Научная статья на тему 'Состояние готовности к самопрезентации будущих специалистов по связям с общественностью'

Состояние готовности к самопрезентации будущих специалистов по связям с общественностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Лидия Михайловна

В статье анализируется проблема готовности к самопрезентации как реализация коммуникативной функции специалиста по связям с общественностью. Определяется цель презентации -убедить аудиторию действовать в нужном направлении, побудить людей ответить на сообщение. В исследовании разрабатывается педагогическая модель и комплекс условий формирования готовности к самопрезентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Лидия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Willingness for Self Presentation of Public Relations Experts-to-be

The article analyzes the problem of willingness for self presentation as communicative function realization of Public Relations experts-to-be. The goal of presentation is being defined to convince the audience to act in the necessary direction, to persuade people to react to the message as it is required. The pedagogical pattern is elaborated along with the complex of conditions necessary for the formation of willingness for self presentation.

Текст научной работы на тему «Состояние готовности к самопрезентации будущих специалистов по связям с общественностью»

УДК 659.4

Л. М. Семенова

СОСТОЯНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМОПРЕЗЕНТАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

К числу основных профессиональных функций специалиста в области связей с общественностью, помимо организаторской, управленческой, проектировочной, конструктивной, исследовательской, относится и функция коммуникативная. Она лежит в основе осуществления взаимоотношений участников РК-процесса.

Фраза Ф. Зейтеяя «Паблик Рилейшнз касается всякого, у кого есть контакты сдругим человеческим существом», известна всем, но при этом мало, где берется на серьезное вооружение. Будущим специалистам в области связей с общественностью придется жить в мире, где искусство предъявить себя, наладить успешную коммуникацию с окружающими играет едва ли не ведущую роль в построении карьеры.

Непредсказуемость нынешнего рынка труда заставляет будущего специалиста стремиться к получению во время учебы в вузе возможно большего числа навыков, умений с тем, чтобы повысить свою конкурентоспособность к моменту окончания высшего учебного заведения.

Проблема самопрезентации особенно значима в среде молодых специалистов, так как именно в этом возрасте наблюдается неуверенность в поведении и недостаточное количество навыков и умений подачи себя. Можно констатировать противоречие между потребностью практики в том, чтобы специалисты были готовы осуществлять самопрезента-цию в профессиональной деятельности и существующими затруднениями, испытывающими будущими специалистами в подаче себя аудитории.

Самопрезентация, по мнению Э. Джонса,—это управление впечатлением, которое инициатор производит на целевую персону с целью поддержания или усиления своего влияния на нее [10, с.80].

По мнению Д. Майерса и П. Н. Шихирева самопрезентация — это «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-то идеалам»[11, с. 21].

Самопрезентация—это представление, подача своей личности другим. Иными словами—это «демонстрируемое Я». Специалист, представляя себя, показывает качества, которые ценит в себе. В «демонстрируемом Я» встречаются социально желательные качества. Самопрезентация не предполагает демонстрации нежелательных сторон личности или того, что можетне понравиться другим. «Демонстрируемое Я»—это попытка приблизить «зеркальное Я» к «идеальному Я» [11, с. 98].

Первостепенная цель презентации — убедить аудиторию действовать в нужном направлении,

побудить людей ответить на сообщение. Успех самоподачи зависит от компетентности специалиста, от наблюдательности и целей, которые он пытается достичь в профессиональной деятельности.

Актуальность и профессиональная значимость рассматриваемой проблемы, а также ее недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование готовности к самопрезентации будущих специалистов в области связей с общественностью».

Цель исследования—разработка педагогической модели и комплекса педагогических условий формирования готовности к самопрезентации будущего специалиста.

Задачи исследования.

1. Проанализировать состояние проблемы формирования готовности к самопрезентации в теории и практике педагогики, определить перспективные подходы к ее решению.

2. Сконструировать структурно-функциональ-ную модель, являющуюся структурообразующим и интегрирующим основанием педагогических условий формирования готовности будущих специалистов к самопрезентации.

3. Выявить комплекс педагогических условий формирования готовности будущих специалистов к самопрезентации.

4. Разработать, экспериментально проверить и апробировать комплексную программу формирования готовности к самопрезентации в образовательном процессе вуза.

Для решения первой задачи были проанализированы философская, психолого-педагогическая зарубежная и отечественная литература, требования к специалисту в области связей с общественностью, Государственный образовательный стандарт и на основе этого определены понятия «самопрезентация», «готовность к самопрезентации», а также определена роль самопрезентации как одного из важных профессиональных качеств специалиста по связям с общественностью.

В психолого-педагоги ческой литературе достаточно широко исследуется проблема готовности личности к деятельности, хотя до сих пор многие вопросы остаются дискуссионными или не исследованы.

В большинстве работ «готовность» рассматривают как определенную целостность, целостный механизм, в котором важнейшими являются две характеристики: психологическая готовность и практическая.

Психологическая готовность исследуется в литературе, начиная с 50-х годов, в свете различных

Л. М. Семенова

концепций [3, с. 38] и рассматривается в двух видах —как временная готовность и долговременная.

Временная готовность характеризует «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий» [3, с. 56].

Конкретную форму готовности—установку как психическое состояние исследует Д. Н. Узнадзе. Этот уровень психологической готовности предшествует возникновению сознательных психологических процессов и может рассматриваться на функциональном уровне—временное состояние. Временную готовность также определяют взгляды, воодушевление, удовлетворенность, сосредоточенность и т. д.

Наряду с временной исследователи выделяют длительную — временную готовность как устойчивую характеристику личности [13, с. 79]. Такая готовность можетрассматриваться на личностном уровне — взгляды, убеждения, интересы, потребности и т. д.

Оба вида готовности находятся в единстве: временная готовность определяет продуктивность долговременной готовности в конкретных обстоятельствах, но возникновение готовности как состояния зависит от долговременной готовности.

Таким образом, психологическая готовность характеризует внутреннюю готовность осуществлять деятельность.

Практическая готовность, по мнению Д. Ф. Ильясова [1, с. 248], отражает «меру внешней процессуально-деятельностной формы проявления соответствующих характеристик в комплексе и в отдельности», то есть предусматривает овладение человеком ряда профессиональных умений на основе освоения теоретических знаний.

Готовность к самопрезентации понимается нами как признак профессиональной квалификации и признак образованности.

Под понятием готовность к самопрезентации мы понимаем способность специалиста, проявляющуюся в умении преподнести себя аудитории и в стремлении к овладению этой деятельностью на более высоком уровне.

Рассматривая готовность к самопрезентации как аспект образованности, мы в своей работе опирались на четыре признака, выделенных Г.Н.Серико-вым: осведомленность с показателями: полнота, точность, объем, размерность; сознательность с показателями: логичность, целенаправленность, соотнесенность; действенность с показателем: активность и умелость с показателем: результативность [7, с. 34; 8, с. 108; 9, с. 93].

Для решения задач исследования проводился констатирующий эксперимент.

База экспериментальной работы — Южно-Уральский государственный университет. За период 2003—2005 гг. было опрошено 190 студен-

тов с 1 по 5 курс социально-гуманитарного факультета.

Мы ставили перед собой следующие задачи.

1. Определить состояние готовности студентов к самопрезентации.

2. Изучить отношение студентов к самопрезентации.

3. Выявить зависимость готовности студентов к самопрезентации от материала дисциплин базисного учебного плана, содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса.

Для определения состояния готовности студентов к самопрезентации определены критерии, характеризующие параметры исследования. Критерий выражает наиболее общий сущностный признак, по которому происходит оценка явления, и включает совокупность основных показателей, раскрывающих определенный уровень какого-либо явления. Показатели выражают степень проявления и качественную сформированность критерия.

В нашей работе в качестве критериев сформированное™ готовности к самопрезентации выступают компоненты готовности к данному виду деятельности.

По отношению к самопрезентации осведомленность предполагает:

—знание и представление об особенностях и условиях самопрезентации;

—знание концепции самопрезентации;

—знание методов самопрезентации;

—знание способов межличностного общения.

По отношению к самопрезентации сознательность:

— осознание необходимости осуществления самопрезентации на всех этапах деятельности;

— понимание сущности самопрезентации, роли и места еев профессиональной деятельности;

— развитие способности к профессиональному развитию, включающее самоанализ и самооценку своей профессиональной подготовленности и соответствия своих действий поставленным целям и задачам;

— становление способности управлять своими действиями.

По отношению к самопрезентации действенность проявляется:

— в активности личности в различных аспектах профессиональной деятельности, в том числе в осуществлении самопрезентации на всех этапах РЛ-процесса;

—в активности применения усвоенных знаний при осуществлении самопрезентации.

По отношению к самопрезентации умелость:

— умения выступать перед аудиторией;

— умения воспринимать себя со стороны (рефлексия);

—умения осуществлять планирование и прогнозирование процесса самопрезентации;

Психология и педагогика

— умения создать визуальный канал самоподачи — внешний вид;

—умения осуществлять самоконтроль процесса;

— умения корректировать процесс в соответствии с результатами диагностики и контроля.

Итак, готовность к самопрезентации определим как целостное внутреннее свойство (интегративную способность) личности, благодаря которому она может осуществлять данную деятельность на некотором уровне качества во вполне определенной его интерпретации.

При проведении констатирующего эксперимента использовались такие методы, как анкетирование, собеседование, тестирование, метод экспертной оценки, метод анализа документации, метод изучения продуктов образовательной деятельности, наблюдение.

При анализе образовательных программ и учебных планов выявлено, что студенты изучают 9 общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, 2 общих математических и естественно-научных, 15 общепрофессиональных и профессиональных, 18 дополнительных, по 8 дисциплин в рамках трех специализаций и 2 факультативные в год по желанию: Опрос преподавателей и студентов показал, что в 15 дисциплинах преподаватели обращают внимание студентов на элементы самопрезентации, в трех дисциплинах преподаватели ставят задачи и планируют темы по изучению самопрезентации (риторика, социальная психология, имиджелогия).

Можно сделать вывод: для формирования теоретической и практической готовности к самопрезентации в учебном материале дисциплин недостаточно уделяется внимания элементам самопрезентации.

Диагностика состояния готовности к самопрезентации проводилась следующим образом.

Осведомленность определялась с помощью тестирования и собеседования, где осуществлялся контроль и определялся уровень знаний студентов о содержании, условиях, методах самопрезентации и способах в общении.

Сознательность определялась с помощью анкетирования и бесед, которые отражали собственное отношение студентов к самопрезентации, осознание необходимости и значимости самопрезентации, понимание сущности ее.

Действенность выявлялась с помощью анкеты, вопросы которой позволяли определить уровень интереса к изучаемому явлению.

Уровень умелости (практической готовности) ' определялся с помощью наблюдений и заданий на планирование процесса самоподачи, создания нужного внешнего облика, подготовку вербального и паравербального компонента самопрезентации, осуществление самоконтроля, а также во время прохождения производственной практики.

Осведомленность, сознательность и умелость выявлялись методом изучения продуктов образовательной деятельности студентов (рефератов и курсовых работ каквида письменной самопрезентации).

Также для определения уровня готовности к самопрезентации был проведен опрос студентов старших курсов на удовлетворенность подготовкой к самопрезентации в вузе.

На основе полученных результатов тестирования, анкетирования, наблюдения, собеседования студентам был присвоен тот или иной уровень готовности. Присвоение студенту того или иного уровня производилось относительно шкалы балльности,разработанной с участием экспертов. Кроме того, принималась во внимание самооценка студентов и оценка руководителя производственной практики.

Нами было выявлено три уровня готовности к самопрезентации: низкий, средний и высокий.

Анализ полученных результатов свидетельствует, что готовность к самопрезентации у студентов находится на уровне ниже среднего.

Принимая во внимание результаты исследования, мы пришли к выводу, что студентам необходима специальная подготовка к самопрезентации.

Следующим этапом работы явилась разработка педагогической модели и комплекса педагогических условий, при которых готовность к самопрезентации может достичь высокого уровня.

Методологическим ориентиром в построении модели стали основные положения различных подходов: личностно-ориентированного, аксиологического, культурологического, системного.

Разрабатывая структурно-функциональную модель, мы тем самым разработали систему формирования готовности к самопрезентации будущих специалистов в области связей с общественностью. В соответствии с принятым в педагогике подходом к исследованию систем она описана нами в морфологическом (состав); структурном (связи между элементами); функциональном (внешние связи) и генетическом (развитие) аспектах.

В структурном плане модель включает пять подсистем (блоков): целеполагания, содержательную, функциональную, организационную, оценочную, которые отражают концептуальные основы, целевые приоритеты, приоритеты содержания образования, комплекс педагогических условий, приоритетные методы и формы, ожидаемые результаты.

На основе теоретического анализа разработаны критерии сформированное™ готовности к самопрезентации студента и определены уровни для каждого показателя: низкий, средний,высокий.

Центральным элементом модели является готовность к самопрезентации. Она проектируется как цель и как ожидаемый результат.

Разработанная нами модель может быть реализована при соблюдении комплекса педагогических условий.

Л. М. Семенова

При разработке комплекса педагогических условий были поставлены задачи:

1) выявить факторы, влияющие на формирование готовности к самопрезентации будущих специалистов;

2) теоретически обосновать комплекс педагогических условий формирования готовности к самопрезентации будущих специалистов в области связей с общественностью;

3) проанализировать такие понятия, как «формирование», «условия», «педагогические условия» и «комплекс».

Термин «формирование»—составляющая категориального аппарата психологии, социологии и педагогики. Этимология слова «формирование» означает придание формы, целостности, единства, укрепления [14].

«Формировать — 1) образовывать, составлять;

2) придавать чему-либо форму, вид, законченность...» [5].

С точки зрения социально-психологических наук, формирование — изменение в процессе активного воздействия.

Формирование осуществляется через создание специальных ситуаций, условий, раскрывающих закономерности, механизмы, динамику и тенденции развития, становления.

Разработка и теоретическое обоснование комплекса педагогических условий повышения эффективности формирования готовности к самопрезентации будущих специалистов потребовали определения факторов, влияющих на динамику процесса формирования готовности к самопрезентации студентов вуза. Воспитание, развитие и формирование личности связано с наличием соответствующих факторов и условий.

В научной философии и педагогике все воздействия, сказывающиеся на развитии личности, подразделяют на две группы: внешние и внутренние факторы, определяемые рядом ученых как объективные и субъективные [2]. К внешним (объективным) факторам развития личности относятся влияние среды и воспитание. К внутренним (субъективным) —природные склонности и влечения, вся совокупность чувств и переживаний человека, возникающих под воздействием внешних факторов. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух групп факторов. Рассмотрим значение каждого из них.

Внешние факторы — социальные, социальнопедагогические, педагогические, психолого-педаго-гические. Внутренние факторы—психологические, биофизические.

Социальные факторы—общественный и государственный строй, общественные организации, семья, требования общества и личности.

Социально-педагогические факторы—государственная политика в области образования; поли-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

культурная среда вуза; типы учебных заведений; педагогические организации, социальные институты, участвующие в формировании личности; влияние педагога как носителя культуры.

Социально-педагогические факторы представляют движущие силы, функционирующие как в социальном, так и в педагогическом процессе. Исходят они из социальной базы, но реализуются в педагогической деятельности. Эти факторы выступают связующим звеном между общественной жизнью и педагогическим процессом.

Использование социально-педагогических факторов связано:

— с предъявлением студентам требований общества как к будущим профессионалам, способным активно участвовать в общественной жизни и квалифицированно решать профессиональные задачи;

— с тем, что в вузе должны внимательно изучать и своевременно реагировать на запросы студентов и в соответствии с ними вносить изменения в содержание их профессиональной подготовки;

— с концепцией отечественной психологии о том, что развитие личности происходит в деятельности (Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Д. Н. Узнадзе).

Психолого-педагогические факторы—гендерные, эмоциональные, возрастные различия, функционирующие на основе взаимосвязи, выражающиеся во взаимодействии студентов и преподавателей, общении, в процессе воспитания и самовоспитания, познавательной и трудовой деятельности.

Психологические факторы—самовоспитание, самообучение, самопознание, установка, потребности, мировоззрение, направленность личности.

Биофизические факторы — наследственность, склонности, способности студентов.

Эффективность процесса формирования готовности к самопрезентации студентов зависит от взаимодействия внешних и внутренних факторов (ин-териоризации). Только переход внешних факторов во внутренние способствует развитию каких-либо качеств или свойств личности, в нашем случае, готовности к самопрезентации.

В современной психолого-педагогической науке категория «условие» рассматривается как видовая пара по отношению к родовым понятиям «среда», «обстановка», «обстоятельства».

А. Я. Наин трактует понятие «педагогические условия» как совокупность объективных возможностей, обстоятельств и мероприятий, которые сопровождают образовательный процесс, определенным образом структурированы, направлены на достижение цели [4].

Уточнив данное определение в соответствии с темой нашего исследования, мы понимаем под педагогическими условиями формирования готовности к самопрезентации совокупность внешних и внутренних целенаправленно созданных обстоя-

Психология и педагогика

тельств, элементов содержания, методов, приемов, а также организационных форм обучения, которые сопровождают образовательный процесс, определенным образом структурированы, направлены на достижение цели.

Обратимся к такому понятию как комплекс. В современной науке под комплексом понимают совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и представляющих определенную целостность, единство [2]. Основными признаками комплекса являются:

— наличие составных частей — элементов;

— наличие связей между элементами;

— целостность.

Для разработки комплекса педагогических условий, способствующего эффективному функционированию модели формирования готовности к са-мопрезентации будущих специалистов в области связей с общественностью, были выбраны следующие пути:

— приоритет социального заказа государства и общества в области высшего образования;

— выявление специфики современного гуманитарного образования в целом и профессиональной подготовки будущих специалистов в области связей с общественностью в частности;

— выявление особенностей процесса формирования готовности к самопрезентации будущих специалистов в области связей с общественностью;

— возможности личностно-ориентированного, системного, аксиологического и культурологического подходов применительно к процессу формирования готовности к самопрезентации будущих специалистов в области связей с общественностью.

Исходя из вышеизложенного, мы предположили, что формирование готовности к самопрезентации будущих специалистов в области связей с общественностью осуществляется через комплекс педагогических условий:

1) создание ценностной среды, интегрирующей содержание учебного материала гуманитарных дисциплин при соответствии их ценностных смыслов;

2) насыщение образовательной среды материалом, систематизированным по основным параметрам готовности студентов к самопрезентации;

3) реализация комплексной программы формирования готовности к самопрезентации.

Методика реализации комплексной программы и названных педагогических условий формирования готовности к самопрезентации описана нами в учебно-методическом пособии.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что проводимое на кафедре массовой коммуникации ЮУрГУ исследование по формированию готовно-

сти к самопрезентации будущих специалистов в области связей с общественностью выявило состояние готовности к самопрезентации студентов и определило методику повышения эффективности формирования, необходимого для специалиста-ком-муникатора профессионального качества.

Литература

1. Ильясов Д. Ф., Сериков Г. Н. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике.—М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 336 с.

2. Кузин Ф. А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. —2-е изд., дополненное. — М.: Ось-89, 2001, — 320 с.

3. Ломов В. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. — М.: Педагогика, 1991, —296 с.

4. Найн А. Я. О методическом аппарате диссертационных исследований // Новые исследования в педагогических науках. — М.: Педагогика, 1995.—№5. —С. 44—49.

5. Словарь русского языка / Под ред. Ожегова С. И. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961. — 900 с.

6. Сериков Г. Н. О гуманно ориентированном подходе к образованию // Педагогические и управленческие условия непрерывного образования студентов: Материалы областной научно-практической конференции 24—25 мая 1999 г. — Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 1999.

7. Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения, — Курган: Изд-во «Зауралье», 1997, —464 с.

8. Сериков Г. Н. Управление образованием: системная интерпретация: Монография.—Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. — 664 с.

9. Сериков Г. Н. Образование и развитие человека. — М.: Мнемозина, 2002. — 416 с.

10. Сестры Сорины. Истоки имиджа. — М.: Гном-пресс, 1999. — 218 с.

11. Сестры Сорины. Презентация внешности. — М.: Гном-пресс, 1999. — 198 с.

12. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб.: Речь, 2001. — 256 с.

13. Черкасов А. А. Педагогические основы формирования у студентов педвузов готовности к военно-патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ: Дис. ... канд. пед. наук. — М., 1987, — 189 с.

14. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.