УДК 69.002.5
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА СОВРЕМЕННОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Большакова О.В., студент, направление подготовки 08.03.01 Строительство, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: olya-bolshakova-00@mail.ru
Научный руководитель: Уханов В.С., кандидат технических наук, доцент, Оренбургский государственный университет, Оренбург
Аннотация. Строительные машины используются на всех этапах строительного производства - от работ освоения строительных площадок и нулевого цикла до завершающих стадий отделочных работ и обустройства территорий. В настоящее время рынок строительных машин претерпевает серьезные изменения, связанные с покупательской способностью. Строительство зданий различного назначения, прокладывание автодорог и сооружение транспортных развязок также невозможно без применения строительной техники, и поэтому вопрос о состояние рынка строительной техники будет очень актуален.
Ключевые слова: строительная техника, спрос, лизинговые сделки, работоспособность, производители, рост.
THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF MODERN
CONSTRUCTION EQUIPMENT
Bolshakova O.V., student, direction of training 08.03.01 Construction, Orenburg state University, Orenburg e-mail: olya-bolshakova-00@mail.ru
Scientific adviser: Ukhanov V.S., Candidate of Technical Sciences, Associate professor, Orenburg state University, Orenburg
Abstract. Modern construction is one of the most mechanized spheres of human activity. Construction machines are used at all stages of construction production - from the development of construction sites and the zero cycle to the final stages of finishing works and landscaping. The construction of buildings for various purposes, the laying of roads and the construction of transport interchanges is also impossible without the use of construction equipment, and therefore the question of the state of the construction equipment market will be very relevant. Keywords: construction equipment, demand, leasing transactions, efficiency, manufacturers, growth.
В наше время современное строительство является одной из наиболее механизированных сфер деятельности человека. Строительные машины используются на всех этапах строительного производства - от работ освоения строительных площадок и нулевого цикла до завершающих стадий отделочных работ и обустройства территорий.
Строительство представляет собой масштабную отрасль и является весьма трудоёмким процессом. На сегодняшний день использование спецтехники в строительной индустрии занимает очень важное место, что позволяет сократить сроки возведения зданий и сооружений. Усложнение строительных проектов и строительства в целом по России в последние годы положительно сказывается на рынок строительной техники. Строительство зданий различного назначения, прокладывание автодорог и сооружение транспортных развязок невозможно без применения строительной техники, и поэтому
вопрос о состояние и перспективе рынка строительной техники будет очень актуален.
В первом квартале 2018 года в России рынок показал рост продаж строительной техники до 60%, если сравнить этот показатель с периодами последних нескольких лет, то он заметно вырос.
С 2014 года покупатели вынужденно экономили на машинах, приобретая поддержанные, но в связи с естественным износом техники со временем, клиенты вынуждены покупать новую, брать в аренду или даже оформлять лизинговые сделки за счёт программы субсидирования лизинга [1, с. 38-41].
Бесспорно, что на рынке строительной техники всегда останутся востребованы универсальные машины, которые способны выполнять различные виды работ, такие как копать, разрушать, измельчать, грузить, перевозить и т.д. Например, дополнительное навесное рабочее оборудование, устанавливаемое на базовую машину, позволит сделать
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
экскаватор универсальным для решения широкого круга задач. В связи с этим на рынке стабильно высоким спросом пользуются гидромолоты, измельчители, гидроножницы и т. п.
Горная и строительная техника пользуется также высоким спросом. Данная техника более востребована в Сибири и на Дальнем Востоке, где машины эксплуатируются для добычи полезных ископаемых и строительства объектов. В северных регионах велик спрос на строительную технику среднего класса, которая предназначена для работ в холодном климате. Такие машины работоспособны при температуре до - 40 °С. К машинам, работающим в экстремальных условиях, предъявляются особые требования, такие как:
- предпусковой подогреватель двигателя или использование фильтра-сепаратора с подогревом;
- утеплённая кабина с двойным остеклением;
- дизельные двигатели внутреннего сгорания (двигатели производства Scania обладают хорошо известными преимуществами - это низкий расход топлива, малые эксплуатационные затраты и проверенное качество);
- трансмиссия и моторное масло (масла Роснефть, Mobil Mobilube предназначены для строительных машин, которые работают в экстремально жестких условиях, сохраняя эффективность при низких температурах).
Соблюдение данных требований позволит беспрепятственно запускать машину в мороз и поддерживать необходимую работоспособность [2].
Среди всего множества строительной техники лучшими по продажам в стране стали гусеничные экскаваторы: в 2018 году заказчики получили их в количестве 3926 ед. [+35%] по отношению к аналогичному периоду 2017 года. На втором месте по объемам поставок стали экскаваторы-погрузчики: их реализовано 2778 ед. [+38%]. Фронтальных колесных погрузчиков российскими заказчиками получено 1139 ед. [+24%], а погрузчиков с бортовым поворотом - 1013 ед. [+15%]. Гусеничных тракторов поставлено 1018 ед. [+30%], а самоходных грейдеров - 813 ед. [+14%]. Выросли поставки колесных экскаваторов, которых российские заказчики получили в количестве 565 ед. [+37%]. Но самый значительный рост поставок показали шарнирно-сочлененные самосвалы - российские заказчики получили их в количестве 273 ед. [+80%].
В обзоре рынка по продажам спецтехники в России на 2018 год можно отметить, что на нём по-прежнему действуют основные игроки-производители:
1. «Челябинский тракторный завод». Это машиностроительное предприятие разрабатывает и производит колесную и гусеничную дорожно-строительную технику, такую как бульдозеры, трубоукладчики, фронтальные погрузчики, минитрак-
торы, также производит двигатели внутреннего сгорания. Завод, который изготавливает целиком дизель в своём подразделении - «ЧТЗ - Уралтрак».
2. «Промтрактор» из г. Чебоксары - знаменитая марка бульдозеров_«Четра». В отличие от «ЧТЗ», где все узлы используют отечественные или собственного производства, «Промтрактор» активно пользуется немецкими, американскими, итальянскими комплектующими.
3. Автокрановый рынок. Основными производителями автокранов в РФ стали «Ивановский автокрановый завод», «Клинцовский автокрановый завод», «Галичский автокрановый завод», «Челябинский механически завод». Свои краны теперь выпускает и «Газпром» на базе старого «Камышина».
4. «Челябинский механический завод». Предприятие остаётся единственным производителем гусеничных стреловых кранов моделей ДЭК-251, ДЭК-321 и более мощных.
5. Автогрейдерами по-прежнему славятся завод «ЧСДМ» («Челябинские строительно-дорожные машины») и «Дормаш» в г. Орел. По принципу лицензионной сборки машины ДЗ-98, ДЗ-122 и прочие выпускает много компаний, к которым так или иначе попала конструкторская документация из г. Брянска, г. Орла или г. Челябинска. Завод «ЧСДМ» активно пользуется импортными комплектующими.
6. «Березовский ремонтно-механический завод». Завод выпускает цилиндры с диаметром поршня до 250 мм, с ходом до 2000 мм, рассчитанные на давление до 40 МПа - такие возможности «БРМЗ» закрывают практически все потребности российских производителей спецтехники в гидроцилиндрах [3, с. 57-86].
С 1 января 2016 года введен утилизационный сбор на самоходные, сельскохозяйственные и ле-сохозяйственные машины, строительной и дорожной техники и прицепов к ним. Утилизационный сбор представляет собой единовременный платеж государству, который берется с покупателя транспортного средства для обеспечения экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья человека от вредного воздействия эксплуатации транспорта. Коэффициенты утилизационного сбора рассчитываются исходя из вида и категории самоходных машин и прицепов к ним [4, с. 53].
Нельзя не упомянуть и о рынке б/у строительных машин на 2018 год. С одной стороны, недавно был период (примерно 2015-2016 гг.), когда продавались большей частью одни только запчасти. В то время предприятия старались поменять стратегию и уделить большое значение ремонту машин. В 2017 году, когда была чёткая ориентация государства на крупные проекты в сфере строительства и ВПК (к примеру, возведение Керченского моста),
спортивной инфраструктуры, строительство газо- и нефтепроводов, был зафиксирован рост спроса на новые машины. При этом лицензионная сборка покупалась также хорошо.
Очень привлекательным предложением на рынке строительной техники может стать аренда или лизинг строительной техники. По данным аналитического центра «РусРентал», объем рынка аренды техники в 2017 году вернется на уровень 2014 года и в дальнейшем будет расти не менее чем на 10% в год. В настоящее время аренда строительной техники в нашей стране составляет 5% по сравнению с покупаемой [5, с. 12-15].
Сегодня ни одна стройка не обойдется без использования современной строительной спецтехники: фронтальных погрузчиков, экскаваторов,
самосвалов и многих других. Состояние рынка 2018 года показало, что в России в первом квартале демонстрировал рост продаж строительной техники до 60%, лучшими по продаже в стране стали гусеничные экскаваторы, увеличился рост спроса на габаритную технику, также возрос спрос на рынке б/у техники. А по мнению специалистов, в 2019 году будет прогнозироваться уменьшение объемов продаж новой строительной техники на 7,10%. В 2019 году ожидается увеличение доли цементирующих агрегатов, автопогрузчиков и автогудронаторов. Доли автоэкскаваторов и автобетононасосов, напротив, сократятся. В 2020-2023 гг. ожидается градационное увеличение доли автобетоносмесителей, но к 2024 г. их доля уменьшится до 72,28% [6, с. 28-30].
Литература
1. Щетников А. А. Российский рынок спецтехники 2018: конъюнктура и тренды // Журнал Грейдер. -2018. - № 5. - С. 38-41.
2. Хайруллин Л. М. Обзор рынка спецтехники на 2018 год. Какие итоги, прогнозы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://megaobzor.com/Obzor-rinka-spectehniki-na-2018-god-Kakie-itogi-prognozi. html (дата обращения: 20.03.2019).
3. Пугин К. Г. Современное состояние строительно-дорожной техники // Развитие и современное состояние строительно-дорожной отрасли. - 2012. - С. 57-86.
4. Богданова Л. В. Развитие предпринимательства на российском рынке дорожно-строительной техники: диссертация канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2016. - 53 с.
5. Будаева Е. Г. Дорожная техника 2019: новые планы и направления развития // Строительные и дорожные машины. - 2018. - № 7. - С. 12-15.
6. Хвоинский Л. Отечественная техника: за или против? // Журнал Транспортная стратегия XI века. -2014. - № 25. - С. 28-30.