано 123,3 млн т запасов категории С, и 242,0 млн т - категории С2, что явилось следствием лицензирования практически последних из нераспределенного фонда месторождений им. Шпильмана, Имилорско-го и Лодочного.
1 - установленные лицензией, 2 - фактически выполненные, 3 - планируемые по итогам заслушивания недропользователей
Рис. 7. ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЪЕМОВ ПОИСКОВОГО И ОЦЕНОЧНОГО БУРЕНИЯ (число скважин) ЗА 2008-2015 гг. ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Годы
Усл. обозначения см. на рис. 6
Рис. 8. ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЪЕМОВ СЕЙСМОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ 3D ЗА 2008-2015 гг. ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усл. обозначения см. на рис. 6 -OIL AND GAS GEOLOGY, 5'2016
НАВСТРЕЧУ VIII СЪЕЗДУ ГЕОЛОГОВ
Рис. 9. ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЪЕМОВ РАЗВЕДОЧНОГО БУРЕНИЯ ЗА 2008-2015 гг. ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
300
250
200
О 150
100
»0
241 2ГХ 247
.«Ч 201 221 \ ^¿ШГ^ 200 22»
-""го» \__14«
160 111
чг»
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Годы
2014
2013
Усл. обозначения см. на рис. 6
Столь же наглядна для анализа тенденций развития минерально-сырьевой базы УВ динамика изменений количества ресурсов, передаваемых недропользователям. С 2004 по 2007 г. количество ресурсов нефти ежегодно нарастало — от 1176,5 до 2216,2 млн т (рис. 11).
В кризисный 2008 г. и последующие годы суммарно вводилось около 400 млн т нефти. И это при 68,7 млрд т ресурсов нефти только категорий Д, и Д2.
Результаты проведенных аукционов и конкурсов
Год Аукционы Конкурсы
объявлено состоялось процент состоявшихся
2001 15 - - 11
2002 0 - - 24
2003 11 - - 1
2004 42 34 81,0 0
2005 259 140 54,1 0
2006 285 185 64,9 4
2007 365 173 47,4 4
2008 142 61 43,0 13
2009 293 62 21,2 10
2010 322 61 18,9 16
2011 249 60 24,1 15
2012 251 60 23,9 1
2013 92 43 46,7 -
2014 164 77 47,0 -
2015 151 66 43,7 12
Еще тревожнее дела обстоят с перспективными ресурсами С3. В последние годы их среднегодовое количество не превышает 100 млн т, что составляет менее 1 % общего количества. Очевидно, что после кризисного 2008 г. компании-нед-ропользователи не испытывают доверия к ресурсам категории С3 и не собираются наращивать объемы нефтегазопоисковых работ.
Проведенный краткий анализ состояния сырьевой базы нефти и процессов, обеспечивающих ее развитие, однозначно приводит к выводу о значительном ухудшении ее качественных показателей и недостаточной компенсации добываемой нефти приростом рентабельных запасов. Объемы добычи нефти на уровне 500 млн т/год и даже некоторое их наращивание обеспечиваются за счет эффективных действий компаний-недропользователей по внедрению новых методов увеличения нефтеотдачи и современных технологий добычи, в том числе и трудноиз-влекаемых запасов, а не благодаря возможностям «развивающейся» сырьевой базы.
Очевидно, что такая ситуация долго сохраняться не может и многие аналитики-нефтяники прогнозируют снижение уровней добычи в ближайшие годы, а это - очевидная угроза сырьевой экономической безопасности [4, 5, 11].
Выход из сложившегося положения один — срочно организовывать масштабные нефтегазопоиско-вые работы за счет федерального бюджета. А для этого есть все необходимые предпосылки.
1. Богатейшая ресурсная база нефти (более 60 млрд т), при опоисковании которой можно прирастить не менее 10 млрд т запасов категории С! (оценки с учетом устоявшихся переводных коэффициентов). По заданию Роснедр геологами обосновано 26 нефтегазоперспек-тивных поисковых зон общей площадью 2 млн км2. Подготовлена «Программа геолого-разведочных работ на нефть и газ до 2020 г.», которую можно взять за основу, расширить и, при обеспечении необходимого финансирования, реализовать.
Таблица 2 за 2001 2015 гг.
Рис. 10. КОЛИЧЕСТВО ЗАПАСОВ НЕФТИ, ПЕРЕДАННЫХ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННЫХ АУКЦИОНОВ И КОНКУРСОВ ЗА 2004-2015 гг.
Категории: 1 - Сь 2 - Сг
2. Высокая эффективность геолого-разведочных работ в России. В последние годы прирост запасов категорий С1 + С2 составлял не менее 2,0 млн т на 1 поисковую скважину, достигая в среднем по году 2,5 млн т. Анализ затрат на производство всех видов геолого-разведочных работ на 1 т прироста У В категорий А + В + С! + С2 свидетельствует о весьма низкой удельной стоимости приращиваемых запасов (рис. 12, А).
Так, в наиболее «дорогих» нефтегазоносных провинциях -Тимано-Печорской и Баренцево-морской — затраты составляют
272.2 р/т усл. топлива, Лено-Тун-гусской - 171,0 р/т усл. топлива, а в среднем по России —
103.3 р/т усл. топлива. В главной нефтяной провинции нашей страны - Западно-Сибирской - затраты не превышают 90 р/т усл. топлива. Таким образом, поисковые работы на континентальной части России являются низкозатратными и, в случае их финансирования из государственного бюджета, многократно окупятся через аукционы при предоставлении в пользование вновь открытых месторождений, а в еще большей степени — через налоговые и таможенные поступления от реализации _
продукции нефтегазового комплекса. При этом также будет решена задача развития сырьевой базы УВ.
Анализ затрат на геолого-разведочные работы вертикально интегрированных нефтяных компаний показывает, что их средний уровень составляет около 135 р/т усл. топлива, варьируя от 37,3 (ОАО «НО-ВАТЭК») до 232,2 р/т усл. топлива (ПАО «ЛУКОЙЛ») (см. рис. 12, 5).
Прогнозируя прирост запасов до 2030 г., я утверждаю, что при сложившейся системе производства нефтегазопоисковых работ среднегодовой прирост запасов не будет превышать 600-650 млн т/год, а средний прирост рентабельных запасов - 300 млн т/год, что приведет к существенному истощению рентабельных балансовых запасов нефти, а после 2020 г. - к падению объемов добычи.
Для обеспечения минимально необходимого развития сырьевой базы нефти следует безотлагательно организовать системные поисковые работы в перспективных нефтегазопоисковых зонах нераспределенного фонда недр, выделив на эти цели 65-70 млрд р/год, что приведет к существенному повышению прироста
Рис. 11. КОЛИЧЕСТВО РЕСУРСОВ НЕФТИ, ПЕРЕДАННЫХ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННЫХ АУКЦИОНОВ И КОНКУРСОВ ЗА 2004-2015 гг.
«00-.
хюо-
■е 8
1500-
1000-
500-
& С
977
ИЗ
23 7
I- 31» ,в7 JJS 393
mini
М)
I
215
4 1
7004
П 1 115 ' 138 ' т ' 124 ' ST1 5Р TP 1 2005 700» 7007 2008 7009 2010 2011 7012 2013 7014 7015
Годы
Категории: 1 - Сз, 2- Д
Рис. 12. УДЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ НА ГЕОЛОГО-РАЗВЕДОЧНЫЕ РАБОТЫ НА ЕДИНИЦУ ПРИРОСТА УВ КАТЕГОРИЙ А + В + С, + С2> ПОЛУЧЕННОГО В 2012-2014 «т. НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ (А) И ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫМИ КОМПАНИЯМИ (Б) ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ, КОНТИНЕНТАЛЬНОМУ ШЕЛЬФУ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛОМ
Рис. 13. ФАКТИЧЕСКИЙ И ПЛАНИРУЕМЫЙ ПРИРОСТ ЗАПАСОВ НЕФТИ ДО 2030 г.
2003 2004 гоо; ¿00« 2007 2068 гом 2*10 2011 2*12 2011 2014 201! »10 2*17 2011 2019 2020 202 1 2022 202) 2024 2025 202« 2027 202« 2029 20М
Годы
Прирост запасов: 1 - фактический; 2-4 - планируемый по трем сценариям: 2 - базовому, затраты: федеральный бюджет -15-20 млрд р, недропользователи - 180-220 млрд р., 3-№ 1, затраты: федеральный бюджет - 65-70 млрд р., недропользователи - 200-250 млрд р., 4-№ 2, затраты: федеральный бюджет -115-120 млрд р., недропользователи - 250-300 млрд р.
запасов нефти, особенно ее рентабельной части (рис. 13).
Для уверенного обеспечения прироста запасов нефти до 800 млн т/год государству необходимо выделять
на нефтегазопоисковые работы около 65-70 млрд р. (сценарий № 1), а для прироста 1 млрд т/год — не менее 115-120 млрд р/год (сценарий № 2). Выделение средств для обеспечения сценария № 2 позволит осу-
ществлять строительство 50-60 поисковых скважин в год на новых площадях и значительно повысит темпы опоискования перспективных, но не оцененных на сегодняшний день территорий.
Оператором этой важной государственной программы, по моему мнению, целесообразно назначить АО «Росгеология» при условии ее материально-технического дооснащения и укомплектования профессиональными кадрами.
Литература
1. Ергин Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть / Д.Ергин. — М.: Альпина паблишер, 2016.
2. Козловский Е.А. Уроки великой войны: геология и национальная безопасность / Е.А.Козловский. — М.: Изд-во ВНИИгеосистем, 2009.
3. Козловский Е.А. Россия: минерально-сырьевая политика и национальная безопасность / Е.А.Козловский. - М.: Издательство МГГУ, 2002.
4. Конторович А.Э. Состояние сырьевой базы углеводородов и перспективы развития нефтяной и газовой промышленности России в первые десятилетия XXI века / А.Э.Конто-рович, П.В.Садовник // Химия и переработка полезных ископаемых и природных газов. — 2006. - № 24.
5. Подольский Ю.В. Возможное развитие нефтегазового комплекса России до 2030 года / Ю.В.Подольский // Нефтегазовая геология. Теория и практика. — 2008. — Т. 3.— Мг 4.
6. Шпуров И.В. Трудноизвлекаемые запасы нефти Российской Федерации. Структура, состояние, перспективы освоения / И.В.Шпуров, А.Д.Писарницкий, И.П.Пуртова, А.И.Вари-ченко. - Тюмень: Изд-во ФГУП «ЗапСибНИИГГ», 2012.
7. Макаревич В.Н. Роль трудноизвлекаемых запасов в восполнении сырьевой базы углеводородов РФ / В.Н.Макаревич, Н.И.Искрицкая, М.М.Копылова // Материалы Между народной научно-практической конференции «Трудноизвлекаемые и нетрадиционные запасы углеводородов: опыт и прог нозы», 3-4 сентября Казань, 2014. - М., 2014.
8. Варламов А.И. Количественная оценка ресурсного потенциала углеводородного сырья России и ближайшие перспективы наращивания его разведанной части / А.И.Варла-
мов, А.П.Афанасенков, М.И.Лоджевская и др. // Геология нефти и газа. - 2013. - Спецвыпуск.
9. Основы государственной политики в области мине рального сырья и недропользования от 21.04.2003, № 494-р.2 // Распоряжение Правительства Российской Федерации. — 21.04.2003. - № 494.
10. Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 г. от 21.06.2010, № 1039 // Распоряжение Правительства Российской Федерации. — 21.06.2010. - № 1039-р.
11. Попов А.П. Состояние сырьевой базы нефти и газа Российской Федерации / А.П.Попов, И.А.Плесовских, А.И.Варламов и др. // Геология нефти и газа. — 2012. — N8 5.
О А.И.Варламов, 2016
Алексей Иванович Варламов, генеральный директор, доктор геолого-минсралогимсских наук, ¡[email protected].
PRESENT STATE AND FURTHER DEVELOPMENT OF CRUDE OIL BASIS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE LIGHT OF CURRENT CHALLENGES
AJ.Varlamov (FGBC1 "Russian scientific research geological petroleum institute")
Main characteristics of crude oil basis of our country playing most important role in its economics are discussed, such as bulk production, rates of increase of commercial (profitable) reserves, oil and gas exploration activities, etc. The data on the amount of exploration works are analyzed. Licensing issues are addressed. Based on express-analysis of the crude oil basis state and factors controlling its development the trends the author shows that oil extraction is insufficiently compensated by new commercial reserves. The need is asserted for essential improvement of the oil and gas exploration practice and strengthening the role of state agencies in this industry necessary for securing the country crude material production.
Key words: crude HC; oil and gas exploration; oil production; geological prospecting; commercial reserves; licensing of prospects.