Научная статья на тему 'СОСТАВ И АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ'

СОСТАВ И АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административные правонарушения / контрольно-надзорные мероприятия / общественный мониторинг / многоквартирный дом / administrative offenses / control and supervision measures / public monitoring / apartment building

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Сергеевич Сохранов, Иван Геннадьевич Буркин

В июле-августе 2022 года НП «ЖКХ Контроль» совместно с прокуратурой Тамбовской области провел общественный мониторинг ситуации с привлечением организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, к административной ответственности, предусмотренных кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях («Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ). Мониторинг охватил период привлечения таких организаций к административной ответственности с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. во всех 85 субъектах Российской Федерации. В ходе данного мониторинга исследовались количественные показатели привлечения организаций, занимающихся управлением многоквартирными домами, к административной ответственности уполномоченными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Composition and Analysis of Administrative Violations in Management of Apartment Buildings

In July-August 2022, NP “HCS Control”, together with the prosecutor's office of the Tambov Region, conducted a public monitoring of the situation with the involvement of organizations that manage apartment buildings to administrative responsibility, provided for by the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses ("Code of the Russian Federation on administrative offenses” dated December 30, 2001 No. 195-FZ). The monitoring covered the period of bringing such organizations to administrative responsibility from January 01, 2019 to December 31, 2021 in all 85 constituent entities of the Russian Federation. The monitoring revealed the quantitative indicators of instituting administrative action against organizations involved in the management of apartment buildings by authorized bodies.

Текст научной работы на тему «СОСТАВ И АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ»

УДК 242.9

DOI: 10.17277^^.2023.01^.110-124

В июле-августе 2022 года НП «ЖКХ Контроль» совместно с прокуратурой Тамбовской области провел общественный мониторинг ситуации с привлечением организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, к административной ответственности, предусмотренных кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях («Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ). Мониторинг охватил период привлечения таких организаций к административной ответственности с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. во всех 85 субъектах Российской Федерации. В ходе данного мониторинга исследовались количественные показатели привлечения организаций, занимающихся управлением многоквартирными домами, к административной ответственности уполномоченными органами.

Ключевые слова: административные правонарушения; контрольно-надзорные мероприятия; общественный мониторинг; многоквартирный дом.

Сергей Сергеевич Сохранов, исполнительный директор, НП «ЖКХ Контроль», Москва, Россия;

oprf2012@mail.ru

Иван Геннадьевич Буркин, старший прокурор, отдел прокуратуры Тамбовской области, Тамбов, Россия;

kon-savin@yandex.ru

СОСТАВ И АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ

Методика исследования

Даты проведения мониторинга: август 2022 г.

Данные для мониторинга были взяты из открытой части Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) [3]. «Реестр административных правонарушений» (Шр8:// dom.gosuslugi.rU/#l/public/rap-rp) составляется в соответствии с положениями приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 г. № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Нормативная основа учета в сфере ЖКХ также обеспечивается и другими официальными актами [6, 8].

В ходе мониторинга оценивались количественные показатели по привлекаемым организациям по 21 составу административных правонарушений:

Мониторинг ситуации с привлечением организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, к административной ответственности.

1. Ст. 7.22 КоАП РФ. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и(или) жилых помещений.

2. Ст. 7.23 КоАП РФ. Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.

3. Ст. 7.23.2 КоАП РФ. Нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов.

4. Ст. 7.23.3 КоАП РФ. Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

5. Ст. 9.16 часть 4 КоАП РФ. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

6. Ст. 9.16 часть 5 КоАП РФ. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.

7. Ст. 9.23 часть 1 КоАП РФ. Нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и(или) внутриквартирно-го газового оборудования.

8. Ст. 9.23 часть 2 КоАП РФ. Уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и(или) внутри-квартирного газового оборудования.

9. Ст. 9.23 часть 3 КоАП РФ. Отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и(или) внутриквартирного газового оборудования.

10. Ст. 9.23 часть 4 КоАП РФ. Уклонение от замены оборудования либо уклонение от заключения договора о техническом диагностировании внутридомового и(или) внутриквартирного газового оборудования.

11. Ст. 13.19.2 КоАП РФ. Нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ.

12. Ст. 14.1 часть 1 КоАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица.

13. Ст. 14.1.3 КоАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии.

14. Ст. 14.1.3 часть 2 КоАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

15. Ст. 19.4 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

16. Ст. 19.4.1 КоАП РФ. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

17. Ст. 19.5 КоАП РФ. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

18. Ст. 19.5 часть 24 КоАП РФ. Ненадлежащее выполнение законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль об устранении нарушений лицензионных требований.

19. Ст. 19.6 КоАП РФ. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

20. Ст. 19.7 КоАП РФ. Непредставление сведений (информации).

21. Ст. 20.25 КоАП РФ Уклонение от исполнения административного наказания.

Для формирования данной выборки определены все составы, напрямую касающиеся организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, отраженные в ГИС ЖКХ.

О проблемах при исследовании

Сайт ГИС ЖКХ позволяет получить информацию по проблемам тремя способами.

Первый способ - с помощью реестра «Привлечение организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД, и их должностных лиц к административной ответственности» (рис. 1), второй - «Реестр административных правонарушений» (рис. 2).

Однако, как показал мониторинг, информация не всегда корректно отображается в данных базах. Замечено расхождение по числу привлеченных организаций по управлению многоквартирными домами (МКД) в одном субъекте, по одному составу в один период времени [1].

Наблюдалось несовпадение числа административных дел в зависимости от раздела и региона. Например, по разделу «Привлечение организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД, и их должностных лиц к административной ответственности» для регионов Псковская область и Республика Северная Осетия - Алания соответственно 1 и 4, по разделу «Реестр административных правонарушений» для данных регионов - 0.

Третий способ - сопоставление данных, размещенных на сайте ГИС ЖКХ, с официально опубликованной на сайтах региональных органов государственного жилищного надзора и лицензионного контроля информацией об итогах работы за рассматриваемые периоды.

Рис. 1. Реестр «Привлечение организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД, и их должностных лиц к административной ответственности»

(https://dom.gosuslugi.rU/#l/managing-liability/territory-issues)

Рис. 2. «Реестр административных правонарушений»

В ходе сопоставления таких данных установлено, что уполномоченными органами власти не в полном объеме или недостоверно раскрывается информация в системе, что исключает возможность конечного потребителя услуг и иных лиц получить достоверные сведения о выявленных нарушениях в деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и(или) оказание коммунальных услуг.

Например, по данным системы за период 2020 г. организации, осуществляющие управление многоквартирными домами на территории Карачаево-Черкесской Республики, не привлекались к административной ответственности ни по одному из составов административных правонарушений, перечисленных выше.

При этом на официальном сайте Управления государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики опубликован отчет о деятельности надзорного органа за 2020 г., в котором приведены следующие сведения: «В 2020 году в Управление государственного жилищного надзора КЧР поступило 538 обращений граждан и организаций. Управлением проведено всего 210 проверок в отношении управляющих организаций. По результатам выявленных нарушений выдано 672 исполнительных документов, из них 210 актов, 341 предписание, 81 предостережение, оформлено 16 протоколов об административном правонарушении».

Ситуация повторилась и в 2021 г. При отсутствии сведений в ГИС ЖКХ Управлением заявлено о выявлении в ходе проведенных внеплановых проверок в рамках государственного жилищного надзора 41 факта и в рамках осуществления лицензионного контроля 579 фактов нарушений обязательных (лицензионных) требований, связанных с несоблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, правил управления многоквартирным домом, правил начисления платы.

Нулевые показатели выявлены и при исследовании результатов контрольно-надзорной практики департамента жилищного надзора министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия.

Согласно отчету органа власти, размещенному на официальном сайте министерства, «с учетом действующих ограничений, в 2020 году специалистами Департамента проведено 113 внеплановых документарных (выездных) проверок, по результатам которых выдано 45 предписаний об устранении выявленных нарушений действующего законодательства. В том числе, до 3 апреля (в отношении управляющих и обслуживающих организаций) проведено 105 проверок, по результатам которых выдано 36 предписаний, из которых 26 исполнены, остальные на контроле».

За 2019 год уполномоченным органом власти Республики Хакасия заявлено о 72 случаях привлечения к административной ответственности.

При этом отчет содержит сведения о составлении 122 протоколов об административных правонарушениях:

- по ст. 7.21 КоАП РФ - 17 протоколов;

- ст. 7.22 КоАП РФ - 10;

- ст. 7.23 КоАП РФ - 13;

- части 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ - 25 протоколов, из которых подвергнуты наказанию в виде штрафа 2, по 23 вынесены предупреждения;

- части 1 ст. 19.5 КоАП РФ - 18;

- части 24 ст. 19.5 КоАП РФ - 16;

- части 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ - 13;

- части 4 ст. 9.16 КоАП РФ - 9;

- части 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ - 1.

Не стала исключением и Республика Тыва. При нулевых показателях за периоды 2019, 2020 гг. на официальном сайте служба государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва публикует сведения о наличии фактов привлечения к административной ответственности в 2019 г. в 77 случаях, 2020 г. - в 172 случаях.

Обозначенная проблема характерна не только для республик, входящих в состав Российской Федерации, но и для иных регионов.

У экспертов в ходе исследования информации, размещенной в ГИС ЖКХ, вызвало сомнение отсутствие сведений за 2021 г. о фактах привлечения к административной ответственности лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, расположенными на территории Тульской области.

При обращении к сайту Государственной жилищной инспекции Тульской области (https://gzi.tularegion.ru/upload/iblock/eee/eee530d227b33ad918 d8bcc9164df496.pdf) выявлено, что за рассматриваемый период инспекцией проведены 1 254 внеплановые проверки и составлено 1 048 протоколов об административных правонарушениях. В 118 случаях административному наказанию лица подвергнуты судами общей юрисдикции, 830 дел рассмотрено инспекцией.

Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ.

Разделы 4 и 5 документа содержат требования к размещению информации в системе органами власти, уполномоченными на осуществление государственного жилищного надзора и муниципального жилищного и лицензионного контроля.

Проведенное исследование показало отсутствие организованного процесса внесения сведений в систему, что явилось дополнительным подтверждением факта отсутствия в системе полной и достоверной информации не только о деятельности управляющих организаций, но и о проводимых в интересах граждан РФ контрольно-надзорных мероприятиях и их результатах.

Итоги проведенного мониторинга

По итогам проведенного мониторинга можно сделать следующие выводы.

За три года организации привлекались к административной ответственности 137 585 раз: 2019 г. - 68 562; 2020 г. - 38 898; 2021 г. - 30 035. Отметим, что наибольшее число административных протоколов составлено в 2019 г., а наименьшее - в 2021 г., что очевидно связано с введенными ограничениями на проведение проверок из-за ситуации с новой коронави-русной инфекцией и введением моратория на проведение проверок в отношении организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.

Формируемый НП «ЖКХ Контроль» (Москва) ежеквартально рейтинг проблем в сфере ЖКХ подтверждает приведенный довод о негативных последствиях введения моратория на проведение проверок в отношении организаций, осуществляющих управление МКД.

На протяжении трех лет подряд главным блоком проблем потребители жилищно-коммунальных услуг определяли совокупность вопросов, касающихся начисления платы за оказываемые услуги. Так, в 2017 г. доля таких обращений собственников составила 28 %, 2018 г. - 19,3 %, 2019 г. - 15,7 %. Для общего представления стоит пояснить, что доля вопросов о качестве услуг по содержанию общего имущества в МКД в указанных периодах составляла 12,2, 13,8 (это третья позиция рейтинга) и 15,5 % (вторая позиция рейтинга) соответственно.

Изменение произошло в мораторном 2020 г. При общем увеличении количества обращений более чем на 17 % актуальность вопросов содержания общего имущества получила первоочередное значение и составила 16,3 % обращений (первое место в рейтинге проблем). Это свидетельствует в первую очередь о том, что обеспеченная государством безнаказанность управляющих организаций повлекла за собой снижение качества оказываемых услуг, а меры, направленные на пресечение распространения инфекции, обеспечили возможность таких компаний не общаться с конечными потребителями.

2021 год стал продолжением 2020 года в разрезе обозначенных ограничений и одновременно показателем утраты доверия к уполномоченным на осуществление контрольно-надзорных мероприятий в сфере ЖКХ органам государственной власти. Это одна из возможных причин снижения количества рассмотренных административных дел и числа случаев привлечения к административной ответственности при повышении числа обращений с жалобами на управляющие организации.

Дальнейшим подтверждением правомерности приведенного вывода стал 2022 г. и введение новых ограничений постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». Закономерно, вновь на первое место вышли вопросы содержания общего имущества (16,1 %) [5].

Из мониторинга следует, что наибольшее число административных дел за три года было возбуждено: в Московской области - 14 083; Удмурдской Республике - 5 938; Республике Татарстан - 5 386; наименьшее: Псковская область - 13; Республика Алтай - 9; Тульская область - 1.

Впрочем, незначительное количество возбужденных дел об административных правонарушениях и выданных предписаний - это очевидно не отражение благополучия в МКД региона, а скорее следствие особенностей функционирования системы в данном регионе.

Эксперты, учитывая сопоставление информации о количестве поступивших обращений, опубликованной на официальных сайтах уполномоченных органов власти, не исключают наличие в отдельных случаях коррупционной составляющей, пресечение которой могло бы привести к увеличению числа случаев подтверждения фактов неисполнения организациями, осуществляющими управление МКД в регионах, требований закона и условий заключенных договоров управления.

За три года, которые охватывал мониторинг, подавляющее большинство протоколов составлено по основаниям, затрагивающим нарушение

лицензионных требований в сфере управления МКД, что в свою очередь отражает ситуацию с числом домов, которые обслуживаются управляющими организациями, так как управление домом ТСЖ/ТСН или ЖСК не являются лицензируемым видом деятельности.

Также следует отметить, что по ст. 9.23 ч. 3 возросло число протоколов, что характеризует интенсификацию работы специализированных организаций по проверкам внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Максимальное число дел за три года возбуждалось по составам:

- ст. 14.1.3 ч.2 КоАП РФ (28 128 выданных предписаний). Осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований;

- ст. 19.5 ч.24 КоАП РФ (12 887 предписаний). Ненадлежащее выполнение законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль об устранении нарушений лицензионных требований;

- ст. 19.5 КоАП РФ (11 415). Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

При этом за разные годы третья строчка перечня наиболее частых составов административных правонарушений, по которым привлекались организации, отличается. Так, на третьем месте в 2019 г. оказалась ст. 9.16 ч. 4 КоАП РФ - несоблюдение лицами, ответственными за содержание МКД, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в МКД.

В 2020 г. - ст. 7.23.3 КоАП РФ - нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД.

В 2021 г. - ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

Общий сводный рейтинг составленных актов приведен в табл. 1.

За период, который охватывал данный мониторинг, реже всего привлекались к ответственности организации, осуществляющие управление многоквартирными домами по следующим составам:

- ст. 14.1 часть 1 КоАП РФ (6 протоколов) - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица;

- ст. 20.25 КоАП РФ (46 протоколов) - уклонение от исполнения административного наказания;

Общий сводный рейтинг составленных актов

Годы Состав правонарушения

14.1.3 ч. 2 19.5 ч. 24 19.5 9.16 ч. 4 7.23.3 9.23 ч. 3

2019 14 265 8 119 - 6661 - -

2020 8 179 3 606 - - 3240 -

2021 5 684 - 3309 - - 4771

ВСЕГО 28 128 12 887 11 415 6661 3240 4771

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ст. 7.23.2 КоАП РФ (408 протоколов) - нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов.

Исходя из количества протоколов об административных правонарушениях, можно сделать вывод о том, что проблема передачи технической документации в случае смены лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, не стоит остро.

Следует отметить и то, что малое количество (762 шт.) протоколов об административных правонарушениях по ч. 5 ст. 9.16 «Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах», может свидетельствовать либо о недостаточно внимательном отношении собственников к вопросам повышения энергоэффективности своего дома, либо при недостаточном внимании контрольно-надзорных органов к вопросам информированности граждан о способах уменьшения платы за коммунальные услуги путем внедрения энергоэффективных технологий.

Распределение по годам показано в табл. 2.

Сводный рейтинг за три года с распределением по административным протоколам приведен в табл. 3.

Отдельно проведено исследование по привлечению организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД, к административной ответственности за период с 01 января по 30 июня 2022 г.

Таблица 2

Общий сводный рейтинг протоколов об административных правонарушениях

Годы Состав правонарушения

14.1 ч. 1 20.25 19.6 19.4 20.25

2019 2 24 160 - -

2020 3 15 - 149 -

2021 1 - 2 - 9

Сводный рейтинг за три года с распределением по административным протоколам

Состав правонарушения Число составленных протоколов (%)

14.1.3 ч. 2 28 128 (20)

19.5 ч. 24 12 887 (9)

19.5 11 415 (8)

14.1.3 10 245 (7)

7.22 8 750 (6)

9.16 ч. 4 8 620 (6)

9.23 ч. 3 8 543 (6)

7.23.3 7 643 (6)

13.19.2 7 600 (6)

9.23 ч. 2 7 225 (5)

9.23 ч. 1 6 298 (5)

19.4.1 5 869 (4)

19.7 5 039 (4)

7.23 3 881 (3)

19.4 2 331 (2)

9.23 ч. 4 1 375 (1)

9.16 ч. 5 762 (1)

19.6 603 (0)

7.23.2 408 (0)

20.25 48 (0)

14.1 ч. 1 6 (0)

Исследование проводилось по той же методике и с использованием того же источника данных, однако результаты этого периода не входят в обобщенный мониторинг, по причине того, что привлечение к административной ответственности в течение года носит неравномерный характер, и для иллюстрации результатов имеет смысл исследование за первое полугодие 2022 г. рассматривать отдельно.

В рассматриваемый период времени составлено 15 456 протоколов. Наибольшее количество протоколов было составлено в следующих регионах: Кировская область - 438; Краснодарский край - 460; Оренбургская область - 473; Свердловская область - 502; Архангельская область - 559; Москва - 569; Удмурдская Республика - 596; Московская область - 844; Пермский край - 893; Республика Башкортостан - 1092. Наименьшее число протоколов составлено в регионах: Псковская область, Республика Тыва, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Кабардино-Балкарская Республика - 0; Севастополь - 1; Тульская область - 2;

Таблица 4

Статистика по составленным протоколам составов правонарушений за первое полугодие 2022 года

Состав правонарушения Число составленных протоколов

14.1 ч. 1 1

20.25 2

19.6 6

9.16 ч. 5 29

9.23 ч. 4 32

7.23.2 36

14.1.3 100

9.16 ч. 4 140

9.23 ч. 2 388

7.23 644

19.5 ч. 24 670

9.23 ч. 1 812

19.7 815

13.19.2 917

19.4.1 1 040

19.4 1 053

7.23.3 1 226

19.5 1 322

7.22 1 380

9.23 ч. 3 1 381

14.1.3. ч. 2 3 462

За первое полугодие 2022 года статистика по составленным протоколам по составам правонарушений приведена в табл. 4.

За первое полугодие 2022 года активнее всего выносили постановления в следующих субъектах: Москва - ст. 7.22 - 253; Оренбургская область - ст. 9.23 ч. 3 - 252; Московская область - ст. 9.23 ч. 2 - 202, ст. 14.1.3 ч. 2 - 284; Волгоградская область - ст. 9.23 ч. 3 - 345; Удмурд-ская Республика - ст. 7.23.3 - 172, ст. 9.23 ч. 1 - 168; Республика Башкортостан - ст. 7.23.3 - 301, ст. 9.23 ч. 1 - 300, ст. 19.7 - 300.

Ни одного постановления за первое полугодие не было вынесено в следующих субъектах: Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Псковская область.

Даже с учетом различий в количестве эксплуатируемых на территории каждого из регионов МКД налицо существенный перекос по составлению протоколов и вынесению предписаний по различным составам правонарушений в разных субъектах РФ как по видам, так и числу, что ставит

в неравные условия исполнителей жилищно-коммунальных услуг в данных регионах.

Данный анализ свидетельствует и о низкой исполнительской дисциплине субъектов, ответственных за внесение информации в ГИС ЖКХ. Соответственно, потребители жилищно-коммунальных услуг не могут получить объективную информацию как о деятельности управляющих организаций, так и состоянии рынка управления МКД в целом.

В ходе мониторинга очевидной проблемой стало отсутствие закрытого перечня для выбора статей, по которым привлекаются организации. Например, введение в строке поиска наименования ч. 2 ст. 14.1.3, может также отражаться как КоАП ст. 14.1.3 ч. 2; ст. 14.1.3 ч. 2 и т.д., что, по сути, является одним и тем же составом и затрудняет поиск.

Вызывает вопрос качество предоставленных сведений о привлекаемых организациях и количестве административных дел. Должно стать объектом пристального внимания отличающееся в разы число дел от региона к региону, например: Самарская область - 3741 дело за три года, в то время как в Республике Алтай - 0 за 2021 год, Омская область -1872 дела, Республика Хакасия - 0.

В ходе мониторинга ГИС ЖКХ не выявлено дел о привлечении к административной ответственности организаций и должностных лиц в Республике Тыва по ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП. Вместе с тем на официальном сайте Верховного суда Республики Тыва имеются сведения о привлечении к административной ответственности по вышеназванной статье (№ 21-44/2020).

Также не выявлены дела о привлечении к административной ответственности организаций и должностных лиц в Красноярском крае по ст. 19.6 КоАП. Вместе с тем на официальном сайте Красноярского краевого суда имеются сведения о привлечении к административной ответственности по вышеназванной статье.

В Хабаровском крае не отражены сведения о привлечении к административной ответственности по ст. 19.6 КоАП, что подтверждается сведениями с сайта Хабаровского краевого суда - дело № 12-797/2019. На официальном сайте Верховного суда Республики Хакасия размешены два дела об административном правонарушении по ст. 9.23 КоАП РФ (№№ 7р-183/2020, 7р-191/2020). Однако указанная информация не отражена в ГИС ЖКХ.

В текущем году в связи со сложившейся неблагоприятной экономической обстановкой ввиду санкционных ограничений Президентом Российской Федерации Путиным В. В. и Правительством Российской Федерации принят ряд дополнительных мер для поддержки российского бизнеса, в том числе принято обозначенное ранее постановление Правительства Российской № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которым установлен мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов.

Генеральной прокуратурой России в марте 2022 г. также принят ряд организационно-распорядительных мер для снижения числа проверок прокуроров низового звена в отношении субъектов предпринимательства [7].

С марта 2022 года их проведение прокурорами городов и районов стало возможным исключительно с согласия руководителя прокуратуры региона или приравненной к ней специализированной прокуратуры.

Вместе с тем, согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 10 месяцев 2022 г., прокурорами выявлено 334 217 нарушений законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что на 6,3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года, в суды направлено 24 617 исков (на 16,1 % больше, чем за 10 месяцев 2021 г.), внесено 109 488 представлений (на 3,1 % больше, чем за 10 месяцев 2021 г.), по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 18 508 должностных лиц и организаций (на 8,4 % больше, чем за 10 месяцев 2021 г.).

Заключение

Таким образом, прокурорами в текущем году акцент надзорных мероприятий смещен в сторону соблюдения должностными лицами органов местного самоуправления, а также органов исполнительной власти регионов, требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, так как зачастую именно бездействие уполномоченных органов власти порождает ненадлежащее оказание коммунальных услуг населению.

По итогам обобщения информации, полученной в ходе проведения мониторинга, полагаем необходимым обозначить следующие проблемы.

1. Необходимость приведения к единообразному подходу к систематизации сведений в двух реестрах информации:

- «Привлечение организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД, и их должностных лиц к административной ответственности».

- «Реестр административных правонарушений»

2. Необходимость установления закрытого перечня составов административных правонарушений, исключающего возможность искажения показателей противоправной деятельности субъектов правоотношений.

3. Усиление прокурорского надзора за деятельностью уполномоченных органов власти - поставщиков информации за сроками, полнотой и достоверностью информации размещенной такими органами власти в ГИС ЖКХ. На сегодняшний день результаты мониторинга позволили сделать вывод о бездействии уполномоченных органов власти, приводящем к отсутствию на официальном портале информации достоверных сведений о фактах проведения проверок и привлечения к административной ответственности лиц, от которых зависит безопасность условий проживания подавляющего количества граждан РФ в МКД.

Одновременно стоит говорить о необходимости усиления контроля со стороны руководства уполномоченных органов власти за должностными лицами, на которые такие обязанности по размещению информации возложены.

4. Усиление прокурорского надзора за деятельностью органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и лицензионного контроля на предмет выявления фактов коррупционных проявлений, являющихся причинами исключения ответственности поставщиков услуг в отдельных случаях.

5. Недопустимость введения государством безусловных ограничений в части проведения проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, являющихся поставщиками жилищно-коммунальных услуг (управляющие, ресурсоснабжающие организации). Стоит учитывать, что при введении таких ограничений, сохраняются требования ст. 153 ЖК РФ о своевременном внесении потребителями платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что в целом обеспечивает возможность исполнения субъектами правоотношений принятых на себя обязательств.

Список литературы

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 21.11.2022). - Текст электронный. - URL : https://mtseti.ru/images/docs/norm/Zil-kodeks-s-izm-01-03-23.pdf (дата обращения: 05.05.2023).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022, с изм. от 24.11.2022). - Текст электронный. - URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 05.05.2023).

3. О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства: федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ (ред. от 30.12.2021). -Текст электронный. - URL : https://base.garant.ru/70700450/ (дата обращения: 05.05.2023).

4. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»): постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 23.09.2022). - Текст электронный. - URL : https://base.garant.ru/12186043/ (дата обращения: 05.05.2023).

5. Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля: постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 (ред. от 10.11.2022). - Текст электронный. - URL : https://base.garant.ru/403681894/ (дата обращения: 05.05.2023).

6. Об утверждении и о введении в действие статистического отчета «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» по форме он и Инструкции по его формированию: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21.02.2022 № 98. - Текст электронный. - URL : https://base.garant.ru/403581812/ (дата обращения: 05.05.2023).

7. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере: приказ Генерального прокурора РФ от 03.03.2017 № 140. - Текст электронный. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71559554/ (дата обращения: 05.05.2023).

8. Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней (зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2016 № 41149) : приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 декабря 2015 г. № 589/944/пр. - Текст электронный. -URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71237918/ (дата обращения: 05.05.2023).

References

1. Available at: https://mtseti.ru/images/docs/norm/Zil-kodeks-s-izm-01-03-23.pdf (accessed 05 May 2023).

2. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (accessed 05 May 2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Available at: https://base.garant.ru/70700450/ (accessed 05 May 2023).

4. Available at: https://base.garant.ru/12186043/ (accessed 05 May 2023).

5. Available at: https://base.garant.ru/403681894/ (accessed 05 May 2023).

6. Available at: https://base.garant.ru/403581812/ ). (accessed 05 May 2023).

7. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71559554/ (accessed 05 May 2023).

8. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71237918/ (accessed 05 May 2023).

Composition and Analysis of Administrative Violations in Management of Apartment Buildings

S. S. Sokhranov, Executive Director, NP "HCS Control", Moscow, Russia;

oprf2012@mail.ru

I. G. Burkin, Senior Prosecutor, Department of the Prosecutor's Office of the Tambov Region,

Tambov, Russia; kon-savin@yandex.ru

In July-August 2022, NP "HCS Control", together with the prosecutor's office of the Tambov Region, conducted a public monitoring of the situation with the involvement of organizations that manage apartment buildings to administrative responsibility, provided for by the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses ("Code of the Russian Federation on administrative offenses" dated December 30, 2001 No. 195-FZ). The monitoring covered the period of bringing such organizations to administrative responsibility from January 01, 2019 to December 31, 2021 in all 85 constituent entities of the Russian Federation. The monitoring revealed the quantitative indicators of instituting administrative action against organizations involved in the management of apartment buildings by authorized bodies.

Keywords: administrative offenses; control and supervision measures; public monitoring; apartment building.

© С. С. Сохранов, 2023 © И. Г. Буркин, 2023 Статья поступила в редакцию 10.02.2023

При цитировании использовать:

Сохранов С. С., Буркин И. Г. Состав и анализ административных правонарушений в сфере управления многоквартирными домами // Право: история и современность. 2023. Т. 7, № 1. С. 110 - 124. doi: 10.17277/pravo.2023.01.pp.110-124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.