Научная статья на тему 'Составление, внесение изменений в протоколы в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности за совершение административного правонарушения'

Составление, внесение изменений в протоколы в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности за совершение административного правонарушения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1778
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛО ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ / НАДЛЕЖАЩЕЕ УВЕДОМЛЕНИЕ / КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОТОКОЛ / НЕДОПУСТИМЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самак Яна Геннадьевна

В статье анализируется судебная практика по делам об административных правонарушениях, в частности практика прекращения производств по делам об административных правонарушениях в связи с тем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самак Яна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Составление, внесение изменений в протоколы в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности за совершение административного правонарушения»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ _ПРАВО_

СОСТАВЛЕНИЕ, ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОТОКОЛЫ В ОТСУТСТВИЕ ЛИЦА, ПРИВЛЕКАЕМОГО К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Самак Я.Г.

Самак Яна Геннадьевна - аспирант, направление: 40.06.01 уголовное право и криминология;уголовно-исполнительное право; уголовный процесс; криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность, Байкальский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация: в статье анализируется судебная практика по делам об административных правонарушениях, в частности практика прекращения производств по делам об административных правонарушениях в связи с тем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола.

Ключевые слова: дело об административном правонарушении, надлежащее уведомление, кодекс об административных правонарушениях, внесение изменений в протокол, недопустимые доказательства.

Системный анализ судебной практики по делам об административных правонарушениях показывает, что судами первой инстанции дела об административных правонарушениях как правило, прекращаются в связи с фактом недоказанности вины, в связи с наличием в деле недопустимых доказательств, вышестоящими судами же дела об административных правонарушениях прекращаются на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были ранее вынесены судебные акты. При этом при составлении линии защиты, при изучении материалов дела защитники и судьи акцентируют свое внимание, прежде всего на полноту заполнения протоколов, наличие/отсутствие в материалах дела видеозаписи, обоснованности направления водителя на медицинское освидетельствование, законность и полноту проведения освидетельствования на месте [1]. Надо заметить, что защитники, как и судьи, редко акцентируют свое внимание на таком нарушении как составление протокола в отсутствии привлекаемого лица, в том случае если лицо, было ненадлежащим образом извещено, а так же в тех случаях, когда лицо было извещено надлежащим образом, но дата составления протокола была назначена на выходной день.

Статья 26.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ гласит, что доказательствами по делу об административном правонарушении могут быть любые фактические данные, на основании которых судья или орган, а так же должностное лицо в производстве которых находится дело, могут установить наличие или же отсутствие события административного правонарушения как такового, а так же собственно виновность лица, привлекаемого к ответственности. Ни в коем случае в соответствии с законом не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона [2]. Так же согласно п. 3 статьи 29.1 Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела судья, орган, должностное лицо выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы и иные материалы дела об административном правонарушении.

Как следует из содержания п. 4 части 1 ст. 29.4 КоАП РФ - при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, а так же в том случае если протокол и материалы дела были оформлены неправомочными лицами, неправильно составлены либо неполно, и эта неполнота не может быть восполнена при судебном разбирательстве. Строгие требования к оформлению, составлению протокола об административном правонарушении регламентированы статьей 28.2 КоАП РФ.

Так законодательно в частности закреплено, что в случае неявки физического лица, или же его законного представителя, в отношении которого непосредственно и ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол или же постановление об административном правонарушении составляется в их отсутствие, и в таком случае копия протокола (постановления) направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В том же случае, если протокол составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, но данное лицо не явилось, несмотря на то, что было надлежащим образом извещено, а также не уведомило о причинах своей неявки, протокол будет являться допустимым доказательством и составление его в отсутствие привлекаемого лица будет несущественным недостатком протокола.

Если рассматривать, как же на практике происходит рассмотрение дел об административных правонарушениях, при оформлении которых протокол был составлен в отсутствие надлежащим образом уведомленного лица, то можно в качестве примера привести определение мирового судьи судебного участка № 3 г. Мончегорска о возращении протокола об административном правонарушении для устранения недостатков в части порядка привлечения лица к административной ответственности. Мировой судья, изучив материалы дела об административном правонарушении, возвратил их в связи с тем, что надлежащие документы, подтверждающие отправку приглашения для составления протокола, доказательства получения лицом, привлекаемым к административной ответственности почтового отправления (либо уклонения от получения извещения), как например, само почтовое отправление, либо выписка с сайта ФГУП «Почта России» об отслеживании почтового отправления, в материалы дела представлены не были. Отправка же не заказным письмом, а простым почтовым отправлением приглашения для составления протокола для мирового судьи совершенно справедливо не явилась доказательством надлежащего уведомления [3].

Очень интересное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении было вынесено мировым судьей судебного участка № 10 Куйбышевского района г. Иркутска. Мировой судья прекратил производство по делу в связи с тем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, хоть и было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола, но не явилось на составление, так как дата составления была назначена на 23 февраля 2017 года. Мировой судья сослался на тот факт, что в соответствии с производственным календарем 23 февраля 2017 года являлось официальным праздничным днем и соответственно назначение составления протокола на праздничный день явилось ничем иным, как нарушением ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на

57

отдых. Так как законодательно гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни и допущенные должностным лицом ГИБДД нарушение требований законодательства повлекло за собой нарушение прав привлекаемого лица гарантированных Конституцией РФ прав на защиту своих прав и свобод. Дело было прекращено [4].

Вопрос составления протокола об административном правонарушении, а точнее внесения изменений в ранее составленные протоколы в отсутствие надлежащим образом извещенного лица был затронут и очень полно освещен в Постановлении Верховного Суда РФ от 30.05.2016 по делу N 5-АД16-25, согласно данного постановления производство по делу об административном правонарушении было прекращено. Суд акцентировал свое снимание на том, что в материалах дела отсутствовали сведения об извещении привлекаемого лица о необходимости явки в подразделение ГИБДД для внесения изменений в названные протоколы, и соответственно тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом право на защиту своих прав, поскольку не имело возможности возражать или давать объяснения по существу вносимых в протоколы изменений. Допущенные по нарушения требований, суд посчитал существенными, так они повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность ранее принятых по делу решений. Суд признал протоколы, в которые были внесены изменения, в отсутствии надлежащим образом извещенного лица, а именно протокол об отстранении от управления транспортным средством, протокол о направлении на медицинское освидетельствование и протокол об административном правонарушении недопустимыми доказательствами.

Так как Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности устранить данные нарушения (внесения изменений в протоколы в отсутствии извещенного лица) путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу судебные акты, принятые по делу, дело было прекращено [5].

Таким образом, подводя итог, надо отметить, что, лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть надлежащим образом извещено и судьям конечно необходимо исходить из того, что надлежащим извещение является только в том случае, если оно было отправлено с помощью тех средств связи, которые позволяют контролировать непосредственное получение информации лицом, которому оно направлено, то есть на административные органы возложена обязанность не только непосредственно произвести саму отправку сообщения, но и убедиться в том, что данное сообщение получено, или же лицо уклоняется от его получения. Соответственно надлежащим извещение будет только тогда, когда оно получено лицом, привлекаемым к административной ответственности (либо он уклонился от получения извещения), до указанного в нем времени составления протокола об административном правонарушении при этом у этого лица было достаточно времени для того, чтобы принять участие в указанных процессуальных действиях или же обратиться с ходатайством об отложении рассмотрения дела. Кроме того, необходимо проверять соответствие даты, назначенной для составления протокола рабочему дню, обращать особое внимание на случаи внесения изменений в протоколы в отсутствие привлекаемого лица, без его надлежащего уведомления.

Анализ проведен на основании данных сайта sudact.ru.

Список литературы

1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019). [Электронный ресурс]. Режим доступа: sudact.ru/ (дата обращения: 01.11.2019).

2. Определение от 11 декабря 2015 г. по делу № 5-538/2015. Cудебный участок № 3 Мончегорского судебного района (Мурманская область). [Электронный ресурс]. Режим доступа: sudact.ru/ (дата обращения: 01.11.2019).

3. Постановление от 8 сентября 2017 года по делу № 5-233/2017. Судебный участок № 10 Куйбышевского района г. Иркутска. [Электронный ресурс]. Режим доступа: sudact.ru/ (дата обращения: 01.11.2019).

4. Постановление Верховного Суда РФ от 30.05.2016 № 5-АД16-25. [Электронный ресурс]. Режим доступа: sudact.ru/ (дата обращения: 01.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.