Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ С УЧЕТОМ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ С УЧЕТОМ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
725
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ТОРГОВЛЯ / ОНЛАЙН-ПРОДАЖИ / РЕЙТИНГ / ДОСТАВКА ТОВАРОВ / ОПРОСЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ВАЛОВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / E-COMMERCE / RETAIL / ONLINE SALES / RANKING / DELIVERY OF GOODS / CUSTOMER SURVEYS / CORONAVIRUS PANDEMIC / FACTOR ANALYSIS / GROSS NATIONAL INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кукин М.Ю.

В рамках исследования решаются следующие задачи - дается оценка динамики развития электронной коммерции и строится прогноз её объемов на несколько ближайших лет, определяется уровень развития электронной коммерции в России в сравнении со странами, лидирующими в данной сфере, определяются основные факторы влияющие на уровень развития электронной коммерции. При анализе текущей ситуации в области электронной коммерции оценивается влияние пандемии COVOD-19 на место онлайн-продаж в общей структуре торговли и выявляются причины, по которым после снятия жестких ограничений онлайн-торговля не смогла сохранить высокую долю в общей структуре продаж. Проведенные в работе исследования строятся на основе использования метода сравнений, трендового анализа и прогнозирования, факторного анализа. На основе построения факторной модели в рамках исследования выявлено, что одним из наиболее существенных факторов, влияющих на развитие электронной коммерции в России является отставание её от лидирующих стран по уровню доходов на душу населения. В работе также показано, что проявившиеся в период связанных с пандемией COVID-19 ограничений проблемы со сроками и стоимостью доставки являются значимыми для потребителя и их решение является залогом дальнейшего развития электронной коммерции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS AND PROSPECTS OF E-COMMERCE GIVEN THE CORONAVIRUS PANDEMIC

The purpose of the research carried out in this work is to determine the prospects for the development of e-commerce in Russia and the world. The study tests the hypothesis about the presence of a number of factors that determine the state and development potential of e-commerce. Within the framework of the study, the following tasks are solved - an assessment of the dynamics of the development of e-commerce is given and a forecast of its volumes for the next few years is being constructed, the level of development of e-commerce in Russia is determined in comparison with the countries that are leading in this field, the main factors affecting the level of development of e-commerce are determined. When analyzing the current situation in the field of e-commerce, the impact of the COVOD-19 pandemic on the place of online sales in the general structure of trade is assessed and the reasons why, after the removal of severe restrictions, online commerce was unable to maintain a high share in the total structure of sales. The research carried out in the work is based on the use of the method of comparisons, trend analysis and forecasting, factor analysis. Based on the construction of a factor model within the framework of the study, it was revealed that one of the most significant factors influencing the development of e-commerce in Russia is its lag behind the leading countries in terms of per capita income. The work also shows that the problems with the timing and cost of delivery that appeared during the period of the COVID-19 pandemic restrictions are significant for the consumer and their solution is the basis for the further development of e-commerce.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ С УЧЕТОМ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

Состояние и перспективы электронной коммерции с учетом пандемии коронавируса

Кукин Михаил Юрьевич,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг», Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, mkukin.spb@gmail.com

Целью проведенного в работе исследования является определение перспектив развития электронной коммерции в России и мире. В ходе исследования проверяется гипотеза о наличии ряда факторов, определяющих состояние и потенциал развития электронной коммерции.

В рамках исследования решаются следующие задачи - дается оценка динамики развития электронной коммерции и строится прогноз её объемов на несколько ближайших лет, определяется уровень развития электронной коммерции в России в сравнении со странами, лидирующими в данной сфере, определяются основные факторы влияющие на уровень развития электронной коммерции.

При анализе текущей ситуации в области электронной коммерции оценивается влияние пандемии COVOD-19 на место он-лайн-продаж в общей структуре торговли и выявляются причины, по которым после снятия жестких ограничений онлайн-торговля не смогла сохранить высокую долю в общей структуре продаж.

Проведенные в работе исследования строятся на основе использования метода сравнений, трендового анализа и прогнозирования, факторного анализа. На основе построения факторной модели в рамках исследования выявлено, что одним из наиболее существенных факторов, влияющих на развитие электронной коммерции в России является отставание её от лидирующих стран по уровню доходов на душу населения. В работе также показано, что проявившиеся в период связанных с пандемией COVID-19 ограничений проблемы со сроками и стоимостью доставки являются значимыми для потребителя и их решение является залогом дальнейшего развития электронной коммерции.

Ключевые слова: электронная коммерция, торговля, онлайн-продажи, рейтинг, доставка товаров, опросы покупателей, пандемия коронавируса, факторный анализ, валовый национальный доход.

Электронная коммерция - одна из наиболее быстрораз-вивающихся сфер современной экономики. Датой её рождения можно считать 1960 г., когда авиакомпанией American Airlines для реализации совместного с корпорацией IBM проекта создания системы автоматизированного резервирования мест на авиарейсы была учреждена дочерняя фирма Sabre Corporation. Название компании, как и самой системы было составлено из первых букв слов Semi-Automatic Business Research Environment - полуавтоматическое оборудование для коммерческих исследований. Первоначально система основывалась на двух компьютерах IBM 7090, соединенных с 1500 терминалами на территории США и Канады [15]. Сегодня Sabre является независимой от American Airlines корпорацией, а среди пользователей её разработок более 435 тыс. турагентов и 400 авиакомпаний из 140 стран. В системе Sabre также представлено порядка 175 тыс. отелей, 17 судоходных круизных линий и 40 служб проката автомобилей [17].

Высокие темпы развития электронной коммерции являются следствием целого ряда объективных процессов, прежде всего - научно-технического прогресса. По мере того, как компьютерная техника становились доступнее (например, в 1976 году персональный компьютер IBM PC с учетом инфляции в современных денежных единицах стоил порядка 90 тыс. долл. [3], в 1981 г. - 8 тыс. долл. [4], а сегодня цены на неигровые персональные компьютеры и ноутбуки не превышают нескольких сотен долларов) и развивалась сетевая инфраструктура, в частности, Internet, электронная коммерция демонстрировала экспоненциальный рост (рис.1) [6, 8, 13]. Следует отметить, что публикуемые различными исследователями статистические данные по электронной коммерции обычно не включают оборот по электронным биржевым торгам и сделкам между корпорациями (сектор B2B - business-to-business), а также перепродажу посредством сети Internet друг-другу ранее купленных физическими лицами товаров (сектор С2С - customer-to-customer).

X X

о го А с.

Рисунок 1 - Общая выручка электронной коммерции в секторе В2С (business-to-customer) и прогноз до 2023 г.

X ГО

m

о

M

о

M

о

о сч о сч

о ш m

X

3

<

m О X X

Опираясь на данные за 2011-2019 гг., может быть найден среднегодовой темп роста объемов продаж в сфере электронной коммерции. Его значение составляет 1,18. При условии сохранения данного темпа к 2023 г. объемы электронной торговли могут быть спрогнозированы на уровне 6,85 млрд долл.

Помимо роста доступности технической составляющей (особенно актуальным является распространение планшетов и смартфонов, что породило появление термина «мобильная коммерция») развитию электронной коммерции также способствует рост качества её отдельных составляющих. Усилия известных платежных систем постепенно сделали онлайн-платежи безопасными, совершенствуется визуальное представление продуктов, расширяются возможности поставок и бесплатного возврата или обмена товаров.

С позиции продавцов несомненным плюсом электронной коммерции являются возможности расширения границ рынка до глобальных масштабов и снижения затрат за счет отказа от содержания традиционных магазинов и залов в торговых центрах с соответствующим штатом работников. С другой стороны, покупатели в качестве факторов, способствующих росту популярности электронной коммерции, согласно аналитическому отчету консалтинговой компании KMPG International, отмечают следующие [16]:

- удобство: покупки 24 часа в сутки (58% опрошенных), экономия времени (40%), широкий выбор товаров (27%), приобретение всего необходимого на одной торговой площадке (26%);

- выгода: возможность сравнения цен у разных он-лайн-продавцов (54%); низкие цены (46%);

- нежелание мириться с недостатками традиционной торговли: необходимость визита в магазин (39%), скопление людей (15%), очереди в кассы (11%)

- наличие доставки, в том числе бесплатной (29%);

- отсутствие товара в городе или стране (15%).

Рассматривая долю электронной коммерции в секторе B2C, можно отметить, что в целом по миру ожидается, что онлайн-торговля к 2021 г. будет занимать 17,5% от общих объемов продаж [9]. Наиболее интенсивный рост электронной коммерции наблюдается в Китае. Если в 2014 г. онлайн-продажи давали 12% от общей выручки в торговле, то в 2019 г. их доля составила уже 33,9%. Наряду с самым большим среди стран мира населением это обеспечивает для Китая первое место в мире по объемам электронной коммерции (табл. 1). Россия с прогнозируемым на 2020 г. объемом онлайн-про-даж 23,6 млрд долл. занимает 15-е место в мировом рейтинге [7].

Таблица 1

Для анализа годовой выручки в секторе электронной коммерции R, которая и определяет место страны в данном рейтинге, может быть построена факторная модель:

Страна Прогнозируемая выручка в секторе электронной коммерции по итогам 2020 г., млрд долл. Доля в мировой электронной коммерции

1. Китай 1 115,8 26,5%

2. США 410,9 9,8%

3. Япония 104,5 2,5%

4. Великобритания 96,9 2,3%

5. Германия 87,4 2,1%

15. Россия 23,6 0,6%

R S

R = -*-*P = ARPS * PR * Р

(1)

где S - количество активных онлайн-покупателей в стране,

P - население страны,

ARPS (average revenue per shopper) - средняя выручка на одного онлайн-покупателя,

PR (penetration rate) - количество активных онлайн-покупателей в процентах к населению.

Не в пользу нашей страны влияет процент населения, совершающего с той или иной периодичностью покупки в сети Internet. В Великобритании, являющейся лидером среди стран Европы в данной области, порядка 80% населения совершают покупки в сети [11], а для России этот показатель составляет немногим более 40% [7].

Кроме того, Россия при численности населения, более чем в 2 раза превышающей население Великобритании, имеет показатель выручки на одного онлайн-по-купателя в 5 раз ниже - 330 долл. в России [7] против 1639 долл. в Великобритании [11].

¡«га : 15оо

у-3 145ЯП0О- 4246,4

« • США 1 Великобритауи»'^' Норвегия

* Дания ^ ^ • Австрия • Геомания

Испания / У

• Россия

20 30 40 50 60 70 90 90

Валовый национальной доход из душу населения, тъ: дол.:

Рисунок 2 - Зависимость выручки в расчете на одного покупателя (ЛИРЭ) от ВНД

Одним из основных факторов второго порядка, влияющих в свою очередь на выручку в расчете на одного покупателя, является уровень доходов населения в стране. Так на рис. 2 построена параметрическая логарифмическая модель зависимости между показателем ARPS в электронной коммерции [11, 12] и уровнем валового национального дохода (ВНД) на душу населения по паритету покупательной способности [1]. Как можно заметить, между этими двумя показателями имеется четко прослеживаемая связь.

Дополнительным стимулом увеличения объемов электронной торговли в 2020 году стала пандемия COVID-19. Как отмечается в информационной записке секретариата Всемирной торговой организации, обеспечение социального дистанцирования, изоляции и другие меры борьбы с распространением коронавируса привели к тому, что потребители увеличили количество покупок в Интернете. Особенно заметным был рост интернет-продаж медицинских товаров, предметов первой необходимости и продуктов питания [10].

Однако, несмотря на предположения экспертов, что сложившаяся весной 2020 г. модель потребления вой-

дет в привычку [2], а высокая доля онлайн-торговли сохранится надолго, после ослабления весенних ограничений структура торговли практически вернулась к «до-коронавирусным» показателям (рис. 3).

Рисунок 3 - Доля онлайн-продаж в общем объеме торговли В2С в 2020 г. на примере Польши [14]

В качестве объяснения данного факта можно привести целый ряд причин.

Ещё до начала пандемии опросы покупателей показывали, что одним из основных факторов, влияющих на принятие решения об отказе от покупки в конкретном он-лайн-магазине, является неудовлетворенность условиями доставки. Так проведенный в США опрос показал, что 17% покупателей всегда отказываются от покупки при отсутствии бесплатной доставки, 28% отказываются от покупки в большинстве случаев, а 23% отказываются примерно в половине случаев. Только 32% покупателей редко отказываются от таких покупок или вообще не считают это основанием для отказа [5]. В пользу последних говорит то, что так называемая бесплатная доставка (англ. - free shipping), строго говоря, не является бесплатной - её стоимость включается в цену товара, который продается по более высокой цене, чем тот же товар на другой торговой площадке, где доставка оплачивается отдельно. Однако, психологически многие покупатели в принципе не готовы платить при покупке сумму, превышающую непосредственно цену.

В рамках этого же исследования было проанализировано влияние скорости доставки на принятие решения о покупке. Согласно приведенным на рис. 4 результатам опроса, 44% покупателей в течение полугода хотя бы один раз отказывались от покупки по причине неудовлетворенности сроками доставки.

Важность вопросов стоимости и сроков доставки для выбора варианта приобретения товара (онлайн или оффлайн) подтверждается результатами опросов потребителей (рис. 5). Порядка трети опрошенных называют сроки и стоимость причиной отказа от онлайн-покупок в пользу традиционных магазинов [16].

И именно эти два аспекта (сроки и стоимость доставки) в период ограничений, связанных с пандемией, заметно увеличились, что снизило удовлетворенность потребителей процессом онлайн-покупок. Это, а также отмеченный в упомянутой аналитической записке секретариата ВТО [10] рост числа срыва исполнения сделок и случаев мошенничества способствовало возврату покупателей в традиционные магазины при смягчении ограничений.

Кроме того, как следует из представленных на рис. 4 результатов опроса, на данном этапе многие потребители даже при отсутствии проблем с доставкой заказанных товаров не готовы отказаться от возможности осу-

ществлять покупки в традиционных магазинах при отсутствии прямых запретов на их посещение, так как никакие фотографии, видеообзоры и описания товаров не смогут полностью заменить ощущения, получаемые при непосредственном изучении реального образца. Решению этой проблемы должна способствовать предусмотренная законодательством возможность возврата в течение семи дней онлайн-продавцу товара надлежащего качества без объяснения причины, но на самом деле, такой вариант не может быть полноценной заменой традиционному изучению товара в магазине. Возврат товара, вызвавшего разочарование при непосредственном знакомстве с ним уже после его получения, требует осуществления ряда дополнительных действий и как минимум оплаты его пересылки продавцу. При этом очевидно, что заказ доставки большого количества различных образцов на дом для непосредственного ознакомления и сравнения друг с другом с последующим их возвратом по финансовым соображениям для большинства людей является неприемлемым.

Что из перечисленного имело место при онлайн-покупш is послание 6 ««сада?

4»!

am

JM

ЗС№

ш

гда

ЦК

и

О_ 4W 30» m и» 7VH

Отказ (л пясупкь совершена покупка Была из-за срокпн с доставкой № дои ДОС тдвш я

Сшкршена nftyrna QTnajcil fwymw с достзвкоА & r.HKi iu-ъэ отсутствия вьщтни ют ятедень чкткихсромм

Dflfj1 сомг#са jffi,1 Btrii msm

■Turcot LHinVH пмутшгям О CWfuVUMu [1 Ш nffl iTILI\ mOih ПП T!i Г |

Рисунок 4 - Результаты опроса онлайн-покупателей

СЭД1 Опкч Сэтдпчг П4ИН1. К РМС 1пЦггчид1*. НИ I

Рисунок 5 - Рейтинг причин отказа от онлайн-покупок

Подводя итоги, можно отметить, что бурному развитию электронной коммерции способствует целый ряд факторов, а среди поддающихся решению проблем, сдерживающих сегодня рост её доли в общих объемах торговли, можно прежде всего выделить проблемы, связанные с логистикой. Устранение этих проблем наряду

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м о

о сч о сч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ш m

X

3

<

m О X X

с ростом доходов населения будет способствовать дальнейшему росту популярности онлайн-торговли.

Литература

1. Доклад о человеческом развитии 2019 // Программа развития ООН. uRL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2019_ru.pdf (дата обращения 09.11.20).

2. Рудницкий Г. Электронная коммерция: стимулы для развития // Мир информационных технологий. URL: https://www.it-world.ru/cionews/want/154709.html (дата обращения 21.10.20).

3. Сычев И. Цены на популярную электронику прошлого в сегодняшних деньгах: 1970-е годы // Хабр. URL: https://habr.com/ru/post/396447/ (дата обращения 25.10.20).

4. Сычев И. Цены на популярную электронику прошлого в сегодняшних деньгах: 1980-е годы // Хабр. URL: https://habr.com/ru/post/396927/ (дата обращения 25.10.20).

5. Cassidy T. 2019 ecommerce in review: consumer insights // Digital Commerce 360. URL: https://www.digitalcommerce360.com/2019/12/23/2019-ecommerce-in-review-consumer-insights/ (дата обращения 01.11.20).

6. Clement J. Global retail e-commerce sales 20142023 // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/379046/worldwide-retail-e-commerce-sales/ (дата обращения 20.10.20).

7. Digital market outlook - eCommerce: Russia // Statista. URL: https://www.statista.com/outlook/243/149/ecommerce/russi a (дата обращения 20.10.20).

8. Dusto A. Global e-commerce tops $1 trillion in 2012 // Digital Commerce 360. URL: https://www.digitalcommerce360.com/2013/02/05/global-e-commerce-tops-1-trillion-2012/ (дата обращения 20.10.20).

9. Ecommerce statistics (editor's choice) // 99 Firms. URL: https://99firms.com/blog/ecommerce-statistics/ (дата обращения 20.10.20).

10. E-commerce, trade and the COVID-19 pandemic // World Trade Organization. URL: https://www.wto.org/english//tratop_e/covid19_e/ecommerc e_report_e.pdf (дата обращения 25.10.20).

11. Global ecommerce market ranking 2019 // World Retail Congress. URL:

https://www.worldretailcongress.com/_media/Global_eco

mmerce_Market_Ranking_2019_001.pdf (дата обращения 10.11.20).

12. Global ecommerce statistics for 2019 and beyond // MGR Consulting Group. URL: https://mgrconsultinggroup.com/global-ecommerce-statistics-for-2019-and-beyond/ (дата обращения 10.11.20).

13. Richter F. Global e-commerce sales to reach $1.2 trillion this year // Statista. URL: https://www.statista.com/chart/1223/global-e-commerce-sales-2013/ (дата обращения 20.10.20).

14. Sas А. Share of sales via Internet in retail sales in Poland 2020, by product type // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/1127349/poland-share-of-sales-via-internet-in-retail-sales/ (дата обращения 20.10.20).

15. The Sabre story. A chance meeting on an airline flight that turned into the technology leader for the travel

industry // Sabre Corporation. URL: https://www.sabre.com/files/Sabre-History.pdf (дата обращения 08.11.20).

16. The truth about online consumers: 2017 global online consumer report // KPMG International Limited. URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2017/01/the-truth-about-online-consumers.pdf (дата обращения 21.10.20).

17. Who we serve // Sabre Corporation. URL: https://www.sabre.com/our-customers/ (дата обращения 10.11.20).

Status and Prospects of E-Commerce Given the Coronavirus

Pandemic Kukin M.Yu.

Emperor Alexander 1st Petersburg State Transport University, The purpose of the research carried out in this work is to determine the prospects for the development of e-commerce in Russia and the world. The study tests the hypothesis about the presence of a number of factors that determine the state and development potential of e-commerce. Within the framework of the study, the following tasks are solved -an assessment of the dynamics of the development of ecommerce is given and a forecast of its volumes for the next few years is being constructed, the level of development of ecommerce in Russia is determined in comparison with the countries that are leading in this field, the main factors affecting the level of development of e-commerce are determined. When analyzing the current situation in the field of e-commerce, the impact of the COVOD-19 pandemic on the place of online sales in the general structure of trade is assessed and the reasons why, after the removal of severe restrictions, online commerce was unable to maintain a high share in the total structure of sales. The research carried out in the work is based on the use of the method of comparisons, trend analysis and forecasting, factor analysis. Based on the construction of a factor model within the framework of the study, it was revealed that one of the most significant factors influencing the development of e-commerce in Russia is its lag behind the leading countries in terms of per capita income. The work also shows that the problems with the timing and cost of delivery that appeared during the period of the COVID-19 pandemic restrictions are significant for the consumer and their solution is the basis for the further development of e-commerce. Keywords: e-commerce, retail, online sales, ranking, delivery of goods, customer surveys, coronavirus pandemic, factor analysis, gross national income. References

1. Human development report 2019 // United Nations Development Programme. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2019_ru.pdf (access date 09.11.20).

2. Rudnitskiy G. E-commerce: incentives for development. // IT-world URL: https://www.it-world.ru/cionews/want/154709.html (access date 21.10.20).

3. Sychev I. Prices for popular electronics of the past in today's money: 1970s // Habr. URL: https://habr.com/ru/post/396447/ (access date 25.10.20).

4. Sychev I. Prices for popular electronics of the past in today's money: 1980s // Habr. URL: https://habr.com/ru/post/396927/ (access date 25.10.20).

5. Cassidy T. 2019 ecommerce in review: consumer insights // Digital Commerce 360. URL: https://www.digitalcommerce360.com/2019/12/23/2019-ecommerce-in-review-consumer-insights/ (access date 01.11.20).

6. Clement J. Global retail e-commerce sales 2014-2023 // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/379046/worldwide-retail-e-commerce-sales/ (access date 20.10.20).

7. Digital market outlook - eCommerce: Russia // Statista. URL: https://www.statista.com/outlook/243/149/ecommerce/russia (access date 20.10.20).

8. Dusto A. Global e-commerce tops $1 trillion in 2012 // Digital Commerce 360. URL: https://www.digitalcommerce360.com/2013/02/05/global-e-commerce-tops-1-trillion-2012/ (access date 20.10.20).

9. Ecommerce statistics (editor's choice) // 99 Firms. URL: https://99firms.com/blog/ecommerce-statistics/ (access date 20.10.20).

10. E-commerce, trade and the COVID-19 pandemic // World Trade Organization. URL: https://www.wto.org/english//tratop_e/covid19_e/ecommerce_r eport_e.pdf (access date 25.10.20).

11. Global ecommerce market ranking 2019 // World Retail Congress. URL: https://www.worldretailcongress.com/__media/Global_ecomm erce_Market_Ranking_2019_001.pdf (access date 10.11.20).

12. Global ecommerce statistics for 2019 and beyond // MGR Consulting Group. URL: https://mgrconsultinggroup.com/global-ecommerce-statistics-for-2019-and-beyond/ (access date 10.11.20).

13. Richter F. Global e-commerce sales to reach $1.2 trillion this year // Statista. URL: https://www.statista.com/chart/1223/global-e-commerce-sales-2013/ (access date 20.10.20).

14. Sas A. Share of sales via Internet in retail sales in Poland 2020, by product type // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/1127349/poland-share-of-sales-via-internet-in-retail-sales/ (access date 20.10.20).

15. The Sabre story. A chance meeting on an airline flight that turned into the technology leader for the travel industry // Sabre Corporation. URL: https://www.sabre.com/files/Sabre-History.pdf (access date 08.11.20).

16. The truth about online consumers: 2017 global online consumer report // KPMG International Limited. URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2017/01/the-truth-about-online-consumers.pdf (access date 21.10.20).

17. Who we serve // Sabre Corporation. URL: https://www.sabre.com/our-customers/ (access date 10.11.20).

X X О го А С.

X

го m

о

м о м о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.