Научная статья на тему 'Состояние и перспективы финансирования устойчивого развития стран Евразийского региона'

Состояние и перспективы финансирования устойчивого развития стран Евразийского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
финансирование устойчивого развития / инвестиции / евразийская экономическая интеграция / «зеленые» финансовые инструменты / климатическая повестка / зеленая трансформация / sustainable development financing / investments / Eurasian economic integration / “green” financial instruments / climate agenda / green transformation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марина Олеговна Кожевникова

На фоне стремления всего мира к устойчивому развитию и перехода развитых стран к достижению углеродно-нейтрального статуса к 2050 г. для государств — членов ЕАЭС важно учитывать данный фактор, чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом рынке. В статье проведен анализ состояния и перспектив финансирования устойчивого развития в Евразийском регионе. Рассмотрены проблемы, накопленный опыт взаимодействия, представлены предложения по совершенствованию и укреплению форм сотрудничества между государствами — членами ЕАЭС, направленных на решение общих для всех проблем климатической повестки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Марина Олеговна Кожевникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state and prospects of financing the sustainable development of the countries of the Eurasian region

Against the backdrop of the world's pursuit of sustainable development and the transition of developed countries to achieve carbon-neutral status by 2050, it is important for the member states of the Eurasian Economic Union to take this factor into account in order to remain competitive in the global market. The article analyzes the current state and prospects of financing sustainable development in the Eurasian region. It discusses issues, accumulated experience, and presents proposals for improving and strengthening forms of cooperation between the member states of the Eurasian Economic Union aimed at addressing common climate agenda issues.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы финансирования устойчивого развития стран Евразийского региона»

Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 81—87. Audit journal. 2024;(3):81 —87.

ФИНАНСЫ

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-3-81-87 NIION: 201 7-0074-3/24-089

EDN: https://elibrary.ru/RPTDTR MOSURED: 77/27-021-2024-03-289

Состояние и перспективы финансирования устойчивого развития стран Евразийского региона

Марина Олеговна Кожевникова

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва,

Россия, kozhevnikova.mo@rea.ru

Аннотация. На фоне стремления всего мира к устойчивому развитию и перехода развитых стран к достижению углеродно-нейтрального статуса к 2050 г. для государств — членов ЕАЭС важно учитывать данный фактор, чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом рынке. В статье проведен анализ состояния и перспектив финансирования устойчивого развития в Евразийском регионе. Рассмотрены проблемы, накопленный опыт взаимодействия, представлены предложения по совершенствованию и укреплению форм сотрудничества между государствами — членами ЕАЭС, направленных на решение общих для всех проблем климатической повестки.

Ключевые слова: финансирование устойчивого развития, инвестиции, евразийская экономическая интеграция, «зеленые» финансовые инструменты, климатическая повестка, зеленая трансформация

Благодарности: автор благодарит за помощь при написании статьи научного руководителя Е.К. Воронкову, кандидата экономических наук, доцента кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Для цитирования: Кожевникова М.О. Состояние и перспективы финансирования устойчивого развития стран Евразийского региона // Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 81—87. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-81-87. EDN: https://elibrary.ru/RPTDTR.

FINANCE

Original article

The state and prospects of financing the sustainable development of the countries of the Eurasian region

Marina O. Kozhevnikova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, kozhevnikova.mo@rea.ru

Abstract. Against the backdrop of the world's pursuit of sustainable development and the transition of developed countries to achieve carbon-neutral status by 2050, it is important for the member states of the Eurasian Economic Union to take this factor into account in order to remain competitive in the global market. The article analyzes the current state and prospects of financing sustainable development in the Eurasian region. It discusses issues, accumulated experience, and presents proposals for improving and strengthening forms of cooperation between the member states of the Eurasian Economic Union aimed at addressing common climate agenda issues.

Keywords: sustainable development financing, investments, Eurasian economic integration, "green" financial instruments, climate agenda, green transformation

Acknowledgements: the author is grateful for the help in writing the article to scientific adviser E.K. Voronkova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics.

For citation: Kozhevnikova M.O. The state and prospects of financing the sustainable development of the countries of the Eurasian region // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(3):81—87. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-81-87. EDN: https://elibrary.ru/RPTDTR.

© Кожевникова М.О., 2024

Декларация «О Евразийской экономиче-с кой интеграции», подписанная президентами Беларуси, России и Казахстана 18 ноября 2011 г., подчеркивает, что «развитие интеграции, основанной на глубоких исторических и духовных связях между нашими народами, отвечает национальным интересам государств, способствует решению общих задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан, устойчивому социально-экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению национальной конкурентоспособности в рамках глобальной экономики». Евразийский экономический союз (ЕАЭС) начал свою работу с 1 января 2015 г., в этом же году новым членами ЕАЭС стали Армения и Киргизия. Евразийский экономический союз обладает преимуществом, которым не обладает ни одно интеграционное объединение в мире, а именно общей историей, отсутствием языкового барьера и пониманием национальных культур — все это сейчас является важным фактором и движущей силой евразийских интеграционных процессов [1].

Становление ЕАЭС начиная с 2015 г. и дальнейшее функционирование объединения вплоть до 2022 г. совпали с беспрецедентными вызовами, такими как: санкционное давление, пандемия СОУГО-19, климатические вызовы, смена технологического уклада.

Введение в отношении некоторых стран ЕАЭС экономических санкций и ограничений повлияло на усиление несбалансированности торговых и финансовых связей в мировой экономике. В свою очередь, разбаланси-ровка международных производственно-логистических цепочек и перенаправление инве-

стиционных и производственных потоков снизили для многих стран возможность доступа к товарам, услугам, финансам и технологиям и усилили диспропорции экономического развития в глобальном масштабе.

По оценкам Всемирного банка, прирост мирового ВВП, показав положительную восстановительную динамику в 2021 г., снизился в 2022 г. до 3%, а в 2023 г. замедлился до 2,6% с дальнейшим прогнозным значением в 2024 г. на уровне 2,4% [2].

В 2022 г. глобальные изменения в структуре мировых энергетических рынков и рост транзакционных и логистических издержек оказали сдерживающее влияние на объемы производства и привели к повышению стоимости товаров и услуг, инфляция в мире достигла 8,7%, показав самое высокое значение с начала XXI в. В 2023 г. на фоне принятия антиинфляционных мер динамика потребительских цен замедлилась. По прогнозным данным Международного валютного фонда, в 2024 г. произойдет снижение роста потребительских цен до 4,9%.

Замедление темпов глобального роста, высокий уровень инфляции и рост долговой уязвимости осложняют для многих стран достижение Целей устойчивого развития ООН (ЦУР), снижая потенциал инвестирования в стратегически важные сферы, способные стать основой для дальнейшего устойчивого экономического развития в мировом масштабе.

Рост геополитической напряженности и усиление санкционного давления в отношении отдельных государств — членов ЕАЭС привели к снижению ВВП в целом по Союзу по итогам 2022 г. на 1,6% (табл. 1).

Таблица 1. Прогнозы для стран ЕАЭС, %

Страна 2021 2022 2023 е 2024/ 2025/

Армения 5,8 12,6 7,1 4,7 4,5

Беларусь 2,4 -4,7 3,0 0,8 0,8

Казахстан 4,3 3,2 4,5 4,3 4,5

Киргизия 5,5 6,3 3,5 4,0 4,0

Россия 5,6 -2,1 2,6 1,3 0,9

Источник: данные Всемирного банка.

Примечание: ВВП в рыночных ценах (усредненные цены в долларах США), е — оценка;/ — прогноз. Изменения в процентах по сравнению с предыдущим годом, если не указано иное.

В 2022 г. в Киргизии темпы экономического роста увеличились с 5,5% до 6,3%, в Армении — с 5,8% до 12,6%, замедлился рост в Казахстане с 4,3% до 3,2%. Снижение экономической активности зафиксировано в России на 2,1% и Беларуси — на 4,7%.

В 2023 г. экономическая динамика в Казахстане ускорилась до 5%, а в Армении и Киргизии замедлилась (до 10,5% и 3,9% соответственно). В 2023 г. динамика ВВП в России и Беларуси вышла в область положительных значений и составила 2,0% и 1,6% соответственно.

В результате снижения влияния внешних шоков на экономики государств — членов ЕАЭС, адаптации населения и бизнеса к новым условиям хозяйствования, нормализации инфляционных процессов и восстановления внутреннего спроса ожидается постепенное повышение темпов экономического роста до 2,4% в 2024 г. и 3% в 2025 г. Учитывая постепенное снижение влияния положительных трансграничных эффектов, связанных с миграционным потоком и увеличением объема денежных переводов, экономический рост в Киргизии и Армении несколько замедлится. В Армении рост экономики в среднесрочной перспективе составит 4,7%, а в Киргизии — 4%.

В Казахстане на фоне снижения инфляции и смягчения денежно-кредитных условий ожидается повышение темпов экономического роста, который в 2024—2025 гг. составит 4,3—4,5%. В среднесрочной перспективе в Беларуси и России ожидается дальнейшее восстановление потребительской и деловой активности, но сохраняются риски снижения стоимости и объемов экспорта, а также увеличения санкционного давления. Согласно прогнозным данным, в Беларуси рост экономики сохранит положительную динамику и составит 0,8—1%, в Российской Федерации — 2,2% ежегодно. Экономическое развитие в 2024— 2025 гг. для стран — участниц ЕАЭС будет сдержанным и подверженным влиянию внешних факторов.

Таблица 2. Доля стран ЕАЭС по

В дальнейшем основные риски для экономического развития стран Евразийского региона будут связаны с нарастанием технологического отставания от ведущих стран мира на фоне недостаточных темпов роста инвестиций в основной капитал, высокой доли импорта технологий и недостаточных объемов капиталовложений в сферу исследований, разработок и инноваций.

«Зеленая» трансформация ЕАЭС рассматривается как инструмент перехода к новому технологическому и хозяйственному укладам, выходу экономик стран — участниц ЕАЭС на траекторию низкоуглеродного и устойчивого развития, характеризующуюся низким уровнем выбросов парниковых газов, научно обоснованной системой природопользования и внедрением новых экологических и промышленных технологий.

«Зеленая» повестка предполагает перенаправление государственных и частных инвестиций на преобразование ключевых секторов, имеющих решающее значение для устойчивого развития. Важную роль в привлечении финансирования в социально и экологически значимые проекты играют национальные и международные институты развития.

В Евразийском регионе, помимо Евразийского банка развития, осуществляют свою деятельность несколько крупных международных банков развития (МБР), а именно: Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Исламский банк развития. Тем не менее, за последние шесть лет доля стран — участниц ЕАЭС в ежегодных потоках привлеченных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) не демонстрирует стабильной динамики.

В 2021 г. доля стран ЕАЭС по привлеченным ПИИ за год достигла максимальных значений — 2,7% от общемирового потока (табл. 2). В основном инвестиции направлялись в Россию, в Киргизии в 2017 и 2020 г. привлеченные ПИИ были отрицательными, что указывает на возврат инвестиций. привлеченным ПИИ в мире, %

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Армения 0,009 0,016 0,015 0,018 0,007 0,005 0,024

Беларусь 0,081 0,061 0,078 0,098 0,087 0,145 0,078

Казахстан 0,197 0,416 0,289 0,269 0,222 0,382 0,200

Киргизия 0,055 0,030 -0,007 0,010 0,027 -0,042 0,016

Россия 0,575 1,818 1,590 0,913 2,166 1,081 2,417

ЕАЭС 0,917 2,341 1,965 1,308 2,509 1,571 2,735

Источник: составлено по данным ИКСТАБ.

В мировом движении капитала доля стран ЕАЭС невелика. В 2021 г. накопленные ПИИ внутри стран достигли отметки более 45 трлн долл., доля стран ЕАЭС в мировых накопленных инвестициях составила только 1,5% (табл. 3). Больше всего ПИИ было накоплено в России — 521,8 млрд долл. (1,1% мировых).

Прямые накопленные иностранные инвестиции государств — членов ЕАЭС за рубеж

Источник: составлено по данным иКСТЛБ.

На текущем этапе финансирование «зеленых» или адаптационных проектов осуществляется в соответствии с национальными стандартами (таксономиями) «зеленого» финансирования или с учетом признанных международных стандартов. Казахстан и Россия утвердили национальные стандарты в виде так-сономий «зеленых» проектов, которые опираются на принципы «зеленого» финансирования и таксономии, принятые в КНР, ЕС и АСЕАН. На опыт Казахстана, России и передовые мировые практики опирается модельная таксономия ЕАЭС, которая предлагает расширенный перечень направлений и критериев «зеленых» проектов, учитывающий экономические реалии Евразийского региона. Ведется разработка таксономий «зеленого» финансирования в Киргизии и в Беларуси.

Программный документ «Стратегические направления развития Евразийской экономической интеграции до 2025 года» [3], принятый в декабре 2020 г. Высшим Евразийским экономическим советом, регламентирует общие ориентиры экономического сотрудничества в сфере устойчивого развития. К стратегическим направлениям относятся меры по распространению энергоэффективных технологий, обмен передовым опытом и сотрудничество стран ЕАЭС в области энергоэффек-

составляют 0,997%, преимущественно ПИИ были осуществлены Россией, на которую пришлось 0,955%.

Вопросы финансирования устойчивого развития государствами — членами ЕАЭС должны решаться на основе системного подхода, в том числе путем расширения финансовых возможностей действующей инфраструктуры, расширения корпоративного финансирования.

тивности, использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и охраны окружающей среды. Стратегическими направлениями развития предполагается использование инструментов Евразийского банка развития (ЕАБР) для стимулирования применения энерго- и ресурсосберегающих технологий. Этим документом обозначено повышение роли ЕАБР в достижении ЦУР.

В Стратегии Евразийского банка развития на период 2022—2026 гг. закреплено положение об оценке инвестиционных проектов Банка на содействие выполнению ЦУР [4]. В Стратегии также отмечено: «Банк будет более активно содействовать экономическому росту стран присутствия и достижению ими ЦУР».

При этом вклад Банка в достижение ЦУР будет осуществляться «посредством реализации целевых страновых стратегий в тесном партнерстве с органами исполнительной власти государств-участников и другими банками развития, как источниками технической экспертизы, так и участниками софинансирова-ния программ технического содействия и проектной деятельности».

Однако механизмы содействия ЕАБР достижению ЦУР отражены в документе не в полной мере, так как отсутствует информация

Таблица 3. Накопленные ПИИ внутри стран ЕАЭС и за пределами Союза в 2021 г.,

в млн долл. США

ПИИ (1тагй) Процент ПИИ (ои^агй) Процент

Армения 5631 0,012 519 0,001

Беларусь 15 165 0,033 1 358 0,003

Казахстан 151 953 0,334 15 666 0,037

Киргизия 4 233 0,009 610 0,001

Россия 521 876 1,148 399 313 0,955

ЕАЭС 698 858 1,536 417 466 0,997

Мир 45 448 812 100 41 798 485 100

о внедрении в деятельность ЕАБР ESG-принципов, которые в настоящее время являются одним из важнейших инструментов достижения ЦУР.

Принципы ESG (от англ. Environmental, Social and Corporate Governance; экологическое, социальное и корпоративное управление) — это требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим инвестиции, и организациям — получателям инвестиций в целях обеспечения устойчивого долгосрочного роста их стоимости.

ESG-концепция была выдвинута в ходе дискуссии о перспективах устойчивого развития мирового сообщества, защите окружающей среды, начавшейся с публикации доклада Римского клуба «Пределы роста» в 1972 г. [5].

ESG-принципы включают требования к составлению и представлению нефинансовой отчетности, критерии отнесения инвестиционных проектов к проектам устойчивого развития, принципы эмиссии финансовых инструментов устойчивого развития, в том числе «зеленых» инструментов, принципы социального, корпоративного управления и ряд других компонентов.

В настоящее время концепция ESG находится в стадии становления и развития как в России, странах ЕАЭС, так и за рубежом [6].

В Евразийском регионе отмечается активная разработка регулирования в сфере ESG и создается инфраструктура для обеспечения устойчивого финансирования.

Лидером на ESG-рынке Евразийского региона является Россия. В 2021 г. объем сектора устойчивого развития на Московской бирже, к которому относятся «зеленые», социальные и адаптационные облигации, достиг рекордной отметки — 211,19 млрд руб. (порядка 2,7 млрд долл.) (для сравнения: 1,1 млрд руб. — в 2018 г., 36,7 млрд руб. — в 2019 г., 168,7 млрд руб. — в 2020 г.).

Объем новых выпусков ESG-облигаций на российском рынке в 2022 г. составил около 106,2 млрд руб. (эквивалентно примерно 1,5 млрд долл.). На сегодняшний день рынок устойчивого развития сформирован главным образом крупными эмитентами, которые частично находятся в собственности государства. Объем выпуска ESG-облигаций в 2023 г. составил 142,8 млрд руб. (эквивалентно примерно 1,8 млрд долл.) [6].

В России нормативные инициативы 2023 г. продолжили укрепление национальной сис-

темы финансирования устойчивого развития, включая внесение изменений в Постановление Правительства РФ № 1587 [7] (внесен раздел с указанием основных направлений потенциального социального финансирования, критерии соответствия социальным проектам и требования к верификации таких проектов), корректировку правил листинга Московской биржи и выход рекомендательных документов Банка России и Министерства экономического развития Российской Федерации. Данные изменения делают возможным выпуск облигаций устойчивого развития и социальных облигаций по национальным стандартам, тогда как до начала 2024 г. у эмитентов была возможность использовать только стандарты Международной ассоциации рынков капитала (1СМА).

По данным Казахстанской фондовой биржи, первые Б5С-облигации были выпущены в Казахстане в 2020 г. объемом 33,2 млн долл., в 2021 г. — 227,9 млн долл., а в 2022 г. — 275,3 млн долл. Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021—2025 гг. содержит меры по государственной поддержке «зеленых» финансовых инструментов, в том числе субсидирование до 50% ставок по «зеленым» облигациям и кредитам. Казахстанская фондовая биржа (КА5Б) ввела ряд требований к листинговым компаниям по раскрытию Б5С-показателей в годовых отчетах.

Рынок устойчивого финансирования развивается и в Беларуси, хотя Б50-факторы все еще ограниченно влияют на местный рынок. В 2022 г. Министерство финансов Республики Беларусь анонсировало выпуск «зеленых» облигаций на сумму 5 млрд российских руб. (эквивалентно 70,1 млн долл.) в рамках Концепции государственных «зеленых» облигаций Республики Беларусь.

В Беларуси разработаны Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики на 2021—2025 гг. и Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2030 г. Разработаны критерии «зеленых» и адаптационных проектов и требования к их верификации, а также рассматриваются меры стимулирования развития «зеленого» финансирования.

В Армении действует Стратегическая программа перспективного развития на 2014— 2025 гг., которая содержит задачи по смягчению последствий изменения климата. В 2021 г. правительство утвердило Программу националь-

ных действий по адаптации к изменению климата на 2021—2025 гг., одной из целей которой является стимулирование «зеленого» финансирования. Разрабатывается национальная таксономия «зеленых» проектов.

В Армении рынок Б5С-облигаций в совокупности представлен двумя выпусками «зеленых» облигаций, осуществленных «Америа-банком»: в 2020 г. объемом 42 млн евро и в 2022 г. — порядка 14,4 млн долл. (8 млн долл. и 3 млрд драмов). На текущий момент в Армении нет сегмента облигаций устойчивого развития или требований к компаниям, претендующим на листинг, представлять Б50-отчетность.

По данным Киргизской фондовой биржи, в Киргизии совокупный объем выпуска Б5С-облигаций в 2023 г. оценивается в 330 тыс. долл.

В Киргизии принята Национальная программа развития до 2026 г., которая содержит меры внедрения принципов «зеленой» экономики, перечень инструментов «зеленого» финансирования и создание «зеленой» финансовой корпорации. Киргизия стремится к принятию таксономии устойчивых проектов.

Благодаря сформированным на наднациональном уровне интеграционным преимуществам странам — участницам ЕАЭС удалось преодолеть резкое падение экономической активности и достаточно быстро выйти на восстановительный рост. Разработка системы стратегического планирования, обеспечивающая реализацию поставленных целей развития с учетом национальных приоритетов государств — членов ЕАЭС, а также возникающих рисков и возможностей, является главным инструментом развития интеграционного объединения.

На фоне стремления всего мира к устойчивому развитию и перехода развитых стран к достижению углеродно-нейтрального статуса к 2050 г. государствам — членам ЕАЭС необходимо развивать общие ориентиры экономического сотрудничества в сфере устойчивого развития, чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом рынке.

Существует риск, что переход развитых стран к низкоуглеродной экономике повлечет навязывание стандартов, создание тарифных и нетарифных барьеров в торговле, лишит страны ЕАЭС возможности свободного и эффективного участия в формирующихся производственно-сбытовых цепочках, негативно

влиять на традиционный экспорт, способствовать технологическому разрыву между странами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принятие модальной таксономии ЕАЭС сформировало общую систему принципов и подходов финансирования проектов устойчивого развития в Евразийском регионе. Важно отметить, что для совершенствования системы финансирования проектов устойчивого развития необходимо максимально синхронизировать принципы национальных таксоно-мий стран — участниц ЕАЭС, закрепить общие формы поддержки «зеленых» проектов через механизмы налогообложения, льгот и субсидий, доступ к «зеленому» финансированию должен максимально учитывать возможности малого и среднего бизнеса.

Переход к углеродной нейтральности в странах ЕАЭС потребует значительных инвестиций, а именно: к 2060 г. — Казахстан (с оценкой стоимости в 666,5 млрд долл.) и Россия (с оценкой стоимости 6,5 трлн долл.), к 2050 г. — Киргизия (оценка стоимости — 10 млрд долл.). Армения планирует принять обязательства по достижению углеродной нейтральности к 2050 г.

Количество «зеленых» проектов в странах ЕАЭС будет расти. Одновременно обострится роль ESG-критериев в оценке инвестиционных проектов. В ближайшее время сближение методологий национальных рейтинговых агентств в области ESG-рейтингов станет актуальным для стран — участниц ЕАЭС.

Список источников

1. Буторина О.В., Захаров А.В. О научной основе Евразийского экономического союза // Евразийская интеграция. 2015. № 2. С. 52—68.

2. Доклад Всемирного Банка «Перспективы мировой экономики» // URL: https:// www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/global-eco-nomic-prospects (дата обращения: 04.03.2024).

3. Стратегические направления развития Евразийской экономической интеграции до 2025 года (утверждены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12) // URL: https://eec. eaeunion.org/comission/department/dep_razv_in tegr/strategicheskie-napravleniya-razvitiya.php? ysclid=lun9ntbrb7379575891 (дата обращения: 04.03.2024).

4. Стратегия Евразийского банка развития на период 2022—2026 гг. М.: ЕАБР, 2021 // URL: https://eabr.org/upload/EDB_Strategy_ for_2022-2026-RU.cleaned.pdf?ysclid=lun9 wnistn451701299 (дата обращении: 07.03.2024).

5. Медоуз Д., Рандерс Й, Беренс У. Доклад Римского клуба «Пределы роста» // URL: https://thecharnelhouse.org/wp-content/uploads/ 2016/03/the-club-of-rome-the-limits-to-growth.pdf

6. Мажорина М.В. ESG-принципы в международном бизнесе и «устойчивые контракты» // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 12 // URL: https://www.acra-ratings.ru/research/2762/ (дата обращения: 10.03.2024).

7. Постановление Правительства от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» // URL: http://static. government.ru/media/ffles/3hAvrl8rMjp 19 BApLG2c chmt35YBPH8z.pdf (дата обращения: 10.03.2024).

References

1. Butorina O. V., Zakharov A. V. On the scientific basis of the Eurasian Economic Union // Eurasian Integration. 2015. No. 2. pp. 52—68.

2. World Bank Report "Prospects of the world economy" // URL: https://www.vsemirnyjbank. org/ru/publication/global-economic-prospects (date of application: 03/04/2024).

3. Strategic directions for the development of the Eurasian Economic Integration until 2025 (approved by the Decision of the Supreme Eurasian Economic Council dated December 11, 2020 No. 12) // URL: https://eec.eaeunion.org/ comission/department/dep_razv_integr/strategic heskie-napravleniya-razvitiya.php?ysclid=lun9nt brb7379575891 (date of reference: 03/04/2024).

4. Strategy of the Eurasian Development Bank for the period 2022-2026. Moscow: EDB, 2021 // URL: https://eabr.org/upload/EDB_Strategy_ for_ 2022-2026-RU.cleaned.pdf?ysclid=lun9wnistn 45 1701299 (date address: 03/07/2024).

5. Meadows D, Randers J., Behrens W. The report of the Club of Rome "Limits of growth" // URL: https: //thecharnelhouse.org/wp-content/ uploads/2016/03/the-club-of-rome-the-limits-to-growth.pdf

6. Mazhorina M.V. ESG-principles in international business and "sustainable contracts" // Actual problems of Russian law. 2021. No. 12.7. // URL: https://www.acra-ratings.ru/research/2762 / (date of access: 03/10/2024).

8. Government Resolution No. 1587 dated September 21, 2021 "On Approval of Criteria for Sustainable (including Green) Development Projects in the Russian Federation and requirements for the Verification system for Sustainable (including Green) development projects in the Russian Federation" // URL: http://static.go-vernment.ru/media/files/3hAvrl8rMjp19BApLG2 cchmt35YBPH8z.pdf (date of application: 03/10/2024).

Информация об авторе

М.О. Кожевникова — аспирант, ассистент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Information about the author

M.O. Kozhevnikova — Postgraduate Student, Assistant at the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics.

Статья поступила в редакцию 05.06.2024; одобрена после рецензирования 05.07.2024; принята к публикации 05.08.2024.

The article was submitted 05.06.2024; approved after reviewing 05.07.2024; accepted for publication 05.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.