Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации'

Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3592
860
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ЭКОТУРИЗМ / АГРОТУРИЗМ / ETHNIC TOURISM / CULTURAL TOURISM / ECOTOURISM / AGROTOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бутузов А. Г.

Рассматриваются актуальные вопросы изучения одного из наиболее динамичных видов туризма этнокультурного туризма: с учетом многогранности этнокультурного туризма, представлен имеющийся спектр определений этого феномена; описаны различные подвиды этнокультурного туризма, проанализированы предпосылки к развитию этнокультурного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic and Cultural Tourism in Russia: Status and Prospects

The article examines ethno-cultural tourism definitions, subfields, ethno-cultural tourism prospects and conditions, ways to strengthen domestic ethno-cultural tourism, regional ethnic and cultural tourism in Russia and innovative projects.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации»

УДК 383.483.12

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бутузов А.Г., доцент кафедры «Технология и организация туристической деятельности», кандидат географических наук, sarmatant@inbox.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

The article examines ethno-cultural tourism — définitions, subfields, ethno-cultural tourism prospects and conditions, ways to strengthen domestic ethno-cultural tourism, regional ethnie and cultural tourism in Russia and innovative projects.

Keywords: Ethnic Tourism, Cultural Tourism, Ecotourism, Agrotourism

Рассматриваются актуальные вопросы изучения одного из наиболее динамичных видов туризма - этнокультурного туризма: с учетом многогранности этнокультурного туризма, представлен имеющийся спектр определений этого феномена; описаны различные подвиды этнокультурного туризма, проанализированы предпосылки к развитию этнокультурного туризма.

Ключевые слова: этнокультурный туризм, экотуризм, агротуризм

С 70-х годов ХХ века в различных отраслях гуманитарной науки констатируется резкое усиление роли этнического фактора в развитии политических, экономических и культурных процессов. Рост этнического самосознания сопровождается повышенным вниманием к вопросам сохранения этнокультурного наследия, самобытности, культурного разнообразия, а также к проблемам взаимодействия туризма и культуры.

Пришедший из англоязычной литературы термин «культурный туризм» прочно вошел в употребление в отечественной туристской сфере в конце ХХ века. Под указанным термином принято понимать культурно-познавательный или познавательный туризм, т.е. знакомство с историей и культурой страны во всех ее проявлениях, включая архитектуру, живопись, музыку, театр, народные традиции и образ жизни людей. Таким образом, упомянутая дефиниция во многом тождественна определению этнографического туризма, под которым принято подразумевать путешествия с целью изучения этнографического наследия — форм природопользования, укладов, обычаев, языка, кухни, поселений, народного творчества и прочих элементов традиционной (докапиталистической) культуры.

Для целей настоящего исследования из всего множества подвидов культурного туризма следует особо отметить следующие:

• культурно-этнографический (интерес к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);

• культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);

• культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);

• культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах).

В рамках настоящего дискурса определенный интерес представляют следующие подвиды культурного туризма: культурно-исторический, событийный, религиозный,

археологический.

В первое десятилетие ХХ! века в мире прогнозируется заметное увеличение абсолютных и относительных величин туризма «образа жизни», включая путешествия с целью приобщения к этнографическому наследию собственного или других народов. Полагаем, эта тенденция в обозримом будущем ярко проявится и в России. Однако к настоящему времени отечественный этнокультурный туризм не получил уровня развития, соответствующего его богатейшему ресурсному потенциалу. Сдерживающее влияние на развитие этнографического туризма оказала идеология урбанизации в советский период, когда у элиты отсутствовало понимание необходимости сохранения культурной преемственности между выходцами из сельской среды и их потомками. Одна из причин относительно низкой притягательности целого ряда регионов страны для любителей этнокультурного туризма — отсутствие четких ассоциаций с глубокими историческими «пластами».

О скромном вкладе данного вида туризма в национальную индустрию путешествий красноречиво свидетельствует факт отсутствия на туристском рынке профессиональных организаторов, специализирующихся исключительно или преимущественно на этнографических и ностальгических турах. Более того, в последние годы многие эксперты отмечают даже некоторое снижение интереса к внутреннему этнографическому туризму, прежде всего, к «стихийным», не связанным с деятельностью профессиональных организаторов, путешествиям.

стр. 13 из 194

На этом фоне впечатляют довольно высокие темпы увеличения въездного и внутреннего этнографического туризма во многих регионах Европейского Севера, Дальнего Востока, Восточной Сибири. Так или иначе, но доля этого вида путешествий в структуре национального туризма по-прежнему не превышает нескольких процентов.

К предпосылкам развития этнокультурного туризма в России можно отнести следующие:

1) высокая степень этнического разнообразия населения, проявляющаяся не только в национальном или макрорегиональном масштабах, но и в пределах отдельных субъектов федерации и даже на уровне низовых административных единиц (районов, муниципалитетов, сельских поселений);

2) уникальное сочетание различных этнокультурных комплексов, прежде всего, восточнославянского, тюркского и финно-угорского, сложившееся в процессе длительной межэтнической интеграции, аккультурации и ассимиляции;

3) необходимость активной пропаганды идей межэтнической толерантности с учетом напряженных, а в некоторых регионах - серьезно осложнившихся за последние десятилетия - межэтнических отношений;

4) традиционно сравнительно невысокий (в Приволжье, на Урале) и резко снизившийся за последние десятилетия вследствие массовых миграций (на Северном Кавказе) уровень территориальной консолидации этнических групп в соответствующих национальных республиках;

6) деструктивное влияние урбанизации на традиционный культурный комплекс практически всех этнических групп страны;

7) необходимость более эффективного продвижения на отечественном и зарубежных туристских рынках регионов России, в особенности — с низким рейтингом туристских предпочтений туристов.

Возможность своевременного получения, корректировки профессиональными организаторами исчерпывающих и точных сведений об этнокультурных ресурсах — непременное условие успешного развития этого вида туризма. В этой связи необходимо отметить заметное улучшение качества обеспечения заинтересованных сторон соответствующей базой данных, в первую очередь, ресурсами Интернета. Поиском и комплектованием информационных источников по этнографической тематике занимаются многие отечественные научные институты. В частности, ключевую роль в подготовке и координации усилий в этой сфере играют государственные университеты Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, созданные в ряде городов центры поддержки и развития музеев, центры стратегических исследований при федеральных округах.

Наряду с научными институтами, центрами, форумами, определенное участие в комплектовании и популяризации этнографических материалов участие принимают и культурные организации различных этнических групп страны. Особая роль в этом процессе принадлежит СМИ, освещающих вопросы этнокультурного развития. С начала 90-х годов ХХ века практически повсеместно в России отмечается перманентное увеличение реестра соответствующих этнических печатных изданий. Наиболее яркий тому пример - прогресс печатного дела на татарском языке в Татарстане. Указанная тенденция характерна и для регионов компактного проживания представителей финноугорских народов, чувашей, ранее не проявлявших столь выраженного интереса к сохранению традиционного этнокультурного наследия.

Важнейшая задача развития этнокультурного туризма в ближайшие десятилетия -необходимость расширения потока туристов в центральную зону европейской части России, характеризующуюся наиболее высокими социально-экономическими показателями. Бесспорное конкурентное преимущество Центральной России перед такими богатыми этнокультурными ресурсами макрорегионами, как Поволжье, Урал или Русский Север, — имидж исторического очага становления русского этноса, наличие многих широко известных центров народной культуры.

Не в пример Турции, Венгрии, Финляндии, активно позиционирующих себя в качестве ведущих центров изучения и сохранения тюркского и финно-угорского этнокультурного наследия, Россия до сих пор не заявила о своих претензиях на лидерство в подобных проектах. Серьезным препятствием при осуществлении указанной идеи на практике может стать весьма низкий интерес к традиционной культуре тюркских народов у большинства иностранных и российских туристов. В регионах Урало-Поволжья это затрудняет «продвижение» этнографических туров с ориентацией на изучение этнографического наследия не только тюркских и финно-угорских групп, но и тамошнего русского населения. Формирование регионами имиджа неповторимых туристских дестинаций требует активной пропаганды тысячелетнего этнокультурного единства и многообразия различных народов страны.

Яркий пример теснейшего сотрудничества властных национальных структур с региональными администрациями в деле поддержания и развития традиционной этнической культуры - Мордовия. С 2006 года столица Мордовии Саранск

позиционируется как общероссийский центр изучения финно-угорских этносов.

Поволжский центр культур финно-угорских народов в Саранске включает в себя межрегиональный научный центр финно-угроведения. Однако излишнее внимание

официальных лиц к этнографической тематике имеет и оборотную сторону.

стр. 15 из 194

Этнографические деревни зачастую не располагают необходимым штатом научных сотрудников, соответствующей информационной базой, не имеют благоприятного транспортно-географического положения.

Определенную роль в развитии путешествий с этнокультурными целями могут сыграть также особо охраняемые природные территории. Так, в Приволжском федеральном округе (ФО) наиболее перспективны для развития этнографического туризма национальный парк «Самарская Лука» (Самарская обл.), отчасти — заповедник «Большая Кокшага» (Марий Эл), «Приволжская лесостепь» (Пензенская обл.), «Вишерский» (Пермский край).

По своей мотивации участники этнографических туров весьма схожи с эко- и агротуристами. По оценкам экспертов, именно экотуристы с низким уровнем притязаний к уровню комфорта составляют ведущий сегмент на рынке этнографического туризма. Во многом это и объясняет лидирующую роль организаторов экотуризма в формировании эколого-этнографических программ на внутреннем рынке. Растущая популярность туров на Русский Север, Алтай, в Прибайкалье, в которых удачно совмещены элементы экологического, этнографического и агротуризма, свидетельствует о больших шансах на успех подобного рода программ и в других регионах России.

Литература

1. Государственные и титульные языки России. М.: Академия, 2002.

2. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, 2003.

3. Калуцков В.Н. Этнокультурный ландшафт. М.: МГУ, 2005.

4. Народы и религии мира. Энциклопедия. Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

5. Сапожникова Е.Н.. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран.

М.: Академия, 2004.

6. www.e-mordovia.ru

7. www. culture21. ru

8. mkrf.ru

9. pvfo.rosinv.ru

10.www.ideologiya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.