Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития рынка информационных технологий в России'

Состояние и перспективы развития рынка информационных технологий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3788
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ / ИТ-УСЛУГИ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева О.А., Макарова Т.Н., Соболева Ю.П., Дрогавцева Е.В.

В статье рассматриваются проблемы становления и развития рынка информационных технологий в Российских условиях, а также факторы, способствующие широкому внедрению и эффективному использованию информационных технологий в отечественной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития рынка информационных технологий в России»

УДК 339.727:004

Лебедева О.А.

К.э.н., доцент ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и

торговли», г. Орел Макарова Т.Н.

К.э.н., доцент , ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и

торговли», г. Орел Соболева Ю.П.

К.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и

торговли», г. Орел Дрогавцева Е.В.

Магистрант, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и

торговли», г. Орел

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ

В статье рассматриваются проблемы становления и развития рынка информационных технологий в Российских условиях, а также факторы, способствующие широкому внедрению и эффективному использованию информационных технологий в отечественной экономике.

Ключевые слова: информационные технологии, информационные продукты, ИТ-услуги, программное обеспечение, информация

Современный российский рынок информационных технологий находится на этапе формирования потребностей по комплексной автоматизации сферы производства продуктов и услуг, потому что сегодня на большинстве данных объектов существует только частичная автоматизация (т. е. каждое направление, каждое функциональное подразделение автоматизируется самостоятельно). Большое количество субъектов экономики информационно разрознены и осуществлять управление и контроль их деятельности довольно сложно, а тем более иметь единую картину того, что происходит в государстве невозможно. Поэтому именно сегодня возникает потребность в единой стратегии информатизации системы управления.

Под определением информационных технологий (ИТ) (а также — информационно-коммуникационные технологии) понимают процессы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных [2].

Следует отметить, что применение информационных технологий при осуществлении различных видов экономической деятельности является одним из важнейших факторов, определяющим экономический рост и социальный прогресс современных государств. Так, в 2015 году Россия заняла 41-е место из 143 стран по показателю индекса развитости информационно-коммуникационных технологий (ИКТ, The Networked Readiness Index — NRI), что на девять позиций лучше прошлогоднего показателя, следует из Глобального отчета о развитии информационных технологий, подготовленного Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). Китай остался на 62-й позиции. Положение всех других стран группы снизилось: ЮАР опустилась на шесть позиций (75-е место), за ней следуют Бразилия (84-е, снижение на 15 позиций) и Индия (89-е, снижение на 6 позиций). За последние пять лет Российская Федерация фактически в два раза улучшила свою позицию в рейтинге ВЭФ — в 2010 году она занимала 80-е место [9].

Для изучения рынка информационных технологий, прежде всего важно понимать, что

из себя представляет, собственно, сам рынок информационных технологий (ИТ-рынок).

Как известно, на каждом рынке есть покупатели, есть продавцы, есть производители, которые на ИТ-рынке часто являются продавцами, есть продукт или услуга. Продуктом на ИТ-рынке может являться компьютерное оборудование, комплектующие, программное обеспечение, а также сети, компьютерные или телефонные, необходимые для управления, передачи и поиска информации. Продавцами являются компании или индивидуальные лица, создавшие (или выкупившие у сторонних лиц) программный комплекс или техническое оборудование, которое поможет покупателям управлять информацией. Покупателями на ИТ-рынке могут быть физические лица, заинтересованные в управлении электронной информацией, в качестве примера можно привести электронную почту, продукт предоставляющий пользователю функции обработки, хранения и обмена информацией. Также в качестве покупателей выступают различные предприятия, для которых внедрение информационных технологий в их сеть, является необходимостью, в связи с большим массивом скопившейся информации и необходимостью её обработки, также нельзя не упомянуть возросшую мировую тенденцию к электронному документообороту [7].

Российский ИТ-рынок в том виде, в котором мы видим его сегодня, развернул свою деятельность в начале 1990-х годов. Появление на российской торговой площадке информационных продуктов охарактеризовалось низким спросом и нежеланием предприятий инвестировать в долгосрочные ИТ-проекты, в основном из-за спада производства и низкой платежеспособности населения. Предприниматели того времени объясняют это тем, что затраты на оборудование и технологии не приносили ожидаемого эффекта.

По мере стремления общества к информатизации, ситуация, сложившаяся на ИТ-рынке, менялась в сторону развития. Государство Российской Федерации, ставшее одним из основных потребителей ИТ-продуктов, начало проводить работы по созданию законодательных основ информатизации. Ко второй половине 1990-х годов были приняты такие законы, как «Об информатизации и защите информации», и «Об участии в международном информационном обмене». Эксперты сходятся во мнении, что на российский ИТ-рынок повлияли глобализация общества и сотрудничество отечественных предприятий с иностранными контрагентами. И конечно же, говоря о становлении ИТ-рынка в России, нельзя не упомянуть и сеть «Интернет», так как именно эта сеть во всем мире признана основным двигателем информатизации общества, и в следствии ИТ-рынка [3].

Итак, на сегодняшний день активным потребителем информационных технологий в Российской Федерации выступает именно государство. Как и в развитых зарубежных странах, доля спроса государства в течение последних 5 лет в отрасли информационных технологий достигла около 30%, являясь существенным стимулом роста этой отрасли. Значительный объем спроса приходится на несколько крупнейших компаний, находящихся под контролем государства (ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», РАО «ЕЭС России», ОАО «Аэрофлот», ОАО «Связьинвест»). Это обусловлено тем, что госсектор заинтересован в поддержании отечественного рынка информационных технологий и стремится поддерживать отечественных разработчиков программного обеспечения (ПО) посредством льготной налоговой политики и обеспечения согласованных действий между органами власти. Также наибольшая часть приходится на банки и страховые компании: около 24%. Оставшийся объем спроса преимущественно приходится на предприятия финансовой и нефтегазовой сферы, а также, в меньшей степени, связи и торговли. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли значительно отстают в использовании ИТ. Наглядно отрасли лидеры по объемам потребления ИТ-услуг представлены на рисунке 1 [9].

шшшЛауг.заепсе

ЖКХ; 4%

Ритейл; 9%

ТЭК' 5% остальные; 2%

энергети-ка; 11%

Телеком; 15%

госсектор; 30%

банки и страховые компании; 24%

Рисунок 1 — Отрасли лидеры по объемам потребления ИТ-услуг

Что можно сказать про объем ИТ-рынка в России на сегодняшний момент. Из рисунка 2 видно, что в период с 2010 по 2013 год наблюдается увеличение объемов российского информационного рынка. Существенно возрос спрос пользователей на компьютерное оборудование, на программное обеспечение, а также на ИТ-услуги. Затем с 2013 можно наблюдать плавное снижение объема ИТ-рынка, это говорит о том, что общий климат меняется, чувствуется замедление объемов продаж. Заказчики значительно повысили требования к качеству предоставляемых услуг, и это заставляет ИТ-компании работать более эффективно [8].

Рынок информационных технологий является одним из самых динамичных рынков в нашей стране. На протяжении истории своего развития он всегда демонстрировал двузначные темпы роста, однако в последний год темпы роста снизились и прогноз на ближайшие годы выглядит сдержанным. Традиционно к этому рынку относят сегменты вычислительной техники, компьютерной периферии, программного обеспечения и ИТ-услуг.

Рисунок 2 — Динамика объема ИТ-рынка в России

В настоящее время происходит постепенное слияние различных сегментов ИТ-рынка, развитие комплексных интеграторских услуг, сращивание ИТ-услуг с инженерной и строительной инфраструктурной. Таким образом, несколько размываются границы рынка, соответственно, оценки размера ИТ-рынка также периодически пересматриваются и изменяются, что наглядно представлено в таблице 1 [8].

Из таблицы 1 видно, что динамика последних лет свидетельствует о планомерном сокращении в структуре ИТ-рынка доли аппаратных средств и нарастании доли программного обеспечения.

На российском рынке информационных технологий основными поставщиками являются такие компании как «ЛАНИТ» — лидер в государственном и телекоммуникационном секторах, также стоит отметить компанию «Энвижн Групп», услуги которой пользуются большим спросом среди банков. По итогам 2014 года первое место среди десятки крупнейших ИТ-компаний Российской Федерации по размеру выручки в 2014 году заняла компания «ЛАНИТ», предоставляющая большой спектр услуг и продуктов на российском ИТ-рынке [4].

Таблица 1 - Структура рынка информационных технологий в России (сегменты рынка)

Объем рынка Годы

информационных 2010 2011 2012 2013 2014 2015

технологий, в % (прогноз)

аппаратное обеспечение 51,4 51,2 50,3 56,1 54,8 53,8

ИТ-услуги 28,4 28,4 28,8 24,4 27,7 28,1

ПО 20,2 20,4 20,9 19,5 17,5 18,1

В последнее время был замечен рост спроса фирм на разработку собственного программного обеспечения. Эта тенденция чаще всего замечается среди крупных предприятий, это вызвано необходимостью не зависеть от фирм-субподрядчиков и повышением уровня информационной безопасности на предприятии. В то же время продажи технического оборудования показывали сдержанный рост, что обусловлено стремлением компаний к более длительной эксплуатации технических средств, из-за нецелесообразности постоянной закупки нового оборудования.

Основной и главной тенденций российского рынка информационных технологий является рост с переменчивыми темпами. Вплоть до 2018 года, как прогнозируют аналитики, затраты компаний на информационные технологии будут увеличиваться на 6 — 8% ежегодно, и составят 47,3 млрд. долларов [5].

Компании-поставщики в условиях нарастающей конкуренции, продолжат увеличивать ассортимент своей продукции, благодаря внедрению «облачных сервисов», пользующиеся все большим спросом у потребителей ИТ-услуг, а также распространению мобильных технологий.

Нельзя не отметить повышенный спрос на информационные технологии со стороны банков и страховых компаний, что увеличивает вероятность роста рынка, поскольку именно банки, страховые компании, наряду с государством, являются основными потребителями ИТ-услуг в современных условиях рынка. Крупные банки имеют большую сеть филиалов, поэтому возникает необходимость в оперативном получении информации и, как следствие, бесперебойной связи между своими представительствами.

Все же, несмотря на обнадеживающие темпы роста, Российский рынок ИТ остается мал в абсолютном выражении, и отстает по большинству характеристик как от развитых, так и от многих развивающихся стран, и далек от насыщения по всем показателям. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (как уже говорилось выше —

последствия спада производства в 1990-х гг., нежелание предприятий инвестировать средства в долгосрочные ИТ-проекты, низкий уровень материального благосостояния большей части населения). Вместе с тем, недостаточное развитие информационных технологий в России усугубляется целым рядом других факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования информационных технологий в экономике, общественной жизни и государственном управлении [3].

К положительным факторам для развития отрасли информационных технологий в отечественной экономике относятся продолжающийся экономический подъем и высокий базовый уровень образования населения. Продолжающийся экономический подъем вызвал необходимость реструктуризации многих предприятий, а также привел к росту инвестиционных ресурсов, находящихся в их распоряжении. В результате, ряд предприятий начал инвестировать в проекты по оптимизации внутренних процессов и сокращению неэффективных затрат, в частности, путем применения информационных технологий.

Высокий уровень образования значительной части населения дает ресурс для подготовки специалистов в области информационных технологий и опытных пользователей с относительно небольшими усилиями и затратами. Согласно второму критерию Медведева — возможности и способности государства поддерживать высокий уровень технологического развития страны, объем рынка информационных технологий должен продолжить свое благоприятное развитие и к 2020 г. значительно возрасти. По сравнению с инерционным вариантом предполагаются более высокие темпы изменения структуры в сторону сокращения доли аппаратных средств при одновременном увеличении доли рынка программных средств и рынка услуг. Переход на формирование рынков программных продуктов и предоставления услуг будет основной тенденцией развития информационных технологий и не потребует серьезных капитальных вложений в здания и оборудование. Решающее значение будет иметь развитие высокого образовательного уровня граждан.

Таким образом, в период до 2020 г. должны быть решены такие задачи как: полная телефонизация населенных пунктов; обновление и развитие государственной группировки спутниковых систем связи и вещания гражданского назначения; развитие цифрового телерадиовещания; создание интегрированной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления; создание на базе национального оператора почтовой связи универсального логистического и информационного оператора; дальнейшее развитие систем связи на базе цифровых электронных систем; развитие подвижной радиотелефонной связи третьего и следующих поколений; проведение конверсии радиочастотного спектра; внедрение единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения; создание и непрерывное функционирование технопарков в сфере высоких технологий [1].

Все вышеприведенные положительные изменения, связанные с внедрением в экономику страны информационных технологий должны способствовать достижению высоких и устойчивых темпов экономического роста, увеличению объемов валового внутреннего продукта, что в конечном итоге позитивно отразиться на качестве и уровне жизни населения.

Литература

1. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]: официальный портал / Режим доступа: http://base.garant.ru/58094070/

2. Мельников П.П. Информационные технологии в экономике [Текст]: учеб. пособие / П.П. Мельников. — М.: КноРус, 2013. — 224 с.

3. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития [Текст]: учеб. пособие / И.С. Мелюхин. — М.: МГУ, 2014. — 530 с.

4. Риарейтинг [Электронный ресурс]: официальный портал / Режим доступа: http://riarating.ru/corporate sector rankings/20140528/610618342

5. Российский интернет портал и аналитическое агентство [Электронный ресурс]: официальный портал / Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php

6. Скворцова Н.А., Лебедева О.А., Мартюхина Е.С Актуальность информационных технологий в бизнес-образовании в условиях глобальной экономики. [Текст] / Н.А. Скворцова, О.А. Лебедева, Е.С. Мартюхина // Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов. Международная научно-практическая конференция: материалы и доклады; Под общей редакцией О.А. Строевой. — Орел.: РАНХиГС (Орловский филиал), 2015. — С. 125-128.

7. Спиридонова Э.С. Мировой рынок информационных услуг [Текст]: учебник / Э.С. Спиридонова. — М.: Издательский дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 416 с.

8. Федеральная службы государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный портал / Режим доступа: http://orel.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat

9. Центральный федеральный округ, официальный портал [Электронный ресурс]: официальный портал / Режим доступа: http://cfo.gov.ru/press/reports/11118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.