Научная статья на тему 'Состояние экономической и продовольственной безопасности республики Дагестан и меры по её повышению'

Состояние экономической и продовольственной безопасности республики Дагестан и меры по её повышению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реализация госпрограмм / производство / импортозаме-щение / экспорт / продовольствие / нормы потребления / внешняя торговля / ввоз / вывоз / проблемы / пути решения / компенсация / Дагестан / implementation of state programs / production / import substitution / export / food / consumption rates / foreign trade / import / export / problems / solu-tions / Dagestan

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мудуев Шахмардан Ситтикович, Мельхашев Мурад Мзефарович

Рассмотрены вопросы обеспечения населения продовольствием, проведен сравнительный анализ развития производства продукции сельского хозяй-ства, экспортный потенциал и реализация государственных программ в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мудуев Шахмардан Ситтикович, Мельхашев Мурад Мзефарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF ECONOMIC AND FOOD SECURITY SECURITY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN AND MEASURES TO IMPROVE IT

The questions of providing the population with food are considered, the com-parative analysis of development of production of agricultural products, export potential and implementation of the state programs in the Republic is carried out.

Текст научной работы на тему «Состояние экономической и продовольственной безопасности республики Дагестан и меры по её повышению»

УДК: 332.142 ББК 65.9

Мудуев Шахмардан Ситтикович - доктор географических наук, ведущий научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства Мельхашев Мурад Мзефарович - заместитель начальника управления инвестиционной деятельности, Министерство экономики и территориального развития РД

Muduev Shahmardan Sittikovich - Doctor of Geographical Sciences, Leading Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy

Melkhashev Murad Mzefarovich - Deputy Head of Investment Management, Ministry of Economy and Territorial Development of the Republic of Dagestan

СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН И МЕРЫ ПО ЕЁ

ПОВЫШЕНИЮ

STATE OF ECONOMIC AND FOOD SECURITY SECURITY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN AND MEASURES TO IMPROVE IT

Рассмотрены вопросы обеспечения населения продовольствием, проведен сравнительный анализ развития производства продукции сельского хозяйства, экспортный потенциал и реализация государственных программ в республике.

Ключевые слова: реализация госпрограмм, производство, импортозаме-щение, экспорт, продовольствие, нормы потребления, внешняя торговля, ввоз, вывоз, проблемы, пути решения, компенсация, Дагестан.

The questions of providing the population with food are considered, the comparative analysis of development of production of agricultural products, export potential and implementation of the state programs in the Republic is carried out.

Keywords: implementation of state programs, production, import substitution, export, food, consumption rates, foreign trade, import, export, problems, solutions, Dagestan.

Республика Дагестан по размеру территории и численности населения является одним из крупных субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе. Дагестан занимает в Российской Федерации 12 место по численности населения и 52 место по площади территории. По размеру территории в СКФО (50,3 тыс. кв. км) республика занимает 2 место после Ставропольского края, по численности населения лидирует в округе.

Республика состоит из 10 городских округов, 41 муниципального района, 1 участка. В сельской местности проживает 54,9% всего населения республики (по РФ - 26,0%, СКФО - 50,9%).

Дагестан занимает выгодное геостратегическое положение и располагает прямым выходом к международным морским путям, что имеет

важное значение для экономических связей России с Закавказьем, Средней Азией, Казахстаном и Ираном. Через территорию республики проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские и трубопроводные маршруты федерального и международного значения.

Протяженность береговой полосы Дагестана составляет около 530 км, что при уникальных природно-климатических условиях позволяет широко развернуть рекреационную деятельность с целью охраны и укрепления здоровья жителей регионов Российской Федерации практически круглый год.

В республике производится 0,1% промышленной продукции и 2,2% продукции сельского хозяйства России. На республику приходится 1,2% общероссийского ввода жилья, 1,1%: объема инвестиций в основной капитал, 1,95% оборота розничной торговли, 1,4% объема платных услуг населению. [1]

В целях обеспечения устойчивого социально - экономического развития Республики Дагестан и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. 98-р распоряжением Главы Республики Дагестан от 28 января 2015 г. № 4-рг образована Комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Дагестан.

Несмотря на отставание среднедушевых показателей, в последние годы в Республике Дагестан наблюдались позитивные тенденции роста экономических показателей (см. таблицу 1)

Таблица 1

Динамика экономических показателей Республики Дагестан в сравнении с РФ и СКФО

Показатели 2016 год 2017 год 3 2018 год

РД СКФО РФ РД СКФО РФ РД СКФО РФ

Валовой 101,4 100,9 100,8 101,4 100,9 100,8 - - -

региональ-

ный про-

дукт

Индекс 123,8 106,4 101,3 115,7 102,7 101,0 104,2 101,5' 102,9

промыш-

ленного

производ-

ства

Продукция 104,5 105,9 104,8 105,1 101,1 102,4 100,7 - 99,2

сельского

хозяйства

Инвестиции 95,8 96,4 99,8 94,6 100,2 104,4 98,32 109,52 104,1

в основной 2

капитал

Строитель- 104,0 99,1 97,8 105,2 102,4 98,6 86,5 116,51 100,5

ство

Ввод жилых 102,9 100,7 94,0 107,4 98,1 97,9 45,9 99,92 95,1

домов

Оборот 100,1 95,4 95,4 102,0 102,2 101,2 87,9 97,91 102,6

розничной

торговли

Объем 101,6 100,4 99,5 103,4 101,8 100,2 100,2 100,7* 102,6

платных

услуг насе-

лению

1 Данные за январь-сентябрь 2018г.

Показатели 2016 год 2017 год3 2018 год

РД СКФО РФ РД СКФО РФ РД СКФО РФ

Индекс потребительских цен (в среднем за год) 104,4 105,2 105,4 103,0 103,7 103,7 101,1 101,32 102,7

Реальные располагаемые денежные доходы населения 100,5 95,7' 94,2 104,1 100,5 1 98,3 95,71 100,4

Среднемесячная заработная плата одного работника 107,2 105,7 107,9 105,1 105,4 107,3 Но-мин. 113,0* Реал. 111,9х 110,32 108,12 110.3 107.4

Численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода) 99,4 85,8 98,8 93,1 94,3 86,7 93,3 90,0 87,3

Источник: составлена по официальным данным Росстат

1 - январь - ноябрь 2018г. в % к январю - ноябрю 2017г.

2 - январь - сентябрь 2018г. в % к январю - сентябрю 2017г.

3 - оценка

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 11 февраля 2015 г. № 43 утверждены планы мероприятий по содействию импорто-замещению в промышленности и агропромышленном комплексе (особенно актуальны и необходимы для достижения экономической и продовольственной независимости как страны в целом, так и республики в частности); создана Межведомственная рабочая группа по мониторингу развития ситуации в социально-экономической сфере и выполнения Плана действий.

Кроме того, в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработаны региональные составляющие национальных программ. В результате проведенной в 2018 г. республикой работы привлечено на 2019 г. из федерального бюджета - 13,4 млрд. рублей. Наибольшие суммы средств планируется выделить на образование (7,9 млрд. рублей), здравоохранение (1,7 млрд. рублей) и обеспечение доступным и комфортным жильем (1,1 млрд. рублей).

В 2018 г. прорабатывались вопросы увеличения участия Республики Дагестан в государственных программах Российской Федерации. Определен (распоряжение Правительства РД от 4 апреля 2017 г. № 135-р) перечень из 25 федеральных государственных программ, в рамках которых реализуются мероприятий по Республике Дагестан. По предварительной информации республиканских органов исполнительной власти, из федерального бюджета на указанные цели получено 27,9 млрд. рублей (105,2% к 2017 г.).

В рамках реализации Указа Главы Республики Дагестан от 7 сентября 2013 г. № 249б «Об ускоренном социально-экономическом развитии

Республики Дагестан» органами местного самоуправления реализуются Соглашения о достижении показателей (индикаторов) социально-экономического развития на 2017-2019 гг., заключенные между Правительством РД и муниципальными районами и городскими округами РД. Ответственными органами исполнительной власти РД совместно с администрациями муниципальных образований осуществляется постоянный контроль за достижением значений показателей, установленных указанными Соглашениями.

Особое внимание придается мониторингу ситуации с ценами на продовольственном рынке республики, прежде всего, на социально значимые товары первой необходимости. Инфляция потребительских цен в республике за 2018 год составила 102,8%.

На начало 2019 г. в консолидированный бюджет РД поступило налоговых и неналоговых платежей в сумме 39073,4 млн. руб., или 106,7% от запланированного. В результате в сопоставимых ценах рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, по сравнению с уровнем исполнения 2017 г., сложился в размере 120,3%.

Прирост темпов промышленного производства составил 4,2%, продукции сельского хозяйства - 0,7%, объема платных услуг населению -0,2%, грузооборота и пассажирооборота автомобильного транспорта -0,2% и 2,2%, налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета РД - 20,3%. Рост темпов также наблюдается и по среднемесячной заработной плате работников - 13%.

Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности снизился за 2018 г. на 5,9% (за 2017 г. составлял 106,7%).

В целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на стабильное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохо-зяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина). Доктриной предусмотрено количество и наименование продукции собственного производства, которую страна должна производить к 2020 г.

Проблемы обеспечения продовольственной безопасности населения Республики Дагестан актуальны в связи с принятием ряда стратегических документов, в том числе Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года, Указа Президента Российской Федерации об Основах государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года. [2]

Состояние продовольственной безопасности Республики Дагестан характеризуется сохранением высокой импортной зависимости. Однако продовольственные товары, импортируемые в Республику Дагестан в 2018 г. в рамках осуществления внешнеторговой деятельности, не относятся к социально-значимым продовольственным товарам первой необходимости, в связи с чем, в общей структуре потребления населением основных продуктов питания доля завозимого по импорту продовольствия минимальна

и осуществляется в основном за счет собственного производства и ввоза продукции из субъектов Российской Федерации. [3]

Структура внешнеторгового оборота республики свидетельствует о том, что предприятия республики слабо ориентированы на развитие внешнеэкономических связей и расширение своих экспортных возможностей. Доля экспорта в общем объеме внешнеторгового оборота за январь -ноябрь 2018 г. составила 38,1 %.

За этот же период внешнеторговый оборот Дагестана составил лишь 147,1 млн. долл. США (75,2% к соответствующему периоду 2017 г.), в т.ч. экспорт - 56,0 млн. долл. США (112,1%), импорт - 91,1 млн. долл. США (62,5%). Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса республики составило 35,1 млн. долл. США, и имеет тенденции к его ежегодному снижению (см. таблицу 2).

В Республике Дагестан после периода объявления продовольственного эмбарго и курса, взятого на импортозамещение в АПК, наблюдается динамика снижения объемов импортируемой продукции, в т.ч. сельскохозяйственной. Продовольственных товаров и сырья ввезено в республику за указанный период на сумму 40,0 млн. долл. США, что в структуре импорта составляет 43,9% стоимостных объёмов.

Таблица 2

Динамика показателей внешнеэкономической деятельности Республики

Дагестан

№ Показатели Ед./ изм. 2015г. 2016г. 2017г. 11 мес. 2017 г. 11 мес. 2018 г. 11 мес. 2018г./ 11 мес. 2017г., (%)

1 Внешнеторговый оборот млн. долл. 362,8 254,8 210,0 195,6 147,1 75,2

2 Экспорт млн. долл. 55,5 47,3 55,2 49,9 56,0 112,1

3 Импорт млн. долл. 307,1 207,8 154,8 145,7 91,1 62,5

4 Сальдо внешней торговли млн. долл. 251,6 160,5 99,6 95,8 35,1 36,6

Источник: Минэкономразвития РД, 2017 год.

Стоимостные объемы ввезенных продовольственных товаров и сырья уменьшились на 49,0% относительно соответствующего периода

2017 г., что связано, в первую очередь, с ростом объемов производства продукции сельского хозяйства на территории республики.

Объемы экспорта продовольственных товаров за январь - ноябрь

2018 г. относительно соответствующего периода выросли на 86,2% и составили 18,1 млн. долл. США или 32,3% стоимостных объемов экспорта. Главной статьей экспорта данной укрупненной группы товаров являлись живые животные, экспорт которых составил 7,8 млн. долл. США или 13,9% стоимостных объемов, мясо и пищевые мясные субпродукты, экспорт которых составил 4,9 млн. долл. США или 8,8% стоимостных объемов.

В 2018 г. предприятиями республики велась работа по расширению экспортных возможностей республики. В частности, удалось задействовать экспортный потенциал по производству баранины. Так, если в

2017 г. было отправлено на экспорт баранины в объеме 162 тонны, то в

2018 году объемы поставок достигли более 4200 тонн (рост в 26 раз).

Вместе с тем, объемы экспорта продовольственных товаров из Дагестана могли быть значительно выше при наличии в республике современных институтов поддержки экспорта или их подразделений, оказывающих потенциальным экспортерам полный спектр финансовых и нефинансовых услуг, что с учетом расположения республики в приграничной зоне крайне актуально.

Кроме того, сдерживающим фактором увеличения объемов экспорта из республики являются различные ограничения, связанные с переходом границы физическими лицами и длительной процедурой оформления грузов, что приводит к перенаправлению грузов в другие субъекты Российской Федерации.

Одним из важнейших показателей, характеризующих продовольственную безопасность населения, является показатель обеспеченности. Так, процент обеспеченности населения республики в продовольственных товарах за счет собственного производства имеет тенденцию к его ежегодному росту, однако складывается значительно ниже пороговых значений, установленных Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010г. № 120.

Так, в 2018г. обеспеченность населения республики продуктами питания за счет собственного производства по мясу и мясопродуктам составила 62,7% (60,7% в 2017г.), по яйцу - 30,6% (32,0%), по плодам - 52,2% (55,8%), по рыбе и рыбопродуктам - 16,5% (15,4%), по молоку и молоко-продуктам - 89,0% (87,9%), по овощам - 333,1% (341,5%) и по картофелю -128,4% (143,3%). Вместе с тем, овощей в 2018г. на душу населения за счет собственного производства приходилось 466,4 чел./кг/год (в 3,3 раза больше медицински обоснованных норм), молока и молокопродуктов - 289,4 чел./кг/год (89,0%). Однако обеспеченность населения республики за счет собственного производства в межсезонный период по овощам составляет всего лишь 18,2%, по перерабатываемому молоку и молокопродуктам (в перерасчете на молоко) - 34,9 %. Существующие объемы производства сельскохозяйственной продукции не позволяют в полной мере решать вопросы продовольственной независимости населения Республики Дагестан (см. таблицу 3). В то же время, стоит отметить, что наблюдается тенденция устойчивого роста обеспеченности по перерабатываемому молоку и моло-копродуктам и по овощам в межсезонный период. [4]

В соответствии с Доктриной, для оценки состояния продовольственной безопасности установлены пороговые значения по ряду социально-значимых продуктов питания, в том числе по зерну, рыбной продукции, сахару, растительному маслу, мясу и мясопродуктам (в перерасчете на мясо), молоку и молокопродуктам (в перерасчёте на молоко), картофелю и соли пищевой. Наиболее уязвимыми позициями в вопросе обеспечения продовольственной безопасности населения Дагестана из показателей, установленных Доктриной, являются показатели по сахару, растительному маслу, соли пищевой и зерну (для продовольственных нужд), производство которых в республике практически отсутствует и потребность в них обеспечивается полностью за счет ввоза из других субъектов Российской Федерации.

Таблица 3

Данные о потреблении и производстве основных продуктов питания в Республике Дагестан за 2017 г. и 2018 г._

Наименование продуктов Собственное производство Фактическое потребление Медицински обоснованная норма потребления % обеспеченности к нормам (%) Объемы продукции, поставляемые в РД и вывозимые из республики в 2018 г. (тыс. тонн) Ввоз (-) Вывоз (+)

2017г. 2018г. 2017г. 2018г.* 2018г. 2017г. 2018г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего (тыс. тонн) На душу населения в год (кг) Всего (тыс. тонн) На душу населения в год (кг) Всего (тыс. тонн) На душу населения в год (кг) Всего (тыс. тонн) На душу населения в год (кг) Всего (тыс. тонн) На душу населения в год (кг)

Молоко и молокопро-дукгы 876,0 285,9 892,6 289,4 955,6 312,0 962,3 312,0 1002,4 325 87,9 89,0 -69,7

в т. ч. переработанного 320,4 104,6 350,0 113,5 955,6 312,0 962,3 312,0 1002,4 325 32,2 34,9 -612,3

Мясо и мясопродукты 137,3 44,8 141,2 45,8 253,6 82,8 255,4 82,8 225,1 73 60,7 62,7 -114,2

Яйцо, млн. шт. 254,9 83,2 245,0 79,4 646,8 211,2 651,4 211,2 801,9 260 32,0 30,6 406,4

Картофель 357,0 116,5 356,3 115,5 264,6 86,4 266,5 86,4 277,6 90 143,3 128,4 +89,8

в т. ч. без учета семенного материала 297,6 97,1 296,9 96,3 264,6 86,4 264,6 86,4 277,6 90 117,5 107,0 +32,0

Плоды 157,6 51,4 161,1 52,2 301,4 98,4 303,5 98,4 308,4 100 55,8 52,2 -142,4

Овощи 1451,7 473,8 1438,5 466,4 437,4 142,8 440,4 142,8 431,8 140 341,5 333,1 +998,1

в т. ч. в межсезонный период (окт-март) 20,2 6,6 56,2 18,2 218,7 71,4 220,2 71,4 431,8 140 9,2 13,0 -164,0

Хлеб и хлебобулочные изделия из муки 210,6 68,7 213,4 69,2 477,8 156,0 481,1 156,0 296,1 96 71,6 72,1 -267,7

Рыба и рыбопродукты 10,4 3,4 па 3,6 55,1 18,0 55,5 18,0 67,9 22 15,4 16,5 44,3

Источник: составлено по данным Росстата

Для расчётов взят показатель по численности населения Республики Дагестан на 1.01.2017 года - 3063,9 тыс. человек, и на 1.01.2018 г. - 3084,2 тыс. человек, по информации Дагестанста.

В целях снижения зависимости населения республики от поставок продовольственной продукции, обеспечения импортозамещения, продовольственной безопасности и насыщения регионального рынка высококачественной продукцией собственного производства, постановлением Правительства Республики Дагестан от 11 февраля 2015 года №43 утвержден План мероприятий по содействию импортозамещению в агропромышленном комплексе Республики Дагестан (далее - План мероприятий).

План мероприятий предусматривает поддержку таких приоритетных для агропромышленного комплекса направлений, как строительство тепличных и питомниководческих комплексов, логистических центров хранения продукции, селекционно-семеноводческих центров, создания машинно-технологических станций, закладка садов интенсивного типа, развитие виноградарства и племенного животноводства.

Кроме того, в целях обеспечения продовольственной безопасности населения республики необходима реализация следующих мероприятий:

- достижение значений целевых индикаторов, предусмотренных Планом мероприятий по содействию импортозамещения в агропромышленном комплексе Республики Дагестан (постановление Правительства Республики Дагестан от 11 февраля 2015 г. № 43), а также обеспечение выхода на проектную мощность всех якорных инвестиционных проектов, предусмотренных к сопровождению в рамках указанного Плана;

- доведение до каждого муниципального района объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции путем заключения соответствующих соглашений между отраслевым министерством (Минсельхозпродом РД), муниципальным районом и Дагестанстатом;

- совершенствование механизмов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей республики, уделяя приоритетное внимание импортозамещающим направлениям;

- создание современной системы товародвижения;

- осуществление технико-технологической модернизации отраслей АПК, развитие рынка механизированных услуг;

- строительство современных логистических комплексов и развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации;

- внедрение системы адресной продовольственной помощи категории граждан с низким уровнем доходов.

Реализация предлагаемых мер позволит решить проблему продовольственной безопасности, создать конкурентоспособную сырьевую базу для перерабатывающей промышленности, ускорить процесс модернизации мощностей предприятий, обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства республики, осуществить действия по наращиванию ресурса конкурентоспособности применяемых в производстве технологий.

Список литературы:

1. Мудуев, Ш.С., Мельхашев, М.М. Эффективность и культура землепользования как основа развития сельского хозяйства // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 9 (47). - С. 48-52.

2. Мудуев, Ш.С., Мельхашев, М.М. Проблемы продовольственной безопасности Республики Дагестан // Известия Дагестанского государ-

ственного педагогического университета. Естественные и точные науки. - 2013. - № 4 (25). - С. 100-108.

3. Мудуев, Ш.С. Создание функционирующей системы сельскохозяйственной потребительской кооперации решит множество социально-экономический проблем в Республике Дагестан // Вопросы структуризации экономики. - 2014. - № 2. - С. 16-20.

4. Мудуев, Ш.С. Современное состояние, проблемы социально-экономического развития Республики Дагестан и пути их решения // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2018. - № 2. - С. 50-60.

УДК 656.073 ББК 65.29

Тагиров Шамиль Магомедович - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Tagirov Shamil Magomedovich - Associate Professor, Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РД

DIGITALIZATION OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

В статье проведен анализ перспективы внедрения цифровых инновационных технологий в транспортный комплекс РД; определены потенциальные возможности транспортной отрасли, исходные условия для циф-ровизации экономики региона; основные предпосылки эффективного внедрения цифровых возможностей.

Ключевые слова: мировая экономика, цифровизация, современные цифровые технологии, инновации, рынок транспортных услуг, транспортный комплекс, цифровая система.

The article analyzes the prospects for the introduction of digital innovative technologies in the transport complex of the Republic of Dagestan; identified the potential of the transport industry, the baseline for the digitalization of the economy of the region; basic prerequisites for the effective implementation of digital capabilities.

Keywords: world economy, digitalization, modern digital technologies, innovations, transport services market, transport complex, digital system.

Современные реалии развития мировой экономики выдвигают странам, претендующим на ведущую роль, в формировании доминирующей позиции и сфер влияния требования интеграции во все отрасли экономики инновационных цифровых технологий. Относительно недав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.