Научная статья на тему 'СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭТАПОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ ПОД ВОДОЙ ИЗ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ'

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭТАПОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ ПОД ВОДОЙ ИЗ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВОДНЫЕ ПЛОВЦЫ / СТРЕЛЬБА ПОД ВОДОЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернов Сергей Владиславович, Федоров Игорь Григорьевич, Грачев Кирилл Андреевич, Селькин Филипп Евгеньевич, Понимасов Олег Евгеньевич

С целью формирования кинестетических ощущений и умения точно оценивать параметрические показатели условий выстрела под водой, разработана методика обучение первоначальным навыкам стрельбы с использованием специально-подготовительных средств. Определены профессионально значимые качества, оказывающие влияние на эффективность обучения подводных пловцов стрельбе под водой из огнестрельного оружия. Получен новый научный результат - разработана методика обучения стрельбе под водой, включающая этапы обучения, их определенную последовательность, логическую связи между этапами и моделирование условий, соответствующих особенностям профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернов Сергей Владиславович, Федоров Игорь Григорьевич, Грачев Кирилл Андреевич, Селькин Филипп Евгеньевич, Понимасов Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTS OF THE STAGES OF INTEGRATED TRAINING IN SHOOTING UNDERWATER FROM FIREARMS

In order to form kinesthetic sensations and the ability to accurately assess the parametric indicators of the conditions of a shot under water, a methodology has been developed for teaching initial shooting skills using special preparatory means. The professionally significant qualities influencing the effectiveness of training underwater swimmers to shoot underwater from firearms have been determined. A new scientific result has been obtained - a methodology for teaching shooting underwater has been developed, which includes training stages, their certain sequence, logical connections between stages and modeling of conditions corresponding to the characteristics of professional activity.

Текст научной работы на тему «СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭТАПОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ ПОД ВОДОЙ ИЗ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ»

УДК 796.07

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭТАПОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ ПОД ВОДОЙ ИЗ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Сергей Владиславович Чернов, кандидат педагогических наук, профессор, Игорь Григорьевич Федоров, преподаватель, Военный университет Министерства обороны РФ, Москва, Кирилл Андреевич Грачев, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Филипп Евгеньевич Селькин, старший преподаватель, Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний России, Олег Евгеньевич Понимасов, доцент, Северо-Западный институт управления, Санкт-Петербург

Аннотация

С целью формирования кинестетических ощущений и умения точно оценивать параметрические показатели условий выстрела под водой, разработана методика обучение первоначальным навыкам стрельбы с использованием специально-подготовительных средств. Определены профессионально значимые качества, оказывающие влияние на эффективность обучения подводных пловцов стрельбе под водой из огнестрельного оружия. Получен новый научный результат - разработана методика обучения стрельбе под водой, включающая этапы обучения, их определенную последовательность, логическую связи между этапами и моделирование условий, соответствующих особенностям профессиональной деятельности.

Ключевые слова: подводные пловцы, стрельба под водой, профессионально значимые качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p552-555

COMPONENTS OF THE STAGES OF INTEGRATED TRAINING IN SHOOTING UNDERWATER FROM FIREARMS

Sergey Vladislavovich Chernov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Igor Grigo-

ryevich Fedorov, the teacher, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Kirill Andreevich Grachev, the candidate of pedagogical sciences, Military Institute of Physical Culture, Filipp Evgenievich Selkin, the senior teacher, St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service of Russia, Oleg Evgenievich Ponimasov, senior lecturer, North-West Institute of Management, RANEPA, St. Petersburg

Abstract

In order to form kinesthetic sensations and the ability to accurately assess the parametric indicators of the conditions of a shot under water, a methodology has been developed for teaching initial shooting skills using special preparatory means. The professionally significant qualities influencing the effectiveness of training underwater swimmers to shoot underwater from firearms have been determined. A new scientific result has been obtained - a methodology for teaching shooting underwater has been developed, which includes training stages, their certain sequence, logical connections between stages and modeling of conditions corresponding to the characteristics of professional activity.

Keywords: divers, underwater shooting, professionally significant qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Боевые пловцы спецподразделений, или подводные пловцы - это подводные диверсионные силы и средства. Данная воинская специальность связана со служебной деятельностью в водной среде и предъявляет чрезвычайно высокие требования к подготовленности подводных пловцов [3, 5]. Специфика подготовки подводного пловца обусловлена особенностями жизнедеятельности под водой, техническими возможностями подводного оружия, влиянием выстрела на ведущие функциональные системы организма, особенностями тактики ведения боя под водой с учетом изменяющихся внешних

условий и действий противника [2, 4].

Базовая теория рассматривает структурные компоненты модели обучения стрельбе под водой как единую функциональную систему целенаправленного действия. Для нее характерно непрерывное взаимодействие с водной средой, при котором формируется целостность функционирования. Система «подводный пловец - оружие - водная среда -цель» характеризуется варьированием условий внешней среды (прозрачности и температуры воды, дальности до мишеней, скорости и направления перемещения цели, физическими возмущениями слоев, обусловленными гидродинамическими процессами выстрела в водной среде и др.).

В результате структурного анализа обучения подводных пловцов выделяются функции и характеристика компонентов как системных объектов, а также устанавливаются пространственные и временные взаимосвязи между компонентами [1].

На эффективность обучения подводных пловцов стрельбе под водой из огнестрельного оружия оказывают влияние профессионально значимые качества:

а) способность безошибочной оценки расстояния до цели, собственной скорости и скорости перемещения цели;

б) умение определять величину выноса точки прицеливания с учетом скорости перемещения цели и факторов оптического преломления в водной среде;

в) способность к расчету собственной траектории смещения и точки положения относительно цели после выстрела;

г) способность использовать приемы, нейтрализующие демаскирующее действие выстрела под водой пороховыми зарядами.

Точность и эффективность предугадывающих действий повысится, если подводный пловец овладеет знанием закономерностей движения объектов и характеристик выстрела в водной среде: дальности прицельного выстрела, скорости движения цели, времени полета пули до цели, величины выноса точек прицеливания, собственной скорости плавания под водой и др.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью формирования кинестетических ощущений и умения точно оценивать параметрические показатели условий выстрела под водой проводилось обучение первоначальным навыкам стрельбы с использованием специально-подготовительных средств. В связи с необходимостью создания мыслимого и двигательного образа действий по выполнению прицельного выстрела некоторая часть специально-подготовительных упражнений проводилась на суше. Для достижения цели обучения применялось 12 специально-подготовительных упражнений - по шесть упражнений на суше и под водой. Все упражнения соответствовали боевой стрельбе по принципу динамического соответствия. В каждом специально-подготовительном упражнении стрельба выполнялась патроном, что давало возможность оценивать эффективность освоения упражнения по количеству пораженных мишеней.

На суше выполнялись специально-подготовительные упражнения в стрельбе по неподвижной и движущейся мишени из положений «лежа» и «стоя» до и после физической нагрузки.

Под водой выполнялась стрельба по неподвижной и движущейся мишени из положений «стоя на грунте», «на плаву в движении» после физической нагрузки.

Обучение стрельбе под водой проводилось на основе теории поэтапного овладения навыками в четыре этапа. В содержание этапов включались необходимые теоретические сведения об особенностях водной среды, материальной части оружия, технике стрельбы, дыхании в воде, мерах безопасности при стрельбе.

На первом этапе обучение стрельбе из автомата подводного специального проводилось с места из различных изготовок по неподвижной цели (мишени). Первоначальное

разучивание проводилось на суше, затем в воде. Учитывались свойства водной среды, баллистические характеристики подводного оружия и техника выстрела под водой.

На втором этапе обучение стрельбе под водой проводилось с места из различных изготовок по целям, движущимся с изменяющейся скоростью и в различных направлениях.

На третьем этапе обучение стрельбе проводилось из положения «на плаву» в движении по двигающимся в различных направлениях и с различной скоростью целям.

На четвертом этапе обучение проводилось под воздействием физической нагрузки, моделирующей условия профессиональной деятельности подводных пловцов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Тестирование в итоге эксперимента позволило выявить динамику показателей и оценить эффективность методики, включающей четыре этапа обучения стрельбе под водой (таблица 1).

Таблица 1 - Технические показатели результатов стрельбы под водой, (х±т)

Показатель Группа г

ЭГ КГ

Процент поражения мишеней, % 48,6±0,8 40,2±0,3 2,3

Время выполнения прицельного выстрела, с 8,6±0,4 10,8±0,5 3,6

Отклонение средней точки попадания от центра мишени, см 24,4±2,7 27,8±2,2 1,8

Время выполнения огневой задачи, с 92,7±2,8 114,4±3,6 2,1

Расход боеприпасов, кол-во на пораженную мишень 3,8±0,2 4,4±0,4 1,5

Формирование способности безошибочной оценки расстояния до цели, собственной скорости и скорости перемещения цели, выразилось в наилучших показателях процента поражения мишеней и отклонения средней точки попадания от центра мишени.

Меньшее время, требуемое участникам эксперимента на выполнение прицельного выстрела, свидетельствует о лучшей способности испытуемых ЭГ к расчету собственной траектории смещения и точки положения относительно цели после выстрела.

Освоенный объем специально-подготовительных средств адекватно сказался на умении определять величину выноса точки прицеливания с учетом скорости перемещения цели и факторов оптического преломления в водной среде.

Адекватное реагирование на демаскирующее воздействие выстрела под водой пороховыми зарядами способствовало сохранению стабильного уровня боеспособности благодаря адаптивным изменениям нервно-мышечного аппарата подводных пловцов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данные проведенного исследования доказывают возможность и достаточную эффективность обучения боевых пловцов стрельбе под водой с использованием методики, содержащей определенные этапы овладения навыками прицельного выстрела под водой.

Общие закономерности профессионально-прикладной физической подготовки имеют специфические особенности при обучении подводных пловцов стрельбе под водой. Эти особенности проявляются в наличии этапов обучения, их определенной последовательности, логической связи между этапами и моделировании условий, соответствующих особенностям профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпов, Д. А. Факторы, определяющие необходимость использования гидродинамической тренировки в длительном плавании корабельных специалистов ВМФ России / Д.А. Карпов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 136-139.

2. Николаев, С.В. Использование замещающих упражнений преобразующей направленности при обучении прикладному плаванию спасателей МЧС России / С.В. Николаев,

О.Е. Понимасов, А.О. Миронов // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2015. - № 4 (36). - С. 166-168.

3. Понимасов, О.Е. Синхронизированное формирование динамических объединений при обучении военно-прикладному плаванию / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 139-142.

4. Понимасов, О.Е Замещение гидрогенных локомоций при обучении прикладному плаванию курсантов военных вузов / О.Е. Понимасов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 3. - С. 76-77.

5. Щеголев, В.А. Особенности применения средств гидрофитнеса для поддержания работоспособности моряков-подводников в автономном походе / В.А. Щеголев, О.Е. Понимасов, А.В. Зюкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. - № 2 (58). - С. 138-141.

REFERENCES

1. Karpov, D.A. and Ponimasov, O.E. (2018), "Factors determining need in application of the hydrodynamic training in long swimming of ship specialists of the Navy of Russia", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 136-139.

2. Nikolaev, S.V., Ponimasov, O.E. and Mironov, A.O. (2015), "The use of substitute transformative exercises in teaching applied swimming to rescuers of the Ministry of Emergencies of Russia", Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere, Vol. 36, No. 4, pp. 166-168.

3. Ponimasov, O.E. (2014), "Synchronized formation of dynamic associations in military applied swimming training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 139-142.

4. Ponimasov, O.E. (2013), "Replacement of hydrogenic locomotions in teaching applied swimming to cadets of military universities", Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka, No. 3, pp. 76-77.

5. Shchegolev, V.A., Ponimasov, O.E. and Zyukin, A.V. (2017), "Features of the use of hydrofit-nes to maintain the performance of seamen-submariners in an autonomous campaign", Vestnik Rossiiskoi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 58, No. 2, pp. 138-141.

Контактная информация: kirill.grachev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.11.2020

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ СО СТУДЕНТКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Ирина Станиславовна Чечеткина, старший преподаватель, Алексей Александрович Петров, старший преподаватель, Юлия Олеговна Солнышкина, старший преподаватель, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва; Юлия Владимировна Митусова, старший преподаватель, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

Аннотация

В статье приведены результаты эффективности применения средств аэробики в процессе занятий физической культурой со студентками специальной медицинской группы. В исследовании участвовали 52 студентки первого курса, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Методом свободного выбора их распределили на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы по 26 человек. Установлено, что средние значения показателей физической подготовленности в процессе исследования увеличились в обеих группах. Средние значения показателей у девушек ЭГ повысились более значимо. У студенток ЭГ наблюдаются достоверно лучше результаты по трем из четырех показателей. В процессе исследования у студенток обеих групп улучшилось психоэмоциональное состояние. Показатели психологического здоровья в КГ и ЭГ улучшились по самочувствию на 3% и 15%, по активности - на 4% и 12%, по настроению - на 6% и 17% соответственно.

Ключевые слова: средства аэробики; здоровье студенток; физическое воспитание; специальная медицинская группа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.