УДК 330 DOI
Шарипова Шифоатхон Мукимовна, ст.
преподаватель каф. менеджмента ТГУПБП (Худжанд, Таджикистан); Кенжаев Икром Умаркулович, преподаватель каф. экономической теории Бохтарского государственного университета имени Носира Хусрава (Бохтар, Таджикистан)
Шарипова Шифоатхон Муцимовна,
муаллими калони кафедраи менецменти ДДХрСТ (Хуцанд, Тоцикистон); Кенцаев Икром Умарцулович, муаллими кафедраи назарияи ицтисодии Донишгоуи давлатии Бохтар ба номи Носири Хусрав (Бохтар, Таджикистан)
Sharipova Shifoatkhon Mukimovna, senior teacher of management department under TSULBP (Khujand, Tajikistan); Kenjaev Ikrom Umarkulovich, assistant of economical theory department under Bokhtar state university named after Nosir Khisrav (Bokhtar, Tajikistan) e-mail: shifoatkhon. sharipova. 2015@mail. ru
Рассмотрены проблемы и перспективы инвестирования в возобновляемые источники электроэнергии. Отмечается актуальность активизации инвестиционных процессов в данные источники в Таджикистане. Изучен опыт КНР, РФ, Великобритании, Германии и Турции. Анализируется рынок возобновляемых источников энергии, внедрение новейших технологий на рынке инвестиций и компетенций. Рассмотрение проблем указывает на степень развития рынка и особенности его функционирования в направленности инвестиций. Изучены структура и динамика развития возобновляемых источников энергии, а также проблемы их финансирования в Таджикистане и за рубежом. Показаны меры развитых стран по использованию альтернативных источников энергии и привлечению инвестиций в возобновляемые энергоресурсы: внедрение зеленой экономики, практика налоговых льгот и госсубсидий, а также представлена стратегия нашего государства по развитию возобновляемых и других энергоресурсов. Выводы и предложения направлены на активизацию инвестиций в возобновляемые источники электроэнергии в Таджикистане.
Ключевые слова: инвестиции, энергетическая стратегия, возобновляемые источники энергии, зарубежный опыт, зеленая экономика, налоговые льготы, субсидии
Мушкилот ва дурнамои сармоягузорй ба манбащои барцароршавандаи неруи барц бо назардошти омузиши тацрибаи хорицй баррасй шудааст. Ауаммияти фаъолгардонии равандуои сармоягузорй ба манбащои барцароршавандаи энергия дар шароити Тоцикистон цайд карда мешавад. Тачрибаи ЦМЧ, ФР, Британияи Кабир, Олмон ва Туркия мавриди омузиш царор гирифтааст. Бозори манбащои барцароршавандаи неруи барц, цорй намудани технологиями навтарин дар бозори инвеститсияуо ва салоуиятуо таулил шудаанд. Омузиши масъала дарацаи рушди бозор ва вижагщои амалкарди онро дар самтгирии сармоягузорй нишон медщад. Сохтор ва динамикаи рушди манбащои
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
мушкилот ва
ДУРНАМОИ САРМОЯГУЗОРЙ БА МАНБАЩИ БАРЦАРОРШАВАНДАИ НЕРУИ БАРЦ: ТАЦРИБАИ МАМЛАКАТХрИ ХОРИЦЙ
CONDITION AND PROSPECTS OF INVESTMENT IN RENEWABLE SOURCES OF ELECTRICITY: EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES
барцароршавандаи энергия мавриди барраси царор гирифта, мушкилоти маблаггузории ощо дар Тоцикистон ва хорици кишвар муайян карда шудаанд. Тадбируои кишваруои пешрафта барои рушди манбащои алтернативии энергия ва цалби инвеститсияуо ба захирауои барцароршавандаи энергия нишон дода шудаанд: цори намудани ицтисодиёти сабз, амалияи имтиёзцои андози ва субсидиями давлати, щмчунин стратегияи давлати мо оид ба рушди захирауои энергетикии барцароршаванда ва дигар захирауои энергетики. Хулоса ва пешнщодуо ба фаъолгардонии инвеститсияуо ба манбащои барцароршавандаи неруи барц дар Тоцикистон нигаронида шудаанд.
Калидвожах;о: сармоягузори, стратегияи энергетики, манбащои барцароршавандаи
неруи барц, тацрибаи хорици, ицтисоди сабз, имтиёзуои андоз, субсидияуо
The article examines the problems and prospects of investing in renewable sources of electricity. The relevance of intensifying investment processes in these sources in Tajikistan is noted. The experience of the People's Republic of China, the Russian Federation, Great Britain, Germany and Turkey has been studied. The market for renewable energy sources and the introduction of the latest technologies in the market for investments and competencies are analyzed. Consideration of the problems shows the degree of development of the market and the features of its functioning in the direction of investment. The structure and dynamics of the development of renewable energy sources, as well as the problems of their financing in Tajikistan and abroad, have been studied. The measures taken by developed countries to develop alternative energy sources and attract investment in renewable energy resources are shown: the introduction of a green economy, the practice of tax incentives and government subsidies, as well as the strategy of our state for the development of renewable and other energy resources. Conclusions and proposals are aimed at enhancing investment in renewable energy sources in Tajikistan.
Key words: investments, energy strategy, renewable energy sources, foreign experience, green
economy, tax incentives, grants
Дисбаланс между спросом и предложением электроэнергии в Таджикистане в последние годы углубляется по мере роста её потребления, а также из-за ограничений в наращивании производственных мощностей и отсутствия доступа к необходимым финансовым ресурсам. Учитывая значительный потенциал страны в производстве электроэнергии из возобновляемых источников, одним из выходов из сложившейся ситуации является диверсификация источников производства электроэнергии за их счет, способствующий устранению дисбаланса, повышению безопасности энергопроизводства в стране и снижению загрязнения окружающей среды.
Следует отметить, что 30 сентября 2022 года в Республике Таджикистан была принята Стратегия развития зеленой экономики на 2023-2037 годы, целью которой является проведение реформ по обеспечению эффективного использования природного капитала, привлечению инвестиций, внедрению современных инновационных технологий и укреплению международного сотрудничества во внедрении зеленой экономики. Реализация настоящей стратегии способствует обеспечению устойчивого развития основных сфер экономики, социальной стабильности, экологического баланса и повышению уровня жизни населения. Реализация целей и задач стратегии обеспечивается за счет средств республиканского бюджета, финансовых учреждений, партнеров по развитию, частного сектора и других способов финансирования, не запрещенных законодательством Республики Таджикистан. Объем финансирования Стратегии развития зеленой экономики на 2023-2037 годы составляет 21,6 млрд сомони [7].
Согласно международной статистике, к 2050 году спрос на электроэнергию увеличится
в 1,6 раза, а на возобновляемую электроэнергию будет приходиться наибольшая доля в производстве электроэнергии - 43%. Отмечается, что «для обеспечения потребностей мировой экономики в топливно-энергетических ресурсах их добыча к 2025-2035 годам должна быть увеличена примерно в два раза по сравнению с 1990 годом (WEC 2010). С ростом спроса на электроэнергию потребуется ввести в действие новые генерирующие мощности, включая замену электростанций, которые будут выведены из эксплуатации к 2040 году (около 40% от текущих мощностей). В соответствии с этим ожидается значительный рост потребления воды на энергетические нужды, а также увеличение инвестиций, необходимых для расширения инфраструктуры водного хозяйства в энергетике. Наличие благоприятного инвестиционного климата и эффективных рыночных моделей будет иметь решающее значение для освоения новых технологий и расширения доступа к воде и энергии, необходимых для обеспечения экономического роста. Вместе с тем на ближайшую перспективу сохранится устойчивая тенденция глобального изменения климатической системы под воздействием энергетических факторов, главным образом выбросов парниковых газов» [11].
С 2009 года объем производства солнечной и ветровой электроэнергии ускорился, так что в 2021 году производство электроэнергии из возобновляемых источников составило 3600 тераватт-часов, что равно 16,5% от общего объема электроэнергии, производимой в мире, и она уже превышает долю атомной энергии. Рост возобновляемой электроэнергии в последние годы усилился: объем производства возобновляемой электроэнергии в 2022 г. составил 14,7% и достиг 4200 тераватт-часов, что является значительным показателем. Это означает, что в настоящее время производство возобновляемой электроэнергии в два раза превышает производство атомной энергии, оно почти равно гидроэнергетике и при такой тенденции скоро сравняется с производством электроэнергии из газовых источников.
По прогнозу Е1А, к 2050 году объем производства электроэнергии увеличится примерно в полтора раза, а производство электроэнергии из ветровых и солнечных возобновляемых источников будет признано первым источником производства электроэнергии [10].
Следует сказать, что имеющиеся ресурсы были наиболее важным фактором при выборе источников по производству электроэнергии для отдельных стран. Источники производства электроэнергии в американских странах более разнообразны, чем в других странах, и, хотя газовый сектор занимает наибольшую долю в Канаде и Бразилии, из-за обилия воды водные ресурсы также играют важную роль в производстве электроэнергии. Газовые и угольные электростанции являются ещё одними источниками в портфеле производства электроэнергии в странах Персидского залива и Ближнего Востока из-за наличия ископаемого топлива (газа и нефтепродуктов). Они имеют очень высокую долю в производстве электроэнергии, которая достигает более 60%. В странах Восточной Азии, а также в Китае, Австралии, Индии и Индонезии значительна доля угля, которая составляет более 50% от производства электроэнергии.
Хотя имеющиеся ресурсы являются наиболее важным фактором при выборе источника производства электроэнергии, большинство развитых стран меняют политику и увеличивают долю возобновляемых источников в производстве электроэнергии. Китай, Германия и Великобритания являются странами, в которых высока доля возобновляемых источников энергии, Россия и Иран из-за наличия углеводородных ресурсов пока не очень спешат, Турция как успешный пример в регионе и Египет как страна, которая недавно перешла к возобновляемым источникам энергии, имеют определенный опыт инвестирования в возобновляемые источники энергии.
Китай является одной из стран, реализующих многогранную стратегию в реализации
эффективной и целенаправленной энергетической политики. При этом, как отмечают аналитики, в этой стране «...к 2030 году общее потребление энергии будет контролироваться в пределах 6 млрд т. условного угля, из которых неископаемая энергия будет составлять около 20% от общей энергии, потребление природного газа — 20%, а чистая энергия — около 15%. В итоге чистая энергия станет основной частью прироста энергии в Китае в будущем» [8].
Серьезный старт в развитии возобновляемой энергетики в Китае начался в 2006 году, когда Государственный совет одобрил закон о возобновляемых источниках энергии, который был пересмотрен в 2009 году и действует до сих пор. Этот закон включает четыре механизма поддержки возобновляемых источников энергии, а именно:
- установление национальной цели в области возобновляемых источников энергии: Китай составил набор среднесрочных и долгосрочных планов, определяющих руководящие принципы и цели для продвижения возобновляемых источников энергии. Поэтому, исходя из спроса на энергию и из состояния возобновляемых источников энергии, по всей стране были установлены среднесрочные и долгосрочные цели по производству возобновляемой энергии из общего объема производства электроэнергии;
- гарантированная покупка электроэнергии: это требование, согласно которому правительство ежегодно покупает такую электроэнергию по определенной цене, чтобы стимулировать развитие её производства. Из-за неустойчивости и высокой стоимости производства электроэнергии из возобновляемых источников оно имеет меньше конкурентных преимуществ по сравнению с традиционным производством энергии. Чтобы защитить выживание отрасли возобновляемых источников энергии, использование этого инструмента неизбежно;
- внедрение механизма разделения затрат: это политический инструмент для решения проблемы ценового разрыва между ценами на производство электроэнергии из возобновляемых и традиционных источников. В этом механизме разница в цене возобновляемой и обычной электроэнергии добавляется к цене продажи возобновляемой электроэнергии на рынке и увеличивает конкурентоспособность возобновляемой электроэнергии по сравнению с традиционными источниками её производства;
- политика налоговых приоритетов. Согласно закону о возобновляемых источниках энергии, китайское правительство может предоставлять налоговые льготы проектам по производству электроэнергии из возобновляемых источников. Эти льготы включают скидки по налогу на добавленную стоимость и подоходному налогу, а также некоторые другие льготы. Благодаря реализации указанной политики, ставшей результатом принятия закона о возобновляемых источниках энергии, развитие возобновляемой энергетики в Китае получило большой импульс. Мощность солнечных электростанций в Китае выросла с 24 МВт в 2001 году до 306 тысяч МВт в 2021 году. Национальное энергетическое управление Китая запланировало строительство солнечных электростанций с постоянным ростом мощности до 30 000 мегаватт в год до 2050 года. Также в сфере ветроэнергетики к концу 2021 года в этой стране установлено ветроэнергетических установок по производству 329 000 мегаватт, что больше, чем в целом по Евросоюзу.
При этом «внешняя политика Китая по обеспечению национальной энергетической безопасности на современном этапе сводится к двум основным направлениям. Во-первых, это повышение эффективности использования энергии, привлечение инвестиций для повышения производительности работы на имеющихся месторождениях и освоение труднодоступных месторождений. Во-вторых, это диверсификация источников энергоресурсов и установление контроля над углеводородными ресурсами других стран путём активного участия национального капитала в разведке и освоении нефтяных
месторождений за рубежом. Современная энергетическая дипломатия Китая нацелена на дальнейшее привлечение иностранных инвестиций в ТЭК страны, активную поддержку государственных энергетических компаний за рубежом» [9].
Таким образом, ожидается, что Китай останется одной из ведущих стран в реализации инвестиционных проектов по развитию возобновляемой энергетики. Эта роль неизбежна для Китая из-за современных реалий его огромной экономики и растущего спроса на энергию.
В 2013 году специально для развития источников генерации электроэнергии из возобновляемых источников в России был сформирован договор, который представлял собой механизм, гарантирующий возврат инвестиций в строительство возобновляемых электростанций. Договор по поставке мощностей представляет собой соглашение между производителями, потребителями и инвесторами, гарантирующее инвесторам уверенность в получении дохода при фиксированных ценах. Производители обязаны запустить новые мощности в течение определенного времени и взамен получить гарантию на инвестиции, а если они не построят электростанции в течение определенного периода, то обязаны заплатить штраф за каждый день просрочки. Из-за отсутствия инвесторов этот проект не имел больших успехов. Несмотря на потенциал возобновляемой энергетики в России, большие размеры страны, низкая плотность населения и удаленность благоприятных мест от центров спроса были одними из важнейших препятствий в развитии возобновляемой энергетики.
Доля возобновляемой электроэнергии в России пока недостаточно велика. Хотя объем производства электроэнергии из возобновляемых источников в РФ за последние два года утроился, он не оправдывает огромный потенциал страны в реализации больших проектов в этой области. Отмечается, что «...к 2024 году в России должно появиться приблизительно 1,5 гигаватт солнечных станций; 3,6 гигаватт ветровых станций и 900 мегаватт малых гидроэлектростанций [...] инвесторы обязались построить солнечные электростанции общей мощностью 904 МВт» [1, с.5].
Закон о возобновляемых источниках энергии был одобрен парламентом Германии в 2000 году, и с этого года он является основным законодательным инструментом развития возобновляемой энергетики в стране. Этот закон гарантирует всем производителям возобновляемой электроэнергии фиксированную цену выше рыночной в течение 20 лет. Через некоторое время для строительства генераторов мощностью выше 100 киловатт в этот закон были внесены поправки, а для производителей этой категории материалов и электростанций была введена аукционная программа, на основании которой устанавливается минимальная цена на продукцию. Владельцы таких генераторов и электростанций должны продавать электроэнергию напрямую на рынке и после этого получать разницу между среднемесячной ценой оптового рынка и аукционным тарифом. Для генераторов мощностью менее 100 киловатт гарантированная закупка электроэнергии осуществляется на 20 лет без аукциона. Чтобы обеспечить финансовые ресурсы, необходимые для этих случаев, к счетам потребителей электроэнергии, как промышленным, так и бытовым, были добавлены затраты, которые составляют около 20% от счета за потребление электроэнергии.
Отмечается, что «инструментом энергетического перехода правительство выбрало дополнительное налоговое обременение и финансирование за счет налоговых поступлений с рынка возобновляемых источников энергии. Как показало исследование, большим обременением данная инициатива ложится на плечи потребителей электроэнергии. С введением нового закона на выбросы СО2 это бремя только увеличится, так как будет означать, что компании будут включать данный налог в конечную стоимость, что увеличит затраты потребителей. Старая инициатива, может, и увеличивала стоимость электроэнергии для обычных граждан, но также подталкивала их на установку собственных энергетических
генераторов. Обычные граждане до недавнего времени играли большую роль в программе нейтральности, пока инициативу не перехватил коммерческий сектор» [2, с. 615].
Программа торговли выбросами углерода была еще одним инструментом, используемым для развития возобновляемой энергетики в Германии. Согласно этой программе, сначала для различных отраслей промышленности (в том числе электростанций, работающих на ископаемом топливе) указывается разрешенный объем выбросов парниковых газов и выдается сертификат. Если какая-либо отрасль выбрасывает в атмосферу парниковых газов больше установленного количества, то ею должны быть выплачены квоты, большая часть которых используется для развития возобновляемых источников энергии. Но, с другой стороны, эта программа привела к давлению на инвесторов электростанций, работающих на ископаемом топливе, с целью перехода к возобновляемым электростанциям.
В дополнение к сказанному, долгосрочная финансовая помощь и кредиты под низкие проценты от правительства Германии на развитие экологически чистых проектов также оказались очень эффективными в развитии возобновляемых источников энергии. Среди других мер поддержки возобновляемой электроэнергетики от правительства Германии можно упомянуть налоговые льготы, фиксированные тарифы на проезд и регулярный доступ к сети передачи электроэнергии. В 2020 году правящая коалиция Германии согласилась внести изменения в закон об энергетике с целью к 2030 году производить 65% электроэнергии из возобновляемых источников. Этот закон, вступивший в силу в начале 2021 года, направлен на то, чтобы с 2050 года производство электроэнергии осуществлялось из безуглеродных источников. Для достижения этой цели были определены темпы роста установок возобновляемых электростанций и впервые утверждено ежегодное наблюдение с целью внесения корректировок в случае отклонения цели от желаемого пути. С 2010 года к производству электроэнергии из возобновляемых источников в Германии добавляется в среднем 5%, а в 2021 году доля производства электроэнергии из этого источника достигла 39%.
Таким образом, переход немецкой экономики к возобновляемым источникам энергии является настоящим императивом и важным приоритетом для достижения её высших целей. Хотя Германия сталкивается со многими трудностями в этой области, государство постоянно принимает различные административные и институциональные меры для инвестирования в эту область.
Около десяти лет назад Соединенное Королевство Великобритании провело реформы на рынке электроэнергии, разработав и приняв законы, направленные на увеличение использования возобновляемых источников энергии, чтобы уменьшить зависимость от ископаемого топлива, а также ответить на экологические проблемы. С этой целью Великобритания начала осуществлять меры, основы которых были заложены много лет назад, при реструктуризации рынка электроэнергии. Например, цена на электроэнергию в Англии не включала никаких субсидий и цены были реальными, следовательно, это было основой для привлечения инвесторов и требовался лишь ряд стимулов, чтобы инвестор мог уверенно вкладывать средства.
Следует отметить, что «...Великобритания является самой ветреной страной Европы, в результате этого 30% ветряных ресурсов Европейского союза находятся в Великобритании, также Великобритания является мировым лидером оффшорной ветряной генерации. Иными словами, доля энергии ветра среди всех видов возобновляемых источников энергии в Великобритании - 38%. На данный момент в Великобритании существует 3 наводных ВЭС, 12 прибрежных ВЭС, 3 наземных ВЭС, а также ветряной энергетический узел в Северном море - North Sea Wind Power Hub мощностью 70-100 ГВт.
Самую мощную наводную ВЭС, которой является Walney Extension мощностью 659 МВт, планируется ввести в эксплуатацию в 2018 г. Кроме того, самой мощной прибрежной ВЭС на данный момент является Hornsea 1-4 мощностью 5 ГВт. Kype Muir - самая мощная наземная ВЭС, её мощность составляет 88 МВт» [3, с. 415].
Производство возобновляемой электроэнергии в Великобритании ежегодно увеличивается примерно на 8%, а ее доля в общем объеме производства электроэнергии достигла 39%. Подводя итог действиям Великобритании, можно упомянуть следующее:
1. Были введены контракты под названием «разница», согласно которым заранее предусматривались определенные цены на 15 лет, гарантирующие доход инвесторов. Если рыночная цена ниже установленного значения, возобновляемые электростанции получат дополнительную скидку, а если рыночная цена выше, они должны будут доплатить разницу.
2. В 2013 году британским парламентом был одобрен закон под названием Energy 3, который вступил в силу в 2014 году. В части этих четырех законов, которая называется «Стандарты выбросов», были установлены ограничения на количество углеродов и других загрязняющих веществ, выбрасываемых электростанциями, работающими на ископаемом топливе, особенно на угле. Это создало стимулы для мотивации инвестиций в возобновляемые источники энергии.
3. В части закона об энергетике, которая получила название «Минимальная цена на углерод», производители обязаны платить налоги в зависимости от количества произведенного углерода. Целью этой работы является стимулирование инвестиций в производство возобновляемой энергии.
Таким образом, выгодное расположение и обильные источники возобновляемой энергии предоставляют Великобритании хорошие возможности для развития этого сектора. Ожидается, что в будущем страна станет одним из важнейших экспортеров возобновляемой энергии в регионе.
В последние годы Турция добилась значительного прогресса в повышении безопасности и в разнообразии источников энергии. Чтобы повысить безопасность энергоснабжения, она использовала два метода, которые включают увеличение производства из возобновляемых источников энергии и сокращение потребления за счет повышения производительности. За последние пять лет мощность возобновляемых источников энергии в Турции выросла на 50%. Таким образом, в 2019 году Турция занимала пятый уровень прироста новых возобновляемых мощностей в Европе и пятнадцатое место в мире. Согласно отчету Международного энергетического агентства, благодаря значительному потенциалу Турция может добиться большего роста производства из возобновляемых источников энергии, особенно солнечной, ветровой и геотермальной. Отмечается, что Турция обладает огромным потенциалом в области зеленой энергетики в силу географических и климатических особенностей, их доля в энергобалансе страны неуклонно растет. Несмотря на то, что остается сдерживающий фактор в развитии возобновляемой энергетики из-за нехватки у специалистов достаточной квалификации, отмечается устойчиво положительная динамика притока иностранных инвестиций в эту отрасль турецкой экономики. Планируется нарастить мощности ВИЭ более чем в 2 раза (в частности мощности ветряных электростанций - в 10 раз и войти в топ-10 стран по выработке солнечной энергии). Внутри ВИЭ разделение выглядит следующим образом: 68,4 % - ГЭС, 16,22 % - ветряные электростанции (далее - ВЭС), 10,7 % - геотермальная и биомасса, 9,5 % - солнечные электростанции (далее - СЭС) [4, с.31].
Ежегодные темпы роста производства электроэнергии из возобновляемых источников в этой стране составляют 21,3%, что является значительным показателем. Для достижения этой позиции Турция поставила на повестку дня два комплекса действий, среди которых
наиболее важными можно назвать следующие:
1. Либерализация цен на энергетических рынках и введение прозрачных цен на электроэнергию, которые привлекли внимание инвесторов к возобновляемой энергетике.
2. Нынешний подход Турции к возобновляемым источникам энергии начался в 2005 году, после публикации закона об использовании возобновляемых источников энергии для производства электроэнергии. Однако в период с 2005 по 2010 год инвестиции в возобновляемую энергетику оставались ограниченными из-за отсутствия подзаконных актов и относительно низкого уровня тарифов на ископаемое топливо. С поправкой к закону о возобновляемых источниках энергии в 2010 году тарифы на топливо для электростанций, работающих на ископаемом топливе, были увеличены, а также были введены различные финансовые и нефинансовые стимулы для увеличения инвестиций в возобновляемые источники энергии. После этого инвестиции в развитие возобновляемой энергетики в Турции были отмечены внутренними и международными инвесторами.
3. С одобрения Кабинета Министров максимально установленная мощность возобновляемых электростанций была увеличена с 500 кВт до 1 МВт без необходимости получения какой-либо лицензии.
4. Снятие ограничений на создание возобновляемых электростанций, самодостаточных и независимых от сети.
5. Предоставление льгот и скидок при использовании земли для строительства возобновляемых электростанций.
6. Скидка на стоимость передачи электроэнергии для возобновляемых электростанций по сравнению с другими электростанциями.
7. Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин на все оборудование, используемое на возобновляемых электростанциях.
8. Восьмилетнее освобождение электростанций, использующих возобновляемые источники энергии, от уплаты сборов, связанных с ежегодными разрешениями.
9. Гарантированная покупка возобновляемой электроэнергии по долларовому тарифу.
10. В целях стимулирования отечественных производителей оборудования, для инвесторов, использующих отечественную продукцию при строительстве возобновляемых электростанций, в зависимости от доли оборудования турецкого производства тариф на электроэнергию будет выше.
В Таджикистане широко оцениваются возможности для развития возобновляемой энергетики. Потенциал страны для производства возобновляемой энергии представлен в табл. 1.
Таблица 1
Оценка потенциала возобновляемых источников энергии в Республике _Таджикистан, т.у.т (1 т.у.т. = 29,3 МДж или 7000 ккал.)_
Энергоресурсы Общий потенциал Технический потенциал Экономический потенциал
Гидроэнергетика общая 179,2 107,4 107,4
В т.ч.: малые гидроэлектростанции 62,7 20,3 20,3
Солнечная энергетика 4790,6 3,92 1,49
Энергия биомассы 4,25 4,25 1,12
Ветроэнергетика 163 10,12 5,06
Геотермальная энергетика 0,045 0,045 0,045
Итого (без крупных ГЭС) 5 199,795 38,635 28,015
Источник: [6, с.98].
Изучение действующего законодательства в области возобновляемой энергетики в Таджикистане показывает, что среди проблем развития возобновляемой энергетики здесь отмечается недостаток финансовых ресурсов, а обеспечение первоначального капитала сталкивается с проблемами из-за низкой инвестиционной привлекательности [5].
Дисбаланс в электроснабжении и трудности, связанные с инвестиционной привлекательностью энергетического сектора, влияют друг на друга по замкнутому циклу. Это приводит к замедлению роста мощностей по производству возобновляемой электроэнергии с двух сторон. Из-за экономического дисбаланса финансовые возможности этой отрасли для поддержки проектов и стимулирования возобновляемых источников энергии сокращаются, а с другой стороны, из-за дисбаланса в поставках электроэнергии основное внимание правительства уделяется быстрой окупаемости проектов с наименьшими затратами и наибольшей производственной мощностью. Поэтому одним из важных моментов, способствующих движению к возобновляемым источникам энергии, является преодоление экономического и энергетического дисбаланса в электроэнергетике. Наряду с этим должен быть разработан комплекс решений, которые будут способствовать развитию инвестиционных процессов и строительству в области возобновляемых источников энергии. Путем изучения политики других стран был рассмотрен ряд решений, которые могут оказать существенное влияние на улучшение ситуации с возобновляемыми источниками энергии.
1 Увеличение надежности финансовых ресурсов для гарантии покупки возобновляемой электроэнергии и создания мотивации, поскольку основные текущие проблемы вызваны ограничением финансирования, отсутствием гарантий покупки возобновляемой электроэнергии и, в конечном итоге, отсутствием достаточных экономических стимулов для инвестиций. Поэтому большая часть предложений также должна быть в этом направлении. Например, одним из стимулов может быть освобождение инвесторов от уплаты налогов сроком до 20 лет.
2. Учитывая разницу в цене между экспортируемой электроэнергией и продажей электроэнергии внутри страны, объем доходов от экспорта электроэнергии значителен и сам по себе может стать большим стимулом для частного сектора, и особенно инвесторов, в возобновляемые источники энергии для увеличения мощности электростанций. Поэтому необходимо предусмотреть возможность для субсидирования инвестиционных проектов по возобновляемой электроэнергии, предназначенной на экспорт.
3. В Хатлонской области имеется около 30,7 тысяч мегаватт мощностей по производству солнечной и ветровой возобновляемой электроэнергии, что составляет 25% от общего возобновляемого энергопотенциала страны. Южные соседние страны также ощущают большой спрос на электроэнергию из Таджикистана. Объем потребления электроэнергии в Афганистане составляет около 5,5 миллиардов киловатт-часов, из них 4,4 миллиарда киловатт-часов (около 80 процентов) приходятся на импорт.
Поэтому, учитывая высокий потенциал Хатлонской области в сфере возобновляемой энергетики, предлагается разработать, инвестировать и построить возобновляемые электростанции в трех районах (Пархарском, Хамаданийском и Пянджском), гарантируя возможность экспорта не менее 50% производственных мощностей этих электростанций. В целях гарантии реализации данного предложения правительство обязано гарантировать оплату выданных сертификатов на возобновляемую электроэнергию.
Таким образом, проблемы и перспективы развития возобновляемой энергетики в Таджикистане ограничиваются двумя важными вопросами: первый - обеспечение инвестиционной привлекательности отрасли с учетом привлечения частного сектора и иностранных инвесторов на базе разработки и реализации комплекса нормативно- 138 -
правовых документов, гарантирующих эффективность энергетических проектов. Во-вторых, гарантия свободной конкуренции зеленых электростанций на энергетическом рынке страны и регионов. Принятие этих мер придаст серьезный импульс инвестиционному процессу по реализации проектов, относящихся к вводу в эксплуатацию электростанций за счет возобновляемых источников энергии. С другой стороны, реализация данных мер рассматривается как устойчивый шаг на пути обеспечения энергетической безопасности страны в долгосрочной перспективе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ:
1. Авраменко А.А., Байгускарова А.Р. Сотрудничество КНР и России в сфере использования возобновляемых источников энергии /А.А. Авраменко, А.Р. Байгускарова // Евразийский союз ученых. - 2018. № 4-6 (49). С. 5. (4-6).
2. Карманова В.К. История развития рынка возобновляемой энергии в Германии: предпосылки, движущие силы и результаты политики зеленой энергии / В.К. Карманова //XVII Неделя науки молодежи СВАО. Сборник статей по итогам работы научных конференций и круглых столов. - Москва, 2022. - С. 607-616.
3. Козеняшева М.М., Голованова А.Е., Нурматова Э.А. Производство и потребление возобновляемых источников энергии стран Европейского союза (на примере Великобритании, Германии и Швеции)/ М.М. Козеняшева, А.Е. Голованова, Э.А. Нурматова //Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2018. Т. 8. - № 10A. С. 415. (413-424).
4. Коновалова А.Ю. Энергетическая стратегия Турции / А.Ю. Коновалова // Вестник университета. - Москва, 2023. - № 5. - С. 27-36.
5. Кенжаев, И. У. Теоретические основы исследования инвестиционной привлекательности водно-энергетического сектора региональной экономики / И. У. Кенжаев // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - Душанбе, 2023. - № 7. - С. 58-65. - EDN SLPQBV.
6. Мирзоев Ш.И., Камолов Т.М., Мирзоев Э.Р., Шарофов Ш. Эколого-экономическое и социальное влияние возобновляемых источников энергии/ Ш.И. Мирзоев, Т.М. Камолов, Э.Р. Мирзоев, Ш. Шарофов // Кишоварз. - Душанбе, 2022. - № 4 (97). - С. 97-102.
7. Муртазоев О.Ц., Салихов Ц.Б. Амалисозии принсищои "ицтисоди сабз" дар коуиш додани тагйирёбии ицлим / О.Ц. Муртазоев, %Б. Салихов //Тоцикистон ва цауони имруз. - 2023. - № 4 (84). - С.151-164.
8. Сялань Л. Энергопереход Китая: предварительные итоги и задачи на будущее / Сялань Л. // Проблемы постсоветского пространства. 2023;10(2):148-159. https://doi.org/10.24975/2313-8920-2023-10-2-148-159
9. Чжао Ди. Энергетическая политика Китая на современном этапе / Чжао Ди // StudNet. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskaya-politika-kitaya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 09.01.2024).
10.Global CO2 emissions rise through 2050 in most IEO2023 cases. - Электронный ресурс. Режим доступа https://www.eia.gov/todayinenergy/detail. php?id=61024
11.IPCC Climate Change 2013: The Physical Science Basis. Contribution of Working Group I to the Fifth Assessment Report. The Intergovernmental Panel on Climate Change. (Stocker T. et al (eds.)). Cambridge University Press. United Kingdom and USA. 2013.
REFERENCES:
1. Avramenko A.A., Bayguskarova A.R. Cooperation of KNR and Russia in the Sphere of Using Renewable Energy Sources / А.А. Avramenko, А.К Bayguskarova // Euro-Asian united of scientists. - 2018. № 4-6 (49). PP.5. (4-6).
«BECTHMK rrynhn», ebinycK 1 (98), 2024
2. Karmanova V.K. The History of Market Development of Renewable Energy in Germany: implication,dynamics and the results of the policy of green energy / V.K. Karmanova // XVII Youth Science week NEDM. Collection of articles on sum of scientific works of the conference and round table. - Moscow, 2022. - PP. 607-616.
3. Kozenyasheva M.M., Golovanova A.E., Nurmatova E.A. Production and Using the Renewable Energy Sources of the Countries of European Union (on the example of Great Britain, Germany and Sweden) /M.M. Kozenyasheva, A.E. Golovanova, E.A. Nurmatova //Economy: yesterday, today, tomorrow. - 2018. V. 8. - № 10A. PP. 415. (413-424).
4. Konovalova A.U. Energy Startegy of Turkey / A.U. Konovalova // Bulletin of the University. -Moscow, 2023. - № 5. - PP. 27-36.
5. Kenjaev I. U. Theoretical Basis of the Research of Appeal Investment of Water-Energy Sector of Regional Economy / I. U. Kenjaev // Bulletin of Tajik National University. Series of socio-economical and social sciences. - Dushanbe, 2023. - № 7. - PP. 58-65. - EDN SLPQBV.
6. Mirzoev Sh.I., Kamolov T.M., Mirzoev E.R., Sharofov Sh. Ecologico-economical and Social Influence of the Renewable Energy Sources / Sh.I. Mirzoev, T.M. Kamolov, E.R. Mirzoev, Sh. Sharofov /Kishovarz. - Dushanbe, 2022. - № 4 (97). - PP. 97-102.
7. Murtazoev O.Q., Calikhov J.B. Implementation of Principles of "Green Economy" in Reducing Climate Change / O. Q. Murtazoev, J.B. Salikhov // Tajikistan and today's world. / -2023. - № 4 (84). - PP.151-164.
8. Syalan L. Energy transition of China: approximate balance and tasks in future / Syalan L. // Problems of post-soviet space. 2023;10(2):148-159. https://doi.org/10.24975/2313-8920-2023-10-2-148-159
9. Chjao Di. Energetic Policy of China in Modern Steps / Chjao Di // StudNet. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskaya-politika-kitaya-na-sovremennom-etape (date of appeal: 09.01.2024).
10.Global CO2 emissions rise through 2050 in mostIEO2023 cases. - Electronic resource. Date access https://www.eia.gov/todayinenergy/detail. php?id=61024
11.IPCC Climate Change 2013: The Physical Science Basis. Contribution of Working Group I to the Fifth Assessment Report. The Intergovernmental Panel on Climate Change. (Stocker T. et al (eds.)). Cambridge University Press. United Kingdom and USA. 2013.