УДК 626/627.001.25:368
Г. А. Сенчуков, А. С. Капустян, Ю. М. Косиченко (ФГБНУ «РосНИИПМ»)
СОСТОЯНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ
СТРАХОВАНИЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ МЕЛИОРАТИВНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В статье приведены результаты анкетирования подведомственных Депмелиора-ции Минсельхоза России организаций по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению для оценки фактического состояния в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. Дана примерная стоимость проведения работ по расчету размера вероятного вреда в результате аварии ГТС и стоимость разработки и экспертизы декларации безопасности ГТС. Рассмотрены сложности страхования гидротехнических сооружений мелиоративного назначения.
Ключевые слова: безопасность ГТС, страхование ГТС, анкетирование, декларация безопасности ГТС.
G. A. Senchukov, A. S. Kapustyan, Yu. M. Kosichenko
SAFETY STATUS AND SECURITY FEATURES OF HYDRAULIC STRUCTURES FOR LAND RECLAMATION APPOINTMENTS
The article presents the questionnaire results for organizations which are subordinated to the Land Reclamation Department of Agriculture Ministry of Russia for land reclamation and agricultural water supply for evaluating the actual status of the security sector for hydraulic engineering constructions. Estimated costs of work on calculating the size of the probable harm resulting from an accident in hydraulic engineering constructions as well as cost of development and examination for its safety declaration are given. Features of the insurance hydraulic engineering constructions for reclamation purposes are reviewed.
Keywords: hydraulic engineering constructions’ security, hydraulic engineering constructions’ insurance, questionnaire, safety declaration for hydraulic engineering constructions.
В первом квартале 2011 года ФГНУ «РосНИИПМ» по заданию Деп-мелиорации Минсельхоза России проводило анкетирование подведомственных ему Федеральных государственных учреждений (ФГУ) по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению. Анкетирование проводилось с целью оценить фактическое состояние в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) мелиоративного назначения.
Работы по анкетированию проводились в восьми федеральных округах Российской Федерации и предусматривали сбор информации по гидротехническим сооружениям от 2 до 4 класса капитальности. Опросные ан-
кеты по декларированию безопасности гидротехнических сооружений были разосланы в 78 ФГУ, подведомственных Депмелиорации, осуществляющих эксплуатацию мелиоративных водохозяйственных систем. Заполненные анкеты были получены от 76 организаций, а собранные данные были обобщены и сведены в единые формы.
Анкета включала следующие запросы: перечень гидротехнических сооружений, находящихся на балансе ФГУ, для которых необходимо выполнить расчеты размера вероятного вреда в результате аварии, перечень гидротехнических сооружений, на которых имеются действующие утвержденные декларации безопасности и перечень гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности в 2011 году.
Анализ полученных данных позволил сделать следующие предварительные выводы.
1) Расчет вероятного вреда вследствие аварии необходимо выполнить для 404 гидротехнических сооружений с примерной стоимостью проведения этих работ в сумме 54,31 млн руб. (таблица 1).
2) В 2011 году необходимо осуществить разработку деклараций безопасности для 204 гидротехнических сооружений, находящихся на балансе ФГУ, а общая примерная стоимость разработки и экспертизы данных деклараций составит 133,99 млн руб. (таблица 2).
3) В настоящее время разработаны, утверждены и являются действующими 159 деклараций безопасности гидротехнических сооружений, находящихся на балансе ФГУ (таблица 3).
Следует отметить, что из 204 заявленных к разработке в 2011 году деклараций уже разработаны и находятся на утверждении 16 деклараций безопасности гидротехнических сооружений.
По экспертным оценкам отечественных специалистов аварийность ГТС в России в 2,5 раза превышает среднемировые показатели.
Таблица 1 - Примерная стоимость проведения работ по расчету размера вероятного вреда в результате аварии ГТС
Наименование федерального округа Примерная стоимость работ по расчету размера вероятного вреда в результате аварии ГТС, млн руб. Количество ГТС, шт.
Центральный 3,47 26
Северо-Западный 1,94 10
Южный 1,53 14
Северо-Кавказский 27,89 146
Приволжский 12,63 155
Уральский 0,3 6
Сибирский 4,25 38
Дальневосточный 2,3 9
Итого 54,31 404
Таблица 2 - Примерная стоимость разработки и экспертизы деклараций безопасности ГТС
Наименование федерального округа Примерная стоимость разработки и экспертизы деклараций безопасности ГТС, млн руб. Количество ГТС, шт.
Центральный 7,40 13
Северо-Западный 1,65 5
Южный 10,08 7
Северо-Кавказский 36,35 21
Приволжский 58,65 119
Уральский 2,94 9
Сибирский 12,77 24
Дальневосточный 4,15 6
Итого 133,99 204
Таблица 3 - Количество ГТС, на которые имеются декларации безопасности, и год окончания их действия
Г од окончания срока действия декларации безопасности ГТС Количество гидротехнических сооружений, на которые имеются декларации безопасности, шт.
2011 5
2012 9
2013 77
2014 40
2015 26
2016 2
Итого: 159
Одним из условий повышения уровня безопасности ГТС является страхование гражданской ответственности юридических или физических лиц собственников ГТС.
Сотрудниками ФГНУ «РосНИИПМ» разработаны методические указания «Порядок расчета платежей обязательного страхования гидротехнических сооружений по субъектам Российской Федерации». В методических указаниях на основании анализа соответствующей литературы и опыта работы страховых компаний в соответствии с распоряжением Росстрахнадзора № 02-03-36 от 08.07.1993 г. разработана методика расчета тарифных ставок обязательного страхования ГТС.
В связи с тем, что по данному виду страхования отсутствуют статистические материалы по авариям и ущербам, наносимым третьим лицам в случае аварии на ГТС, согласно «Распоряжению...», страхование ГТС относится к другим видам страхования, и коэффициент страхования принимается равным 0,7 (отношение средней выплаты страхователю к средней страховой сумме, т.е. этот коэффициент принимается как для автострахования).
Анализ расчетов по страхованию ГТС, приведенных в методических указаниях, показал, что данный коэффициент завышен и определяет повышенные тарифные ставки при страховании гражданской ответственности собственников ГТС, и это напрямую отражается на их финансовом состоянии.
Данный вопрос требует научного обоснования и проведения дальнейших исследований для установления оптимального (учитывающего интересы страхователя) страхового коэффициента (для примера: коэффициент медицинского страхования от несчастных случаев равен 0,3; средств наземного транспорта равен 0,4; средств воздушного и водного транспорта равен 0,6; грузов и имущества равен 0,5; других видов ответственности ра-
Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации, № 3(03), 2011 г. вен 0,7 и более).
В методических указаниях выполнены расчеты тарифных ставок обязательного страхования ГТС (коэффициент страхования принят 0,7), находящихся на балансе Департамента мелиорации Минсельхоза России (расчет приведен для 2613 сооружений). В соответствии с расчетами, ежегодные расходы на обязательное страхование могут составить 362,72 млн руб.
ФГНУ «РосНИИПМ» рекомендует государственное страхование и взаимное страхование ГТС с функцией превенции. Общество взаимостра-хования должно быть некоммерческого типа, каждый страхователь должен являться членом-пайщиком этого общества. Страховой фонд должен использоваться не только для погашения ущерба, причиненного третьим лицам в результате аварии на ГТС, но и для обеспечения безопасной и надежной работы сооружений (выполнения ремонтных работ, модернизации и т.д. - функция превенции). В настоящее время в РФ отсутствует правовая база для деятельности обществ взаимного страхования. В то же время за рубежом общества взаимного страхования являются крупными хозяйствующими субъектами регионального, национального и международного страхового рынка. При таком виде страхования страховой фонд будет работать на собственника ГТС.
В связи с вышеизложенным, намечаются следующие задачи науки в области мелиорации и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений мелиоративного назначения:
а) проведение работ по научному обоснованию разработки и реализации федеральной целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года»;
б) разработка научно обоснованных инвестиционных проектов и рыночных механизмов, направленных на повышение эффективности исполь-
зования орошаемых земель, в том числе за счет развития перерабатывающей промышленности, животноводства и рисоводства;
в) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку современной нормативной документации во всех отраслях АПК;
г) разработка современной теории мелиорации, позволяющей учесть ошибки, допущенные в период бурного развития мелиорации, и модернизировать мелиоративный комплекс России;
д) проведение научно-исследовательских работ, направленных на:
1) разработку технологий, обеспечивающих эффективную и безопасную эксплуатацию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
2) сохранение и восстановление почвенного плодородия мелиорированных земель;
3) разработку технологий возделывания сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях.