Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития системы образования города-курорта Сочи'

Состояние и перспективы развития системы образования города-курорта Сочи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сочи / система образования / туризм / рекреация / индустрия гостеприимства / человеческий капитал / Sochi / education system / tourism / recreation / hospitality industry / human capital

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриненко Светлана Викторовна, Цепилова Елена Сергеевна

Город-курорт Сочи обладает значимым туристско-рекреационным потенциалом, что обусловливает необходимость формирования и поддержания соответствующего качественного человеческого капитала, важной составляющей которого является система образования. В качестве платформы развития образовательного и интеллектуального потенциала города выступают образовательные организации как общего, так и профессионального образования (высшего и среднего). В статье представлен обзор современной системы образования города-курорта Сочи в сопряжении со спецификой экономики города, основой которой является индустрия туризма и гостеприимства, и координации с потребностями города-курорта в специалистах определенной направленности. Образовательная палитра представлена в разрезе уровней подготовки — дошкольное, среднее общее (школы, гимназии, лицеи), среднее профессиональное (колледжи, техникумы), высшее (бакалавриат, магистратура), послевузовское (дополнительное, подготовка кадров высшей научной квалификации — аспирантура, докторантура). Статья имеет существенную практическую ценность для выпускников, абитуриентов и всех желающих повысить свой образовательный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гриненко Светлана Викторовна, Цепилова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and prospects of education system of the city-resort of Sochi

The resort city of Sochi has a significant tourist and recreational potential, which necessitates the formation and maintenance of an appropriate high-quality human capital, an important component of which is the educational system potential. Educational organizations of both general and vocational education (higher and secondary) act as a platform for the development of the educational and intellectual potential of the city. The article provides an overview of the modern education system of the resort city of Sochi in conjunction with the specifics of the city’s economy, which is based on the tourism and hospitality industry, and coordination with the needs of the resort city in specialists of a certain orientation. The educational palette is presented in the context of training levels — preschool, secondary general (schools, gymnasiums, lyceums), secondary vocational (colleges, technical schools), higher (bachelor’s, master’s), postgraduate (additional, training of personnel of higher scientific qualifications — postgraduate, doctoral studies). The article has significant practical value for graduates, applicants and everyone who wants to improve their educational level.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития системы образования города-курорта Сочи»

DOI: 10.18572/2686-858X-2021-11-4-46-56

Состояние и перспективы развития системы образования города-курорта Сочи

State and prospects of education system of the city-resort of Sochi

Гриненко Светлана Викторовна,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой управления и технологий в туризме и рекреации E-mail: sv_grinenko@mail.ru Цепилова Елена Сергеевна,

доктор экономических наук, профессор кафедры управления и технологий

в туризме и рекреации, E-mail: Elenatcepilova@mail.ru

Grinenko Svetlana V.,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Management and Technologies in Tourism and Recreation Tsepilova Elena S., Doctor of Economics, Professor of the Department of Management and Technologies in Tourism and Recreation, Sochi State University, Sochi, Russia

Аннотация: Город-курорт Сочи обладает значимым туристско-рекреационным потенциалом, что обусловливает необходимость формирования и поддержания соответствующего качественного человеческого капитала, важной составляющей которого является система образования. В качестве платформы развития образовательного и интеллектуального потенциала города выступают образовательные организации как общего, так и профессионального образования (высшего и среднего). В статье представлен обзор современной системы образования города-курорта Сочи в сопряжении со спецификой экономики города, основой которой является индустрия туризма и гостеприимства, и координации с потребностями города-курорта в специалистах определенной направленности. Образовательная палитра представлена в разрезе уровней подготовки — дошкольное, среднее общее (школы, гимназии, лицеи), среднее профессиональное (колледжи, техникумы), высшее (бакалавриат, магистратура), послевузовское (дополнительное, подготовка кадров высшей научной квалификации — аспирантура, докторантура). Статья имеет существенную практическую ценность для выпускников, абитуриентов и всех желающих повысить свой образовательный уровень.

Ключевые слова: Сочи, система образования, туризм, рекреация, индустрия гостеприимства, человеческий капитал

JEL code: Z30, А 23

Abstract: The resort city ofSochi has a significant tourist and recreational potential, which necessitates the formation and maintenance ofan appropriate high-quality human capital, an important component ofwhich is the educational system potential. Educational organizations of both general and vocational education (higher and secondary) act as a platform for the development of the educational and intellectual potential of the city. The article provides an overview of the modern education system of the resort city ofSochi in conjunction with the specifics of the city's economy, which is based on the tourism and hospitality industry, and coordination with the needs of the resort city in specialists ofa certain orientation. The educational palette is presented in the context oftraining levels — preschool, secondary general (schools, gymnasiums, lyceums), secondary vocational (colleges, technical schools), higher (bachelor's, master's), postgraduate (additional, training of personnel of higher scientific qualifications — postgraduate, doctoral studies). The article has significant practical value for graduates, applicants and everyone who wants to improve their educational level.

Keywords: Sochi, education system, tourism, recreation, hospitality industry, human capital

1. ВВЕДЕНИЕ

Муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи (далее г. Сочи) является вторым по величине образовательным центром Краснодарского края (после краевого центра). Благодаря своим уникальным природно-рекреареационным ресурсам сфера туризма и рекреации является основной в городе. Так как необходимым условием реализации Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» [1], осуществляемым Правительством РФ в соответствии с поручением Президента РФ, является наличие квалифицированного персонала, то представляет научно-практический интерес исследование текущего состояния и направлений развития сферы образования в городе — начиная от дошкольного и заканчивая послевузовским, что особенно актуально для реализации концепции «образование в течение всей жизни» (англ «Life Long Learning»).

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Не вызывает сомнения тезис о том, что «совершенствованию ответственной туристской деятельности в Российской Федерации препятствует дефицит кадров, способных на высокопрофессиональном уровне организовать эти виды туризма и раскрыть уникальный потенциал регионов для внутреннего и въездного туристских рынков, а также сократить барьеры, препятствующие их развитию» [2].

Причем поменялась сама парадигма образования — сегодня отрасль туризма ждет выпускника в большей степени «умеющего, творческого», чем «знающего» [7].

Подробный анализ подготовки кадров высшей научной квалификации по экономическим наукам исследован в нашей предыдущей работе [33], а также исследованиях, посвященных направлениям формирования модели специалиста в области туризма и гостеприимства [7, 16], а также технологиям подготовки высококвалифицированных специалистов в этой сфере [8, 15].

3.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для написания статьи использованы нормативно-правовые акты и справочная информация Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, размещенные на их официальных сайтах; информация официальных сайтов образовательных организаций

г. Сочи, труды российских исследователей. При сборе, обработке и интерпретации полученных данных применялись методы: синтез, сравнение, обобщение, контент-анализ правовой базы и научных работ.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ

По состоянию на ноябрь 2021г. система государственного дошкольного и школьного образования г. Сочи включает 95 дошкольных учреждений (ДОУ), 22 учреждения дополнительного образования, 70 школ; это свыше 26,5 тысяч воспитанников ДОУ и 77 тысяч школьников» [32]. Но этого количества явно недостаточно для стремительно растущего населения города, что характеризуется невозможностью обеспечить всем дошкольникам посещение ДОУ, а также необходимостью ряда школ города работать в 2 и даже 3 смены.

При этом следует отметить высокое качество деятельности школ города, что подтверждается их представительством в Национальном реестре ведущих образовательных учреждений России — это гимназия № 8, гимназия № 1 имени Р.А. Филатовой, гимназия № 15 им. Н.Н. Белоусова, гимназия № 44 им. В.А. Сухомлинского, гимназия № 6, Лицей № 59, Лицей № 95, школа № 10 имени атамана С.И. Белого, школа № 13 имени Б.Г. Гагина [13]. Учителя сочинских школ регулярно участвуют в различных конкурсах педагогического мастерства, занимая призовые места. В 2021 году Е.В. Канищева, директор МБОУ гимназия № 5 города Сочи имени Героя Советского Союза Е.Г. стала лауреатом Всероссийского профессионального конкурса «Директор года России» [9]. Школы и гимназии города реализуют в преподавательской деятельности инновационные технологии и как свидетельство этого гимназия № 9 Сочи стала лучшей в конкурсе «Инициативный инновационный проект», гимназия № 44 реализует инновационного проекта «Школьный агропарк как пространство междисциплинарного обучения» [14].

Общеобразовательные школы города-курорта Сочи обеспечивают формирование пула выпускников — потенциальных абитуриентов колледжей и ВУЗов города, края и России. В рамках профессиональной ориентации ВУЗы города реализуют программы профильных классов, позволяющих помочь школьникам не только выбрать будущую профессию, но и овладеть универсальными компетенциями проектной деятельности, предпринимательства, самоменеджмента.

В индустрии гостеприимства города всегда востребованы сотрудники среднего звена и рабочих профессий, которых готовят организации среднего профессионального образования (СПО) — в Сочи действуют 14 колледжей и техникумов.

Обзорно представим основные из них, поскольку система среднего профессионального образования недостаточно полно представлена в информационном пространстве, что, безусловно, является негативным фактором для привлечения абитуриентов, представления образовательного учреждения в сфере образования и в том числе для работодателей города-курорта Сочи.

Университетский экономико-технологический колледж [20] (далее — УЭТК) действует в составе ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет». Особенностью колледжа является то, что в составе 110 преподавателей высокая доля кандидатов наук. В настоящее время в колледже веется подготовка по 15 специальностям среднего профессионального образования: «Технология продукции общественного питания», «Организация обслуживания в общественном питании», «Туризм», «Гостиничный сервис», «Гостиничное дело», «Поварское и кондитерское дело», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», «Банковское дело», «Право и организация социального обеспечения», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Программирование в компьютерных системах», «Информационные системы и программирование», «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)», «Садово-парковое и ландшафтное строительство», «Дизайн (по отраслям)». Для качественного обеспечения процесса обучения УЭТК обладает развитой материально-технической базой.

Реализуя инновационные подходы в образовательной деятельности УЭТК стал активным участником чемпионатов WorldSkills Russia. Студенты УЭТК регулярно занимают призовые места — в 2019 г. Национальная сборная России на Национальном чемпионате WorldSkills Russia заняла 1 место по компетенции «Поварское дело». Транслируя опыт компетентностного подхода к подготовке специалистов УЭТК СГУ создал и сертифицировал специализированный региональный Центр компетенций (СЦК) по компетенции 34 «Поварское дело» и Центр ранней профориентации по «сервисным» компетенциям по стандартам WorldSkills

Russia, на базе которого в 2018—2019 гг. повысили квалификацию более 290 педагогов и мастеров производственного обучения из более чем 40 регионов России. Также колледж участвует в государственных социальных проектах — на базе СЦК более 40 граждан предпенсионного возраста овладели компетенцией WorldSkills «Поварское дело» в рамках реализации проекта «Навыки мудрых».

На базе Сочинского филиала РУДН [18] также осуществляется подготовка специалистов среднего звена и рабочих профессий по направлениям «Поварское и кондитерское дело», «Сетевое и системное администрирование», «Информационные системы и программирование», «Садово-парковое и ландшафтное строительство», «Экономика и бухгалтерский учет», «Физическая культура», «Дизайн (по отраслям)» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)». Качественная подготовка обеспечивается значимой историей учебного заведения и инновациями высшего образования, что в совокупности дает возможность подготовки высококвалифицированных специалистов. В Сочинском филиале РУДН также реализуется подготовка команд для участия в чемпионатах WorldSkills Russia.

Услуги по среднему профессиональному образованию предоставляет также Сочинский филиал ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции» (РПА Минюста России) — по направлению подготовки «Право и организация социального обеспечения».

Сочинский медицинский колледж [24] имеет долгую историю в городе курорте, оно было создано и внесено в титульный список средних медицинских учебных заведений Минздрава РСФСР в 1954 году. В соответствии с лицензией колледж реализует образовательные программы среднего профессионального образования по специальностям: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Фармация», применяя в обучении студентов передовые методики преподавания, современные наглядные и учебные пособия. Следует отметить, что колледж с историей длиной 57 лет не представляет на сайте учреждения лучших выпускников, достижения и проекты, что очень важно в современных условиях открытости, циф-ровизации и привлечения школьников в профессии, стратегически важные для города-курорта.

Сочинский колледж поликультурного образования [22] создан в 2000 году и осуществляет подготовку по специальностям:

«Сервис домашнего и коммунального хозяйства», «Гостиничное дело», «Туризм», «Дизайн (по отраслям)», «Физическая культура», и такой сверхвостребованной для города специальности как «Преподавание в начальных классах».

Сочинский колледж искусств [30] основанный в 1978 году решением Исполнительного комитета Сочинского городского Совета народных депутатов и приказом Министерства культуры РСФСР, в 2013 году статус училища был повышен до статуса колледжа. Более чем за 40 лет своего существования колледж подготовил более двух тысяч музыкантов, живописцев, специалистов культурно-просветительского направления, которые стали артистами ведущих творческих коллективов, преподавателями детских музыкальных школ и школ искусств. За годы существования в колледже искусств сложился высокопрофессиональный педагогический коллектив, способный эффективно решать современные задачи — в числе преподавателей Заслуженные артисты, деятели искусств, Заслуженные работники культуры Кубани и России.

Сочинский профессиональный техникум [25] (бывшее ГПТУ-19) образован в 1966 году, в целях подготовки квалифицированных специалистов-строителей для крупнейших на Черноморском побережье Кавказа организаций. Сейчас в техникуме ведётся обучение современным технологиям инженерной сферы, сферы строительства, ремонта, технического обслуживания, электроснабжения.

Сочинский торгово-технологический техникум [27] (бывшее ПУ №76) — одно из старейших учебных заведений города Сочи, основанное в 1967 году. За период работы техникума подготовлено свыше 10 тысяч специалистов, и сегодня почти на каждом предприятии торговли и общественного питания можно встретить выпускников колледжа, многие из которых стали руководителями и известными шеф-поварами. В настоящее время ведется подготовка по профессиям квалифицированных рабочих и служащих: «Повар, кондитер», «Продавец, контролер-кассир».

Кубанский юридический полицейский колледж [11] был основан в 2011 году и является первым профильным колледжем среди образовательных учреждений Кубани, в котором в настоящее время обучаются более 400 студентов, получая образование по направлению подготовки «Правоохранительная деятельность».

Частное учреждение профессиональная образовательная организация «Академический колледж» [3] открыт в марте 2001 года на базе высшего учебного заведения «Международный инновационный университет». Он готовит следующих специалистов среднего звена: «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)», «Садово-парковое и ландшафтное строительство», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Право и организация социального обеспечения», «Гостиничное дело», «Гостиничный бизнес».

Частное профессиональное образовательное учреждение « Сочинский социально-технический техникум» [26] основан в 2004 г. Сегодня — это образовательное учреждение стабильно готовит высококлассных специалистов для системы электроснабжения, транспортной системы и сферы обслуживания. В настоящее время это образовательный комплекс, обеспечивающий подготовку конкурентоспособных специалистов для предприятий города—курорта Сочи и других регионов Российской Федерации на основе всестороннего развития и эффективного использования имеющегося образовательного потенциала и современных педагогических технологий.

Для полноценного обеспечения квалифицированными специалистами финансовых организаций Кубанского региона согласно распоряжению Краснодарского краевого управления профессионального образования в 1996 году на базе центра повышения квалификации организована работа Сочинского финансово-юридического колледжа [29]. В образовательном учреждении на дневном и заочном отделении представлены специальности среднего профессионального образования: «Информационные системы и программирование», «Банковское дело», «Земельно-имущественные отношения», «Право и организация социального обеспечения», «Право и судебное администрирование», «Программирование в компьютерных системах». Обучение ведется в Центральном и Лазаревском районах Сочи.

С 2014 года в городе Сочи действуют также негосударственное частное учреждение профессиональная образовательная организация « Сочинский гуманитарно-экономический колледж [21]», обучающий по специальностям «Компьютерные системы и комплексы», «Прикладная информатика (по отраслям)», «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», «Коммерция (по отраслям)», «Право и организация социального

обеспечения», «Право и судебное администрирование», «Дошкольное образование», «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

Сочинский Колледж Управления [23] организован в 2013 году, расположен в Адлерском районе Сочи и ведет подготовку по направления подготовки «Право и организация социального обеспечения», «Экономика и бухгалтерский учет в туризме и гостиничном хозяйстве», «Информационные системы и программирование».

Колледж гостиничного бизнеса [10] образован в 2012 году с целью подготовки грамотных, квалифицированных специалистов, которые обеспечат высокое качество услуг средств размещения и удовлетворят ожидания потребителей гостиничных услуг. Обучение ведется по специальностям «Гостиничный сервис», «Туризм», «Право и организация социального обеспечения».

В профессиональной образовательной организации « Сочинский автомобильно-дорожный колледж» [19] ведется обучение по программам среднего профессионального образования — программам подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (Техник)», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (Техник)», «Гостиничный сервис (менеджер)».

Следует отметить, что число частных профессиональных организации среднего специального образования даже превышает число государственных, что свидетельствует о высокой деловой активности предпринимателей в этой сфере и высоким спросом на среднее профессиональное образование среди выпускников школ.

Только пять из названных колледжей готовят специалистов в области туризма, гостиничного сервиса, гостиничного дела, что не соответствует потребности города и региона в специалистах, в силу чего довольно большое количество работников средств размещения привлекаются в сезон, недостаточного уровня квалификации, что негативно влияет на уровень сервиса и снижает привлекательность дестинации в целом. Именно поэтому средства размещения, сетевые отели участвуют в качестве работодателей в подготовке специалистов туризма, гостиничного дела, санаторно-курортной деятельности в Сочинском государственном университете, поддерживают новые виды практик, участвуют при защите курсовых и выпускных квалификационных работ. Инновационные

подходы к организации практик, реализуемые в СГУ — распределенные практики для студентов гостиничного дела и санаторно-курортной деятельности (студенты три недели проходят теоретическое обучение, затем в течение недели закрепляют полученные знания на практике), концентрированные практики для направления «Туризм» — в течение 10 недель в высокий сезон.

Для возможности работать на управленческих позициях в индустрии гостеприимства соискателю на вакантное место, как правило, необходимо высшее образование, которое представлено государственными ВУЗами и филиалами иногородних ВУЗов и одним негосударственной организацией (таблица 1).

Как видно из таблицы 1, основу высшего образования города составляют первые четыре ВУЗа (3 государственных и 1 частный). Схематично структура высшего образования представлена на рис 1.

Сочинский государственный университет [20]

Первым вузом в системе высшего образования в городе Сочи исторически является Сочинский государственный университет, основанный в 1989 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР как учебно-научный центр по подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих кадров и специалистов в области курортного дела и туризма, который в 1992 г. был преобразован в Сочинский государственный институт курортного дела и туризма, а впоследствии в 1997 г. приобрел статус университета. В 2011 году Сочинский вуз туризма и курортного дела стал классическим университетом.

В структуре университета 5 факультетов (туризма и сервиса, экономики и права, инженерно-экологический, социально-педагогический, юридический, информационных технологий и математики), университетский экономико-технологический колледж. В период с 1998 по 2001 год в составе университета функционировал институт реабилитологии, в состав которого входил медицинский факультет, расформированный 2001 году.

Получивший в 2017 году статус опорного вуза, Сочинский государственный университет является локомотивом создания и продвижения инноваций в сфере высшего образования и науки, на его базе действует юридическая клиника, Центр карьерного роста, Центр «Здоровье», Центр русского языка, Студенческий центр инноваций и

Таблица 1

Образовательные организации высшего образования г. Сочи

Название Год основания/ в текущем статусе Уровни образования Структура Особенности

1.ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» 1989/2011 Среднее профессиональное образование; Бакалавриат; магистратура; аспирантура, докторантура; дополнительное образование Факультеты туризма и сервиса, экономики и права, инженерно-экологический, информационных технологий и математики, социально-педагогический, юридический опорный ВУЗ Краснодарского края; мультиязыч-ная программа двойных дипломов с французским институтом гостеприимства «VATEL»

2.НОУ ВПО Международный инновационный университет (негосударственный) 1997 Бакалавриат; магистратура; аспирантура; дополнительное образование 5 кафедр, 3 науч-но-исследователь-ских института государственный диплом

3.Сочинский институт (филиал) ФГАОУ ВО РУДН 1944/1998 Среднее профессиональное образование Бакалавриат; магистратура; дополнительное образование Факультеты экономический, юридический, истори- ко-филологиче-ский; Департамент биомедицинских, экологических и ветеринарных направлений отделение среднего профессионального образования

4. Сочинский филиал ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции» (РПА Минюста России) 2015 Среднее профессиональное образование Бакалавриат; магистратура; дополнительное образование Факультет дополнительного образования; Институт магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации; Юридический факультет колледж; русская классическая гимназия

5.«Российский международный олимпийский университет» 2009 Программы профессиональной переподготовки; магистратура Основной образовательный продукт — годичная программа Мастер спортивного администрирования уникальное образование спортивного менеджмента, программы MBA

социальной сферы, Центр волонтерства «Форвард», Школа тьютеров и др.

С 2018 г. в университете реализуется практико-ориентированная мультиязычная программа двойных дипломов с Французским институтом гостеприимства «VATEL» (мировой лидер в области гостиничного и ресторанного бизнеса, обладатель мировой награды гостеприимства «Лучшая Школа Гостиничного бизнеса»). Особенность данной программы — большой объем практик и стажировок внутри страны и за рубежом, ин-

тенсивное профессионально-ориентированное изучение иностранных языков, изучение учебных дисциплин на иностранном языке.

В 2017-2018 гг. на базе СГУ создана новая региональная образовательная площадка для подготовки специалистов среднего звена и бакалавров, обладающих компетенциями WorldSkills Russia. Подготовлен высокопрофессиональный преподавательский состав для обучения специалистов по международным стандартам. В 2020 г. в СГУ начали готовить специалистов ландшафтной архи-

Рис. 1. Структура высшего образования в Сочи [14]

тектуры. Возобновление подготовки связано с острой потребностью регионального рынка труда в высококвалифицированных кадрах — проектировщиках (ландшафтных архитекторах), агрономах садово-паркового сектора, дендрологах и цветоводах. Профильные предметы ведут сотрудники Субтропического научного центра РАН — доктора и кандидаты наук.

За 32 года своей деятельности СГУ подготовил около 40 тысяч высококвалифицированных специалистов по основным образовательным программам, многие из которых играют ключевую роль в туристско-рекреационной и других сферах деятельности. Классический вуз, осуществляющий подготовку по 85 образовательным программам различного уровня — подготовки специалистов среднего звена, бакалавриата, магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура и докторантура). Сочинский государственный университет является лидером подготовки специалистов для индустрии туризма и гостеприимства как на уровне квалифицированных рабочих и служащих (на базе университетского экономико-технологического колледжа), так и на уровне бакалавриата, требующегося для управления структурными подразделениями средств размещения, предприятий туризма и санаторно-курортной сферы, магистратуры — менеджмент предприятий туристской направленности и гостиничного бизнеса, что соответствует потребностям города.

Российский университет дружбы народов — филиал в г. Сочи [18]

Сочинский институт (филиал) Российского университета дружбы народов — одно из старейших учебных заведений в г. Сочи, под разными названиями существующий с 1944 года, начавший свою деятельность с Адлерской школы садоводов и овощеводов. Выпускники школы активно участвовали и в постановлении разрушенного войной народного хозяйства. В 1960 году школа садоводов и овощеводов была переведена в подчинение Министерства сельского хозяйства РСФСР и в 1962 году школа переросла в профессиональное училище. С 1981 года профессиональное училище претерпевает череду преобразований — в среднее профессиональное училище, в 1989 году в высшее профессиональное училище, в 1995 году — в Адлерский профессиональный лицей — Центр непрерывного профессионального образования и, наконец, в 1998 года был реорганизован в Сочинский филиал Российского университета дружбы народов. На его базе начинают функционировать 4 факультета: экономический, юридический, историко-филологический, физиологии, осуществляющие подготовку по 5 направлениям. Филиал РУДН осуществляет подготовку по 20 образовательным программа, реализуя подготовку специалистов сферы туризма только на уровне среднего профессионального образования, но реализуя единственную программу по ветеринарии, и подготовку специалистов

в области наук о земле, что не менее востребовано на рынке города рекреационной направленности.

Всероссийский государственный университет юстиции — филиал в г. Сочи [5].

Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) — один из ведущих юридических вузов России, который готовит специалистов для юридических служб и правоохранительных органов. Является центральным образовательным и научным учреждением Министерства юстиции Российской Федерации. В 2015 году — в год 45-летия вуза, академия переименована во Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) и вскоре начата деятельность Сочинского филиала. На базе филиала осуществляется образовательная деятельность по направлениям подготовки «Юриспруденция» и «Экономическая безопасность».

Международный инновационный университет [12]

Вуз был основан в 1997 году как Черноморская гуманитарная академия по инициативе Государственной академии наук «Российская академия образования» как ее научный форпост на Юге России. В 2009 году — негосударственное образовательное учреждение было преобразовано в «Международный инновационный университет». За время существования на базе университета подготовлены десятки докторов и кандидатов наук, тысячи высококвалифицированных юристов, экономистов, менеджеров, психологов, специалистов по компьютерным технологиям, туризму, социально-культурной деятельности, дизайнеров, госслужащих. Университет осуществляет подготовку по 23 образовательным программам.

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Российский Международный Олимпийский Университет» [17]

РМОУ был основан в 2009 году в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Международным Олимпийским Комитетом (МОК), Оргкомитетом «Сочи 2014» и Олимпийским Комитетом России, а также распоряжением Правительства РФ.

Деятельность РМОУ ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов в области спортивного менеджмента для российской и мировой индустрии спорта, олимпийского и па-ралимпийского движения. Учебные программы университета охватывают основные

направления спортивного образования: управление объектами и инфраструктурой, организация соревнований, массовые коммуникации, дипломатия и администрирование, а также управление карьерой. РМОУ является уникальным высшим учебным заведением, которое трансформирует олимпийские знания в образовательные продукты. Именно опыт проведения столь масштабных спортивных состязаний как Олимпийские игры дает четкое понимание всех алгоритмов современной управленческой практики. Основной образовательный продукт университета — годичная программа MCA (Мастер спортивного администрирования).

Безусловно, все ВУЗы города-курорта Сочи значимы и выполняют важную роль в подготовке специалистов для сферы туризма и рекреации. В 2021 году RAEX впервые опубликовал пилотную версию локальных рейтингов вузов по федеральным округам. В локальный рейтинг вузов Южного федерального округа без учета вузов из Топ-100 и рейтинга «Три миссии университета» вошел Сочинский государственный университет, заняв 17 место [34].

Эксперты отмечают следующую структуру потребности в кадрах в индустрии гостеприимства города: 30% — с высшим образованием, 70% — со средним профессиональным образованием. В «Стратегии социально экономического развития Краснодарского края до 2030 года» в качестве приоритетных для Сочинского санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса обозначены укрупненные группы направлений подготовки:

— среднего профессионального образования: 34.00.00 Сестринское дело, 43.00.00 Сервис и туризм;

— высшего образования: 31.00.00 Клиническая медицина; 34.00.00 Сестринское дело; 43.00.00 Сервис и туризм [31].

При планировании новых специальностей стоит принимать во внимание Атлас новых профессий. Так для сферы «Туризм и гостеприимство» отмечены следующие: архитектор территорий, консьерж робототехники, дизайнер дополненной реальности территорий, разработчик тур-навигаторов, разработчик интеллектуальных туристических систем, бренд-менеджер пространств, режиссер индивидуальных туров. Несмотря на то, что часть из них звучит несколько фантастически, этот список задаёт определенную «планку» для образовательных организаций [4].

Выпускники ВУЗов проходят первую ступень обучения (бакалавриат). Далее возможно продолжение обучения в магистратуре. Творческий научный потенциал выпускники магистратуры или специалитета могут реализовать в своих диссертационных исследованиях. Подготовка кадров высшей научной квалификации осуществляется в аспирантуре и докторантуре, которая действует в ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» по научной специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (рекреация и туризм, действует диссертационный совет по этой специальности.

В 2021г. был принят ряд нормативных документов, существенно изменивших правила подготовки кадров высшей научной квалификации, в частности изменилась номенклатура и содержание паспортов научных специальностей. Рассмотрим их применительно к «туристической» научной специальности (табл. 2).

Как видно из таблицы 2, «туристиче-ско-рекреационное» научное направление осталось в переименованной научной специальности «5.2.3 Региональная и отраслевая экономика», но оно стало лишь подпунктом в п. 4. «Экономика сферы услуг» и переименовано в «Туризм и рекреация» (ранее было «Рекреация и туризм»). Такое переименование обозначает приоритет проблематики туризма перед вопросами рекреации, а также более соответствует названию национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Само направление исследований (специализация) подвергнуто революционному сокращению — все 35 ранее существовавших пунктов удалены, что, с одной стороны расширило предметную область исследований, а с другой стороны увеличило риски пересечения со смежными специальностями и специализациями, что может усложнить работу диссертационных советов. Так, например, в географических науках существует специальность «1.6.13. Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география»; более того, географы традиционно занимались научной проблематикой туризма наряду с экономистами [33].

Формирование на базе города-курорта Сочи крупной межрегиональной агломерации, способной стать основным центром экономического развития — «Южного полюса роста» России [31] невозможно без активного внедрения новых технологий, которые с одной стороны должны способствовать

наращиванию человеческого капитала, но и одновременно активизируют подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих навыками в области здоро-вьесбережения, экологии, цифровых технологий. Как следствие это позволит решить ключевые инфраструктурные проблемы как города, так и региона, в том числе связанных с избыточной экологической нагрузкой и перегруженностью инфраструктуры.

Наличие в городе Сочи сильных научно-образовательных учреждений (в том числе Сочинского государственного университета, учреждений медицинской и биологической науки, подразделений РАН и т.д.), способных стать центрами генерации инноваций и подготовки высококвалифицированных кадров является сильной стороной, преимуществом, позволяющим сформировать точки роста и стать основой реализации Стратегии развития города. Не менее важным преимуществом является существующий опыт реализации в регионе крупных федеральных проектов, который накоплен и в образовательных учреждениях города, активно участвующих в реализации таких проектов в области инновационных разработок, подготовки персонала и волонтерства.

К сожалению, в постолимпийский период был ликвидирован один из старейших и мощнейших институтов курортологии страны — Сочинский институт курортологии и реабилитации, который служил основой как научно-исследовательской деятельности в области рекреации и курортологии, так и подготовки специалистов для санаторно-курортной сферы.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие в регионе человеческого капитала на базе университетов, научно-образовательных центров, колледжей, выпускники и сотрудники которых могут оставаться в регионе на постоянную или сезонную работу, активизация волонтерского движения, прежде всего в молодежной среде являются безусловными целями стратегического развития системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства как города-курорта Сочи, так и Краснодарского края, России в целом — более 70 % студентов приезжают из различных уголков страны, а также зарубежных (в том числе СНГ) стран — Белоруссии, Казахстана, Молдовы, Армении, Таджикистана и других.

В отношении дальнейших перспектив развития образовательной сферы видится система решений, позволяющих стать плат-

формой реализации стратегии развития города Сочи:

• Изменение структуры занятости обуславливает пересмотр спектра образовательных программ профессионального и высшего образования с учетом сложившихся приоритетов — наиболее востребованными для краевого рынка труда являются выпускники образовательных программ по укрупненным группам специальностей среднего профессионального образования; в системе высшего образования необходимо отдавать предпочтение прикладному бакалавриату;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Создание образовательных центров коллективного пользования для формирования партнерской сети образовательных учреждений города для достижения общих целей;

• Активизация стажировок и/или практик в организациях сферы гостеприимства и целевой подготовки со стороны туристического бизнес-сообщества в рамках взаимодействия системы профессионального образования с бизнес-сообществом;

• Восстановление программ подготовки в области курортологии в Сочинском государственном университете, что позволит решить задачи сохранения уникального санаторно-курортного комплекса, а также усилить научную составляющую в отраслевом комплексе города, привлечь ученых и преподавателей, повысить качество подготовки кадров для сферы туризма, гостеприимства и санаторно-курортной деятельности;

• Реализация концепции «Образование на протяжении всей жизни» ставит задачу развития системы дополнительного по-

слевузовского образования (в частности, городу-курорту остро не хватает инструкторов-проводников для экологических туров и гидов со знанием иностранных языков);

• Безусловно, формирование образовательных программ должно базироваться на компетенциях будущего, представленных в том числе в Атласе новых профессий [4];

• В отношении подготовки научных кадров — деятельности диссовета по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (рекреация и туризм) отметим, что эффективным видится сотрудничество с ВУЗами в регионах, где активно развивается туристский бизнес, например, созданы ОЭЗ ТРТ (Республика Бурятия, Алтайский край, Иркутская область, Тверская область, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия — Алания), но нет образовательных и научных организаций, на базе которых действуют диссоветы по данной специализации.

Предложенные направления совершенствования образовательной системы на основе существующих образовательных учреждений профессионального среднего и высшего образования города-курорта Сочи, обладающих значимым потенциалом, позволят реализовать Стратегию развития города в части подготовки кадров для ведущей сферы рекреации и туризма и научно-исследовательских и практикоори-ентированных проектов в области туризма и гостеприимства.

Таблица 2

Сравнение нового и старого паспорта научных специальностей по туризму[33]

критерий старый паспорт новый паспорт

Область науки: социально-экономические и общественные науки 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей 08.00.00 — Экономические науки 5.2. Экономика

Наименование отрасли науки, по которой присуждаются ученые степени: Экономические науки Экономические науки

Шифр и название научной специальности: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика

Подшифр 4. Экономика сферы услуг

Направление исследований (специализация): 15. Рекреация и туризм 4.12. Туризм и рекреация.

Содержание 35 подпунктов -

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Official website of the National Project «Tourism and the Hospitality Industry» https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/turizm (accessed: 20.08.2021).

2. Romanova, G. M., Bryukhanova, G. D., Romanov, M. S. (2020). Personnel support of ecological tourism as a factor in the implementation of the national project «Ecology». Professorial journal. Series: recreation and tourism. No. 4 (8), 43-50, 43

3. Akademicheskij kolledzh // https://akkollege.ru/

4. Atlas novyh professij https://atlas100.ru/catalog/turizm-i-gostepriimstvo/?aft_2020=yes

5. Vserossijskij gosudarstvennyj universitet yusticii — filial v g. Sochi // https://sochi.rpa-mu.ru/

6. Vuzy Sochi // https://vuz.edunetwork.ru/23/47/

7. Galichenko A.YU., Grinenko S.V., Erdakova V.P. Kompetentnostnyj podhod pri razrabotke FGOS s uchetom professional'nyh standartov // V sbornike: Gosudarstvennaya akkreditaciya: vchera, segodnya, zavtra. sbornik nauchnyh trudov sotrudnikov Nacional'nogo akkreditacionnogo agentstva v sfere obrazovaniya i ekspertov v oblasti provedeniya gosudarstvennoj akkreditacii obrazovatel'nogo uchrezhdeniya i nauchnoj organizacii. Moskva, 2020. S. 109-119.

8. Grinenko S.V., Romanov M.S., Romanov S.M., Ugryumov E.S. Sistema professional'nogo obrazovaniya cherez vsyu zhizn' kak faktor vostrebovannosti na rynke truda // Vestnik RMAT. 2020. № 1. S. 62-67.

9. Informacionnyj portal «SHkola bol'shogo goroda» // https://school.moscow/general_info/185

10. Kolledzh gostinichnogo biznesa // https://www.chospitality-sochi.ru/

11. Kubanskij yuridicheskij policejskij kolledzh // https://college-sochi.ru/

12. Mezhdunarodnyj innovacionnyj universitet // https://www.miu-sochi.ru/

13. Nacional'nyj reestr «Vedushchie obrazovatel'nye uchrezhdeniya Rossii» // http://www.leading-education.ru/reestr.php?page=1&pg=100&uid=38

14. Oficial'nyj portal goroda-kurorta Sochi // https://sochi.ru/press-sluzhba/novosti/66/ 67724/

15. Professional'noe obrazovanie: sovremennye podhody i perspektivy razvitiya: monografiya / Rossijskaya mezhdunarodnaya akademiya turizma. — M.: Universitetskaya kniga, 2019.

16. Romanova G.M., Erdakova V.P., Grinenko S.V., Vidishcheva E.V. Formirovanie kompe-tencij vypusknikov sistemy vysshego obrazovaniya kak faktor povysheniya konkurentospo-sobnosti i eksporta obrazovatel'nyh uslug // V knige: Eksport uslug. Sankt-Peterburg, 2020. S. 72-102.;

17. Rossijskij Mezhdunarodnyj Olimpijskij Universitet // https://www.olympicuniversity.ru/

18. Rossijskij universitet druzhby narodov — filial v g. Sochi // https://www.rudn-sochi.ru/

19. Sochinskij avtomobil'no-dorozhnyj kolledzh // https://adk-sochi.ru/

20. Sochinskij gosudarstvennyj universitet // https://sutr.ru/

21. Sochinskij gumanitarno-ekonomicheskij kolledzh // http://sgek-sochi.ru/

22. Sochinskij kolledzh polikul'turnogo obrazovaniya // https://sochicollege.ru/

23. Sochinskij Kolledzh Upravleniya // https://sochi-ku.ru/

24. Sochinskij medicinskij kolledzh // http://sochimedcol.ru/

25. Sochinskij professional'nyj tekhnikum // https://sochipt.ru/

26. Sochinskij social'no-tekhnicheskij tekhnikum // http://sochinskijtekhnikum.rf/

27. Sochinskij torgovo-tekhnologicheskij tekhnikum // https://pu76-sochi.ru/

28. Sochinskij filial RUDN //https://www.rudn-sochi.ru/

29. Sochinskogo finansovo-yuridicheskogo kolledzha // http://sfuk.ru/

30. Sochinskoe uchilishche iskusstv // https://art-of-sochi.krd.muzkult.ru/

31. Strategiya razvitiya Krasnodarskogo kraya do 2030 goda // https://economy.krasnodar.ru/ activity/strategicheskoe-planirovanie/strategiya-razvitiya-kk

32. Upravlenie po obrazovaniyu i nauke administracii goroda Sochi // http://sochi.edu.ru/

33. Tcepilova E.S. Tekushchee sostoyanie i perspektivy podgotovki kadrov vysshej nauchnoj kvalifikacii po ekonomicheskim naukam // Professorskij zhurnal 2021. №2. P. 12-22

34. RAEX — Lokal'nye rejtingi vuzov // https://raex-rr.com/education/universities/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.