Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития дополнительного образования взрослых в современной Германии'

Состояние и перспективы развития дополнительного образования взрослых в современной Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1268
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ / КЛЮЧЕВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ADULT EDUCATION / MAIN TYPES OF ADULT EDUCATION / LEGISLATIVE ACTS ON ADULT EDUCATION / KEY QUALIFI CATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихаева Виктория Викторовна

Рассматривается значение дополнительного образования взрослых в Германии на современном этапе, перечислены основные правовые положения, регулирующие данную область. Описаны главные принципы государства по поддержке этого образовательного направления. Делаются выводы по дальнейшим перспективам развития дополнительного образования в Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND THE PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF ADULT EDUCATION IN MODERN GERMANY

The article shows the importance of adult education in Germany at present. The main legislative acts regulating this sphere are enumerated. It also gives the chief principles of the state which support the adult education. The author makes up the conclusion about the prospects of the further development of adult education in Germany.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития дополнительного образования взрослых в современной Германии»

УДК 37 (4/9)

В. В. Тихаева

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

В СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ

Рассматривается значение дополнительного образования взрослых в Германии на современном этапе, перечислены основные правовые положения, регулирующие данную область. Описаны главные принципы государства по поддержке этого образовательного направления. Делаются выводы по дальнейшим перспективам развития дополнительного образования в Германии.

Ключевые слова: дополнительное образование взрослых, основные типы дополнительного образования, законодательные акты по дополнительному образованию, ключевая квалификация.

Дополнительное образование взрослых стало неотъемлемой характеристикой современного общества. Невозможно представить человека, который не осознал бы необходимость профессионального и личностного самосовершенствования. Сегодняшний уровень жизни требует от индивидуума быть в курсе всего нового, не только знать, но и уметь пользоваться полученными знаниями. Для этого человеку приходится обращаться к организациям, предлагающим дополнительные образовательные услуги в той или иной области знаний, которыми необходимо овладеть, либо усовершенствовать устаревшие знания и умения в данной отрасли. Возрастающая потребность в дополнительном образовании явилась мощным толчком для стремительного развития рынка образовательных услуг в Германии. Взаимодействие экономических и технологических факторов, а также социальные и культурные изменения в обществе заставили людей по-другому посмотреть на задачу образования, которая в настоящее время заключается в том, чтобы подготовить человека к быстрым социальным и экономическим изменениям, происходящим в стране.

Благодаря открытиям в различных областях науки и техники, производственным и технологическим изменениям дополнительное образование стало, по словам немецких экспертов, «четвертой колонной» («vierte Säule») немецкой системы образования [1, с. 7]. Знания и умения, полученные в результате первого образования, становятся недостаточными для полноценной профессиональной деятельности. Это в полной мере касается выпускников высших учебных заведений: никто не может себе позволить остановиться на достигнутом уровне знаний. Только посредством обучения на протяжении всей жизни обеспечивается возможность сохранения и улучшения профессионального и общественного положения человека. Таким образом, дополнительное образование является элементарной предпосылкой самоутверждения в жизни и работе: используя возможность наверстать упущенные знания в образовании, по-

являются шансы для профессионального продвижения.

В международной литературе широко используется типология образования взрослых ЮНЕСКО (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Формальное образование взрослых (Formal Adult Education) Неформальное образование взрослых (Non-formal Adult Education) Неофициальное образование взрослых (In-formal Adult Education)

Профили

Повышение квалификации; усовершенствование квалификации; переквалификация Непрофессиональное, социокультурное образование Альтернативно е неинституализи-рованное образование взрослых

Места обучения

Производственные и межвузовские учреждения Государственные и негосударственные учреждения (например, народные институты, конфессиональные представители) Центры коммуникации

Содержание

Профессиональное образование Общее образование взрослых Образование через коммуникацию

Вследствие того, что дополнительное образование взрослых является обширной областью в общей системе образования Германии, немецкие ученые - андрагоги, в свою очередь, различают общее (allgemeine), профессиональное (berufliche), научное (wissenschaftliche), культурное (kulturelle) и политическое (politische) дополнительное образование взрослых (Erwachsenenbildung). Оно базируется на знаниях, умениях и опыте, приобретенных в школе, во время получения первого образования, при производственной практике и в личной жизни. Дополнительное образование характеризуется как

продолжение или возобновление обучения после получения первого образования и, как правило, после начала трудовой деятельности [2, с. 43]. Наряду с организованными формами обучения, такими как учебные курсы, семинары, заочное обучение, приобретают значение формы неформального обучения, например, за рабочим местом и в свободное время. Имеющиеся почти у каждого взрослого и широко используемые возможности компьютеров, телевидения и телекоммуникаций дают новые импульсы для дальнейшего развития неформальных форм обучения.

Дополнительное профессиональное образование, согласно закону о содействии трудоустройству и профессиональному образованию (АгЬе^ог-derungsgesetz - АБО), было разработано в условиях недостатка рабочей силы и роста экономики для того, чтобы улучшить приспособление трудящихся к профессиональной мобильности и создать предпосылки для индивидуального роста. В соответствии с данным законом эта поддержка охватывает в первую очередь меры для определения, сохранения и расширения профессиональных знаний и навыков у взрослых, которые имеют законченное профессиональное образование и опыт работы в определенной сфере. Во-вторых, закон закрепляет право на профессиональную переквалификацию и получение сертификата об образовании для группы безработных без специального образования с целью их последующего включения в работу. Принимая во внимание тяжелую ситуацию с занятостью, с середины 1970-х гг. усилились меры по устранению безработицы и созданию условий для безработных в кратчайшие сроки снова включиться в производственный процесс.

На фоне социальных, политических и экономических изменений, высокого уровня жизни в Гер -мании, возросшего самосознания граждан относительно потребностей самовыражения не только на работе, в профессиональной области, но и разумного и эффективного использования свободного времени, растет интерес к общему, культурному и политическому образованию. Оно охватывает широкий спектр непрофессионального дополнительного образования, например такие области, как здоровье, окружающая среда, правовые вопросы, иностранные языки и другие аспекты жизни. Представители различных социально-экономических кругов используют дополнительное образование для решения ряда вопросов. Современные исследования социального положения взрослых, участвующих в дополнительном образовании, свидетельствуют в целом о гораздо большем «энтузиазме», проявляемом со стороны более квалифицированных и образованных людей по сравнению с менее квалифицированными. Доли участия в до-

полнительном образовании взрослых по различным социальным характеристикам представлены в табл. 2 [3, с. 96].

Т а б л и ц а 2

Участие в дополнительном образовании взрослых Доля, %

Возраст 19-24 37

25-34 27

35-44 27

45-54 25

Старше 55 25

Школьное образование Неполное 16

Среднее 30

Полное 42

Профессиональное образование Без среднего специального образования 12

Учебные курсы 22

Ремесленные и другие техникумы 31

Технические вузы 45

Профессиональный статус Рабочий 16

Служащий 31

Чиновник 42

Без управленческой функции 22

С управленческой функцией 35

Пол Мужской 30

Женский 23

В связи с этим в Германии отмечается растущее значение ключевой квалификации (ScЫtissel-qualifikation), т. е. квалификации, независимой от изменений в обществе, необходимой на любом этапе его развития. К ней относятся, например, обработка информации и логическое мышление. Для развития ключевой квалификации важно не предложение решения тех или иных проблем, а обучение умениям решать проблемы. К таким умениям принадлежат:

- готовность воспринимать противоречивую информацию и разные позиции в обществе;

- готовность к дискуссии;

- умение критически анализировать информационные сообщения;

- адекватная оценка собственных возможностей и развитие фантазии для решения проблем.

Учитывая такую тенденцию, немецкие андраго-ги Э. Нуисль и Р. Арнольд предлагают направить дополнительное образование преимущественно на развитие способностей принимать решения, действовать, брать на себя ответственность. И что самое важное, дополнительное образование должно способствовать формированию индивидуальной, творческой и социальной компетенций.

В Федеративной Республике Германия дополнительное образование в меньшей степени регулируется государством, чем остальные области образования, так как соответствовать разнообразным и быстро меняющимся требованиям к содержанию дополнительного образования можно лишь посредством структуры, которая ориентирована на принципы многообразия, конкуренции и мобильности. Только через разнообразие предложений и множество организаций по дополнительному образованию система дополнительного образования может соответствовать различным интересам участников. Рынок дополнительного образования должен охватывать широкий спектр предложений, а доступ к ним быть свободным для всех заинтересованных лиц. Существует настоятельная необходимость учитывать предыдущие знания и опыт каждой целевой группы, т. е. дополнительное образование требует использования методов обучения соответственно возрасту, опыту и профессионализму людей, задействованных в данной сфере.

Задачи государства в дополнительном образовании основываются на социальных принципах и заключаются в обеспечении равноценных условий жизни. Согласно исследованиям немецкого ученого Й. Витпох, таковыми являются следующие принципы:

- обеспечение доступа к соответствующему предложению по дополнительному образованию;

- поддержка дополнительного образования для особых целевых групп, которые до некоторого времени ограниченно принимали в нем участие;

- обеспечение и развитие условий для успешного функционирования рынка дополнительного образования;

- поддержка совместной работы всех участников при дальнейшем развитии дополнительного образования [4, с. 24].

Следует учесть, что Германии свойственна децентрализованная модель образования, и Земли ФРГ обладают значительной автономией в области образования, принимают свои законы в области дополнительного образования взрослых и действуют в соответствии с ними [5, с. 54]. Это касается как управленческих, финансовых вопросов, так и подготовки педагогических кадров. Таким образом, государство пытается найти золотую середину в плане ответственности за образование взрослых на федеративном уровне и уровне Земель.

На федеративном уровне правовые положения по вопросам дополнительного образования содержатся: в Законе о высшем образовании (das Hochschulrahmengesetz); Законе о профессиональном образовании (das Berufsbildungsgesetz); Федеративном законе об образовании (das Bundesausbildungsgesetz) и Законе о содействии трудоустройству и

профессиональному образованию (das Arbeitsförderungsgesetz). На уровне Земель существуют специальные законы о дополнительном образовании, а также добавочные положения в законах о школьном и высшем образовании. Более того, на федеративном уровне проводятся специальные ассамблеи, собирающие всех участников из различных областей дополнительного образования - представителей союзов, администрации земель и общин. Они нацелены на принятие согласованной акции по дополнительному образованию, чтобы обеспечить качественные предложения по его дальнейшему развитию. Например, в 1999 г. Закон о профессиональном образовании был модернизирован, вследствие чего улучшились условия для профессионального обучения. Была упрощена процедура сдачи экзаменов при торгово-промышленных и ремесленных палатах; появилась возможность сотрудничества различных предприятий для более качественного и результативного профессионального обучения [6, с. 145]. Целью реформирования закона стало обеспечение мест для обучения с последующим улучшением ситуации на рынке труда.

Мы вправе выразить мнение, что значение дополнительного образования в Германии будет и дальше увеличиваться, поскольку, согласно ежегодным отчетам Федерального министерства по образованию и исследованию (Bundesministerium für Bildung und Forschung), год за годом растет число его участников. Для людей становится привычным учиться дальше независимо от возраста, чтобы ускорить карьерный рост, удовлетворить потребность в недостающей информации и рациональном использовании свободного времени. Карл-Ханс Лауерман, бывший министр образования и науки, уверен, что «только обучение на протяжении всей жизни, новое знание и его применение обеспечат инновационные способности общества и экономики» [7, с. 248]. Большинство экспертов солидарны во мнении, что вследствие совокупности различных областей дополнительного образования, дифференцированных мотивов его получения, первоначального образования, потребностей и ожиданий участников необходимо гарантировать многообразное и качественное предложение по дополнительному образованию. Другими словами, это должна быть множественная, ориентированная на рынок структура «четвертой колонны» системы образования Германии.

Спрос на дополнительное образование у немцев в течение последних двадцати лет постоянно растет. На сегодняшний день почти половина населения страны регулярно участвует в дополнительном образовании. Немецкие исследователи полагают, что в последующие десять лет количество людей, получающих дополнительное образо-

вание, вырастет до двух третей всего населения. ные языки и профессиональное образование, а так-

Основными его направлениями будут иностран- же области здоровья и культуры.

Список литературы

1. Jagenlauf M., Schulz M. u. a. Weiterbildung als quartärer Bereich. Bestand und Perspektive nach 25 Jahren. Neuwied, 1995.

2. Arnold R., Gieseke W. Die Weiterbildungsgesellschaft. Bd. 2: Bildungspolitische Konsequenzen. Neuwied, 1999.

3. Nuissl E., Pehl K. Porträt Weiterbildung Deutschland. 4 aktualisierte Auflage. Bielefeld, 2009.

4. Wittpoth J. Einführung in die Erwachsenenbildung. 2 Auflage. Ulm, 2006.

5. Войтеховская М. П. Историко-педагогические тенденции модернизации образования в России // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 11. С. 49-56.

6. Марчук Е. В. Современные тенденции развития начального профессионального образования в Германии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 7. С. 144-145.

7. Faulstich P., Zeuner Ch. Erwachsenenbildung. Eine handlungsorientierte Einführung in Theorie, Didaktik und Adressaten. 2 aktualisierte Auflage. München, 2006.

Тихаева В. В., аспирант.

Волгоградский государственный технический университет.

Пр. Ленина, 28, Волгоград, Россия, 400131.

E-mail: tilsitka@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 17.03.2011.

V V Tikhaeva

THE STATE AND THE PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF ADULT EDUCATION IN MODERN GERMANY

The article shows the importance of adult education in Germany at present. The main legislative acts regulating this sphere are enumerated. It also gives the chief principles of the state which support the adult education. The author makes up the conclusion about the prospects of the further development of adult education in Germany.

Key words: adult education, main types of adult education, legislative acts on adult education, key qualification.

Volgograd State Technical University.

Pr. Lenina, 28, Volgograd, Russia, 400131.

E-mail: tilsitka@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.