Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития рынка плодоовощных консервов в Республике Беларусь'

Состояние и перспективы развития рынка плодоовощных консервов в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
622
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / РЫНОК / ПЛОДООВОЩНЫЕ КОНСЕРВЫ / ПРОГНОЗ / КОНЦЕНТРИРОВАННЫЕ ТОМАТОПРОДУКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рощина Елена Васильевна, Жидкова Анна Евгеньевна

Авторами проведено исследование состояния рынка плодоовощных консервов в Республике Беларусь. В ходе проведенного анализа рынка плодоовощных консервов выявлены основные тенденции в производстве овощных консервов, в том числе томатных, спрогнозированы объемы производства данных групп товаров на 2012-2013 гг. Проанализировано производство плодоовощных консервов предприятиями потребительской кооперации республики и выявлено, что в данной системе в настоящее время производство плодоовощных консервов сконцентрировано на 3 предприятиях, планируемая модернизация которых позволит расширить ассортимент производимой продукции, улучшить ее оформление, повысить конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Показаны основные направления развития плодоовощной промышленности республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status and Prospects of Canned Fruits and Vegetables Market in the Republic of Belarus

In the article «The State and prospects of development of the market of canned fruits and vegetables market in the Republic of Belarus» the authors conducted a survey of the condition of canned fruits and vegetables market in the Republic of Belarus. While analyzing canned fruits and vegetables market the main tendenciens in the production of canned vegetables, including canned tomatoes were revealed, the volumes of these groups of products in 2012-2013 were forecasted. The production of canned fruits and vegetables by the consumer cooperatives enterprises of the Republic were analyzed and it was revealed that at present the production of canned fruits and vegetables is concentrated on 3 enterprises, whose planned modernization will expand the range of products, improve their desing, increase competitiveness on the domestic and foreign markets. The main tendenciens in the development of fruit and vegetable industry of the Republic were identified.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития рынка плодоовощных консервов в Республике Беларусь»

УДК 664.8:001.8

Состояние и перспективы развития рынка плодоовощных консервов

в Республике Беларусь

Е.В. Рощина, канд. техн. наук, доцент, А.Е. Жидкова, ассистент

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, Республика Беларусь, г. Гомель

В настоящее время консервная промышленность республики - динамично развивающаяся отрасль. Овощные и плодовые консервы занимают стабильное положение в потре-

Таблица 1

Динамика объемов производства овощных консервов в Республике Беларусь за 2003-2011 гг.

[12, с. 130].

Объем производства, муб Абсолютный прирост, муб Темп роста, %

Год к предыдущему к базисному к предыдущему к базисному

2003 79,0 - - - -

2004 88,0 9,0 9,0 111,4 111,4

2005 97,7 9,7 9,7 111,0 123,7

2006 98,7 1,0 19,7 101,0 124,9

2007 92,1 -6,6 13,1 93,3 116,6

2008 104,9 12,8 25,9 113,9 132,8

2009 126,5 21,6 47,5 120,6 160,1

2010 141,2 14,7 62,2 111,6 178,7

2011 172,2 31,0 93,2 122,0 218,0

бительской корзине белорусов, особенно в осенне-зимний сезон. При этом особой популярностью пользуются концентрированные томатопро-дукты (соусы, кетчупы). Одна из тенденций отечественного рынка плодоовощной консервной продукции является стремление изготовителей увеличивать товарный ассортимент, предлагая все новые виды консервов - с различным сочетанием сырья и вспомогательных компонентов. В последнее время в структуре белорусского рынка плодоовощной консервной продукции значительную долю составляет продукция отечественного производства. Также на рынке представлена продукция зарубежных компаний, преимущественно стран Таможенного союза, а также Украины, Польши, Литвы и др.

В современных условиях белорусские изготовители консервной продукции стремятся выделить свой товар среди импортных, при этом наряду с другими способами привлечения покупателей активно используется упаковка, которая давно признана одним из главных маркетинговых инструментов.

Таблица 2

Динамика структуры производства овощных консервов в Республике Беларусь за 20032011 гг. (миллионов условных банок) [12, с. 130]

Темп

Год роста, % или откл.

Продукт по уд. весу, (±)

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2011 г. к 2003 г. 2011 г. к 2010 г.

Овощные 79,0 88,0 97,7 98,7 92,1 104,9 126,5 141,2 172,2 218,0 122,0

консервы

В том числе 15,3 18,4 14,9 16,2 14,8 18,6 21,2 26,9 28,8 188,2 107,1

томатные (на-

питки, пасты, пюре и соусы)

Удельный вес 19,4 20,9 15,3 16,4 16,1 17,7 16,8 19,1 16,7 -2,7 -2,4

томатных (на-

питки, пасты, пюре и соусы)

В 2010 г. завершилась реализация Программы развития производства плодоовощных консервов в Республике Беларусь на 2006-2010 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2006 г. № 106 «О Программе развития производства плодоовощных консервов в Республике Беларусь на 2006-2010 годы» [1].

Основная задача, поставленная Правительством Республики Беларусь, - создание в республике импортозамещающих производств по выпуску плодоовощной консервированной продукции за счет проведения реконструкции и технического переоснащения производства - в целом выполнена. В республике построены новые производства и проведено техническое переоснащение 21 организации, производящей плодоовощные консервы.

Во всех областях (за исключением Могилевской области) установлено оборудование по производству пюре-полуфабрикатов. Мощности по выпуску продукции асептического консервирования возросли с 19 тыс. т в 2006 г. до 28,3 тыс. т на 1 января 2012 г.

Реализация мероприятий Программы развития производства плодоовощных консервов в Республике Беларусь на 2006-2010 годы позволила обновить существующие мощности, создать новые и увеличить их на 1 января 2012 г. в 1,9 раза по сравнению с 2006 г.

Увеличился объем заготовки и переработки сырья, расширился его ассортимент. Если в начале реконструкции (2007 г.) на переработку направлялось 70 тыс. т плодоовощного сырья, то в 2011 г. - 90 тыс. т. Освоено производство новых видов импортозамещающей продукции -консервированной сахарной кукурузы, спаржевой фасоли, огурцов кор-нишонного типа, томатов черри, детского питания с использованием цветной капусты, брокколи, шиповника, бананов и других [1].

Анализ динамики объемов производства овощных консервов в Республике Беларусь за 2003-2011 гг. представлен в табл. 1.

Как видно из данных табл. 1, практически на протяжении всего исследуемого периода в республике наблюдается устойчивая тенденция роста объемов производства овощных консервов. Так, абсолютный прирост в 2011 г. по отношению к базисному (2003 г.) установлен на уровне 31,0 муб, к 2010 г. - 93,2 муб, темп роста соответственно составил 122 и 218 %.

В табл. 2 представлены данные по структуре производства овощных

консервов в Республике Беларусь за 2003-2011 гг.

Как видно из данных табл. 2, томатные консервы (напитки, пасты, пюре, соусы) занимают значительный удельный вес в общей структуре производства овощных консервов (в среднем 17,6 %). Наибольшего значения данный показатель достигал в

2004 г. - 20,9 %, наименьшего - в

2005 г.- 15,3%. Самые высокие объемы производства томатных консервов характерны для 2011 г. - 28,8 муб, прирост по отношению к 2010 г. составил 7,1 %, однако их удельный вес за данный период в общей структуре производства овощных консервов снизился на 2,4 %.

На рисунке отражена динамика объемов производства овощных консервов, в том числе томатных в Республике Беларусь и их прогнозная оценка на 2012-2013 гг.

Как видно из представленных на рисунке данных, производство овощных консервов в республике за 2003-2011 гг. описывается полиноминальным уравнением у=1,67х2-6,74х + 92,04 с высокой степенью детерминации.

При всех прочих равных условиях прогнозное значение объемов производства овощных консервов на 2012-2013 гг. составит:

Y2012= 1,67Ч102 - 6,74Ч10 + 92,04 =

= 191,6 муб, Y = 1,67Ч11

| 2013 ' '

= 220,0 муб.

Y2013= 1,67Ч112 - 6,74Ч11 + 92,04 =

Производство томатных консервов в республике за 2003-2011 гг. также описывается полиноминальным уравнением у=0,41х2-2,49х+19,03 с высокой степенью детерминации.

Объемы производства томатных консервов в 2012-2013 гг. составят:

Y2012= 0,41Ч102 - 2,49Ч10 + 19,03 =

= 35,1 муб, Y = 0 41Ч

2013

= 41,3 муб.

Y2013= 0,41Ч112 - 2,49Ч11 + 19,03 =

Созданные производственные мощности консервной промышленности позволяют обеспечить рост производства необходимых республике объемов продукции, а также наиболее полно удовлетворить запросы населения. В табл. 3 представлены данные по производству овощных консервов, в том числе и томатных на душу населения за 20032011 гг.

Анализ баланса производства овощных консервов на душу населения в Республике Беларусь за 20032011 гг. показывает, что оно неуклонно растет. Так, если в 2003 г. их про-

изводство на душу населения составляло 8,0 усл. банок, то в 2011 г. -18,2 усл. банок. Данная тенденция характерна и для группы томатных консервов. Таким образом, отечественные предприятия не только обеспечивают потребности населения республики в овощных консервах, но и часть их поставляют на экспорт.

В целях повышения эффективности работы организаций, производящих плодоовощные консервы, увеличения загрузки производственных мощностей качественным сырьем и выпуска конкурентоспособной продукции для поставок на внутренний рынок и экспорт Совет Министров Республики Беларусь утвердил Программу производства плодоовощной консервированной продукции в Республике Беларусь на 20122015 гг. (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2012 г. № 681) [1].

В соответствии с данной программой в целях повышения конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках и снижения импорта предусматривается:

• реализация мероприятий по завершению технического переоснащения организаций, производящих плодоовощные консервы;

• завершение работ по формированию сырьевых зон по обеспечению данных организаций сырьем с технологическими и биохимическими показателями под вырабатываемый в необходимом количестве ассортимент продукции, в том числе и собственного производства;

• увеличение объемов производства консервированной продукции на специализированных мощностях в целом по республике в 1,3 раза и загрузка мощностей организаций республиканской и коммунальной форм собственности не менее чем на 98 %;

• максимальное импортозамеще-ние плодоовощной консервированной продукции на внутреннем рынке и отгрузка не менее 25 % от общего объема ее производства на экспорт.

На 1 января 2012 г. в республике организовано производство основных видов плодоовощной консервированной продукции - плодоовощных консервов, плодоовощных пюре-полуфабрикатов, замороженных плодов, ягод, овощей и их смесей, концентрированных соков, соленых, квашеных и моченых фруктов и овощей.

Производство плодоовощных консервов осуществляется 36 организациями различных форм собственно-

у= (.G7xi-ft.74x +92,04

R" = 0,95 у* 2

172,2

141.2 ^^

126,5^-e*"

88 977 ЧК.7

, i;.ilv: M>v • КО" ft- - 0.97 ill Л

15.3 И.9 16 2 14 8 18 ■' 1 —"

200} S)tM 20U5 2ооь 2007 2оов 2а№ 30W Зон 2012 2013

Год

♦ овощные консервы Щ в т.ч. томатные

-Полиномиальный (в т.ч. томатные)

-Полиномиальный (овощные консервы)

Динамика производства овощных консервов в Республике Беларусь в 2003-2013гг.

Таблица 3

Производство овощных консервов на душу населения в Республике Беларусь в 2003-2011 гг. [2, с. 130; 3, с. 29]

Объем производства, муб Численность населения, тыс. чел. Производство на душу населения, условных банок

Год овощных консервов в том числе томатных овощных консервов в том числе томатных

2003 79,0 15,3 9830,7 8,0 1,6

2004 88,0 18,4 9762,8 9,0 1,9

2005 97,7 14,9 9697,5 10,1 1,5

2006 98,7 16,2 9630,4 10,2 1,7

2007 92,1 14,8 9579,5 9,6 1,5

2008 104,9 18,6 9542,4 11,0 1,9

2009 126,5 21,2 9513,6 13,3 2,2

2010 141,2 26,9 9500,0 14,9 2,8

2011 172,2 28,8 9481,2 18,2 3,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сти и подчиненности, в том числе в Брестской области - семью организациями, Витебской - пятью, Гомельской - шестью, Гродненской -тремя, Минской - 11 и Могилевс-кой - четырьмя организациями. Производственные мощности составляют 666,4 млн усл. банок в год, коэффициент использования мощностей - 69 %.

В результате проведенных работ по реконструкции и техническому переоснащению производства 21 организация, производящая плодоовощные консервы, оснащена современным технологическим оборудованием. В этих организациях сосредоточен выпуск 2/3 объема производства плодоовощных консервов в республике.

Таблица 4

Динамика объемов производства плодоовощных консервов предприятиями потребительской кооперации в Республике Беларусь за 2005-2012 гг., туб [4-11]

Облпотребсоюзы Год Темп роста, %

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2012 г. к 2005 г. 2012 г. к 2011 г.

Брестский 5359 3223 3055 1249 - - - - - -

Витебский 4395 4586 3710 3614 2212 1874 2726 2152 49,0 78,9

Гомельский 5221 4936 4645 6957 4796 4232 1605 - - -

Гродненский 2532 3227 3040 2693 1097 521 - - - -

Минский 15831 17039 15560 10206 7566 7231 4896 6440 40,7 131,5

Могилевский 4678 5236 5034 4367 2254 3991 4233 - - -

ЧУП «Пищевой комбинат» 10781 12572 2171 903 203 274 - - - -

Бел коопсоюз 48797 50818,7 37216 29990 18127 18123 13461 8592 17,6 63,8

Таблица 5

Групповой ассортимент овощных консервов, вырабатываемых предприятиями потребительской кооперации за 2012 г.

Продукция БКС ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат» Краснослободский консервный комбинат Ф-л «Шарковщинский КОСЗ» ЧУП

туб уд. вес, % туб уд. вес, % туб уд. вес, % туб уд. вес, %

Овощные 5023,49 100,0 1834,80 36,52 1933,30 38,49 1255,33 24,99

В том числе натуральные 73,99 1,47 54,30 2,96 12,80 0,66 6,89 0,55

закусочные 764,40 15,22 417,20 22,74 137,20 7,10 209,96 16,73

маринады 2099,70 41,80 772,90 42,12 693,90 35,89 632,85 50,41

обеденные 1107,70 22,05 232,60 12,68 629,50 32,56 245,63 19,57

томатные 977,70 19,46 357,80 19,50 459,90 23,79 160,00 12,75

Достаточно широкий ассортимент плодоовощных консервов производится и предприятиями системы Бел-коопсоюза.

Анализ динамики объемов производства плодоовощных консервов предприятиями потребительской кооперации за 2005-2012 гг. представлен в табл. 4.

Как видно из табл. 4, наибольшие объемы производства плодоовощных консервов предприятиями потребительской кооперации были характерны для 2006 г. (50818,7 туб), далее наблюдается неуклонное снижение данного показателя и в 2012 г. было произведено всего 8,592 туб.

В последние годы количество организаций, осуществляющих производство плодоовощных консервов, сокращается в связи с выводом изношенных мощностей производственных предприятий. Наряду с реконструкцией и техническим переоснащением одних организаций идет процесс перепрофилирования, изменения специализации других.

Из-за морально и физически изношенной материально-технической базы, не позволяющей выпускать конкурентоспособную продукцию, в 2011 г. закрыт цех по производству плодоовощных консервов на ЧУП «Рогачевский консервный комбинат» (износ мощностей составлял 80 %), в 2015 г. планируется закрыть цех на ЧУП «Шарковщинский консервно-овощесушильный завод» (износ мощностей составляет 75-80 %).

В системе Белкоопсоюза в настоящее время производство плодоовощных консервов сконцентрировано на трех предприятиях общей мощностью 14,9 муб/год: ЧУП «Мо-лодечненский пищевой комбинат», Краснослободский консервный комбинат (выпуск овощной, обеденной, томатной и грибной групп консервов), ЧУП филиал «Шарковщинский КОСЗ» (широкий ассортимент консервной продукции).

Планируется проведение реконструкции и технического переоснащения ЧУП «Молодечненский консерв-

ный комбинат», что позволит обновить производственные мощности предприятия и расширить ассортимент производимой продукции, улучшить ее оформление, повысить конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках [12, с. 23].

В табл. 5 представлены данные по групповому ассортименту овощных консервов, вырабатываемых предприятиями потребительской кооперации за 2012 г.

В 2012 г. предприятиями системы Белкоопсоюза было произведено 5023,49 туб овощных консервов. Основное количество продукции было выработано Краснослободским консервным комбинатом - 1933,30 туб, или 38,49 % от общего объема по Белкоопсоюзу. Наибольший удельный вес в общей структуре производства по всем предприятиям занимают маринады. В значительных объемах вырабатываются также и концентрированные томатные консервы (томатные соусы, кетчупы, приправы), соки, напитки. Лидер по производству данных консервов -Краснослободский консервный комбинат (удельный вес 23,79 %).

Таким образом, проведенный анализ позволяет отметить у рынка плодоовощных консервов достаточно высокий потенциал стабильного развития. В республике предусматривается осуществить комплекс организационных, технологических, научных и технических мероприятий, направленных на дальнейшее эффективное развитие организаций, производящих плодоовощную консервированную продукцию.

ЛИТЕРАТУРА

1. О Программе производства плодоовощной консервированной продукции в Республике Беларусь в 2012-2015 годах. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2012 г. № 681/Наци-ональный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.08.2012, 5/3607.

2. Статистический сборник. Промышленность Республики Беларусь. - Минск: Министерство статистики и анализа РБ, 2012. - 295 с.

3. Демографический ежегодник Республики Беларусь. - Минск: Министерство статистики и анализа РБ, 2012. - 499 с.

4. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Республики Беларусь. Белкоопсоюз. -Минск: 2005. - 63 с.

5. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности

потребительской кооперации Республики Беларусь. Белкоопсоюз. -Минск: 2006. - 61 с.

6. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Республики Беларусь. Белкоопсоюз. -Минск: 2007. - 63 с.

7. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Республики Беларусь. Белкоопсоюз. -Минск: 2008. - 62 с.

8. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Республики Беларусь. Белкоопсоюз. -Минск: 2009. - 63 с.

9. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Республики Беларусь. Белкоопсоюз. -Минск: 2010. - 61 с.

10. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Рес-

публики Беларусь. Белкоопсоюз. -Минск: 2011. - 63 с.

11. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Республики Беларусь. Белкоопсоюз. -Минск: 2012. - 64 с.

12. Отраслевая программа развития потребительской кооперации на 2011-2015 гг. Приложение к постановлению Правления Белкоопсоюза от 20 октября 2010 г. №п/з 2. 20.-Минск: Белкоопсоюз, 2010. - 50 с.

Состояние и перспективы развития рынка плодоовощных консервов в Республике Беларусь

Ключевые слова

анализ; рынок; плодоовощные консервы; прогноз; концентрированные томатопродукты.

Реферат

Авторами проведено исследование состояния рынка плодоовощных консервов в Республике Беларусь. В ходе проведенного анализа рынка плодоовощных консервов выявлены основные тенденции в производстве овощных консервов, в том числе томатных, спрогнозированы объемы производства данных групп товаров на 2012-2013 гг. Проанализировано производство плодоовощных консервов предприятиями потребительской кооперации республики и выявлено, что в данной системе в настоящее время производство плодоовощных консервов сконцентрировано на 3 предприятиях, планируемая модернизация которых позволит расширить ассортимент производимой продукции, улучшить ее оформление, повысить конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Показаны основные направления развития плодоовощной промышленности республики.

Авторы

Рощина Елена Васильевна, канд. техн. наук, доцент, Жидкова Анна Евгеньевна,

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации,

Республика Беларусь, 246000, г. Гомель, пр-т Октября, д. 50, ewas2500@rambler.ru

Status and Prospects of Canned Fruits and Vegetables Market in the Republic of Belarus

Key words

analysis; market; canned fruits and vegetables; forecast; concentrated tomato products.

Abstracts

In the article «The State and prospects of development of the market of canned fruits and vegetables market in the Republic of Belarus» the authors conducted a survey of the condition of canned fruits and vegetables market in the Republic of Belarus. While analyzing canned fruits and vegetables market the main tendenciens in the production of canned vegetables, including canned tomatoes were revealed, the volumes of these groups of products in 2012-2013 were forecasted. The production of canned fruits and vegetables by the consumer cooperatives enterprises of the Republic were analyzed and it was revealed that at present the production of canned fruits and vegetables is concentrated on 3 enterprises, whose planned modernization will expand the range of products, improve their desing, increase competitiveness on the domestic and foreign markets. The main tendenciens in the development of fruit and vegetable industry of the Republic were identified.

Authors

Roschina Elena Vasilyevna, Candidate of Technical Science, Docent, Zhidkova Anna Evgenyevna,

Belarusian Trade and Economics University of Consumer Cooperatives,

50, Prospekt Oktyabrya, Gomel, Belorussia, 246000, ewas2500@rambler.ru

Продажи компании Tetra Pak® в 2013 г. выросли на 3,5 %

ccHmefiecfro/

Высокие результаты компании Tetra Pak обус-k — - . ловлены успешными запусками инновационных технологических и упаковочных решений, новых услуг в области технического сервиса.

Компания Tetra Pak®, мировой лидер 6 % в области решений для переработки и упаковки пищевой продукции, объявила сегодня итоги 2013 г.: объем продаж составил 11,1 млрд евро, что на 3,5 % больше, чем в 2012 г.

Продажи упаковочных решений компании Tetra Pak в 2013 г. достигли 9,6 млрд евро и возросли на 3 % относительно 2012 г. За прошедший год было выпущено более 178 млрд упаковок Tetra Pak по всему миру.

Инновационные разработки компании Tetra Pak составляют порядка 27 % от общего объема продаж. Портфель

компании предлагает различные упаковочные форматы и системы открывания, созданные с учетом требований заказчиков к улучшенной функциональности, экологичности или большей дифференциации бренда. По сравнению с 2012 г. продажи увеличились на 6 %. Это обусловлено усилением позиций порционной упаковки Tetra Prisma® Aseptic 200 ml и Tetra Prisma® Aseptic Edge 1000 ml на рынке, на 35 и 75 % соответственно.

В 2013 г. компания реализовала 580 новых упаковочных автоматов - на 15 % больше, чем в предыдущем году. Основной спрос был отмечен в Китае, Центральной и Южной Америке.

Объем выручки направления Технический сервис в сегменте упаковочных решений в 2013 г. вырос на 11 %, благодаря Сервисным контрактам, которые составили около 25 % от обще-

го оборота сервисных услуг - это на 5 % больше, чем в 2012 г. Выручка от продаж Технологических модулей в 2013 г. достигла 1,5 млрд евро, что на 16 % выше, чем в 2012 г. Без учета приобретений, увеличение произошло на 13 %.

Компания Tetra Pak уделяет особое внимание передовым разработкам и инновациям в области технологического оборудования и связывает свой будущий успех с запусками новых решений, включая Tetra Alcross® RO Lite, Tetra Therm® Aseptic Flex 1, Tetra Therm® Aseptic Drink 1 и Тетра Albatch® 1. Это оборудование оказались особенно популярным среди заказчиков на развивающихся рынках.

t t

t ♦

I

?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.