УДК 316.344.2
Е.М. Власова, О.В. Шиняева*
СОСТАВ СРЕДНЕГО КЛАССА В РОССИИ: КРОССРЕГИОНАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ**
В статье анализируется количественный и качественный состав среднего класса в регионах с разным уровнем социально-экономического развития. На основе данных официальной статистики, оригинального социологического исследования среднего класса Самарской и Ульяновской областей авторы выделяют поселенческие, социально-профессиональные характеристики среднего класса России.
Ключевые слова: состав среднего класса, региональный средний класс, роль среднего класса в развитии региона.
Средний класс является сложным социальным субъектом, включающим в свой состав не только разные профессиональные группы, но и различные региональные отряды, особенно в государствах с высоким уровнем территориального неравенства. Многокритериальный подход к выделению среднего класса учитывает его неоднородность по социально-экономическим, демографическим, профессиональным и поведенческим характеристикам. В российском обществе неоднородность среднего класса усиливается региональной дифференциацией. Она настолько велика, что ставит под сомнение существование российского среднего класса как целостного социального субъекта. Уровень жизни, отраслевая структура региональных экономик, специфика рынков труда, состояние сферы профессионального образования, — все эти факторы в совокупности определяют особый состав среднего класса в каждом отдельном регионе.
Цель данной статьи — на основе кроссрегионального исследования выявить специфические черты формирования среднего класса в регионах России. Эмпирической базой анализа выступило проведенное авторами исследование «Средний класс в регионах Поволжья» (2011 г.). Объект исследования — представители среднего класса Самарской и Ульяновской областей. Объем выборочной совокупности — 1200 человек, тип выборки — репрезентативная, целевая по уровню доходов, образования и типу занятости. Метод сбора информации — полуформализованное интервью.
Методологической основой исследования явилась нуклеарная модель структуры среднего класса, которая включает «ядро», «резерв» и «периферию». В качестве объективных критериев выделения среднего класса мы использовали среднедушевой доход (от четырех до десяти прожиточных минимумов, установленных в регионе), образование не ниже среднего специального; нефизический характер труда, а также характер
* © Власова Е.М., Шиняева О.В., 2012
Власова Екатерина Михайловна ([email protected]), Шиняева Ольга Викторовна ([email protected]), кафедра политологии, социологии и связей с общественностью Ульяновского государственного технического университета, 432027, Российская Федерация, г. Ульяновск, ул. Средний Венец, 32.
** Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Средний класс в социальной структуре региона: социально-профессиональный состав, источники рекрутирования, образ жизни», проект № 12-13-73600.
расходов и качество потребления. Широкие доходные границы среднего класса позволили нам выделить особенности не только «ядра» (сегмента с максимальной концентрацией признаков), но и «резервных» групп, которые при благоприятных социально-экономических условиях могут войти в состав полноценного среднего класса.
Факторами, определяющими количественный и качественный состав среднего класса в конкретном регионе России, являются социально-экономические ресурсы (уровень доходов населения, отраслевая структура экономики, специфика рынка труда, развитость предпринимательства); социокультурный капитал региона (доступность и качество системы профессионального образования, квалификация занятого населения, соотношение городского и сельского населения); социально-политические условия (развитость структур гражданского общества, внутренняя и внешняя миграция, опора органов власти на деловые круги региона).
Уровень экономического и социального развития региона напрямую влияет на процесс производства среднего класса. Согласно классификации, предложенной Независимым институтом социальной политики, Самарская область относится к группе развитых регионов, Ульяновская область — к регионам «середины» [1, с. 75—78]. В экономически развитой Самарской области средний класс составляет 28 % от числа активного трудоспособного населения; в т. ч. 25 % его представителей отнесены к «ядру», 40 % входят в «резерв», 35 % — в «периферию». В регионе со средним уровнем экономического развития, Ульяновской области, доля среднего класса среди активного трудоспособного населения — 24 %. Внутренняя структура тоже отличается: в «ядро» входит только пятая часть (18 %), почти половина (44 %) сегодня составляет «резерв» и 38 % — «периферию».
Возрастной и гендерный состав среднего класса в изучаемых регионах имеет как типичные российские черты, так и региональную специфику. В целом для среднего класса каждого региона характерно преобладание мужчин (табл. 1). Самая большая доля мужчин — в «ядре» самарского среднего класса; их здесь в два раза больше, чем женщин. Однако в малых городах часто встречается женское лицо. В малых городах Самарской области 50 % состава среднего класса — женщины, а в Ульяновской области — почти 60 %.
Таблица 1
Демографический состав регионального среднего класса (в процентах от числа опрошенных, «=1200)
Условия Самарская область Ульяновская область
Всего ядро резерв периферия Всего ядро резерв периферия
Удельный вес в выборке 100 25 40 35 100 18 44 38
Гендерный состав
Мужской 55 66 52 52 55 56 59 54
Женский 45 35 47 49 45 44 41 46
Возрастной состав
25-29 15 22 19 9 21 17 29 19
30-39 35 43 42 29 33 32 34 33
40-49 27 17 19 29 22 34 18 19
50-59 23 18 21 33 24 17 19 29
Самарский средний класс «моложе», чем ульяновский. В составе среднего класса Самарской области удельный вес людей моложе 40 лет составляет 65 %, в составе ульяновского — 49 %. Более развитый регион — Самарская область — позволяет в молодом возрасте достигать социального статуса, характерного для среднего класса.
В Ульяновской области механизм социальных лифтов действует иначе: попадание в средний класс чаще сопряжено с более высоким уровнем зрелости; у молодежи шансы на быстрое обретение высокого социального статуса менее реальны. Об этом свидетельствует высокая доля молодых людей в «резерве» и «периферии» ульяновского среднего класса.
Поселенческая дифференциация в том и другом регионе сказывается на составе среднего класса; региональный средний класс сосредоточен в крупных городах: 83 % представителей среднего класса в Самарской области и 66 % — в Ульяновской проживают в областных центрах. Это объясняется концентрацией профессионально-должностных позиций, характерных для среднего класса, в крупных городах. Чем выше уровень урбанизации в регионе, тем шире в таком регионе профессиональная база для формирования среднего класса; «старый средний класс» индустриального общества формируется из предпринимателей и управленцев, «новый средний класс» — из высокообразованных профессионалов.
Реальный состав среднего класса конкретного региона определяется отраслевой структурой региональной экономики, территориальной концентрацией промышленности, развитостью сектора услуг и наукоемких предприятий.
Самарская область представляет собой регион со сложной, многообразной экономической структурой. На ее территории расположены крупные импортозамещающие предприятия автомобилестроения, пищевой промышленности, производства стройматериалов; экспортные производства нефтедобычи, нефтепереработки и предприятия химической отрасли. В последние десять лет в области сформировалась развитая бизнес-среда, возникли крупные региональные компании, сформировался квалификационный потенциал населения. Относительно высокий, по сравнению со среднероссийским, уровень доходов населения стимулировал активное развитие сферы торговли и услуг, в том числе образовательных. Самарская область сегодня — это агломерация с высокой концентрацией высокообразованного населения.
Ульяновская область относится к среднеразвитым регионам. Причина отставания области от регионов-лидеров — преобладание отраслей с низкой конкурентоспособностью. Высокая доля промышленности не способствует быстрому развитию региона, наблюдается узкая специализация на отраслях машиностроения и приборостроения. Для области характерен невысокий уровень развития третичного сектора. В период с 2005 по 2010 годы численность самарского населения, занятого в обрабатывающих производствах, сократилась на 13 %, ульяновского — только на 6 %; доля занятых в сфере здравоохранения и услуг в Самарской области увеличилась на 14 %, в Ульяновской области — на 1 % [2, с. 106—108].
Обозначенная специфика региональных экономик отразилась на структуре среднего класса рассматриваемых областей (табл. 2). Средний класс Самарской области сконцентрирован в сфере услуг. Почти треть представителей «ядра» вовлечена в данный сектор экономики. Второй по распространенности является сфера транспортных услуг и строительства. Занятость в промышленности менее характерна для основных сегментов среднего класса Самарской области.
Преобладание промышленности в экономике Ульяновской области привело к тому, что почти треть представителей среднего класса занята в данной отрасли, это больше аналогичного показателя по самарскому региону. Промышленные предприятия машиностроения относятся к зависимым от федерального финансирования, а значит, они являются местом занятости менее обеспеченных групп среднего класса: «резерва» и «периферии».
«Ядро» среднего класса Ульяновской области концентрируется в сфере строительства, транспорта и органов управления. Сфера услуг является третьей по распростра-
ненности отраслью занятости среднего класса, но доля занятых в ней практически вдвое меньше, чем среди представителей среднего класса Самарской области. Как в Самарской, так и в Ульяновской областях жители, занятые в науке, образовании, здравоохранении, не составляют значимой доли среднего класса — 14—15 %. Доходы работников бюджетных сфер сегодня не позволяют входить в состав среднего класса, несмотря на высокий уровень культурного капитала и особую социальную миссию.
Таблица 2
Отраслевой портрет регионального среднего класса (в процентах от числа опрошенных, «=1200)
Сфера деятельности Самарская область Ульяновская область
Всего ядро резерв периферия Всего ядро резерв периферия
Удельный вес в выборке 100 25 40 35 100 18 44 38
Промышленность 16 12 18 17 28 12 32 32
Строительство, транспорт Сфера услуг (туризм, реклама, юриспруденция) 19 25 16 33 15 26 22 21 15 16 27 22 16 17 10 13
Связь, ИТ и компьютерные технологии 4 9 3 2 9 7 5 11
Финансы, кредитование, страхование 6 8 7 4 5 2 5 6
Наука, образование 9 6 11 10 9 9 5 10
Здравоохранение 5 5 5 5 7 9 2 9
Культура, искусство, журналистика Государственное или муниципальное управление, армия, полиция 1 13 5 5 4 13 6 11 4 4 3 0 7 6 2 5
Другое 6 7 4 7 3 9 4 1
По должностному статусу портреты региональных средних классов также имеют существенные различия (табл. 3). Средний класс Самарской области во всех сегментах — это, прежде всего, профессионалы с высшим образованием. В составе ульяновского среднего класса многочисленной является группа руководителей высшего звена предприятий, органов управления. Доля руководителей здесь — вдвое больше, а доля профессионалов — вдвое меньше.
Высокий уровень образования — визитная карточка среднего класса. Удельный вес жителей с высшим образованием в «ядре» российского среднего класса выше в 3 раза, чем среди всего населения РФ [3, с. 13]; в Самарской области — в 3,6 раза, в Ульяновской — в 4,2 раза (табл. 4).
Средний класс концентрирует в себе самую образованную часть регионального социума; образование и квалификация являются тем капиталом, за который представители среднего класса получают свой доход. Чем более развита социокультурная сфера региона, тем больше доля высокообразованного населения в составе среднего класса, и тем более значимо образование как ресурс его воспроизводства. Средний класс Самарской области в целом имеет более высокий уровень образования: больше удельный вес с высшим образованием; каждый 8-й представитель данного класса имеет два высших образования или ученую степень.
В Ульяновской области 5-я часть среднего класса имеет среднее специальное образование (в Самарской области — только 9 %). В регионах со средним уровнем развития, к которым относится Ульяновская область, пороги попадания в средний класс преодолеваются за счет иных ресурсов: занимаемая должность, размер дохо-
дов, предпринимательская деятельность. Ульяновский средний класс менее амбициозен, но он больше ориентирован на инициативу в труде и образовании, обладает более высоким потенциалом для развития в ближайшей перспективе.
Таблица 3
Должностной портрет регионального среднего класса (в процентах от числа опрошенных, «=1200)
Самарская область Ульяновская область
Всего ядро резерв периферия Всего ядро резерв периферия
Удельный вес в выборке 100 25 40 35 100 18 44 38
Рабочий 2 0 0 4 5 0 6 5
Служащий без высшего образования 14 2 16 18 10 7 9 11
Специалист с высшим образованием 57 58 70 49 47 32 47 54
Руководитель среднего или низшего звена 18 15 11 23 19 15 22 20
Топ-менеджер, руководитель 9 25 3 7 19 45 16 10
Таблица 4
Уровень образования населения РФ, Самарской и Ульяновской областей (в % от численности населения и среднего класса)
Регион Слои Послевузовское Высшее Среднее Общее
населения образование образование профессиональное среднее
РФ Все население* 0,6 23 31 35
Средний класс 2 67 30 1
России**
Самарская Все население 0,7 24 34 32
область Ядро 3 87 9 0
Резерв 0 81 19 0
Периферия 1 70 29 0
Ульяновская Все население 0,4 19 34 39
область Ядро 2 79 19 0
Резерв 2 82 16 0
Периферия 1 73 25 0
Источник: *Всероссийская перепись населения 2010 года ; **Горшков М.К. Городской средний класс. С. 13
Предприниматели являются существенной группой в составе среднего класса тех регионов, где наемные профессионалы не преодолевают доходные барьеры. В «ядре» среднего класса Ульяновской области предпринимателей в два раза больше, чем в аналогичном сегменте среднего класса Самарской области (табл. 5).
Итак, кроссрегиональный анализ позволил выявить общие черты региональных отрядов среднего класса: преобладание мужчин, высокий образовательный потенциал, концентрация в крупных городах и региональных центрах. Одновременно существенные различия в экономическом, социокультурном, политическом развитии регионов определяют особенности состава и воспроизводства регионального среднего класса.
Более активные позиции социально-политических и экономических субъектов Самарской области сформировали относительно молодой региональный средний класс с высокой долей профессионалов; они заняты преимущественно в третичном секторе экономики. Более авторитарная система управления Ульяновской об-
ласти и преобладание индустриального сектора экономики способствовали воспроизводству среднего класса преимущественно из числа руководителей разных уровней, служащих государственного аппарата и предпринимателей.
Таблица 5
Удельный вес предпринимателей в составе регионального среднего класса (в процентах от числа опрошенных, «=1200)
Самарская область Ульяновская область
Всего ядро резерв периферия Всего ядро резерв периферия
Удельный вес в выборке 100 25 40 35 100 18 44 38
Предприниматели, имеющие наемных работников 5 10 4 3 8 16 7 2
Предприниматели без наемных работников (частная практика) 4 2 6 3 5 7 4 7
Всего предпринимателей 9 12 10 7 13 23 11 9
Черты классического среднего класса, получившего распространение в западных обществах, в определенной мере представлены в «ядре» регионального среднего класса: отсутствие материальных трудностей, качественное потребление, финансовые сбережения. При этом и для «ядра», и, тем более, для «резерва» среднего класса регионов России пока не характерными являются инвестиционная деятельность и участие в работе социально-политических объединений, структур гражданского общества.
Библиографический список
1. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? // Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2005. 278 с.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. М.: Рос-стат, 2011. 581 с.
3. Средний класс в современной России / отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2008. 320 с.
E.M. Vlasova, O.V. Shinyaeva*
STRUCTURE OF MIDDLE CLASS IN RUSSIA: CROSS REGIONAL
COMPARISON
The article is focused on the analysis of quantitative and qualitative structure of the middle class in the regions with different levels of social and economic development. On the basis of official statistical data, original sociological research of the middle class of Samara and Ulyanovsk regions, authors distinguish settlers' and social and professional characteristics of the middle class in Russia.
Key words: middle class structure; regional middle class, role of middle class in regional development.
* Vlasova Ekaterina Mikhailovna ([email protected]), Shinyaeva Olga Viktorovna ([email protected]), the Dept. of Sociology, Political Sciences and Public Relations, Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, 432027, Russian Federation.