СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПОСТКОВИДНЫЙ
ПЕРИОД
Аннотация. На сегодняшний день различные международные организации ведут работу по созданию новых нормативно-правовых актов регулирования международного экономического сотрудничества и партнёрства, а также принимают участие в совершенствовании существующих. В условиях современной интеграции партнёрство в международных организациях осуществляется для обеспечения глобальной стабильности и международной безопасности в условиях противодействия COVID-19. Регламентация обеспечительных мер осуществляется в системе международного экономического права.
Ключевые слова: международная экономическая интеграция, экономическое партнёрство, нормативно-правовое регулирование, международное экономическое право, координация усилий
студент 2 курса Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации
ТЮЛЕНЕВА Юлия Евгеньевна
E-mail: Julia2072000@gmail.com
УДК 341.98 ББК 67.938.3
ГРНТИ 10.89.59
Для цитирования: Тюленева Ю.Е. Состояние и перспективы развития международного экономического права и экономического сотрудничества в рамках международных объединений в постковидный период // Сфера права. 2021. № 2. С. 55-65.
В контексте развития современных международных экономических отношений участие стран в международных организациях позволяет укрепить экономическую интеграцию в борьбе с пандемией новой коронавирусной инфекции. Страны осуществляют координацию усилий в области правового регулирования в рамках сотрудничества в международных организациях.
Текущий год проходит под знаком пандемии СОУГО-19 и для того, чтобы борьба с её последствиями была успешной, лидеры стран, а также специалисты в области экономического сотрудничества и экономической интеграции проводят международные встречи и конференции. В рамках этих мероприятий предполагается обсуждение состояния международной экономики, а также планов в области правового регулирования, издания новых международных нормативно-правовых актов.
На сегодняшний день Российская Федерация принимала участие в XII саммите БРИКС под председательством президента Российской Федерации Владимира Путина в формате видеоконференции, где лидеры стран Бразилии, Индии, Китая, Российской Федерации и Южно-Африканской Республики обсудили актуальные, наиболее важные вопросы международного сотрудничества в противодействии пандемии, а также приняли новую стратегию по экономическому партнерству в рамках международного объединения. Тема XII саммита БРИКС - «Партнерство БРИКС в интересах глобальной стабильности, общей безопасности и инновационного роста».
Российская Федерация также является государством-членом Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Совет Евразийской экономической комиссии на заседании, которое прошло 05.04.2021, принял план по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
|5б)
Ключевые направления развития международно-экономического партнёрства были ранее утверждены главами государств 11.12.2020. Необходимо также отметить, что на 2021 год запланировано подготовить проект нового международного договора по развитию единой системы транзита товаров в ЕАЭС и заключить международный договор о порядке обмена сведениями, входящими в состав кредитных историй.
Государства-члены ЕАЭС совместно проводят работу и вырабатывают предложения по кооперационным проектам в разных сферах, в том числе в сфере здравоохранения и внешнеторговой экономической деятельности1. Новая стратегия включает в себя более 300 мер. Ее реализация предусматривает разработку и подписание 13 международных договоров между государствами-членами ЕАЭС, более 60 нормативных правовых актов ЕАЭС и внесение порядка 25 изменений и дополнений в Договор о ЕАЭС2, а также изменений в национальные законодательства государств ЕАЭС.
В период борьбы с пандемией COVID-19 реализация экономического сотрудничества и партнёрства, а также совместная работа в области нормативно-правового регулирования, издания международно-правовых актов, регламентирующих сферу внешнеторговой деятельности, а также деятельность государств по вопросам обеспечения и поддержания стабильности и безопасности на
" 3
международном пространстве являются актуальными на сегодняшний день3. В рамках данной работы мы рассмотрим планы реализации сотрудничества Российской Федерации в международных объединениях в области регулирования международного-экономического права.
На мой взгляд, главной задачей государств-членов международных объединений является укрепление экономических связей внутри объединения и
1 См. подробнее: Васильева Н.А., Лагутина М.Л. Глобальный евразийский регион: опыт теоретического осмысления социально-политической интеграции // Санкт-Петербург : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2012. 423 с.
2 Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3 См. подробнее: Ковалев А.А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности: учебное пособие. М.: Научная книга, 2007. 431 с.
совместная работа в области нормативно-правового регулирования их экономического партнерства.
БРИКС — это аббревиатура межгосударственного объединения пяти основных стран с развивающейся экономикой: Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Государства-участники данного международного объединения встречаются ежегодно на саммитах для обсуждения перспектив развития всестороннего диалога и сотрудничества, в частности в экономической сфере. По данным института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ, суммарный рост ВВП стран данного международного объединения в 2021 году может достичь 6-7%, и это сделает большой вклад в восстановление и укрепление стабильности мировой экономики в целом4. С данным заявлением выступил на финансовом форуме Механизма межбанковского сотрудничества БРИКС И.И. Шувалов, председатель государственной корпорации развития ВЭБ.РФ.
В рамках деятельности данного объединения вопросы правового регулирования экономического сотрудничества и партнерства стран занимают центральное место. Государства-участники определяют задачи на перспективу развития международной экономической кооперации, в частности в сфере международной торговли, и формулируют основные направления развития стратегии экономического партнерства на период до 2025 года. Стратегия экономического сотрудничества БРИКС задаёт ключевые направления взаимодействия государств-участников в рамках организации на ближайшие пять лет в следующих сферах деятельности: инвестиции и финансы, цифровая экономика и устойчивое развитие, торговля.
Министерство экономического развития Российской Федерации утвердило перечень документов, которые содержат положения по вопросам регулирования международно-экономического права совместно со специалистами и научными деятелями Экспертного совета БРИКС. Авторы в свою очередь отмечают, что за
4 См.: Доклад Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ к заседанию Совета Механизма межбанковского сотрудничества БРИКС.
последние 5 лет страны создали надежную институциональную базу сотрудничества, приняв масштабный пакет документов в социально-экономической сфере.
Тема противодействия COVID-19 является одной из наиболее актуальных и важных на сегодняшний день. В рамках саммита члены БРИКС в режиме видеоконференции обсудили национальный опыт по разработке и созданию вакцин от нового штамма вируса. Государства-участники также обсудили направления и планы развития кооперации в сфере международного здравоохранения и вопросы международного сотрудничества в области внешнеторговой деятельности.
Результатом данной встречи членов БРИКС стала Московская декларация, в которой были отражены основные направления развития экономического сотрудничества государств. Государствами-членами международного объединения была также принята стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года, как мы уже упомянули раннее, которая в дальнейшем определяет направления и траекторию развития объединения и регулирует вопросы сотрудничества стран в соответствии с текущими экономическими реалиями и условиями.
Если обратиться к тексту данных документов, члены международного объединения в целях поддержания долгосрочного сотрудничества обеспечивают реализацию международно-правового регулирования экономического партнерства путём «создания благоприятной национальной правовой базы». В стратегии экономического партнерства стран БРИКС отмечается, что совершенствование функционирования механизма валютных резервов должно быть осуществлено, в том числе, путем укрепления нормативно-правовой базы. Создание необходимых условий для развития и обеспечения долгосрочного сотрудничества должно быть реализовано в соответствии с национальными нормативно-правовыми актами стран БРИКС.
Таким образом, совершенствование и принятие нормативно-правовых актов национального права, в данном случае, обеспечивает реализацию задач международного экономического права и международного экономического сотрудничества государств. Следует отметить, что вопросы соотношения права международных образований и объединений с международным публичным правом,
в том числе с международным экономическим правом и с внутренними правовыми системами государств-участников этих объединений являются также актуальными вопросами на сегодня и обсуждаются специалистами в области международного права.
На сегодняшний день реализация сотрудничества в рамках ЕАЭС и определение направлений развития экономического партнерства являются также актуальными вопросами международного-экономического права. На заседании 05.04.2021, которое проходило в формате видеоконференции, совет Евразийской экономической комиссии принял план по реализации стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
Интересно, что на 2021 год запланировано подготовить проект нового международного договора по развитию единой системы транзита товаров в ЕАЭС и заключить международный договор о порядке обмена сведениями, входящими в состав кредитных историй между государства-членами ЕАЭС. Планы ЕАЭС включают в себя реализацию и принятие более 300 различных мер по развитию экономического сотрудничества и партнерства. Большая часть данных мероприятий должна быть осуществлена в период с 2021 по 2023 год, а для этого, в свою очередь, необходимо принять достаточно большой перечень международно-правовых актов в целях реализации экономических задач.
Выполнение стратегии, утвержденной ЕАЭС, предусматривает принятие и подписание порядка 13 международных договоров, более 60 нормативных- правовых актов ЕАЭС, внесение изменений, уточнений и дополнений в Договор о ЕАЭС. Стратегия также предусматривает определённые изменения в системах национального законодательства государств-членов ЕАЭС5.
Целями экономического сотрудничества государств являются: обеспечение полного устранение барьеров и максимальное сокращение изъятий и ограничений для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на внутреннем рынке ЕАЭС, утверждение порядка взаимодействия государств-членов ЕАЭС при
5 См. подробнее: Евразийский экономический союз / под редакцией Е.Ю. Винокурова ; Евразийский банк развития. Санкт-Петербург : Центр интеграционных исследований, 2017. 287 с
грационн
введении и отмене государствами-членами ограничений во взаимной торговле товарами, развитие единого рынка услуг, подготовка и дальнейшая реализация планов либерализации с учетом включения секторов услуг в единый рынок, обеспечение единого стандарта совершения таможенных операций, проведения таможенного контроля, обмена информацией, унификации и имплементации систем управления рисками в ЕАЭС и многие другие аспекты реализации экономического партнёрства государств-членов ЕАЭС6.
Несомненно, наличие единого документа на уровне ЕАЭС, где зафиксированы направления развития в период до 2025 года является свидетельством того, что все государства-члены ЕАЭС разделяют общее видение развития ЕАЭС в указанной временной перспективе. Решение всех обозначенных выше задач, в том числе повышение конкурентоспособности, координация макроэкономического регулирования, привлечение инвестиций и развитие кадрового потенциала будет обеспечено в каждом государстве ЕАЭС.
Нормативно-правовое регулирование экономического сотрудничества в целях осуществления и реализации установленных направлений развития предусматривает принятие ряда правовых актов не только в области международного экономического права на уровне деятельности международной организации ЕАЭС, но также принятие большого числа актов национального права.
Государства как отдельные, обособленные субъекты международного-экономического права устанавливают друг с другом отношения и многосторонние связи по всем важным вопросам только на высшем уровне, посредством совместной работы над принятием и подписанием международных договоров, а реализация положений данных международных договоров осуществляется путём имплементации их в национальные системы права этих государств.
6 Решение высшего Евразийского экономического совета от 16.10.2015 № 28 «Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года» // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/seminar/Document s/брошюра_ОНЭР%20%28финал%20 05.05.2016%29.pdf (дата обращения: 23.06.2021).
Э
Так, на данный момент Российская Федерация принимает активное участие в разработке и регламентации нормативно-правовых актов в области международного экономического права, осуществляя совместную работу с другими государствами-членами международных организаций и объединений. Международное экономическое право регулирует межгосударственные отношения в области экономического партнёрства, экономического сотрудничества. Однако при этом, область действия и реализации международного экономического права охватывает не только межгосударственные отношения, но и общественные отношения с участием самих международных организаций, они, несомненно, играют важную роль в принятии международно-правовых актов7.
Трактовка международного экономического права в рамках учебной дисциплины международного права предполагает признание в качестве его норм только «классических» норм международного публичного права, которые на данный момент содержаться и определяются в положениях международных договоров и обычаях. На это указывает, в частности, видный деятель и специалист в области международного права В.М. Шумилов8.
На мой взгляд, рассматривая вопросы реализации экономического сотрудничества и кооперации в развитии глобальной экономики, можно отметить, что международное экономическое право включает в себя публичное международное право, в том числе наднациональное интеграционное право, внутреннее право государств, то есть национальные системы права и частное право. Все эти структуры совместно принимают многообразные двусторонние и многосторонние договоры в области обеспечения экономического сотрудничества, реализации совместных экономических и финансовых целей, обеспечения стабильности и безопасности экономической сферы в условиях постковидного периода на сегодняшний день9.
7 См. подробнее: Шумилов В.М. Международное экономическое право в контексте глобализации мировой экономики: проблемы теории и практики: дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2001. 400 с.
8 См. подробнее: Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. Учебное пособие. М.: НИМП, 2001. 288 с.
9 См. подробнее: Толочко О.Н. Международное экономическое право и его место в системе правового регулирования международных экономических отношений // Московский журнал
Международное экономическое право существует для того, чтобы регулировать основополагающие, самые важные отношения в международной экономической сфере. Рассмотрев пример участия Российской Федерации в деятельности международных организаций и объединений по реализации глобальных экономических вопросов и задач, путём принятия ряда международно-правовых актов на наднациональном уровне для их обеспечения, мы приходим к выводу, что международное экономическое право закрепляет, уточняет и регулирует в правильном направлении систему международных экономических отношений в целом.
В контексте данной творческой работы я хотела бы ещё раз подчеркнуть, что международные организации сегодня непрерывно осуществляют работу по созданию, выработке нормативно-правовых актов регулирования международного экономического сотрудничества и партнёрства, совместно решают возникающие перед ними экономические задачи в борьбе с пандемией, а также принимают участие в совершенствовании существующих международно-правовых актов. Международная интеграция и кооперация, которые осуществляются в процессе совместного участия в международных организациях, необходимы нам сегодня для обеспечения глобальной стабильности и международной безопасности в условиях противодействия СОУГО-19.
В условиях возникновения все новых и новых глобальных экономических вызовов необходимо тесное экономическое сотрудничество государств-членов международных организаций для решения актуальных задач. Здесь можно делать длительные и в значительной степени более реалистичные прогнозы. Экономическое партнёрство государств и кооперация в создании нормативно-правовых актов, регулирующих международно-экономическую сферу, способствуют развитию международного экономического права, расширяют нормативно-правовое регулирование экономической деятельности государств и практику принятия новых нормативно-правовых актов.
международного права Издательство: Некоммерческое партнерство Содействие редакционной деятельности МЖМП (Москва) №1 2013. (89). С. 73-91.
В «Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 гг.» в качестве основных целей и задач для страны были обозначены укрепление лидерства России в интеграционных процессах на евразийском пространстве и, безусловно, превращение страны в один из глобальных центров международных экономических и хозяйственных связей, в том числе в качестве международного финансового центра 10. Участие Российской Федерации в принятии нормативно-правовых актов, регламентирующих сотрудничество государств в сфере экономического партнёрства и обмена товарами и услугами способствует укреплению международного экономического положения государства на всемирной арене.
Таким образом, мы рассмотрели, какие перспективы развития международного экономического права и экономического сотрудничества в рамках международных объединений и организаций существуют на сегодняшний день, какое влияние данные перспективы в области международного экономического права оказывают на положение Российской Федерации в рамках международных экономических отношений11. Существуют устойчивые направления развития международного экономического права, на сегодняшний день они реализуются в процессе совместной деятельности, работы государств-членов международных объединений в рамках противодействия пандемии коронавируса в 2021 году12.
10 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
11 См. подробнее: Международное право: учебник / отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 3-е изд., перераб. М.: Норма: Инфра-М, 2010. 720 с.
12 См. подробнее: Галенская Л.Н. Тенденции развития правового регулирования международных отношений в XXI веке // Международные отношения и право: взгляд в XXI век: материалы конференции в честь профессора Л.Н. Галенской. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2009. С. 28-42.
(б4 )
Библиографический список:
1. Васильева Н.А., Лагутина М.Л. Глобальный евразийский регион: опыт теоретического осмысления социально-политической интеграции // Санкт-Петербург : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2012. 423 с.
2. Галенская Л.Н. Тенденции развития правового регулирования международных отношений в XXI веке // Международные отношения и право: взгляд в XXI век: материалы конференции в честь профессора Л.Н. Галенской. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2009. С. 28-42.
3. Евразийский экономический союз / под редакцией Е.Ю. Винокурова ; Евразийский банк развития. Санкт-Петербург : Центр интеграционных исследований, 2017. 287 с
4. Ковалев А.А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности: учебное пособие. М.: Научная книга, 2007. 431 с.
5. Международное право: учебник / отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 3 -е изд., перераб. М.: Норма: Инфра-М, 2010. 720 с.
6. Толочко О.Н. Международное экономическое право и его место в системе правового регулирования международных экономических отношений // Московский журнал международного права Издательство: Некоммерческое партнерство Содействие редакционной деятельности МЖМП (Москва) №1 2013. (89). С. 73-91.
7. Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. Учебное пособие. М.: НИМП, 2001. 288 с.
8. Шумилов В.М. Международное экономическое право в контексте глобализации мировой экономики: проблемы теории и практики: дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2001. 400 с.
[65J