УДК 796: 378
В.Г. Кугаевских, V.G. Kugaevskikh, e-mail: [email protected] Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРЕДДВЕРИИ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО
THE STATE OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN ANTICIPATION OF THE INTRODUCTION OF COMPLEX GTO
В статье представлен анализ контрольных нормативов и требований комплекса ГТО в период 1962-1987 годов. Дана сравнительная характеристика уровня физической подготовленности студентов, занимающихся на специализации волейбол и студентов групп общей физической подготовленности.
The article presents an analysis of control standards and requirements set by the complex GTO during the period 1962 to 1987. Comparative characteristics of the level of physical training of students on specialization volleyball and students groups of general physical training.
Ключевые слова: студенты, физическая подготовленность, комплекс ГТО
Key words: students, physical training, complex GTO
Система физического воспитания студенческой молодежи воплощает в практику социальный заказ и общие положения теории физической культуры. Специфическая их направленность отражается, прежде всего, в государственных программах и, в частности, в нормативных требованиях по физической подготовленности.
Содержание физической и спортивно-технической подготовки программы 1962 года определялось контрольными нормативами и требованиями существующего в то время комплекса ГТО. В перечень упражнений включались бег на 100 м, бег на 1500 м (муж.), 500 м (жен.), прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине, сгибание и выпрямление рук в упоре лежа на гимнастической скамейке. В программе 1975 г. Бег на 1500 м (муж.) заменяется кроссом на 1000 м, а бег на 500 м (жен.) - кроссом на 500м. В основе зачета лежали требования и нормы нового комплекса ГТО, содержащего тринадцать испытаний, из которых восемь были обязательными (в зависимости от индивидуальных особенностей и физических возможностей студентов, климатических условий региона и принадлежности к той или иной группе спортивного совершенствования). Такой подход был гибким и гуманным по отношению к личности студента и его физкультурно-спортивным интересам. Однако в дальнейшем, в связи с реформами в высшей профессиональной школе и дополнениями в положении, структуре и содержании Всесоюзного комплекса ГТО, нормативная часть программы по физическому воспитанию студентов была изменена в сторону их понижения.
В комплексной программе по физическому воспитанию студентов 1987 года оценку уровня физической подготовленности впервые предполагалось определять по приросту результатов. Для этого в программе приводились специальные таблицы. Кафедрам разрешалось включать в зачетные требования и другие упражнения, определяющие уровень развития иных физических качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности студентов.
Предлагаемый комплекс контрольных упражнений Всероссийской базисной учебной программы для высших учебных заведений 1991 года был значительно расширен, но содержание тестов практически ничем не отличалось от предыдущего, за исключением нормативных уровней. Базисной программой предполагалась примерная таблица оценки успеваемости по приросту показателей и использование паспорта здоровья, как и в программе 1987 года.
В последующей программе по физической культуре для высших учебных заведений 1994 г. для определения уровня физической подготовленности, как и в программе 1991 года, предлагается широкий диапазон физических упражнений, но убираются таблицы оценки успеваемости по приросту показателей в тестах.
Таким образом, изучение нормативов, определяющих физическую подготовленность студенческой молодежи, отраженных в государственных программах по физическому воспитанию, демонстрирует их постоянные изменения по набору тестов, их количеству, уровню оценки, по вариативности использования, динамике показателей (приросту) [1].
Как известно, в конце 80-х годов по ряду объективных причин комплекс ГТО прекратил свое существование [2]. Однако в Омском государственном техническом университете не отказались от всесторонней оценки физической подготовленности студентов, и были разработаны нормативы комплекса физической подготовленности студентов. Прыжок в длину с места применяется для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств, подтягивание - для уровня развития силы и 12-минутный тест Купера позволяет определить уровень физической работоспособности. Были проанализированы результаты контрольных нормативов студентов, занимающихся на специализации волейбол (55 человек) и студентов, занимающихся в группах общей физической подготовки (61 человек). Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что уровень развития скоростно-силовых качеств студентов волейболистов (67%) значительно выше, чем у студентов групп ОФП (43%). В то время как результаты тестирования силовых качеств, соответствующие оценке «отлично» и «хорошо» у студентов групп общей физической подготовленности (62%) практически не отличаются от студентов специализации волейбол (66%). Уровень физической работоспособности в пределах «отлично» и «хорошо» - у 67% студентов специализации волейбол и 66% занимающихся в группах ОФП, у 33% волейболистов и 34% студентов групп ОФП физическую работоспособность можно оценить как «удовлетворительно» и «плохо».
Приведенный набор тестов - всего лишь пример, они могут быть дополнены и изменены. Важно одно: чтобы все они представляли собой комплекс физических упражнений, обеспечивающий выявление основных морфофункциональных свойств и физических качеств организма студента. Необходимо, чтобы тесты оценки физического развития включались в оперативный, текущий и этапный контроль учебной и самостоятельной деятельности студентов.
Недостаточная двигательная активность человека (гипокинезия) является фактором, предрасполагающим к патологии внутренних органов, нормализация которых зависит в значительной степени от их нейрорегуляторного аппарата (вегетативные нервные центры). Состояние последних определяется влиянием моторного анализатора, которому принадлежит доминирующая роль в регуляции вегетативных функций при работе. Гипокинезия же способствует патологическому доминированию вегетатики, т.е. дискоординации моторно-висцеральных рефлексов. Все эти положения полностью относятся к людям, имеющим нарушения работы вегетативной нервной системы (ВНС) [3].
Для изучения данного вопроса было проведено анкетирование, в котором приняли участие студенты специализации волейбол - 33 человека (13 девочек, 20 мальчиков) и групп общей физической подготовленности (ОФП) - 61 человек (14 девочек, 47 мальчиков).
Из трех групп жалоб, разработанных И.Б. Темкиным [3], наиболее частыми явились головные боли различного характера, интенсивности, продолжительности и локализации. Это подтверждается результатами исследования, в ходе которого был выявлен достаточно высокий процент жалоб на головные болу у девочек групп ОФП - 57% по сравнению девочками волейболистками - 38%. В то время как у мальчиков групп общей физической подготовленности это процент наоборот ниже -20%, чем у мальчиков специализации волейбол - 35%.
Вторую группу жалоб составляют симптомы психоневротического характера, из которых наиболее частыми являются разнообразные формы нарушений сна и повышенная раздражительность. Повышенную раздражительность также отмечают у себя преимущественно девочки групп ОФП -63%, у девочек волейболисток этот показатель невысок - всего лишь 15%. О том, что для них характерен этот показатель говорят и 10% мальчиков со специализации волейбол, и 23% мальчиков, занимающихся в группах общей физической подготовки.
К третьей группе относятся жалобы на боли в области сердца и учащенное сердцебиение. Различной выраженности одышка при физической нагрузке (31% - девочки волейболистки, 49% - девочки групп ОФП) может являться результатом снижения функционального состояния сердечно - сосудистой системы, в частности ее детренированности. Это в свою очередь может быть связано с гипокинезией. Сердцебиения чаще возникают при волнениях, длятся, как правило, непродолжительное время, исчисляемое минутами. Этот показатель очень высок как у занимающихся волейболом (62% - девочки, 50% - мальчики), так и у девочек и мальчиков групп ОФП - 85% и 44% соответственно. Также можно сказать о том, что все студенты отмечают для себя общую слабость и быструю утомляемость.
Таким образом, исходя из результатов проведенного анкетирования, встает вопрос о необходимости рационального построения двигательного режима студентов с максимальной его активизацией. Физические упражнения должны стать их постоянным спутником на протяжении всей жизни, чему может способствовать возрождение комплекса ГТО, учитывающего наличие многообразных форм двигательной активности, особенности социально-экономической ситуации в современной России, новые задачи, стоящие перед физкультурно-спортивным движением.
Библиографический список
1. Соловьев, Г. М. О проблемах оценки уровня физической подготовленности студентов в государственных программах вузов / Г. М. Соловьев // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : материалы Междунар. науч-метод. конф. - М., 2004.- С. 7-10.
2. Василевский, Ю. И. Плавательная подготовленность студентов МГУ им. М. В. Ломоносова / Ю. И. Василевский, Н. К. Ковалев // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : материалы Междунар. науч-метод. конф. - М., 2004. -С. 11-18.
3. Темкин, И. Б. Лечебная физическая культура при первичной артериальной гипотонии / И. Б. Темкин. - М., 1971. - 199 с.