Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ, ДИНАМИКА, СТРУКТУРА И УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В КАМСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН'

СОСТОЯНИЕ, ДИНАМИКА, СТРУКТУРА И УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В КАМСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / CORRUPTION CRIME / АГЛОМЕРАЦИЯ / AGGLOMERATION / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CRIMES / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CRIMINOLOGICAL INDICATORS OF CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахунов Денис Робертович

В статье на основе анализа статистических данных о преступлениях коррупционной направленности, зарегистрированных в Камской агломерации Республики Татарстан, раскрываются основные показатели исследуемых преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS, DYNAMICS, STRUCTURE, THE SPECIAL WEIGHT OF CORRUPTION CRIMES DIRECTION IN THE KAMSKAYA AGLOMERATION OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

In the article, based on the analysis of statistical data on crimes of corruption directed at Kamskaya agglomeration of the Republic of Tatarstan, the main indicators of the crimes investigated are disclosed.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ, ДИНАМИКА, СТРУКТУРА И УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В КАМСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

12. Muromcev S.A. Grazhdanskoe pravo Drevnego Rima. S.78 - S.79.

13. SHershenevich G.F. Konkursnyj process. - Kazan', 1898. - S.37.

ЧЕЛАХСАЕВА СВЕТЛАНА ИБРАГИМОВНА - аспирант кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Юридического института Российского университета дружбы народов.

CHELAKHSAEVA, SVETLANA I. - Ph.D. student, Department of judicial authority, law enforcement and human rights activities Law Institute of the Peoples' Friendship University of Russia (svetlana.208@mail.ru).

УДК 343.35

АХУНОВ Д.Р.

СОСТОЯНИЕ, ДИНАМИКА, СТРУКТУРА И УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПРЕСТУПЛЕНИЙ

КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В КАМСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Ключевые слова: коррупция, коррупционная преступность, преступления коррупционной направленности, агломерация, криминологическая характеристика преступлений, криминологические показатели преступлений.

В статье на основе анализа статистических данных о преступлениях коррупционной направленности, зарегистрированных в Камской агломерации Республики Татарстан, раскрываются основные показатели исследуемых преступлений.

AKHUNOV, D.R.

STATUS, DYNAMICS, STRUCTURE, THE SPECIAL WEIGHT OF CORRUPTION CRIMES DIRECTION IN THE KAMSKAYA AGLOMERATION OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Keywords: corruption, corruption crime, agglomeration, criminological characteristics of crimes, criminological indicators of crimes.

In the article, based on the analysis of statistical data on crimes of corruption directed at Kamskaya agglomeration of the Republic of Tatarstan, the main indicators of the crimes investigated are disclosed.

Республика Татарстан представлена тремя агломерациями, сложившимися экономически и географически, имеющими нормативное закрепление на региональном уровне -Казанской, Камской и Альметьевской [1, ст. 521].

На уровне региона определение агломерации зафиксировано в Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ [1, с. 295-296]. В соответствии с данным нормативно-правовым актом, под агломерацией понимается компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединенных интенсивными производственными, транспортными и культурными связями, дающими экономическую и социальную выгоду за счет снижения издержек от пространственной концентрации производств и других экономических объектов.

Камская агломерация является второй по величине в республике, расположена в северо-восточной ее части. Общая численность населения агломерации составляет более 900 тыс. чел., плотность населения - 165 чел./га [1].

Агломерация является полицентрической, представлена рядом муниципальных образований - ядер: городским округом Набережные Челны, имеющим статус города республиканского значения [2] и выступающего основным ядром агломерации, а также городами Нижнекамск, Елабуга и Менделеевск. Кроме того, в структуру агломерации входят населенные пункты Тукаевского, Нижнекамского, Елабужского и Менделеевского муниципальных районов.

Камская агломерация, по существу, имеет искусственное происхождение и получил развитие в относительно недавнее время, так как город Набережные Челны основан после 1970 года в связи с развитием машиностроительной промышленности.

На основе статистических данных за период с 2010 по 2016 год, истребованных из Информационного центра МВД по Республике Татарстан для анализа и обработки,

состояние, динамику, структуру и удельный вес преступлений коррупционной направленности в Камской агломерации Республики Татарстан можно представить следующим образом.

Состояние преступлений коррупционной направленности в агломерации определяется тем, что в 2016 году было зарегистрировано 365 таких преступлений. Среднеарифметический показатель состояния за период с 2010 г. по 2016 год составляет около 240 преступлений. Всего за исследуемый период их зарегистрировано 1 683.

Динамика состояния преступлений коррупционной направленности в исследуемом периоде имеет нестабильный характер, но обнаруживает тенденцию неуклонного роста (таблица 1, график 1):

Таблица 1

Динамика преступлений коррупционной направленности в Камской агломерации Республики Татарстан за период 2010-2016 гг.

Период 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Количество зарегистрированных преступлений 172 114 133 276 266 357 365

400 350 300 250 200 150 100 50 0

Динамика преступлений коррупционной направленности в Камской агломерации за период 2010-2016 гг.

-О 365

357

276 266

2010 год 2°1Ы2Додатеа зареги сорировшод п^П^нИРКВ рРУпционной направленности

График 1. Динамика преступлений коррупционной направленности Камской агломерации в период 2010-2016 гг.

В период 2010-2016 гг. абсолютный рост зарегистрированных преступлений составил +193 преступления (повышение в 2,12 раза), а с 2015 по 2016 год +8 преступлений (повышение в 1,02 раза). При этом абсолютное снижение зарегистрировано с 2010 года по 2011 г. и составило 58 преступлений (снижение в 1,5 раза).

Темп роста преступлений рассматриваемой направленности в период 2015-2016 гг. составляет 102,24%, темп прироста 2,24%. Темп снижения преступлений в период с 2010 года по 2011 год составляет 66,27%, а темп прироста -33,73%.

Коэффициент преступлений коррупционной направленности в Камской агломерации, исходя из данных о численности ее населении - 944,3 тыс. чел. [1], можно рассчитать следующим образом:

266 х 100 000

К =-= 28,16

944 300

Коэффициент преступлений коррупционной направленности в Камской агломерации составляет ~ 28 преступлений на 100 000 населения.

Структура преступлений коррупционной направленности Камской агломерации за исследуемый период представлена следующим образом (таблица 2).

Таблица 2

Структура преступности коррупционной направленности в Камской агломерации Республики Татарстан за период 2010-2016 гг.

Структура ~—- 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Преступления против собственности 42,44% 43,85% 55,63% 20,28% 16,54% 14% 21,09%

Преступления

против

установленного порядка 0 0 0 0,72% 0 0 0

осуществления

экономической

деятельности

Преступления

против интересов службы в 6,97% 4,38% 0,75% 1,08% 1,12% 3,36% 3,56%

коммерческих и иных

организациях

Преступления

против

государственной

власти, интересов государственной службы и службы в 50,58% 51,75% 43,60% 77,89% 82,33% 82,63% 75,34%

органах местного

самоуправления

Из представленной таблицы следует, что в исследуемый период наибольший удельный вес в структуре преступлений коррупционной направленности занимают преступления против собственности (от 14% до 55,63% с тенденцией к снижению) и преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (от 43,60 до 82,33% с тенденцией к увеличению). Наименьший удельный вес занимают преступления против установленного порядка осуществления экономической деятельности (до 0,72%) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (от 0,75% до 6,97%). Отмечается сравнительно больший удельный вес преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления по отношению к преступлениям против собственности.

Удельный вес (С) преступлений коррупционной направленности Камской агломерации в объеме всех зарегистрированных преступлений коррупционной направленности Республики Татарстан представлен в таблице 3:

Таблица 3

Удельный вес преступлений коррупционной направленности в Камской агломерации в общем числе преступлений коррупционной направленности, зарегистрированных в Республике Татарстан

Отчётный период Число преступлений Общее число преступлений Удельный вес преступлений коррупционной направленности, %

коррупционной коррупционной

направленности в Камской агломерации направленности в Республики Татарстан

2010 г. 172 914 18,81%

2011 г. 114 684 16,66%

2012 г. 133 1 120 11,87%

2013 г. 276 1 311 21,05%

2014 г. 266 911 29,19%

2015 г. 357 1 237 28,86%

2016 г. 365 1 387 26,31%

Как следует из представленных в таблице данных, в исследуемом периоде удельный вес преступлений коррупционной направленности, зарегистрированных в Камской агломерации, в общем объеме преступлений коррупционной направленности Республики Татарстан сравнительно значителен. Его крайние показатели в период 2010-2016 гг. варьируются от 11,87% (в 2012 г.) до 29,19% (в 2014 г.), среднее значение составляет 21,82%. Изменение динамики удельного веса в целом носит положительный характер.

Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно сформулировать следующие особенности проявлений преступлений коррупционной направленности в Камской агломерации:

Уровень преступлений коррупционной направленности сравнительно высок (среднеарифметический показатель состояния 365 преступлений, всего зарегистрировано 1 683 преступления, коэффициент преступности на 100 000 населения - 28).

Динамика преступлений коррупционной направленности нестабильна, имеет положительный характер (повышение в 2,12 раза).

В структуре преступлений коррупционной направленности преобладают преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и преступления против собственности.

Удельный вес преступлений коррупционной направленности, зарегистрированных в Камской агломерации, в общем числе таковых Республики Татарстан значителен. В исследуемом периоде на агломерацию приходится до 29,19% всех зарегистрированных в регионе преступлений коррупционной направленности.

Литература и источники

1. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, приложение № 3: Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ // Ведомости Государственного Совета Татарстана, 2015. № 6 (II часть).

2. Конституция Республики Татарстан 1992 года (в редакции Закона Республики Татарстан от 22 июня 2012 года № 40-ЗРТ) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 15 декабря 2017 года).

References and Sources

1. Strategiya social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Respubliki Tatarstan do 2030 goda, prilozhenie № 3: Zakon Respubliki Tatarstan ot 17 iyunya 2015 goda № 40-ZRT II Vedomosti Gosudarstvennogo Soveta Tatarstana, 2015. № 6 (II chast').

2. Konstituciya Respubliki Tatarstan 1992 goda (v redakcii Zakona Respubliki Tatarstan ot 22 iyunya 2012 goda № 40-ZRT) // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya 15 dekabrya 2017 goda).

АХУНОВ ДЕНИС РОБЕРТОВИЧ - преподаватель Казанского юридического института МВД России.

AKHUNOV, DENIS R. - educator at Kazan law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (rutadena@yandex. ru)

УДК 343.357

КОРАБЛИН К.К., ЕФИМОВА Е.С. ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Ключевые слова: госзакупки, федеральный закон, реализация системы госзакупок, законодательство.

В статье рассмотрены проблемы, существующие в сфере в сфере закупок для государственных нужд, и приходит к выводу о необходимости совершенствования действующего законодательства. В частности, показано, что многие заказчики, в особенности на муниципальном уровне, в силу наличия кадров, уровня профессиональной подготовки работников не в состоянии порой провести размещение заказа без нарушения законодательства о контрактной системе. В этой связи совершенствования системы закупок видится в централизации функции размещения государственного заказа. В качестве перспективного средства противодействия сговорам на торгах следует назвать деление предмета торгов на лоты. Увеличение числа участников закупки влечет за собой усложнение взаимодействия между ними, а, следовательно, затрудняет достижение между участниками торгов договоренностей.

KORABLIN, K.K., EFIMOVA, E.S.

PROBLEMS IN PROCUREMENT FOR STATE NEEDS

In the article the author examines the problems existing in the sphere of procurement for state needs, and comes to the conclusion about the necessity of improving the current legislation. In particular, it is shown that many customers, especially at the municipal level, because of the availability of personnel, the level of professional training of employees is sometimes unable to place an order without violating the law on the contract system. In this connection, the improvement of the procurement system is seen in the centralization of the function of placing the state order. As a promising means of counteracting collusion in trading, one should name the division of the subject of trades into lots. The increase in the number of participants in procurement entails a complication of interaction between them, and, therefore, makes it difficult to reach agreements between bidders.

В последние годы значительно возрос интерес исследователей к изучению проблемы правового регулирования сферы закупок для государственных нужд, что обуславливается востребованностью публичных образований в определенных товарах (услугах, работах), развитием гражданско-правовых отношений и предпринимательских начал, необходимостью оптимизации бюджетных затрат в сфере государственных и муниципальных закупок и т.д.

С.А. Черемухина придерживается мнения, что система государственных закупок является особой сферой, состоящей из последовательных экономических отношений хозяйствующих субъектов, в основе которой положено удовлетворение частных и общественных потребностей на условиях оптимального сотрудничества [6, с. 20]. От эффективности расходования бюджетных средств, в том числе региональных, во многом зависит экономическое развитие страны и отдельных регионов, модернизация всей экономики [3, с. 3].

С 1 января 2014 года вместо ФЗ-94 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ-44) [1], который, по мнению его разработчиков, должен был коренным образом изменить в положительную сторону существующую систему государственных закупок. Законодатель стремился преодолеть прежние проблемы правового регулирования данной сферы, что, в конечном счете, должно было привести к существенной экономии бюджетных средств без потери качества закупаемых товаров.

Не согласимся с высказыванием ряда авторов, что ФЗ-44 является более усовершенствованным, по сравнению с прежним законом в сфере закупок [4, с. 24-27]. Доказательством этому служат как многочисленные нарушения, выявляемые при проведении госзакупок, так и непрерывно вносимые в закон изменения, число которых уже превысило два десятка. Как показала практика трех лет действия ФЗ-44, настоящий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.