Научная статья на тему 'Состояние дел в области культуры в Королевстве саудовская Аравия'

Состояние дел в области культуры в Королевстве саудовская Аравия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
750
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА / САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ / CULTURE / ARAB CULTURE / SAUDI ARABIA / WESTERNISATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ананьин Михаил Иванович

В статье анализируется влияние культурного развития Саудовской Аравии на укрепление позиций государства на мировой арене. Саудовская Аравия на протяжении длительного периода обособлена от остального мира в силу доминирующего религиозного фактора и традиционной системы, что создавало определенные сложности для развития сферы культуры. Однако сегодня можно наблюдать определенные сдвиги в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Saudi Arabia’s cultural development

The article considers the influence of cultural development in Saudi Arabia on the strengthening of its position in the world. Since long Saudi Arabia has been isolated from the rest of the world because of its dominating religious factor and its traditional system. This has comprised certain difficulties for the development of the cultural sphere. Today, however, one can witness some changes in this direction.

Текст научной работы на тему «Состояние дел в области культуры в Королевстве саудовская Аравия»

Регионы мира: динамика и модели взаимодействия

М.И. Ананьин

Состояние дел в области культуры в Королевстве Саудовская Аравия

В статье анализируется влияние культурного развития Саудовской Аравии на укрепление позиций государства на мировой арене. Саудовская Аравия на протяжении длительного периода обособлена от остального мира в силу доминирующего религиозного фактора и традиционной системы, что создавало определенные сложности для развития сферы культуры. Однако сегодня можно наблюдать определенные сдвиги в этом направлении.

Ключевые слова: культура, арабская культура, Саудовская Аравия, вестернизация,

Привычные для нас понятия «современное общество», «современная культура» могут быть применены по отношению к Королевству Саудовская Аравия (КСА) весьма условно. В силу ряда исторических обстоятельств в КСА запрещены политические партии, общественные организации и профессиональные объединения. В стране сохраняется монархическая форма правления, в основе которой лежат «справедливость, совет и равенство». Экономической основой «саудовской модели» являются нефть и развитый финансовый сектор. Идеологическая основа - ислам; другие религии запрещены; за принадлежность к оппозиционным организациям - смертная казнь.

«Основы системы власти КСА» - декреты 1991 г., изданные королем, - предписывают учреждениям культуры, средствам массовой информации придерживаться порядков, установленных государством, «участвовать в просвещении нации и укреплении ее единства». «Запрещается все, что ведет к смуте и расколу, является

© Ананьин М.И., 2016

посягательством на безопасность государства и общественные отношения, достоинство человека и его права», - говорится в «Основах системы власти»1.

Тем не менее в течение последних пяти лет в стране происходят заметные сдвиги социально-политического плана. Развиваются промышленность и сельское хозяйство; достигнут высокий уровень качества жизни. Саудовская экономика стала частью (и частью весьма влиятельной) мирового хозяйства. Саудовская Аравия все активнее выдвигается на передовые позиции в арабском мире, становится его политическим (помимо финансового) центром, что особенного заметно на фоне падения Египта.

Долгое время в области культуры Саудовская Аравия была изолирована от остального (и даже в значительной степени от арабо-исламского) мира. Ислам определял политическую и общественную жизнь саудовского общества, образуя определенные рамки для развития культуры и искусства.

Некоторые организационные сдвиги произошли в течение последних лет, когда были образованы следующие творческие союзы (ассоциации):

- Саудовская ассоциация художников;

- Ассоциация саудовских театральных деятелей;

- Ассоциация саудовских фотографов;

- Ассоциация художников-карикатуристов и мультипликаторов;

- Ассоциация мастеров арабского художественного письма.

В крупных городах Королевства были учреждены литературные клубы, открыты культурные центры, подчиненные министерству культуры. Эти учреждения призваны «нести культуру и искусство в массы»2.

В удовлетворении эстетических запросов современного са-удовца значительное место занимает традиционная арабская музыка. В отличие от европейской музыки, в основе которой лежат мажор и минор, в арабской музыке такие понятия отсутствуют. В арабском песенном творчестве главное значение имеет текст; разнообразие в традиционной музыке Саудовской Аравии достигается за счет ритма. В стране имеется несколько ансамблей народного искусства, в основном танцевальных и только мужских по составу. Техника танца однообразна: танцоры повторяют ритмичные коллективные движения, потрясая мечами или старинными ружьями и подчеркивая тем самым бедуинское прошлое населения страны. В различных регионах Королевства на регулярной основе проводятся фестивали народного творчества, в которых выступления профессиональных и непрофессиональных

артистов сопровождаются, как правило, выставками-ярмарками изделий народных умельцев (из тростника, шерсти, глины т. д.).

В области современной литературы наибольшее развитие в стране получил жанр поэзии (касыды, газели), в котором представлены два основных направления - романтическое и реалистическое. К плеяде современных талантливых поэтов принадлежит нынешний министр культуры и информации Королевства, бывший посол КСА в РФ Абдель Азиз М. Ходжа. Его стихи (сборник «Странствую в ее глазах») были изданы на русском языке в Москве в 1994 г.

Изобразительное искусство в Королевстве появилось сравнительно недавно (вторая половина XX в.) под влиянием художников Египта, Сирии и Иордании. Так как изображение человека запрещено Кораном, основным жанром работ саудовских художников-реалистов стал пейзаж, а большинство художников предпочитают импрессионизм и абстракционизм. В последние годы, впрочем, стали появляться мастера-реалисты (правда, пока их выставки немногочисленны), работающие в жанре портрета. Художественные выставки проводятся без широкой рекламы, но достаточно часто (раз в два-три месяца).

Театральное искусство в КСА, как принято считать, появилось около 40 лет назад, однако до сих пор своих постоянных театральных коллективов (и театров) нет, но существуют несколько самодеятельных коллективов, (где нет женщин-актрис, а их роли исполняют мужчины). В октябре 2010 г. свой первый спектакль показала труппа, состоящая исключительно из женщин (мужские персонажи отсутствовали). Появились и свои, саудовские, драматурги.

Кинематография официально в стране отсутствует, но есть энтузиасты, снимающие фильмы (как документальные, так и художественные) в странах Персидского залива и Европы, а также в США (имеются и режиссеры-женщины). Кинотеатров в стране не существует, но новинки мирового кино поступают на местный рынок, подвергаясь весьма жесткой местной цензуре.

Средства массовой информации появились в КСА достаточно давно. Свою первую передачу саудовское радио провело в 1949 г. из Джидды. В 1979 г. было создано центральное радиовещание с центром в Эр-Рияде, которое начинает передачи в 5.30 утра и заканчивает в 2 часа ночи. В программу передач включаются религиозные (до 60% эфирного времени), литературные (поэзия), фольклорные материалы, радиоспектакли (как правило, египетского производства) для детей и женщин, а также «целевые» передачи для студентов, военнослужащих, полицейских и других

слоев населения; ведутся также передачи на иностранных языках (английском, французском), а также на языках ряда стран Азии и Африки, представители которых работают в Саудовской Аравии.

Создание телевидения в 1965 г. вызвало антиправительственные демонстрации протеста, разогнанные полицией с применением огнестрельного оружия, при этом ряд демонстрантов были убиты, в том числе даже принц.

Ныне действуют девять каналов, из которых два транслируют только религиозные передачи (Коран и Сунну), а сетки остальных каналов (включая спортивный) от 40 до 60% также составляют передачи религиозного плана. По каналам телевидения демонстрируются иностранные художественные фильмы производства Египта, Сирии, стран Персидского залива, Англии, Франции, США, проходящие строгую цензуру с тем, чтобы они не могли нанести ущерб религиозным и моральным ценностям саудовского общества. Российских (а равно как и советских фильмов) на саудовских телеэкранах не отмечено, хотя время от времени демонстрируются фильмы о российских бандитах и т. д. «американского производства». Обилие телевизионных «тарелок» в саудовских городах и селах говорит, впрочем, о том, что многие саудовцы охотно смотрят иностранные телеканалы через спутники.

Следует подчеркнуть, что в целом область культуры в КСА не подвержена значительному социальному динамизму; эстетические запросы большинства населения достаточно скромны. Основной формой досуга мужчин являются соколиная охота, верблюжьи бега, а в последние года стали популярными (особенно у молодежи) Интернет и ночные гонки по городским улицам на скоростных мощных автомобилях. Интернет, как уже отмечалось, в Королевстве доступен, однако существует весьма эффективная система технических средств (фильтров), которая блокирует сайты с фривольным по местным меркам содержанием, а также некоторые зарубежные внесистемные («террористические») сайты (например, чеченский «Грани РУ»).

Саудовские женщины, когда их «выводят» на улицу, ходят не на концерты и выставки, а по многочисленным магазинам. Так называемая культурная жизнь проходит в достаточно узком кругу иностранных дипломатов, иностранцев, проживающих в КСА, и пока немногочисленного (но, надо признать, неуклонно растущего) слоя саудовцев, получивших образование за рубежом. Следует подчеркнуть при этом, что введенные МИД КСА в 2010 г. правила

проведения иностранными миссиями культурных мероприятий чрезвычайно жестки и направлены на всемерное ограничение доступа местной публики к ценностям иностранной культуры.

Напомним также, что в стране существует «полиция нравов» (Аль-Мутавва), официально именуемая «Комиссией по поощрению добра и предотвращению зла» и насчитывающая 3500 офицеров и несчетное число добровольных помощников. В их задачу входит наблюдение за неукоснительным соблюдением мусульманами и мусульманками постулатов ислама и норм шариата; они имеют право арестовывать и наказывать как мужчин, так и женщин, которые нарушают, по их мнению, общепринятые мусульманские нормы поведения, общаясь, например, между собой в общественных местах, играя в азартные игры, слушая западную музыку или смотря западные телешоу. Аль-Мутавва недавно открыла свой сайт в Интернете, на который граждане могут анонимно «стучать» на нарушителей порядка.

Как представляется, саудовское общество в его нынешнем состоянии удовлетворено положением дел в области культуры и не проявляет горячего желания его менять. Оно принимает монархию, которая обеспечила саудовцам хорошие материальные условия жизни, и признает моральный авторитет власти. Разумеется, есть голоса, оспаривающие некоторые моральные и идеологические основы королевской власти (в том числе и несправедливое распределение доходов от нефти), однако чаще всего они касаются персоналий или частных пережитков традиционализма (например, «женского вопроса»), но не системы.

Несмотря на то что саудовское общество продолжает оставаться крайне закрытым, процессы развития и модернизации идут и внутри него. Здесь соперничают (именно соперничают, пока не сталкиваясь) два начала: традиционное (с его исламскими и родо-племенными содержанием) и современное (с его европейским и национальными стандартами). Власти выступают за поиск оптимального сбалансирования этих двух начал. Идеологическая программа дома Саудов, нашедшая свое прямое отражение в деятельности министерства культуры и информации, направлена на сплочение общества вокруг государства под знаменем саудовского национализма, идея которого целенаправленно формируется саудовскими СМИ в общественном сознании. Причем, как представляется, король Саудовской Аравии (ныне покойный) Абдалла Бен Абдель Азиз выступал за прагматическое сочетание новаций из практики Запада и уважения саудовских традиций. При этом он настаивал на методах диалога, а не запретов: «Язык убеждения и обращения

к разуму человека эффективней запретов и ограничений. Различие мнений, вкусов и течений - естественное явление нашей жизни и существования человеческого общества. Необходимо вместе думать о защите нашей родины и наших подданных, вести диалог, уважая мнение собеседника и давая всем возможность высказать свои взгляды»3.

Несомненно это взгляд разумного человека и ответственного государственного деятеля. Однако таким мирным и толерантным подходом король ставил себя в ряды сторонников реформ и вольно или невольно становился оппонентом религиозных фундаменталистов, критикующих его за либерализм и допускаемую им, по их мнению, чрезмерную «вестернизацию» саудовского общества.

В целом саудовское общество пока демонстрирует устойчивость модели своего развития, а монархия - способность к политической и даже некоторой идеологической гибкости (например, ограничение всевластия Аль-Мутаввы).

Создав достаточную материальную базу, власть, однако, будет сталкиваться с необходимостью решать задачи, относящиеся к сфере идеологии и культуры. Представляется, что здесь ожидаются трудности. В этих условиях в наших интересах, да и в интересах общемирового прогресса всячески способствовать усилиям саудовских «реформаторов» вывести свою страну не только на передовые экономические позиции в мире, но и на уровень общепринятых мировых стандартов в области культурной жизни общества. Иначе страна (пусть и с высоким материальным уровнем жизни, но без решения общедемократических и культурных задач) останется «на обочине» общемирового развития, а планам саудовского руководства на лидерство в арабском, мусульманском, а возможно, и во всем третьем мире не суждено будет сбыться.

Примечания

Основной закон правления: Политико-конституционная система Королевства Саудовская Аравия / Сост. А.А. Бен Баз. Эр-Рияд, 2009. С. 39 (на араб. яз.). Королевство Саудовская Аравия. Издание министерства культуры и информации. Эр-Рияд, 2009. С. 94 (на араб. яз.). Азия и Африка сегодня: Спец. выпуск. 2000. Сент. С. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.