МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070
явления учащимся не следует вместо термина «размер» использовать термин «величина» в связи с тем, что выделенные свойства сами являются физическими величинами.
Составляя и используя терминологический словарь по физике, старшеклассники средней общеобразовательной школы четко усваивают то, что каждой выделенной основной физической величине (длина, время, масса, термодинамическая температура, количество вещества, сила электрического тока, сила света) присвоен символ в виде прописной (заглавной) буквы латинского или греческого алфавита, называемый размерностью соответствующей величины.
К сожалению, педагогический опыт показывает, что не все старшеклассники систематически и регулярно составляют и используют терминологический словарь по физике. Как следствие, выделенная группа старшеклассников, в отличие от творчески устремленных, интеллектуально активных и научно компетентных учащихся, показывает низкую академическую успеваемость по этой основной школьной дисциплине.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что регулярное и систематическое составление и использование на занятиях старшеклассниками терминологического словаря по физике позволяет повысить уровень интеллектуального и творческого потенциала учащихся средних общеобразовательных школ по выделенной фундаментальной учебной дисциплине.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно - математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. . Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38
3. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
4. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 2 - С. 77 - 81.
5. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.
© Каримов М.Ф., Карамова А.А., 2017
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация В.Р.Мукимов к.ф.-м.н,, доцент кафедры математики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация
СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Аннотация
Выделены элементы методики обучения старшеклассников средней общеобразовательной школы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_
составлению и использованию на занятиях терминологического словаря по математике.
Ключевые слова
Школьный курс математики, научный термин, терминологический словарь
Все, кто изучает, использует и создает элементарную или высшую математику, явно или неявно обращается к научным терминам выделенной фундаментальной и прикладной научной и учебной дисциплины.
Благодаря этому возникает дидактическая задача составления и использования старшеклассниками средних общеобразовательных школ терминологического словаря по математике.
Составление терминологического словаря по математике, в котором поясняются термины, даются их определения, приводятся формулировки теорем, представляются формулы, уравнения и способы их решения, относится к числу необходимых составляющих учебно-исследовательской деятельности старшеклассника средней общеобразовательной школы [1].
Системно - структурно - функциональная модель [2] школьного терминологического словаря по математике состоит из нижеследующих элементов с соответствующими правилами их формирования:
1. Первая строка таблицы терминологического словаря по математике имеет названия таких столбцов, как порядковый номер, наименование термина на русском и английском языках, определение термина и символ термина;
2. Наименование математического термина состоит из одного слова или словосочетания, отражающего характерные признаки представляемого математического объекта;
3. Определение математического термина выделяет его краткое содержание и объем, составляемые согласно правилам и приемам формальной логики;
4. Обозначение математических терминов в словаре осуществляется с помощью общепринятых для этого латинских и греческих больших или малых букв;
5. Словесная формулировка математических теорем и графическая запись формул и уравнений в терминологическом словаре производится согласно общепринятым в науке нормам м стандартам;
Учитель математики средней общеобразовательной школы руководящий над составлением учащимися терминологическим словарем рекомендует старшеклассникам пользоваться положениями объектного [3], символического [4] математического [5] языков познавательной деятельности настоящих и будущих исследователей действительности.
При составлении терминологического словаря по математике старшеклассники средних общеобразовательных школ начинают хорошо себе представлять математический объект как созданный абстрагирующим умом человека и существующий лишь в его сознании и мышлении в специальных знаках, символах и операциях объект, отражающий предмет, процесс или явление окружающего нас мира.
Учащимся, составляющим школьный терминологический словарь по математике, становится ясно и четко понятно то, что основными математическими объектами в познавательной деятельности настоящего и будущего исследователя действительности выделяются число, множество, величина, уравнение, неравенство, функция, геометрическая фигура, производная и интеграл.
Творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные учащиеся, систематически и регулярно составляя и используя школьный терминологический словарь по математике, добиваются, как показывает педагогический опыт, высокой академической успеваемости по естественно -математическим дисциплинам не только в средней общеобразовательной школе, но и в последующем в высшей профессиональной школе.
Анализируя и обобщая приведенный выше материал, можно сформулировать вывод о том, что составление и использование учащимися средней общеобразовательной школы терминологического словаря по математике необходимое дидактическое средство для повышения качества образования учащейся молодежи.
Список использованной литературы: 1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно - математического
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_
образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Системно - структурно - функциональный под к проектированию и реализации подготовки будущих учителей - исследователей информационного общества // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 125 - 133.
3. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 2 - С. 77 - 81.
4. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.
5. Каримов М.Ф., Набиуллина И.Р. Математический язык и его освоение учащимися средней общеобразовательной школы // Инновационное развитие. - 2017. - № 6. - С 78 - 79.
© Каримов М.Ф., Мукимов В.Р., 2017
УДК37
Е.Е.Мелюханова
Учитель-логопед
МОУ «Пушкарская СОШ Белгородского района Белгородской области»
с.Пушкарное, Российская Федерация
КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье описаны виды дисграфии и способы коррекции нарушений письменной речи у учеников младших классов.
Ключевые слова
Нарушение письменной речи, коррекция.
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.
Р.Е. Лалаева выделила следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическую; дисграфию на основе нарушений фонемного распознавания; на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическую и оптическую.
При артикуляторно-акустической ребенок пишет так, как произносит. Отражение неправильного звукопроизношения на письме. Проявляется в заменах, пропусках букв.
При дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия) буквы заменяются фонетически близкими звуками: свистящими и шипящими, звонкими и глухими. Этот вид дисграфии проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме из-за нарушенной дифференциации твердых и мягких согласных: («писмо» - письмо, «лубит» - любит), замены гласных даже в ударном положении («лис» -лес).
При дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза на письме проявляется в искажениях структуры слова, предложения. Пропуски, перестановки, добавление букв, слогов: («кола» - школа, «коно» - окно, «кота» -комната). Нарушение деления предложения на слова, слитное написание слов, предлогов с другими словами, раздельное написание слова: («вдоме» - в доме).
Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения, текста. Нарушение в установлении логических и языковых связей между предложениями, последовательности описываемых событий, смысловых и грамматических связей, изменении падежных окончаний, нарушении согласования, пропуска членов предложения.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза,