УДК 327(571.6+5)
Состояние и перспективы коалиционных форматов в Азиатско-Тихоокеанском регионе в XXI веке: их геостратегические цели, задачи и устремления
МИШИН ВАЛЕРИЙ ЮРЬЕВИЧ,
научный сотрудник, заведующий сектором международной безопасности Центра глобальных и региональных исследований (ЦГРИ) Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (ИИАЭ) (e-mail: val.mishin@mail.ru) ГОРЯЧЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА,
старший научный сотрудник сектора международной безопасности ЦГРИ ИИАЭ ДВО РАН, кандидат исторических наук (e-mail: solo888@yandex.ru) ГОРЯЧЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ,
младший научный сотрудник сектора международной безопасности ЦГРИ ИИАЭ ДВО РАН, кандидат исторических наук (e-mail: goryachev@ihaefe.ru) РАЗУМОВ ЕГОР АЛЕКСАНДРОВИЧ,
старший лаборант сектора международной безопасности ЦГРИ ИИАЭ ДВО РАН (e-mail: razumov@yeboshi.ru) СИМОНЕНОК АННА ВЛАДИМИРОВНА,
старший научный сотрудник сектора международной безопасности ЦГРИ ИИАЭ ДВО РАН, кандидат исторических наук (e-mail: asimonenok@yandex.ru) ПЕРЕСЛАВЦЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ,
научный редактор Научно-образовательного центра морского транспорта и пространственной логистики, Морской государственный университет им. Невельского (e-mail: nik2317@mail.ru)
АННОТАЦИЯ
В данной статье коллектив авторов рассматривает актуальные вопросы текущей обстановки в АТР-СВА и степень влияния глобальных трансформаций на региональную безопасность в контексте появления т. н. «региональных коалиционных форматов» на примере QUAD и AUKUS. Раскрыты цели и задачи этих форматов, а также их возможные перспективы. Показаны степень участия отдельных региональных акторов в блоковой системе, а также их вовлеченность в формирование архитектуры безопасности в АТР-СВА.
Отмечена роль США в нынешнем противостоянии с Китаем и стремление привлечь к этому противостоянию своих азиатских партнеров. Отдельно показана позиция стран Юго-Восточной Азии в функционировании проамериканских форматов в АТР. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: QUAD, AUKUS, региональная безопасность, блоковая система, геополитика, противостояние.
THE STATE AND PROSPECTS OF COALITION FORMATS IN THE ASIA-PACIFIC REGION IN THE 21-ST CENTURY: GEOSTRATEGIC GOALS, OBJECTIVES AND ASPIRATIONS
MISHIN VALERY URIEVICH,
Scientific researcher, Head of the International Security Sector of the Center for Global and Regional Studies (CGRS), the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences (HAEPFE) (e-mail: val.mishin@mail.ru)
GORIACHEVA ELENA ALEXANDROVNA,
Senior Researcher, the International Security Sector of the CGRS, HAEPFE, Candidate of Historical Sciences (e-mail:
solo888@yandex.ru)
GORYACHEV NIKOLAY NIKOLAEVICH,
Junior researcher, the International Security Sector of CGRS, HAEPFE, Candidate of Historical Sciences (e-mail:
goryachev@ihaefe.ru)
RAZUMOV EGOR ALEXANDROVICH,
Senior Laboratory Assistant of the International Security Sector of the CGRS, HAEPFE (e-mail: razumov@yeboshi.ru) SIMONENOK ANNA VLADIMIROVNA,
Senior Researcher, the International Security Sector of the CGRS, HAEPFE (e-mail: asimonenok@yandex.ru) PERESLAVTSEV NIKOLAI IVANOVICH,
Scientific Editor, Scientific- Educational Center of Maritime Transport and Spatial logistics, Admiral Nevelskoy Maritime State University (e-mail: nik2317@mail.ru)
ANNOTATION
In this article, the group of authors reviews the current issues in the Asia-Pacific region and the degree of influence of global transformations on regional security. This is done in the context of the emergence of «regional coalition formats,» which are exemplified by QUAD and AUKUS. The article explores the goals and objectives of these formats, as well as their possible prospects. Additionally, the article highlights the level of participation of individual regional actors in the bloc system and their involvement in shaping the security architecture in the Asia-Pacific region.
Furthermore, the article notes the role of the United States in the current confrontation with China, and their efforts to involve their Asian partners in this confrontation. Lastly, the article separately shows the position of Southeast Asian countries in the functioning of pro-American formats in the Asia-Pacific region.
KEYWORDS: QUAD, AUKUS, regional security, block system, geopolitics, confrontation.
Текущая обстановка в странах региона АТР характеризуется сложными и турбулентными внутриполитическими и экономическими процессами. Пекин старается втягивать эти государства в инициативу «Один пояс, один путь», стремясь выступать в качестве основного инвестора и кредитора. Одновременно с начала проведения Россией специальной военной операции (СВО) на Украине практически все государства региона оказались под беспрецедентным дипломатическим и информационным давлением США, выразившимся в усилиях по «размыванию» существующих здесь традиционных форматов сотрудничества. В приграничных с Россией государствах Северо-Восточной Азии начало специальной военной операции на Украине обнажило антироссийские настроения в политической элите (кроме КНР и КНДР). На фоне всплеска русофобии в странах СВА США и их союзники прилагают усилия по созданию т. н. «азиатского аналога НАТО» и продвижению концепта «Индо-Тихоокеанского региона». Для
реализации этих замыслов США приступили к формированию т. н. «альянсов малой геометрии», целью которых является сдерживание Китая и России, а также ослабление в АТР традиционных механизмов обеспечения региональной безопасности.
В 2007 году по инициативе бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ и при активной поддержке администрации президента США Б. Обамы был создан четырехсторонний формат по вопросам региональной безопасности, получивший название QUAD (по названию государств, входящих в него: США, Австралия, Япония и Индия). Первоначальной целью его создания считалось привлечение Китая в качестве «лидера демократизации в Азии», однако несбывшиеся планы Б. Обамы развернуть США из Атлантики в Тихий океан и введения тарифно-санкционных рестрикций в отношении Пекина превратили QUAD в аморфный формат, сравнимый с созданным ранее и ставшим весьма ограниченным по своему функционалу разведывательным альянсом
«Пять глаз» (США, Канада Великобритания, Австралия, Новая Зеландия).
С приходом к власти в США команды Д. Байдена военная составляющая QUAD, казалось бы, уступила более актуальной повестке - от сотрудничества в борьбе с COVID, изменениями климата до новых технологий и проблем морского права. На самом же деле Вашингтон стал только подыгрывать этой риторике и камуфлировать военные аспекты QUAD по сдерживанию Китая. В настоящее время США и государства-партнеры, входящие в этот альянс, уже не скрывают его антикитайской направленности и пытаются создать синерге-тический эффект, а не просто демонстрацию суммированного общего потенциала. Однако несмотря на то, что QUAD стремится позиционировать себя как многофункциональный формат, его участники не имеют между собой четко прописанных обязательств и наличия структурных институтов, что делает его малоперспективным в плане прообраза «азиатского НАТО» [1].
Более того, по заявлениям США и Индии QUAD не является исключительно военным союзом, а рассматривается как группа стран-единомышленников, продвигающих «сотрудничество в решении региональных проблем, одновременно укрепляя международные правила и ценности, которые лежат в основе мира, процветания и стабильности в регионе» [19]. Таким образом, военная направленность QUAD остается далекой перспективой, т. к. в настоящее время военно-ориентированные обязательства США в АТР все еще носят риторический характер. Более того, перспективы функционирования QUAD во многом зависят от ясности общения и взаимопонимания между партнерами.
Резко изменившаяся обстановка на тихоокеанском направлении, в том числе «торговая война с Китаем», заставили президента США Д. Байдена и его администрацию принять срочные меры по выстраиванию иной архитектуры традиционных альянсов.
В сентябре 2022 г. три государства - США, Австралия и Великобритания - создали новый альянс, AUKUS, цель которого защитить и укрепить интересы каждого из трех государств-партнеров в области обороны и безопасности, способствовать более глубокому обмену
информацией и технологиями, содействовать «более глубокой интеграции науки, промышленных баз, связанных с безопасностью, и обороны» [19].
Некоторые эксперты, анализируя цели, задачи и устремления AUKUS, пытаются сравнивать этот формат с Североатлантическим блоком. Однако особенностью НАТО является то, что большая часть его членов говорят на своих национальных языках и в итоге блок представляет собой многоязычную трудноуправляемую структуру. Что же касается AUKUS, то США, Великобритания и Австралия являются крупнейшими по территории и военному потенциалу государствами англосаксонского мира, что не создает проблем в общении на всех уровнях и делает этот формат более монолитным, чем НАТО. Вместе с тем экспертное сообщество сходится во мнении, что декларируемые цели, задачи и стремления AUKUS весьма размыты и прикрываются другими устремлениями. Вашингтон пытается укрепить собственную военную группировку за счет набирающих мощь вооруженных сил Австралии. Лондон рассматривает свое участие в AUKUS как практическое воплощение в жизнь идей так называемой «глобальной Британии» с тем,чтобы вернуть утерянный статус великой державы. Для Канберры - это возможность к укреплению национальной безопасности, развитию местной промышленности, оснащения военно-морского флота атомными подводными лодками за счет кооперационных программ с США и Великобританией. Детальное рассмотрение декларируемых задач QUAD и AUKUS позволяют утверждать, что они маскируются под более широкий план по укреплению потенциала прежде всего США и противодействию вызовам Китая в регионе АТР-СВА. Учитывая глубокую интеграцию экономики Китая в глобализован-ный мир и привлекательность его обширного рынка, американская стратегия дальнейшего сдерживания, по мнению Байдена и его команды, более невозможна. Поэтому США уделяют серьезное внимание военному аспекту в ответ на вызовы Китая, всемерно укрепляя сотрудничество с Великобританией и Австралией для дальнейшего улучшения совместных оборонных возможностей и оперативной совместимости. Среднесрочной перспективой реализации этих замыслов является стратегический план
Вашингтона, предусматривающий к 2023 г. доминирование в проливах Индо-Тихоокеанского региона 7 флота США за счет усиления семью авианосными ударными группами, а затем под предлогом защиты экологии блокировать Малаккский и соседние проливы, по которым проходит китайский экспорт нефти из зоны Персидского залива. При этом возможные ответные меры ВМФ КНР ограничены, т. к. такого количества авианесущих кораблей у Пекина к тому времени не будет. Проводка же импортных трубопроводных и других мощностей по суше - от пакистанского порта Гвадар через Афганистан в Синьцзян в обход Индии проблематична, т. к. нестабильная и взрывоопасная обстановка в индийской части Кашмира является серьезной угрозой безопасности для этого коридора.
В настоящее время полемика европейских партнеров вокруг действенности QUAD и AUKUS уходит на второй план, поскольку обострение отношений с Китаем и Россией заставило Вашингтон принять меры к созданию новых альянсов на азиатском направлении. Одним из таких новых форматов, встраиваемых в стратегию США по сдерживанию Китая в АТР, является созданный в июне 2022 г. новый альянс, получивший название «Partners in the Blue Pacific» (PBP), в который вошли Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, США и Япония. Целью этого партнерства является укрепление экономических и дипломатических связей с островными государствами Тихого океана [24].
Основателем PBP стал т. н. «Форум тихоокеанских островов» (PIF), который представляет собой межправительственную организацию,созданную для углубления сотрудничества между независимыми государствами Тихого океана и представления их национальных интересов. Форум был основан в 1971 г., и его полноправными членам стали 18 стран и заморских территорий. Следует отметить, что «Partners in the Blue Pacify » в уставных документах не декларируется как военный или оборонный альянс. Это, скорее, протоальянс, практические цели и задачи которого являются пока что долгосрочной перспективой. Вместе с тем структура РВР, как мы видим, объединяет тех, кто уже сейчас готов максимально взаимодействовать
с США в координации совместных действий по ограничению влияния Пекина на государства Тихоокеанского региона.
Что касается отдельных государств СВА, являющихся союзниками США, то ключевым участником региональных форматов является Япония.
Участие в QUAD для Японии весьма значимо. У истоков его создания стоял ныне покойный премьер-министр С. Абэ, выступивший в 2007 г. инициатором данного формата взаимодействия. В силу ряда обстоятельств, включая уход С. Абэ с поста премьер-министра в 2007 г., QUAD прекратил свое существование. Однако в 2017 г. правительство Японии возродило данную концепцию как один из инструментов взаимодействия с США в целях противодействия Китаю.
То, что Япония является участником QUAD, -это органическое продолжение плотного двустороннего и трехстороннего диалога страны с США, Австралией и Индией, отношения с которыми относятся к «квази-альянсам». При этом Япония приветствует включение в QUAD новых стран-участников, предпочтительно из числа стран АСЕАН и Европы [2]. В этом плане показателен интерес Токио к сближению с Великобританией, которая является участником другого альянса в АТР - AUKUS.
Что касается сотрудничества с «квазиальянсами» - Индией и Австралией, то Япония рассматривает их как своих перспективных партнеров. В октябре 2022 г. впервые за 15 лет была обновлена совместная декларация с Австралией по взаимодействию в области безопасности. Хотя в декларации в качестве потенциального противника явно не обозначен Китай, но заявление официальных представителей обеих стран дают понять, против кого направлено это сотрудничество. Страны объединяет не только участие в QUAD, но и совместное экономическое сотрудничество в рамках Транс -Тихоокеанского партнерства. Как экономический партнер Японии Австралия важна еще и как альтернативный поставщик СПГ (40% общего импорта) и угля (70% общего импорта) [9,16].
В сентябре 2022 г. на встрече в г. Токио Индия и Япония согласились наращивать сотрудничество в военной сфере, планируя совместные учения и развитие оборонных
технологий, такие как создание беспилотных летательных аппаратов.
Несмотря на сложность геополитической ситуации, связанной с обострением отношений с Китаем и Россией, взрывоопасной обстановкой на Корейском полуострове, не все население Японии поддерживает меры правительства. Экономика Японии в последние годы почти на росла, население стареет, рождаемость падает, на молодежь непропорционально растет нагрузка по поддержанию баланса в сфере труда и пенсионных выплат. В перспективе правительству Японии придется изыскивать средства для распределения уже ограниченных финансовых и человеческих ресурсов для достижения заявленных целей, учитывая что госдолг Японии на сентябрь 2022 г. составил более 1,28 квадриллиона иен (1015, 1000 триллионов иен, или 266% от ВВП, самый высокий показатель среди развитых стран мира) [6]. Этот вызов требует от правительства Кисиды и его преемников тонкого и сложного политического балансирования - насколько можно увеличить налоговую нагрузку населения, чтобы профинансировать в заявленном объеме оборону страны [9].
Поэтому усиление обороноспособности Японии видится противниками роста военных расходов в конструкции всеобъемлющего сбалансированного комплекса мер, направленного на повышение своей экономической, дипломатической, информационной, научно-технической мощи.
Другой восточноазиатский союзник США - Южная Корея, несмотря на более чем тесные союзнические отношения с Вашингтоном, занимает двойственную позицию своего участия в региональных блоках. Сеул, соглашаясь на сотрудничество в различных сферах взаимодействия, воздерживается от прямого присоединения к QUAD и AUKUS, заявляя, что Южная Корея в принципе может присоединиться к нескольким группам QUAD, однако решение о постоянном членстве в этой структуре окончательно не принято и отнесено на среднесрочную перспективу.
Победив на выборах в марте 2022 г., президент РК Юн Сок Ель в самом начале своего срока обещал электорату, что Южная Корея присоединится к QUAD, имея в виду общие интересы со странами альянса в свободе
навигации, территориальной целостности, свободе торговли и т. п. [13] Такая возможность обсуждалась в правительстве и даже была создана рабочая группа, которая приступила к подготовительным мероприятиям. Однако в процесс вмешались проблемы «исторической памяти», связанные с болезненным восприятием корейской общественностью японской аннексии Кореи в 1910-1945 гг. Президент Юн подвергся критике и упрекам за его готовность вступить в союз с Японией и даже допустить на корейскую территорию японские войска в случае нападения Северной Кореи. В связи с этим Министерство обороны РК на различных уровнях было вынуждено дать разъяснения, что хотя сотрудничества с QUAD, куда входит Япония, гипотетически возможно, но лишь по отдельным направлениям и без официального членства страны в этом формате [8].
Желая подчеркнуть тесные отношения с Вашингтоном, Юн Сок Ель на саммите АСЕАН в Пномпене 11 ноября 2022 г. представил собственную национальную стратегию,назвав ее «Индо-тихоокеанской стратегией Кореи», которая по сути является прототипом одноименной американской стратегии и направлена как в сторону сдерживания Китая, так и на мобилизацию усилий региональных акторов в противодействии ядерным амбициям Северной Кореи.
В свою очередь Китай, названный в Концепции национальной безопасности США «самым серьезным геополитическим вызовом» [20], достаточно остро воспринимает возникновение различных проамериканских военно-политических блоков в Восточно-Азиатском регионе, так как они видятся им как потенциальная угроза национальной безопасности страны, имеющая как внешнее, так и внутреннее содержание.
В частых заявлениях официальных лиц, а также документах Министерства иностранных дел КНР проамериканские военно-политические блоковые формирования часто называют «новым азиатским НАТО» [14, 17, 25, 28]. Такого же мнения придерживается и китайская блогосфера [26, 27, 32, 33], которая призывает страны, входящие в AUKUS и QUAD, не прибегать к принятию антикитайских решений, а также прислушиваться к Пекину,
и присоединиться к концепции «Один пояс, один путь» [30].
Китайская официальная позиция по отношению к различным альянсам заключается в том, что Пекин не заинтересован в противостоянии с другими странами, т. к. на протяжении долгого времени им реализуется так называемая «Инициатива по налаживанию добрососедских отношений с приграничными с КНР государствами», в целях чего популяризируется концепция «Строительства сообщества единой судьбы человечества», предложенная Си Цзиньпином в 2012 году [4, 31]. Делается это для того, чтобы через перспективных партнеров влиять на принятие важных для Китая решений либо к минимизации вероятных рисков и угрозы.
На сегодняшний день наличие и функционирование проамериканских альянсов в АТР-СВА вызывает у китайского руководства серьезную озабоченность в плане их противодействия инициативе «Один пояс, один путь». Официальный Пекин опасается, что дальнейшая эскалация американо-китайского конфликта может привести к санкционной блокаде союзниками США каналов транспортной логистики, что разорвет многие технологические и производственные цепочки и вызовет всплеск безработицы и обнищания населения.
Реальным примером этих опасений являются народные протесты 23 ноября 2022 года, которые фактически начались как ответная мера местного населения на принятые правительством Китая меры по предотвращению распространения пандемии СОУШ-19 [3], или, если быть точным, «политики нулевой терпимости к коронавирусной инфекции» [29]. Очень быстро протесты вылились к требованиям протестующих не только отменить «нулевую терпимость», но и отправить в отставку Си Цзиньпина,устранить однопартийную систему и «ослабить закручивание гаек» [15] в информационном пространстве.
Пекин увидел в этих протестах участие США во вмешательстве во внутренние дела Китая и вовлечение к этому процессу некоторых региональных союзников [7]. Таким образом, в складывающейся ситуации китайское руководство стремится решать внутренние проблемы комплексно, в связке с внешнеполитическим курсом КПК.
В свете появления и функционирования азиатско-тихоокеанских коалиционных форматов больший практический интерес представляет позиция стран Юго-Восточной Азии. Страны ЮВА, расположенные в самом центре Индо-Тихоокеанского региона, находятся в эпицентре процессов трансформации архитектуры региональной безопасности. В условиях геополитической турбулентности они стараются сохранять свой статус нейтралистских государств и занимают центристскую позицию в отношении как глобальных держав, так и новых эксклюзивных союзов QUAD и AUKUS.
Четырехсторонний диалог по безопасности QUAD с момента своей реинкарнации в 2017 г. сразу стал позиционироваться как опора безопасности в ИТР. 4 страны, входящие в QUAD (США, Япония, Австралия, Индия), выступают опорными точками и оформляют контур огромного пространства, между тем для выстраивания порядка внутри этого мегарегиона усилий только четырех держав недостаточно.
Не случайно практически одновременно с воссозданием QUAD начались разговоры о его потенциальном расширении. В 2018 г. в Foreign Policy вышла статья бывшего помощника министра обороны США по вопросам безопасности в АТР Дерека Гроссмана, в которой он утверждал, что присоединение новых стран к «четверке» жизненно важно, в противном случае, если не будут предприняты шаги по расширению формата, он рискует провалить свою основную миссию по сдерживанию Пекина. По его мнению, наиболее предпочтительным вариантом было бы вовлечение в QUAD государств АСЕАН, что добавит легитимности формату и придаст уверенности его участникам. «Без хотя бы одного члена АСЕАН "четверка" выглядит как инструмент борьбы крупных держав с Китаем, а не как коллективный упрек попыткам Пекина свергнуть либеральный международный порядок», - утверждал автор [12].
Однако цель расширения четырехстороннего диалога по безопасности остается пока недостижимой несмотря на все усилия, предпринимаемые США в этом направлении. В 2020 г. у сторонников QUAD появился было повод для оптимизма. В марте 2020 г. в формате видеоконференции состоялась встреча официальных лиц, входящих в QUAD, а также представителей Вьетнама, Новой Зеландии
и Республики Корея. В экспертном и журналистском сообществе эта встреча тут же была окрещена как «QUAD+» [11]. Главной темой видеоконференции была борьба с глобальной проблемой - пандемией коронавируса. В мае 2020 г. ожидания в отношении расширения формата укрепились, когда в Соединенных Штатах состоялась встреча «четверки», к которой присоединились Бразилия, Израиль и Южная Корея, и она также была посвящена обсуждению глобального ответа на COVID-19 [11]. Иные вопросы региональной и стратегической безопасности не обсуждались, а главное, дальнейшего продолжения и развития формата QUAD+ в последующие годы не наблюдалось.
Перспективы расширения четырехстороннего диалога по безопасности за счет стран АСЕАН можно расценить как крайне маловероятные. Прежде всего из-за подчеркнутого антикитайского характера QUAD. Несмотря на то, что государства АСЕАН всерьез обеспокоены усилением и расширением Китая в регионе, на конфронтацию с Пекином они не готовы. И дело не только в близком соседстве, общих границах и тесных торгово-экономических и иных связях с Китаем. Больше всего АСЕАН беспокоит, что ЮВА станет ареной борьбы США и КНР и страны региона будут вовлечены в противостояние двух сверхдержав. А чем это заканчивается для малых стран, весь мир уже увидел на примере Украины.
Расчет на то, что можно будет сыграть на давних и глубоких противоречиях между странами АСЕАН и Китаем, явно не оправдался. Страны «четверки», концентрируясь на военном аспекте, призывая противостоять присутствию Китая, не предлагают взамен никакого плана компенсации или альтернативы глубоких экономических связей, созданных Пекином со странами региона. Это самая уязвимая точка QUAD, делающая его непривлекательным для АСЕАН.
На саммите в Токио в мае 2022 г. участники QUAD предприняли шаги по расширению повестки форума, рассчитывая, что это привлечет внимание к формату со стороны других государств региона. «Четверка» заявила,что отныне намерена уделять приоритетное внимание содействию экономического процветания и таким вопросам, как изменение климата, противодействие COVID-19, взаимодействие
в области новых технологий и т. п. [10]. Инициатива тут же вызвала интерес стран АСЕАН. В созданную на этом же саммите «Индо-Тихоокеанскую экономическую структуру» (IPEF) вошли 13 стран, из них 7 - члены АСЕАН (кроме Лаоса, Камбоджи и Мьянмы).
Смещение приоритетов QUAD в сторону экономических и гуманитарных аспектов, с одной стороны, повышает его привлекательность для региональных партнеров, с другой - ведет к деградации этого формата как эксклюзивной коалиции в сфере безопасности. Если данная тенденция продолжится, то со временем QUAD может переродиться в ординарный диалоговый форум более низкого уровня,акцентированной на экономической повестке, что не является новеллой для АТР.
AUKUS - трехстороннее партнерство по вопросам безопасности между Австралией, Великобританией и США - в отличие от QUAD, более целостное и мотивированное объединение. Хотя AUKUS (как и QUAD) не имеет четкой организационной структуры, прописанных функций и обязательств сторон,но в своих действиях оно может быть более эффективно, поскольку сосредоточено на более точечных и конкретных задачах, основная цель которых содействовать развитию потенциала стран-партнеров в области безопасности и обороны [18]. Кроме того, AUKUS представляет собой объединение государств англосферы, и ци-вилизационное единство здесь является дополнительной скрепой партнерства. Однако именно эта цивилизационная общность не позволяет AUKUS особенно рассчитывать на расширение партнерства за счет азиатских государств. По крайней мере, в странах ЮВА, у которых еще свежо в памяти колониальное прошлое, участие в союзе во главе с англосаксами даже не обсуждается (равно как в Индии).
Появление в непосредственной близости от границ ЮВА военно-политического объединения AUKUS, к тому же еще с перспективой, что оно будет использовать ядерные технологии, для АСЕАН стало неприятной неожиданностью. При этом позиции стран «десятки» в отношении AUKUS расходятся. Индонезия и Малайзия выражают обеспокоенность усилением гонки вооружений. Филиппины, Сингапур, Вьетнам высказывают осторожную
надежду, что трехстороннее партнерство поможет восстановить баланс сил в регионе.
Но в целом к формату AUKUS, как и к QUAD, в ЮВА относятся довольно сдержанно, если не сказать спокойно. Во-первых, в экспертных кругах АСЕАН отмечается, что эти объединения не повлияли на ситуацию в регионе (по крайней мере пока) [5]. Во-вторых, ЮВА уже не в первый раз сталкивается с форматами подобного рода.
Из недавней истории можно вспомнить АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США) (1951-н.в.), АНЗЮК (Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Малайзия, Сингапур), СЕАТО (Австралия, Новая Зеландия, США, Великобритания, Франция, Таиланд, Филиппины, Пакистан). Все они создавались в 1950-70 гг. - период послевоенного переустройства мира, когда шло формирование новой архитектуры региональной безопасности (что позволяет провести параллели с сегодняшним днем). Эти многосторонние форматы тогда тоже преследовали главную цель сдерживания, только сдерживания национально-освободительного движения и распространения коммунизма. И все они распались в 1970-е гг. (АНЗЮС - в 1980-е), по большому счету, так и не достигнув главной цели. Волну национально-освободительного движения не остановили, предотвратить приход к власти коммунистов в странах Индокитая не смогли. Великобритании и Франции пришлось совсем покинуть регион, а США признали поражение во Вьетнамской войне и сократили присутствие в ЮВА, выведя свои контингенты из всех стран субрегиона, кроме Филиппин. Та американоцентричная архитектура безопасности, которая сложилась в регионе, была выстроена и держится на системе двусторонних союзов.
Вероятность того, что многосторонние объединения, не сработав тогда, смогут сработать сегодня и заложить основу нового регионального порядка, крайне низкая. АТР - регион очень разный, входящие в него субрегионы по-разному видят и приоритеты, и угрозы. То, что жизненно важно для СВА, является второстепенным для ЮТР (Корейский полуостров), то, что хорошо для ЮВА, неприемлемо для СВА (многостороннее сотрудничество с Китаем). Создать общерегиональную
систему безопасности АТР в рамках жесткого альянса, да еще под чьей-то эгидой, своего рода «азиатское НАТО», невозможно по структурным причинам. Все что возможно и на что хватает сил у США - создавать минилатераль-ные форматы по периметру АТР в расчете на ослабление китайской мощи за счет множества новых партнерских отношений. Однако это не способствует концентрации сил в заданном направлении, а ведет к фрагментации региональной архитектуры и, как следствие, нарастанию конфликтности в регионе.
Заключение
США на этапе жесткого противостояния с Китаем пытаются институтализировать свои азиатские коалиционные форматы по безопасности в рамках своей новой Индо-Тихоокеанской стратегии и создать подобие «азиатского НАТО». В перспективе эти объединенные форматы могут стать главной площадкой для Америки и ее союзников в АТР в выработке стратегий, в первую очередь по противодействию Китаю.
Вместе с тем каждое из восточноазиатских государств имеет разносторонние и традиционные отношения и связи с Китаем. заинтересованы сохранить их в своих национальных интересах. Таким образом, по мнению авторов, переформатирование QUAD и AUKUS в единой военный блок, как этого хотели бы в Вашингтоне, маловероятно в долгосрочной перспективе.
Что касается позиции России, то Москва не ставит перед собой прагматические цели стать в эпицентре американо-китайского противостояния. Вместе с тем несмотря на то, что на сегодняшний день региональные форматы США и их союзников в АТР-СВА не выглядят надежной конструкцией, Москву тревожат признаки нарастания противоречий между Вашингтоном и Пекином, особенно в той части, которая касается формирования стратегических альянсов с участием стран, высказывающих ядерные амбиции (Япония и Южная Корея).
Нарастание биполярной динамики в архитектуре региональной безопасности является предметом озабоченности руководства России и вынуждает Москву держать в постоянной боевой готовности свою военную группировку по периметру Дальнего Востока и Арктической зоны, что весьма проблематично и несвоевременно в условиях СВО на Украине.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Сучков Максим Александрович. Инфраструктура сдерживания: «гибкие союзы США в Азии» // «Россия в глобальной политике». - URL: https://globalaffairs.ru/articles/ infrastruktura-sderzhivaniya-ssha/ (дата обращения: 01.10.2022).
2. Добринская О. А. Японский подход к четырехстороннему сотрудничеству в Индо-Тихоокеанском регионе // Ежегодник Япония 2021. Т. 50. С. 9-31. С. 9-10. DOI: 10.24412/2687-1440-2021-50-9-31.
3. Си Цзиньпин. Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, сплоченно бороться за всестороннее строительство модернизированного социалистического государства // Доклад на XX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая 16 октября 2022 года.
4. Способствовать созданию Сообщества единой судьбы человечества. Статья 11 «Китай за последние десять лет» // Посольство КНР в Киргизстане. - URL: (дата обращения: 15.10.2022).
5. ASEAN Can Live with QUAD and AUKUS // Bangkok Post. - URL: https://www. bangkokpost.com/opinion/opinion/2192563/ asean-can-live-with-quad-and-aukus (дата обращения: 08.12.2022).
6. Central Government Debt (As of September 30, 2022) // Министерство финансов Японии. -URL: https://www.mof.go.jp/english/policy/jgbs/ reference/gbb/e202209.html (дата обращения: 29.11.2022).
7. China Must Let 'Extraordinary' Protests Continue, US Envoy to Beijing Says // Bloomberg. -URL: https://www.bloomberg.com/news/ articles/2022-11-30/china-shouldn-t-interfere-with-extraordinary-protests-us-ambassador-says (дата обращения: 28.11.2022).
8. EDITORIAL: Japan needs to focus on comprehensive power under new defence strategy// The Asahi Shimbun. 2022. - URL: https://www.asahi.com/ajw/articles/14776191 (дата обращения: 29.11.2022).
9. Editorial: Japan, Australia urged to promote regional stability through bilateral ties//The Mainichi Shimbun. - URL: https://mainichi.jp/ english/articles/20221027/p2a/00m/0op/013000c (дата обращения: 29.11.2022).
10. Fact Sheet: Quad Leaders' Tokyo Summit 2022 // The White House. - URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/ statements-releases/2022/05/23/fact-sheet-quad-leaders-tokyo-summit-2022/ (дата обращения: 17.11.2022).
11. Focus on Covid in Quad Plus meet // The Times of India. - URL: https://timesofindia. indiatimes.com/india/jaishankar-discusses-covid-19-with-counterparts-in-us-5-other-countries/ articleshow/75702875.cms (дата обращения: 22.11.2022).
12. Grossman D. The Quad in not enough // Foreign Policy. - URL: https://foreignpolicy. com/2018/10/19/to-balance-china-call-vietnam-malaysia-philippines/ (дата обращения: 15.11.2022).
13. How America Is Leading the «Quad Plus» Group of 7 Countries in Fighting the Coronavirus // The Heritage Foundation. - URL: https://www. heritage.org/global-politics/commentary/how-america-leading-the-quad-plus-group-7-countries-fighting-the (дата обращения: 28.11.2022).
14. If an Asian NATO is created, there will never be peace in Asia: Zheng Yongnian // Global Times. - URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202205/1265767.shtml (дата обращения: 28.11.2022).
15. In a challenge to Beijing, unrest over COVID lockdowns spreads // the Japan times. - URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2022/11/25/ asia-pacific/china-covid-lockdown-unrest/ (дата обращения: 29.11.2022).
1 6. Japan, Australia to jointly tackle contingencies amid China's rise// The Mainichi Shimbun. - URL: https://mainichi.jp/english/ articles/20221022/p2g/00m/0in/021000c (дата обращения: 29.11.2022).
17. Japan's advocacy of 'Asian NATO' is nothing more than going against the post-Cold War era: Japanese scholar // Global Times. - URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202206/1268955.shtml (дата обращения: 28.11.2022).
18. Joint Leaders Statement on AUKUS // The White House. - URL: https://www.whitehouse.gov/ briefing-room/statements-releases/2021/09/15/ joint-leaders-statement-on-aukus (дата обращения: 04.11.2022).
19. Lalit Kapur. The AUKUS Alliance: Return to the Past? // DPGPolicy Brief Vol. VI, Issue 33 September 25, 2021. - URL: https://www. delhipolicygroup.org/publication/policy-briefs/ the-aukus-alliance-return-to-the-past.html (дата обращения: 26 09.2021).
20. National Economy Withstood Pressure and Reached a New Level in 2022 // National Bureau of Statistics of China. - URL: http://www. stats.gov.cn/english/PressRelease/202301/ t20230117_1892094.html#:~: text=According%20 to%20preliminary%20estimates%2C%20the, last%20year%20at%20constant%20prices (дата обращения: 29.11.2022).
21. Panda J. Making 'Quad Plus' a Reality // The Diplomat. - URL: https://thediplomat. com/2022/01/making-quad-plus-a-reality/ (дата обращения: 23.11.2022).
Quad Plus: Form versus Substance // Journal of Indo-Pacific Affairs. Special Issue 2020. - URL: https://media.defense.gov/2021/ Feb/06/2002577570/-1/-1/1/JIPA_QUAD_ PLUS_SPECIAL_ISSUE.PDF (дата обращения: 12.12.2022).
22. Rajagopalan R. P. Towards a quad-plus arrangement. // Observer research foundation. -URL: https://www.orfonline.org/research/towards-a-quad-plus-arrangement-65674/ (дата обращения: 12.10.2022).
23. Statement by Australia, Japan, New Zealand, the United Kingdom, and the United States on the Establishment of the Partners in the Blue Pacific (PBP) // The White House. - URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/ statements-releases/2022/06/24/statement-by-australia-japan-new-zealand-the-united-kingdom-and-the-united-states-on-the-establishment-of-the-partners-in-the-blue-pacific-pbp/ (дата обращения: 27.06.2022).
24. Zhang Hui, Cui Fandi. China denounces NATO's Asia reach as 'dangerous' as bloc intensifies anti-China rhetoric ahead of summit. // Global Times. - URL: https://www.globaltimes. cn/page/202206/1268916.shtml (дата обращения: 15.10.2022).
26. AUKUSif»rM = Кто
входит в список планов AUKUS по расширению?
// WIN. - URL: https://k.sina.com.cn/article_ 6221932120_172db265802700zkss.html (дата обращения: 02.02.2023).
27. AUKUS^ltsm Ф^ЖЙ^М^ШдаН^" = Возможная экспансия AUKUS сводится к военному противостоянию. Китай серьезно обеспокоен и выступает против //KIN. - URL: https://k.sina.com.cn/ article_6620287477_18a9991f5001018m0s.html (дата обращения: 02.02.2023).
28. /AAUKUSMQuad: ^ ШЩ^ШШ = От AUKUS до Quad: могут ли частые переговоры стран Индо-Тихоокеанского альянса создать дипломатическую сеть? // - URL: https://fddi.fudan. edu.cn/4e/1a/c21253a413210/page.htm (дата обращения: 02.02.2023).
29. = Ответ на опасения по поводу «динамической очистки» с помощью 5 ключевых вопросов. // ЩШШ^ШШШ^. - URL: https://www.nia. gov.cn/n794014/n1050181/n1050484/c1483366/ content.html (дата обращения: 15.01.2023).
30. ? = Что такое «Один пояс, один путь»? // ФН^^^^Ш. - URL: https://www.yidaiyilu.gov.cn/info/iList.jsp?tm_ id=540 (дата обращения: 25.01.2023).
31. Что такое Сообщество единой судьбы человечества? // ^З^^ШРШ^й. - URL: https://www.ccdi.gov. cn/special/zmsjd/zm19da_zm19da/201801/ t20180116_161970.html (дата обращения: 25.01.2023).
32. Я&ШЩШ. AUKUSi+ÜMBWw = МИД отвечает на план AUKUS по включению в альянс Японии и Индии //KIN. - URL: https://k.sina.com.cn/article_6145283913_16e4997 4902001sr1r.html (дата обращения: 02.02.2023).
33. ^Äft«AUKUS^A» Ф^: ЛШ-
= Высокопоставленные британские официальные лица предложили включить AUKUS в состав Индии и Японии. Китай: типичный образ мыслей времен холодной войны, повышение риска распространения ядерного оружия // KIN. - URL: https://k.sina. com.cn/article_1726918143_66eeadff02001glc1. html (дата обращения: 02.02.2023).