Научная статья на тему 'Составные номинации на базе существительных со значением лица в произведениях Н. С. Лескова'

Составные номинации на базе существительных со значением лица в произведениях Н. С. Лескова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
522
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СО ЗНАЧЕНИЕМ ЛИЦА / ОНОМАСИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / СОСТАВНАЯ НОМИНАЦИЯ / ДЕРИВАЦИОННЫЙ АНАЛИТИЗМ / НОМИНАТИВНЫЙ РЯД / LITERARY TEXT / NOUN / ONOMASIOLOGICAL CATEGORY / COMPOUND NOMINATION / DERIVATIVE ANALYSIS / NOMINATIVE LIST

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Палванова Мухаббат Палвановна

Статья посвящена описанию структуры, семантики и функций составных номинаций на базе личных имен существительных, их роли в построении художественного текста (на материале произведений Н. С. Лескова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Compound Nominatives on the Base of Personal Nouns in Literary Texts of N. S. Leskov

The given article deals with determining structure, semantics and function of compound nomination on base ofpersonal nouns, their role ofusage in literary texts ofLeskov, N. S.

Текст научной работы на тему «Составные номинации на базе существительных со значением лица в произведениях Н. С. Лескова»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 13 (267). Филология. Искусствоведение. Вып. 65. С. 85-89.

М. П. Палванова

СОСТАВНЫЕ НОМИНАЦИИ НА БАЗЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СО ЗНАЧЕНИЕМ ЛИЦА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. С. ЛЕСКОВА

Статья посвящена описанию структуры, семантики и функций составных номинаций на базе личных имен существительных, их роли в построении художественного текста (на материале произведений Н. С. Лескова).

Ключевые слова: художественный текст, существительные со значением лица, ономасиологическая категория, составная номинация, деривационный аналитизм, номинативный ряд.

Порождение художественного текста как целостной символической структуры связано с реализацией замысла автора через систему всех языковых уровней, в том числе лексического и синтаксического. Существительные со значением лица - отражение концепта «человек», ключевого концепта любой культуры [5. С. 52] - представлены на разных уровнях языковой структуры. На грамматическом уровне это подразряд одушевленных существительных (другой составляющей данного разряда являются зоонимы), на лексическом - это отдельный лексико-семантический разряд, на словообразовательном - ряд словообразовательных категорий, на синтаксическом - база составных номинаций со значением лица.

Существительные со значением лица (личные существительные) изучались в разных аспектах в работах О. Есперсена, А. А. Шахматова, В. В. Виноградова, Н. Д. Арутюновой, Ю. Д. Апресяна, А. И. Моисеева, Л. Г. Лыкова, Ю. С. Степанова, В. М. Никитевича, Р. И. Розиной, М. М. Копыленко, Е. Н. Шмелевой и мн. др., однако работы, эксплицитно соотносящие теорию текста и существительные со значением лица, практически отсутствуют, роль личных существительных в порождении художественного текста изучена явно недостаточно. Полностью сохраняет свою актуальность также изучение типологии номинаций, соотношения лексической, словообразовательной и синтаксической номинации в русском языке.

В грамматике личные существительные (чаще всего это обозначения человека) объединяются в один лексико-грамматический разряд (ЛГР) с зоонимами - ЛГР «одушевленные существительные». Однако, в отличие от зоо-нимов, они распадаются на множество семантических разрядов, ориентированных в своей основе не столько на биологическую, сколько на социальную характеристику человека. Нами

выделено 20 семантических разрядов наименований лиц [2]; множественность разрядов ЛСГ «личные существительные» отражает определяющую роль концепта «человек» в культуре, структуре семьи, общественной жизни.

Основной единицей номинации считается слово, однако как в обычной речевой деятельности, так и в художественном тексте личное существительное редко выступает как изолированная единица номинации. Можно считать, что основной единицей номинации лиц являются составные номинации (СН), которые мы рассматриваем как словосочетания, выполняющие номинативную функцию.

Реализуя идеи деривационного аналитизма В. М. Никитевича [4], мы рассматриваем СН как синтаксические аналоги производных слов, уподобляя стержневое слово данных сочетаний производящей базе, а зависимые слова

- формантам. Если для производных слов характерны расчлененность и мотивированность семантики, то для составных номинаций те же свойства характерны в максимальной степени, т. е. это единицы с прозрачной мотивацией и абсолютно четким разграничением «основной» и «формантой» частей.

Как известно, существительные со значением лица представляют собой уникальную в системе номинаций ономасиологическую категорию, для которой характерно: 1) множество мотивов номинации, отражающих в основном не биологическую, а социальную составляющую семантического поля «человек»;

2) применение множества номинаций к одному и тому же человеку; 3) изменчивость многих номинаций в течение жизни человека.

Сочетаемость личных существительных по продуктивности и разнообразию далеко превосходит потенциал синтаксической валентности других ЛГР имен существительных (конкретно-предметных, зоонимов, фитони-

мов, абстрактных, вещественных) и может служить еще одним их дифференциальным признаком.

Семантическую структуру имен лиц можно представить как «предметно-предициру-ющую, для которой характерно совмещение онтологической реальности предметов и событийности. Если у артефактов и натурфактов в фокусе - реальность предмета, у отвлеченных существительных - событийность, то имена лиц промежуточны в этом смысле. В семантике имени лица осуществляется в первую очередь не отражение, а интерпретация предмета, представление предмета, во внеязыковой онтологии существующего как качественное единство признаков, носителем одного свойства, признака» [6. С. 180]. В то же время некоторые группы наименований лиц приближаются к предметно-идентифицирующим (многопризнаковым), например, термины родства.

Ономасиологическая категория, или номинативное поле, организуется номинативными рядами. По отношению к художественному тексту нами принимается следующее определение номинативного ряда (НР): это совокупность всех номинаций, называющих и характеризующих лицо (персонаж). В номинативных рядах обычно используется целый ряд рубрик номинационного поля (ономасиологической категории) «наименование лиц». Очевидно, это отвечает установке автора на максимально эксплицитное раскрытие внешности и сущности своих персонажей.

В процессе порождения текста осуществляется переключение личных имен из парадигматического Словаря в структуру художественного текста; наблюдается сужение, расширение, трансформация их значений, различные типы взаимодействия семантических разрядов личных существительных.

Разные разряды личных существительных имеют разную продуктивность как «производящие основы», причем максимальной продуктивностью характеризуются общие имена, наименования лиц по полу и возрасту, термины родства и имена релятивной семантики (человек, мужчина, женщина, отец, мать, брат, сосед, гость и под.).

В данной статье анализируются составные номинации и номинативные ряды личных существительных в произведениях Н. С. Лескова «Пугало» и «Овцебык» (соотношение имен собственных и нарицательных специально не рассматриваются).

В рассказе «Пугало» по отношению к Селивану выстраивается следующий номинативный ряд: пустой дворник; кромский мещанин; мальчик у калачника; мальчик хороший, добрый, послушный; неизвестный бродяжка; страшное пугало; (человек) тихий, добрый и даже обиженный; мужик плотный, коренастый, с проседью в голове и усах; рыжая крыса; оборотень Селиван; разбойник Селиван; человек любимый и почтенный.

В данном рассказе использованы следующие мотивы номинации лиц:

1) лицо по полу и возрасту: мальчик;

2) термины родства: жена моя, отец, мать, тетушка, дедушка;

3) лицо по особенностям внешности: страшное пугало; мужик плотный, коренастый, с проседью в голове и усах;

4) лицо по профессии, роду занятий: пустой дворник;

5) лицо по социальному статусу: кромский мещанин; мальчик у калачника; неизвестный бродяжка;

6) лицо по моральным качествам, особенностям поведения: мальчик хороший, добрый, послушный; разбойник Селиван; (человек) тихий, добрый и даже обиженный; человек любимый и почтенный.

Бросается в глаза контрастная противоречивость номинаций почти во всех рубриках, что является следствием обилия ложных (отрицательных) номинаций со стороны большинства знающих Селивана людей из-за их суеверия и подозрительности: «Пугало был не Селиван, а вы сами, ваша к нему подозрительность, которая никому не позволяла видеть его добрую совесть. Лицо его казалось вам темным, потому что око ваше было темно» [3. С. 50].

Составная номинация пустой дворник является внутренне противоречивой и даже парадоксальной, она примерно соответствует развернутой дефиниции «содержатель постоялого двора, на котором никогда не бывает постояльцев» и, таким образом, фактически относится и к рубрике «лицо по имущественному положению».

Для некоторых номинаций даже нет рубрик в общей системе номинации по реальным признакам наименования лица: рыжая крыса; оборотень Селиван, это отражение суеверия, обильно представленного в этом рассказе (именно здесь встречаются водяной, домовой, леший и кикимора, которые описываются не менее подробно, чем реальные лица).

Номинативный ряд, представляющий Сели-вана как реальное лицо и как «пугало», фактически является единственным НР, обладающим необходимой полнотой, все другие лица характеризуются более поверхностно: Илья

- старый мельник, дедушка Илья, совершенно седой старик с пребольшими черными усами; Апполинарий - диаконский сын Апполинарий Иванович, юноша светского направления, тетя -деревенская барышня и потом полковая дама и т. д. Правда, характеристики лиц существенно дополняются через описание их действий, поступков, т. е. через предикативные фрагменты рассказа, однако эти характеристики не закреплены в номинативных рядах, и следовательно, не столь важны для автора (который в данном произведении также выступает как рассказчик).

По структуре в анализируемом рассказе представлены следующие типы номинаций:

1) однословные номинации непроизводным словом: отец, мать, палач, кузнец;

2) однословная номинация производным словом: дворник, тетушка, дедушка;

3) составная номинации модели П + С (непроизводное слово): полковая дама;

4) составные номинации модели П + С (производное слово): пустой дворник; кромский мещанин; неизвестный бродяжка; старый мельник; деревенская барышня;

5) составная номинация модели П + предл. + С: мальчик у калачника;

6) развернутые составные номинации: мальчик хороший, добрый, послушный; (человек) тихий, добрый и даже обиженный; человек любимый и почтенный; совершенно седой старик с пребольшими черными усами; диа-конский сын Апполинарий Иванович; юноша светского направления.

Обращает на себя внимание как разнообразие структурных типов номинации в пределах сравнительно небольшого произведения, так и предельная степень мотивированности, открытости в плане замысла автора большинства номинаций. Однословные номинации относятся, в основном, к второстепенным персонажам, а сам Селиван преимущественно характеризуется через составные номинации, в большинстве своем развернутые. Как правило, прилагательное в соединении с существительным не просто уточняет характеристику лица, а способствует его отнесению сразу к двум рубрикам парадигматической классификации лиц.

В повести «Овцебык» выстраиваются три основных номинативных ряда, отражающих

концепцию и систему образов данного произведения.

1. По отношению к главному герою повести, Василию Петровичу Боголюбскому, выстраивается следующий номинативный ряд (в порядке появления номинации в тексте): Овцебык; не атлет, не богатырь; человек очень сильный и здоровый; человек небольшого роста, коренастый и широкоскулый; (человек) здорового ума, воли и решительности; запыленный донельзя человек; запыленная фигура; странный гость; свой человек; Василий Петров Боголюбский; кутейник Василий Боголюбский; дорогой гость; сын сельского дьячка; коренастый герой моего рассказа; бе-дак; блажной; шут; малолеток; не барин; ни барин, ни крестьянин; чудак; отличный ваш Овцебык; не поп; покойник.

2. По отношению к Александру Ивановичу Свиридову: Александр Иванович Свиридов; лучший винокур в околотке; человек недурной; человек, пожалуй, добрый; мужик; муж; сей муж кармана; богатей из русских; враг народный; человек недурной.

3. По отношению к Настасье Петровне

Свиридовой: горничная девушка Настасья

Петровна; писаная красавица; (женщина) высокая, белая, немного полная, но стройная; румянец во всю щеку и большие ласковые голубые глаза; очень способная женщина; дура безграмотная; моя винокурша.

Все три номинативных ряда содержат противоречивые номинации, поскольку характеристика персонажей дается не только автором-рассказчиком, но и другими лицами в разное время и с разных, иногда даже противоположных позиций. Например, контрадикторные номинации очень способная женщина / дура безграмотная - это характеристики автора-рассказчика и самохарактеристика Настасьи Петровны.

Характеристики ее мужа идут от автора-рассказчика (нейтральные и условно-положительные) и Василия Боголюбского (резко отрицательные).

В приведенных номинативных рядах актуализированы 13 семантических разрядов ономасиологической категории «лицо»: общие имена; лицо по полу и возрасту; термины родства; лицо по особенностям внешности; имена релятивной семантики; лицо по профессии, роду занятий; лицо по имущественному положению; лицо по социальному статусу; лицо по особенностям физического состояния; лицо по

моральным качествам, особенностям поведения; лицо по уровню интеллекта; наименования умерших людей.

Примечательно, как представляется Овцебык:

- Позвольте же узнать, с кем я имею честь говорить?

При этом я назвал свою фамилию и сказал, что я родственник Якова Ивановича.

- А я так просто, - отвечал гость и опять взялся за книгу.

Таким образом, создается уникальная окказиональная номинация, в определенной степени коррелирующая с отрицательными номинациями героя (не атлет, не богатырь, не поп и т. д. + «не родственник»). Рядом с этими номинациями может быть представлена и потенциальная номинация Квазимодо, представляющая собой ключ к любви, ревности, ненависти и гибели Овцебыка.

По структуре в анализируемой повести представлены следующие типы номинаций:

1) однословные номинации непроизводным словом: атлет, шут, поп, муж;

2) однословные номинации производным словом: Овцебык, богатырь, бедак, чудак, мужик, блажной, малолеток, покойник;

3) составные номинации модели П + С (непроизводное слово): запыленная фигура, странный гость, свой человек, дорогой гость, человек недурной, враг народный, дура безграмотная;

4) составная номинация модели П + С (производное слово): писаная красавица;

5) составная номинация модели П + С р. п.: (сей) муж кармана;

6) составная номинация модели П + предл. + С: богатей из русских;

7) развернутые составные номинации: человек очень сильный и здоровый; человек небольшого роста, коренастый и широкоскулый; запыленный донельзя человек и мн. др.

Номинациирумянец во всю щеку и большие ласковые голубые глаза носят эллиптический характер.

Особенностью некоторых составных номинаций является включение в их состав местоимений (свой человек, коренастый герой моего рассказа, моя винокурша). Первая из приведенных СН интересна тем, что исходит как бы от собаки, которая воспринимает Овцебыка как своего человека; две другие отражают симпатию автора к своим персонажам, духовную близость к ним, в номинации моя винокурша смягчается момент принятой в XIX веке номинации жены по профессии или социально-

му статусу мужа. Это связано, на наш взгляд, со скрытым отрицательным отношением ав-тора-рассказчика к Александру Ивановичу Свиридову, богачу, благополучному семейному человеку, не имеющему сложных проблем морального характера - антиподу Василия Петровича Боголюбского.

Александр Иванович Свиридов постоянно именуется по имени и отчеству, что отражает несколько прохладное отношение к нему автора, несмотря на повествование о добрых их отношениях. Это отражается и в уклончивой номинации Свиридова «человек, пожалуй, добрый», включающей модальное слово пожалуй со значением неполной уверенности.

Примечательно, что жена Свиридова нигде его женой не именуется, а также не именуется по фамилии. В повести отражено исключительно теплое отношение Свиридова к жене, а отношение ее к мужу никак не отмечается. Представляется, что Настасья Петровна - это самый близкий Боголюбскому в духовном отношении человек, недаром именно ею дается номинация, перечеркивающая все отрицательные номинации Овцебыка: отличный ваш Овцебык.

Существенно и то, что в номинативных рядах Овцебык и Настасья Петровна получают подробную характеристику внешности (контрастную, что немаловажно для развития сюжета), а внешность Свиридова никак не описывается.

Не все этапы жизни Боголюбского отражены в номинативных рядах: пропущенным оказывается период его жизни у раскольников и женитьбы, поскольку ничего нового в духовном отношении он у раскольников не получил, а семейная жизнь оказалась совершенно не соответствующей сути этого духовного одиночки. Не странность (она носит только внешний характер), а полное духовное одиночество составляет суть образа Овцебыка и его трагедию.

Следует отметить немногочисленность однословных лексических и словообразовательных номинаций в анализируемой повести

и, с другой стороны, богатство и разнообразие составных номинаций. Таким образом, именно номинативные ряды составляют опорную часть характеристики персонажа художественного произведения, конденсацию наиболее важных для автора черт описываемого лица.

В целом, номинативные ряды в повести Н. С. Лескова «Овцебык» характеризуются богатством мотивов номинации по отношению к

персонажам повести, своеобразием структуры, наличием окказиональных номинаций, склонностью к трансформации семантики узуальных номинаций, что весьма характерно для

Н. С. Лескова.

В повести «Овцебык» все три основных номинативных ряда содержат противоречивые номинации, поскольку характеристика персонажей дается не только автором-рассказчиком, но другими лицами в разное время и с разных, иногда даже противоположных позиций.

Функционирование личных существительных в художественном тексте связано с типами номинации объекта: экзистенциальная, идентифицирующая, предикатная, позиция обращения [1. С. 304-357], а также с тремя аспектами организации художественного текста: фак-туальным, концептуальным и подтекстовым.

Имена лиц - это отражение ключевых концептов художественного текста; изменение номинаций по отношению к одному лицу, как правило, связано с реализацией замысла автора и развитием сюжета. По нашим наблюдениям, концентрация составных номинаций характерна для начала повести или рассказа, где персонаж получает вводную экзистенциальную (бытийную) характеристику, причем составные номинации нередко образуют специфический комплекс, наиболее частотными в котором являются указания на профессию или социальный статус лица, характеристику по возрасту, внешности, реже - чертам характера. Для таких комплексов характерна большая вариативность в отношении структуры, объема, распространенности и общего количества СН, однако номинация осуществляется все же в

рамках основных формул сочетаемости, приведенных выше.

Анализ фактического материала еще раз подтвердил огромную роль субъективно-оценочного момента в номинации лиц, даже в тех случаях, когда осуществляется номинация по объективным критериям, близким к характеристике лица по биологическим параметрам (возраст, состояние здоровья, внешность).

Изучение составных номинаций со значением лица имеет как теоретическое, так и практическое значение, поскольку оно тесно связано с изучением художественного текста в школе и в вузе.

Список литературы

1. Арутюнова, Н. Д. Номинация и текст // Языковая номинация. Виды наименований. М. : Наука, 1977. С. 304-357.

2. Зализняк, А. М. Существительные со значением лица в лексико-семантической системе современного русского языка / А. М. Зализняк, М. П. Палванова // Вестн. Каракалпак. отд. АН Респ.Узбекистан. 2008. № 4. С. 82-90.

3. Лесков, Н. С. Собр. соч. : в 6 т. Т. 5. М., 1973.

4. Никитевич, В. М. Основы номинативной деривации. Минск : Вышэйш. шк., 1985. 157 с.

5. Розина, Р. И. Человек и личность в языке // Логический анализ языка. Культурные концепты. М. : РАН, 1991. С. 51-55.

6. Семантические вопросы словообразования. Производящее слово / под ред. М. Н. Ян-ценецкой. Томск : ТГУ, 1991. 273 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.