Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧНЫХ КРУИЗНЫХ СУДОВ'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧНЫХ КРУИЗНЫХ СУДОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
126
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Денисова Е.И.

В данной статье приведен краткий обзор состояния речных пассажирских теплоходов, эксплуатируемых на реках РФ, и рассмотрены перспективы развития речных круизных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF RIVER CRUISE VESSELS

This article provides a brief overview of the status of river passenger vessels operated by the rivers of Russia, and the prospects of development of river cruise vessels.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧНЫХ КРУИЗНЫХ СУДОВ»

Давыдова С.В.

Анализ современных тенденций и обобщение опыта автоматизированного формирования.

Для выполнения автоматизированного проектирования общего расположения судна необходимо сформировать следующие базы данных:

- База судовых корпусов для генерация теоретической поверхности.

- База топологических схем компоновок судовых корпусов.

- База топологических схем надстроек.

- База типовых судовых помещений.

- Баз данных деталей корпусных конструкций.

- База используемого оборудования.

Автоматизированная система должна позволять выполнять обработку всех элементов базы данных.

Список литературы

[1] Гайкович А.И. Построение Сапр судна как системы обработки знаний фреймовой структуры // «Программные продукты и системы» № 4, 1993 г.

[2] Гайкович А.И. Комплексная система автоматизированного исследовательского проектирования надводных кораблей// «Программные продукты и системы» № 4, 1996 г.

[3] Суслов А.Н., Одегова О.В., Головко Е.А. Опыт работы со стандартом STEP // Судостроение 2'2002 (741) март-апрель.

[4] Милавин С.А., Посадов Д.А. Проектирование судов в реалиях России // Судостроение 6'2010 (793) ноябрь-декабрь.

[5] Бубнов А. САПР в судостроении// «САПР и графика», №5 2000 г.

[6] Захаров И.Г. Методы формирования архитектурно-компоновочных решений корабля при исследовательском проектировании. - С.-Петербург: ВМорА, 1991 г.

ANALYSIS OF MODERN TENDENCIES AND SUMMING-UP OF EXPERIENCE IN THE AREA OF AUTOMATED FORMATION OF A GENERAL KIND

S.V. Davydova

The manifestation of general tendencies in automated design of general purpose vessels is analyzed and in particular the tendency in architecture and lay-out solutions. A generalization has been made of the task of automated formation of general purpose vessel allowing for the modern design experience and the state of technology and software availability.

УДК 629.122.6

Е.И. Денисова, аспирант, ФБОУ ВПО «ВГАВТ». 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5А.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧНЫХ КРУИЗНЫХ СУДОВ

В данной статье приведен краткий обзор состояния речных пассажирских теплоходов, эксплуатируемых на реках РФ, и рассмотрены перспективы развития речных круизных судов.

Спрос на услуги речного пассажирского флота существует и постоянно растёт с увеличением платёжеспособности населения РФ. В начале и средине 90-х годов XX века судоходные компании, в основном, получали доходы от организации круизов по рекам России для иностранных туристов, и уже тогда возникали вопросы о необ-

44

ходимости обновления флота, так как большинство речных пассажирских судов были построены в 50-80-х годах XX века и эксплуатировались в совершенно иных социально-экономических условиях и при другом понимании комфортного пребывания туриста на борту теплохода. С течением времени спрос со стороны иностранных туристов стал постепенно снижаться в связи с высокой стоимостью круизов и недостаточным уровнем комфорта, вызванным в первую очередь сильнейшим физическим и моральным износом флота. Но в тоже время стал расти спрос со стороны российских туристов, изначально менее требовательных к комфорту. Однако с ростом платёжеспособности стали повышаться требования российских туристов к условиям обитания на борту судна [1].

Значительная часть судов, эксплуатирующихся в данный момент, не соответствуют сегодняшним требованиям пассажиров с одной стороны, а с другой стороны эти же суда после модернизации становятся все более недоступными широким слоям населения в связи с новыми технико-экономическими параметрами.

Какими же должны быть новые речные круизные суда, чтобы обеспечивать достаточный уровень комфорта для пассажиров и иметь оптимальный уровень затрат на содержание, что в дальнейшем позволит избежать завышенной стоимости круизного тура не сопоставимой с уровнем комфорта судна? Данное обстоятельство становится особенно актуальным в связи с тем, что помимо речных круизных маршрутов, российские Судовладельцы и туроператоры активно осваивают традиционные линии работы морского пассажирского флота.

Перед судоходными компаниями остро встаёт проблема обновления флота для удовлетворения запросов и привлечения большего числа пассажиров, но, в связи с высокими затратами и недостаточностью финансовых средств, строительство нового флота в настоящее время проблематично. Дефицит финансовых ресурсов в первую очередь вызван недостаточным развитием рынка долгосрочного кредитования и лизинга в нашей стране. Следовательно, единственным способом поддержания круизно-го пассажирского флота в работоспособном и пригодном для организации круизов состоянии является модернизация этих судов.

Модернизация направлена на повышение уровня комфортабельности судов. Хотя она и значительно дешевле, чем новое судостроение, но всё равно требует привлечения значительных финансовых ресурсов в форме капитальных вложений со стороны Судовладельцев. Модернизация круизного судна предусматривается в большом и малом объеме. Большая модернизация предусматривает капитальный ремонт всего судна и фактически сравнима по материальным и трудозатратам с новым судостроением. Как уже отмечалось выше, отечественные судоходные компании не обладают достаточным количеством свободных финансовых ресурсов и поэтому чаще ограничиваются малой, поэтапной модернизацией. Малая модернизация проводится в межнавигационный период и предусматривает обычно переоборудование какой-либо части судна, например, блока кают, палубы, общественных или иных помещений. Данные работы предусматривают меньшее единовременное вложение средств, чем большая модернизация.

Еще одним важным аспектом данной проблемы является вступление Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию и следующее за этим открытие внутренних водных путей для судов под иностранным флагом, что неминуемо приведёт к обострению конкуренции в сфере речных пассажирских перевозок и может закончиться вытеснением и поглощением российских судоходных компаний их западными конкурентами, которые обладают большим опытом в данной сфере и финансовыми ресурсами.

Исследования состояния пассажирского флота показали, что средний возраст речных пассажирских судов, эксплуатируемых на реках РФ, составляет 36,2 года. Этот возрастной показатель свидетельствует о критическом состоянии пассажирского флота, так как он значительно превышает нормативные сроки службы судов. Сравнение с

Денисова Е.И.

Состояние и перспективы развития речных круизных судов

европейским пассажирским флотом приводит к неутешительным выводам, так как основной костяк этого флота составляют суда возрастом до 10 лет, кроме того в последние годы в Европе наблюдаются значительные темпы строительства нового пассажирского флота. Также сравнение российского и европейского пассажирских флотов показывает значительно меньшую экономическую эффективность отечественных судов по сравнению с европейскими. Это объясняется неэффективным использованием площадей на российских речных круизных судах (см. табл. 1). При меньших размерах (вследствие меньших гарантированных габаритов судового хода на европейских реках), западноевропейские суда обладают практически такой же пассажировме-стимостью, что и российские. На европейских судах значительно меньшую площадь занимают открытые палубы (7%), а большую площадь занимают каюты для пассажиров (33%). Тогда как на отечественных судах пассажирские каюты занимают лишь 19% площадей судна, а открытые палубы 30% от площади речного пассажирского теплохода. Следовательно, европейские суда приносят больший доход своим судовладельцам [2].

Самым перспективным направлением развития пассажирского флота представляется развитие судов класса «река-море». Данные суда смогут приносить больший доход судовладельцам вследствие возможности совершения смешанных круизов по речным и морским путям, а главное решиться проблема сезонности работы речного флота, так как в межнавигационный период данные суда смогут работать на морских круизных линиях. В настоящее время в РФ имеется единственное пассажирское судно смешанного «река-море» плавания: теплоход «Казань», построенный в Италии и эксплуатировавшийся ранее в Средиземном море. Сейчас этот теплоход совершает круизы по рекам России, по маршруту Вена - Москва и используется в представительских целях.

Таблица 1

Показатели уровня комфортабельности пассажирских судов

№ п/п Параметр Номер проекта судна

д040 д056 301 302 92-016

Характеристики судна

1 Длина габаритная, м 110,09 115,66 125,00 129,15 135,75

2 Ширина габаритная, м 14,5 16,5 16,7 16,7 16,8

3 Осадка судна, м 2,2 2,8 2,76 2,9 2,9

4 Высота борта, м 4,298 4,8 4,5 4,5 5,05

5 Высота борта от ОП до несъемных частей, м 15,1 16,0 15,9 13,2 16,1

6 Мощность ДВС, л.с. 2х900 2х900 3х1000 3х1000 3х1000

7 Класс судна $ М2,0А $ М3,0А $ О2,0А $ М3,0 (лед 30) $ О2,0А

8 Пассажировместимость, чел. 216 250 334 332 372

9 Количество членов экипажа, чел. 66 76 84 98 88

10 Количество палуб 4 4 4 4 4

11 Место постройки Австрия Австрия Германия Германия Словакия

Площади помещений

12 Двухместная пассажирская каюта на средней палубе, м2 9,7 9,9 10,3 10,3 9,9

13 Двухместная каюта для членов команды, м2 7,5 7,9 7,9 7,9 7,0

14 Ресторан, м2/количество мест 196,0/120 242,0/130 350,0/187 360,3/194 282/188

15 Бар, м2/количество мест 42,0/39 36,0/16 46/35 199,3/93 42,0/38

№ Параметр Номер проекта судна

п/п Q040 Q056 301 302 92-016

16 Музыкальный салон, м2/количество мест 74,0/55 222,0/162 94,5/70 73,5/70 81,2/29

17 Конференц-зал, м2/количество мест 55,0/32 38,0/20 117,7/60 123,5/47 63,0/40

18 Кинозал, м2/количество мест 63,0/40 99,0/86 111,0/174 123,5/47 144/198

19 Читальный зал, м2/количество мест 39,0/28 36,0/17 38,0/22 38/28 38,0/24

20 Блок кают на главной палубе, м2 414,0 374,0 428,0 442,0 444,4

21 Блок кают на средней палубе, м2 454,5 546,5 512,3 639,2 697,0

22 Блок кают на шлюпочной палубе, м2 378,0 100,8 353,4 460,6 545,0

23 Площадь открытой средней палубы, м2 478,4 163,6 455,8 482,0 519,5

24 Площадь открытой шлюпочной палубы, м2 355,1 234,2 580,6 537,5 439,5

25 Площадь открытой солнечной палубы, м2 575,0 365,8 540,5 395,7 515,0

Оснащение двухместной пассажирской каюты

26 Санузел + + + + +

27 Душ + + + + +

28 Кондиционер + + + + +

29 Холодильник - - - + -

30 Телевизор - - - - -

31 Радио + + + + +

Удобства на борту судна

32 Солярий + + + + +

33 Сауна - - + + -

34 Медицинский пункт + + + + +

35 Парикмахерская - - + - +

36 Гладильная комната + + + + +

37 Сувенирный киоск + + + + +

38 Бассейн - + - - -

Список литературы

[1] Соснин А.С. Речные круизы 40 лет назад/ А.С. Соснин // Газ. Флот и круизы. - 2006. №25. -С. 10

[2] Семин А.А. Речной круизный флот: перспективы и современность/ А.А. Семин // Газ. Флот и круизы. - 2006. №28. - С. 17

STATUS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF RIVER CRUISE VESSELS

E.I. Denisova

This article provides a brief overview of the status of river passenger vessels operated by the rivers of Russia, and the prospects of development of river cruise vessels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.