УДК 614:86:613.81
СОСТОЯНИЕ АЛКОГОЛЬНОГО ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ У ВОДИТЕЛЕЙ КАК ПРИЧИНА АВАРИЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ
Канд. мед. наук В. Г. Пикус (Одесса)
По данным мировой статистики, одной из наиболее частых причин дорожных происшествий на автомобильном транспорте является состояние алкогольного опьянения водителей (Л. Г. Норман). Поэтому в нашей стране и за рубежом ведется большая профилактическая работа с целью не допускать к управлению автотранспортом водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения независимо от степени его выраженности.
Если транспортное происшествие происходит в результате допущенной ошибки в управлении, а у водителя устанавливают ту или иную степень опьянения, то причина аварии ни у кого не вызывает сомнения. Однако роль алкогольной интоксикации не всегда находит столь непосредственное отражение.
Безаварийность как один из главных критериев надежности у профессионального автоводителя в значительной мере определяется степенью и устойчивостью его работоспособности. Однако оптимальное физиологическое состояние, функциональная избыточность и компенсаторные механизмы зависят от предшествующего полноценного отдыха, создающего высокий потенциал возможностей.
Двухлетний опыт систематического наблюдения и изучения водительского состава одного из крупных автопредприятий, обеспечивающего междугородные автобусные рейсы, показал, что некоторые водители приступают к работе с признаками потребления алкоголя в часы своего отдыха, т. е. в состоянии так называемого алкогольного последействия, которое существенно снижает их работоспособность, профессиональные качества, а следовательно, и надежность. Это находит свое отражение в увеличении числа дорожных происшествий. Клинических признаков опьянения у таких водителей не обнаруживают, но всегда отчетливо можно установить признаки потребления спиртных напитков накануне по симптомам «похмелья» и даже остаточные признаки непосредственного действия алкогольной интоксикации в виде слабой концентрации паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, легко определяемых посредством индикаторных трубок. Мы обнаруживали следующие объективные симптомы алкогольного последействия: учащенное сердцебиение, повышенное артериальное давление, тремор, гиперрефлексию, гипергидроз. Этому соматическому состоянию сопутствовало нарушение очень важных для водителей психических функций — устойчивости активного внимания и психомоторных реакций, быстрое появление признаков утомления, уменьшение способности предвидеть дорожные ситуации, не предусмотренные правилами автодорожного движения. Вся эта симптоматика носит некоторые черты депрессии, закономерно развивающейся после периода эйфории. Чем массивнее и длительнее алкогольная интоксикация, тем отчетливее выражено алкогольное последействие, особенно в случаях частого повторения приема алкоголя. Естественно, что индивидуальность играет чрезвычайно большую роль в проявлении, течении и выраженности как периода возбуждения, так и сменяющего его периода угнетения. Но в любом случае алкогольного последействия речь может идти лишь о большей или меньшей степени его выраженности. У водителя, находящегося в этом периоде, снижается качество управления, возрастает число ошибок в решении дорожных задач, в результате которых и возникают дорожные происшествия.
При расследовании дорожных происшествий отдаленное воздействие алкоголя ускользает от внимания как медицинских экспертов, так и работников автотранспорта, инспекции и в подобных случаях истинная связь явлений остается нераскрытой. Эта сторона влияния алкоголя на работу водителей не находит должного отражения ни на практике, ни в литературе.
Систематический круглосуточный медицинский контроль водителей перед их выездом на линию показал, что они часто выходят на работу с признаками алкогольного последействия. В таких случаях их в течение данных суток к работе не допускают, исходя из того, что поздние явления алкогольного воздействия представляют большую опасность, ибо значительно
Таблица 1
Число случаев отстранения водителей от работы на маршрутны^ линиях по медицинским показаниям за 2 года работы медицинской службы в автопредприятии (среднее число водителей в парке 650)
1967 г. 1968 г. Всего'
Причины отстранения от работы квартал абс.
] %
1 1 III IV I II Ш IV
Состояние алкогольного после-
действия .......... 29 98 73 51 66 69 53 67 506 55,9
Высокое артериальное давление
(превышающее 170/110 мм) 11 20 17 18 13 34 17 34 164 18,2
Заболевания верхних дыхатель-
ных путей......... 6 15 15 19 20 12 10 12 109 12,0
Желудочно-кишечные заболева-
ния ............ 1 6 3 7 5 6 4 5 37 4,0
Состояние утомления..... 1 7 5 8 2 4 3 3 33 3,6
Заболевания периферической
нервной системы...... — 1 2 2 1 2 — 1 9 1,0
Травмы ........... — 2 4 — 2 3 1 2 14 1.5
Прочие болезненные состояния Ь 7 4 4 7 4 3 34 3,8
Итого. . . 48 154 126 109 113 137 92 127 906 100,0
1 Процент исчислен к количеству всех отстраненных от работы.
снижают надежность управления. Эти случаи администрация автопредприятия рассматривает как нарушение транспортной дисциплины и к таким водителям применяет меры воздействия.
В табл. 1 приведены данные за 2 года о причинах, в силу которых водителям было запрещено приступить к работе специализированной медицинской службой, в задачу которой входит устранение причин аварийности, обусловленных различными отклонениями в физическом и психическом состоянии водителей. Необходимо также отметить, что, несмотря на систематическую медицинскую проверку на протяжении длительного периода и строгие меры воздействия, число выходов на работу с признаками потребления алкогольных напитков не уменьшилось, однако профилактическая работа нашла свое отражение в существенном изменении числа аварий.
Из табл. 2 видно, что общее число дорожных происшествий уменьшилось вдвое, а по вине водителей парка снизилось с 15 до 2 за такой же промежуток времени после введения специальной медицинской службы. Прекратились случаи тяжелых травм со смертельным исходом и во много раз уменьшилось число пострадавших. Специальное обследование водителей, у которых были установлены признаки последействия алкоголя, показало, что у большинства из них прием алкоголя носил случайный характер. В значительно меньшем числе случаев приходилось иметь дело с различными типами алкоголизма.
Особого внимания заслуживает случайное пьянство у лиц с плохой переносимостью алкоголя. Симптомы последействия, особенно нарушения нервно-психического равновесия, выражены у них более резко, а сам период последействия более длительный. Все это отрицательно отражается на водительском мастерстве и делает прогноз работы в подобных случаях ненадежным, особенно после массивного употребления алкоголя. Такие случаи с точки зрения этиологии дорожно-транспортных происшествий, как показывают наши наблюдения, часто представляют большую опасность, чем даже привычное пьянство, при котором толерантность к алкоголю выше.
Меньше распространено привычное пьянство, когда водители систематически потребляют спиртные напитки. В таких случаях они воздерживаются
Таблица 2
Дорожно-транспортные происшествия с участием водителей автопредприятия
Число происшествий Последствия
из них всего из них
Год 2 к 2 а н и м к • I 5 ^о о к убитые со Л « по вине водителей автопредприятия по вине других участников дорожного движения
всего х щ О. = ч С ш V 3 " н щ о ж О. С Ч С X з- о е[ я а О „ X £3 и К О 25 О О К С и X X X постра шве убитые пострадавшие убитые пострадавшие
До работы медицинской службы
1965 . . 1966 . . 11 20 4 11 7 9 5 9 15 44 2 9 8 30 3 7 14
Всего 1967 . . 1968 . . 31 4 11 15 После не 2 16 щала рабо 4 9 14 ты 1 59 мед 9 12 11 щинскс 38 )й службы 4 3 1 21 9 8
Всего 15 2 13 1 21 — 4 1 17
от алкоголя только непосредственно перед работой. Нерациональное использование часов отдыха с постоянным наслоением алкогольной интоксикации значительно затрудняет восстановление функциональной готовности различных систем организма и прежде всего центральной нервной системы. В результате физическая и психическая готовность таких водителей к предстоящей работе значительно ниже требуемой. Они выглядят старше своих лет, у них рано появляются признаки атеросклероза сосудов головного мозга и в наибольшем проценте случаев отмечаются стойкие или периодические повышения артериального давления. Часто наблюдаются признаки астении, проявляющиеся в повышенной истощаемости психических функций и эмоциональной неустойчивости. В сочетании с симптомами депрессии после опьянения у них формируется астено-депрессивное состояние, которое делает прогноз надежности работы сомнительным. Вследствие ослабления процессов внутреннего торможения у таких водителей часто не хватает достаточной выдержки, особенно в условиях повышенных требований. Все это накладывает своеобразный отрицательный отпечаток на профессиональную деятельность. Перестройка сложившегося стереотипа представляет значительные трудности, но в ряде случаев возможна под влиянием мораль-но-психологического воздействия производственного коллектива.
В производственных условиях, создавшихся с введением медицинского контроля, у водителей, потребляющих алкоголь, возникли расхождения с основной группой коллектива в связи с различием ценностной ориентации.
При разрешении конфликтов между отдельными индивидуумами и основной группой отмечались различные виды конформности (И. С. Кон). У большинства наблюдалась «внутренняя» конформность, моральная согласованность, выражавшаяся в том, что эти лица признавали мнение большинства не столько в силу убедительности аргументов, сколько из нежелания оказаться в изоляции. У 36 водителей «внешняя» конформность, или формальное подчинение, выразилась в своеобразном приспособлении к мнению основного коллектива. Делая вид, что они согласны с его решением, водители данной группы не расстались со своей привычкой, но изменили дозировку и время приема алкоголя таким образом, что к началу работы все признаки его употребления почти сглаживались. Положительным в производственном отношении здесь оказалось то, что такие водители стали приступать к работе в хорошей форме.
У 9 водителей реакция на установку основной группы была явно отрицательной. Не обладая достаточной устойчивостью в воздержании и не считая нужным изменять свой образ жизни в интересах производства, они ушли с предприятия «по собственному желанию».
В отдельных случаях мы наблюдали третий вид пьянства, сопровождавшийся и обусловленный психогенной реакцией. Он встречается относительно редко и возникает, как правило, под влиянием длительной травмирующей или конфликтной обстановки, чаще всего семейного характера. У этих водителей вследствие постоянного воздействия травмирующих психику комплексов, отсутствия соответствующих условий для отдыха, а также вследствие алкогольной интоксикации возникало стойкое и наиболее выраженное ас-тено-депрессивное состояние. Такие люди представляют большую угрозу для безопасности движения. Их необходимо умело и своевременно выявлять и переводить на работу, не связанную с управлением транспортом, до полного разрешения социально-бытового конфликта.
Необходимо учитывать как в экспертной, так и в профилактической работе на автотранспорте, что состояние, вызываемое потреблением алкоголя, делает водителей в силу снижения профессиональных способностей ненадежными в управлении транспортом. Установление состояния алкогольного последействия должно служить противопоказанием для работы водителя на транспорте.
ЛИТЕРАТУРА
Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — Норман Л. Г. Несчастные случаи на дорожном транспорте. М., 1962.
Поступила 24/1 1969 г.
УДК 614.255.3:613.&
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПРОМЫШЛЕННО-САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ
Канд. мед. наук Л. С. Розанов Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Москва
Изучение методом самохронометража бюджета рабочего времени 29 про-мышленно-санитарных врачей в мае (Ярославль), июле (Горький, Нижний Тагил, Новосибирск, Саратов, Уфа) и октябре 1968 г. (Воронеж) — всего на протяжении 290 рабочих дней (около 2000 рабочих часов) — показало, что в среднем 49% рабочего времени они находятся в помещениях санэпидстанций, 34,5%—на производстве и 7,7% — в других организациях; 8,8% времени уходит на передвижение. Наибольшее время, затрачиваемое