Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития рынка труда Тюменской области'

Состояние и перспективы развития рынка труда Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4757
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / БЕЗРАБОТИЦА / РАБОЧИЕ МЕСТА / TYUMEN REGION / LABOR MARKET / EMPLOYMENT / EMPLOYMENT POLICY / WORKFORCE / UNEMPLOYMENT / WORK PLACES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловейкина Ирина Борисовна

Исследование рынков труда инвестиционно привлекательных субъектов Российской Федерации имеет особое значение в контексте долгосрочного социально-экономического развития. Анализируется ситуация на рынке труда одного из таких регионов Тюменской области. В качестве источников, помимо официальных статистических данных, использованы результаты анкетирования полномочных представителей 4 000 организаций и 61 учреждения профессионального образования Тюменской области регистрации сведений о составе, перспективной потребности в кадрах и высвобождении работников организации, а также о выпуске специалистов учреждениями профессионального образования. На основании анализа первичной информации дан прогноз развития рынка труда Тюменской области в период 2014-2018 гг. по следующим показателям: численность экономически активного и занятого населения; распределение занятых по сферам и видам экономической деятельности; уровень и структура безработицы. В частности, ожидается существенная трансформация возрастной структуры занятого населения. Прогнозируется стабильно высокая потребность в кадрах в таких отраслях, как строительство, обраба­тывающие производства, здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование, охота и лесное хозяйство. Отрицатель­ная скорректированная потребность в персонале вероятна в сферах государственного управления и обеспечения военной безопасности, в сельском хозяйстве. В целом состояние и перспективы регионального рынка труда характеризуются как позитивные. По результатам исследования предложены рекомендации для органов государственной власти и местного самоуправления Тюменской области, нацеленные на оптимизацию рынка труда региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of labour markets in the investment-attractive regions of Russia is important in the context of socio-economic development in a long-term. The article analyzes the situation in the labour market of one of these regions the Tyumen region. In the article, in addition to official statistical data, there were used the results of the survey of 4000 representatives of different organizations and 61 representatives of professional education institutions of the Tyumen region. Based on the analysis of primary data there was given the forecast of the labour market development in the Tyumen region in the period 2014-2018 by the following indicators: the number of economically active and employed population; distribution of employed by sectors and types of economic activity; the level and structure of unemployment. In particular, it is expected a significant transformation of the age structure of the employed population, and there is projected a consistently high demand for personnel in such industries as construction, manufacturing, health and social services, education, hunting and forestry. In the fields of public administration, military security and agriculture there is the probability of a negative adjusted staffing needs. In general, the state and prospects of the regional labor market are characterized as positive. The paper proposes recommendations for public authorities of the Tyumen region, aimed at optimizing the region’s labor market

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития рынка труда Тюменской области»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 2. С. 155-163.

УДК 311.313

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ1 THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE LABOUR MARKET OF THE TYUMEN REGION

И.Б. Соловейкина I.B. Soloveykina

Центр гуманитарных, социально-экономических и политических исследований - 2 (г. Омск)

Centre for humanitarian, socio-economic and political studies - 2 (Omsk)

Статья поступила в редакцию 1 февраля 2015 г.

Исследование рынков труда инвестиционно привлекательных субъектов Российской Федерации имеет особое значение в контексте долгосрочного социально-экономического развития. Анализируется ситуация на рынке труда одного из таких регионов - Тюменской области.

В качестве источников, помимо официальных статистических данных, использованы результаты анкетирования полномочных представителей 4 000 организаций и 61 учреждения профессионального образования Тюменской области - регистрации сведений о составе, перспективной потребности в кадрах и высвобождении работников организации, а также о выпуске специалистов учреждениями профессионального образования.

На основании анализа первичной информации дан прогноз развития рынка труда Тюменской области в период 2014-2018 гг. по следующим показателям: численность экономически активного и занятого населения; распределение занятых по сферам и видам экономической деятельности; уровень и структура безработицы. В частности, ожидается существенная трансформация возрастной структуры занятого населения. Прогнозируется стабильно высокая потребность в кадрах в таких отраслях, как строительство, обрабатывающие производства, здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование, охота и лесное хозяйство. Отрицательная скорректированная потребность в персонале вероятна в сферах государственного управления и обеспечения военной безопасности, в сельском хозяйстве. В целом состояние и перспективы регионального рынка труда характеризуются как позитивные.

По результатам исследования предложены рекомендации для органов государственной власти и местного самоуправления Тюменской области, нацеленные на оптимизацию рынка труда региона.

The study of labour markets in the investment-attractive regions of Russia is important in the context of socio-economic development in a long-term. The article analyzes the situation in the labour market of one of these regions - the Tyumen region. In the article, in addition to official statistical data, there were used the results of the survey of 4000 representatives of different organizations and 61 representatives of professional education institutions of the Tyumen region. Based on the analysis of primary data there was given the forecast of the labour market development in the Tyumen region in the period 2014-2018 by the following indicators: the number of economically active and employed population; distribution of employed by sectors and types of economic activity; the level and structure of unemployment. In particular, it is expected a significant transformation of the age structure of the employed population, and there is projected a consistently high demand for personnel in such industries as construction, manufacturing, health and social services, education, hunting and forestry. In the fields of public administration, military security and agriculture there is the probability of a negative adjusted staffing needs. In general, the state and prospects of the regional labor market are characterized as positive. The paper proposes recommendations for public authorities of the Tyumen region, aimed at optimizing the region's labor market.

Ключевые слова: Тюменская область, рынок труда, занятость населения, политика занятости, трудовые ресурсы, безработица, рабочие места.

Key words: Tyumen region, labor market, employment, employment policy, workforce, unemployment, work places.

Введение. В условиях современного состояния экономических отношений рынок труда занимает важнейшее место в стратегических направлениях развития государства. С одной стороны, он является элементом экономической системы, и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социально-экономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой,

он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер многих социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия.

Стратегия экономической политики Российской Федерации определена приоритетами деятельности государства в области социальноэкономического развития, сформулированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

1 Работа проведена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания вузам в части проведения научно-исследовательских работ на 2014-2016 гг., проект № 2378.

© И.Б. Соловейкина, 2015

156

И.Б. Соловейкина

на период до 2020 года. Одним из стратегических ориентиров социально-экономического развития является переход экономики страны к инновационному социально-ориентированному типу развития в условиях глобальной конкуренции и открытой экономики. Такой подход требует реализации комплексных, взаимоувязанных по ряду направлений, первым из которых является развитие человеческого потенциала России (преодоление сложившихся негативных демографических тенденций; формирование условий для устойчивого роста заработной платы; создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства; обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, трудовых и предпринимательских ценностей и т. д.). Еще одним направлением является переход к новой модели пространственного развития российской экономики. Этот переход предполагает формирование новых центров социально-экономического развития, в том числе на Урале и в Сибири; выравнивание условий социально-экономического развития регионов страны, сокращение избыточной экономической дифференциации территорий; укрепление системы стратегического управления региональным развитием, обеспечивающим повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил [1]. В связи с этим все более актуальными становятся исследования состояния и перспектив развития рынка труда на мезоэкономическом, региональном уровне, о чем свидетельствует нарастание числа публикаций по данной проблематике как теоретико-методологического, так и прикладного характера (см., напр.: [2-11]).

Особое значение в контексте долгосрочного социально-экономического развития России имеют исследования рынков труда инвестиционно привлекательных субъектов федерации [12], к числу которых относится Тюменская область. Согласно официальным данным, индекс промышленного производства в регионе по итогам 2013 г. составил 116,8 % (в среднем по России - 100,4 %), а индекс производства по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» - 127,5 %. В обрабатывающем секторе общий темп роста производства по сравнению с 2013 г. составил 116,7 %. Наиболее высокая динамика роста обеспечена в химическом производстве (198 %), производстве электро-

оборудования, электронного и оптического оборудования (164,5 %), готовых металлических изделий (128,5 %), нефтепродуктов (121,2 %), прочих неметаллических минеральных продуктов (112,8 %), издательской и полиграфической деятельности (112,2 %), а также в производстве машин и оборудования (110 %). Объем строительных работ, выполненных собственными силами организаций, составил 144,3 млрд руб., что на 26 % выше уровня 2012 г. в сопоставимых ценах. Денежные доходы населения в расчете на одного жителя, по предварительным данным Тюменьстата, составили 24,74 тыс. руб., или 109,6 % к предыдущему году. Реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 4,2 %. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по итогам 2013 г. сложилась в сумме 31,53 тыс. руб. (110,4 % по отношению к 2012 г.). Реальная начисленная заработная плата составила 103,4 % [13].

Позитивные итоги в развитии рынка труда региона во многом связаны с эффективной работой органов исполнительной власти Тюменской области по анализу, оценке и прогнозу состояния этой сферы. Ежегодный мониторинг регионального трудового рынка осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 6 марта 2006 г. № 46-п «Об утверждении Положения об организации мониторинга регионального рынка труда в Тюменской области». Сведения о перспективной потребности в кадрах и высвобождении работников предприятий и организаций региона, а также информация о выпускниках профессиональных учебных заведений включены в единую базу данных в автоматизированной системе «Мониторинг рынка труда». В результате обследования предприятий и организаций департамент труда и занятости населения региона формирует баланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Тюменской области. Полученные данные используются при формировании государственного заказа на подготовку кадров в соответствии с запросами рынка труда, повышении квалификации специалистов, развитии механизмов социального партнерства при реализации кадровой политики, содействии самозанятости населения и некоторых других направлениях.

Объективная потребность в анализе перспектив развития рынка труда Тюменской области обусловили общую проблему данного эмпирического исследования, проведенного Центром гуманитарных, социально-экономических и политических исследований - 2 (ГЭПИ-Центр-2) с целью системного анализа проис-

Состояние и перспективы развития рынка труда Тюменской области

157

ходящих изменений на рынке труда Тюменской области, а также прогнозирования развития ситуации.

Источниковая база исследования. В качестве исходного эмпирического материала для теоретических выводов и обобщений послужили статистические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства экономического развития РФ, данных государственных внебюджетных фондов, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, отделов экономики администраций муниципальных образований Тюменской области, сведений, внесенных в программный модуль автоматизированной информационной системы «Мониторинг рынка труда Тюменской области» департамента труда и занятости населения Тюменской области, данных департамента труда и занятости населения Тюменской области. Кроме того, для сбора первичной информации был использован метод анкетирования, предполагающий самозаполнение респондентом (уполномоченным представителем организации) бланка для регистрации сведений о составе, перспективной потребности в кадрах и высвобождении работников организации и бланка сведений о выпуске специалистов учреждениями профессионального образования. Численность единиц наблюдения составила 4 000 организаций и 61 учреждение профессионального образования.

Методика и результаты исследования. Согласно официальным данным Тюменьстата, во втором полугодии 2013 г. численность экономически активного населения (далее - ЭАН) насчитывала 698,4 тыс. чел. Темп роста численности ЭАН составил 1,00028; численность ЭАН в 2013 г. выросла на 0,028 % по сравнению с 2012 г. В 2013 г. численность занятого населения увеличилась на 0,37 %, т. е. соотношение занятых в экономике Тюменской области в 2013 г. к занятому населению в 2012 г. составило 1,0037, при этом численность занятого населения в 2013 г. была равна 661,2 тыс. чел. Темп роста численности безработных составил 0,93; таким образом, численность безработных за аналогичный период сократилась на 7 % - 2 400 чел. [14].

Данная динамика говорит о том, что рост ЭАН практически полностью обусловлен увеличением численности занятого населения, что свидетельствует о благоприятной ситуации, сложившейся на рынке труда Тюменской области в 2013 г.

Расчет показателей ЭАН в разрезе муниципальных образований (далее - МО) Тюменской области был осуществлен следующим образом. В качестве основного показателя использовалась списочная численность (момент-ный показатель), а не среднесписочная (интервальный показатель), так как иначе при корреспонденции с показателями ЭАН и численности занятых (а они являются моментными) выводы не будут отражать реальную ситуацию на определенную точку времени. Также среднесписочная численность не дает полной возможности анализировать ее структуру (так как это расчетный показатель). Общая списочная численность предприятий была получена суммированием списочных численностей мужчин и женщин каждого предприятия (данные автоматизированной информационной системы «Мониторинг рынка труда Тюменской области» по состоянию на 2013 г.).

Совокупная списочная численность - это та часть занятого населения, которая работает по трудовому договору. Таким образом, данная цифра не учитывает сотрудников организаций, работающих по гражданско-правовым договорам. Для того, чтобы осуществить переход от численности, полученной из данных автоматизированной информационной системы «Мониторинг рынка труда Тюменской области» по состоянию на 2013 г., к численности экономически активного населения и численности занятых (как в целом по области, так и в разрезе муниципальных образований), были рассчитаны коэффициенты перевода списочной численности в численность экономически активного и занятого населения.

Коэффициент перевода списочной численности в численность экономически активного населения (равный 1,610) получен путем деления ЭАН на списочную численность по результатам эмпирического исследования.

Коэффициент перевода списочной численности в численность занятых в экономике равен 1,525 и является результатом деления численности занятого населения на списочную численность.

Для безработного населения коэффициент перевода получен путем соотношения численности безработных к численности ЭАН и составил 0,085.

Для проведения оценки распределения численности работников по МО списочная численность работников каждого муниципального образования была помножена на коэффициент пересчета списочной численности в численность ЭАН, равный 1,610. То есть, например, списоч-

158

И.Б. Соловейкина

ная численность работников в г. Тюмени составляет 275 131 чел., следовательно, численность ЭАН г. Тюмени составляет 443 221 чел. (275 131 х 1,610).

Аналогично численность занятых в экономике является произведением списочной численности на коэффициент пересчета списочной численности в численность занятого населения. Например, списочная численность работников г. Тобольск равна 25 239 чел., поэтому численность занятых в экономике составит 38 494 чел. (25 239 х 1,525).

Что касается численности безработных, то она находится как 5,32 % от численности экономически активного населения региона, т. е., например, для уже анализируемой Тюмени численность безработных равна 23 593 чел. (442 960 х 0,0532).

При составлении прогноза численности ЭАН и занятого населения в качестве определяющих факторов были выделены:

- численность возрастных когорт, вступающих в трудоспособный возраст;

- численность возрастных когорт, выходящих из трудоспособного возраста;

- активность населения в плане получения образования;

- баланс спроса и предложения на рынке труда региона;

- общая экономическая ситуация в регионе и др.

Для того чтобы спрогнозировать численность ЭАН по муниципальным образованиям, численность ЭАН соответствующего МО корректировалась на величину планируемого выпуска специалистов в соответствующем году (путем прибавления). Она отражает естественный прирост ЭАН. В тех МО, по которым данные о выпуске в автоматизированной информационной системе «Мониторинг рынка труда Тюменской области» по состоянию на 2013 г. отсутствуют вследствие отсутствия самих учебных заведений, естественный прирост рассчитывался через численность соответствующей когорты.

Из полученных данных видно, что существует достаточно ярко выраженная общая динамика, в рамках которой в течение 2014 г. в регионе наблюдается незначительный рост ЭАН (в пределах 1,4 %); а с 2015 г. - снижение темпов роста на 0,3 % с последующим сокращением численности ЭАН примерно на 0,4 % ежегодно. Даная тенденция обусловлена сокращением численности когорты, входящей в трудоспособный возраст, начиная с 2015 г. (что в первую очередь связано со снижением рож-

даемости вследствие экономического кризиса 1998 г.). В тот же период численность возрастной когорты, выбывающей из трудоспособного возраста, остается стабильной.

Положительную динамику и увеличение численности ЭАН от показателя по состоянию на 2013 г. на протяжении всего прогнозируемого периода демонстрирует г. Ялуторовск. Причина этого явления кроется в ежегодно стабильно растущей потребности в работниках, поскольку в г. Ялуторовске реализуется ряд значительных инвестиционных проектов, что обеспечит значительный прирост рабочих мест в данном МО. Также незначительный прирост численности ЭАН в течение 2014-2018 гг. наблюдается в Викуловском районе, что связано с активным развитием агропромышленного комплекса на территории МО. До 2016 г. включительно позитивная динамика будет сохраняться в Тобольске, Тюмени и Голышманов-ском районе, что также является результатом активной инвестиционной деятельности на территории указанных муниципальных районов.

Наибольшее отрицательное значение показателя динамики численности ЭАН в прогнозируемый период демонстрируют Армизон-ский, Упоровский, Аромашевский, Сладков-ский, Уватский, Бердюжский, Ярковский, Тюменский, Ишимский, Абатский, Омутинский, Ялуторовский муниципальные районы, но это значение по итогам 2018 г. не превышает 4,3 % к показателю 2013 г.

В целом по Тюменской области и по доминирующему количеству МО наблюдается тенденция увеличения численности занятого населения, темп роста в 2018 г. по сравнению с 2013 г. составит 104,0 %, в 2023 г. - 106,9 %. При этом в разрезе возрастных групп наблюдаются разнонаправленные тенденции. Так, ожидается существенное сокращение численности занятых в крайних возрастных группах - примерно в 4 раза в период ближайших 5 лет сократится численность занятых в возрасте до 20 лет и в 2 раза - численность занятых в пенсионном возрасте. При этом существенно возрастет численность занятых в предпенсионном возрасте (50-59 лет), она увеличится почти на 30 % и составит в 2018 г. 129 % от уровня 2013 г., а к 2023 г. произойдет увеличение в полтора раза. Количество занятых в группе 30-39-летних увеличится незначительно. Численность занятых в возрастах 20-29 и 40-49 лет будет незначительно сокращаться к 2018 г. Здесь следует отметить, что темп сокращения численности возрастной группы 40-49 лет в период 2019-2023 гг. повысится, в отличие от занятых в возрасте 20-29 лет.

Состояние и перспективы развития рынка труда Тюменской области

159

Эти тенденции в первую очередь связаны с изменением возрастной структуры населения в целом, увеличением численности населения в предпенсионном возрасте и малочисленными возрастными когортами, входящими в трудоспособный возраст. Сокращение численности занятых пенсионеров в целом можно рассматривать как положительную тенденцию, связанную со снижением необходимости продолжения трудовой деятельности для значительной части работников, достигших пенсионного возраста, по причине недостаточного уровня пенсионного обеспечения. Можно предполагать, что удовлетворенность уровнем пенсионного обеспечения возрастает, вследствие чего численность возрастной категории занятых 60-72 года имеет тенденцию к сокращению.

Анализируя данные по возрастной структуре занятого населения в целом, можно сделать следующие выводы:

1. Наибольшую долю в структуре занятого населения составляют лица в возрасте от 30 до 57 (для мужчин) и до 52 (для женщин) лет (71,1 %). В ядре возрастных когорт вдвое больше, чем, например, в группе «молодежь», однако доля ядра превышает почти в три раза долю молодежи. Это говорит о довольно устойчивой ситуации на данный момент и вероятной нехватке занятых при смене поколений. Эта тенденция сохранится на протяжении ближайших пяти лет.

2. Мужчины и женщины пенсионного и предпенсионного возраста в структуре занятого населения составляют равные доли - по 4,2 % (от общего числа занятых по каждой гендерной группе), хотя граница пенсионного возраста женщин в России ниже, чем у мужчин, на 5 лет, что обусловлено более низкой продолжительностью жизни последних. В пятилетней перспективе будут увеличиваться доли занятых в предпенсионном возрасте и сокращаться - в пенсионном.

3. Молодежь заметно уступает в общей структуре занятости категории лиц в возрасте от 30 до 52/57 лет. Проблема занятости молодежи обусловлена противоречием регионального рынка труда, а именно увеличивающимся разрывом в трудовых притязаниях молодежи и возможности их удовлетворения. Одной из причин диспропорции на рынке труда является разрыв между количеством выпускаемых студентов нужной квалификации и реальной потребностью рынка.

Из анализа приведенных данных за 20122013 гг. относительно списочной численности мужчин и женщин в разрезе категорий персо-

нала следует, что в структуре занятых по категориям наблюдается перевес в сторону служащих для женщин, который характерен как для 2012 г., так и для 2013 г., и перевес в сторону рабочих для мужчин. Динамика гендерной структуры говорит о том, что для обеих групп характерна тенденция к снижению доли служащих в целом и росту числа рабочих. С точки зрения анализа эффективности занятости это свидетельствует о ее повышении: налицо рост количества высокопроизводительных рабочих мест и позитивный результат модернизации рабочих мест на производствах, максимально устраняющей применение женщинами ручного труда. С учетом сложившихся тенденций данный процесс в прогнозируемый период будет набирать темп.

Обобщая и анализируя данные распределения занятых по сферам экономической деятельности, можно сделать ряд выводов.

1. Отчетливо выделяются шесть основных сфер деятельности, где сосредоточено наибольшее количество занятых: обрабатывающие производства (15,2 %), строительство (14,4 %), образование (12,7 %), здравоохранение (11,2 %), транспорт и связь (9,9 %) и оптовая и розничная торговля (9,1 %).

2. К сферам деятельности, в которых занята наименьшая доля всего занятого населения в 2013 г., относятся добыча полезных ископаемых (1,95 %), гостиницы и рестораны (1,04 %) и государственное управление (0,8 %).

3. Несмотря на то, что строительство занимает одну из лидирующих позиций, его доля в структуре занятых заметно сократилась (с 20 до 14 %). Снижение доли занятых наблюдается и в образовании (с 17,6 до 12,7 %).

4. Самый существенный рост наблюдается в обрабатывающей промышленности (с 10,5 до 15 %).

5. Что касается гендерной структуры по отраслям, она осталась практически идентичной по сравнению с 2011 г., доля мужчин и женщин в отраслях сохранилась.

Прогноз списочной численности занятых в организациях Тюменской области на 20142018 гг. показывает, что в некоторых отраслях уровень потребности в персонале будет ощутим. К ведущим отраслям экономики, где в ближайшее время будет наблюдаться наибольшая потребность в кадрах, относятся строительство, обрабатывающие производства, здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование, охота и лесное хозяйство. Высокая потребность в кадрах для обрабатывающих производств сохранится в течение всего прогнозируемого периода.

160

И.Б. Соловейкина

В ходе анализа выявлены сферы экономики, где прогнозируется отрицательная скорректированная потребность в персонале. К таким сферам относятся государственное управление и обеспечение военной безопасности, где этот показатель приобретает отрицательное значение к 2017 г., и сельское хозяйство, где показатель приобретает отрицательное значение к 2018 г. Здесь же следует отметить, что при выявлении отраслей экономики региона с высокой или, наоборот, отрицательной потребностью в кадрах учтены темпы естественной убыли работников организаций.

Прогноз численности занятых в разрезе видов экономической деятельности показывает, что в период 2014-2023 гг. произойдет изменение как общей численности занятых, так и изменение структуры занятости в разрезе ОКВЭД - в некоторых отраслях ожидается существенное увеличение численности занятых, в других - сокращение, также есть отрасли со стабильным уровнем занятости, колебания которой являются незначительными.

К первой группе, характеризующейся тенденцией к росту численности занятых, относятся такие отрасли, как строительство (темпы роста в 2018 г. - 116,8 % к уровню 2013 г. и в 2023 г. - 133,4 %), оптовая и розничная торговля (109,6 и 118,9 % соответственно), рестораны и гостиницы (108,8 и 117,4 % соответственно), производство и распределение энергии (104,9 и 109,6 % соответственно).

К отраслям со стабильным уровнем занятости относятся транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, в этих отраслях ожидается умеренный рост в пределах 4-5 % к уровню 2013 г.

Существенное сокращение численности занятых ожидается в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых (сокращение на 21 % в течение ближайших 5 лет), здравоохранение (сокращение на 10,8 % к 2018 г.), обрабатывающие производства (сокращение на 6,9 % к 2018 г.). Можно предположить, что планируемое сокращение численности занятых в значительной мере связано с внедрением в этих сферах более прогрессивных методов производства, новых технологий, которые позволяют снизить трудоемкость работ.

В целом по Тюменской области и по доминирующему количеству муниципальных образований наблюдается тенденция увеличения в 2014 г. численности населения. Темп роста по региону в целом составит 102,2 %. Максимальное увеличение численности занятого населения прогнозируется в Викуловском районе

(164,6 %); Абатском, Армизонском, Сорокин-ском, Исетском, Аромашевском районах. С учетом того, что численность указанных МО невелика, прирост занятого населения выглядит значительным (в диапазоне от 5,4 до 11,1 %). Однако последующая динамика изменения численности занятых в экономике Тюменской области имеет отрицательное значение. В прогнозируемой ситуации позитивным является факт последовательного снижения темпов сокращения доли занятых с 2017 г.

Таким образом, в 2014 г. численность занятых в экономике будет иметь позитивную динамику в сравнении с 2013 г.; но начиная с 2015 г. значение показателя будет сокращаться. Аналогичную тенденцию мы наблюдаем по изменению численности ЭАН, которое вызвано растущим разрывом между численностью возрастной когорты, выбывающей из трудоспособного возраста, и средней численностью возрастных когорт, вступающих в трудоспособный возраст. Однако темпы сокращения ЭАН будут более значимыми, чем темпы изменения численности занятого населения региона. Этот факт характеризует позитивные явления в экономике Тюменской области, поскольку предполагает сокращение доли безработных в структуре ЭАН.

При прогнозе численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в разрезе профессий (специальностей), на 2014-2018 гг. были использованы официальные данные департамента труда и занятости населения Тюменской области по состоянию на 2013 г. [15]. Были выделены 30 профессий (специальностей) безработных, лидирующих в рейтинге профессий (их доля в общей численности зарегистрированных безработных составила 47 %). При корреляции с данными модуля автоматизированной информационной системы «Мониторинг рынка труда Тюменской области» о динамике высвобождения работников выбранных специальностей в трудоспособных возрастах были получены следующие результаты.

По сравнению с показателями 2013 г., к 2018 г. можно ожидать роста числа безработных с должностями «зам. руководителя», «помощник», профессией «почтальон». Стабильно сохранятся предложения от безработных, ищущих вакансии начальника отдела, тракториста, менеджера. Менее всего в государственные службы занятости к 2018 г. за поиском работы будут обращаться продавцы (-51,0 %), кладовщики (-52,6 %), специалисты (-53,1 %), сторожи и вахтеры (по -56,5 %), экономисты

Состояние и перспективы развития рынка труда Тюменской области

161

(-58,8 %), инспекторы (-84,7 %). По прочим профессиям (специальностям) в течение ближайших пяти лет также будет наблюдаться негативная динамика темпов прироста. Численность безработных возрастет в основном в секторе обслуживания, что связано с особенностью сферы: многие выбирают ее как стартовую площадку для своей карьеры, поэтому занятость в ней нестабильна. В целом, если оперировать данными Тюменьстата, мы видим прогнозное снижение численности безработных.

Следует обратить внимание на общее снижение численности безработных 20 лет и старше. Что касается молодых работников (1619 лет), то низкие прогнозные темпы роста нельзя трактовать однозначно ввиду низких абсолютных значений (27-31 чел.).

Численность безработных по муниципальным образованиям Тюменской области распределена неравномерно. Прогноз изменения численности безработных по территориям, составленный исходя из данных Тюменьстата, будет иметь в анализируемый период отрицательную динамику роста официальной безработицы по всем МО региона. При этом наиболее активно безработица будет сокращаться в Со-рокинском и Юргинском районе. Однако тенденции схожи, поэтому нельзя говорить о значимых территориальных отличиях.

Прогноз численности незанятого населения менее однозначен по сравнению с прогнозом уровня зарегистрированной безработицы в регионе: во всех МО, помимо Абатского района, прогнозируется снижение численности незанятого населения за период с 2012 по 2016 г. Однако различается скорость этих изменений: в Ялуторовском, Сладковском, Казанском, Голышмановском и Бердюжском районах снижение составит менее 20 %, в Тобольском, Нижнетавдинском, Исетском и Вагайском районах - более 80 %.

Отмеченная динамика численности незанятого населения объясняется тенденциями повышения спроса на рабочую силу в регионе в целом за счет создания дополнительных рабочих мест.

Прогноз численности незанятого населения в разрезе основных половозрастных групп представляется следующим образом. Основная численность незанятых в течение прогнозируемого периода относится к «ядру» ЭАН. Следует, однако, обратить внимание на тот факт, что начиная с 2015 г. темпы снижения числа незанятого населения в возрасте 30-52/57 лет начинают заметно превышать темпы снижения незанятого населения в других ко-

гортах. Прогноз по возрастным группам в целом соответствует общему прогнозу, структура возрастных групп заметно не изменится, доли незанятых сохранятся.

Практически по всем уровням образования ожидается сокращение численности незанятого населения - общее сокращение численности незанятых составит 22 %. Можно ожидать, что к 2018 г. численность незанятых с высшим образованием сократится практически в 10 раз, со средним профессиональным - в 2 раза, со средним общим - более чем на одну треть. В то же время прогноз показывает, что возрастет численность незанятых с начальным профессиональным образованием. Можно говорить о том, что образовательный фактор играет решающую роль в переходе от статуса незанятости - чем выше уровень образования, тем менее многочисленная группа населения представлена в структуре незанятого населения.

За рассматриваемый период структура незанятых перераспределится в пользу не выразивших желание работать. Основная группа, в которой прогнозируется увеличение доли -это учащиеся очной формы обучения. Это хорошая тенденция, так как данная группа обладает наибольшим потенциалом дальнейшего перехода в статус занятых. Уменьшение долей незанятых намечено в составе безработных (около 8 %) и в составе выразивших желание работать, но не ищущих работу (около 7 %). Данные группы имеют трудности с переходом в состав занятых, поэтому это еще раз подтверждает позитивную тенденцию.

Что касается причин незанятости безработных, то в 2013 г. доминирующее число последних имели к моменту получения своего настоящего статуса опыт работы; из них одна треть уволились по собственному желанию. Темпы роста безработных граждан с опытом работы к 2018 г. составят 107,6 % к показателю 2013 г. Наибольший рост будет зафиксирован для уволившихся по собственному желанию (130,7 %), в связи со сроком окончания сезонной работы или работы по контракту (121,0 %) и иными причинами (117,1 %). Наиболее заметное сокращение числа безработных прогнозируется для таких категорий, как уволенные из вооруженных сил и работники, оставившие прежнее место в связи высвобождением, сокращением и ликвидацией предприятий. Последнюю тенденцию следует рассматривать как позитивную, поскольку она характеризует сокращение в будущем числа «закрывающихся» предприятий и организаций на территории региона.

162

И.Б. Соловейкина

Поскольку в число незанятого населения входят, в том числе, те граждане, кто не имеет профессионального образования, опыта работы, никогда не обращался в службу занятости и не испытывает потребности в работе, «привязать» данную совокупность к определенным профессиям (специальностям) нет объективных оснований. Тем не менее, в соответствии с Методологическими положениями Росстата по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости [16] и рекомендациями МОТ для определения структуры численности незанятого населения в разрезе профессий (специальностей), допустимо рассматривать ту долю граждан, которые ранее имели опыт работы и в настоящее время проявляют желание найти ее вновь. К такой категории населения относятся безработные. Судя по результатам проведенного исследования, наибольший прирост в течение ближайших пяти лет следует ожидать для безработных, ранее относящихся к группе руководителей (133,6 % в 2018 г. к показателю 2013 г.), что подтверждает аналогичную тенденцию изменения численности зарегистрированных безработных, ранее занятых в управленческом звене (заместитель, помощник руководителя). Более чем на треть вырастет число безработных, ранее бывших работниками сферы обслуживания, ЖКХ, торговли и родственных видов деятельности (136,4 %). Прирост можно ожидать по группам безработных из числа неквалифицированных рабочих; операторов, аппаратчиков, машинистов установок и машин; специалистов среднего уровня квалификации. К 2018 г. отрицательная динамика будет характеризовать прирост безработных из числа квалифицированных рабочих промышленности, строительства, транспорта, связи, геологии (-40,3 %). Сокращение можно ожидать по группам безработных из числа квалифицированных рабочих сельского хозяйства, специалистов высшего уровня и работников, занятых подготовкой информации и оформлением документации.

Перечисленные тенденции подтверждают вывод о значимости образовательного фактора и актуальности повышения квалификации потенциальных работников.

Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд рекомендаций и определить приоритетные задачи перспективного развития рынка труда в Тюменской области:

1. Внедрение мероприятий по профессиональной ориентации лиц, вступающих в трудоспособный возраст, в пользу рабочих профессий и технических специальностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Увеличение бюджетных мест в учебных заведениях по востребованным специальностям и сокращение - по трудоизбыточным.

3. Создание условий для повышения мобильности рабочей силы Тюменской области (как географической, так и профессиональной), снижая или ликвидируя соответствующие экономические и социальные барьеры.

4. Стимулирование создания новых рабочих мест в трудоизбыточных муниципальных образованиях.

5. Совершенствование информационного поля рынка труда с целью обеспечения его участников более полной и достоверной информацией.

6. Дальнейшее развитие привлекательности рынка труда региона для рабочей силы других субъектов Российской Федерации, что способно обеспечить всевозрастающие запросы рынка, связанные с мощным развитием промышленности и другими перспективными инвестиционными проектами.

7. Учитывание внутрирегиональных потоков трудовой миграции при развитии мест приложения труда на территории муниципальных образований. 1 2 3 4 5 6 7

1. Социокультурный портрет Омской области / К. И. Богомазов [и др.]. - Омск : ОмГТУ, 2011. - 396 с.

2. Коровкин А. Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования - М. : МАКС Пресс, 2001. - 320 с.

3. Коровкин А. Г., Королев И. Б. Макроэкономический анализ взаимосвязи динамики отраслевых рынков труда и системы образования // Проблемы прогнозирования - 2005. -№ 4.- С. 28-50.

4. Косоруков О. А., Петрикова Е. М., Пет-рикова С. М. Макроэкономические методы прогнозирования рынка труда в региональной экономике // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 45. - С. 10-26.

5. Котырло Е. Прогнозирование спроса на рабочую силу на уровне региона // Человек и труд. - 2008. - № 4. - С. 26-29.

6. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке кадров / А. Г. Мокроносов [и др.]. - Екатеринбург : РГППУ, 2010. - 111 с.

7. Мусихин С. Н. Теоретические основы

макроэкономической модели прогнозирования общей кадровой потребности экономики РФ и экономики субъектов РФ // Изв. Рос. экон. унта им. Г. В. Плеханова. - 2011. - № 1. - URL : http://old.rea. ru/Mam.aspx?page=Nomer_1_1_.

Состояние и перспективы развития рынка труда Тюменской области

163

8. Сангадиев З. Г., Скотников С. Н., Жирнов А. Ю. Методика прогнозирования потребности экономики региона в специалистах // Вестн. Сибир. гос. аэрокосм. ун-та им. акад. М. Ф. Решетнева. - 2006. - № 5. - С. 216-220.

9. Смирнова С. В. Прогнозирование регионального рынка труда в инновационной сфере занятости : автореф. дис. ... канд. экон. наук. -Вологда, 2004. - 24 с.

10. Стукен Т. Ю. Дифференциация региональных рынков труда и ее влияние на политику народонаселения // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2010. - № 4. - С. 94-98.

11. Половинко В. С. Механизмы регулирования спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда // Занятость. Карьера. Образование : матер. науч.-практ. конф. (28 октября 2011 г.). - Омск : Омскбланкиздат, 2011.- С. 17-20.

12. Строителева Т. Г., Деружинский Г. В. Рынок труда инвестиционно привлекательного региона: особенности его функционирования в современных посткризисных условиях // Экономика устойчивого развития. - 2012. -№ 9. - С. 79-83.

13. Основные итоги социально-экономического развития Тюменской области (без автономных округов) за 2013 г. // Тюменская область : официальный портал органов государственной власти. - URL : http://admtyumen.ru/ ogv_ru/about/soc_econ_status/more.htm?id=1116 4703@cmsArticle.

14. Рынок труда и занятость населения / Тюменьстат. - URL : http://tumstat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/tumstat/ru/statistics/emp-loyment/.

15. Работа. Спрос и предложение // Занятость населения Тюменской области : официальный сайт. - URL : http://trud.admtyumen.ru/ zan_to/job/rt.htm.

16. Об утверждении Методологических положений по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы) : Приказ Федеральной службы государственной статистики от 21 декабря 2010 г. № 452. - URL : http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12082061 /#ixzz3Q6H287Gq.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.