- организация обучения на высоком уровне сложности с использованием современных подходов;
- активизация сознания, мышления, воображения, воли сотрудников, направленных на развитие у них интереса к непрерывному совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков;
- воспитание у сотрудников морально-психологических качеств, дисциплинированности, воинского долга, сознательности и ответственности за выполняемое дело;
- наличие специалистов, педагогических и командных кадров, имеющих опыт работы в экстремальных ситуациях;
- обеспечение необходимой материальной базой, позволяющей осуществлять подготовку в условиях, приближенных к реальным;
-создание в учебных центрах обстановки, способствующей инициативному, творческому использованию полученных знаний;
- необходимость интенсификации профессионального становления сотрудников в процессе полевой учебной деятельности через индивидуальную, групповую и коллективную формы обучения и воспитания;
- широкое использование коллективных форм обучения сотрудников, предполагающих взаимопомощь и взаимообучение в процессе выполнения учебно-боевых задач и достижение конечного результата совместными усилиями коллектива;
- основными компонентами коллективной учебной деятельности сотрудников в процессе их профессионального роста являются: взаимообмен индивидуальными результатами учения (наблюдениями, знаниями, умениями, личными выводами и предложениями в процессе групповых обсуждений, совместного выполнения заданий на занятиях и т. п.); взаимные побуждения сотрудников к выполнению различных заданий, поддержанию на высоком уровне мотивации к успешному профессиональному росту. Подобные межличностные действия (подражание, наблюдение, контроль, проявление интереса, оценка, совет, требование, демонстрация полученных результатов и пр.) создают в коллективе атмосферу увлеченности, состязательности, высокой ответственности за достижение необходимого результата;
- учет динамики протекания процесса формирования ответственности сотрудников, выделение этапов.
Они могут применяться в различных вариантах, и в наши задачи входило отыскание некоего инварианта, минимизированного набора условий, способствующих эффективному формированию ответственности. К таковым нами отнесены: первичный отбор сотрудников МВД по степени сформированное™ их готовности к несению службы в экстремальных условиях; проведение полевых сборов, ориентированных на создание условий, приближенных к реальным; наличие благоприятного социально-психологического климата в учебном центре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коровин В. М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: Дис... д-ра пед. наук. - Воронеж, 2002.
2. Кукла П. Н. Самоконтроль учебной деятельности школьников как условие воспитания ответственного отношения к учению: Дис... канд. психол. наук. - Челябинск, 2000.
3. Сердюк С. Ф. Теоретико-прикладные основы совершенствования профессионального мастерства преподавателей вузов МВД России: Дис... д-ра пед. наук. - Воронеж, 2002.
4. Соколенка В. Н. Формирование волевых качеств личности будущего военного летчика: Дис... канд. пед. наук, - Саратов, 2002.
5. Сухинская Л. А. Возложение и принятие ответственности в условиях групповой ответственности // Психологическая теория коллектива - М.: Просвещение, 1979.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Канд. пед. наук Т. А. Ильина, нач. кафедры
Костанайский юридический институт Минюста Республики Казахстан
Юридическая деятельность в современных условиях, отличающихся динамизмом и противоречивостью социально-экономических процессов, происходящих в обществе, предъявляет и особые требования к сотруднику правоохранительных органов, требующих профессиональной гибкости и мобильности, предприимчивости и нравственной устойчивости как специалиста, вступающего в самостоятельную жизнь. Обеспечение адаптивности и конкурентоспособности начинающих специалистов в современных жизненных ситуациях наряду с компетентностью, инициативой и готовностью к принятию самостоятельных решений может быть достигнуто, на наш взгляд, путем овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной профессиональной деятельности, в период обучения в стенах высшего учебного заведения.
Как составляющая будущей профессиональной готовности специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности выступает психолого-педагогическое становление слушателей в период обучения.
Целью сущности и содержания психолого-педагогичес-кой подготовленности можно считать формирование психо-лого-недагогических знаний и умение использовать их в профессиональной деятельности.
Данные знания могут быть использованы как при решении оперативно-служебных задач, так и в повседневном общении.
В задачи психолого-педагогичсской подготовки входит:
-теоретическое овладение специальными знаниями основ педагогики и психологии;
- овладение знаниями и умение применять эти знания в практической деятельности при установлении контакта с правонарушителями;
- овладение знаниями и умение применять их во взаимоотношениях с коллегами в служебной деятельности и общении;
- овладение знаниями и, на их основе, умение адекватно оценивать свои способности, уровень притязаний и перспективы личностного роста;
- овладение знаниями и умение их применять в индивидуально-воспитательной деятельности при работе с молодыми сотрудниками.
Теоретическое овладение специальными знаниями основ педагогики и психологии должно включать знание индивидуально-типологических особенностей личности, познавательных, эмоциональных, волевых, мотивационных составляющих, а также специфики направлений воспитательной работы в коллективах сотрудников органов внутренних дел и др.
Познавательный аспект включает понимание слушателем стоящих перед ним профессиональных задач, психологических особенностей деятельности и необходимости теоретической подготовленности к ее выполнению.
Профессиональная деятельность сотрудника правоохранительных органов сопряжена с высокой эмоциональной напряженностью. В связи с этим составляющими эмоциональной готовности должно быть понимание ответственности за свои действия, уверенность, эмоциональная устойчивость в сложных, связанных с решением оперативных задач, ситуациях и др.
Умение применять полученные знания на практике складывается из тренировочных заданий и упражнений, выполняемых на практических и семинарских занятиях. Так, рекомендуется проводить тесты, деловые игры, решать проблемные ситуации, использовать импровизацию, игровые приемы и методы обучения и с их помощью достигать желаемого результата.
На лекционных и семинарских занятиях можно использовать также элементы импровизации, когда слушатели "сталкиваются" с "кодовой" проблемой или формулируют ее сами. Затем следует этап осознания и зарождения идеи решения проблемы. Тренинги включают упражнения типа "Я в предполагаемых обстоятельствах поступлю...", или импровизационные мини-сочинения. К специальным способам, направленным на выработку готовности импровизировать, можно отнести дискуссии, анализ занятий с точки зрения возможного применения импровизации, групповое составление педагогических задач, их инвариантные показы и решения, экспресс-анализ самих педагогических импровизаций, взятых из практики, художественной, научно-педагогической и специальной литературы.
При обучении импровизации в учебном процессе возможно использование компьютерной техники. Решая задачи, заложенные в блок памяти, можно проверить степень своего импровизационного профессионального мышления, умения строить умозаключения и др.
Таким образом, прикладной характер обучения несет в себе цель на основе теоретических знаний, общедидактических приемов и методов обучения найти способы практического их применения.
Значимую роль в психолого-педагогической подготовке следует отвести, на наш взгляд, коммуникативной подготовленности специалиста, так как человек и его деятельность могут быть поняты при учете всей системы социальных, социально-психологических и педагогических отношений между людьми. Общение является одной из сторон жизнедеятельности человека, и по мере изменения социально-экономической, политической структуры общества все большее значение приобретает задача изучения характера межличностных отношений, уровня психолого-педагогического взаимовлияния людей.
Отмечая сложность и многогранность феномена общения, ученые высказывают мысль, что общение может быть предметом разных наук - от этнографии до психолингвистики, от сравнительной психологии до теории культуры. Каждая наука исследует свой круг вопросов, связанных с общением. С другой стороны, каждый аспект коммуникативной деятельности может служить предметом анализа разных дисциплин.
В XIX и XX вв. общение стало предметом систематических теоретических и экспериментальных исследований не только философов и социологов (Н. К. Михайловский), но и психологов (В. М. Бехтеров), лингвистов (А. Потебня), социальных психологов (Г. Тард), психотерапевтов (В. М. Вундт), педагогов (Э. Дюркгейм) и др.
Проанализировав мнения исследователей относительно понятия общения, можно выделить четыре основные точки зрения, определяющие общение как обмен информацией, отношение, взаимодействие и деятельность (1).
В последнее время в литературе понятия "общение", "коммуникация", "коммуникативная деятельность" часто используются как синонимы.
По мнению М. С. Кагана, "...коммуникация является информационным процессом - передачей тех или иных сообщений... субъект передает некую информацию, которую получатель должен всего-навсего принять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступить" (2,137).
В плане подготовки специалиста правоохранительной деятельности наиболее ценным является выделение в общении важности взаимопонимания друг друга партнерами по общению, на которое указывают Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн.
В профессиональном общении сотрудника правоохранительных органов всегда можно выделить два тесно взаимосвязанных друг с другом звена:
- во-первых, это общие принципы (основания) общения, заложенные самим характером общественного строя, унаследованные ценности прошлого, в которых реализуются профессиональные задачи и направленность деятельности, единые цели и задачи правоохранительной деятельности;
- во-вторых, это индивидуальные принципы (основания) общения (его стиль), совокупность конкретных приемов и средств, которые работник органов внутренних дел своеобразно, в зависимости от конкретных условий и возможностей, реализует в своей деятельности на основе имеющихся у него личных знаний, профессионального опыта, способностей и умений.
Отрицание, отсугствие того или иного из названных выше звеньев в содержании деятельности сотрудника правоохранительных органов, естественно, не может свидетельствовать о профессионализме, о том или ином уровне развития этических норм делового взаимодействия сотрудника - это социально значимый показатель его способностей, умение осуществлять свои взаимоотношения с другими людьми - способность и умение воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мысли, чувства, стремлений в процессе решения поставленных юридической деятельностью конкретных задач.
Известно, что в основе общения всегда лежат определенные мотивы: долг, потребность, интерес и так далее, которые мо1ут быть как индивидуально, так и специально значимыми. В профессиональном общении сотрудника правоохранительных органов мотивы всегда социально значимы. Специфическим для профессионального общения является то, что сотрудник руководствуется желаниями, намерениями, стремлениями, которые предписаны его профессиональным долгом, обусловлены конкретными социальными условиями и требованиями общества. Для работника правоохранительных органов общение является тактикой при выполнении служебных обязанностей перед гражданами и государством по охране законности.
Таким образом, учитывая динамизм современной жизни, повышение общественных требований к работникам правопорядка, важно отметить, что отношения сотрудников полиции с объектами их деятельности - с сослуживцами, гражданами, в том числе правонарушителями, осуществляются не только в рамках права. В отличие от правовых норм, этические нормы общения, поведения и морали не записаны в законах, а поддерживаются силой общественного мнения, привычек, воспитания, внутренних убеждений человека. Именно умение сочетать в труде нормы морального и правового регулирования вместе с психолого-педагогическими знаниями отличают компетентность современного работника правоохранительных органов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильина Т. А. Формирование культуры делового общения старшеклассников: Дис... канд. пед. наук - М., 1995.
2. Каган М. С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. - М., 1988.