Научная статья на тему 'Состояние и направления повышения эффективности производства при отработке Воргашорского месторождения'

Состояние и направления повышения эффективности производства при отработке Воргашорского месторождения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и направления повышения эффективности производства при отработке Воргашорского месторождения»

------------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ

Автор Название работы Специальность Ученая степень

ЯКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.К. АММОСОВА

ПОПОВ Владимир Иванович Математическое моделирование тепло-массопереноса в горных породах с использованием диаграммы фазового равновесия 05.13.18 к.т.н.

© М.В. Барабаш, С.Н. Курка, 2006

УДК 65.012.122

М.В. Барабаш, С.Н. Курка

СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ОТРАБОТКЕ ВОРГАШОРСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Семинар № 15

ахта «Воргашорская» недавно отметила свое 30-летие. За эти годы на-гора поднято 130 млн т «черного золота», в среднем более 4 млн т в год.

Основными потребителями продукции предприятия все эти годы была металлургическая промышленность и топливноэнергетический комплекс, как внутри страны, так и за рубежом.

Одно из крупнейших в стране угледобывающих предприятий - шахта «Воргашорская», сданная в эксплуатацию в 1975 году с производственной мощностью 4,5 млн. тонн угля в год, в 80-е годы добывала от 5,2 до 6,5 млн. тонн.

В 90-е годы, вследствие экономического и социального кризиса, был отмечен значительный спад производства, на

36 % по сравнению с предыдущим десятилетием.

Несмотря на экономические и социальные проблемы, которые пришлось пережить в последние годы во всех отраслях промышленности, наше предприятие устояло на ногах, не утратив имеющийся потенциал.

Два года на шахте руководством управляющей компании «Северстальре-сурс» активно проводится политика, направленная на повышение эффективности производства. На современном этапе технического развития подземного способа добычи угля создать рентабельное производство можно за счет освоения новых технологий, оснащения предприятий высокопроизводительной техникой и на этой основе механизации труда.

Горно-геологические и горнотехнические условия разработки угольных

месторождений в основном определяют уровень издержек производства. Важную роль в их снижении играет система финансово-экономи-ческого управле-

ния, которая должна быть направлена на расширение процесса воспроизводства и обновления основных производственных фондов с реализацией при этом инвестиционных проектов развития предприятий.

Можно отметить несколько важнейших направлений, в которых развиваются передовые угледобывающие предприятия, обеспечивающих улучшение технико-экономических показателей:

- по возможности выборочная отработка более рентабельных запасов;

- максимальная концентрация горных работ;

- перевооружение шахт с заменой морально и физически устаревшей горной техники на современное отечественное и импортное оборудование;

- внедрение более совершенных технологических схем, предусматривающих увеличение длины очистного забоя (до 250-300 м и более);

- внедрение анкерных крепей;

- применение способа подготовки шахтного поля с охраной выработок целиками (парная подготовка).

В этих направлениях и развивается последние годы шахта «Воргашорская».

Первым этапом на пути «строительства» шахты нового поколения можно считать внедрение и полный переход предприятия на «способ подготовки шахтного поля с оставлением межлавных целиков», так называемой «подготовки парными выработками».

Одновременное погашение обеих выработок при отработке выемочного столба позволило значительно сократить трудозатраты на концевых операциях технологического цикла в очистном забое, за счет

этого - увеличить время работы добычного оборудования. Необходимость полного перехода на парную подготовку была продиктована также планомерным увеличением глубины отработки пласта и, как следствие, сложностью поддержания повторно используемых выработок на границе «целик - выработанное пространство», значительных физических и материальных затрат, связанных с этим.

Кроме того, парная подготовка - это один из шагов на пути к концен--трации горных работ, уменьшении ко-личества единиц оборудования, при-меняемого на проходке за счет совмещения транспортных схем. В отличие от технологической схемы проведения горных выработок встречными забоями при параллельной проходке двух выработок имеющиеся ресурсы, люди и оборудование, сосредоточены на од-ном направлении. Нет, также, ограничения протяженности проводимых выработок по фактору вентиляции.

Новый способ подготовки шахтного поля позволил успешно применять наиболее подходящий в этих условиях тип шахтной крепи - анкерную сталеполимерную крепь. Внедрение этой крепи позволило значительно снизить трудоемкость проходческих работ, стоимость проведения горных выработок, общешахтные расходы.

На сегодняшний день, от начала внедрения в 2003 году, с применением анкерной крепи на шахте было пройдено более 15 км горных выработок. В 2005 г. в общем объеме проходки удельный вес анкерной крепи составил около 80 %.

До настоящего времени горные работы на шахтном поле «раскиданы» на 12 км. Это распыляет имеющиеся ресурсы, не позволяет сосредоточиться на решении наиболее важных проблем. При достаточной, по всем показателям, численности персонала постоянно ощущается нехватка рабочих рук на вспомогательных произ-

водственных процессах, что негативно сказывается на работе основных направлений - добычи и проходки. В конце 2005 года, при рассмотрении перспективного плана развития предприятия, было принято решение, реализация которого позволит сосредоточить горные работы в одном крыле шахты, сократить в 1,5 раза обслуживаемую «площадь» шахтного поля. Уже сделаны первые шаги в этом направлении - в северной части шахты работы временно свернуты и концентрируются в центре и южном крыле. Значительно сокращается протяженность обслуживаемых конвейерных линий, трасс грузовых перевозок, связанные с этим затраты. Помимо этого, появилась возможность качественного улучшения работы вентиляционной сети шахты.

Начало реализации инвестиционного проекта «Лава 233-ю» показало возможности современного добычного оборудования.

В комплексе с механизированной крепью 1КМ-144КВ3(4), несколько лет применяющейся на шахте, очистной забой оснащен конвейером «Анжера-34», комбайном SL-300 фирмы «Eickhoff»; участковая конвейерная линия - перегружатель ПСП-308 и ленточные конвейеры типа 2Л120. Для управления конвейерными линиями применена аппаратура Soft Start фирмы «Elgor+ Hansen».

До настоящего времени негативным фактором, ограничивающим производительность очистного забоя, была низкая «скорость» передвижки секций механизированной крепи. Для увеличения скорости крепления фирмой «Tiefenbach» была проведена модернизация секций крепи 1КМ-144, которые были оснащены системой электрогидравлического управления для автоматизации процесса передвижки.

В первые же месяцы работы комплекса был установлен рекорд Печорского бассейна, за октябрь месяц 2005 г. в лаве бы-

ло добыто 250 тыс. т угля. Позже была проверена техническая производительность всего оборудования - в декабре была достигнута суточная добыча в 20 тыс. т, это тоже рекорд. Сейчас готовится к монтажу следующий выемочный участок (лава 613-ю), который в рамках реализации инвестиционной программы шахты будет укомплектован таким же комплексом оборудования.

По уже наработанному в лаве 233-ю опыту можно судить о сегодняшних возможностях шахты. Только на один такой выемочный участок в стабильном, без установления рекордов, режиме производственная мощность шахты по фронту очистных работ составит 2,5-3 млн т угля в год. Поэтому вполне реально возвращение предприятия к тем уровням добычи, которые были достигнуты в 80-е годы. Теперь это зависит только от рынка сбыта.

На 2006-2007 гг. планируется полное обновление парка проходческой техники. В 2005 г. сделан первый шаг в этом направлении - в качестве эксперимента на шахту поставлены три украинских комбайна КПД. К сожалению, за полгода работы на этой технике отмечен ряд конструктивных недоработок, которые приходится устранять в процессе эксплуатации. В настоящее время специалистами шахты с участием специалистов завода-изгото-вителя и представителей фирмы «ТіеГепЬасЬ» прорабатывается вопрос о модернизации комбайнов КПД. Мы надеемся, что внесенные конструктивные изменения улучшат технические характеристики машин, повысят их надежность.

В программе инвестиций на техническое перевооружение проходческих работ рассматривается два варианта развития. По одному из них основной единицей техники в проходческом забое будет «средний» комбайн избира-тельного действия, на первом этапе «отечественного» технического уровня, на следующем - бо-

лее надежный импортного производства. В этом варианте, после замены оборудования всей технологической линии проходческого забоя, основного и вспомогательного, мы рассчитываем достичь и поддерживать стабильно темпы на забой на уровне 250-300 м в месяц.

Второй вариант программы, более дорогостоящий, предусматривает внедрение на предприятии проходческого «комплекса» непрерывного принципа действия АВМ-20. Внедрение подобной техники в нашей стране пока еще является технологическим новшеством. По предварительным расчетам, основанным на опыте ведения горно-подготовительных работ с применением комбайна АВМ-20 за рубежом и в нашей стране, мы рассчитываем на этапе освоения новой техники достичь нагрузки на проходческий забой на уровне 600-700 м в месяц. Достичь таких темпов позволяют конструктивные особенности и технические параметры комбайна АВМ-20: наличие оптимально размещенных бурильных установок, механизирующих процесс возведения анкерной крепи; возможность совмещения во времени процессов крепления и выемки горной массы; ширина резания на полную ширину проводимой выработки; высокая производительность по отбойке и погрузке горной массы. Внедрение и освоение этой техники позволят оптимизировать численный состав персонала на горноподготовительных работах, повысить профессиональный уровень.

В ближайшее время управляющей компанией будет принято решение, на какой технике будут базироваться горноподготовительные работы.

Кроме развития основных направлений инвестиционной программы - совершенствования процессов добычи угля и горно-подготовительных работ, специалисты предприятия ищут пути повышения

эффективности вспомогательных производственных процессов.

Как пример, можно привести внедрение на шахте в 2005 году подвесного монорельсового транспорта с дизельными локомотивами фирмы «Ferrit». С вводом первой монорельсовой трассы в эксплуатацию решена давно назревшая проблема перевозки людей между рабочими горизонтами. Более технологичная схема доставки грузов позволит вдвое сократить время ведения монтажно-демонтажных работ механизированных комплексов. В настоящее время сеть монорельсовых дорог развивается в центральной части шахтного поля, но уже во втором полугодии новые трассы будут введены в эксплуатацию в южном крыле шахты. В 2007 году планируется связать центр шахтного поля с югом трассой «нижнего» рабочего горизонта.

Важнейшим условием эффективной работы угольной промышленности является промышленная безопасность. В расчете на 1 млн т добытого угля травматизм со смертным исходом в целом по отрасли составляет за отдельные годы 0,6-0,8 чел., не является исключением и наша шахта. Для ликвидации этой негативной тенденции при разработке инвестиционных проектов различных направлений нами предусмотрено выделение средств на обеспечение техники безопасности горных работ. Поступательное движение процесса реконструкции предприятия всего за два года позволило повысить общешахтную производительность труда на 12 %, или на 134 т угля на одного работника. (В 2003 году удельный объем добычи угля на одного работника составил 1102 т угля, в 2005 г. - 1236 т.). В наступившем, 2006 году, в результате выполнения всего комплекса планируемых мероприятий этот показатель достигнет 1750 т.

В процессе реализации производственной и инвестиционной программы

предприятия мы ожидаем закономерного повышения рентабельности нашего производства. Повышения не за счет роста цен на продукцию, а за счет снижения себестоимости добычи угля, из-

держек производства. Сегодня это диктуется необходимостью повышения конкурентоспособности углей на топливном рынке.

— Коротко об авторах --------------------------------------

Барабаш М.В. - технический директор,

Курка С.Н. - заместитель технического директора по технологии, ОАО «Шахта Воргашорская».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.