СОСТАВЛЕНИЕ КИНОСЦЕНАРИЯ КАК ПРИЕМ, РАЗВИВАЮЩИЙ ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Е. А. ЕЛЯСИНА,
старший преподаватель кафедры словесности и культурологии НИРО elyasina@mail.ru
В статье представлена методика составления киносценария на уроках литературы и проанализирована его роль в литературном развитии учащихся. Создание киносценария рассматривается как прием, активизирующий творческую деятельность школьников при изучении художественного произведения. Предложены варианты обучения написанию киносценария в разных классах.
This article discusses a movie scenario methodology on the lessons of literature and its role in the literary development of the students. Screenplay is considered as a means to activate the creativity of pupils in studying art. Options for teaching movie scenario writing in different classes are proposed below.
Ключевые слова: творческая деятельность, прием «составление киносценария», активизация ученика как читателя, перенос информации
Key words: creative activity, «screenwriting» technique, activating a student as a reader, transferring information
Более полутора веков назад в жизнь человека вошло кино. Этот особый вид искусства предполагает творческую деятельность его создателей по воплощению авторского замысла на экране. Многие художественные образы, созданные кинематографом, поражают воображение зрителей своей выразительностью и реалистичностью.
Кино создается по определенным законам. У него есть свои эстетические задачи и особый «язык», оно преображает действительность, представляя ее в образах, помогает творческой личности выразить себя. Специфика кино заключается также в том, что оно рассчитано на обязательное участие зрителя в его восприятии. Когда режиссеру удается произвести на зрителя впечатление,
заинтересовать его, поразить его воображение, тогда можно с уверенностью сказать, что он создал художественное произведение.
В отличие от других видов искусства, кино с помощью визуального ряда может быстро передать зрителю огромный объем информации. Посредством спецэффектов у зрителя можно вызвать любые иллюзии. Фильм способен оказывать различное воздействие: дать ощущение радости и даже счастья, вызвать потрясение и заставить сочувствовать, пробудить мысль и побудить к действию. Следовательно, цвет, звук и воображение режиссера совершают такие же чудеса, что и слово в совокупности с фантазией и творческой мыслью писателя.
Несомненно, кино и литература — раз-
ные, но, безусловно, имеющие много общего виды искусства. Художественное произведение — это вИдение мира глазами писателя. Точно так же происходит и с кино, которое отражает взгляд и позицию режиссера. Но одновременно с этим в кино важен и актер, поскольку режиссер не виден зрителю, а актер все время на экране. Из их единства рождается феномен киноискусства.
Однако, кроме сходства творческого процесса, литература имеет непосредственное отношение к кинематографу, поскольку настоящее кино в современном понимании не могло бы существовать без литературной основы, то есть без сценария. В российской кинематографии закрепилось мнение, что кинодраматургия — сложная, своеобразная литературная область. И. В. Вайсфельдом справедливо замечено, что «в сценарии сочетаются, пересекаются, сплавляются в новое единство закономерности и литературы, и кино» [3, с. 7]. Для того чтобы написать киносценарий по художественному произведению, надо взволноваться его вопросами, надо по-настоящему увидеть его героев.
Еще в середине ХХ века в методике преподавания литературы было обращено внимание на творческий потенциал приема «составление киносценария к художественному тексту», который содействует литературному развитию учащихся и активизирует из творческие способности. Широкие возможности для включения заданий такого типа были представлены в УМК под редакцией В. Г. Маранцмана, где в 5—9-х классах значительное место отводится составлению киносценария.
С одной стороны, кино привлекает детей динамизмом, зрелищностью, с другой — возможностью более детально рассмотреть то или иное явление, показать общее через частное. Составление киносценария позволяет визуализировать события текста, создать рельефные характеры, что происходит за счет напряжен-
ной, драматической смены планов, ракурсов и т. д.
При выполнении данного вида работы учащиеся включают творческое воображение, выражают свою эмоциональную реакцию через осмысленное изображение каждой детали. Творческая переработка текста детьми дает поразительные результаты: учащиеся демонстрируют тонкое проникновение в текст и понимание авторской позиции.
В ходе работы школьники не только учатся понимать язык кино и знакомятся со спецификой этого вида искусства, но и глубже всматриваются в литературное произведение. Конечно, у них получается условный «киносценарий», но и он дает возможность проявить все свои творческие способности.
К сожалению, в методике преподавания литературы этот прием работы с текстом остается недооцененным. В школьной практике он используется только для активизации учеников как читателей, привлекая их внимание к тексту, но не приводя к переносу информации. Считаем, что систематическое обращение к данному приему в методической практике способствует формированию новых качеств ученика-читателя.
Учащимся могут быть предложены следующие варианты выполнения задания:
3 составление киносценария небольшого по объему текста (басни, рассказа и т. д.);
3 составление киносценария фрагмента текста (повести, романа, поэмы);
3 описание отдельных кадров (иллюстрация ключевого эпизода);
3 описание крупного плана (портретная характеристика героев);
3 описание звукового оформления кадра;
3 описание цветового решения кадра и др.
Для того чтобы написать киносценарий по художественному произведению, надо взволноваться его вопросами, надо по-настоящему увидеть его героев.
Впервые представление о киносценарии как о форме работы с текстом дети получают в 5-м классе. Киносценарий должен раскрывать что-то новое, важное, волнующее.
Обучение составлению киносценария предлагаем начать с вводного урока по ознакомлению с темой «Киносценарий». Цель подобного урока (его можно провести в форме беседы) состоит в том, что ученики знакомятся с основополагающими понятиями, которые необходимо знать при работе по составлению киносценария. В течение урока школьники записывают в «Словарик кинематографиста» основные термины («киносценарий», «кадр», «кинематографический план», «звук», «цвет», «монтаж» и др.), прослушивают комментарии учителя, просматривают видеозаписи, являющиеся образцами, на которые учащиеся будут ориентироваться в своем творчестве.
Одновременно с записью четко сформулированных определений учитель дает подробные комментарии к каждому термину, стремясь подобрать им соответствия среди литературоведческих понятий.
Например, при знакомстве с понятием «киносценарий» учащимся может быть предложена классификация его форм:
3 последовательное, покадровое изложение;
3 строгое деление на кадры (каждый абзац, как правило, — предполагаемый кадр), но при этом могут вводиться и авторские отступления, передающие атмосферу времени, интонацию повествования;
3 сценарий — внутренний монолог: в этом случае не только диалог, но и описательная часть представляют собой кинематографическое повествование от имени героя (от имени автора); сценарий-монолог не освобождает автора от необходимости оставаться писателем-кинематографистом, «видящим» по кадрам свое произведение еще до того, как оно снято.
Соединить кадры в определенной, задуманной режиссером логике помогает
монтаж. Знакомство с этим понятием как процессом отбора кадров и их скреплением в единую по-следовательность в таком порядке, чтобы получился цельный фильм, опирается на представление учащихся на композиционное построение художественного текс-та. Образность кинематографа нельзя представить вне его монтажной организации. Из сопоставления кадров возникает не просто новое сочетание, но и новый смысл, для создания которого можно использовать различные варианты монтажа. Особенно интересными, на наш взгляд, являются параллельный монтаж, прерывистый монтаж, «отсутствие сюжета», сравнительный монтаж.
Если ученики 5—7-х классов составляли киносценарии, располагая кадры в логической последовательности действия, описанного в тексте, то учащиеся 8—9-х классов, совершенствуя творческие умения, при монтаже опираются не только на логический ход событий, но и на возможности параллельного, а также сравнительного монтажа. «Отсутствие сюжета» — вариант монтажа, который органичен для составления киносценариев по лирике.
После того как школьники познакомились с данными понятиями, можно проводить урок, целью которого является обучение составлению киносценария.
Впервые представление о киносценарии как о форме работы с текстом дети получают в 5-м классе. Киносценарий должен раскрывать что-то новое, важное, волнующее. Мысли автора сценария необходимо выразить понятно, чтобы их можно было легко воспринять. В основе киносценария должна лежать определенная идея. Кроме этого, важно представлять себе работу в законченном виде, целостно.
При описании кадров необходимо показывать движение людей, предметов, выделять крупным планом значимые, по замыслу автора, детали. Отдельные кадры должны быть связаны между собой и
создавать ощущение единства места и времени, а также последовательности событий.
Основные этапы составления киносценария:
3 выбрать из текста литературного произведения прямую речи персонажей и оформить ее в виде реплик;
3 найти описания места действия и поведения действующих лиц и распределить по кадрам;
3 выбрать план — крупный, средний или общий;
3 выбрать цвета предметов в кадре;
3 подобрать звуковое сопровождение, которое даст возможность не только повысить силу эмоционального воздействия, но и полнее передать содержание произведения.
В завершение учащиеся могут приступить к составлению киносценария, заполняя следующую таблицу:
Смена плана Действие Звук Цвет
Опыт составления киносценария на и уровень литературного развития своих уроках литературы показывает, что учи- учеников, может усложнять структуру тель, учитывая возрастные особенности таблицы. Например:
Место действия Смена планов Звук
или:
Объект План Содержание кадра и текст Музыка и шумы Примечания
Пятиклассники, пользуясь данной «инструкцией», успешно составляли киносценарии к следующим художественным произведениям:
3 отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина («Но наше северное лето...») — образы конкретизируются: лето (солнце, луг, река, зреет пшеница), осень (небо серое, солнце закрыто облаками, идет мелкий дождь, желтеют листья, пшеничное поле убрано), зима (то же самое поле покрыто снегом, бредет одинокий прохожий);
3 басня «Квартет» И. А. Крылова (основное внимание сосредоточено на образах (особенно Соловья), оценивается поведение героев);
3 быль «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого (эпизод побега Жилина, роль природы в этом эпизоде, яркий финал);
3 стихотворение «Бородино» М. Ю. Лермонтова (движение войск, дым на поле сражения, гора кровавых тел, два противника жестоко сражаются, победа русских, барабанная дробь);
3 повесть «В дурном обществе» В. Г. Короленко (первый эпизод — отец сидит на скамейке в саду, порыв ребенка, холодность отца, Вася убегает и горько плачет; второй эпизод — Вася и отец в кабинете, голос Тыбурция);
3 сказка «Три толстяка» Ю. К. Олеши (эпизоды из первой главы).
В данной работе для учащихся 5-х
классов важны умения визуально представить героев и события, о которых они прочитали в литературном произведении, целостно отразить сюжетную линию, выделить эпизод и воплотить эмоциональную реакцию на прочитанное в зрительных и звуковых образах.
На начальном этапе обучения составлению киносценария пятиклассников необходимо научить делить целое на логически завершенные части, значимые в смысловом отношении, что проявляется в делении на кадры и выборе плана каждого кадра. Сначала учащиеся стараются буквально перенести содержание литературного произведения в новую форму. В этом случае педагог должен отследить, чтобы ученик, опираясь на текст, пра-
вильно выделил логические части, выбрал цвет и звук для более точной передачи авторской мысли. Юные сценаристы поначалу переводят эмоции буквально, обозначая их только словами, приписывая человеческие чувства художественным образам, неодушевленным предметам. Если на первом этапе обучения составлению киносценария школьники осваивают структурные элементы, продумывают деление на части, выбирают планы, то следующий этап — это более детальная работа над содержанием кадра, «авторские находки» в виде описания деталей, акцентных кадров и др.
Приведем пример яркой работы, в которой учащийся 5-го класса проявляет творческие способности (таблица 1).
Таблица 1
Киносценарий эпизода второго побега и спасения Жилина из были Л. Н. Толстого »Кавказский пленник» (автор Николай Щ., 5-й класс)
№ кадра Смена планов Действие Звук
1 Общий план Рассвет. Опушка леса. Издалека приближается одинокий беглец. Впереди степь, крепость Шорох листьев, звуки шагов
2 Средний план Жилин идет по лесу осторожно. Оглядывается, как бы не попасть в руки татар Шорох листьев от шагов. Тяжелое дыхание. Стук и лязганье колодки
3 Крупный план Лицо Жилина. Тревожный взгляд Ржание коней, потрескивание костров
4 Средний план Татары, заметив Жилина, бросились к нему. Жилин, подобрав цепи от колодки, побежал в сторону своих казаков. Казаки заметили человека, а татары стали спасаться бегством, увидев, что казаков больше Жилин зовет на помощь. Крики, звуки колодки, ржание коней, топот копыт
5 Крупный план Жилин радуется, обнимает казаков, плачет, казаки разбивают колодку, предлагают ему еду Крики радости, звон разбившейся колодки
Сильной стороной работы является пристальное внимание ученика к тексту: отражена природа Кавказа, подчеркнуты детали портрета. Составление киносценария в данном возрасте способствует развитию умения вычитывать и интерпретировать художественный текст. Так-
же киносценарий помогает увидеть эмоциональный отклик читателя-школьника, проверить работу воссоздающего и творческого воображения.
В 6-м классе ученики получают новые дополнительные сведения для совершенствования работы по созданию кино-
сценария. Шестиклассники узнают, что в киносценарий можно включить рассуждения самого автора, то есть предусмотреть закадровый голос. Описание различного шумового сопровождения кадров усиливает реалистический эффект. Второе нововведение касается процесса построения фильма, то есть его монтажа.
Системное использование приема со-
ставления киносценария дает хорошие результаты при работе над изучением таких художественных произведений, как «Повесть временных лет» (убийство Бориса и Глеба), «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина (пробуждение на необитаемом острове), стихотворение И. С. Тургенева «Воробей» (см. таблицу 2) и др.
Киносценарий стихотворения в прозе И. С. Тургенева »Воробей» (автор Светлана Л., 6-й класс)
Таблица 2
№ кадра Смена планов Действие Звук
1 Общий план Сад. Деревья качает сильный ветер. По аллее не торопясь идет охотник, а рядом с ним бежит собака Шум ветра, шаги, шелест листьев, тихая мелодия
2 Средний план Собака замедлила шаги, начала красться Тревожные звуки
3 Крупный план Молодой воробей с пухом на голове Писк воробья, тревожная мелодия
4 Средний план Собака приближается к маленькому воробью, но перед ней упал камнем взрослый воробей Резкий аккорд. Пауза
5 Крупный план Взрослый воробей: взъерошенный, крылья распластаны, его тело трепещет Отчаянный, жалкий писк
6 Средний план Воробей прыгнул в сторону пасти собаки. Собака остановилась Грозная мелодия
7 Крупный план Выражение удивления и уважения к решительности и отваге воробья Тишина
8 Средний план Охотник позвал собаку, и та послушно встала и пошла Свист охотника
9 Средний план Рядом с маленьким сидит взрослый взъерошенный воробей, напряженный, готовый к атаке Напряженная мелодия
10 Крупный план Лицо охотника: добрая, восхищенная, счастливая улыбка, выражение благоговения на лице Торжественная мелодия. Финальные слова автора за кадром
При составлении киносценария, когда происходит «оживление» литературного текста, у учащихся развивается образное мышление, усиливается сопереживание, активизируется воображение.
Как в основе кинофильма лежит определенная идея, так и в основе киносценария учащихся 7-х классов должен быть сквозной мотив, объединяющий эпизоды в одно целое. Яркими примерами
подобных творческих работ являются киносценарии по произведениям А. С. Пушкина «Дубровский» (в сцене пожара можно использовать мотив разгорающегося огня), Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (в сцене гибели Тараса — мотив движения вольного ветра) и др.
Ученикам 8—9-х классов выполнить задание по составлению киносценария и улучшить качество творческой работы
помогут приемы, предлагаемые в книге кинорежиссера А. Митты «Кино между адом и раем». Например, автор отмечает следующие базовые правила, лежащие в основе каждой драматической конструкции:
3 герой последовательно совершает одно простое действие;
3 драматическая перипетия развивается от счастья к несчастью и наоборот;
3 в истории должен быть поворотный пункт;
3 герой преодолевает препятствия, добиваясь своей цели;
3 всегда имеется альтернативный фактор;
3 наличие обязательной сцены [5].
Данные правила стимулируют воображение (в соответствии с законами восприятия), помогают сознательно оценивать каждый элемент фильма, текста, видеть его в развитии, композиционно выстраивать историю от начала и до конца.
Наиболее интересными получаются у учащихся работы по классическим произведениям, традиционно изучаемым в 9-м классе, — роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Тонкие психологические портреты Татья-
ны и Онегина представлены в киносценарии, отражающем финальную сцену объяснения героев. Богатые эмоции, сложные реакции, выраженные в жестах и взглядах, движениях и порывах, свидетельствуют о достаточно глубоком проникновении в характеры героев и о понимании девятиклассниками авторского замысла.
Собственные осознание сложности натуры Печорина и понимание отношения М. Ю. Лермонтова к своему герою ученики могут выразить при составлении киносценария к главе «Максим Макси-мыч» (эпизод встречи Печорина и Максима Максимыча после долгого расставания). Это задание способствует внимательному вычитыванию текста, интерпретированию реплик и поведения героев, для учащихся значение имеет даже пунктуационное оформление каждого пред-ло-жения этого эпизода. Цветовое и звуковое решение кадров свидетельствует о том, что те ученики, которые систематически выполняли подобного рода задания в течение всего периода обучения с 5-го по 9-й класс, научились создавать киносценарии на достаточно высоком уровне.
В качестве примера приведем работу учащегося 9-го класса (таблица 3).
Таблица 3
Киносценарий по рассказу А. Платонова »Неодушевленный враг» (автор Арсений Т., 9-й класс)
Смена плана Действие Звук Цвет
Общий В земле лежат два солдата. Русский, одетый в изношенную, грязную форму, местами порванную, лежит на животе. Его ноги вытянуты, левая рука согнута, правая вытянута в сторону. Немец лежит на спине, раскинув руки. На нем опрятная, чистая одежда Свист пуль, редкие пулеметные выстрелы, крики. Русский: — Кто это? Немец: — Рудольф Вальц Полутьма. Коричневые груды земли. Почти черные силуэты. Изредка небольшие яркие пятна света
Средний Русский и немец дерутся обессиленно, резкими, нервными движениями Свист пуль, крики. Неровное, напряженное, хриплое дыхание Полутьма чередуется со вспышками света
Средний Русский и немец лежат обессилев, без движения, довольно далеко друг от друга. Русский поднял голову и настороженно вслушивается, вглядывается, улавливает запахи Осторожное дыхание, шуршание одежды. Русский (дрожащим голосом): — Зачем вы пришли на нашу землю? Полная темнота
Окончание табл. 3
Смена плана Действие Звук Цвет
Немец (заученно, быстро, без запинки): — Мы организуем тут счастье для своего народа
Крупный Лицо русского. Освещены отдельные черты лица: скулы, испачканные землей, ссадины на щеках, лоб в морщинах. Глаза блестящие, выражающие вопрос и уверенность в своей правоте, неприязнь и каплю сострадания Абсолютная тишина. — Почему вы не похожи на людей? Вокруг темнота, но лицо освещено
Крупный Лицо немца. Белая, будто восковая, кожа. Широко раскрытые стеклянные глаза, в глубине которых таится страх. Контуры напряженного лица теряются в темноте, будто расплываясь Слабое дыхание, редкие далекие выстрелы. — Я ничего не знаю и не должен знать. Фюрер знает. Я не человек, я орудие в его руках Темнота. Силуэты груд земли
Средний Немец прижимается к русскому и начинает его душить. Русский хватает его грубыми сильными руками за воротник. Солдаты опять борются Срывающееся дыхание. Свист пуль еле слышен Темно-коричневый тон земли. Сквозь осыпающуюся землю видно темно-синее небо, на котором одна бледная звезда
Общий Ночь. Широкое поле. Лежат русский и мертвый немец Стрекот кузнечиков. Шелест листьев Черные силуэты леса и построек вдалеке
Средний Мертвый немец, на лбу у которого сидит комар Шум ветра Темно-синее небо, много ярких звезд. Колоски травы серебрятся под луной
В заключение отметим, что прием составления киносценария активизирует читательские качества учащегося, углубляет понимание им художественного текста. Эффективность составления киносценария как приема анализа литературного произведения очевидна: дети учатся сопереживать, у них формируются навыки вдумчивого, медленного чтения, развива-
ется образное мышление, что помогает им при помощи детали выразить общее. Работая над киносценарием, учащиеся наглядно убеждаются в том, что не все в литературном тексте можно перевести на экран.
Составление киносценария углубляет понимание школьниками литературного произведения и раскрывает специфику кино.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Абрамовская. Л. Н. От пересказа к интерпретации: опыт создания развивающего пространства урока/Л. Н. Абрамовская // Творческое чтение в системе литературного образования : сборник научных трудов. — М. : ФГНУ ИХО РАО, 2014. — С. 92—95.
2. Агапова, Л. Е. Развитие образных представлений школьников в работе с художественным текстом / Л. Е. Агапова, Н. Н. Иванов // Ярославский педагогический вестник. — 2011. — № 1. — Т. II (Психолого-педагогические науки) — С. 104—106.
3. Вайсфельд, И. В. О сущности кинодраматургии : учебное пособие / И. В. Вайсфельд. — М. : ВГИК, 1981. — 83 с.
4. Методика преподавания литературы : учебник для пед. вузов. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. — М. : Просвещение, ВЛАДОС, 1994. — 288 с.
5. Митта, А. Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Хичкоку, Тарковскому... / А. Митта. — М. : ACT, 2016. — 496 с.
6. Силантьева, И. И. Алгоритмы преображения: психология вокально-сценического перевоплощения : учеб. пособие / И. И. Силантьева. — М. : Кириллица, 2007. — 360 с.
7. Соломатина, Т. В. Составление киносценария в процессе изучения литературного произведения / Т. В. Соломатина // Литература в школе. — 1978. — № 1. — С. 37—42.
8. Ускова, Д. Н. Развитие интерпретирующей способности личности : автореф. дис. ... докт. психол. наук / Д. Н. Ускова. — М., 2007. — 47 с.
9. Ядровская, Е. Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования (5—11 классы) : монография / Е. Р. Ядровская. —СПб. : Книжный Дом, 2012. — 184 с.
В 2019 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет издания:
Петров А. Ю., Петров Ю. Н., Ериков В. И. и др. Развитие ранней профориентационной деятельности в системе профессионального образования: Коллективная монография / Под ред. А. Ю. Петрова. 185 с.
В коллективной монографии содержатся материалы, отражающие теорию и практику развития системы профессиональной многоуровневой и ранней профориентационной деятельности ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»; освещены задачи развития профессионального образования через систему многоуровневой ранней профориентационной работы в ГГК; описан опыт реализации модели системы многоуровневой и ранней профориентационной деятельности колледжа, раскрыты социально-педагогические предпосылки модернизации его образовательной системы с учетом прохождения практик обучающимися колледжа.
Рассматриваемые материалы не претендуют на полное освещение актуальных проблем многоуровневой и ранней профориентационной деятельности колледжа на современном этапе. Авторы представили собственное видение этих проблем и предложили свои варианты их решения на практике.
Монография адресована научным и практическим работникам системы профессионального образования — преподавателям, методистам и обучающимся профессиональных образовательных организаций.
Работа выполнена в рамках организации деятельности инновационной площадки на базе ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж».
Вербовская Е. В. Технология двигательно-экспрессивного развития ребенка 5—6 лет: Методическое пособие. 294 с.
Пособие представляет собой подробное методическое руководство по реализации педагогической технологии двигательно-экспрессивного развития ребенка 5—6 лет в дошкольных образовательных организациях, центрах поддержки развития ребенка, группах предшкольной подготовки. Предлагается полноценная программа занятий, которую можно проводить в течение учебного года.
Структура методического пособия включает методические основы реализации педагогической технологии, организацию работы с родителями, педагогическую диагностику методом наблюдения, перспективно-тематическое планирование, подробные конспекты занятий с детьми.
Издание адресовано воспитателям ДОО, методистам и педагогам-психологам, родителям, учителям начальных классов, гувернерам, педагогам центров поддержки развития ребенка и организаторам кружковой работы.
г
V
J